Вестник ПСТГУ.
Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Войтенко Антон Анатольевич, канд. ист. наук Центр египтологических исследований РАН Российская федерация, 119071, Москва, Ленинский проспект, дом 29
2017. Вып. 77. С. 122-140
cesras@cesras.ru
Голубович Инна Владимировна, д-р филос. наук,
проф. кафедры философии и основ общегуманитарного знания Одесского национального университета им. И. И. Мечникова Украина, г. Одесса, ул. Дворянская, 2 golubinna 17@gmail .com
Программа курса по агиологии Г. П. Федотова
В работе осуществляется публикация программы курса по агиологии известного представителя русского зарубежья, историка и мыслителя Г. П. Федотова (1886—1951). Известно, что Федотов читал этот курс в Богословском институте в Париже со второй половины 1920-х по конец 1930-х гг. Однако до издания предлагаемой ниже программы не были известны структура и содержание курса. Публикация программы позволяет более ясно понять состав и содержание этого курса, который явился своеобразной «творческой лабораторией» ученого и с которым прямо или косвенно были связаны его монографии парижского периода, такие как «Святые Древней Руси» и «Стихи Духовные». Публикация снабжена обширными комментариями, одной из задач которых было сопоставление программы с теми работами Г. П. Федотова, где он касается вопросов и проблем, затрагиваемых в курсе.
Публикуемый документ хранится в Бахметьевском архиве при Библиотеке редких книг и рукописей Колумбийского университета (США)1. Он является частью фонда известного представителя русского зарубежья Георгия Петровича Федотова (Bakhmetev Archive of Russian and East European History and Culture, Rare Book and Manuscript Library, Columbia University, New York. G. Fedotov Papers). В коробке 5 (Box 5) содержатся разрозненные и несистематизированные документы, среди которых мы обнаружили2 два тематически связанных друг с другом фрагмента. Это, во-первых, два пожелтевших, потрепанных листа формата А 4 со следами повреждений. На них черной чернильной ручкой рукой Г. П. Федотова нанесены наброски к лекциям по агиологии. Текст озаглавлен «Агиология», подзаголовок — «Лекция 1» на одном листе (название и подзаголовок подчеркнуты) и карандашная помета «Лекция 2» — на другом листе. В тексте есть зачеркивания и исправления. Второй фрагмент — машинописный. Три листа того же формата, другой фактуры и чуть менее пожелтевшие содержат замятости и повреждения, но не столь значительные, как на рукописных фрагментах. Текст озаглавлен: «Программа по агиологии в 1938/39 учебн. году». В нем — 13 билетов
1 Авторы публикации выражают признательность хранителю Бахметьевского архива Татьяне Чеботаревой.
2 Документы были обнаружены и пересняты И. В. Голубович.
по агиологии, содержание которых расписано достаточно подробно. В машинописный текст черной чернильной ручкой вписаны латинские и греческие названия, а также имена двух ученых — о. Поля Петерса и о. Ипполита Делеэ. Помимо этого в некоторых местах есть правка текста карандашом и некоторые приписки. Наличие достаточного количества грубых орфографических ошибок (например, «подленные», «отценка», «агеограф», «почетание») может свидетельствовать о том, что этот документ печатал не сам Федотов, а человек, не совсем хорошо владевший русским языком. Вписанные чернилами слова на греческом и латыни иногда имеют пропуски и ошибки3, в ряде случаев исправленные карандашом. Следует отметить и еще одно обстоятельство. Машинка, которой пользовались для перепечатки текста, содержала пореформенную орфографию, тогда как сам Г. П. Федотов писал в дореформенной орфографии (это видно из двух страниц набросков его лекций).
Трудно сказать однозначно о времени создания текста, несмотря на, казалось бы, четкое определение временных рамок в самом названии4. В последние годы жизни Федотова его бумагами занималась аспирантка Д. И. Чижевского Зоя Осиповна Микуловская (в замужестве Юрьева), которая перевела в машинописный вид многие рукописные тексты ученого прошлых лет5. В этой же коробке хранятся рукописная и машинописная версии программы курса Федотова по этике, частично опубликованные в 12-м томе собрания его сочинений6.
При публикации программы мы, по возможности, учли особенности машинописного оригинала. Сохранена оригинальная орфография в написании имен собственных и географических названий (кроме явных ошибок), а также строчные и прописные буквы в начале слов. Слова, вписанные ручкой или карандашом, а также ошибочное написание имен собственных и географических названий оговорены в примечаниях. Оригинальная пунктуация оставлена, за исключением некоторых случаев. Орфографические ошибки исправлены, восстановлена отсутствующая диакритика в некоторых греческих словах. Буквы, пропущенные в тексте или не видные из-за замятостей, расшифровка сокращений, а также места, которые не удалось полностью восстановить, поставлены в треугольные скобки (< >). Косая черта (/) заменена на круглые скобки. Поскольку пагинации в оригинале нет, она также заключена в круглые скобки: (Л. 1), (Л. 2), (Л. 3).
В комментариях не указывались события и персоналии, относящиеся к церковной истории (любой желающий может без труда найти информацию о них в
3 В случае с греческими словами в ряде мест не указана диакритика.
4 Вопрос о предполагаемой датировке документа, а также анализ его содержания уже был предметом отдельной публикации: Войтенко А. А. Курс по агиологии Г. П. Федотова в Богословском институте в Париже. Новые данные // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 24-35.
5 См. об этом: Янцен В. В. Неизвестные страницы биографии Г. П. Федотова в США // Вестник РХГА. СПб., 2014. Т. 15. Вып. 3. С. 79-93.
6 Программа курса этики Г. П. Федотова (предназначенная для чтения в Свято-Владимирской Академии)/ Приложение 3 // Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. М., 2008. Т. 12: Письма Г. П. Федотова и письма различных лиц к нему. Документы. С. 460-462. Следует отметить, что фразы «(предназначенная для чтения в Свято-Владимирской Академии)» нет ни в машинописном, ни в рукописных оригиналах программы — она добавлена издателями.
справочных изданиях). Информация дана только о западных ученых и в особых случаях о некоторых отечественных, а также о малопонятных названиях и терминах. Мы постарались найти в статьях и монографиях самого Федотова более развернутые высказывания и оценки тех персоналий или явлений, о которых он упоминает в программе, чтобы сделать представления о ней более «объемными», ведь то, что он когда-то написал, он вполне мог высказать устно в курсе лекций. Надеемся, что публикуемый материал будет полезен при подготовке курсов по истории древней Церкви, общих и специальных курсов по истории христианской литературы или агиографии.
Публикация, вступительная статья и комментарии А. А. Войтенко, И. В. Голубович
* * *
(Л. 1) Программа <аг>иологии в 1938/39 учебн<ом> году
1 билет.
Определение агиологии. Трояк<ий> объект науки. Точки зрения: 1) морально-религиозная 2) догматическая 3) и<сто>рическая — связь с историей Церкви.
