Научная статья на тему 'Программа подготовки медиаторов: содержание, форма, реальные возможности реализации'

Программа подготовки медиаторов: содержание, форма, реальные возможности реализации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
275
40
Поделиться

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Гущева Юлия Владимировна,

Текст научной работы на тему «Программа подготовки медиаторов: содержание, форма, реальные возможности реализации»

Ю.В.Гущева

Гущева Юлия Владимировна — преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Нижегородской правовой академии

E-mail: julia3842008@yandex.ru

Программа подготовки медиаторов: содержание, форма, реальные возможности реализации

23 февраля 2011 года в «Российской газете» был опубликован приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 года № 187 «Об утверждении Программы подготовки медиаторов» (далее — Программа).

Данный приказ принят по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 года № 969 «О программе подготовки медиаторов»1, которым в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»2установлено, что программа подготовки медиаторов утверждается именно этими двумя ведомствами.

Программа является дополнительной образовательной программой профессиональной переподготовки медиаторов, подлежащей освоению по очной форме обучения.

Программа и ее реализация — важная веха в развитии медиации в современной России. Она направлена на повышение эффективности функционирования этого инновационного института. Вместе с тем, как и любая новация, Программа может проявить отдельные стороны, которые уже сейчас следует обозначить как «шероховатости» и одновременно продемонстрировать проблемы.

Для установления этих сторон и особенностей Программы подготовки медиаторов попытаемся провести ее теоретико-методический анализ.

Программа состоит из трех образовательных программ повышения квалификации: базового курса, особенностей применения медиации и курса подготовки тренеров-медиаторов.

Каждая из этих трех образовательных программ завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о повышении квалификации, форма которого определяется организациями, осуществляющими подготовку медиаторов.

Освоение базового курса — основа для профессиональной медиации и допуск к последующим курсам. Дальнейшее освоение программы — на усмотрение слушателя.

При этом к прохождению образовательной программы «Медиация. Особенности применения

медиации» слушатели допускаются только после успешного завершения обучения по образовательной программе «Медиация. Базовый курс», а к прохождению программы «Медиация. Курс подготовки тренеров-медиаторов» — не только после успешного завершения образовательной программы «Медиация. Особенности применения медиации», но и завершения образовательной программы «Медиация. Базовый курс».

Освоение образовательной программы «Медиация. Курс подготовки тренеров-медиаторов» дает право преподавать основы медиации в системе вузовского и послевузовского образования, а затем в полном объеме вести медиативную деятельность.

По каждой образовательной программе представлены примерные учебные планы, модули и темы. В модулях и темах по образовательным программам раскрывается рекомендуемая последовательность обучения, указывается распределение академических часов по темам. Освоение тем предполагает проведение лекций, практических занятий, упражнений и деловых игр.

Примерный учебный план образовательной программы «Медиация. Базовый курс» включает следующие модули (интервал между которыми не может составлять более 6 месяцев): «Введение в медиацию», «Медиация как процедура» и «Медиативный подход».

На модуль «Введение в медиацию» отводится 40 академических часов, из них: 17,5 — лекции,

22,5 — практические занятия.

Модуль «Введение в медиацию» включает следующие крупные темы.

1. Альтернативное разрешение споров: система и принципы (3 академических часа).

Вопросы: Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах.

Гущева Ю.В. Программа подготовки медиаторов: содержание, форма, реальные возможности реализации

Гущева Ю.В. Программа подготовки медиаторов: содержание, форма, реальные возможности реализации

Анализ данного блока Программы позволяет предположить, что предусмотренного времени — трех академических часов — явно недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения указанных вопросов. Достаточно заметить — только один вопрос «Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право» требует не менее четырех академических часов для тезисного изложения основных процессуальных институтов. Как можно уложиться в отведенные три часа, если освоение темы согласно примерному учебному плану предполагает проведение, помимо лекций, практическихзанятий, упражнений и деловых игр.

2. Медиация как альтернативный методразре-шения споров (4 академических часа).

