Э.Р. Байбурина, Т.В. Головко
Программа «Мастер делового администрирования»: Опыт крупнейших мировых школ бизнеса
Описывается опыт хорошо известных в мире школ бизнеса в использовании программ МВА. История возникновения и развития программ МВА представлена на многочисленных американских и европейских примерах. Американский и британский эталон качества и содержания учебных программ отражает текущий уровень бизнес-образования во многих странах мира. Описываются программы Гарвардской школы бизнеса, французских Высшей школы коммерции, INSEAD и ряда других известных школ
The experience of the well known world business schools in using MBA programs is analysed. Jhe history of MBA programs is presented on many American and European examples. American and British benchmarking in qualities and the content of training programs reflects the current level of business education in many countries of the world. Programs in Harvard School of Business, Ecoles Superior de Commerce, INSEAD and other prestigious schools of business are discribed.
Ключевые слова: топ-менеджер, мировые корпорации, программа дистанционного обучения, общий менеджмент, человеческие ресурсы, информационные технологии, государственное управление. Top-manager, world corporations, program of distant training, general management, human resources, information technologies, public management.
MBA (Master of Business Administration) - квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация МВА подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе МВА занимает от одного до двух лет.
Степень МВА, полученная в одной из «топ» бизнес-школ мира, до кризиса фактически являлась «ключом» к карьере топ-менеджера в известнейших мировых корпорациях и возможностью полностью раскрыть свой потенциал как менеджера.
МВА-степень дает целый ряд преимуществ [Преимущества МВА] (и это будет актуальным на стадии «подъема», которая неизбежно начнется после преодоления «дна» экономического цикла):
• возможность получить глубокие практические знания в различных областях бизнеса: финансы, маркетинг, предпринимательство, менеджмент;
• возможность около двух лет провести заграницей в среде успешных менеджеров и остаться там работать после учебы;
• возможность завести ценные бизнес-контакты по всему
миру;
• возможность кардинально сменить профессию;
• возможность сделать международную карьеру и руководить одной из гигантских корпораций;
• возможность расширить собственные рамки и получить глобальное видение бизнеса;
• возможность слушать лекции и учиться у нобелевских лауреатов, многие из которых читают в бизнес-школах;
• возможность выгодно инвестировать в собственное развитие и т.д.
История МВА начинается в далеком 1901 г., когда выпускники бизнес-школы Дортмутского колледжа штата Нью-Хэмпшир (США) получили степень Master of Business Administration. Спустя 66 лет программы МВА появились в Великобритании (Лондон и Манчестер). В оставшуюся часть Европы они пришли гораздо позже.
На протяжении более сорока лет бизнес-школы «лавировали» между теорией и практикой, инновационными и традиционными предметами, имея своей целью создание такой программы,
которая бы действительно готовила настоящих профессионалов для мира бизнеса. К концу XX в. уже более 900 высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по программе МВА, только на территории США ежегодно выдают более 90 тыс. дипломов, что делает бизнес-образование вторым по популярности после общеакадемического.
Безоговорочно, американское бизнес-образование является лидером на рынке образовательных программ, позволяющих получить степень МВА. Если дипломы американских школ бизнеса одинаково высоко ценятся и в США, и в Европе, то европейских -только «у себя дома», за исключением, может быть, французской INSEAD и британской LBS. Говорить же о серьезной конкуренции европейцев с американцами нельзя. Причина лидерства бизнес-школ США - в быстрой реакции на запросы студентов и работодателей. Учебные программы максимально приближены к практике, и это позволяет выпускникам успешно работать в ведущих компаниях по всему миру, хотя в последнее время европейское бизнес-образование серьезно начинает набирать «обороты».
Среди американских ведущих бизнес-школ можно выделить следующие (по данным всемирных рейтингов FT.com, Forbes.com, Businessweek.com): Stanford University GSB, Harvard Business School, University of Pennsylvania: Wharton, Columbia Business School, Chicago GSB, Northwestern University (Kellog), MIT Sloan, University of Michigan (Ross) и т.д.
Что же касается европейских бизнес-школ, то среди них лидерами являются (по данным журнала «The Financial Times» (FT)) [Лидеры европейских школ]: HEC Paris (France), London Business School (Great Britain), IMD (Switzerland), Instituto de Empresa (Spain), INSEAD (France/Singapore) и т.д.
Качественная программа МВА обходится соискателям в 5070 тыс. долл. (не учитывая непрямых затрат на обучение). Многие школы сотрудничают с банками и предусматривают возможность кредитования своих студентов. Порой компания финансирует обучение своих сотрудников. Если же говорить о кредитовании этого образования, то в США получить кредит на обучение достаточно легко, так как многие американские школы напрямую сотрудничают с банками. А вот в странах Европы в большинстве случаев источники финансирования приходится искать студентам 224
самостоятельно, так как европейские бизнес-школы кредиты, которые полностью покрывают затраты на обучение, практически не дают.