Критическая проблема. Собира<ние>7 и издание текстов. Множественность редакций. Трудность издания. Легенда. Жи<ти>я исторические, полуисторические, легендарные. Внешняя и внутренняя критика. <Кр>итерии чудесности. Защита легенды и христианский реализм.
Acta Sanctorum8. Агиографи<че>ские сборники средневекового Запада. Legenda aurea9 Якова de Voragine10. Момбриц<ий>. Сурий. Натиск реформации и католическая историография. Бенедиктинцы. Иезуи<ты>. Россвейде и vitae patrum11. Жак Болланд и Acta Sanctorum12. Конгрегация болландистов. Геншень. Паперброк (критическая школа). План издания. Путешествия болланди<ст>ов. Борьба с легендарной школой. Кармелиты, история конклавов13, фиалы мученико<в>. Упадок XVIII в. Перерыв революции и возобновление работы с 1830 г. Delehay<e ,> Peeters14 (до 1515 ноября) Analecta Bollandiana16 Агиографические работы Мабийона17 и светской науки (Германия).
7 Исправление от руки строчной «c» в начале слова на прописную.
8 Вписано от руки.
9 Вписано от руки.
10 Слова «de Voragine» вписаны от руки.
11 Слова «vitae patrum» вписаны от руки.
12 Слова «Acta Sanctorum» вписаны от руки.
13 Окончание «ов» дописано над строкой от руки.
14 Слова «Delehaye и «Peeters» вписаны от руки.
15 В оригинале стоит цифра «10» c правкой чернилами на «15».
16 Слова «Analecta Bollandiana» вписаны от руки.
17 В оригинале ошибочно напечатано «Марийона» с правкой чернилами буквы «р» на букву «б».
2 билет.
Восточная агиография. Греческие <Ч>етьи Минеи и МИНЕИ. Менологий им<ператора> Василия <II>. Греческий синаксарь (пролог). Сим<е>он Метаф-раст. Русские Четьи Минеи. Митропол<ит> Макарий и его деятельность. Содержание Великих Ч<етьих> М<иней>. Три списка. Приемы работ<ы>. Оценка стиля (житие А. Невского). Число русских житий у Макария. Тулуповски<е> и милютинские Четьи Минеи (XVII век).
Св. Дмитрий Ростовский. Его происхождение. Монашеский путь. Повод к составлению Четьи<х> Миней. Первый том 1682 г. <...>18 Ростовская кафедра. Источники Четьи<х> Миней. Влияние болландистов. Элемент критики. Синодальные исправления. Русская агиография XIX века. Филарет Черниговский. А. Н. Муравьев. Архиепископ Сергий. В. О. Ключевский. И. Голубинский.
Критика в19 русской агиографии. Преп. Нил Сорский. Симеон Азарьин. Житие св. Анны Кашинской на Соборе 1674 г.
3 билет.
Святой<,> йуюс;, sanctus, kädosh20. Разные значения слова. «Святые» в Новом Завете. Широкий и узкий путь святых. Смысл слова цбрти;21 (первоначальный и вторичный): в Новом Зав<ете>, в Посл<ании> Климента (о свв. Петре и Павле), в пос<лании> Смирнской Церкви. 0цоХоу£х^;<,> исповедник. Дифференциация от цбрти;22 (Лионское послание<)>. Смысл «свидетельства» мучеников. Различные теории: историческая (Гарнак), профетическая (Голль). Почитание мучеников (исповедников) при жизни. Отзывы свв. Отцов II и III века. Ипполит. Киприан. Апостольские постановления. «Смерть Перегрина<»>. Власть в Церкви. Прощение грехов. Злоупотребления (Киприан). Право на священство. Могилы мучеников. Погребальный обряд у язычников и христиан. Тризн<ы> и агапы. ^цёра y£v¿9xio;, dies natalis. Молитвы к усопшим в катакомбах. Оранты. Общение земной и небесной Церкви, как основа почитания святых. Выделение мучеников. (Dominus) Молитвы к мученикам у Отцов Церкви. Ипполит, Ори-ген, папа Корнилий и Киприан. Теория языческого культа святых и ее несостоятельность.
4 билет.
Культ мучеников с Константина Великого. Храмы над гробницами. Крипты. Первона<ча>л<ь>ная неприкосновенность тела. Роскош<ь> храмов и празднеств в конце IV в. по гомилиям свв. Отцов. Мозаика. Иконы. Изображения мучеников в катакомбах. Иконописные типы IV в. Противники икон. Фрески и их влияние на агиографию (Пруденций) <,> áváGn^a — ex voto <.> Храмо-
18 Из-за замятости листа фразу расшифровать не удалось.
19 Предлог «в» вставлен над строкой карандашом.
20 Слова «ачюд, запСш, кМозИ» написаны от руки. В слове «кМозИ» исправление первой буквы карандашом.
21 Слово «^арти;» вставлено чернилами и написано с ошибкой — ^артп;. Правка «п» на «и» карандашом.
22 В оригинале ошибочно «^арто;».
вая инкубация (храмов Св. Феклы Селевкийской23, Косьмы и Дамиана <в> К<онстантино>П<оле>) Тризна на могилах и борьба Церкви с ними (конец 1У—У века). Почитание мощей (св. Вавилы). Раздробление мощей. Обретение. Папа Дамас и реставраци<я> катакомб.
(Л. 2) Обретение св. Амвросия и откровение мощей св. Стефана. Злоупотребления. Третий Карфагенский Собор о ложных откровениях святых. Записи чудес с начала У-го века. Бл. Августин. Отцы 1У—У вв. о почитании мучеников и мощей. Мартирологии — календари Церквей и их объединение. Так называемый Иеронимов Мартирологий.
5 билет.
Подлинные или исторические акты мучеников. Сведения о древнейших мучениках<->Апостолах, мучениках Неронова и Диоклетианова гонений. Послание св. Игнатия Богоносца к римлянам. Литературная форма подлинных «актов». Послания Церквей, судебные протоколы, диспуты, автобиография. Важнейшие из подлинных актов и их общее число. Их издания и переводы (Рю-инар и Леклер24). Акты святого Поликарпа25. Их содержание, форма26<,> основная идея. Делеэ27.
6 билет.
Лионские мученики по посланию 177 г. Обстановка гонения и процесса. Поведение христиан. Главнейшие из мучеников. Роль исповедников. Сцилитан-ские мученики 180 г. Диалог на суде. Двойные акты св. Киприана. Отношение «актов» к «житию» Понтия.
7 билет.
Страдания св. Перпетуи28 и дружины ее. Содержание и состав памятника29. Автобиографический элемент. Видения и их символика. Вопрос о монтанист-ском происхождении. Общая оценка подлинных актов. Разнообразие характеров и поведения мучеников. Отношения к гонению, к семье, воинской службе, государству. Черты символической теологии II и III вв. Чрезвычайные харизмы. Аскетический идеал. Подражание Христу.