Вопросы: История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий «конфликт», «конфликтология» и «медиация». Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению кдругим альтернативным способам разрешения споров.

По нашему мнению, во вторую тему необходимо включить вопрос о преимуществах и недостатках медиации по отношению к судебному и административному порядкам разрешения споров.

3. Медиация как междисциплинарная область (4 академических часа).

Вопросы: Медиация и юриспруденция. Основы гражданского законодательства. Медиация и психология. Медиация и психолингвистика. Медиация и другие области человеческой деятельности. Философия метода. Медиация идоступ кправосудию. Основы регулирования медиативной деятельности в Российской Федерации.

Полагаем, что в рамках рассматриваемойтемы необходимо изучение не только основ гражданского законодательства, но и некоторых других отраслей права (жилищного, семейного). Крометого, целесообразно рассмотрение вопроса «Медиация и адвокатская деятельность», поскольку взаимодействие указанных институтов неизбежно и является надлежащей гарантией для успешной реализации медиативных процедур.

При этом предусмотренного времени — четырех академических часов (из них 3 часа лекций), конечно, недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения даже заявленных вопросов.

4. Принципы медиации (9 академических часов).

Вопросы: Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и бес-пристрастностьтретьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость («прозрачность»). Равноправие сторон.

По непонятным причинам в установленный перечень не вошел принцип «сотрудничества», предусмотренный статьей 3 Федерального закона от 27 июня 2010 года № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием по-

средника (процедуре медиации)». Не мешало бы в число принципов «включить» стимулирование, которое в научной литературе предлагается как одно из основных начал медиации.

5. Инструменты медиации (9 академических часов).

Вопросы: Факторы, влияющие на успешность процедуры медиации. Инструменты медиации, их виды и значение. Целесообразность применения отдельных инструментов в процедуре медиации.

Положительным здесь является отведение относительно большого количества времени (6 академических часов) на практические занятия, упражнения и деловые игры в рамках данной темы.

6. Восприятие и коммуникация в медиации.

Вопросы: Субъективная картина мира. Восприятие. Фильтры восприятия. Роль установок. Коммуникация входе медиативной беседы. Специальные методы работы в медиативном пространстве с эмоциональной составляющей конфликта.

Полагаем, что вопрос «Рольустановок» должен предусматривать в качестве подвопроса рассмотрение архиактуальной проблемы — «Вредные социальные стереотипы и пути их преодоления».

В качестве формы контроля по модулю предусмотрено тестирование или устный опрос.

На модуль «Медиация как процедура» отводится 40 академических часов, из них: 12,5 —лекции,

27,5 — практические занятия.

Модуль «Медиация как процедура» включает следующие темы:

1. Медиатор и процедура медиации(8 акаде-мическихчасов).

Вопросы: Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и какличность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход.

2. Подготовка кпроцедуре медиации(4 акаде-мическихчаса).

Вопросы: Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации.

3. Процедура медиации. Цели и задачи медиатора на каждой стадии (фазе) процедуры медиации (20 академических часов).

Вопросы: Процедура медиации и ее фазы. Значение фаз в медиации. Подходы специалистов к определению количества и значения фаз медиации. Первая фаза медиации. Цели и задачи первой фазы медиации. Вторая фаза медиации. Цели и задачи второй фазы медиации. Третья фаза медиации. Цели и задачи третьей фазы медиации. Чет-

вертая фаза медиации. Цели и задачи четвертой фазы медиации. Пятая фаза медиации. Цели и задачи пятой фазы медиации. Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением.

Думается, что в рамках рассматриваемой темы необходимо раскрыть содержание каждой фазы медиации, не ограничиваясь перечислением их порядковых номеров.

4. Результат процедуры медиации(8 академи-ческихчасов).

Вопросы: Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон обурегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения обурегулировании спора. Исполнение соглашения обурегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения обурегулировании спора судом, третейским судом.

