Вестник Томского государственного педагогического университета. 2024. Вып. 2 (232). С. 73-81. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2024, vol. 2 (232), pp. 73-81.
ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА
УДК 910.1
https://doi.org/10.23951/1609-624X-2024-2-73-81
Программа по географии средней школы Монголии: история развития методики обучения географии
Гомбодорж Мунхцэцэг1, Пурэвсурэн ЭнхжаргаЛ
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск,
Россия,gombodorjmunhtsetseg@gmail.com
2Монгольский государственный педагогический университет, Улан-Батор, Монголия,
enhjargal@msue.edu.mn
Аннотация
Первые научные сведения о монгольских географических объектах получили Н. М. Пржевальский, Г. Н. Потанин, М. В. Певцов, В. А. Обручев и ряд других ученых. Российские и советские ученые, основываясь на широком спектре многолетних исследований, внесли уникальный вклад в исследование географии Монголии, немалую роль сыграли также монгольские исследователи. Основываясь на последних исследованиях в истории страны, Э. М. Музаев выделил четыре этапа истории исследования. На основании этого О. Намнандорж и Ш. Цэгмид в географическом изучении страны определили два больших периода: дореволюционный и постреволюционный. Выделенные ими периоды характеризуют появление национальных ученых, исследования которых в эти периоды имели разные цели, результаты и направления. Победа народной революции в Монголии заложила научный фундамент в развитие образовательного содержания по изучению географии Монголии. В данный момент важно сделать краткий обзор первых 100 лет истории развития методики и обучения географии. В 1990-х годах Монголия перешла к новой политической системе, и эти изменения были постоянной темой во всех секторах общества, включая образование. С тех пор в секторе образования происходят структурные, организационные, технологические и учебные изменения. Среди этих областей обновление учебных программ является ключевым фактором изменения системы образования. В связи с этим пересматриваются цели обучения, разрабатываются новые основные учебные планы, стандарты, учебники и вспомогательные материалы, а также совершенствуются педагогические методы, системы оценивания и среда обучения. В связи с переходом на 12-летнюю систему общего образования разрабатываются новые основные учебные программы, учебники и учебные пособия. С начала 2015-2016 учебного года используется новая учебная программа по географии. Основное внимание уделяется историческим изменениям в учебной программе по географии, сравнительным исследованиям старых (2012 г.) и новых (2015 г.) учебных программ (структура, содержание, преемственность, взаимосвязь и т. д.); представлен результат исследования.
Ключевые слова: учебный план, основной учебный план, история учебного плана
Для цитирования: Мунхцэцэг Г., Энхжаргал П. Программа по географии средней школы Монголии: история развития методики обучения географии // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2024. Вып. 2 (232). С. 73-81. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2024-2-73-81
DIDACTICS AND TEACHING METHODS
Geography program in a secondary school in Mongolia: history of development of methods for teaching geography
G. Munkhtsetseg1, P.Enkhzharga!2
1 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, gombodorjmunhtsetseg@gmail.com
2Mongolian State University of Education, Ulan-Bator, Mongolia, enhjargal@msue.edu.mn © r. MyHx^w, n. Энх®арг&í, 2024
Abstract
The first scientific information about Mongolian geographical objects was received by N. M. Przhevalsky, G. N. Potanin, M. V. Pevtsov, V. A. Obruchev and a number of other scientists. Russian and Soviet scientists, based on a wide range of long-term studies, made a unique contribution to the study of the geography of Mongolia, and Mongolian researchers also played a significant role. Based on the latest research in the history of the country, E. M. Muzaev identified 4 stages in the history of research. Based on this, O. Namnandorj and Sh. Tsegmid identified two large periods in the geographical study of the country: pre-revolutionary and post-revolutionary. The periods they singled out characterize the emergence of national researchers whose research during these periods had different goals, results, and directions. The victory of the people's revolution in Mongolia laid the scientific foundation for the development of educational content for the study of the geography of Mongolia. At this point, it is important to make a brief review of the first 100 years of the history of the development of the methodology and teaching of geography. In the 1990s, Mongolia moved to a new political system and these changes were a constant theme in all sectors of society, including education. Since then, structural, organizational, technological and educational changes have taken place in the education sector. Among these areas, the renewal of curricula is a key factor in changing the education system. In this regard, learning objectives are being revised, new core curricula, standards, textbooks and support materials are being developed, and pedagogical methods, assessment systems and the learning environment are being improved. In connection with the transition to a 12-year system of general education, new basic curricula, textbooks and teaching aids are being developed. Since the beginning of the 2015-2016 academic year, a new curriculum in geography has been used. The article focuses on historical changes in the geography curriculum, comparative studies of old (2012) and new (2015) curricula (structure, content, continuity, interconnection, etc.); the result of the study is presented. The research methods used are analysis of primary sources, comparison and induction.