Единой и общепринятой систематизации программ не существует (так же как отсутствует единый стандарт МВА). Однако можно выделить наиболее распространенные формы проведения программ.
• Full time MBA - традиционные программы в формате «очного» обучения, рассчитанные на обучение «с отрывом от производства».
• Part time MBA - программы, проводимые «очно», но при этом подразумевающие, что учащийся отдает обучению не все свое время (как правило, из-за необходимости совмещать обучение с работой). Наиболее распространены варианты вечернего и модульного построения программ Part-time.
• Distance MBA - программы, при которых для достижения еще большей гибкости учебного процесса используются методы дистанционного обучения.
• Executive MBA (EMBA) - программы, ориентированные на руководителей высшего звена, содержательно опирающиеся на значительный опыт работы учащихся.
Все большую популярность приобретают европейские программы МВА. Их креативность и гибкость зачастую превосходят американскую фундаментальность. Но годы лидерства обеспечили американцам значительный отрыв. Например, Harvard Business School имеет бюджет в 266 млн. долл. и финансируется широкой сетью выпускников и компаний-работодателей [Гарвардская школа бизнеса].
В Европе первые попытки создать бизнес-школу были осуществлены значительно позже [Первые попытки бизнес-школ]:
• 1958 г. - IESE университета Наварра в Барселоне, Испания;
• 1959 г. - INSEAD, Фонтенбло, Франция;
• 1969 г. - HEC, Париж, Франция.
Альтернатива европейской модели бизнес-образования заключается в ориентации на нужды компаний, которые отбирают в свой штат 27-30-летних топ-менеджеров, способных работать и развиваться в сложной интернациональной культурной среде. Например, программа МВА школы HEC кроме базового подхода
(лекции + комплекс теоретических инструментов) фокусируется на межкультурном взаимодействии и международном опыте участников с акцентом на лидерство, креативность, командный дух и т.п.
Существуют также и другие особенности европейских бизнес-школ. Например, продолжительность обучения в них обычно составляет около года (10-15 месяцев), в то время как в США наиболее престижные школы предлагают двухгодичные программы. Плата за обучение в Европе значительно ниже, чем в Америке, что дает хорошее соотношение цены и качества. При этом не надо пересекать океан, чтобы попасть на программу МВА.
Число иностранных студентов в таких европейских бизнес-школах, как HEC и London Business School, составляет 75 и 85% соответственно, в то время как в крупнейших американских бизнес-школах Stanford и Harvard их доля составляет лишь 30%.
Рынок программ МВА в Австрии, Германии, Швейцарии составляет 120 бизнес-школ и 150 различных программ МВА. В Великобритании количество программ составляет около 170.
Практически каждая из европейских бизнес-школ имеет программы как на родном языке, так и на английском. На вступительных экзаменах оцениваются результаты TOEFL и GMAT. Таким образом европейцы пытаются привлечь самых лучших студентов со всего мира.
Средняя заработная плата выпускников ведущих школ Европы составляла 85 тыс. евро в год (в докризисный период); заработная плата выпускников зависит от возраста, квалификации и опыта работы. Стоимость обучения варьируется от 10 тыс. до 40 тыс. евро в зависимости от программы и бизнес-школы.
Далее рассмотрим крупнейшие бизнес-школы различных регионов мира: в первую очередь - американские и британские (лидеры мирового рынка бизнес-образования), европейские (кроме Великобритании), бизнес-школы стран других мировых регионов, которые не пользуются столь широкой популярностью, как школы первых двух групп, но, безусловно, занимают свою нишу и формируют часть предложения на мировом рынке.
Американские и британские бизнес-школы: Бэнчмаркинг на мировом рынке бизнес-образования
Большинство западных бизнес-школ в качестве цели обучения соискателей по программам МВА указывают формирование профессиональных менеджеров, обладающих современными знаниями, навыками и умениями в области бизнеса, способных эффективно управлять компаниями на конкурентных рынках. Лучшими по праву считаются бизнес-школы США и Великобритании (их, соответственно, содержится в последнем рэнкинге FT [Лучшие бизнес-школы] 18 и 56 (!), т.е. на долю США приходится более половины школ, вошедших в рэнкинг).
В качестве примеров программ MBA можно рассмотреть программы наиболее известных американских и британских бизнес-школ, соответственно.
Стэнфордский университет (Stanford Graduate School of Business) [Stanford Business School...]