В рамках темы предполагается составление примерного соглашения обурегулировании спора с помощью процедуры медиации в малых группах и перекрестная проверка группами соглашений (тестирование соглашений на возможность исполнения). В качестве формы контроля по модулю предусмотрена подготовка эссе о возможности применения медиации при разрешении конкретного спора.

Считаем: эссе как форма контроля является недостаточно апробированной и позволяющей в полной мере оценить полученные знания. Целесообразно в качестве формы контроля предусмотреть тестирование и (или) устный опрос, а также составление проекта соглашения обурегулировании спора по заданной ситуации.

На модуль «Медиативный подход» отводится 40 академических часов, из них: 15 — лекции, 25 — практические занятия.

Модуль «Медиативныйподход» включает следующие темы:

1. Информация в медиации (10 академических часов).

Вопросы: Значение информации в медиации. Цели и способы передачи информации. Уровни информации в медиации. Возможности позитивной коммуникации. Способы объективизации фактов. Вопросы как способ получения и прояснения информации. Невербальное общение в медиации. Систематизация полученного материала.

2. Взаимодействие картин мира в процессе медиации (4 академических часа).

Вопросы: Фильтры восприятия. Индивидуальная и общая реальности. Искажение реальности. Влияние внутренней установки на картину мира.

3. Работа с интересами сторон(6академических часов).

Вопросы: Понятие «центральной» проблемы. Позиционное мышление. Иерархии потребностей.

4. Привлечение представителей сторон, экспертов и другихлиц кучастию в процедуре медиации (2 академическихчаса).

Вопросы: Участие в медиации представителей сторон и их статус. Определение необходимости участия в процедуре медиации психологов, юристов, экспертов ит. д. и их статус.

5. Особенности разрешения споров из семейных, трудовых, экономических и других отношений с помощью медиации(12 академических часов).

Вопросы: Медиация при разрешении семейных споров (разводов, раздела имущества, наследственных споров, споров об определении места жительства ребенка). Основы семейного, трудового, корпоративного права. Медиация при разрешении трудовых споров. Медиация при разрешении гражданско-правовых споров. Медиация при разрешении корпоративных споров.

6. Продвижение медиации и этические нормы в медиации (6 академических часов).

Вопросы: Предпосылки и препятствия для формирования института медиации в России. Правовое регулирование медиации в России и в зарубежных странах. Российская практика медиации. Деятельность по продвижению медиации. Реклама медиации. Европейский кодекс поведения для медиаторов. Ответственность медиатора. Репутация медиатора.

Итоговая аттестация по образовательной программе «Медиация. Базовый курс» проводится в форме экзамена. В процессе экзамена слушатель должен продемонстрировать полученные в ходе всей образовательной программы «Медиация. Базовый курс» теоретические знания в сфере альтернативного разрешения споров и медиации и практические навыки медиатора, необходимые для ведения процедуры медиации.

Позитивным моментом, «венчающим» завершение базового курса обучения по рассматриваемому блоку программы, является тот факт, чтолица, освоившие образовательную программу «Медиация. Базовый курс» и успешно прошедшие итоговую аттестацию, вправе вести практическую деятельность в качестве медиатора на профессиональной основе.

Что касается следующей части Программы, то она является новым, по всей видимости, углубленным этапом развития подготовки медиаторов. Примерный учебный план образовательной программы «Медиация. Особенности применения медиации» рассчитан на 312 академических часов (101 академический час лекций, 202 академических часа практическихзанятий) и включает следующие модули (интервал между которыми не может составлять более 6 месяцев): «Работа в зоне конфликта», «Коммерческая медиация», «Медиация в многостороннем конфликте при сопровождении

Гущева Ю.В. Программа подготовки медиаторов: содержание, форма, реальные возможности реализации

Гущева Ю.В. Программа подготовки медиаторов: содержание, форма, реальные возможности реализации

проектов», «Особенности применения медиации при разрешении семейных споров», «Медиация в сверхнакаленном конфликте», «Межкультурные особенности и медиация», «Особенности применения медиации при разрешении гражданско-правовых споров и споров, связанных с интеллектуальной собственностью», «Медиация в административных спорах и судебная медиация», «Медиация в восстановительном правосудии и ювенальной юстиции», «Особенности применения медиации при разрешении трудовых споров».

