Научная статья на тему 'Программа коррекции психофункционального состояния хоккеистов 15-16 лет средствами физической культуры Востока'

Программа коррекции психофункционального состояния хоккеистов 15-16 лет средствами физической культуры Востока Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
318
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА / ХОККЕИСТЫ 15-16 ЛЕТ / PSYCHO-FUNCTIONAL STATE / CORRECTION PROGRAMME / EASTERN PHYSICAL CULTURE / ICE-HOCKEY PLAYERS AGED 15-16

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сурина-марышева Елена Федоровна, Ганченкова Галина Петровна

В статье научно-методически обоснованы содержание, средства программы коррекции психофункционального состояния хоккеистов 15-16 лет средствами физической культуры Востока. Рассмотрены методические подходы реализации программы в тренировочном процессе с позиции физиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-functional state correction programme of ice-hockey players aged 15-16 by means of Eastern physical culture

The content and means of the psycho-functional state correction programme of ice-hockey players aged 15-16 by means of Eastern physical culture are shown in the article from research and methodic point of view. Methodic approaches of the programme realization in training process from the physiological perspective are viewed in the article.

Текст научной работы на тему «Программа коррекции психофункционального состояния хоккеистов 15-16 лет средствами физической культуры Востока»

УДК 615.825:796.966

ББК 53.541:75.579.5

Сурина-Марышева Елена Федоровна

кандидат биологических наук кафедра физиологии Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск Ганченкова Галина Петровна кандидат биологических наук кафедра оздоровительных технологий и физической культуры Востока Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск Surina-Marysheva Yelena Fyodorovna Candidate of biological sciences Physiology chair Ural state university of physical culture Chelyabinsk Ganchenkova Galina Petrovna Candidate of biological sciences Health improving technologies and Eastern physical culture chair Ural state university of physical culture Chelyabinsk

Программа коррекции психофункционального состояния хоккеистов 15-16 лет средствами физической культуры Востока Psycho-functional state correction programme of ice-hockey players aged 15-16

by means of Eastern physical culture

В статье научно-методически обоснованы содержание, средства программы коррекции психофункционального состояния хоккеистов 15-16 лет средствами физической культуры Востока. Рассмотрены методические подходы реализации программы в тренировочном процессе с позиции физиологии.

The content and means of the psycho-functional state correction programme of ice-hockey players aged 15-16 by means of Eastern physical culture are shown in the article from research and methodic point of view. Methodic approaches of the programme realization in training process from the physiological perspective are viewed in the article.

Ключевые слова: психофункциональное состояние, программа коррекции, физическая культура Востока, хоккеисты 15-16 лет.

Key words: psycho-functional state, correction programme, Eastern physical culture, ice-hockey players aged 15-16.

Актуальность исследования. Современный хоккей как сфера спортивной жизнедеятельности общества характеризуется тремя важнейшими особенностями: повышением социальной значимости, усилением идеологического

фактора и возрастанием степени интенсификации всех составляющих этого вида спорта за счет внедрения достижений научно-технического прогресса. Перечисленные особенности стимулируют развитие психолого-педагогических исследований в этом направлении. Особо актуальными становятся проблемы, связанные с саморегуляцией психофункционального состояния хоккеистов. Разработка и включение средств и методов саморегуляции в соревновательный процесс спортсменов и, в частности, хоккеистов, является одним из перспективных направлений исследований по проблеме повышения результативности соревновательной деятельности [4].

Уровень психофункционального состояния спортсмена во многом определяет эффективность его игровой деятельности. Игра в хоккей с шайбой происходит на фоне мгновенного изменения ситуации на площадке в условиях большего количества помех и силовых противодействий, что обуславливает высокий уровень требований к стабильности, устойчивости и функциональному состоянию системы управления движениями хоккеиста - нервной системе

[24]. Совокупность нагрузок, максимальных по интенсивности и силе воздействия, ухудшают в первую очередь, функционирование нервной системы, что проявляется в снижении скорости ответных реакций, дискоординации движений, появлению технико-тактических ошибок, а, в целом, снижению результативности игры [20].

Современный хоккей, прежде всего как олимпийский вид спорта, требует целенаправленной, систематической и длительной тренировки, а также специальной психологической подготовки. Соображения практики хоккея выдвинули в теории физической культуры на одно из важных мест проблему напряжения, адаптации и перенапряжения, то есть проблему стресса [9].

Учение о стрессе и стрессоустойчивости в настоящее время получило достаточно широкую известность. Когда напряжение в организме человека становится чрезмерным для интегративных отделов и они не могут выполнять свою основную задачу, первым следствием и проявлением наступающего ис-

тощения оказывается нарушение согласования в деятельности функций, их дезинтеграция [12; 17]. В связи с чем, в спортивной психологии и физиологии большое внимание уделяется психофункциональному восстановлению спортсменов. Необходимо создать условия, направленные на снятие у спортсменов психической и физической напряженности. К тому же функциональное состояние - «эмоциональная напряженность» имеет прямую корреляционную взаимосвязь с травмами опорно-двигательного аппарата и нарушениями сердечнососудистой системы организма [1].