Обучение на программе состоит из двух этапов: 1) формирование теоретической базы и 2) развитие и закрепление практических управленческих навыков [Развитие управленческих...].
Первый год обучения (первый семестр) предполагает изучение курса Общего менеджмента (General Management Perspectives), который завершается персональным выбором курсов с помощью закрепленного за каждым студентом научного руководителя. Индивидуально подобранные для каждого студента теоретические курсы (General Management Foundations) изучаются соискателями степени мастера делового администрирования в течение второго и третьего семестров. В третьем семестре студенты имеют возможность закрепить полученные теоретические навыки на практике в рамках направления получения международного практического опыта (обязательная часть программы) по выбранной специальности - Global Experience Requirement.
Программа Global Experience Requirement включает в себя три возможных варианта (по выбору студента).
• Стажировка в крупной международной компании за пределами США - Global Management Immersion Experience (GMIX). В 2008 г. университет отправил на стажировку 92 студентов в 57 ком-
паниях в 2S стран, включая Австралию, Чили, Китай, Индию, Японию, Мексику, Португалию и Объединенные Арабские Эмираты.
• Программа международного обучения - Global Study Trip -позволяет студентам провести встречи «вне класса» с лидерами разных стран (профессоры иностранных университетов, руководители крупных иностранных компаний), таких как Австралия, Ботсвана, Южная Африка и Замбия, Бразилия, Колумбия, Словения и Хорватия, Египет, Иордания, Гонконг, Макао, Тайвань, Индия, Израиль, Япония, Мексика, Филиппины и Таиланд, Испания, Турция и Вьетнам.
• Стажировка в некоммерческой (так называемой, социальной) организации - Service learning Trip.
Второй год обучения предполагает проведение научных семинаров и изучение факультативных курсов (по выбору студентов), что позволяет расширить полученные в течение первого года обучения знания:
• Бухгалтерский учет (Accounting);
• Предпринимательство (Entrepreneurship);
• Финансы (Finance);
• Международный менеджмент (Global management);
• Человеческие ресурсы (Human Resources);
• Информационные технологии (Information Technology);
• Лидерство (Leadership);
• Экономика управления (Managerial Economics);
• Маркетинг (Marketing);
• Операционный анализ (Operations);
• Организационное поведение (Organizational Behavior);
• Политическая экономика (Political Economics);
• Государственное управление (Public Management);
• Стратегический менеджмент (Strategic Management).
Студенты могут выбрать до 1S факультативов в рамках интересующих их тематических направлений.
В течение третьего семестра студенты имеют возможность пройти цикл одно- и двухнедельных интенсивных семинаров (Synthesis Seminar) с одним из преподавателей факультета по ряду ключевых предметов. Если студенты предпочитают сосредоточиться на определении дальнейших карьерных перспектив, то вместо
участия в интенсивных семинарах они получают в распоряжение свободные для самостоятельных занятий часы.
Так называемый цикл «комплексных семинаров» предоставляет возможность на завершающем этапе обучения применить полученные знания на практике, он дополняет проводимый в первых двух семестрах курс «Развитие аналитического мышления» (Critical Analytical Thinking (CAT) seminar) и предполагает занятия в группах по 16 человек.
Студенты программы также имеют возможность прослушать курс из 12 семинаров Стэнфордского университета сверх программы MBA (не в Школе бизнеса, а на других факультетах университета), по самым разным направлениям: биотехнологии, дизайн, образование, иностранные языки, производство, политика, государственная политика.
Методы обучения:
• решение бизнес-кейсов;
• дискуссии;
• семинары в научных лабораториях;
• ролевые игры;
• работа в группах;
• теоретические курсы.
Гарвардская школа бизнеса (Harvard Business School)
Программа обучения, как и в большинстве крупных западных университетов, разбита на две части: теоретический курс и практические занятия [Гарвардская школа...].
Первый этап (Required Curriculum) закладывает фундамент теоретических знаний по общим экономическим дисциплинам -финансы, маркетинг, менеджмент - и формирует представление о таких понятиях, как лидерство, стратегия, операционное управление предприятием. Все студенты на данном этапе обучаются по одной программе (поток состоит из 90 человек), что помогает наладить связи и развить навыки общения в деловой среде.
Второй этап (Elective Curiculum) предполагает «погружение» в изучение экономических дисциплин (студенты сами фор-
мируют профиль обучения) с применением полученных знаний на практике. Слушатели выбирают курсы по десяти направлениям (на выбор предоставляется 96 курсов). В течение семестра студенты могут прослушать до пяти курсов в рамках программы.
