Научная статья на тему 'Программа перспективного развития строительного комплекса Липецкой области'

Программа перспективного развития строительного комплекса Липецкой области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1624
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / РЫНОК ПЕРВИЧНОГО ЖИЛЬЯ / ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / DEVELOPMENT PROGRAM / BUILDING COMPLEX / MARKET OF PRIMARY HOUSING / PROGRAM ARRANGEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиденко Антон Владимирович

В работе проведен SWOT-анализ строительного комплекса Липецкой области. Выявлены проблемы строительства первичного жилья в регионе. Предложена программа перспективного развития регионального рынка первичного жилья. Разработаны программные мероприятия по выполнению предложенной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM OF PERSPECTIVE DEVELOPMENT OF BUILDING COMPLEX OF LIPETSK REGION

In article SWOT-analysis of building complex of Lipetsk region is made. The problems of building of primary housing in region are made. The program of perspective development of regional market of primary housing is offered. The program arrangements on accomplishment of offered program are developed.

Текст научной работы на тему «Программа перспективного развития строительного комплекса Липецкой области»

УДК 332

ПРОГРАММА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

© Антон Владимирович Жиденко

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры финансов и кредита, e-mail: [email protected]

В работе проведен SWOT-анализ строительного комплекса Липецкой области. Выявлены проблемы строительства первичного жилья в регионе. Предложена программа перспективного развития регионального рынка первичного жилья. Разработаны программные мероприятия по выполнению предложенной программы.

Ключевые слова: программа развития; строительный комплекс; рынок первичного жилья; программные мероприятия.

Для разработки стратегии развития строительного комплекса Липецкой области с целью выявления проблем развития был проведен SWOT-анализ. Результаты анализа приводятся ниже.

Сильные стороны ^).

1. Строительный комплекс Липецкой области базируется на крупных строительных организациях и собственной развитой промышленности строительных материалов [1].

2. Липецкая область имеет богатую сырьевую базу разнообразных нерудных строительных материалов. По некоторым видам минерального сырья область обеспечивает не только свои потребности, но и потребности других регионов Российской Федерации.

3. По большинству видов строительных материалов Липецкая область обеспечивает свои потребности за счет собственного производства (цемент, сборные бетонные и железобетонные конструкции, стеновые материалы, строительная известь, щебень, гравий и др.).

4. Финансирование за счет средств бюджета областных жилищных программ («Свой дом», «Социальное развитие села до 2010 года», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года», «Программа ипотечного жилищного

кредитования»), а также строительства и капитального ремонта объектов соцкультбыта.

5. Высокая инвестиционная привлекательность Липецкой области.

Слабые стороны ^).

1. Строительный комплекс Липецкой области имеет определенные проблемы и диспропорции, связанные с низкой фондовооруженностью и ограниченностью инвестиций в основной капитал строительной отрасли.

2. Высокая степень физического и морального износа основных фондов предприятий.

3. Неполная загрузка производственных мощностей.

4. Отдельные виды материалов ввозятся полностью или частично (высококачественный облицовочный керамический кирпич, стекло, лесоматериалы и др.).

5. Сезонность строительного производства.

6. Строительное производство, как и промышленное, сосредоточено в большей степени в областном центре. Территориальные различия в объемах жилищного строительства весьма существенны: 70 % ввода жилья сосредоточено на территории Липецк-Грязи, Липецкого и Грязинского районов, на всю оставшуюся территорию 6 городов и 16 сельских районов приходится лишь 30 % ввода общей площади жилых домов.

7. Высокая рыночная стоимость жилья.

8. Низкая платежеспособность населения.

9. Недостаток и старение высококвалифицированных кадров, отсутствие системы подготовки кадров, отвечающих потребностям строительного производства.

Отсутствие эффективных методов управления, повышения качества услуг и продукции по модели международных стандартов серии КО 9000.

Возможности (О).

1. Увеличение объемов жилищного строительства до 800 тыс. м2 в год [2].

2. Рост эффективности строительного производства за счет снижения ресурсоемко-сти, энергетических и трудовых затрат.

3. Увеличение производства высококачественных, конкурентоспособных строительных материалов.

4. Производство строительной продукции, ввозимой полностью или частично в Липецкую область.