Keywords: curriculum, core curriculum, curriculum history
For citation: Munkhtsetseg G., Enkhjargal P. Programma po geografii sredney shkoly Mongolii: istoriya razvitiya metodiki obucheniya geografii [Geography program in a secondary school in Mongolia: the history of the development of methods for teaching geography]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2024, vol. 2 (232), pp. 73-81 (in Russian). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2024-2-73-81
Введение
Монголия привержена построению цивилизации и ценностей мирового класса, построению демократического, гуманного и гражданского общества и успешному продвижению по пути всестороннего развития [1]. Монгольские правовые документы включают развитие мощной промышленности на основе научно-технических достижений путем постоянного повышения условий образования и личных профессиональных навыков населения [2]. «Образовательные цели... развивать граждан интеллектуально, морально и физически, граждан, способных независимо учиться, работать и жить...» [3]. Многие исследователи также высказали мнение о роли и значении образования в развитии страны, в том числе географии. Например, доктор Ш. Шагдар отмечал: «Нам необходимо иметь знания в трех областях, без которых невозможно саморазвитие. Это универсальное образование по географии, биологии и химии» [4]. Об этом свидетельствует тот факт, что наша страна отстает в развитии из-за неумения правильно использовать эту возможность.
А именно в учебной программе по географии изучаются причины природных и социальных явлений, решаются вопросы взаимосвязи природы и общества, ее результаты и положительные и отрицательные последствия, используются гео-
графическое мышление и научный подход, поэтому у молодого человека растет осознание ответственности защищать окружающую среду. Таким образом определяется то, что он вырастет в гражданина, способного учиться самостоятельно и творчески вносить свой вклад в устойчивое развитие общества [5].
Развивая образование как ведущий сектор социального развития, Монголия продолжает с каждым видом деятельности в этом секторе время от времени вносить любые изменения. За совершенствованием правовой среды образования следуют и несколько обновлений «Государственной политики в области образования» (1995 г.), «Комплекса законов об образовании» и «Образовательных стандартов» (1998 г.). Первым документом, проходившим стандартизацию содержания образования в Монголии, является вышедший в 1998 г. учебный стандарт по географии [6]. Ученые и исследователи отмечают высокую важность и роль образования, особенно географического образования в общенациональном развитии, и объясняют отсталость Монголии неправильным использованием имеющихся возможностей.
Решающим фактором реформирования сферы образования является реформирование содержания образования. Это означает, что любой учебный план должен быть улучшен. Мы стремимся
выявить тенденции развития географического образования и реформировать его особенности путем проведения сравнительных исследований учебных программ по географии. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- исторический обзор учебных программ по географии с 1923 г. по настоящее время;
- проведение сравнительного анализа между предыдущей учебной программой по географии (2012 г.) и существующей учебной программой по географии (2015 г.) с точки зрения целей, задач, содержания, методологии, предмета и оценки.
Материал и методы
Для проведения этого исследования были рассмотрены 16 учебных программ, применявшихся для географического образования в монгольских средних школах в период с 1925 по 2016 г., а также сопутствующие документы и материалы. Использованы такие подходы, как подробный анализ, сравнение и обобщение документов.
