Научная статья на тему 'ПРОГРАММА КУРСА "ЯЗЫК СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС"'

ПРОГРАММА КУРСА "ЯЗЫК СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / ДЕЛОВОЙ АНГЛИЙСКИЙ / ЯЗЫК СМИ / ENGLISH LANGUAGE / ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Энгель Е.И.

Данная программа представляет концепцию практического курса "Язык средств массовой информации". В программе представлены цель и содержание курса, предложены формы и виды учебной работы, формы контроля, представлен список рекомендованной и обязательной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА КУРСА "ЯЗЫК СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС"»

ПРОГРАММА КУРСА "ЯЗЫК СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС"

Энгель Е.И. ©

Доцент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова

Аннотация

Данная программа представляет концепцию практического курса "Язык средств массовой информации". В программе представлены цель и содержание курса, предложены формы и виды учебной работы, формы контроля, представлен список рекомендованной и обязательной литературы.

Ключевые слова: педагогика, преподавание, деловой английский, язык СМИ. Keywords: English for specific purposes, English language, teaching.

Задачи курса

Материалы периодических изданий, радио и телепередач играют большую роль в изучении иностранных языков. Неадаптированные, насыщенные современной лексикой, они являются прекрасным источником живого языка, полного свежих неологизмов, идиом и просто «модных» слов и выражений. Они также дают много познавательной информации о жизни страны изучаемого языка. Таким образом, цели и задачи кура видятся следующими:

• расширение лексического запаса студентов за счет, как отдельных слов, так и устойчивых словосочетаний; изучаемая лексика не всегда может быть рекомендована для активного использования, чаще всего, для помощи в понимании прочитанного (пополнение пассивного глоссария);

• расширение страноведческих знаний студентов;

• развитие навыка регулярного самостоятельного изучения материалов периодических изданий для постоянного пополнения своих языковых и фоновых знаний;

• развитие навыка регулярного самостоятельного прослушивания радиоматериалов для постоянного пополнения своих языковых и фоновых знаний;

• развитие навыка регулярного самостоятельного просмотра видеоматериалов для постоянного пополнения своих языковых и фоновых знаний;

• развитие навыков говорения в процессе обсуждения предложенного материала и в ходе презентации тематических сообщений;

• развитие навыков аудирования в ходе прослушивания аудиоматериалов и просмотра видеоматериалов.

Объём дисциплины и виды учебной работы Продолжительность курса - один семестр по 2 часа в неделю

Метод преподавания - например: практические занятия с использованием аудио и видеотехники

Общая трудоёмкость дисциплины - 64 часа Семинарские занятия - 32 часа Самостоятельная работа - 32 часа

Распределение часов курса по темам и видам работы

Темы Практи ческие занятия Неделя

1 Из истории газеты (текст 1). Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: 2 1

© Энгель Е.И., 2017 г.

«Знакомство». Видео: «Школы Техаса (студенты по обмену)»

2 Из истории газеты (текст 2). Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «Брачные церемонии». Видео: «Одинокие, с детьми...» 2 2

3 Роль журналистики в жизни общества. Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «Бездомные в Америке». Видео: «Нелегальная иммиграция». 2 3

4 Сотрудники газеты. Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «Усыновление детей из-за рубежа». Видео: «Детский труд». 2 4

5 Как производят газеты (текст 1). Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «Испанское население Америки». Видео: «Мексиканская кухня в Англии». 2 5

6 Как производят газеты (текст 2). Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «Выпускники высших школ». Видео: «Компьютерные игры». 2 6

7 Великие издатели: Б. Франклин. Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «О вреде курения». Видео: «Вода, которую мы пьём». 2 7

8 Великие издатели: Р. Мёрдок. Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «Поддельные лекарства - опасность для жизни». Видео: «Глобальное потепление». 2 8

9 Великие издатели: Дж. Пулитцер. Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «Как избежать отравления углекислым газом». Видео: «Экологические проблемы в Центрально Англии». 2 9

10 Великие издатели: В.Р. Хёрст. Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «Необычные музеи Америки». Видео: «Церковь на продажу». 2 10

11 Всемирно известные медийные агентства. Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «Компания «Дисней». Видео: «Путешествующие пенсионеры». 2 11

12 Всемирно известные медийные агентства. Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «Что думает современная медицина о головной боли». Видео: «Путешествующие пенсионеры». 2 12

13 Что такое журналистское расследование. Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «Компания Дисней». Видео: «Компания Ровер в Оксфорде». 2 13

14 Почему некоторые газетные заголовки такие смешные. Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «Американская мечта». Видео: «Английские частные школы». 2 14

15 Газета в классе: некоторые аспекты работы с текстовым материалом прессы. Новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Радио передача: «Поиск работы в США». Видео: «Любовные инспекторы». 2 15

16 Повторение пройденного в семестре материала. Повторение лексики. Подготовка к зачёту. 2 16

Требования к зачёту

Итоговый контроль: дифференцированный зачёт в устной форме: опрос пройденной лексики, презентация тематического газетного материала.