5. Обновление основных фондов предприятий за счет модернизации действующих и создания новых производств.

6. Принятие областных программ, предусматривающих существенное развитие производственной базы строительства.

Угрозы (Т).

1. Вступление России в ВТО и падение конкурентоспособности предприятий строительного комплекса.

Таблица 1

SWOT-таблица

«Сила» ^) «Слабость» ^)

SO WO

О Ї о о § о т 1. Ликвидация дефицита строительной продукции, не производимой в Липецкой области, за счет местной сырьевой базы. Техническое перевооружение и модернизация производственных баз строительного комплекса. 2. Увеличение объемов инвестирования за счет развития новых производств и увеличения объемов жилищного строительства. 3. За счет высокой инвестиционной привлекательности Липецкой области привлечение инвесторов в жилищное строительство и модернизацию производственной базы. 4. Повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в результате прохождения сертификации по международным стандартам серии кО 9000 1. Издержки по обслуживанию и содержанию незагруженных основных фондов сдерживают обновление производства. 2. Рост цен на исходное сырье, материалы, энергоресурсы, сложности получения строительных площадок под строительство, неполная загрузка предприятий промышленности строительных материалов объективно влияют на рост себестоимости строительства жилья и других объектов. При этом недостаточные объемы строительства обусловливают рост рыночной стоимости готового жилья. 3. Отсутствие эффективных методов управления, повышения качества услуг и продукции по модели международных стандартов серии ISO 9000 негативно сказывается на конкурентоспособности строительной продукции

ST WT

2. Снижение объемов финансирования областных и федеральных программ (табл. 1).

Выбор стратегий развития строительного комплекса Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами выглядит следующим образом.

В результате выделяются стратегические цели и задачи.

Цели:

1) улучшение социально-экономического положения жителей Липецкой области за счет увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья и социально-значимых объектов;

2) устойчивая и эффективная работа промышленности строительных материалов по обеспечению возрастающих потребностей строительства. Обеспечение полной загрузки производственных мощностей;

3) реализация перспективных инвестиционных проектов по модернизации и развитию производственных баз строительных предприятий с целью повышения конкурентоспособности предприятий;

4) ликвидация дефицита строительной продукции, не производимой в Липецкой области, за счет местной сырьевой базы.

Т

о

р

ргУ

1. Повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в результате прохождения сертификации по международным стандартам серии ^ 9000.

2. За счет высокой инвестиционной привлекательности региона привлечение внебюджетных средств для реализации программ по строительству и модернизации производственных баз

1. Высокая изношенность основных фондов приведет к неконкурентоспособности строительной продукции.

2. При вступлении в ВТО недостаток и старение высококвалифицированных кадров не позволят повысить конкурентоспособность строительных предприятий - необходимо развивать программу подготовки кадров и привлекать кадры из других регионов.

3. Снижение объемов бюджетного финансирования

по областным жилищным программам приведет к дальнейшему уменьшению платежеспособности населения - необходимо совершенствование существующего механизма ипотечного кредитования с расширением его по территории области_______________

Задачи:

1) использование механизмов ипотечного кредитования; создание условий, способствующих использованию корпоративных облигаций в качестве источника привлечения инвестиций;

2) разработка и реализация областных целевых программ «Доступное жилье», «Государственная поддержка развития строительного комплекса Липецкой области в 2006-2010 гг.»; «Государственная поддержка строительства, реконструкции и ремонта социально-значимых объектов в Липецкой области»;

3) повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в результате прохождения сертификации по международным стандартам серии ISO 9000;

4) привлечение средств из разных источников финансирования, включая бюджетные и внебюджетные фонды.

Указанные цели и задачи предполагают решение комплекса задач в области градостроительства, архитектуры, строительства жилья и социально-значимых объектов, промышленного строительства, в т. ч. предприятий промышленности строительных материалов.

Строительство относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики.

Значительное увеличение объемов строительно-монтажных работ возможно при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих основных фондов с опережающим развитием производственного

потенциала строительной отрасли и ее материально-технической базы.

При этом непременным условием является повышение эффективности капитального строительства на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведенных объектов.

