Научная статья на тему 'Программа оценки влияния дисциплины обслуживания на надежность восстанавливаемых систем'

Программа оценки влияния дисциплины обслуживания на надежность восстанавливаемых систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
146
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лысенко С. Ю., Вдовенко В. В.

Рассматривается вопрос автоматизации процесса определения количества обслуживающих органов информационной системы, обеспечивающий требуемый уровень ее коэффициента готовности. Выполнена алгоритмическая реализация метода нахождения количества обслуживающих органов для поддержания требуемой готовности системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа оценки влияния дисциплины обслуживания на надежность восстанавливаемых систем»

УДК 004.65

М. А. Лаптева, К. М. Болдырев Научный руководитель - М. Н. Фаворская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ РЕСТОРАНОВ

Предлагается система автоматизации ресторанного бизнеса, которая базируется на процессах обслуживания посетителей ресторана и основана на специализированном аппаратном и программном обеспечении. Система позволит улучшить качество обслуживания, повысить прибыль, а также рейтинги в сфере ресторанного бизнеса.

Успех любого бизнеса во многом зависит не только от качества, но и от его скорости обслуживания клиентов. Скорость и качество сервиса, предоставляемого персоналом современного ресторана, является основой создания положительного имиджа. В этом случае автоматизация информационных процессов является обязательным условием, ведь только современная система автоматизации позволит сделать управление рестораном более эффективным, ускорить процесс обслуживания клиентов. Качественная система автоматизации для ресторанов представляет собой многофункциональный комплекс, включающий в себя определенное аппаратное и программное обеспечение, которое значительно облегчает управление работой заведения. Основные проблемы обслуживания посетителей ресторанов заключаются в большом количестве затраты времени и неудобстве обслуживания клиентов, а также возможности возникновения ошибки при формировании заказа официантом.

Объектом исследования является сфера автоматизации ресторанного бизнеса. В настоящее время пользуются популярностью в данной сфере такие системы автоматизации, как «Я-кеерег», «ико», а также система на платформе 1С, которые базируются на автоматизации системы для персонала ресторана. Разрабатываемое приложение направлено на автоматизацию процесса обслуживания гостей. Основными задачами автоматизации ресторанов являются следующие:

1. Повышение прибыльности и снижение издержек предприятия.

2. Контроль и оптимизация деятельности предприятия.

3. Улучшение качества обслуживания посетителей.

4. Создание систем лояльности, а именно системы скидок для постоянных клиентов.

5. Учет изменений запросов клиентов, отслеживание популярности блюд и напитков.

6. Надежность данных, резервирование базы данных.

Конфигурация аппаратной части включает в себя персональный компьютер для администратора, планшетные компьютеры для посетителей ресторана, считыватель магнитных карт и компьютер для сервера. База данных ресторана создается в СУБД «MS Access». Клиентское приложение, отвечающее за отображение электронного меню ресторана, которое предоставляется посетителям (с возможностью выбора языка представления), а также за реализацию способов оплаты с помощью кредитных карт реализуется в среде быстрой разработки приложений RAD «Delphi». Основными функциями являются: предоставление посетителю возможности самостоятельно оформить свой заказ; реализация различных способов оплаты; возможность оценить обслуживание. Такая система автоматизированного обслуживания ресторана акцентирует внимание на клиентах, для улучшения качества обслуживания и повышения прибыли ресторана.

© Лаптева М. А., Болдырев К. М., 2012

УДК 681.3.06

С. Ю. Лысенко Научный руководитель - В. В. Вдовенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОГРАММА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА НАДЕЖНОСТЬ ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ СИСТЕМ

Рассматривается вопрос автоматизации процесса определения количества обслуживающих органов информационной системы, обеспечивающий требуемый уровень ее коэффициента готовности. Выполнена алгоритмическая реализация метода нахождения количества обслуживающих органов для поддержания требуемой готовности системы.

Проблема надежности является очень важной для современных технических систем. Можно привести примеры многих систем, для которых решение про-

блемы надежности в самом прямом смысле означает, быть или не быть данной системе. К ним можно отнести и различные информационные системы, вклю-

Секция «Информационные системы и технологии»

чающие в свой состав большое число компьютеров, имеющих сетевую структуру, территориально распределенные информационные системы, информационные системы измерения параметров различных объектов, системы мониторинга и т. п.

Требования к надежности информационной системы закладываются на этапе ее проектирования и должны быть удовлетворены в процессе ее производства. На этапе эксплуатации информационной системы необходимо обеспечение надежности ее функционирования на заданном уровне.

