УДК 797.5
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ПАРАШЮТИСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
THE PROGRAM OF TRAINING OF THE PARACHUTIST USING THE SIMULATOR VIRTUAL REALITY
Горин Андрей Владимирович
кандидат технических наук, доцент кафедра «Мехатроника, механика и робототехника» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Gorin Andrei Vladimirovich associate professor department« Mechatronics, mechanics and robotics»> Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Токмаков Никита Владимирович
студент
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Tokmakov Nikita Vladimirovich
student
Orel State University named after I S. Turgenev
Orel, Russia
Токмакова Мария Андреевна
студент
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Tokmakova Maria Andreevna
student
Orel State University named after I S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В статье представлен краткий анализ происшествий при выполнении прыжков с парашютом. Представлено содержание программы подготовки парашютиста с использованием тренажера виртуальной реальности. Представлены практические способы обучения парашютиста при расчете приземление.
Abstract. The article presents a brief analysis of incidents in the performance of skydiving. The content of the training program for a parachutist using a virtual reality simulator is presented. Practical ways of training of the parachutist at calculation of landing are presented.
Ключевые слова: тренажер, виртуальная реальность, парашютист, ориентация в пространстве, прыжок с парашютом.
Keywords: simulator, virtual reality, skydiver, orientation in space, parachute jump.
Анализ предпосылок и происшествий при выполнении прыжков с парашютом в России и за рубежом [1,2,3] показывает, что 80-85% несчастных случаев происходят при встрече парашютиста с земной поверхностью. Указанные происшествия происходят вследствие неправильного расчета захода или совершения парашютистом ошибок при пилотировании купола и приземлении [4,5]. Эти причины могут привести к негативным, а иногда к фатальным последствиям для здоровья парашютиста.
Для обеспечения безопасного выполнения прыжков необходима как теоретическая, так и практическая парашютная подготовка [6,7].
Подготовка на парашютном тренажере является чрезвычайно актуальной так как позволяет свести к минимуму возможность ошибочных действий парашютиста при пилотировании купола парашюта и приземлении.
Общая трудоемкость программы подготовки парашютиста с использованием тренажера виртуальной реальности составляет 1 час 30 мин, из них теоретических занятий - 45 мин, практических занятий - 4-6 прыжков с использованием тренажера.
В основу программы положен обобщённый передовой опыт отечественной и зарубежной практики подготовки начинающих парашютистов. Предложенные методические рекомендации были сформулированы, основываясь на практический опыт подготовки начинающих парашютистов, на протяжении более двадцати лет.
Учебный курс с использованием тренажера виртуальной реальности является основой для дальнейшего прохождения курса AFF и последующего выполнения прыжков с парашютом, так как умение правильно построить заход в площадку приземления и грамотно приземлиться является неотъемлемой частью прыжков с парашютом.
Цель программы подготовки парашютиста с использованием тренажера виртуальной реальности - получение правильных и устойчивых навыков управления куполом начинающими парашютистами.
Основными задачами учебного курса являются:
- умение составлять заход на площадку приземления с учетом различных метеоусловий и точек раскрытия;
- изучение режимов управления куполом;
- выполнение безопасной и грамотной работы под куполом;
- обеспечение безопасного и точного приземления в заданную площадку.
В результате освоения программы парашютист должен:
- уметь строить заход на основную площадку приземления для различных метеоусловий;
- знать и применять различные режимы работы купола;
- знать и выполнять работу под куполом обеспечивающую безопасное пилотирование;
- уметь обеспечивать безопасное приземление в заданную площадку с требуемой точностью.
Структура учебного курса состоит из теоретической части и практической. Содержание теоретической подготовки и распределение ее трудоемкости представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Теоретическая подготовка
№ Тема Содержание Время (мин) Примеч.
Основные термины и *
определения:
конус возможностей,
створ,
траверс,
створная полоса,
глиссада,
базовый район,
базовая точка,
1 Расчет захода линия визирования, цель. Определение контрольных точек: первая точка, вторая точка, третья точка. Выбор площадки приземления: основная, запасная. 20
Режимы управления: *
верхний,
средний,
нижний,
развороты парашютной
системы.
2 Управление куполом Приземление: выполнение приземления (подушки), ошибки при выполнении подушки, способы встречи с землей. 25
Итого 45мин
Теоретический курс программы подготовки парашютиста с использованием виртуального тренажера может проводиться как во время основного теоретического курса ДРР, так и после его завершения
Содержание и трудоемкость практической части программы подготовки парашютиста с использованием виртуального тренажера представлены в таблице 2.