Строительный комплекс Липецкой области, базируясь на крупных строительных организациях и собственной промышленности строительных материалов, имеет определенные проблемы и диспропорции, связанные с относительно низкой фондовооруженностью и ограниченностью инвестиций в основной капитал строительной отрасли [3].

Для большинства крупных и средних строительных организаций и предприятий области характерно неустойчивое финансовое положение, низкая производительность труда, отсутствие перспективной стратегии развития, подверженность воздействию колебания спроса и предложения на строительном рынке. Издержки по обслуживанию и содержанию незагруженных основных фондов сдерживают обновление производства, снижают экономические показатели предприятий строительного комплекса, не позволяют обеспечить им инновационную деятельность. Продолжающийся рост цен на исходное сырье, материалы, энергоресурсы в совокупности со значительными обременениями, техническими условиями эксплуатирующих организаций, существующими сложностями получения строительных площадок под строительство, неполная загрузка предприятий промышленности строительных материалов объективно влияют на рост себе-

стоимости строительства жилья и других объектов. При этом именно недостаточные объемы строительства обусловливают рост рыночной стоимости готового жилья.

Производственная база строительства является материальной основой строительного комплекса. Именно техническое состояние промышленности строительных материалов предопределяет уровень развития всего строительного комплекса.

По большинству основных видов строительных материалов Липецкая область обеспечивает свои потребности за счет собственного производства (цемент, сборные бетонные и железобетонные конструкции, стеновые материалы, строительная известь, щебень, гравий и др.), отдельные виды материалов ввозит полностью или частично (высококачественный облицовочный керамический кирпич, стекло, лесоматериалы и др.).

При этом моральный и физический износ основных фондов в промышленности строительных материалов достиг к 2009 г. 47,5 %, активной части (машин и оборудования) - 59,4 %. Из-за отсутствия крупномасштабных инвестиций коэффициент обновления основных фондов в промышленности стройиндустрии к 2005 г. составил 4,3 % в год (здания - 1,2 %; силовые машины и оборудование - 1,6 %; рабочие машины и оборудование - 4,8 %). Инвестиции в основной капитал в 2009 г. в промышленности строительных материалов составили 135,7 млн руб. (82 % к 2006 г.).

Производство строительных материалов и изделий, как и другие отрасли промышленности Липецкой области, проходит болезненный этап реформирования, реструктуризации, переориентации на спросовые потребности рынка. В числе слабых сторон деятельности отмечается слабый менеджмент, высокий износ основных фондов и недостаточное обновление основных средств, снижение конкурентоспособности продукции и крайне низкий уровень использования производственных мощностей отдельных предприятий, что в целом определяет низкую инвестиционную привлекательность этих предприятий.

Одним из путей решения этой проблемы может быть создание благоприятных условий и эффективных стимулов за счет предоставления налоговых льгот, государственных гарантий, субсидирования процентной став-

ки по привлекаемым кредитам для реализации инвестиционных проектов, направленных на увеличение объемов и повышение экономической эффективности производства, развитие конкурентоспособной продукции, ликвидацию дефицита отдельных видов строительных материалов [2, 4].

Увеличение объемов строительства неизбежно приводит к использованию все большего количества техники, оборудования и инструментов.

Степень износа основных фондов в строительстве к началу 2009 г. составила 53,2 % (2006 г. - 57,7 %). Ограниченные финансовые возможности строительных организаций не позволяют приобретать новую технику. Имеющиеся средства они вынуждены направлять на ремонт устаревших машин и оборудования, а не на реализацию инвестиционных программ обновления собственного производства, поскольку не способны предоставить банкам ликвидное обеспечение кредитов, необходимых для технического перевооружения.

Учитывая, что средний срок службы основных строительных машин составляет 8-10 лет, то следует ожидать, что в течение ближайших лет большая часть выработавших ресурс машин должна быть обновлена, но большинство организаций пока не имеет для этого финансовых возможностей.

Для ускорения и удешевления строительства жилья и социально-значимых объектов строительным организациям необходимо больше применять прогрессивные технологии, такие как монолитное домостроение. Достоинства этой технологии заключаются в возможностях новых планировочных решений, экономии строительных материалов, снижении расхода тепла на обогрев помещений, увеличении срока эксплуатации. В Липецкой области только 10 % возводимого многоквартирного жилья возводится по этой технологии, что также сдерживается ограниченностью финансовых средств (к примеру, комплект опалубки для монолитного домостроения имеет стоимость от 3 до 5 млн руб. в зависимости от комплектности).