Результаты и обсуждение
1. Исторический обзор развития учебной программы по географии. Этот раздел исследования разделен на следующие три этапа, основанные на обзоре развития методов преподавания географии в средних школах [7]. В 1912 г. была создана первая школа в Автономной Монголии, и изучение учениками географического положения Монголии и других стран и географической карты мира положило начало преподавания географии в стране. В это время Ж. Цэвээн и другие ученые разработали первый учебник по географии «Положение Земли» [8].
А. 1921-1940 гг. В Монголии были созданы начальная (1921 г.), средняя школа (1923 г.) и старшая школа (1938 г.), были утверждены первые учебные программы по географии (1925, 1926, 1934 и 1938 гг.), которые стали основой улучшения и совершенствования следующих учебных программ по географии. Программы
Содержание учебной прог±
этого периода были написаны в виде списка содержания и некоторых советов по методам обучения. А именно: из учебной программы по географии за 1925/1926 учебный год видно, что физическая география Монголии, материковая и морская география, общая геология, минералогия, биогеография (изучает географическое распространение флоры и фауны) и географические понятия Монголии поэтапно изучались в 1-1У классах. Исследовались и фундаментальные понятия в тесной взаимосвязи с местной природой, климатом и бытом (табл. 1) [9, с. 72].
В целях повышения мастерства преподавания учителей начальной школы того времени в учебную программу географии вносилась рекомендация для учителей географии, как провести урок по географии, что являлось своеобразной методической помощью для проведения урока географии.
Например:
- взаимное обсуждение;
- краткая запись рассказанного;
- организация экскурсии;
- коллекция камней;
- чтение книг по географии;
- ведение записи по погоде и климату (метеорологии) и т. д.
Б. 1940-1992 гг. Соответственно в 1950, 1955, 1963 гг. проводилось усовершенствование школьных программ по географии. Они были улучшены в организации и содержании, хорошо подходили для детского возраста, подчеркивали важные требования к учащимся, знания географических карт, были включены самостоятельные работы учащихся, использованы статистические материалы, атласы и упражнения с картами, которым уделялось больше внимания по сравнению с предыдущими программами. Например, начиная с 1940 г. школы росли не только количественно, но и улучшились их качество и материальное обеспечение, строились школьные здания. География в это время изучалась в Ш-1Х классах.
Таблица 1
ммы (1925, 1926) [9, с. 73]
Год I класс II класс III класс IV класс
1925 О жизни, быте монгольского народа и особенностях местностей Монголии Форма и размер Земли, материки и океаны, крупные реки, озера и страны в Азии, структура хозяйства, религии, население и этнография Монголии
1926 Знакомство с особенностями территории Монголии и названиями гор, рек, местностей Знакомство со сторонами света, пространством, расположением вещей, животным и растительным миром местности Изображение гор, рек и озер местности, определение сторон света, гор, рек и озер на картах, знакомство с пользой животного и растительного мира и окружающей средой Знакомство с границей местности, других аймаков и страны...
В Ш-1У классах учащиеся получали основные фундаментальные знания по географии, так как не все обучащиеся тогда дальше продолжали обучение в 7-летних школах. В таких школах обычно велись занятия по физической географии (табл. 2) [9, с. 77].
Таблица 2
Содержание уроков в Ш-К классах [10, c. 30]
Однако по мере развития страны они были пересмотрены в 1972 г., уточнены в 1986 г. и использовались в средней школе до 1992 г. Эти программы были сосредоточены на совершенствовании научной базы, отражении достижений мировых и монгольских географических исследований, а также на улучшении логической последовательности предметов и преемственности между предметами [11]. Ученые отмечают в своих работах, что учебная программа, связанная с историческим контекстом того времени, была разработана на уровне, близком к советской учебной программе по географии, существенно затронуты идеологические и политические вопросы [12]. Тот факт, что все программы от первой до программы 1992 г. были утверждены под
названием «программа», является еще одним свидетельством этого.