8 билет.
Панегирики мученика у Свв. Отцов: Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и пр. Ан<т>ичная риторическая
23 В оригинале «Селенкийской».
24 В оригинале слово «Леклер» с маленькой буквы и карандашная правка первой буквы на заглавную.
25 Буква «а» подписана карандашом.
26 Буква «ф» подписана карандашом.
27 Слово «Делеэ» приписано карандашом.
28 В оригинале «Перепитуи» с карандашной правкой.
29 В оригинале окончание «ов» с карандашным исправлением на «а».
школа. Тбяос; (loci rhetorici)30. Пролог. Гипербола. Перифраза (имен), сравнение, описание. Историческое ядро панегирика. Акты или предания (значение диалога)31. Типизация как закон риторики. Неисторические жития (эпические и легендарные). Схема: лица, речь на суде, пытки и казни, чудеса. Заимствования. Перенесени<я>. Псевдоэпиграфия. Происхождение этой литературы. Попытки локализации. Влияние особых литературных форм: дидактика, роман, идиллия. Полу-исторические «акты». Развитие легенды св. Георгия Победоносца, свв. Фе<о>доров; св. Дмитрия Солунского. Мученики, воины, стратилаты.
9 билет.
Святые, преподобные и святители. Оценка аскетов у Отцов IV в. Иоанн Златоу<ст>. Уподобление мученикам. Победа над диаволом. Почитание аскета при жизни. Чудеса. Стечение народа. Царские почести. Прижизненные церкви <,> гробницы. Борьба за тело (Феодорит Кирский). Установление праздников (Конец IV в.) Панегирики. Записи чудес. Защитники города (св. Симеон). Уравнение с Мучениками. Св. Епископ. Проблема святости. Теория Луциуса (борьба против демонической ереси). Гонение на Православие (св. Евстафий, Афанасий).
Аскетическое усилие (Златоуст о целомудрии священника). Польза Церкви. Прижизненные чудеса. Афанасий Вел<икий>, Василий Вел<икий>, Епифаний Кипрский. Народное почитание Афанасия и Мелетия. Посмертное: Свв. Василия, Мелетия. Церковное почитание: Павла Константинопольского, Мелетия32 Антиохийского и Илария Пиктавийского. Значение диптихов. Римские Depositio martyrum et depositio episcoporum33. Частичные слияния диптихов: в Риме, в Константинополе, Оссере <...>34 Галлия. Проблема массовой канонизации епископов (Галлия до 8—9 вв.). Значение благодатно-сакраментальных сил.
(Л. 3) Билет 10.
Житие Св. Антония Вел<икого> (254—359). Его значение для агиографии. Автор, время. Источники. Содержание. Идеи введения. Единственная цель. Оценка истины. Этапы духовного роста св. Антония. Ученичество. Искушения. Пустыня («Святилище мистерий»). Речь Антония. Служение миру. Монастырь-ли в35 Александрии при Максимине. Внутренняя пустыня. Чудеса, видения и мудрость. Снова в Александрии. Язычники. Император и правители. Последние наставления и смерть. Основная аскетическая идея. Постоянство в добродетелях. Бесстрастие. Радостная борьба. Синергия. Оптимизм. Демонология св. Антония. Философская терминология и христианское содержание. Гречески<й> и коптский элемент. Проблема христианского жития как литературной формы:
30 Слова «Тояо; (loci rhetorici)» написаны от руки. В последнем слове ошибка, в оригинале стоит — Ahetorici.
31 Далее после точки написано слово «Тояо;» и затем зачеркнуто.
32 В тексте ошибочно «Меления».
33 Слова «Depositio martyrum et depositio episcoporum» вписаны о руки.
34 Одно слово, внесенное от руки, расшифровать не удалось. Вероятно, это «Auxerre».
35 Предлог «в» добавлен от руки.
Плутарх (теория Мертеля). Неопифагорийские vitae sophistarum36. Рейценштайн37. Роль бытовых и внешних фактов в житии (творение св. Афанасия или Ч<етьи> М<инеи> Январь).
11 билет.
Житие Св. Пахомия В<еликого> (285—345). Греческое и коптское. Вопрос о первенстве (Амелино, Ладез, Буссе). Содержание: язычник, детство, рекрут; в храме Сераписа, крещение у анахоретов (Паламон). Суровая школа. Основание общежития. Цель Пахомия и идеал новой жизни: любовь и свобода. Взаимное воспитание. Норма поста. Союз пахомиевых киновий. Центр в Пабау38. Женские обители. Разные редакции устава. Наказания в монастырях. Искушения от ученика Феодора. Ревность не в меру. Трение с епископатом и собором в Эсне. Следы греч<еской> философской терминологии в греческом житии.
12 билет.
Бл. Иероним как агиограф (Vita s. Paul<i>, Malchi, Hilarionis).39
Житие св. Павла Фивейского. Содержание. Риторическая форма. Цитаты из Вергилия. Сказочные мотивы. Время (375—8) и место составления (Халкида). Источники жития. Сомнения современников автора и наших. Историчность св. Павла (находка Delehaye)40. Значение Vitae41 Pauli42 для легенды о пустыне. Первые аскеты в Палестине (св. Прокопий Кесарийский и кружок Памфилия). Аскеты у св. Кирилла Иерусалимского. Св. Иларион Вел<икий> (около 291—371), подвиги на родине (Газа, Маюма). Искушения, чудеса, ученики, странствия: Египет, Гора Св. Антония, Сицилия, Далмация (Дракон и Эпидавр43). Бесы острова Пафоса. Кипр. Уединение и смерть. Мотив странничества. Борьба Кипра и Палестины за тело святого. Св. Иларион в истории Созомена и его отношение к св. Епифанию Кипрскому.
Египетские патерики. Записки паломников (Руфина44, Пал<л>адия). Apoph<th>egmata Patrum. Множество редакций. Скитский круг учеников в середине V-го века.
13 билет.
Сирийские святые у бл. Феодорита. Пролог. Цель: прославление героев (атлетов). 30 портретов. Св. Юлиан, ст<р>огий учитель и ёрш;45 Давида. Евсевий, «запутавшийся в сетях любви». Смотрит только на землю. Симеон Древний со
36 Слова «vitae sophistarum» вписаны от руки.
37 Карандашное исправление начальной строчной «р» на заглавную.
38 В оригинале ошибочно «Ревои».
39 Слова «(Vita s. Paul, Malchi, Hilarionis)» вписаны от руки.
40 Слово «Delehaye» вписано от руки.
41 Так в оригинале.
42 Слова «Vitae Pauli» вставлены от руки.
43 В оригинале — «Эпидавра».
44 Исправление буквы «н» карандашом.
45 Слово «ерм£» вписано от руки.