Субсидирование процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам предприятиям, участвующим в областных строительных программах, на приобретение дорогостоящей техники и оборудования будет стимулировать строительные

организации привлекать кредитные и заемные средства для приобретения и взятия в аренду по договорам лизинга новой высокопроизводительной техники, оборудования для монолитного домостроения.

Основной проблемой в достижении главной цели государственной жилищной политики - доступность жилья для населения - является отсутствие достаточного количества финансовых ресурсов, обеспечивающих динамичное развитие рынка доступного жилья. Существующий дефицит финансовых

средств на жилищном рынке не позволяет достичь требуемых объемов строительства, поскольку приход в эту сферу крупных инвесторов и банков сдерживается нехваткой инженерно-оснащенных земельных участков под строительство и значительными рисками, возникающими при строительстве жилья. Для банков, которые потенциально могли бы кредитовать застройщиков, необходимы гарантии возврата кредита в оговоренных в кредитном договоре объемах и сроках. Эти гарантии могут быть обеспечены, с одной стороны, залогом земельных участков с инженерным оснащением и активов застройщика, а с другой - наличием реальных покупателей на построенное жилье (в т. ч. тех, кому банки готовы выдать ипотечный кредит на его приобретение). В связи с тем, что застройщики, как правило, не имеют залога в виде земли, находящейся в их собственности или долгосрочной аренде, получили широкое распространение т. н. «долевые схемы», при которых строительство финансируется напрямую населением [5].

Эти схемы являются весьма рискованными и дорогими для населения. Будущие владельцы квартир должны внести значительный первоначальный взнос, а также взять на себя риск не получить квартиру в собственность из-за непрозрачной схемы договорных отношений с застройщиком. В результате застройщик пользуется бесплатным финансовым ресурсом, не неся при этом практически никакой ответственности за его использование.

Для решения данных проблем нами разработана Программа по улучшению состояния рынка жилищного строительства в Липецкой области на период до 2012 г. (табл. 2).

Основными целями Программы являются:

— улучшение качества жизни населения Липецкой области за счет увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья, объектов соцкультбыта и повышения занятости;

— привлечение инвестиций, необходимых для устойчивой и эффективной работы предприятий по обеспечению возрастающих потребностей строительства в качественных строительных материалах, высокопроизводительной технике;

— реализация перспективных техникоэкономических направлений развития предприятий промышленности строительных материалов, строительной индустрии и производственных баз строительных организаций с целью повышения конкурентоспособности предприятий.

Указанные цели предполагают решение комплекса задач:

— привлечение заинтересованных предприятий, организаций и инвесторов;

— создание благоприятных условий и эффективных стимулов за счет предоставления налоговых льгот, государственных гарантий, субсидирования процентной ставки по привлекаемым кредитам для реализации инвестиционных проектов, направленных на увеличение объемов и повышение экономической эффективности производства, развитие конкурентоспособной продукции, ликвидацию дефицита отдельных видов строительных материалов;

— ориентация предприятий на поиск нестандартных решений для преодоления технико-технологического отставания, в т. ч. за счет перепрофилирования производства;

— повышение уровня осведомленности инвесторов, научных и проектных организаций, органов власти и управления, организаций и предприятий строительного комплекса [1].

Приоритетными направлениями в развитии строительного комплекса Липецкой области будут являться [2, 6]:

— обеспечение роста объемов жилищного строительства;

— снижение себестоимости и стоимости строительства жилья и социально-значимых объектов;

— увеличение объемов производства тех строительных материалов, изделий и конструкций, дефицит которых будет сдерживать выполнение Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. (це-

мент, стеновые материалы, сборные бетонные и железобетонные конструкции);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ликвидация за счет местной сырьевой базы дефицита отдельных видов строительных материалов, не производимых в области (высококачественный облицовочный керамический кирпич, листовое оконное стекло, высокоэффективные теплоизоляционные материалы, фасадная и облицовочная плитки, облегченные гипсоволокнистые и гипсокартонные плиты, быстротвердеющие пластики, линолеум и ковролин на экологически чистых основах, кровельные материалы, кера-

мическая и цементно-песчаная черепицы, экологически чистые изделия для строительства и отделки жилья в результате глубокой переработки древесины и др.);

- совершенствование номенклатуры выпускаемых железобетонных изделий;

- повышение качества продукции за счет совершенствования существующих и организации новых вспомогательных производств, приближенных к строительной площадке, с целью снижения издержек на транспортных расходах;

Таблица 2

Программа развития строительного комплекса Липецкой области в 2008-2012 гг.