Состояние соревновательного стресса в первую очередь затрудняет сложные действия и интеллектуальные функции хоккеиста: сокращается объем внимания, нарушаются процессы восприятия и мышления появляются лишние, ненаправленные действия, сокращается объем памяти. Для достижения высокого результата у хоккеиста должен быть выработан оптимальный уровень психофизиологических реакций, который понадобится только при несколько повышенном нервном возбуждении [21].

Хоккеисты 15-16 лет готовятся к очередному этапу спортивного отбора -

Ч_/ Ч_/ и /"у 1

переходу в команды молодежной и высшей хоккейной лиги. Однако, на фоне незавершенности морфофункционального и психологического созревания хоккеистов при высоком уровне психоэмоциональных и физических нагрузок, часто носящих характер истощающих, а также недостаточного уровня медикобиологического контроля создаются все предпосылки для развития состояния перетренированности, снижению стрессоустойчивости игроков.

В плане психофункциональной коррекции и повышения уровня стрессо-устойчивости хорошо зарекомендовали себя практики физической культуры Востока, применение которых, однако, не получило широкого распространения в области спортивной детяельности. В связи с этим разработка программы коррекции психофункционального состояния хоккеистов 15-16 лет с целью оптимизации системы средств воздействия на предыгровые состояния и опосредованно - на эффективность игровой деятельности, является актуальной.

Цель исследования - разработать программу коррекции психофункционального состояния хоккеистов 15-16 лет средствами физической культуры Востока.

Организация исследования. Научно-исследовательская работа проходит на базе МБОУ ДОД «СДЮСШОР № 14 по хоккею с шайбой» ХК «Трактор» г. Челябинска. В эксперименте участвуют 42 игрока 15-16 лет: 23 человека

- контрольная группа; 21 человек - экспериментальная группа.

Результаты исследования и их обсуждение. Психофункциональное состояние хоккеистов 15-16 лет во многом определяет полноту их личностных проявлений, высоких достижений в профессиональной и личностной сфере. Сформированная оптимальная помехоустойчивость, понимаемая как способность противостоять действию различных помех и стабильно выполнять действия, обусловливает результативность точностных движений в хоккее. Эмоциональная напряженность хоккеистов в первую очередь затрудняет сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внимания и памяти, нарушаются процессы восприятия и мышления. что способствует появлению лишних, нецелесообразных действий. Все это отрицательно сказывается на осуществлении не только спортивной, но и любой другой деятельности хоккеиста [4].

Традиционно в физиологии и психофизиологии функциональный уровень рассматривается как состояние органов, отдельных систем или организма в целом. Функциональное состояние является интегративной характеристикой состояния человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности [2].

В практике «пранаямы» с элементами цигун стимулируется деятельность большинства органов. Мышцы диафрагмы и брюшные мышцы находятся под волевым влиянием человека, поскольку содержат произвольные мышцы. При выполнении дыхательных упражнений увеличивается вертикальное давление

диафрагмы, усиливается сокращение брюшных мышц, что, в целом, стимулирует деятельность внутренних органов брюшной полости [22].

При изменении объема дыхания, а также прекращении его на некоторое время могут возникнуть сдвиги кислотно-щелочного равновесия и нарушиться оптимальная концентрация газов в крови. Соответствующие гомеостатические реакции, в свою очередь, изменяют уровень функционирования отдельных систем и таким образом оказывают различное влияние на состояние всего организма в целом. Например, длительная задержка дыхания замедляет деятельность сердца. Усиленное дыхание приводит к уменьшению содержания углекислого газа в крови, отчего сужаются церебральные сосуды и значительно снижается объем кровотока через головной мозг.

Увеличивая или уменьшая объем вдыхаемого воздуха, можно изменить уровень стимуляции рецепторных зон верхних дыхательных путей и тем самым усилить или ослабить различные рефлексы. Так, например, раздражение слизистой и сосудов носовой полости приводит к сужению сосудов скелетных мышц. Под влиянием физических упражнений мускулатура гипертрофируется, улучшается тонус мышц, вследствие чего увеличивается их сила [19].