львами. Петр и его отношение к матери <...>46 и мальчику. Феодосий Россий и его трудовая община. Македоний Простец. Саламан на Эфрате — затворник. Подкопы в келию. Яков на горе. В(о; йлаШрю;47. Его болезнь. Отношение к нему Ф<еодорита>. Беседа48 о цели подвижничества. Отшел<ь>ники в клетках (Врадат и Фалалей). Общие черты сирийского отшельничества: суровость, слезы, изобретательность в аскезе. Различное отношение к людям, труду. Затвор и жизнь без крова. Любовь к высотам. Аскетический иде<а>л бл. Феодорита. «Слово о божественной святой любви». Любовь к красоте. Платонизм.
Комментарии
Билет 1.
Легенда — как видно из набросков Лекции 2 (пометы: «критика Legenda»... «эпосъ и сказка»), вопрос легенд и других фольклорных особенностей, свойственных некоторым агиографическим текстам, Федотов предполагал разобрать особо. В то же время он четко различал легенды и чудеса: «От чудес следует отличать легендарные мотивы, свойственные народному преданию и эпосу и распространенные в одинаковых или близких формах у разных народов и в разных религиозно-культурных мирах. Из запаса народного фольклора кое-что просачивается и в агиографию. На Руси — всегда при одном условии: если между кончиной святого и записью его жития прошло так много времени — целые столетия, — что у автора нет возможности противопоставить народной легенде хотя бы скудную агиографическую схему. Тогда легенда совершает свой прорыв в агиографию, к удовлетворению историков литературы»49. Его анализ легендарных мотивов в Житиях можно продемонстрировать на примере известного фольклорного сюжета о полете на черте. Федотов обнаруживает его в Житии новгородского архиепископа Иоанна (полет святителя верхом на бесе в Иерусалим). Его субстрат он возводит к еврейским легендам о царе Соломоне («печать царя Соломона»), откуда тот попадает в сказки «Тысячи и одной ночи» (путешествие на спине джинна), а затем обнаруживается в сказании об авве Лонгине и рассказе о мученике Кононе — двух текстах-посредниках между еврейским первоисточником и русскими версиями легенды50. В Житие Иоанна этот фольклорный мотив попадает из-за позднего его характера (70-80-е гг. XV в.): сам святитель жил в XII в. Федотов видит в этом общую проблему агиографии Великого Новгорода, «которая своевременно не закрепила предания о своих великих святых XII века»51. Стоит добавить, что одна из наиболее известных (уже литературных) версий этого фольклорного сюжета — полет кузнеца Вакулы из «Ночи перед Рождеством» Н. В. Гоголя.
46 Здесь неразборчивое сокращение. Вероятно, Ф-та, т. е. Феодорита.
47 Слова «Вю; йгаШрт;» вставлены от руки.
48 Вторая буква «е» вставлена карандашом.
49 Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 222.
50 Там же. С. 223.
51 Там же. С. 222.
Legenda aurea — Historia Lombardica, или «Золотая легенда», сочинение доминиканца Иакова Ворагинского, представляющее собой собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г. Текст составлен частично по письменным источникам, частично на основе фольклорных преданий. Одна из самых любимых книг Средневековья, стоявшая на втором месте по популярности после Библии. Насчитывается более тысячи рукописей с текстом «Золотой легенды».
Момбриций — Бонино Момбридзио (итал. Bonino Mombrizio, лат. Boninus Mombritius) (1424 — между 1482 и 1502), итальянский филолог, гуманист, издатель рукописей. Основным его агиографическим трудом было издание текстов мученичеств и житий святых, опубликованное ок. 1480 г. под названием «Sanctuarium». Впоследствии, в 1910 г., он был переиздан в бенедиктинском аббатстве Солем. Федотов указывает на эту работу в статье «Жития святых на Западе», но, к сожалению, в печатном варианте есть ошибки. Б. Момбриций обозначен как P. Mombatius.
Сурий — Лаврентий Сурий (лат. Laurentius Surius, нем. возможно, Lorenz Sauer), немецкий монах-картезианец, известен своей полемикой с протестантизмом. Основной его агиографической работой было издание житий святых под названием «De probatis Sanctorum historiis ab Al. Lipomano olim conscriptis nunc primum a Laur. Surio emendatis et auctis», который вышел в 6 томах в Кёльне в 1570—1575 гг. Второе издание этого труда Сурий завершить не успел, его завершили коллеги, добавив к оригинальному изданию 7-й том. Впоследствии издание Сурия под разными названиями неоднократно переиздавалось. В набросках лекции 2 есть фраза: «...печатныя. Момбриций. Sanctuarium. Surius. Vitae probatae sanctorum. Неполныя и некритичесюя». В статье «Жития святых на Западе» высказана несколько иная точка зрения: там труды Момбридзио и Сурия перечислены наряду с «Vitae Patrum» Росвейде, «Acta Sanctorum ordinis S. Benedicti» Мабийона и «Acta Martyrum sincera» Рюинара с пометой: «С конца XV ст. начинаются первые издания собраний Ж. и начало критической их оценки».
Натиск реформации и католическая историография — в набросках лекции 2 есть фраза: «Натискъ реформацш — на святыхъ. Рождеше католич. науки ист.-фил. Бенедиктинцы-мавринцы. St. Germain des Prés. Mabillion и др. (М. издавалъ V. San. Ord. Benedicti)» — см. коммент. ниже.
Россвейде — Хериберт (или Герберт) Росвейде (1569—1629), фламандский иезуит. Считается основателем агиографии как науки. Основной его работой было издание сборника «Жития Отцов» (Vitae Patrum) в 10 книгах, напечатанное в 1615 г. Бальтазаром Море, выдержавшее много переизданий и опубликованное в Patrologia Latina аббата Ж.-П. Миня.
Жак Болланд — в оригинале ошибка, правильно: Жан Болланд (Jean Bolland, лат. Joannes Bollandus) (1596—1665), фламандский иезуит и историк Церкви. Известен, прежде всего, тем, что положил начало монументальному изданию житий святых — «Acta Sanctorum» (1-я часть вышла в Антверпене в 1643 г.) и связанной с ним критической работе по исследованию агиографических источников. По имени Болланда названа католическая конгрегация, куда входят
ученые-иезуиты, продолжающая работу в области критической агиографии. Конгрегация имеет свой журнал — «Analecta Bollandiana», где публикуются житийные источники и статьи по агиографическим исследованиям. В наброске лекции 2 есть фраза: «Росвейде самъ издалъ. V. Patrum. Идеи Рос. воплотилъ Жанъ Болландъ».
Геншень — Годфруа Геншен (Godfroid Genschen или Henskens, лат. Godefridus Henschenius) (1601—1681), фламандский иезуит, один из первых болландистов. Помощник Болланда в работе над «Acta Sanctorum». Геншен работал над изданием январских, февральских, мартовских, апрельских и нескольких майских томов. Некоторые из его комментариев были опубликованы после его кончины в последующих томах издания.
