Научная статья на тему 'Программа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в условиях игровой деятельности'

Программа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в условиях игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1986
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ / COMMUNICATION / INTERPERSONAL RELATIONS / INTERPERSONAL INTERACTION / COMMUNICATIVE CULTURE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хапачева Сара Муратовна

В статье рассматривается программа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в условиях игровой деятельности. Представленная программа, развивающих мероприятий способствовала развитию коммуникативных навыков, которая повлекла за собой качественные изменения социально-рефлексивного развития личности, навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию, а так же облегчила период адаптации к среднему звену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program on the development of communicative competence younger students in terms of game activity

The article discusses the program on the development of communicative competence younger students in terms of game activity. Presents program development activities contributed to the development of communicative skills, which resulted in a qualitative change in the socio-reflective personality development, communication skills, listening skills, to Express their point of view, to come to a compromise, to argue and end, the solution to defend their position, as well as facilitated the period of adaptation to the secondary link.

Текст научной работы на тему «Программа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в условиях игровой деятельности»

Section 7. Pedagogy

4. Historical Source Study. Tutorial/Yaroslav Stepanovych Kalakura, Iryna Ninelijivna Voytsekhivsjka, Svitlana Fedorivna Pavlenko and other. - K.: Lybidj, - 2002. - 488 p.

5. Hargreaves D. H. Personalising learning: Next steps in working laterally/D. H. Hargreaves-lomdon: Specialist school Trust, - 2004 - 128 p.

6. Mikhaljchenko N. I. The Ukrainian Society: the transformation, modernization or limitrophe ofEurope/Nikolay Mikhaljchenko; NAS of Ukraine. Institute of Sociology, APN of Ukraine. Institute of the Higher School. -K., - 2001. - 440 p.

7. Fullan M. Forces of the Changes. Measurement of a Depth of the Educational Reforms/Michael Fullan. - Lviv: Edition “Litopys", - 2000. - 272 p.

8. Shchubelka N. V. The Transformation of the Education as a Phenomenon of the Modern Culture (the philosophical analysis). The Dissertationfor the scientific degree of the Philosophical Science. Specialty 09.00.10-the philosophy of the education. Kyiv University by the name of Taras Shevchenko/Nataliya Volodymirivna Shchubelka. - Kyiv, - 1998. - 170 p.

Hapacheva Sarah Muratovna, Adyghe State University, Maikop, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and pedagogical techniques E-mail: azimaka@list.ru

Program on the development of communicative competence younger students in terms of game activity

Abstract: The article discusses the program on the development of communicative competence younger students in terms of game activity. Presents program development activities contributed to the development of communicative skills, which resulted in a qualitative change in the socio-reflective personality development, communication skills, listening skills, to Express their point of view, to come to a compromise, to argue and end, the solution to defend their position, as well as facilitated the period of adaptation to the secondary link.

Keywords: communication, interpersonal relations, interpersonal interaction, communicative culture, communicative competence, the development of communicative skills.

Хапачева Сара Муратовна, Адыгейский Государственный университет, к. п. н., доцент кафедры педагогики и педагогических технологий, г. Майкоп E-mail: azimaka@list.ru

Программа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в условиях игровой деятельности

Аннотация: В статье рассматривается программа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в условиях игровой деятельности. Представленная программа, развивающих мероприятий способствовала развитию коммуникативных навыков, которая повлекла за собой качественные изменения социально-рефлексивного развития личности, навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию, а так же облегчила период адаптации к среднему звену.

Ключевые слова: общение, межличностные отношения, межличностные взаимодействия, коммуникативная культура, коммуникативные компетенции, развитие коммуникативных навыков.

Проблема общения относится к числу важнейших отношения детей в классном коллективе — это

для детей сфер жизнедеятельности. Межличностные форма реализации социальной сущности каждого

134

Program on the development of communicative competence younger students in terms of game activity

ребенка, психологическая основа для сплочения детей. От того, как складывается общение, зависит формирование личности.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. Младший школьный возраст, представляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создаёт благоприятные предпосылки для формирования личности. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.

Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.

У младших школьников четко прослеживается линия взаимоотношений «я и учитель», а не линия «я и одноклассники», что ослабляет значимость межличностных отношений. Для многих учащихся начальной школы в основе межличностных отношений лежат микрогруппы (2-3 человека).

Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна «окружающая ребенка атмосфера» социальной мысли, внешнее педагогическое влияние и руководство [2, 12-13].

Коммуникативная культура личности, как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её

формирования составляет опыт человеческого общения. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Развитие коммуникативных навыков происходит в основном в детском и подростковом возрасте. Ребенок должен уметь согласовывать свои действия, решения и амбиции с групповой задачей, достижениями других людей и их мнениями. Что является уже не только учеб -ной, но и коммуникативной задачей. Отсюда то ключевое значение, которое придается развитию коммуникативной компетентности уже на сравнительно ранних этапах обучения в школе. В связи с этим, своевременное изучение и правильная оценка навыков коммуникативности является обязательным условием управления процессом повышения коммуникативности [1, 158].