Наименование Программы Программа развития строительного комплекса Липецкой области в 2008-2012 гг.

Основание для разработки Программы Состояние и меры по формированию рынка доступного жилья

Исполнители Программы Главное управление строительства и архитектуры администрации области; инспекция государственного архитектурно-строительного надзора

Основные цели и задачи Программы Основными целями и задачами Программы являются: - улучшение качества жизни населения Липецкой области за счет увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья, объектов соцкультбыта и повышения занятости; - привлечение инвестиций, необходимых для устойчивой и эффективной работы предприятий по обеспечению возрастающих потребностей строительства в качественных строительных материалах, высокопроизводительной технике; - реализация перспективных технико-экономических направлений развития предприятий строительного комплекса с целью повышения конкурентоспособности предприятий

Сроки реализации Программы 2008-2012 гг.

Объемы и источники финансирования Программы Основными источниками финансирования Программы являются средства городского бюджета. Общий объем финансирования на период реализации Программы прогнозно составит 3304,8 млн руб., из них на предоставление государственных гарантий области - 1573,9 млн руб., в т. ч. по годам: 2008 г. - 519,6 млн руб.; 2009 г. - 803,6 млн руб.; 2010 г. - 870,4 млн руб.; 2011 г. - 827,5 млн руб.; 2012 г. - 283,7 млн руб. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год

Контроль за реализацией Программы Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация области. Главное управление строительства и реконструкции города ежегодно предоставляет отчет о ходе выполнения Программы в администрацию области и областной Совет депутатов

- техническое оснащение строительного комплекса Липецкой области строительными машинами, механизмами, средствами малой механизации и грузовым автотранспортом.

Нами также были разработаны основные программные мероприятия, в числе которых следующие.

1. Выработка основных положений технической политики в строительстве и произ-

водстве строительной продукции на основе проведенного анализа существующей производственной и сырьевой баз с учетом прогнозных объемов строительно-монтажных работ, а также создание информационной базы для принятия решений по развитию производственных баз в Липецкой области.

2. Предоставление в соответствии с действующим законодательством налоговых

льгот и государственных гарантий городу Липецку по заимствованиям, осуществляемым на реализацию инвестиционных проектов, направленных на увеличение объемов и повышение экономической эффективности производства, развитие конкурентоспособной продукции, а также на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.

3. Государственные гарантии Липецкой области по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, используются только для частичного обеспечения каждого из кредитов с целью более обоснованного отбора инвестиционных проектов бан-ками-кредиторами.

4. Отбор инвестиционных предложений предприятий осуществляется на конкурсной основе. Предоставление государственной поддержки победителям осуществляется в порядке и на условиях, определяемых администрацией области по каждому виду субсидирования.

При рассмотрении инвестиционных предложений конкурсной комиссией учитываются:

— экономическая и социальная значимость предложений для города;

— объем инвестируемых средств;

— доля собственных средств в общем объеме финансирования;

— участие претендента в областных целевых жилищных и строительных программах;

— объем и стоимость жилья, передаваемого исполнителям областных целевых жилищных программ (при субсидировании процентной ставки по кредитам, полученным на строительство жилья);

— обеспеченность возврата кредита, деловая репутация претендента, платежеспособность, отсутствие задолженности по налогам и сборам.

По результатам конкурсного отбора среди претендентов на государственную поддержку Главное управление готовит проект распоряжения администрации области о субсидировании процентной ставки за счет средств областного бюджета и заключает договоры с победителями конкурса.

5. Контроль за целевым использованием предприятиями средств областного бюджета осуществляется Главным управлением со-

вместно с управлением финансов администрации области.