Паперброк — Даниэль Паперброх (1628—1714), фламандский иезуит, бол-ландист, один из сподвижников Болланда. Делеэ называл его болландистом par exellence. Считается одним из основателей историко-критического метода исследования агиографических источников.
Фиалы мучеников — в набросках Лекции 1 есть фраза: «...въ 19 в. фiалы съ кровью мучениковъ». Вероятно, речь идет о предполагаемой древней практике помещать кровь мучеников в особые сосуды (фиалы) и хранить их в местах погребений христиан или в храмах.
Delehaye — о. Ипполит Делеэ (1859—1941), бельгийский болландист, специалист по церковной истории и агиографии. Помимо издания текстов руководил подготовкой к изданию «Bibliotheca hagiographica graeca», каталога греческих рукописей, содержащих агиографические тексты, первый том которого вышел в 1895 г. Впоследствии изданием каталога занимался Ф. Алькен, с именем которого он сейчас и ассоциируется. Главной заслугой Делеэ справедливо считаются исследования по литературе, посвященной мученикам. Предложенная им типология мученических актов, в основе которой лежит степень исторической достоверности этих текстов, актуальна до сих пор. Федотов высоко оценивал работу Делеэ и называл его самым выдающимся представителем современного болландизма52.
Peeters — о. Поль Петерс (1870—1950), бельгийский болландист. Считается первопроходцем сравнительных исследований агиографических памятников на восточных языках. Издавал и изучал агиографические тексты на коптском, арабском, эфиопском (геэз), сирийском, армянском и грузинском. Подготовил и издал «Bibliotheca hagiographica orientalis» (1910), справочник по публикациям агиографических текстов на восточных языках.
Мабийон — о. Жан Мабийон (фр. Jean Mabillon) (1632—1707), французский историк и агиограф, член конгрегации мавристов (ученой конгрегации ордена бенедиктинцев). Основным вкладом Мабийона в агиографические исследования была работа над многотомным изданием житий святых бенедиктинцев («Acta sanctorum Ordini Sancti Benedicti»). После его кончины над изданием продолжили работу мавристы Р. Массюэ и Э. Мартен.
52 Федотов Г. П. Агиология. Рец. на кн.: Delehaye H. Les passions des martyrs et les genres littéraires. Bruxelles, 1921 // Православная мысль. Париж, 1928. Вып. 1. С. 223.
Билет 2.
Греческие четьи минеи и минеи — имеется в виду различие между богослужебными книгами («Служебными минеями», или просто «Минеями») и книгами, предназначенными для чтения («Четьими минеями»), т. е. аналогом «Житий святых», где жития соответствующих святых расположены по дням памяти.
Три списка — имеются в виду три основных списка Великих Четьих миней митрополита Макария (=ВМЧ) — Царский, Успенский и Софийский. Успенский список митр. Макарий поместил в Успенский собор Московского кремля, Софийский предназначался для Софийского собора в Новгороде, а Царский — для царя Ивана IV.
Число русских житий у Макария — Федотов дал развернутый ответ на этот вопрос в работе «Russian Religious Mind»: «В XVI столетии митрополит Макарий попытался собрать в единое целое "все книги" (религиозного содержания), кои есть на Русской земле. Преобладающее число текстов оказались переводными с греческого. Чуть ли не из тысячи житий нашлось около сорока, составленных русскими людьми о русских святых»53.
Оценка стиля (житие А. Невского) — сам Федотов так оценивал стиль и жанровые особенности этого текста: «Житие Александра есть военная героическая повесть, вдохновляющаяся римско-византийской исторической литературой («Палея», Иосиф Флавий) и героической легендой»54.
Тулуповские и милютинские Четьи Минеи. Милютинские Минеи — второе после ВМЧ по ценности собрание житий святых. Названы по имени священника церкви Рождества Христова из Сергиева Посада Ивана Милютина, который в течение восьми лет переписывал жития вместе со своими тремя детьми. Тулуповские Минеи написаны в Троице-Сергиевой лавре иноком Германом (Тулу-повым), откуда и происходит их название. В их состав вошли почти исключительно жития русских святых.
Первый том 1682 г. — здесь неточность. Первый том «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского (сентябрь—ноябрь) был опубликован в Киеве в 1689 г.
Филарет Черниговский — нами не обнаружено оценок Федотовым свт. Филарета (Гумилевского) (1805—1866) как агиописателя. Но известно, что он положительно отзывался о нем как о церковном историке: «Арх. Филарет Черниговский отличался остро критическим направлением ума»55.
А. Н. Муравьев — Муравьев Андрей Николаевич (1806—1874), камергер российского Императорского двора, православный духовный писатель, автор «Житий святых Российской Церкви, также иверских и славянских и местно чтимых подвижников благочестия» (СПб., 1855—1858, 12 вып.). Федотов оценивал его труд невысоко: «Благочестивый любитель русской агиографии может найти для себя много интересного в двенадцати томах переложений А. Н. Муравьева, пи-
53 Федотов Г. П. Собрание сочинений. Т. 10: Русская религиозность. Ч. 1: Христианство Киевской Руси. Х—ХШ вв. С. 50.
54 Федотов. Святые Древней Руси. С. 100.
55 Федотов Г. Православие и историческая критика // Путь. 1932. № 33. С. 13.
санных — в этом их главное достоинство — часто по рукописным источникам. Но для научной работы <...> переложения, конечно, не годятся»56.
Архиепископ Сергий — архиепископ Сергий (Спасский) (1830—1904), автор «Полного месяцеслова Востока».
В. О. Ключевский — отношение Федотова к В. О. Ключевскому — отдельная большая тема. Укажем лишь общую оценку Федотовым его работы «Древнерусские жития святых как исторический источник» (СПб., 1871) и основных ее выводов: «Он (т. е. Ключевский. — И. Г., А. В.) искал в житии не того, что оно обещает дать как памятник духовной жизни, а материалов для изучения постороннего явления: колонизации русского Севера»57.
И. Голубинский — вероятно, в оригинале ошибка, и Федотов имеет в виду известного церковного историка Е. Е. Голубинского (1834—1912) и его монографию «История канонизации святых в русской Церкви» (СПб, 1903, 2-е изд.). В целом Федотов отзывался о Голубинском не слишком лестно: «Проф. Голубинский, автор новейшей истории русской церкви, был критиком ярко выраженного желчного темперамента, который осыпает сарказмами чуть не на каждой странице традиционал истов. Это не мешает результатам его разрушительного анализа пользоваться общим признанием»58.