В. С 1992 г. С 1990-х гг. политическое, экономическое, социальное и интеллектуальное развитие и реформа Конституции Монголии потребовали реформирования целей общего образования, видов деятельности, содержания обучения и технологий, и сам процесс реформ изменился с принципиально иной точки зрения. В 1992 и 1994 гг. учебная программа по географии была переработана и не рассматривалась как отдельная методика, но по каждой теме рекомендовалась практика, отражающая методологию. Впоследствии были разработаны Учебная программа по географии на 2010-2012 гг. и Базовая учебная программа для начального, базового и среднего образования на 2014-2016 гг. Это в целом соответствует трем категориям образовательного стандарта, охватившим весь круг содержания преподавания географии и начавшим претворяться с 2004 г.
С учетом знаний и умений учащихся каждый круг содержания программы-ядра делится на подчасти или группу тем и, в зависимости от особенностей классов, имеет свои названия. Например, для 8-го класса часть «Геопространственное изображение» делится на подчасти:
1. Географическая карта.
2. Геопространственное изображение.
3. Пространственная электронная информация.
Часть «Земля - наш дом» делится на подчасти:
1. Солнце и Земля.
2. Движение Земли и последствия.
Содержание каждой из 5 частей имеет
преемственность, которая углубляется в УИ-Х1 классах (табл. 3).
Таблица 3
Часть содержания программы-ядра географии (преемственность и углубление) [13, 14]
Часть содержания (обязательное изучение) VII класс VIII класс IX класс X класс XI класс
Геопространственное изображение Проведение изображения с использованием географических карт, отклонений, опозновательных знаков и масштабов, обозначение расположения Картографическое обозначение, масштаб, абсолютное и сравнительное расположение Тематическая географическая карта, сравнение тематических карт путем совпадения и проведения оценки Сортировка видов обозначения и учет отклонений, использование методов картографического изображения, геоинформационной системы, Google map и Google earth Использование социально-экономических показателей и конкретных методов исследований, показ графика и диаграммы, использование гео-информационной системы и Google earth на конкретных примерах, разъяснение
Класс Названия уроков
III Первые знания о физической географии
IV Краткие знания о географии и экономической географии Монголии, крупных мировых государств
V Физическая география
VI География континентов (крупные государства и колонии)
VII Физическая география и экономическая география Монголии
VIII Физическая география и экономическая география СССР
IX Экономическая география иностранных держав
Окончание табл. 3
Часть содержания (обязательное изучение) VII класс VIII класс IX класс X класс XI класс
Земля - наш дом Солнечная система, временные пояса Разница угла солнечного отражения и времени Влияние угла солнечного отражения, европейского и восточного летоисчисления на хозяйство Галактика и солнечная система, форма, размер и движение Земли Различие развития мировых государств, влияние, глобализация и антиглобализация
Население и оседлость Определение особенностей городов мира с использованием опознавательных знаков, черты людей, различия их жизни, факторы влияния Изображние разными методами количественных изменений населения, выяснение причин, особенности народностей, распространение Миграция, возрастная и половая, обозначение диаграммой структуры городского и сельского населения, урбанизация, классификация городов Влияние природных условий на распро странение населения Земли, пояс оседлости Численность, рост, возрастная и половая структура населения Земли, структура народностей, расположение, миграция, плотность, урбанизация
Природно-социальная среда Мировой климат, распространение вод, поверхностей, почв и других видов (мировые океаны, реки, озера и обледенения), факторы влияния на человеческую жизнь Составные части природы Монголии (типы поверхностей, полезные ископаемые, погод-но- климатические элементы, водные ресуры, распространение почв), свойства и закономерно сти Влияние природных условий и ресурсов на экономику Монголии, единый земельный фонд, землепользование, особенности инфраструктуры, типы производства, структура сельскохозяйственного производства Свойства, явления, закономерности, причины атмосферы, литосферы, гидросферы, биосферы, тропосферы Расположение мировой промышленности, влияние природных факторов, пространственные различия, география отрасли до- рожно-транспортных услуг, отличительные особенности, типовые различия
Природно-социальная взаимосвязь, регионы Факторы влияния на распространение природных поясов, почв, растений и животных по поясам Распространение животных и растений Монголии, различие природных поясов и зон, защита природы Экономические зоны и устойчивое развитие Монголии, актуальные вопросы общества Состав географической оболочки, географические пояса, различие поясов, причины Регионы мира, загрязнение вод и почв
Географическое содержание было включено в Базовую программу начального образования, учебные программы «Окружающая среда человека» и «Природа человека», базовое среднее образование в программу «Комплекс естественных наук». Все это было опубликовано как самостоятельное среднее образование в качестве отдельной учебной программы по географии. Базовая учебная программа образования разработана в соответствии с мировыми тенденциями образования, целями устойчивого развития и государственной политикой в области образования до 2024 г. [15].