В случае нецелевого использования средств, необоснованного прекращения реализации инвестиционных предложений финансирование за счет средств областного бюджета прекращается. Главное управление совместно с управлением финансов администрации города по ранее выплаченным средствам осуществляет мероприятия по их изъятию в городской бюджет, при этом получатель средств обязан уплатить неустойку в размере 3 % от суммы перечисленных средств.

Средства областного бюджета не предоставляются на возмещение процентов, начисленных по просроченной ссудной задолженности и пени.

В случае уклонения получателя от уплаты налогов финансирование за счет средств областного бюджета конкурсной комиссией приостанавливается. После подтверждения факта уплаты налогов получателем финансирование может быть возобновлено по решению конкурсной комиссии.

Оперативное управление ходом реализации мероприятий Программы осуществляется Главным управлением.

Главное управление составляет отчеты об использовании средств, направленных на реализацию Программы. В отчет должна включаться информация о процедуре и результатах проведения конкурса инвестиционных предложений предприятий, сведения об объеме направленных на реализацию Программы средств и результатах мониторинга принятых к финансированию предложений.

Предлагаемый подход к управлению реализацией Программы позволит:

- проводить единую политику поддержки предприятий;

- стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования;

- создать открытую процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки предприятий;

- создать систему мониторинга реализации Программы.

Основными источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета.

Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация города.

В ходе реализации мероприятий программы предполагается достичь следующих результатов:

- увеличение объемов строительства;

- организация новых производств по выпуску строительных материалов, не производимых в области (высококачественный облицовочный керамический кирпич и др.);

- увеличение объемов производства строительных материалов, изделий и конструкций, дефицит которых будет сдерживать выполнение Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. (цемент, стеновые материалы и др.); в сопоставимых ценах на 40 %;

- увеличение и повышение качества выпускаемой номенклатуры железобетонных изделий;

- создание не менее 400 рабочих мест для обслуживания новых технологических процессов на перевооружаемых и вновь построенных объектах;

- увеличение доли продукции, соответствующей требованиям действующих стандартов до 100 %, в т. ч. международных до 20 %;

- обновление основных фондов предприятий строительного комплекса на 30 %;

- за счет применения прогрессивных технологий улучшение качества строительства, экономия топливно-энергетических и материальных ресурсов при строительстве и эксплуатации жилья и социально-значимых объектов.

Решение данных задач и достижение поставленных целей поможет выйти строительному комплексу Липецкой области на

новый уровень в строительстве: качественное, доступное жилье, удовлетворяющее потребности всех социальных слоев общества.

1. Жиденко А.В. Программа развития строительного комплекса Липецкой области // Сборник научных трудов кафедры экономической теории и истории. Тамбов, 2010. Вып. 1.

2. Жиденко А.В., Толстых Т.Н. Ценовая политика на рынке коммерческой и жилой недвижимости // Сборник научных трудов Академии экономики и инновационного предпринимательства. Тамбов, 2011. Вып. 1.

3. Жиденко А.В., Толстых Т.Н. Повышение конкурентоспособности строительных организаций // Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики: международная научно-практическая конференция. Тамбов, 2010.

4. Жиденко А.В., Толстых Т.Н. Модель затратного ценообразования на рынке жилья // Экономическое прогнозирование: модели и методы: международная научно-практическая

конференция. Воронеж, 2010.

5. Жиденко А. В. Тенденции развития и особенности рынка первичной недвижимости в Российской Федерации и в Липецкой области // Сборник трудов кафедры «Финансы и налогообложение». Тамбов, 2009. № 5.

6. Жиденко А.В., Толстых Т.Н. Диагностика спроса и предложения на рынке жилищного строительства в Липецкой области // Практические вопросы финансового менеджмента: материалы заседания «круглого стола». Тамбов, 2009.

Поступила в редакцию 26.01.2011 г.

UDC 332

PROGRAM OF PERSPECTIVE DEVELOPMENT OF BUILDING COMPLEX OF LIPETSK REGION Anton Vladimirovich Zhidenko, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Finances and Credit Department, e-mail: [email protected]

In article SWOT-analysis of building complex of Lipetsk region is made. The problems of building of primary housing in region are made. The program of perspective development of regional market of primary housing is offered. The program arrangements on accomplishment of offered program are developed.

Key words: development program; building complex; market of primary housing; program arrangements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.