Критика в русской агиографии — вероятно, в этом пункте своего курса Федотов собирался рассказать о тех зачатках критической работы с источниками, которые можно было увидеть на Руси. О критическом подходе прп. Нила Сорского он писал так: «Начало критики преподобный Нил вносит в русскую агиографию, которой он занимался. В Кирилло-Белозерском монастыре сохранилась составленная им рукопись житий. В предисловии Нил указывает: "Писах с разных списков, тщася обрести правы и обретох в списках онех мно-га неисправленна и, елика возможно моему худому разуму, сия исправлях". <...> К сожалению, агиографические труды преподобного Нила еще не исследованы, и мы не знаем, носила ли его критика только филологический или реальный характер»59. Анализ житийных сборников прп. Нила и сравнение их с текстом ВМЧ привели некоторых исследователей (Н. В. Покровский, Я. С. Лурье) к выводу, что правке была подвергнута не содержательная часть житий, а только текст. Правки касались грамматики, синтаксиса, стиля (в частности, преп. Нил убирал кальки с греческого). Добавлены правки, уточняющие смысл, исправлено неверное употребление слов. Симон Азарьин (ум. 1665), казначей и келарь Троице-Сергиевой лавры, как агиописатель стоял значительно выше современных ему авторов, поскольку критически относился к своим источникам и помещал в приложениях некоторые документы. Федотов так оценивал его деятельность: «Симон Азарьин, составитель сборника чудес преп. Сергия (начало XVII в.), старается выбирать только надежные свидетельские показания — в убеждении, что "Бог не хощет ложными чудесы про-
56 Федотов. Святые Древней Руси. С. 32.
57 Там же. С. 31.
58 Федотов. Православие и историческая критика. С. 13.
59 Федотов. Святые Древней Руси. С. 169.
славляем быти". Древняя Русь имела критическую совесть, хотя и не имела критического метода»60.
Житие Анны Кашинской на Соборе 1674 г. — вероятно, в оригинале ошибка. Скорее всего, имеется в виду Малый церковный собор, проходивший в Москве в 1677 г. (в набросках лекции 1 Федотова после даты 1674 г. стоит знак вопроса). Собор подтвердил выводы комиссии, работавшей с 12 по 21 февраля того же года в Кашине и обнаружившей несоответствия в ее Житии с другими источниками. Выводы комиссии явились основанием для деканонизации святой. Новая канонизация Анны Кашинской состоялась 11 апреля 1909 г. Вероятно, Федотов собирался указать на этот факт как на некий прецедент критической работы с агиографическим источником еще до болландистов. Сам он полагал, что главной причиной деканонизации Анны Кашинской послужило двуперстное сложение ее руки (истинное или мнимое)61.
Билет 3.
Гарнак — Адольф фон Гарнак (1851—1930), немецкий историк Церкви и протестантский богослов, один из самых известных представителей либеральной теологии. Считал христианские догматы следствием исторического развития Церкви, полагал, что веру в Бога нужно освободить от догматических представлений, отрицал чудеса в Евангелиях.
Голль — вероятно, Федотов имеет в виду Карла Холла (нем. Karl Holl) (1866— 1926), профессора Тюбингенского и Берлинского университетов, протестантского богослова и историка Церкви, который был одним из самых влиятельных ученых своего времени. В рецензии на книгу Делеэ Федотов упоминает Голля в связи с применением формального метода в исследованиях о литературной основе Жития св. Антония Великого62. Вероятно, он имеет в виду работу К. Холла «Die schriftstellerische Form des griechischen Heiligenlegenden» (1912).
Могилы мучеников — Федотов мимоходом касается этой темы в «Святых Древней Руси», указывая на частые в древней Галлии «канонизации, имеющие в основании своем почитание гробниц»63. Однако этому вопросу (в более широком контексте) посвящена его ранняя статья «Боги подземные», где он выделяет почитание гробниц в качестве отдельного агиологического явления: «Все своеобразие этого культа в том, что в основе его — не память о живой личности подвижника, мученика, аскета, даже не имя, сохраненное традицией церковных диптихов; в основе — безымянная могила и вокруг нее творимая легенда»64. Проблема имеет три аспекта: культ святого (высший элемент), кладбищенская легенда (низший элемент) и связующий элемент (что интересует Федотова более всего) — переход от народного культа к церковной канонизации и вопрос того, когда он происходит, а когда — нет65. Возможно, одна-
60 Федотов. Православие и историческая критика. С. 12.
61 Федотов. Святые Древней Руси. С. 34.
62 Федотов. Агиология. C. 223.
63 Федотов. Святые Древней Руси. С. 216.
64 Федотов Г. П. Собрание сочинений. М., 1996. Т. 1: «Абеляр» и статьи 1911—1925 гг. С. 156.
65 Там же. С. 181.
ко, что в данном случае Федотов в своем курсе лекций просто следовал в русле рассуждений Делеэ66.
Теория языческого культа святых и ее несостоятельность — вероятнее всего, Федотов имеет в виду мнение Г. Узенера (1834—1905) и его школы о том, что в основе почитания святых лежат языческие религиозные практики (в частности, культ богов и героев)67, так же как в основе некоторых агиографических легенд — античные мифологические сюжеты. Федотов критикует его в ранней статье: «Теория языческого Олимпа, продолжающего свою жизнь на христианском небе, была развита Узенером более блестяще, чем убедительно. Отдельные образы святых не поддаются без насилия сведению к формам античных божеств. <...> Более убедительны аналогии из культа героев, которые напрашивались еще для современников Юлиана. Однако теория происхождения христианского культа святых из древнего культа героев в собственном смысле слова, если бы она была развита серьезно, наталкивается на непреодолимые трудности»68.
Билет 4.
Изображения мучеников в катакомбах — Федотов касается этой темы в проекте своей монографии «Церковь мучеников» для «Имка-пресс», где пишет, что подлинные мученические акты первых трех веков «находят свои аналогии в живописи катакомб»69.
Билет 5.
Рюинар — Тьери Рюинар (фр. Thierry Ruinart) (1657—1709), маврист, ближайший сотрудник Мабийона по изданию агиографических материалов о бенедиктинцах. Кроме того, занимался производством шампанского. Вероятно, Федотов имеет в виду издание Рюинара «Acta primorum martyrum sincera et selecta» (1689), которое он указывает в статье «Жития святых на Западе».
Леклер — вероятно, имеется в виду о. Анри Леклер (фр. Henri Leclerq) (1869— 1945), французский бенедиктинец, известный своим участием в таких научных проектах, как издание «Monumenta ecclesiae litúrgica» (Церковные литургические памятники) и «Dictionnaire d'archéologie chrétienne et de liturgie» (Словарь по христианской археологии и литургике). Помимо этого он с 1903 г. публиковал сборники «Les Martyres», где печатал агиографические тексты в переводе на французский, с пространными введениями и без претензий на строгую научность. Понятие «мученик» в издании понималось широко (например, к ним был отнесен Савонарола), хронологические рамки публикуемых текстов также планировались широкими, вплоть до XX в.
66 См.: DelehayeH. Sanctus. Essai sur le culte des saints dans l'antiquité. Bruxelles, 1927. P. 140—
154.