Исходя из этого, учебная программа по географии в нашей стране переходит от научно обоснованного обучения, т. е. на основе содержания, к обучению, основанному на навыках или компетенциях, а также от обучения, ориентиро-
ванного на учителя, к обучению, ориентированному на учащихся; методы обучения интегрируются во многих отношениях (рис. 1).
Стиль ценности и ценность развития каждого ребёнка
Результаты которые
будут достигнуты 2013-2016. Основная учебная
О программа (нжальное, базовое
и полное среднее образование) возможности 2008-2012. Учебная программа по
географии (\И, УШ, К, X, И, XII класс)
Содержание
2004 г. Стандарты географического образования
до 2004 года учебная программа по географии (VI, VII, УШ, IX, X класс)
Рис. 1. Изменения в учебной программе по географии
2. При сравнении базовой программы основного образования (2015 г.) с предыдущей учеб-
ной программой по географии (2012 г.) выявлены следующие особенности:
- В старой программе по географии цель определялась как результат, который должен достичь каждый класс, внедрялась система содержания, а новая программа имеет единую концепцию, цели и задачи и разрабатывалась как базовая программа для любого предмета.
- Основная учебная программа базового образования состоит из двух основных частей: основной и предметной учебной программы, каждая из которых имеет свои компоненты (цели, задачи, содержание, методику, оценку, инструменты) (табл. 4).
Сравнение структуры
- Менеджмент считается неотъемлемой частью учебной программы (рис. 2).
- Раньше был отдельный учебный предмет «география», в новой программе география, физика, биология и химия были объединены в единый набор целей, задач и методов. К примеру, такие предметы базового образования, как естественные и социальные науки, разделены на 10 групп (рис. 3).
- Каждый набор или комплекс должен иметь цель, задачи и содержание (содержание каждого класса в комплексе), а также общую цель оценки, задачи и критерии для каждой задачи. Критерии оценки позволяют объективно спланировать оценку.
Таблица 4
ограммы по географии
Год 2010-2012 гг. 2015 г.
Наименование Учебный план и программа 7, 8, 9-х классов 12-летней общеобразовательной школы Основная учебная программа базового образования:
Структура - учебный план - ожидаемые общие результаты; - компоненты контентной системы; - ожидаемый результат; - содержание-контент (знание, умение, потребление); - оценка; - методология; - инструменты - план обучения; - общие основания; - принципы основной программы; - основные цели и задачи программы; - организация реализации основной программы (методология, среда, планирование); - оценка выполнения основной программы; - основная учебная программа базового образования (монгольский язык и литература, математика, информационная технология, естественные науки, история, социальные науки, искусство, техонология по дизайну, физическая культура и здоровье, иностранные языки, вспомогательные учебные мероприятия); - естественные науки (география, физика, химия, биология). • Цель • Задачи • Методы обучения и навыки • Содержание • Методология, среда, материалы • Оценка (цели, критерии, пояснения) Рекомендации по реализации программ
- Научный комплекс является целенаправленным: овладевая научными методами, используя научный язык, учась самостоятельно и совместно, а также сознательно и активно участвуя в защите окружающей среды, делая предположения о природе и причинах природных явлений, экспериментируя, обобщая и обрабатывая результаты и делясь ими с другими, можно приобрести широкие познания в науке. А целью старой программы было приобретение знаний и навыков в конкретном контексте и подключение их к практическому применению.