Одним из методов обучения является так называемый метод обучения «на полях» (Field-Based Learning), т.е. студенты получают возможность заниматься по выбранному направлению за пределами «классов» (out of the classroom), непосредственно в бизнес-среде. Как правило, занятия проходят в группах по три и более человек, которые тесно взаимодействуют с компаниями - спонсорами университета под руководством представителя факультета. Учебные проекты могут в качестве цели иметь разработку нового продукта, открытие нового направления бизнеса; также студенты могут проводить исследования, направленные на решение реальных проблем. Компании-спонсоры ранжируются от небольших венчурных компаний до крупных корпораций и от некоммерческих промышленных компаний до некоммерческих организаций. Среди спонсоров и партнеров университета такие компании, как «Disneyland», «Cybersmith», BMW, «Nike», «Children's Hospital Boston», «African Communications Group», and the «New England Conservatory of Music». «Рабочие» команды, состоящие из студентов, также разрабатывают собственные бизнес-планы в рамках цикла занятий.
Одним из преимуществ программы является ее «глобальность», как подчеркивают ее создатели. Под этим подразумевается фокусирование программы на получение и обмен международным опытом посредством участия студентов в программе обучения ведению международных проектов, Immersion Experience Program (IXP).
Занятия проходят «вне класса» за границей, где работает около 50 студенческих клубов по интересам, студенты имеют возможность принять участие, работая в небольших группах, в реализации проектов в сотрудничестве с местными компаниями. В 2010 г. занятия планируется проводить в Латинской Америке, Китае, Чили, Индии, на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, Африке, Новом Орлеане, Силиконовой долине, Бостоне.
После завершения программы выпускники имеют возможность присоединиться к глобальной сети выпускников Гарвардской школы бизнеса, около 30% из которых живут за пределами 230
Соединенных Штатов. Согласно статистике, выпускники Гарварда -преуспевающие люди и настоящие лидеры, общение с которыми само по себе представляет ценность с точки зрения обмена опытом и расширения кругозора. Среди выпускников также проводятся встречи, на которые приглашаются наиболее успешные бизнес-лидеры и специальные гости, которые проводят семинары, посвященные актуальным событиям в экономике и политике. Курсы по выбору предоставляют студентам возможность изучать экономику и бизнес-среду различных регионов мира.
Университет обладает широкой базой электронных ресурсов, «топ-10» которых выглядит так:
• ThomsonONE;
• Factiva;
• Capital IQ;
• OneSource;
• ABI/ProQuest;
• Hoovers;
• Business Source Complete;
• MarketResearch;
• S&P NetAdvantage;
• Lexis-Nexis.
Также электронные ресурсы университета позволяют студентам получить доступ к данным информационного агентства Bloomberg.
Крэнфилдская школа менеджмента (Cranfield School of Management)
Программа MBA университета Крэнфилд [Крэнфилдская школа бизнеса] позиционируется ее создателями как бизнес-образование, основанное на трех основных принципах:
• фокус на персональном развитии;
• важность практической составляющей процесса обучения;
• опытные студенты и преподаватели.
Обучение состоит из трех частей:
1) создание теоретической основы, систематизация знаний по экономическим дисциплинам - так называемая «Создание базы для
формирования конкурентного преимущества» (Building Competence);
2) систематизация знаний и применение их на практике (Application and Integration);
3) обобщение полученных в течение всего обучения знаний (Throughout the Programme).
В то время как первый этап обучения в западных бизнес-школах состоит из освоения экономических дисциплин, перечень читаемых курсов по которым схож в большинстве крупнейших вузов, курсы по выбору различаются от университета к университету. Например, школа менеджмента Крэнфилд предлагает следующие дисциплины.
Основные предметы:
• Предпринимательство и создание венчурного бизнеса (Entrepreneurship and New Venture Creation);
• Глобализация и общество (Globalisation and Society);
• Внедрение и реализация изменений в организации (Implementing and Leading Change)
• Интеграция теории финансов и принципов управленческого менеджмента (Integrating Finance with Business Management);
• Лидерство и навыки топ-менеджеров (Leadership and Top Management Skills);
• Управление стратегическими инновациями (Managing Strategic Innovation).
Факультативные курсы:
• Внедрение систем информационных технологий в бизнес (Aligning IT to the Business);
• Применение принципов маркетинга и построение логистической цепочки (Aligning Marketing and Supply Chain Strategy);
• Международная стратегия (International Strategy);
• Инвестиции и управление рисками (Investment and Risk Management);
• Международные сделки по слиянию и поглощению (Managing International Mergers and Acquisitions);
• Программный и проектный менеджмент (Programme and Project Management);
• Продажи и работа с ключевыми клиентами (Sales and Key Account Management);
• Устойчивый бизнес (The Sustainable Business). Британские школы также по праву занимают значительную
часть рэнкинга - 18 позиций, т.е. почти 20%. «Топ-5» этих школ выглядит следующим образом:
1. London Business School [Лондонская школа бизнеса];
2. University of Cambridge: Judge [Школа бизнеса Кембриж-ского];
3. University of Oxford: Said [Школа бизнеса Оксфордского];
4. Lancaster University Management School [Школа менеджмента Ланкастерского];
5. Manchester Business School [Манчестерская школа бизнеса]. В качестве примера можно рассмотреть программу Лондонской школы бизнеса.