67 Напр., предположение, что под почитанием св. Пелагии скрывается культ Афродиты, под почитанием св. Тихона — Приап, свв. Косьмы и Дамиана — Диоскуры, св. Георгия — Митра и т. д. См.: Delehaye H. Les origines du culte des martyres. Bruxelles, 1912. P. 462—463 (там же ссылки на библиографию).
68 Федотов. Собрание сочинений. Т. 1. С. 175.
69 Неосуществленный замысел Г. П. Федотова (публ. Н. А. Струве) // Вестник РХД. № 183 (1). 2002. С. 80.
Билет 9.
ТеорияЛуциуса — вероятно, Федотов имеет в виду Эрнста Луциуса (нем. Ernst Lucius) (1852-1902), немецкого историка Церкви и профессора теологии Страс-бургского университета. Свои гипотезы о происхождении культа святых Луциус изложил в посмертно вышедшей монографии «Die Anfänge des Heiligenkults in der Christlichen Kirche» (1904), подготовленной к печати Г. Анрихом. Федотов ссылается на эту работу в статье «Боги подземные», говоря о связи античного (прежде всего семейного) культа мертвых и почитания мучеников70.
Проблема массовой канонизации епископов (Галлия до 8—9 вв.) — Федотов указывает на эту проблему в связи с особенностью канонизации новгородских епископов: «Эта особенность святительской канонизации, исключительная на Руси, не является неслыханной в Греческой и Латинской Церкви. Так, в Константинополе почти до середины XI века канонизовались все патриархи, за исключением еретиков. То же мы наблюдаем для более древних времен в Римской Церкви и в некоторых гальских церквах раннего Средневековья»71.
Билет 10.
Антоний Великий (254—359) — принятые сейчас даты жизни преподобного Антония: ок. 251 — ок. 356 г.
Теория Мертеля — имеется в виду точка зрения немецкого ученого Х. Мертеля (H. Mertel), что литературная форма Жития св. Антония Великого по своей основе восходит либо к биографиям перипатетиков, либо к жизнеописаниям Плутарха.
Рейценштайн — Рихард Аугуст Райтценштайн (нем. Richard August Reitzenstein) (1861-1931), немецкий филолог-классик, ученик Г. Узенера, занимался исследованиями древнегреческой религии, герметизма и гностицизма. Вместе с В. Буссетом был одной из главных фигур школы истории религии (Religionsgeschichtliche Schule). Упоминается Федотовым, скорее всего, в связи с его работой «Hellenistische Wundererzählunge» (1906). Там Райтценштайн высказал мнение о том, что Житие св. Антония не отличается цельностью и представляет собой комбинацию разных элементов (жизнеописаний философов, арето-логии и профанного «биоса»), а христианский идеал, выраженный в Житии, в значительной степени схож с представлениями пифагорейцев о совершенном человеке.
Ч<етьи>М<инеи>. Январь — вероятнее всего, Федотов имеет в виду январский том ВМЧ, где под 17 января содержится церковнославянский перевод Жития св. Антония.
Билет 11.
Пахомий Великий (285—345) — принятые сейчас даты жизни преподобного Пахомия: ок. 292-34672.
70 См.: Федотов. Собрание сочинений. Т. 1. С. 176. Примеч. &
71 Федотов. Святые Древней Руси. С. 128.
72 См.: Хосроев А. Л. Пахомий Великий: Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб.; Кишинев; Париж, 2004. С. 463-464.
Амелино — Эмиль Амелино (фр. Émile Amélineau) (1850—1915), французский египтолог и коптолог. Был сторонником идеи, что оригинал Жития св. Пахомия был написан на коптском языке, а потом переведен на греческий.
Ладез — Паулен Ладёз (1870—1940), бельгийский ученый и богослов, епископ, ректор Католического университета в Лувене. В своей монографии «Étude sur cénobitisme pakhomien pendant le IVe siècle et la première moitié du Ve» (1898) утверждал, что оригинал Жития св. Пахомия был греческим.
Буссе — Вильгельм Буссет (нем. Wilhelm Bousset) (1865—1920), ученик А. фон Гарнака, немецкий богослов, специалист по Новому Завету, один из известных представителей школы истории религии. Федотов, скорее всего, упоминает Буссета в связи с его посмертной монографией «Apophthegmata: Studien zur Geschichte des ältesten Mönchtums» (1923), где Буссет принял точку зрения П. Ла-дёза о греческом оригинале Жития св. Пахомия, но существенно уточнил и дополнил выводы бельгийского ученого.
Билет 12.
Находка Delehaye — вероятно, имеется в виду статья о. Ипполита Делеэ73, где он указывает на сходство при описании места подвигов св. Павла Фивейского в рассказе Постумиана у Сульпиция Севера (Dial. I, XVII) и путешественника конца XIX в., посетившего монастыри свв. Антония и Павла на Красном море. Далее Делеэ утверждает, что сведения Севера не несут на себе никаких следов влияния Жития св. Павла блж. Иеронима (а значит, никак не зависят от него), но в то же время являются свидетельством о существовавшей к 400 г. в Фиваиде традиции о св. Павле, и приводит ряд дополнительных аргументов об историчности этих свидетельств, в частности об участии некоего Павла в богословских спорах в Оксиринхе.
Записки паломников (Руфина, Палладия) — «История египетских монахов» (Historia mona^orum in Aegypto) не является оригинальным произведением Ру-фина Аквилейского (ок. 354 — ок. 410). Она была написана по-гречески, а Руфин сделал ее латинский перевод74. О существовании греческого оригинала «Истории монахов» писали независимо друг от друга архиеп. Сергий (Спасский) (1882) и Э. Прейшен (1897). Вероятно, Федотов оставил их труды без внимания. Труд Палладия «Лавсаик» вряд ли можно назвать «записками паломника»75.
13 билет
ерщ Давида — вероятно, в данном случае Федотов имет в виду характерную для Иулиания черту аскезы, т. е. исключительную любовь к псалмам и чрезвычайную устремленность к Богу: «Подлинной же пищей, роскошью и наслаждением служили для него псалмопения Давида и непрерывная беседа с Богом
73 Delehaye H. La personnalité historique de saint Paul de Thèbes // Analecta Bollandiana. Vol. 44 (1926). P. 64-69.
74 Подробнее о соотношении двух версий см. Войтенко А. А. Египетское монашество в IV в. Житие прп. Антония Великого, Лавсаик, История монахов. М., 2012. С. 61-63.
75 Подробнее о жанре «Лавсаика» см., напр.: Войтенко. Египетское монашество... С. 41-42.
<...> Иулиан воспламенился такой любовью к Богу, что был как бы упоен ею; ничего земного он не замечал, днем и ночью грезя и помышляя только об одном Возлюбленном»76.
Bioç vnaiVpioç — вероятно, Федотов выделяет образ жизни Иакова как особый тип аскезы: жизнь на открытом пространстве без какого-либо убежища, естественного (пещера) или рукотворного (келья). «А Иаков, не имея ни хижины, ни палатки, ни рощи, жил под кровлей небесного свода, подверженный всем изменениям погоды: то его мочил дождь, то студил снег и мороз, то палили и жгли лучи солнца»77.