Задачей поддержки заданного уровня функционирования таких систем является удовлетворение заявок на обслуживание со стороны потребителей информации. Формальная постановка этой задачи может быть сведена к определению количества обслуживающих органов п, обеспечивающих заданное значение функ-

ции готовности Кг(1) вероятности того, что в произвольный момент времени t информационная система готова принять заявку на обслуживание [1].

Количество обслуживающих органов имеет большое значение по следующим соображениям: во-первых, если значение п будет слишком мало, то Кг({) не будет удовлетворять заданным условиям, во-вторых, если же п будет слишком велико, то вероятность того, что заявка будет принята на обслуживание в произвольный момент времени t будет выше заданной. В этом вроде бы и нет ни чего плохо, но если посмотреть с экономической точки зрения, содержание каждого дополнительного обслуживающего органа будет являться лишними затратами для обслуживающей компании.

Определение значения п предлагается выполнять с помощью специализированной программы.

Требуемый коэффициент готовности, интенсивность потока заявок, интенсивность потока обслуживания

Формирование отчета, вывод рекомендаций

ч

> Г

Алгоритм определения количества обслуживающих органов при заданном Кг

Входными данными для работы программы являются: Р(Г) - вероятность того, что заявка в произвольный момент времени t будет принята на обслуживание; X - интенсивность потока заявок на обслуживание; ц - интенсивность обслуживания заявки Ь и величина требуемого значения коэффициента готовности. Определение числа обслуживающих органов производится в процессе решения трансцендентного уравнения

(1)

где р

Разработанная программа позволяет автоматизировать процесс определения количества обслуживающих органов информационной системы, обеспечивающий требуемый уровень ее коэффициента готовности.

Библиографическая ссылка

1. Гуров С. В., Половко А. М. Основы теории надежности. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : БХВ-Петербург, 2006. 704 с.: ил.

© Лысенко С. Ю., 2012

УДК 681.3.06

Д. А. Носкова Научный руководитель - В. В. Вдовенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ С ЗАДАННЫМ РИСКОМ

Рассматриваются вопросы разработки структурной схемы информационной системы, отказ которой приводил бы к риску, не более заданного. Выполнена алгоритмическая реализация метода проектирования структурной схемы надежности информационной системы, базирующегося на поиске элемента с наибольшим риском.

Современные информационные системы являются сложными программно-аппаратными системами, функционирование которых в значительной степени зависит от надёжности аппаратных средств и надёжности программного обеспечения. В настоящее время проблема надёжности является основной по отношению к современным информационным системам, от неё во многом зависят темпы их развития. Отказ в работе информационных систем может привести к катастрофическим последствиям во многих сферах жизнедеятельности.

Для оценки надежности аппаратных средств системы необходимо идентифицировать ее критические элементы. Одним из методов количественной оценки критичности является определение значения приоритетности риска. Риск в этом случае оценивают субъективной мерой тяжести последствий и вероятностью возникновения отказа в течение заданного периода времени.

Одним из наиболее распространенных методов, используемых при анализе риска, является метод структурных схем, в котором в качестве исходных данных задаются: число элементов системы, среднее время безотказной работы 1-го элемента, риск из-за отказа 1-го элемента, время непрерывной работы системы, коэффициент уменьшения риска и среднее время ремонта 1-го элемента. Применение этого метода для получения количественных оценок риска требует трудоемких вычислений, поэтому актуальной является задача автоматизации анализа риска.

Предлагаемый алгоритм вычисления показателей надежности системы с заданным риском (рисунок)

вначале задает итерационную последовательность поиска критического элемента и введения структурной избыточности в нее до тех пор, пока риск усовершенствованной системы не станет в т раз меньше риска исходной системы. Затем рассчитываются показатели надежности новой системы для резерва с замещением. В зависимости от вида резервирования подсистемы, расчет вероятности безотказной работы, средней наработки на отказ и риска отказа системы производится в соответствии с формулами для резерва с замещением и постоянно включенного резерва [1].

На последнем шаге выполнения алгоритма создается отчет, в котором выдаются рекомендации о целесообразности мероприятий по повышению надежности информационной системы и мероприятий по восстановлению отказавших элементов. Следует отметить, что возможность ремонта элементов приводит к уменьшению кратности резервирования. Программная реализация предложенного алгоритма позволит определить показатели надежности исходной системы и суммарный риск из-за ее отказа, разработать структурную схему системы, риск которой в т раз меньше исходной, применяя структурную избыточность с постоянно включенным резервом, определить показатели надежности и суммарный риск новой системы, заменяя постоянно включенный резерв на резерв замещением, провести сравнительный анализ рассмотренных методов введения структурной избыточности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.