Лондонская школа бизнеса
Согласно данным, опубликованным на сайте школы [Характеристики набора, 2010], соискатели степени набора 2010 г. обладают следующими характеристиками:
Параметр Значение
Число студентов 320
Средний возраст 28,6 года
Возрастной диапазон 23-34 года
Средний опыт работы 5,6 лет
Опыт работы 2-12 лет
Средний балл СМЛТ 694
Диапазон баллов за экзамен СМЛТ 600-800
Численность девушек в потоке 25%
Количество представленных 60
национальностей в потоке сту-
дентов
Численность иностранных сту- 91%
дентов
Срок продолжительности программы: 15-21 месяц.
Первый год предполагает формирование теоретической базы (фиксированные, четко определенные курсы). Лекции проходят для потоков численностью 75 человек, занятия (семинары) проходят в группах по 6-7 человек. Летом после первого курса студенты получают возможность применить полученные знания на практике, пройдя стажировку в крупной компании (по выбору студента), которая длится 8-12 недель.
Диаграмма 1.
Страны, где студенты программы проходят летнюю практику после завершения первого года обучения
2%
Великобритания
Европа (кроме Великобритании)
Азия
США и Канада Латинская Америка Африка/ Ближний Восток
Источник: Лондонская школа бизнеса.
Второй год предоставляет студентам свободу выбора части дисциплин программы. Факультативные курсы могут быть выбраны в области биологии (biology), технологии (technology), изучения рынка недвижимости (real estate). Обязательные части программы: научные семинары, работа в командах, разбор кейсов (case-study).
«Построение» программы обучения предполагает, что студент имеет возможность преимущественно самостоятельно составить график обучения и определить его «содержание». Срок обучения может составлять 15, 18 или 21 месяц. Если студент уже прослушал конкретные курсы на предыдущих этапах обучения, он может их не посещать (отказаться от их прослушивания). Также 234
есть возможность выбора 12 дополнительных (факультативных) курсов из более чем 70 вариантов. Студент может предпочесть специализацию по одному из направлений: предпринимательство, финансы, маркетинг, стратегия, технологический менеджмент, международный бизнес, прямые частные инвестиции или менеджмент инноваций - либо получать знания по нескольким направлениям сразу (в зависимости от будущих карьерных планов).
Специально созданная при университете команда консультантов помогает студентам определиться с будущими карьерными возможностями. Среди постоянных работодателей можно назвать следующие компании (выпуски 2008-2009).
• «A.T. Kearney»
• «Adidas AG»
• «American Express»
• «Barclays Group»
• «BNP Paribas»
• BP
• «Citigroup»
• «Credit Suisse»
• «Deloitte»
• «Deutsche Bank»
• «Samsung Corporation»
• «Shell»
• «Siemens Management Consulting»
• «Standard Chartered Bank»
• «The Boeing Company - Alteon, LLC»
• «The Boston Consulting Group»
• UBS
• «Goldman Sachs»
• «Google»
• HSBC
• «HSBC Specialist Investments Ltd.»
• ING
• «J.P. Morgan»
• «Johnson & Johnson»
• KPMG LLP
• «Lehman Brothers»
• «Lloyds TSB Bank»
• «L'Oreal»
• LVMH
• «McKinsey & Company»
• «Merquinsa»
• «Merrill Lynch»
• «Mitsubishi Corporation»
• «Monitor»
• «Morgan Stanley»
• «Nike Europe»
• «North Asset Management, LLP»
• «PepsiCo»
• «Procter & Gamble»
Программа предполагает так называемое «обучение по обмену». Лондонская школа бизнеса сотрудничает с 32 зарубежными бизнес-школами. Студент имеет возможность изучить часть программы в одной из этих школ, вне зависимости от выбранного им срока обучения по программе MBA (15, 18 или 21 месяц).
Среди партнеров школы - учебные заведения пяти мировых макрорегионов (представлены на диаграмме ниже).
Диаграмма 2
Университеты-партнеры Лондонской школы бизнеса (на начало июня 2009 г.)
3,1%
■ Европа
■ Азия и Австралия США и Канада
■ Латинская Америка
■ Африка
Источник: Лондонская школа бизнеса.
Студенты получают возможность изучать дополнительные иностранные языки (кроме английского), так как, по мнению ректората школы, это является одним из основных условий построения успешной карьеры.