- В содержании старой программы отражались знания, навыки и применение содержания. Содержание усовершенствованного учебного плана выбиралось по принципу «не все, но важное» в соответствии с целями и задачами и определялось не как перечень знаний и понимания, а как деятельность, которую необходимо достичь, и результат, который должен быть достигнутым. Например, содержание курса географии предназначено для изучения во всех пяти категориях, таких как «геопространственное представление», «мир - наш дом», «население и поселения», «природа - окружающая среда и общество», «окружающая среда и регион» (рис. 4).
- Метод основной программы направлен на ее использование и реализацию.
IX класс
- изменение населения
- возраст и пол населения и трудовые ресурсы
- поселения
Рис. 4. Отражение объема контента «Население и поселения» в каждом классе
Предмет «география» интегрирован в комплекс естественных наук по целям, задачам, методам, целям оценивания, принципам и критериям, поэтому все эти особенности находят непосредственное отражение в обучении географии. В соответствии с учебным планом развитых стран, таких как США, Австралия и Канада, он соответствует мировым тенденциям в обучении школьников (рис. 5).
Полное среднее образование • Монгольский ребёнок • Родной язык • Техника обучения
• Базовое научное
знание
Базовое образование • Творческий
научный подход к
обучению
Начальное образование • Базовые научные и профессиональные знания, навыки • Подход к обучению на протяжении всей жизни
Рис. 5. Тенденции учебной программы
Заключение
Таким образом, учебная программа реформируется в соответствии с мировыми тенденциями образования и государственной образовательной политикой до 2024 г., но нужно видеть, что отсутствие исследований по реализации предыдущих программ или изменений в них вне зависимости от результатов исследования пагубно сказывается на качестве преподавания и производственной деятельности учителя.
Если структура и форма старой программы (2012 г.) одинаковы для каждого уровня образования, не трудно увидеть вертикальные и горизонтальные связи в содержании, то для новой программы это возможно на одном уровне, но гораздо сложнее между уровнями. Например, различное кодирование целей обучения в основной учебной программе базового (2015 г.) и полного среднего образования (2016 г.) затрудняет сравнение их последовательности. Кроме того, содержание основного образования формулируется как результат, а содержание полного среднего образования формулируется как цель обучения, что затрудняет установление связей между ними.
Новая учебная программа предназначена для включения учебной деятельности, что позволяет учащимся направлять свою учебную деятельность учителю, что является преимуществом по сравнению со старой учебной программой. Кроме того, содержание целей обучения и действия, которые необходимо выполнить для их достижения, подходят учителям для планирования обычных и модульных учебных программ.
zl
Zl
VII класс - люди континентов
- поселения
VIII класс
- количество населения и плотность
- этнический состав населения
Список источников
1. Сумъяа Ц., Менхтуяа Ö. Шинжлэх ухааны бичиг Yсгийн боловсрол-багш мэргэжилтний гуйцэтгэх уурэг [Scientific literacy education-the role of the teacher] // Багш боловсролын хегжил, шинэчлэл. Улаанбаатар: Менхийн Yсэг, 2006. Х. 4146.
2. Тереес боловсролын талаар баримтлах бодлого [Government policy on education]. Улаанбаатар, 1995. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/10935 (дата обращения: 23.12.2022).
3. Монгол улсын хууль. Монгол улсын Боловсролын багц хууль [Education package of Mongolia]. Улаанбаатар, 2002. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/9020 (дата обращения: 23.12.2022).
