Научная статья на тему 'Программа председательства Словакии в Вишеградской группе (2018- 2019). Основные приоритеты и принципы'

Программа председательства Словакии в Вишеградской группе (2018- 2019). Основные приоритеты и принципы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА / В4 / ВИШЕГРАДСКАЯ ЧЕТВЁРКА / ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО / СЛОВАКИЯ / ВИШЕГРАД / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ведерников Михаил Владимирович

В статье даётся обзор главных принципов и направлений деятельности Сло-вакии в качестве председателя Вишеградской четвёрки (июль 2018 июнь 2019), которые вошли в официальную Программу председательства. Автор отмечает, что данный доку-мент демонстрирует приверженность курсу, ранее намеченному странами-партнёрами по группе, и отвечает проевропейской позиции страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа председательства Словакии в Вишеградской группе (2018- 2019). Основные приоритеты и принципы»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

УДК 327

Михаил ВЕДЕРНИКОВ

ПРОГРАММА ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА СЛОВАКИИ В ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЕ (2018 - 2019).

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ПРИНЦИПЫ

Аннотация. В статье даётся обзор главных принципов и направлений деятельности Словакии в качестве председателя Вишеградской четвёрки (июль 2018 - июнь 2019), которые вошли в официальную Программу председательства. Автор отмечает, что данный документ демонстрирует приверженность курсу, ранее намеченному странами-партнёрами по группе, и отвечает проевропейской позиции страны.

Ключевые слова: Вишеградская группа, В4, Вишеградская четвёрка, председательство, Словакия, Вишеград, Европейский союз.

Вишеградская группа (В4) - неформальное объединение четырёх центральноевропей-ских государств (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия), сформировавшееся в 1991 г., первоначально для совместного преодоления последствий выхода из сферы советского влияния, т.н. социалистического лагеря. В дальнейшем по мере решения встававших перед государствами проблем наполнение деятельности организации менялось. С целью координации общих усилий с 1999 г. в практику вошли ротационные председательства, в ходе которых на протяжении года (обычно с июля по июнь) страна-участница формулировала собственную повестку дня, исходя из общих потребностей В4, которые на тот момент были чрезвычайно актуальны и требовали незамедлительного решения. Отмечая особую важность данной процедуры, необходимо указать, что у В4 отсутствовала и до сих пор отсутствует институционализированная структура, присущая многим международным организациям (исключением можно назвать Вишеградский фонд)1. В этой связи подобная спланированная работа, нацеленная на решение появляющихся задач во внутренней и внешней политике стран, позволила им успешно реализовать сообща многие проекты, участие в которых поодиночке вряд ли могло сулить успех.

Для Словакии, которая после обретения независимости в 1993 г. дольше всех из стран объединения искала путь, колеблясь между ориентацией на Москву или на Брюссель, председательства в В4 позволили укрепить курс, выбранный её соратниками по блоку, и который был нацелен на «возвращение в Европу»2. Важно отметить, что первый раз такая возможность словакам была предоставлена в 2002-2003 гг., то есть после того, как остальные члены В4 уже провели подобную процедуру. Тем самым они на примере своих коллег, твёрдо стоявших на позиции евроинтеграции и вступления в НАТО, должны были, следуя их лекалам, углубить свою привязку к намеченной ориентации.

©Ведерников Михаил Владимирович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра Ви-шеградских исследований ИЕ РАН. Адрес: Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected]. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520183946

1 Вишеградский фонд является международной финансирующей организацией, созданной в 2000 г. правительствами стран В4. Он занимается развитием сотрудничества между участниками вишеградского объединения, а также расширяет взаимодействие с другими государствами, в особенности представителями Западных Балкан и Восточного партнёрства.

2 Гопта И. Роль Вишеградской группы во внешней политике Словакии на современном этапе. Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях. Сб. ст. участников XII междунар. науч. конференции, ред. Л.Н. Шишелина. М., ИЕ РАН, 2018. C. 52.