MBA в других странах Европы
Франция
Степени МВА соответствует французский диплом DESS-CAAE (Diplôme d'Etudes Supérieures Specialisees - Certificat d'Aptitude a l'Administration des Entreprises) [Французский диплом МВА]. Разница между ними заключается в том, что программы обучения, ведущие к получению DESS-CAAE, предлагают государственные вузы - университеты и высшие школы, например Ecoles Superieures de Commerce (ESC), обучение в которых бесплатно, в том числе и для иностранных студентов, и ведется на французском языке. Программы МВА являются платными (в среднем до 35 тыс. евро в год, что в сравнении с крупнейшими американскими бизнес-школами представляет собой небольшую сумму1 и преимущественно на английском. Сами программы обучения на МВА и DESS-CAAE очень похожи - набор базовых дисциплин сопоставим (микро- и макроэкономика, маркетинг, менеджмент, финансы, управление персоналом), ориентация на практику, подразумевающая выполнение учебных проектов и стажировки. Во Франции больше ценится государственный диплом DESS-CAAE, за пределами Франции больше ценится программа МВА. Престиж диплома МВА напрямую зависит от того, какой рейтинг имеет выдавшее его учебное заведение. В качестве примеров можно рассмотреть крупнейшие французские бизнес-школы.
INSEAD [Крупнейшая школа Европы] - самая большая и одна из самых престижных бизнес-школ Европы. Диплом INSEAD в докризисный период открывал его обладателям двери крупных международных компаний во всем мире и гарантировал увеличение зарплаты почти в два раза.
1 Стоимость обучения в бизнес-школе № 1, согласно рэнкингу FT, в бизнес-школе Wharton стоит от 130 тыс. до 160 тыс. долл. США.
В течение первого года обучения студенты изучают испанский язык, хотя все предметы преподаются только на английском (возможность выбрать курсы на испанском появляется только на следующий год). Среднестатистическому студенту IESE 27 лет, он имеет пятилетний опыт работы и результаты GMAT не ниже 670 баллов. Стоимость программы full-time - 54 тыс. евро, executive MBA - 76 тыс. евро.
Ближайший соперник INSEAD в европейских рейтингах -это государственная Высшая школа коммерции HEC (Haute Ecole de Commerce) [Высшая школа коммерции] - 29-е место в аналогичном рейтинге FT. В октябре 2008 г. бизнес-школа была признана лучшей среди неамериканских школ в области маркетинг-менеджмента, согласно результатам недавнего исследования The Princeton Review [Princeton Review...], в ходе которого было опрошено более 19 тыс. студентов бизнес-школ. В исследовании приняли участие 296 школ со всего мира - они спрашивали своих студентов, насколько школа в состоянии дать им то, что они ожидают от обучения. В секции «маркетинг» бизнес-школа HEC набрала столько же очков, сколько и ведущие американские школы -Harvard, Fuqua, Kellogg и Berkeley Haas [Оценка знаний маркетинга].
Третья бизнес-школа, которая представляет Францию в указанном рейтинге, - Grenoble Graduate School of Business [Школа в Гренобле] (87-е место). GGSB - одна из ведущих бизнес-школ в Европе, у нее три международных аккредитации (таких школ в мире всего около 20).
Требования для поступления на программу МВА примерно те же, что и в других странах: наличие высшего образования, опыта работы (от двух лет и выше), высокие баллы по тестам TOEFL и GMAT. Также нужно написать эссе, представить два рекомендательных письма. Чтобы поступить на программу DESS-CAAE, необходимо иметь высшее образование, пройти тест-собеседование (concours d'entree), показать высокие результаты по тесту DALF (французский язык) и обладать опытом управленческой работы. Однако в отдельных случаях берут и без него. Этот вопрос входит в компетенцию приемной комиссии, так же как и признание российских дипломов о высшем образовании. Конкурс составляет в среднем пять человек на место.
Испания
IE - Instituto de Empressa [Институто де импресса] - эта бизнес-школа располагается в финансовом центре города Мадрида. В Insituto de Empressa предпочитают набирать интернациональные группы. Обучение также проходит на двух языках; иностранцам позволяют в течение первого года овладеть испанским языком. Профессиональная подготовка участников программы очень разнообразна; поэтому в течение первых двух-трех месяцев преподаватели работают над развитием навыков, которые необходимы слушателям для прохождения всего курса.
У всех студентов есть возможность пройти ряд курсов в других бизнес-школах, которые являются партнерами Instituto de Empressa, таких как UCLA (США), Helsinki Business School (Финляндия), Manchester Business School (Великобритания), SDA Bocconi (Италия) и др. Стоимость программы full-time MBA - 49 тыс. евро. Курс стартует в ноябре и длится 13 месяцев.