Данная программа направлена как на развития коммуникативной культуры личности, так и коммуникативную компетентность у детей младшего школьного возраста. В качестве дополнительных направлений программы предусмотрена коррекция самооценки детей, повышение активности и самостоятельности.

Цель программы: развитие коммуникативных компетенции учащихся начальной школы в условиях игровой деятельности.

Основные задачи: формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся.

Развитие навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию.

Выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытости, чувства юмора.

Программа включает в себя систему занятий, основу которых составляют игры и игровые упражнения, т. к. по данным исследованиям Л. С. Выготского, в процессе игры легче, чем при выполнении какой — любой другой деятельности, наладить позитивные взаимоотношения с окружающими [4, 58]. В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.

Развивающие занятия проводятся 1 раз в неде-лю/1 час выделяется из школьного компонента учебного плана/, продолжительность занятия — 40 минут.

Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие

135

Section 7. Pedagogy

элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие коммуникативных навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

Для оценки эффективности программы проводились диагностические мероприятия, включающие в себя ряд методик: методика Дж. Морено для изучения структуры межличностных отношений в классе, определение индекса групповой сплоченности Сишо-ра. Как дополнительный инструментарий, исследования межличностных отношений, можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р. Желя. Проводится анкетирование для оценки привлекательности классного коллектива, которую можно использовать в качестве беседы об особенностях взаимоотношениях ученика с классом.

Эффективность работы в группе отслеживается на каждом этапе деятельности и на каждом новом возрастном витке с помощью указанных выше методик. Программа выполняла развивающую функцию. Применяемые приемы развивающих мероприятий реализовались на группе учащихся 4-х классов начальной школы.

Развитие коммуникативных навыков заключалось в обучении умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию. Что способствовало так же выработке защитных качеств личности: уверенность в себе, открытости, чувства юмора. Оказывало воздействие на разностороннее формирование личности.

Развивающие мероприятия подбирались исходя из индивидуальных особенностей детей данного возраста.

Диагностические данные по методикам были соотнесены с ранее полученными результатами. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных отношений, что показывает динамику роста взаимоотношений. Увеличиваются взаимные выборы и уменьшаются взаимные отвержения. Умение адекватно оценивать отношение к себе других людей называется социально-рефлексивными

навыками. Уровень социально-рефлексивного развития — важный показатель личностной зрелости, эмоционального благополучия человека. Развивающие занятия помогли некоторым учащимся научиться адекватно, оценивать свое место в коллективе, они приобрели социально-рефлексивные навыки.

Групповая сплоченность - важный параметр, показывающий степень взаимоотношений в группе. Сравнение испытуемой группы с контрольной обязательно, т. к. сплочённость группы, так или иначе, связано с «руководящей линией» взрослого, работающего с классом, который обязательно развивает данный показатель в рамках воспитательной работы. При переходе учащихся в среднее звено проводиться ряд мероприятий по выявлению уровня адаптации учащихся 5 класса. Проанализировав полученные результаты можно констатировать тот факт, что легче всего адаптация проходит у учащихся из испытуемой группы, т. е. у тех ребят кто участвовал в данной развивающей программе [5, 28-29].

Данная программа успешно формирует и развивает коммуникативную культуру обучающегося. Это выражается в изменении качества общения членов учебной группы. Проявляются навыки эффективного слушания, активно высказывают свое мнение, аргументировано и неагрессивно отстаивают свою позицию.

Полученный опыт ведет к выработке защитных качеств личности: уверенности в себе, открытости.

Целенаправленная работа и грамотно подобранные упражнения увеличивают рост «сплоченности группы». Приобретенные навыки сотрудничества создают в группе дружелюбную атмосферу, в которой каждый участник чувствует себя в безопасности.

Данная система развивающих мероприятий способствовала развитию коммуникативных навыков, повлекла за собой качественные изменения социально-рефлексивного развития личности, навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию, облегчила период адаптации к среднему звену.

Список литературы:

1. Болдырев Е. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Уч. пособие./Е. В. Болдырев. - М., - 2010.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. - М., Педагогика-Пресс, - 1999. - 534 с.

3. Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх/А. А. Максимова Начальная школа. - 2005. - № 1. - с. 30-34.

4. Немов Р. С. Возрастная психология/Р. С. Немов. - М., - 1998.

5. Спиваковская А. Психотерапия - игра, детство, семья/А. Спиваковская. - М., - 2000.

6. Флерина Е. А. Игра и игрушки/Е. А. Флерина. - М., - 2003.

7. Эльконин Д. Б. Психология игры/Д. Б. Эльконин. - М., - 1999.

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.