В 2018 г. спустя шестнадцать лет после дебюта в этом качестве Словакия в пятый раз заступила на данный пост в совершенно иных условиях внутри-, внешне- и геополитического характера. Более того, годовой цикл, в рамках которого предстояло провести председательство, также предвещал насыщенную событиями программу. Так, на конец года намечено проведение переговоров по Многолетней программе финансового развития ЕС, следом за которой должно последовать обсуждение Стратегической повестки для Евросоюза (2019-2024). Выборы в Европейский парламент (ЕП) в мае 2019 г., выход Великобритании из ЕС в конце марта, 15-летняя годовщина членства стран В4 в Европейском союзе и пятнадцатилетие нахождения Словакии в НАТО, вдобавок с начинающимся в 2019 г. председательством страны в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - вот те основные события, которые должны были стать реперными точками определения приоритетов председательства.

Как и четыре года назад, девизом Словакии стало выражение «Динамичный Вишеград для Европы» (Dynamic Visegrad for Europe). Тем самым она сделала акцент на усилении внутренней динамики, состязательности, безопасности, взаимосвязанности, сплочённости више-градского региона в рамках ЕС. Одновременно с этим в основополагающем документе председательства - её программе отмечается, что Словакия продолжит работать над проведением в жизнь инициатив, намеченных во время предшествующих председательств её партнёров по блоку. Тем самым подчёркивается чрезвычайная важность соблюдения преемственности и поддержания общего вишеградского курса, который базируется на трёх основополагающих принципах: 1) продвижение общей позиции по вопросам, где подобная точка зрения способствует защите коллективных интересов на общеевропейском уровне; 2) предложение выгодных решений, в вопросах, где это может принести практическое позитивное воздействие для граждан В4; 3) уважение различий путём поиска консенсуса, соблюдающего национальные интересы1.

Приоритеты председательства Словакии 2018-2019 гг. обозначены в трёх направлениях: 1) сильная Европа; 2) безопасное окружение; 3) умные решения.

В программе отчётливо прослеживается идея о стремлении словаков активно участвовать в дискуссии о будущем ЕС, в которой они хотели бы выступать с позиций его укрепления путём предотвращения создания разделительных линий2. В этой связи говорится об активном вовлечении в общеевропейскую полемику по вопросам институциональных преобразований, касающуюся формирования состава Европейской комиссии (ЕК), укрепления демократической законности и усиления роли национальных парламентов в процессе принятия решений в рамках Евросоюза и др. Одновременно с этим отмечается, что поддержание единства ЕС должно происходить не ценой стагнации и ослабления прогресса. Последующая интеграция возможна только в тех областях, где это может принести выгоду. Поэтому В4 делает акцент на социально-экономической конвергенции между странами - участницами Европейского союза, которая должна исходить из установленных ранее принципов географического

1 Presidency programme. Dynamic Visegrad for Europe. Slovak presidency 2018/2019 of the Visegrad group. P. 2. URL: http://www.visegradgroup.eu/documents/presidency-programs.

2 В то же время подчёркивается необходимость поддержания уже существующего сотрудничества с европейскими, региональными и трансатлантическими партнёрами в формате В4+.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

баланса, пропорциональности, субсидиарности и институционального равновесия. Что касается Многолетней программы финансового развития, утверждение которой осложняется выходом Великобритании из ЕС, то В4 стремится найти баланс между финансированием новых приоритетных направлений развития Евросоюза и его традиционными компонентами политики.