Общие черты сирийского отшельничества — более развернутую характеристику особенностей сирийской аскезы по «Житию боголюбцев» блж. Феодорита Кирского Федотов дал в книге «Russian Religious Mind», сопоставляя ее с аскезой монахов из Киево-печерского патерика: «Ближайший литературный прототип Антониевой школы обнаруживается не в Греции, а в древней Сирии V столетия, в агиографическом труде Феодорита Кирского "Религиозная история"78. <...> Он сказывается в суровости, почти сверхчеловеческой телесной аскезе и духе непрерывного покаяния, внешним признаком которого является слезный дар. Мистики нет, созерцание отсутствует»79.
Любовь к высотам — «Большинство сирийских отшельников селилось на горных вершинах: этот факт связан с древнесирийским, а также библейским культом святых гор»80.
Ключевые слова: Георгий Петрович Федотов, агиография, агиология, архивы русской эмиграции, история Церкви.
Список литературы
Блж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. М., 1996.
Войтенко А. А. Египетское монашество в IV в. Житие прп. Антония Великого, Лавсаик,
История монахов. М., 2012. Войтенко А. А. Курс по агиологии Г. П. Федотова в Богословском институте в Париже.
Новые данные // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 24-35. Неосуществленный замысел Г. П. Федотова / Публ. Н. А. Струве // Вестник РХД. 2002. № 183 (1). C. 80.
Федотов Г. П. Агиология. Рец. на кн.: Delehaye H. Les passions des martyrs et les genres
littéraires. Bruxelles, 1921 // Православная мысль. Париж, 1928. Вып. 1. С. 223-225. Федотов Г. Православие и историческая критика // Путь. 1932. № 33. C. 3-17. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 1: «Абеляр» и статьи 1911-1925 гг. М., 1996.
76 Бл. Феодорит Кирский. История боголюбцев. М., 1996. С. 154.
77 Там же. С. 240.
78 Так в существующем русском переводе (см. след. примеч.). По сути, это калька с латинского названия данного сочинения — «Historia religiosa». По-русски труд Феодорита называется «История боголюбцев» (см., напр.: Бл. Феодорит Кирский. История боголюбцев. М., 1996).
79 Федотов Г. П. Собрание сочинений. Т. 10: Русская религиозность. Ч. 1. Христианство Киевской Руси. X-XIII вв. С. 145.
80 Там же.
То же. Т. 10: Русская религиозность. Часть 1. Христианство Киевской Руси. X-XIII вв. М., 2001.
То же. Т. 12: Письма Г. П. Федотова и письма различных лиц к нему. Документы. М., 2008.
ХосроевА. Л. Пахомий Великий: Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб.; Кишинев; Париж, 2004. Янцен В. В. Неизвестные страницы биографии Г. П. Федотова в США // Вестник РХГА.
СПб., 2014. Т. 15. Вып. 3. С. 79-93. Delehaye H. Les origines du culte des martyres. Bruxelles, 1912.
Delehaye H. La personnalité historique de saint Paul de Thèbes // Analecta Bollandiana. Vol. 44. 1926. P. 64-69.
Delehaye H. Sanctus. Essai sur le culte des saints dans l'antiquité. Bruxelles, 1927.
St. Tikhons University Review. Voitenko Anton Anatolyevich,
Series II: History. Russian Church History. Candidate of Science in History,
2017. Vol. 77. P. 122—140 Leading Research Fellow at Russian Academy of Science,
Centre for Egyptological Studies 29 Leninsky prospect, Moscow 119071, Russian Federation
cesras@cesras.ru
Golubovich Inna Vladimirovna, Doctor of Science in Philosophy, Professor of the department of Philosophy and Fundamentals of Humanities knowledge. 2 Dvoryanskaya street, Odessa, Ukraine.
golubinna 17@gmail .com
G. Fedotov. Syllabus for Hagiology
Publication, introductory article AND COMMENTARY BY A. VOITENKO, I. GOLUBOVICH
Publication of a syllabus for hagiology by Georgy Fedotov (1886-1951), a famous figure of the Russian Diaspora, historian and philosopher. It is well known that Georgy Fedotov gave the course on hagiology at the Theological Institute in Paris in the second half of the twenties to late thirties of the XXth cent., but its structure and content were not known. The publication of the syllabus allows to understand more clearly the composition and content of the course, which was a kind of «creative laboratory» of Fedotov, and related directly or indirectly to his monographies of «Paris period», such as «Saints of Medieval Russia» and «Spiritual Poetry». The publication is followed by the extensive commentaries. One of their tasks is a comparison the syllabus with the works of Georgy Fedotov, where he concerns issues raised in the course.
Keywords: Georgii Petrovich Fedotov, hagiography, hagiology, the archives of the Russian emigration, Church history.
References
Delehaye H., "La personnalité historique de saint Paul de Thèbes", in: Analecta Bollan-diana, 44, 1926, 64-69.
Delehaye H., Sanctus. Essai sur le culte des saints dans l'antiquité, Bruxelles, 1927.
Fedotov G. P., "Agiologiya. H. Delehaye. Les passions des martyrs et les genres littéraires. Bruxelles, 1921", in : Pravoslavnaya mysl', 1, 1928, 223-225.
Fedotov G., "Pravoslavie i istoricheskaya kri-tika", in: Put', 33, 1932, 3-17.
Fedotov G. P., Svyatye Drevnei Rusi, Moscow, 1990.
Fedotov G. P., Sobranie sochinenii v 12-ti to-makh, Moskow, 1, 1996.
Fedotov G. P., Sobranie sochinenii v 12-ti tomach, Moskow, 10, 2001.
Fedotov G. P., Sobranie sochinenii v 12-ti to-makh, Moskow, 12, 2008.
Feodorit Kirskii, Istoriya bogolubtsev, Moskow, 1996.
Khosroev A. L., Pachomii Velikii: iz rannei is-torii obshezhitel'nogo manashestva v Egipte, St. Peterburg; Kishinev; Paris, 2004.
Neosushestvlennyi zamysel G. P., "Fedotova (publikaciya N. A. Struve)", in: Vestnik RKhD, 183, 2002, 80.
Voytenko A., Egipetskoe monashestvo v IV v. Zhitieprep. Antoniya Velikogo, Lavsaik, Istoriya monakhov, Moscow, 2012.
Voytenko A., "Kurs po agiologii G. P. Fedotova v Bogoslovskom institute v Parizhe. Novye dannye", in: Vestnik PSTGU, Filologiya, 4(49), 2016, 24-35.
Yanzen V. V., "Neizvestnye stranicy biografii G. P. Fedotova v SShA", in: Vestnik Russkoi christianskoi gumanitarnoi akademii, 15, 3, 2014, 79-93.