Научная статья на тему 'Программа опытного обучения жанрам несогласия'

Программа опытного обучения жанрам несогласия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. Г. Вяльшина

В статье предлагается вариант программы опытного обучения жанрам несогласия для студентов педагогических вузов. Основная цель программы – сформировать готовность создавать и использовать в речи высказывания с интенцией несогласия. Экспериментальная программа основывается на системе обучения русскому языку и риторике, разработанной Т.А.Ладыженской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article a version of the program of experimental training of students of pedagogical higher institutions is offered. This program is focused on the acquisition of skills of disagreement. It aims at forming the ability to create and use statements with intention of disagreement. The experimental program is based on the system of teaching Russian language and rhetoric worked out by Т.А.Lаdizhenskaya.

Текст научной работы на тему «Программа опытного обучения жанрам несогласия»

УДК 82.085

О.Г. ВЯЛЬШИНА

Кузбасская государственная педагогическая академия,

г. Новокузнецк

ПРОГРАММА ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ ЖАНРАМ НЕСОГЛАСИЯ

В статье предлагается вариант программы опытного обучения жанрам несогласия для студентов педагогических вузов. Основная цель программы - сформировать готовность создавать и использовать в речи высказывания с интенцией несогласия. Экспериментальная программа основывается на системе обучения русскому языку и риторике, разработанной Т.А.Ладыженской.

In this article a version of the program of experimental training of students of pedagogical higher institutions is offered. This program is focused on the acquisition of skills of disagreement. It aims at forming the ability to create and use statements with intention of disagreement. The experimental program is based on the system of teaching Russian language and rhetoric worked out by Т.А.Lаdizhenskaya.

Речевые жанры несогласия являются частотными и профессионально значимыми в речи учителя. Однако данные констатирующего эксперимента, проведенного среди будущих преподавателей, показывают недостаточную сформированность коммуникативно-речевых умений, связанных с выражением несогласия. Предлагаемая программа опытного обучения ставит целью сформировать готовность создавать и использовать жанры несогласия в реальной педагогической деятельности.

Обратимся к исходным положениям разработанной системы обучения.

1. Лингвистической основой методики опытного обучения стали сведения о речевых формах выражения несогласия как профессионально значимых жанрах педагогической речи, обладающих специфическими признаками; учет того, что несогласие представляет неблагоприятное для адресата речевое действие, регулируемое правилами речевого этикета. Кроме того, это знание и соблюдение норм речевого этикета, введение в активное пользование этикетных стереотипов для жанров несогласия, умение выбирать нужную речевую формулу согласно ситуации общения; знания о жанрах несогласия как перформативных высказыва-

ниях, направленных на изменение речевого поведения адресата, умение выбирать оптимальный и эффективный способ воздействия, который социально обусловлен и оформляется с учетом теории аргументации.

2. Психолого-педагогическая и психолингвистическая основа. Главным постулатом здесь является мысль М.М.Бахтина о диалоге как общем принципе процесса общения и процесса познания. Диалогичность коммуникации лежит в основе стратегии педагогического общения, поэтому учитель и ученик являются равноправными участниками процесса, между которыми установлены субъект - субъектные отношения. При создании методики опытного обучения мы опирались на следующие положения: во-первых, учитель заботится не только о содержании, но и о способе преподнесения материала, что особенно ценно в ситуациях несогласия; во-вторых, в современном образовательном процессе увеличилось количество проблемных ситуаций, которые, с одной стороны, активизируют психологические процессы, интеллектуально-речевую деятельность, снимают ситуацию неприятия учителя как партнера, но, с другой стороны, вызывают психологическое напряжение. Базовыми понятиями стали сведения о не-

28 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 2

обходимости контроля над невербальными средствами общения, сопровождающими речевую формулу, средствами, которые имеют психофизическое основание и могут способствовать созданию эмоциосберегаю-щих отношений; учет того, что речевое действие несогласия связано с критическим восприятием речевого поведения говорящего и способно спровоцировать конфликтную ситуацию.

3. Методическое обеспечение экспериментальной программы осуществлялось на основе общей системы обучения русскому языку, сложившейся в современной науке и вузовской практике. За основу опытного обучения мы взяли методику, предложенную Т.А.Ладыженской, включающую несколько этапов. На первом этапе сообщаются сведения об особенностях изучаемых речевых жанров, в ходе анализа текстов проводятся аналитические упражнения подготовительного характера и формулируются выводы о жанровых признаках. Второй этап предполагает выполнение студентами ряда практических заданий, с помощью которых вводится новая информация и закрепляются приобретенные ранее интеллектуально-речевые умения. На третьем этапе учитель моделирует речевые ситуации, направленные на создание студентами высказываний определенных жанров.

Программой предусмотрено формирование общекоммуникативных умений -предполагать, предвидеть, прогнозировать ответную реакцию на выражение несогласия; определять коммуникативное намерение адресанта. К специальным умениям относятся умения определять условия целесообразности использования прямого или опосредованного способа воздействия, выбирать способ выражения возражения, отказа,

опровержения, наиболее приемлемый в учебно-коммуникативной ситуации в соответствии с психологическими, морально-этическими требованиями к речевому поведению педагога.

При организации опытного обучения учитываются: а) степень сформированности опорных коммуникативных умений, б) закономерности формирования новых коммуникативно-жанровых умений, в) комплекс умений, необходимых для осуществления высказываний с интенцией несогласия.

При выборе критериев оценки опытного обучения мы руководствовались потребностью выделить параметры, позволяющие проанализировать высказывание, во-первых, с точки зрения жанрообразующих признаков и, во-вторых, с точки зрения выбора типа возражения с учетом конкретной речевой ситуации. Отсюда для анализа высказываний были выделены следующие критерии:

1. Соответствие созданного текста основным жанрообразующим признакам возражения.

2. Оптимальный выбор средств выражения вежливости в ситуациях несогласия.

3. Особенности семиотической формы жанра: наличие вербальных и невербальных средств и их соотношение.

4. Прогнозирование перлокутивного эффекта (учет коммуникативной перспективы) высказывания, совпадение ожиданий адресанта с речевым поведением адресата.

5. Отсутствие конфликтных ситуаций при выражении несогласия.

6. Способы построения аргументации, выбор аргументов, речевых клише для ввода возражения в аргументативный текст.

7. Наличие средств, специфичных для жанров несогласия в педагогическом общении.

_ 29

Санкт-Петербург. 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.