Во время председательства Словакия будет поддерживать сохранение чёткой позиции в области политики сплочения ЕС, которая является основным инвестиционным потоком Евросоюза, направленным на поддержку роста и занятости в регионе после 2020 г. Также приоритетность этого направления определяется возможностью конкретизации общих позиций от-носительно будущих механизмов, которые должны быть разработаны на основе законода-тель-ных предложений, представленных в мае 2018 г. Европейской комиссией. В вопросе о брек-зите В4 попытается достигнуть сбалансированного соглашения, которое, с одной стороны, от-ражало бы интересы «четвёрки», но при этом сохраняло единство оставшихся двадцати членов Европейского союза. Принимая участие в разработке основ будущего взаимодействия ме-жду Британией и ЕС, страны Вишеграда постараются выдвинуть на передний план группу об-щих интересов: торгово-экономические отношения, общую внешнюю политику и политику безопасности, правовые консультации в гражданских и уголовных процессах, сотрудничество в области воздушного и наземного транспорта и обеспечение мобильность граждан1.

Помимо этого, по мере возможности Словакия сфокусирует своё внимание на вопросах, касающихся единого европейского рынка и ликвидации оставшихся барьеров в ЕС и расширения рынка товаров и услуг; предпримет шаги в социальной сфере, в области здравоохранения, образования и гражданского общества. «Сильная Европа», по мнению словацкой стороны, возможна только при сохранении общего европейского культурного наследия. В этой связи намечены мероприятия, которые усилят понимание принадлежности вишеградских народов к общей европейской семье.

Второй приоритет словацкого председательства обозначен как «безопасное окружение», наличие которого воспринимается как основная предпосылка успешной и стабильной внешней политики. Наглядное ухудшение обстановки в ближайшем соседстве стран В4, где «были нарушены основные нормы международного права, суверенитет и территориальная целостность стран, а также подвергся эрозии контроль за оборотом вооружения, произошло массовое распространение оружия и увеличилось воздействие гибридных угроз», привело к осознанию важности углубления сотрудничества в области политики безопасности. Ключевым инструментом для реализации этих мер продолжает оставаться Глобальная стратегия ЕС по внешней политике и политике безопасности2. Политической основой работы в этом направлении остаётся членство стран в Евросоюзе, в рамках которого необходимо усиливать диалог между государствами, предлагая содействие группы в тех вопросах, где оно может принести интересные решения, соответствующие формату ЕС.

Первоочередное внимание словацкого председательства уделено политике безопасно-

1 Presidency programme...P. 5.

2 A Global Strategy for the European Union. URL: https://europa.eu/globalstrategy/en/global-strategy-european-union.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

сти на Западных Балканах. Как отмечается в программе, целенаправленное расширение ЕС в этом регионе является стратегической инвестицией в европейскую безопасность и процветание. И данный процесс возможен только при соблюдении процедур, озвученных брюссельскими властями в феврале 2018 г. в документе «Перспективы доверительного расширения и активизации взаимодействия ЕС с Западными Балканами»1. В целях дальнейшего укрепления динамики интеграции Словакия сосредоточится на поддержке осуществления вышеупомянутой стратегии. Особые отношения стран В4 с регионом будут использованы для углубления сотрудничества и урегулирования разногласий, существующих здесь с момента распада Югославии.

Следующим звеном в установлении безопасного окружения должна стать стабилизация «восточного участка Европейского союза», в пределах которого В4 будет поддерживать проведение реформ, имеющих «проевропейскую траекторию»2. Впрочем, отмечено, что государства-партнёры обладают правом выбирать курс внешней политики, который отвечает их представлениям о суверенитете и территориальной целостности. В этом контексте особое внимание уделяется борьбе с гибридными угрозами на фоне предстоящих президентских и парламентских выборов на Украине в 2019 г. Так, словацкое председательство намерено сфокусироваться на имплементации решений саммита Восточного партнёрства 2017 г. и поддерживать углубление этой программы, для того чтобы она находилась на верхней позиции повестки дня Евросоюза. В4 планирует принять меры по «приближению» Грузии, Молдовы и Украины к ЕС и НАТО посредством более глубокого внедрения в этих странах Соглашения об ассоциации (Association Agreement) и Соглашения о глубоких и всеобъемлющих зонах свободной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Areas)4. Что касается сотрудничества с Арменией, Азербайджаном и Беларусью, то Словакия готова подготовить новые рамочные соглашения для этих стран с ЕС.