Подготовка к виртуальному прыжку на тренажере выполняется парашютистом под контролем инструктора. Подготовка содержит подробное объяснение и отработку задания на прыжок. После выполнения прыжка производиться тщательный анализ и разбор действий парашютиста под куполом и во время приземления. Количество виртуальных прыжков может изменяться в зависимости от уровня усвоения материала начинающим парашютистом.
Таблица 2
Практическая часть программы подготовки парашютиста с использованием
тренажера виртуальной реальности
№ Тема Содержание Время (мин) Примеч.
11 1 Управление *
и приземление купола 9
в штилевых условиях;
2 Управление
и приземление купола 7 6
Выполнение виртуальных прыжков в ветер средней скорости; 3 Управление и приземление купола в сильный ветер; 4 Управление
и приземление купола поперек 6
ветра;
5 Контрольное выполнение; 6
6 Контрольное выполнение. 6
Итого 35мин
12 Разбор прыжка 10мин **
Время и выполнение виртуального прыжка производится по готовности студента, повторение прыжка обусловлено рекомендацией инструктора. Разбор виртуального прыжка осуществляется после его выполнения.
Образовательные технологии, используемые при реализации учебной работы, предусматривают использование:
- активных и интерактивных форм проведения занятий (аудиторные занятия с использованием тренажера виртуальной реальности);
- мультимедийный способ (лекционные и практические занятия);
- разбор конкретных ситуаций (лекционные и практические занятия).
Во время обучения начинающего парашютиста для соблюдения рациональной подготовки и обеспечения безопасности прыжков с парашютом применяются следующие виды контроля:
- оперативный контроль в виде опроса по пройденным темам, визуального наблюдения за выполнением упражнения;
- текущий контроль в виде собеседования, зачета по действиям на этапах прыжка;
- этапный контроль в виде письменного тестирования.
Таким образом, на основании представленного материала и выполненных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Применение программы подготовки парашютиста с использованием тренажера на основе виртуальной реальности позволяет увеличить безопасность выполнения прыжков с парашютом.
2. Отдельным вопросом стоит обучение, подготовка инструкторского состава с точки зрения методологии и практики преподносимых знаний и умений при использовании тренажера на основе виртуальной реальности для начинающих спортсменов-парашютистов.
Литература
1. Анализ парашютных происшествий за 1998-2005г.ДОСААФ России http://skysport.ru/anaiiz-parashyutnyx-proisshestvii-za-1998-2005.
2. Анализ парашютных происшествий за 2006г.Д(ЭСААФ России http://kbrsky. com/in cidents/an aiiz_parashyutnyh_proisshestvii_za_2006-2012.
3. Анализ парашютных происшествий за 2014г.ДОСААФ России http://kbrsky.com/incidents/anaiiz_parashyutnyh_proisshestvij_za_2014-2016.
4. Серебренников, Г.Г. Парашютный спорт: учебное пособие/ Г.Г. Серебреников. - М: Патриот, 1990. — 226 с.
5. Горин, А.В. Основы работы парашютиста под куполом: монография / А.В. Горин, В.Е. Ткаченко. - Орел: ООО ПФ «Картуш», 2014. - 94 с.
6. Горин, А.В. Начальная подготовка парашютиста: монография/ А.В. Горин, М.А. Горина. - Орел: Госуниверситет УНПК, 2015.
7. Горин А.В. Теоретические основы прыжка с планирующей оболочкой: монография / А.В. Горин, М.А. Горина, Д.Л. Козырев — Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2016. — 52 с.
References
1. Analysis of parachute incidents for 1998-2005. DOSAAF of Russia http://skysport.ru/anaiiz-parashyutnyx-proisshestvii-za-1998-2005.
2. Analysis of the parachute incidents in 2006. DOSAAF of Russia http://kbrsky.com/incidents/anaiiz_parashyutnyh_proisshestvii_za_2006-2012.
3. Anaiysis of parachute incidents for 2014D0SAAF of Russia http://kbrsky.com/incidents/anaiiz_parashyutnyh_proisshestvii_za_2014-2016.
4. Serebrennikov, G.G. Parachute sport: textbook / G.G. Serebrenikov. M: Patriot, 1990. - 226 p.
5. Gorin, A. V. Basics of parachutist work under the dome: monograph / A.V. Gorin, V.E. Tkachenko. - Orel: PF "Kartush"LLC, 2014. - 94p.
6. Gorin, A. V. Initiai training of parachutist: monograph / A.V. Gorin, M.A. Gorina. -Orel: State University - UNPK, 2015. -130p.
7. Gorin A. V. Theoretical bases of the jump with a planning shell: monograph / A.V. Gorin, M.A. Gorina, D.L. Kozyrev - Orel: OGU name of I.S. Turgenev, 2016. - 52p.