IESE Business School [IESE business school] - одно из самых известных в Европе учебных заведений, специализирующихся на подготовке управленческих кадров для бизнеса. Среди студентов можно найти представителей более 55 стран, а обширные связи школы с крупными мировыми корпорациями развиты в 85 странах мира. Школа располагается в Барселоне. Длительность программы МВА full-time - 19 месяцев. Основная цель - подготовка выпускников к работе в команде с интернациональным составом.
В течение первого года обучения студенты изучают испанский язык, хотя все предметы преподаются только на английском (возможность выбрать курсы на испанском появляется только на следующий год). Среднестатистическому студенту IESE 27 лет, он имеет пятилетний опыт работы и результаты GMAT не ниже 670 баллов. Стоимость программы full-time MBA - 67,9 тыс. евро.
Бизнес-школа IESE также известна своей инновационной программой Global Executive MBA, участники которой проходят обучение на трех континентах. В последнем рейтинге FT эта программа представлена на 12-м месте. Длительность обучения -16 месяцев, средний возраст участников - 35 лет. Основная форма работы - групповые дискуссии, на которых решаются кейсы.
EADA (International Management Development Center) [Барселонская школа бизнеса]. Программа Euro MBA является частично дистанционной программой и разработана для менеджеров с опытом работы не менее трех лет. Программа International MBA сосредоточена на развитии специализированных знаний, лидерских способностей и навыков стратегического управления. Стоимость обучения составляет 24,5 тыс. евро [Стоимость обучения...].
Среди всего многообразия бизнес-школ в мире испанские давно получили признание международной деловой общественности. Более того, популярность их с каждым годом возрастает благодаря увеличению количества новых программ и качественному обогащению старых.
Резюме: Западные и европейские бизнес-школы
• Программы МВА западных и европейских университетов, как правило, состоят из двух последовательных частей: теоретический курс (один год) и получение практических навыков (два года), а также прохождение практики в международных компаниях в вице совместной работы студентов в проектных группах по решению конкретных задач, которые ставят представители реального бизнеса.
• Такие программы подчеркивают свою международную направленность: 30-50% студентов не являются гражданами США и представляют около 40 стран. Студенты имеют возможность общаться друг с другом, с представителями бизнеса и власти (на специально организуемых семинарах), с выпускниками, для которых университеты создают отдельные сообщества. Студенты имеют возможность создавать клубы по интересам. Например, на данный момент в Гарвардской школе бизнеса их существует более 50.
• Крупнейшие бизнес-школы располагают колоссальными учебными ресурсами: библиотеки и электронные ресурсы, которые содержат подборки ведущих деловых изданий, а также предоставляют доступ к самым полным базам статистической информации и теоретическим источникам, что является очень важной частью успешного и интересного обучения.
• Большим преимуществом западных бизнес-школ являются и их существующие налаженные связи с потенциальными работодателями (важно подчеркнуть, что эти работодатели - крупней-
шие и наиболее успешные компании). Многие из них являются спонсорами крупнейших университетов, в том числе приведенных в этой статье.
• Основными недостатками являются: высокая стоимость обучения, жесткий конкурсный отбор. В качестве иллюстрации можно привести основную статистику:
Параметр Значение
Среднее число эссе на одно 4,7
место
Средний балл СМЛТ 685
Средний опыт работы 5 лет
Среднее кол-во отказов 81,5%
Источник: www.mbastrategy.ru
Рынок бизнес-образования в странах Азии, Африки и Австралии
В рэнкинге FT Азиатский регион представлен тремя бизнес-школами в Сингапуре: Nanyang Business School [Nanyang business school] (24)1, National University of Singapore School of Business [Школа в Сингапурском университете] (35), и Cи;нгапурский кампус французской INSEAD (5), о которой уже было сказано; а также двумя бизнес-школами Китая: China Europe International Business School [Китайско-Европейская школа] (8) и Hong Kong UST Business School [Hong Kong school] (16).
Единственной бизнес-школой ЮАР, которая вошла в указанный рэнкинг, является бизнес-школа University of Cape Town Graduate School of Business [University of Cape Town].
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) представлены кампусом американской бизнес-школы Hult International Business School [Hult International School] (97) в Дубае.
Лучшими программами MBA австралийских университетов признаны программы бизнес-школ Australian School of Business [Australian School] (32) и Melbourne Business School [Melbourne school] (52).
1 В скобках указано место в текущем рейтинге.