В рамках построения крепких отношений в области внешней политики Словакия намерена продолжить диалог с государствами Центральной Азии, Африки в области торгово-экономического сотрудничества, энергетических поставок, сельского хозяйства, обучения и культуры. Также на различном правительственном уровне пройдут консультации в традиционном формате В4+ с США, Канадой, Турцией, Израилем, Японией и Южной Кореей.

Особое внимание Словакия придаёт обсуждению миграционного вопроса, который стал «одним из главных испытаний европейского общества» (основная тема прошедшего в октябре 2018 г. саммита Европейского совета). Страна показала заинтересованность в углублении сотрудничества стран В4 в управлении миграционным кризисом, требующим всеобъемлющего и сбалансированного подхода, основанного на соблюдении принятых ранее правил с учётом реальных возможностей отдельных стран. Вновь было отмечено, что Вишеградская чет-

1 Enhancing EU engagement with the Western Balkans. URL: https://ec.europa.eu/commission/publications/enhancing-eu-engagement-westem-balkans_en

2 Presidency programme... P. 14.

3 См.: Борко Ю., Тяжелова В. Восточное партнёрство - второе дыхание. Европейский союз: факты и комментарии, №90, октябрь-декабрь 2017. С. 47-52. URL: http://www.edc-aes.ru/data/edcaes/content/user_files/files/90.pdf.

Понимание Соглашений об Ассоциации и Соглашений об углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между ЕС, Украиной, Молдовой и Грузией. URL: http://www.3dcftas.eu/ru

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

вёрка отвергают любые процедуры, нацеленные на введение механизма обязательного распределения беженцев в государствах - членах ЕС. Вместо этого было предложено продолжить практику координации позиций, касающихся законодательных предложений в рамках реформы Общеевропейской системы распределения беженцев (Common European Asylum System) и Дублинского регламента. Решение нынешних проблем В4 видит в устранении первопричин в странах происхождения миграции и её транзита1. Таким образом, требуется взаимодействие членов ЕС для ликвидации факторов неконтролируемого переселенческого движения, особенно в Африке и на Ближнем Востоке. Отмечается важность разработки и внедрения Общеевропейского механизма ответа на вызовы миграции (Migration Crisis Reaction Mechanism), цель которого - улучшение условий жизни жителей в неблагополучных государствах. Вдобавок неотъемлемой частью эффективной миграционной политики служит функционирующая система защиты внешних границ, которая усиливает надлежащим образом внутреннюю безопасность ЕС и чёткое функционирование Шенгенского пространства. В рамках борьбы с не-легальной миграцией подчёркивается необходимость интенсификации деятельности международной полиции и судебного сотрудничества.

В программе словацкого председательства важное место отводится усилению европейской обороны . В этом направлении страны Вишеграда продолжат подготовку формирования группы материально-технического обеспечения, которую они планируют предоставить в пользование НАТО в соответствии с планом 2017 г. Словакия будет прилагать усилия для обмена опытом стран В4 с другими членами Евросоюза на уровне Постоянного структурного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (Permanent Structured Cooperation - PESCO) и инициирует дискуссию о совместных проектах в рамках этой структуры. Программа председательства свидетельствует о планах В4 принимать участие в координации своих действий с союзниками по североатлантическому альянсу на его восточном фланге. Как отмечается, Словакия в качестве главы Вишеградской группы будет продолжать оказывать помощь Украине и другим важным партнёрам НАТО в Европе в форме поддержки реформ в области безопасности. В качестве ведущей страны Фонда «НАТО-Украина по ликвидации неразорвавшихся боеприпасов и борьбе с незарегистрированными устройствами» Словакия планирует задействовать формат В4 для поддержки своего восточного соседа.