4. Шагдар Ш. Газарзуйн хичээлээр шийдвэрлуулэх асуудал [Problems to be solved by geography lessons]. Улаанбаатар, Шинжлэх ухаан танин мэдэхуй, 2007. 130 х.
5. Мунхцэцэг Г. Отражение вопросов глобального изменения климата в методологии образования и учебной программе по географии средней школы Монголии [Reflection of issues of global climate change in the methodology of education and the curriculum on the geography of secondary school in Mongolia] // Астраханский вестник экологического образования. 2023. № 1 (73). С. 138-143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50205057 (дата обращения: 13.02.2023).
6. Батчулуун Е. Газарзуйн боловсролын ундэс [Fundamentals of Geography Education]. Улаанбаатар: Менхийн усэг, 2020. 480 х.
7. БатсYх Г. Еренхий боловсролын дунд сургуульд газарзуй заах арга [Methods of teaching geography in general secondary schools]. Улаанбаатар: Ардын боловсролын яамны хэвлэл, 1982. 175 х.
8. Батчулуун Е. Сургуулийн газарзуйн онол аргазуй [Theory and methodology of school geography]. Улаанбаатар: Менхийн усэг, 2001. 380 х.
9. Мунхцэцэг Г. Программа преподавания географии в Монголии и историческое развитие учебников // Устойчивое развитие в современном нестабильном мире: Проблемы теории и практики. 2023. № 1. С 235-242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50186447 (дата обращения: 23.01.2023).
10. БатсYх Г. Дунд сургуульд физик-газарзуй заах арга [Methods of teaching physics and geography in secondary schools]. Улаанбаатар, Хэвлэх уйлдвэр, 1963. 222 х.
11. Содномваанчиг Г. Монголын бага, дунд боловсролын агуулга арга зуйн хегжлийн товч тойм (1911-2000) [A brief overview of the content and methodology development of primary and secondary education in Mongolia (1911-2000)]. Улаанбаатар: Адмон, 2001. 280 х.
12. Даш Д., Мандах Н. Газарзуйн шинжлэх ухааны хегжлийн туух [History of development of geographical science]. Улаанбаатар: Адмон, 2011. 613 х.
13. Бурэн дунд боловсролын сургалтын хетелбер (X-XII) [Curriculum for upper secondary education (X-XII)]. Улаанбаатар, Хэвлэх уйлдвэр, 2019. 282 х.
14. Суур боловсролын сургалтын хетелбер [Basic Education Curriculum (VH-IX)]. Улаанбаатар, Хэвлэх уйлдвэр, 2019. 139 х.
15. Насанбаяр Б. Суурь боловсролын сургалтын цем хетелбер [Core Curriculumof Basic Education]. Улаанбаатар: БСШУЯ, 2015. 159 х.
References
1. Sumya Ts., Mukhtuya Y. Shinyleh uhaani bichig usgiin bolovsrol-bagsh mergejilnii guitsetgeh uureg [Scientific literacy education-the role of the teacher]. Bagsh bolovsrolin hugjil, shinechlel. Ulaanbaatar, Eternal letters., 2006. P. 41-46 (in Mongolian).
2. Turuus bolovsrolin talaar barimtlah bodlogo [Government policy on education]. Ulaanbaatar, 1995 (in Mongolian). URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/10935 (accessed 23 Decenber 2022).
3. Mongol ulsin khuuli. Mongol ulsin Bolovsrolin bagts khuuli [Law of Mongolia] Ulaanbaatar, 2002 (in Mongolian). URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/9020 (accessed 23 Decenber 2022).
4. Shagdar Sh. Gazarzuin khicheeleer shiidverluulekh asuudal [Problems to be solved by geography lessons]. Ulaanbaatar, Shinjleh ukhaan tanin medehui Publ., 2007. P. 59-64 (in Mongolian).