Оценивание

Несколько факторов (требований) учитываются при вынесении итоговой оценки: регулярность посещения уроков, выполнение домашних заданий и активность работы на уроке. При регулярном посещении занятий, добросовестном выполнении домашнего задания и активной работе на уроке, показывающей заинтересованность студента в предмете, студент может рассчитывать на «автоматическое» получение зачёта «5».

В связи тем, что зачёт является «дифференциальным», т.е. предполагает степени градации оценивания знаний, то вышеперечисленные требования влияют на финальную оценку: при регулярных пропусках занятий без уважительных причин (1/3 от общего количества уроков в семестре), невыполнении домашних заданий, неактивной работы на уроке - в независимости от качества ответа студента, оценка снижается на балл.

Базовые пособия и дополнительный материал

Текстовой материал.

Базовым учебным пособием данного курса является пособие Шукунда С.З., Энгель Е.И.. "Newspaper in the Classroom" (изд. "Феникс", Ростов-на-Дону, 2004).

Основной целью работы над пособием является развитие навыка регулярного самостоятельного изучения материалов периодических изданий для постоянного пополнения своих языковых и фоновых знаний.

Пособие составлено на материалах британской, американской и канадской прессы: The Times, The Sun, Los Angeles Times, The Independent, Cape Cod Times, Christian Science Monitor, The Albuquerque Tribue, The Huntsville Times, International Herald Tribune, The Detroit News, The New York Times, The Daily Telegraph, Iowa City Press-Citizen, The Ottawa Citizen.

В качестве основного текстового материала в пособии представлены новостные сообщения, редакционные статьи, колонки и тематические статьи, то есть предлагаемый на уроке материал является примером основных жанровых форм газетных публикаций.

Каждый урок включает три текста: новостное сообщение, колонка или редакционная статья, тематическая статья. Объём текстового материала составляет не более одной печатной страницы. К текстам прилагается необходимый комментарий и обобщающий терминологический глоссарий.

Понимая тот факт, что информационный материал интересен, прежде всего, в силу того, что читатель является современником и как бы соучастником описываемых событий, авторы предлагают такие тексты, тематика и проблематика которых будет актуальна и интересна и в будущем.

Однако кроме указанного выше учебного пособия в рамках курса используются статьи следующих британских, американских, австралийских изданий: Times Daily, San Francisco Chronicle, Connecticut Post, Florida Today, The Tribune, Chicago Tribune, Sun Journal, The Daily Record, The Press and Journal, Cambridge Times, East Anglian Daily Times, The Daily Telegraph, The Times, The Independent, The Voice, Daily Mail, Canberra Times, Canberra City News, Alice Spring News, The Murray Pioneer, The Queensland Times, Northern Territory News.

Не редко текстовой материал, предлагаемый для изучения, является «свежим», опубликованным в «свежих» выпусках перечисленных выше изданий.

Большая часть текстового материала прорабатывается студентами дома. На урок выносится лексический анализ статей, и проводятся тематические дискуссии.

Аудиоматериал: Современные компьютерные технологии предоставляют прекрасную возможность получения «свежих» новостных материалов, как в печатной форме, так и в виде аудиозаписей.

«Свежие» записи новостных передач радиостанций BBC и VOA, отражающие текущие политические и культурные события в мире, являются обязательном материалом, представленным на уроках.

Кроме того, для работы на аудирование в рамках данного курса разработан аудиоматериал, основанный на записях программ Special English Program радиостанции VOA

«Голос Америки» и положенный в основу учебного пособия Шукунда С.З., Энгель Е.И. "English Through Radio Programs", М.: «ООО - Тезаурус», 2004.

Данный аудиокурс представляет собой 7 - 10 минутные аудиозаписи с прилагающимся к ним текстовым сопровождением, развёрнутой системой упражнений и комментариями.

Так же как и текстовой материал, радиопрограммы, предлагаемые для прослушивания, являются «свежими», записанными к уроку. Видеоматериал.

Видеоматериал представлен новостными и тематическими передачами телеканалов BBC и CNN и отражает текущие политические и культурные события в мире.

Кроме того, на уроках используется пособие T. Cornish "Central News" (OUP), представляющее собой подборку тематических видеосюжетов канала BBC-News, с подробными скриптами, рядом лексических упражнений и темами для дискуссий.

Литература

1. Шукунда С.З., Энгель Е.И. "Newspaper in the Classroom", изд. "Феникс", Ростов-на-Дону, 2004.

2. Шукунда С.З., Энгель Е.И. "English Through Radio Programs", М.: «ООО - Тезаурус», 2004.

3. Шукунда С.З., Энгель Е.И. "English Through Radio Programs", электронная версия. 2015.

4. Шукунда С.З., Энгель Е.И. "Newspaper in the Classroom", электронная версия. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.