Влияние кризиса на динамику рынка бизнес-образования
Поступление в бизнес-школу — довольно частое решение для тех, кто остался в кризис без работы. Желающих поучиться обычно даже больше, чем в спокойные времена. Поэтому во время кризиса у мировых бизнес-школ нет недостатка в студентах, исключением являются лишь российские учреждения, предоставляющие MBA-образование.
«Кризисная» статистика [ Кризисная статистика]:
• 25-30% - сокращение числа поступивших на программы MBA в России весной 2008 г.;
• 36,9 млрд. долл. составлял эндаумент-фонд Harvard University до кризиса;
• 8 млрд. долл. - сокращение фонда во II полугодии 2008 г.;
• 30% - на столько были урезаны расходы школы из-за сокращения фонда.
Однако кризис может «помочь» российским бизнес-школам завоевать дополнительную долю рынка (преимущественно эффект замещения может быть «инициирован» российскими гражданами, которые в будущем предпочтут российские программы западным аналогам) благодаря появлению новых качественных программ, по стоимости существенно уступающим западным аналогам, что является их дополнительным преимуществом («выигрывает» соотношение «цена-качество»).
Литература
Барселонская школа EADA. - Режим доступа: http://www.eada. edu/en/mba-spain-europe.html
Высшая школа коммерции. - Режим доступа: http://www.
mba.hec.edu/
Гарвардская школа бизнеса. - Режим доступа: http: / /www. hbs.edu/mba/
Институто де импресса в Мадриде. - Режим доступа: http://www. ie.edu/business/index_en.php
Китайско-Европейская школа бизнеса. - Режим доступа: http: / / www.ceibs.edu/mba/
Кризисная статистика поступающих в бизнес-школы и их бюджетов. - Режим доступа: www.smoney.ru
Крэнфилдская школа бизнеса. - Режим доступа: http://www.som. cranfield.ac.uk/som/p612/Programmes-and-Executive-Development/MBA
Крупнейшая и самая престижная школа бизнеса Европы. - Режим доступа:: http://www.insead.edu/mba/
Лидеры европейских бизнес-школ. - Режим доступа: www.ft.com Лондонская школа бизнеса. - Режим доступа: http://www.london. edu/programmes/mba.html
Лучшие бизнес-школы США и Великобритании. - Режим доступа: http://rankings.ft.com/businessschoolrankings/global-mba-rankings
Манчестерская школа бизнеса. - Режим доступа: http: / /www. mbs.ac.uk/mba/index.aspx
Оценка знаний маркетинга. - Режим доступа: www.begin.ru Первые попытки бизнес-школ в Европе. - Режим доступа: www.e-executive.ru
Преимушества МВА. - Режим доступа: http://www.mbastrategy. ru/content/view/1079/215/lang,Rus/
Развитие управленческих навыков. - Режим доступа: http://www. gsb.stanford.edu/mba/
Стоимость обучения в EADA. - Режим доступа: http://www. eada.edu/en/mba-full-time-cost.html
Французский диплом, соответствующий МВА. - Режим доступа: www.begin.ru
Характеристики набора соискателей 2010 г. - Режим доступа: http://www.london.edu/programmes/mba/whoisthembadesignedfor.html
Школа бизнеса в Гренобле. - Режим доступа: http://www. grenoble-em.com/354-aacsb--amba—equis-accredited-mba-2.aspx
Школа бизнеса в Сингапурском университете. - Режим доступа: http://www.mba.nus.edu.sg/
Школа бизнеса Кембриджского университета. - Режим доступа: http://www.jbs.cam.ac.uk/mba/
Школа бизнеса Оксфордского университета. - Режим доступа: http://www.sbs.ox.ac.uk/mba/
Школа менеджмента Ланкастерского университета. - Режим доступа: http://www.lums.lancs.ac.uk/masters/mba/
«Эндаумент»-фонд Гарвардского университета. - Режим доступа: http://www.hmc.harvard.edu/
Школа бизнеса в Сингапурском университете. - Режим доступа: http://www.mba.nus.edu.sg/
Australian school of business. - Mode of access: http://www. agsm.edu.au/
Hong Kong UST business school. - Mode of access: http: / /www. mba.ust.hk/
Hult International business school. - Mode of access: http://www. hult.edu/mba-program/index
IESE Business school. - Mode of access: http://www. iese.edu/en/home.asp
Melbourne School of business. - Mode of access: http://www. mbs.edu/go/degree-programs/mba-and-general-management-programs/full-time-mba
Nanyang Business School. - Mode of access: http://www.nanyan gmba. ntu. edu. sg/
Princeton Review. - Mode of access: http://www.princetonreview.
com/
Stanford Graduate School of Business. - Mode of access: en.wilcipedia. org/ Stanford_ Business_School
Universiti of Cape Town Graduate School of Business. - Mode of access: http://www.dsb.uct.ac/za