В мышце имеется большое количество недействующих, резервных мельчайших, кровеносных сосудов (капилляров), которые заполняются кровью только при мышечной работе, при растяжении мышечных волокон. Тем самым обеспечивается увеличение объемного кровотока в скелетных мышцах, улучшается внутриклеточное дыхание, стимулируется трофика миофибрилл. При хорошо развитой дыхательной мускулатуре значительно увеличивается глубина вдоха и выдоха, что, в свою очередь, приводит к интенсификации внешнего дыхания и газообмена между альвеолами и кровью. Следовательно, улучшается транспорт кислорода в организме спортсмена [3].

Занятия спортом, в частности хоккеем с шайбой, сопровождаются значительными сдвигами в активности органов и физиологических систем организма. Повышенные энерготраты обеспечиваются увеличением утилизации кисло-

рода, что приводит к нарастанию содержания углекислого газа в жидкостях и тканях организма. В условиях относительной кислородной недостаточности (гипоксии) может изменяться характер и тканевого дыхания, в котором начинают преобладать процессы анаэробного окисления.

Анаэробное дыхание обусловливает увеличение в крови и тканях таких метаболитов, как молочная кислота, продукты перекисного окисления липидов и др. Эти вещества оказывают стимулирующий эффект на сосудистые рефлексогенные зоны (хеморецепторы), непосредственно на нейроны самого дыхательного центра и клетки коры головного мозга, обладающих очень высокой чувствительностью к гипоксии и ацидозу. Стимуляция центральной нервной системы приводит к углублению и учащению дыхательных движений, система дыхания начинает обеспечивать возросшие потребности организма в кислороде

[25].

В нейропсихологической коррекции различных проблем также делается акцент на необходимость и важность дыхательных упражнений. Они включены в программу по стабилизации и активации энергетического потенциала организма, что связывают с головным мозгом, а именно блоком регуляции тонуса и бодрствования, за который отвечают подкорковые структуры. Упражнения, связанные с работой этого блока головного мозга оптимизируют функциональный статус глубинных образований мозга и укрепляют базис для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

Подобные изменения происходят в организме на определенном уровне и во время непроизвольного дыхания человека. Однако осознанная, произвольная работа с дыханием позволяет увеличить или уменьшить какой-либо стимул и, таким образом, добиться направленного воздействия в соответствии с имеющейся необходимостью [18]. Такой эффект достигается при практике «праная-мы» с элементами цигун.

Дыхательные техники йоги действуют на организм многогранно. Применение техники правильного дыхания способствуют улучшению эмоционального

фона, снижению уровня стресса, нервная система становится более крепкой, более устойчивой к стрессам, легче адаптирующейся к новым условиям работы [6].

Из всех автоматических процессов тела дыхание легче всего осознавать, поскольку оно находится на стыке сознательного и подсознательного. Человек может либо управлять им в определенных гомеостатических пределах, либо предоставлять ему происходить самостоятельно под управлением только автономной нервной системы [11].

Дыхание - это система двойного подчинения, с произвольным и непроизвольным контуром регуляции. Вдох стимулирует в основном симпато-адреналовую систему, т.е. тот отдел вегетативной нервной системы, который ответственен за активацию, а выдох - парасимпатический отдел, возбуждение которого приводит к переходу в состояние относительного физиологического покоя. Вдох физиологически связан с возбуждением, мобилизацией организма, подъемом артериального давления, учащением пульса; выдох, напротив, - с успокоением, урежением частоты сердечных сокращений, понижением давления [2]. Следовательно, если при дыхании делается акцент на вдохе, то происходит возбуждение, а если на выдохе - расслабление.

«Пранаяма» с элементами цигун способствует появлению положительных эмоций, связанных с состоянием расслабления, функционального и психологического комфорта. Упражнения имеют возбуждающее или успокаивающее воздействие на систему дыхания, в котором увеличивается доля участвующих в газообмене альвеол легких. В обычных условиях в газообмене участвует примерно 1/4 легочных пузырьков, а при форсированном глубоком дыхании - от 2/3 до 3/4 [13].

Ритмичное, упорядоченное дыхание по механизму отрицательной индукции способствует эмоциональному выравниванию. Необходимо, чтобы при любом внезапном неприятном событии рефлекторно должен включиться механизм упорядоченного регулируемого дыхания, которое нейтрализует отрицательную эмоциональную реакцию. В игровой стрессовой ситуации для хоккеистов 15-16

лет наиболее важным является механизм расслабляющего дыхания, он может практически мгновенно сконцентрировать возбуждение в необходимых центрах центральной нервной системы. Следовательно, эмоции уже не мешают конструктивному решению стоящих перед ним двигательных задач.

«Пранаяма» с элементами цигун способствует увеличению сопротивляемости по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

Исходя из анализа и обобщения научно-методической литературы по данной проблеме нами было определено содержание программы коррекции психофункционального состояния средствами физической культуры Востока, методическая последовательность упражнений которой представлены в таблице.

