Научная статья на тему 'Программа курса внеурочной деятельности «Химия и физика в природе»'

Программа курса внеурочной деятельности «Химия и физика в природе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеурочная деятельность / обучающиеся / курс / занятие / рабочая программа.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова К. В.

материал статьи посвящен описанию основных моментов рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Химия и физика в природе», курс рассчитан на обучающихся 5-7 классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Короткова К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа курса внеурочной деятельности «Химия и физика в природе»»

«Профессиональная ориентация» ^^ ISSN 2411-2550

2024, №1 ч.1. 11Дгн11И1 Мй www.careerjourney.ru

УДК 372.8

Короткова К.В.

Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия

Программа курса внеурочной деятельности «Химия и физика

в природе»

Аннотация: материал статьи посвящен описанию основных моментов рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Химия и физика в природе», курс рассчитан на обучающихся 5-7 классов.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, обучающиеся, курс, занятие, рабочая программа.

Научный руководитель - Е.Г. Нелюбина

Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Химия и физика в природе» определяется запросом общества. Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Новизна данной программы опирается на понимание приоритетности деятельностного подхода, воспитания у учащихся активности и самостоятельности в учебной деятельности, так и вне учебного времени.

Необходимо отметить, что в рамках составленных методических рекомендаций к занятиям запланирована - работа с теоретическим материалом, использование наглядности. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются понятия, полученные ранее, развиваются умения и навыки применять эти понятия на практике в процессе самостоятельной работы, выполнения задач и упражнений. Одним из положительных моментов является, то, что все описанные занятия в рамках курса внеурочной деятельности «Химия и физика в природе» основываются преимущественно на активных методах обучения.

Цель курса - состоит в том, чтобы к концу изучения курса учащиеся имели первые представления о физических и химических явлениях, были знакомы с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества, знали устройство атома, расположение химических элементов в

периодической таблице; умели обращаться с простейшим химическим оборудованием, производить простейшие измерения, снимать показания со шкалы прибора.

Разработанный нами курс «Химия и физика в природе» отнесен к обще-интеллектуальному направлению. [1, 2, 3]

При структурировании содержания курса «Химия и физика в природе», учитывалась объективная реальность — небольшой объем часов, отпущенных на изучение таких курсов и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения курса или раздела, с тем, чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.

В таблице 1 представлено тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Химия и физика в природе».

Таблица 1. Тематическое планирование курса

№ Наименование раздела Кол-во часов

1. Раздел 1. Физика и химия 8

2. Раздел 2. Строение веществ 7

3. Раздел 3. Кислород. Водород. Вода 9

4. Раздел 4. Классы неорганических соединений 5

5. Раздел 5. Природа через призму наук 9

Итого 38

В результате изучения курса «Химия и физика в природе» ученик должен:

Знать/понимать

• роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

• важнейшие химические понятия: химическая реакция, атом, масса, температура, химические приборы;

• основные законы химии: закон сохранения массы. Уметь

• решать простейшие химические задачи;

• объяснять принципы обратных связей в природе; Использовать приобретённые знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.

Реализация дедуктивного подхода к изучению курса «Химия и физика в природе» способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.

В процессе изучения курса «Химия и физика в природе» теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами.

Библиографический список

1. Оржековский П.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии / П. А. Оржековский., В. Н. Давыдов, Н. А. Титов. - М.: Аркти, 1999. -152 с.

2. Пак М. С. Внеурочная работа по химии в современной школе: Учебно-методическое пособие / М. С. Пак. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - С. 254-25.

Информация об авторе:

Короткова Кристина Владимировна, студент 6 курса заочной формы обучения направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, направленность (профиль): «Биология» и «Химия», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.

Научный руководитель:

Нелюбина Елена Георгиевна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.