Таким образом, лица, освоившие образовательную программу «Медиация. Особенности применения медиации» и успешно прошедшие итоговую аттестацию, также вправе вести практическую деятельность в качестве медиатора широкого профиля на профессиональной основе. Но в отличии от первого этапа подготовки медиаторов овладение образовательной программой «Медиация. Особенности применения медиации» необходимо для поддержания и совершенствования профессиональной компетентности медиатора, ведущего деятельность на профессиональной основе.

Третий уровень подготовки медиаторов «Медиация. Курс подготовки тренеров-медиаторов» рассчитан на 144 академических часа (54 академических часа лекций, 90 академических часов практических занятий) и включает следующие модули (интервал между которыми не может составлять более 6 месяцев): «Основы обучения медиации», «Работа с группой при обучении медиации», «Игровое взаимодействие при обучении медиации», «Индивидуальная работа тренера медиации».

Итоговая аттестация по образовательной программе «Медиация. Курс подготовки тренеров-медиаторов» проводится в форме экзамена.

Лица, освоившие образовательную программу «Медиация. Курс подготовки тренеров-медиа-торов» и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о повышении квалификации, они вправе, наряду с ведением практической деятельности в качестве медиатора на профессиональной основе, преподавать медиацию в рамках учебной программы «Медиация. Базовый курс».

При этом к итоговой аттестации по Программе допускается лишь слушатель, успешно завершивший обучение по всем трем образовательным программам.

Предполагается, что успешное освоение Программы в полном объеме дает лицу необходимые знания, умения и навыки для ведения медиативной деятельности на профессиональной основе, ведения практической деятельности в качестве медиатора широкого профиля, а также для преподавания в качестве тренера в рамках образовательных программ — «Медиация. Базовый курс», «Медиация. Курс подготовкитренеров-медиаторов».

Желательно предусмотреть, что успешное освоение Программы в полном объеме дает лицу необходимые знания, умения и навыки для преподавания в качестве тренера в рамках образовательной программы «Медиация. Особенности применения медиации».

Подводя итог проведенному анализу Программы, можно сделать вывод о том, что она имеет инновационный и прогрессивный характер. В Программе отражен междисциплинарный характер медиации, ее универсальностьс точки зрения сфер приложения и возможность освоения представителями самых разных специальностей. Рассмотренная Программа комплексна и системна, она дает возможность получить первичные навыки ведения процедуры медиации, что обеспечивает прохождение базового курса. Программа содержит в себе и тренерский курс, что представляется особо важным в условиях становления нового общественного института. Обучение медиации по модульному принципу позволяет осуществить полное посвящение слушателя рассматриваемым вопросам и поэтапное получение знаний.

Вместе с тем, как уже отмечалось, имеются некоторые проблемы теоретического и практического плана.

Совершенно очевидно — объем содержащихся в Программе вопросов и логика их изучения не совсем адекватны объему часов, необходимых для ее освоения.

Представляется, что обучение по Программе только в очной форме ограничивает развитие института медиации, так как это создаетдополнитель-ные трудности обучаемым — как правило, уже вполне состоявшимся личностям. Формулировки некоторых тем и последовательность их изучения требуют корректировки при практической реализации данной программы. Наверное, есть резон после 3— 5-летней апробации Программы провести широкое общественное обобщение и усовершенствовать ее с учетом накопленного практического опыта.

В целом можно заключить, что поскольку Программа служит основой для разработки и утверждения организациями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовку медиаторов, специализированных учебных программ, то выявленные нами в рамках настоящего анализа спорные моменты могут быть разрешены при составлении специализированных учебных программ соответствующими организациями.

Примечания

1. Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 50. — Ст. 6706.

2. Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 31. — Ст. 4162.