Частью политики безопасности, несомненно, являются вопросы, касающиеся энергоснабжения ЕС. В этом контексте Словакия акцентирует внимание на комплексе задач, связанных с практической реализацией установок европейского Энергетического союза. Таким образом, несколько законодательных предложений в рамках программы «Clean Energy for All Europeans» будут в центре внимания стран В4. Группа заинтересована в скоординированном продвижении общих требований по поддержке конкурентоспособности, безопасности поставок, адекватных цен для конечных потребителей и свободы выбора энергетического баланса для каждого государства - члена союза. Вопрос безопасности энергопоставок чрезвычайно актуален ввиду высокой зависимости вишеградских стран от импорта энергетического сырья

1 Акифьева Е. Взаимоотношения стран ЦВЕ с ЕС, апрель-сентябрь 2017 г. Европейский союз: факты и комментарии, №88-89, апрель-сентябрь 2017. С. 61-68.

2 Presidency programme.. .P. 16.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

«из третьих стран». В этой связи председательствующая Словакия сконцентрирует внимание на координации действий «четвёрки» в продвижении проектов, направленных на укрепление энергобезопасности в Центральной Европе.

Третий приоритет словацкого председательства - «умные решения». Они предоставляют странам группы возможность создавать условия для повсеместного проникновения цифровых технологий в различные сферы деятельности человека1. Важность обращения к данной проблематике объясняется не только динамичным ростом этого сектора экономики, но и конкретной пользой, которую она приносит обществу. Особое внимание планируется уделить реагированию на современные инновационные технологические тенденции, использование которых усиливается на международном уровне. «Циркулярная экономика» и управление отходами - области применения инноваций, продвижением которых будут заниматься страны «четвёрки». Планируется проведение открытой дискуссии по этим передовым направлениям с целью привлечения инвестиций.

Что касается сравнительной характеристики программы словацкого председательства, то необходимо отметить, что в ней прослеживается прямая преемственность с предшествующими документами вишеградских стран, подчас их дублирование, возвращение к прошлым темам. Одновременно она схожа с программой председательства Словакии в Совете Европейского союза2 и служит подтверждением озвученного в октябре 2017 г. премьер-министром Р. Фицо заявления, что Словакия - это «единственный проевропейский остров в Центральной Европе»3. Магистральный курс на Брюссель при осторожном напоминании об особой позиции В4 по некоторым вопросам (например, миграции) привёл к тому, что в программе отсутствует упоминание России. Отсылки к ней, конечно, есть, однако, их надо искать и расшифровывать. Так, говоря о нависших над Европой угрозах, словаки перечисляют целый ряд доводов, в которых без труда можно отыскать завуалированные обвинения в сторону РФ из-за добровольного присоединения Республики Крым и г. Севастополь и особой позиции по вопросам, касающимся событий на востоке Украины. Также у Словакии вызывает серьёзное опасение её глубокая зависимость от энергопоставок из России, которую составители документа включили в нейтральный дипломатический термин «третьи страны». Таким образом, исходя из содержания программы, можно сказать, что Вишеградская группа не рассматривает Россию как партнёра в рамках этого формата, а наоборот связывает с ней наличие определённой турбулентности в центральноевропейском регионе.

Список литературы

Presidency programme. Dynamic Visegrad for Europe. Slovak presidency 2018/2019 of the Visegrad group. URL: http://www.visegradgroup.eu/documents/presidency-programs.

Акифьева Е. Взаимоотношения стран ЦВЕ с ЕС. Европейский союз: факты и комментарии, №88-89, апрель-сентябрь 2017 г. С. 61-68. URL: http://www.edc-aes.ru/data/edcaes/content

1 Presidency programme... P. 5.

2 Шишелина Л. О председательстве Словакии в Совете ЕС. Аналитическая записка Института Европы. №30 (60), 2016. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an60.pdf

URL: https://dennikn.sk/926845/ficovo-europanstvo-je-len-marketingove/.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

/user_files/files/88-89.pdf.

Борко Ю., Тяжелова В. Восточное партнёрство - второе дыхание. Европейский союз: факты и комментарии, №90, октябрь-декабрь 2017 г. С. 47-52. URL: URL: http://www.edc-aes.ru/data/edcaes/content/user_files/files/90.pdf.