5. Munkhtsetseg G. Otrajenie voprosov globalinogo izmeneniya klimata v metodologii obrazovaniya i uchebnoi programme po geographii srednei shkoli Mongolii [Reflection of issues of global climate change in the methodology of education and the curriculum on the geography of secondary school in Mongolia]. Astrakhanskii vestnik ekologicheskogo obrazovaniya, 2023, pp. 138-143 (in Russian). URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=50205057 (accessed13 February 2023).
6. Batchuluun Ye. Gazarzuin bolovsrolin undes [Fundamentals of Geography Education]. Ulaanbaatar, Munkhiin useg Publ., 2020. 480 p. (in Mongolian).
7. Batsukh G. Erunhii bolovsrolin dund surguulid gazarzui zaakh arga [Methods of teaching geography in general secondary schools]. Ulaanbaatar, Publication of the Ministry of Public Education Publ., 1982. 230 p. (in Mongolian).
8. Batchuluun Ye. Surguuliin gazarzuin onol argazui [Theory and methodology of school geography]. Ulaanbaatar, Munkhiin useg Publ., 2001. 380 p. (in Mongolian).
9. Munkhtsetseg G. Programma prepodavaniya geographii v Mongolii i istoricheskoe razvitie uchebnikov [The program of teaching geography in Mongolia and the historical development of textbooks]. Ustoychivoye razbitiye v sovremenneom nestabilinom mire: Problemi teorii i pratika, 2023, no. 1, pp. 235-242 (in Russian). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50186447 (accessed 23 January 2023).
10. Batsukh G. Dund surguulid pizik-gazarzui zaakh arga [Methods of teaching physics and geography in secondary schools]. Ulaanbaatar, Khevlekh uildver Publ., 1963. 222 p. (in Mongolian).
11. Sodnomvaanchig G. Mongolin baga, dund bolovsrolin aguulga arga zuin khugjliin tovch toim (1911-2000) [A brief overview of the content and methodology development of primary and secondary education in Mongolia (1911-2000)]. Ulaanbaatar, Admon Publ., 2001. 280 p. (in Mongolian).
12. Dash D., Mandakh N. Gazarzuin shinjleh ukhaani khugjliin tuukh [History of development of geographical science]. Ulaanbaatar, Admon Publ., 2011. 613 p. (in Mongolian).
13. Buren dund bolovsrolin surgaltin khutulbur (X-XII) [Curriculum for upper secondary education]. Ulaanbaatar, Khevlekh uildver Publ., 2019. 282 p. (in Mongolian).
14. Suuri bolovsrolin surgaltin khutulbur (VII-IX) [Basic Education Curriculum. Grades]. Ulaanbaatar, Khevlekh uildver Publ., 2019. 139 p. (in Mongolian).
15. Nasanbayar B. Suuri bolovsrolin surgaltin tsum khutulbur [Core Curriculum of Basic Education]. Ulaanbaatar, Ministerstvo obrazovaniya Publ., 2015. 159 p. (in Mongolian).
Информация об авторах
Мунхцэцэг Г., аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36,
Томск, Россия, 634050).
E-mail: gombodorjmunhtsetseg@gmail.com
Энхжаргал П., кандидат географических наук, преподаватель, Монгольский государственный университет образования (Sukhbaatar district, 8, baga toiruu-14, Ulaanbaatar-48, Mongolia-210648). E-mail: enhjargal@msue.edu.mn
Information about the authors
Munkhtsetseg G., postgraduate student, National Research Tomsk State Univer-sity (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050).
E-mail: gombodorjmunhtsetseg@gmail.com
Enkhjargal P., Teacher, Mongolian State University of Education (Sukhbaatar district, 8, baga toiruu-14, Ulaanbaatar-48, Mon-golia-210648).
E-mail: enhj argal@msue. edu.mn
Статья поступила в редакцию 14.02.2023; принята к публикации 01.02.2024 The article was submitted 14.02.2023; accepted for publication 01.02.2024