Ведерников М. Об итогах словацкого председательства в Совете ЕС. Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях. Сб. ст. участников XI междунар. науч. конференции. М., 2017. С. 70-80. URL: http://visegradeurope.ru/wp-content/uploads/2018/10/%D 0%A2%D0%BE%D0%BC-12.pdf.

Гопта И. Роль Вишеградской группы во внешней политике Словакии на современном этапе. Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях. Сб. ст. участников XII междунар. науч. конференции. М., 2018. С. 51-63. URL: http://visegradeurope.ru/wp-content/ uploads/2018/10/%D0%A2%D0%BE%D0%BC-12.pdf.

Шишелина Л. О председательстве Словакии в Совете ЕС. Аналитическая записка Института Европы №30(60), 2016 г. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an 60.pdf.

References

A Global Strategy for the European Union. URL: https://europa.eu/globalstrategy/en/global-strategy-european-union.

Akif eva E. Vzaimootnosheniya stran CVE s ES. Evropejskij soyuz: fakty i kommentarii, №8889, aprel'-sentyabr' 2017g. S. 61-68. URL: http://www.edc-aes.ru/data/edcaes/content/user_files/ files/88-89.pdf.

Borko Y., Tyazhelova V. Vostochnoe partnerstvo - vtoroe dyhanie. Evropejskij soyuz: fakty i kommentarii, №90, oktyabr'-dekabr' 2017 g. G. S. 47-52. URL: http://www.edc-aes.ru/data/edcaes/ content/user_files/files/90.pdf.

Enhancing EU engagement with the Western Balkans. URL: https://ec.europa.eu/commission/ publications/enhancing-eu-engagement-western-balkans_en.

Gopta I. Rol' Vishegradskoj gruppy vo vneshnej politike Slovakii na sovremennom ehtape. Ros-siya i Central'naya Evropa v novykh geopoliticheskikh real'nostyakh. Sb. st. uchastnikov XII mezh-dunar. nauch. Konferencii. M., 2018 g. S. 51-63. URL: http://visegradeurope.ru/wp-content/uploads /2018/10/%D0%A2%D0%BE%D0%BC-12.pdf.

URL: https://dennikn.sk/926845/ficovo-europanstvo-je-len-marketingove/

Presidency programme. Dynamic Visegrad for Europe. Slovak presidency 2018/2019 of the Visegrad group. URL: http://www.visegradgroup.eu/documents/presidency-programs.

Shishelina L. O predsedatel'stve Slovakii v Sovete ES. Analiticheskaya zapiska Instituta Evropy, №30(60), 2016 g. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an60.pdf.

The EU's Association Agreements and Deep and Comprehensive Free Trade Areas (DCFTAs) with Ukraine, Moldova and Georgia. URL: http://www.3dcftas.eu/ru.

Vedernikov M. Ob itogakh slovackogo predsedatel'stva v Sovete ES. Rossiya i Central'naya Evropa v novykh geopoliticheskikh real'nostyakh. Sb. st. uchastnikov XI mezhdunar. nauch. konferencii. M., 2017 g. S. 70-80. URL: http://visegradeurope.ru/wp-

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

content/uploads/2018/02/Rossiya _i_Tsentralnaya_Evropa_2018.pdf/

The program of the Slovakia presidency in Visegrad group (2018-2019).

Key priorities and principles

Author. Mikhail Vedernikov, PhD (History), Senior Research Associate, Department for Central and Eastern European Studies, the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].

Abstract. The article provides an overview of the main principles and activities of the Slovak Presidency in the Visegrad group (July 2018-June 2018) which are being present in the Presidency Program. The author comes to a conclusion that this document demonstrates adherence to the course which was previously planned by the other members of V4 and could be characterized as a pro-European position.

Key words: Visegrad Group, B4, Visegrad Four, Presidency, Slovakia, Visegrad, European Union.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520183946

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.