Таблица - Программа коррекции психофункционального состояния хоккеистов 15-16 лет средствами физической культуры Востока

Подготовительные упражнения (цигун)

Основные динамические упражнения пранаямы Дыхательные упражнения с визуализацией Упражнения на задержку дыхания Упражнения на концентрацию внимания

Дыхательная гимнастика строится на использовании разных приёмов

свободного и ритмичного дыхания. Например, диафрагмальное дыхание способствует улучшению легочной вентиляции, массажу внутренних органов за счёт движений диафрагмы, активизации обменных процессов.

Основные динамические упражнения «пранаямы» способствуют изменению активности дофамина, что объясняет возникновение ощущения легкости, спокойствия, снижение напряженности [5].

Дыхательные упражнения способствуют оптимизации эмоциональной устойчивости за счет понижения активности в плазме дофамина бета-гидроксилазы. Уменьшается активность гормона почек - ренина, что приводит к снижению повышенного уровня артериального давления крови.

После выполнения динамических упражнений «пранаямы» снижается чувствительность как эндо-, так и энтерорецепторов. Таким образом, снижается

психофизиологическая цена адаптации к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды [5].

Задержка дыхания, используемая в представленной нами программе -это намеренно продленная фаза вдоха или выдоха, позволяющая извлекать из воздуха в альвеолах максимальное количество кислорода, что увеличивать эффективность дыхания в целом. В процессе регулярного выполнения практики задержек дыхания улучшается иммунитет, нормализуется сон, аппетит, стул и др. [8].

Задача задержки дыхания - это сверхусилие. Важно не то, сколько времени практикующий продержал, а был ли переход через некую грань. В процессе самой задержки необходимо избегать состояния «ожидания конца» этой практики. Мало того, что это недопустимое индульгирование, это еще и способ быстро прекратить практику, усилив страх удушья. Вместо этого лучше перенести внимание вовне: на музыку, а лучше всего - сознано и отстраненно прочувствовать все свои ощущения [16].

Во время задержки дыхания происходит активация тормознорелаксационной функциональной системы защиты (ТРФСЗ) организма от экстремальных воздействий качественно различных, но достаточно сильных раздражителей (адаптогенных факторов), сопровождающихся явлениями тканевой гипоксии. Принцип работы этой системы заключается в том, что под влиянием гипоксии и нарушений во взаимоотношениях важнейших гомеостатических констант (кислород и углекислый газ) в центральной нервной системе активизируются тормозные процессы, а на периферии резко повышается (иногда на 70%) скорость произвольного расслабления одновременно всех скелетных мышц [10].

Задержки дыхания прекрасно совместимы со всеми остальными практиками. Для повышения эффективности предварительно проводились вводные упражнения Чжун Юань цигун [15]. Увеличение продолжительности

задержек должно происходить постепенно. На начальном этапе обучения после каждого цикла с задержкой необходимо выполнить три или четыре цикла дыхания без задержек. Со временем, по мере того как продолжительность задержек увеличивается, постепенно уменьшается количество промежуточных обычных циклов [7].

Ниже перечислены основные задержки дыхания, которые были включены в разработанную методику.

«Задержка на выдохе» традиционно считается идеальной для начала практики задержек. Это наиболее универсальная задержка дыхания из всех видов. Перед началом практики необходимо выровнять дыхание несколькими медленными и плавными вдохами и выдохами через нос.

«Задержка с напряжениями» выполняется на середине между вдохом и выдохом. Мышцы грудной клетки должны быть расслаблены. Перекрыв воздух, необходимо с максимальным усилием выполнять определенную статическую нагрузку. В процессе задержки делается следующая визуализация

- осознание того, что некий поток течет сквозь тело. После вдоха следует осознать процесс дыхание, при этом не вмешиваясь в ритм самого дыхания, чтобы успокоить его.

«Задержка на полном вдохе» предназначена для повышения эффективности газообмена [14].

Представление о ценности дыхательных упражнений с визуализацией пришло еще с древних времен. В современной аутогенной тренировке также большую часть занимает дыхательная гимнастика, при этом упражнения делятся на тонизирующие и расслабляющие. Смысл тот же, что и у древних: дыхание способно стабилизировать, прежде всего, эмоциональное состояние человека, а также помочь ему справиться с соматическими патологиями [13].

Визуализация - важный инструмент для углубления в практику йоги. Управляемое создание зрительных образов - техника, которая завоевала широкую популярность, как в традиционной, так и в альтернативной медицине.

Визуализация стала настолько популярной, что немногие знают, что корни её лежат в йоге.

В программе использовались дыхательные упражнения, сопровождаемые зрительными образами, а также тактильными, обонятельными или обращение к нескольким способам восприятия одновременно. На начальных этапах нами практиковалось простое наблюдение за естественным вдохом и выдохом, затем уже выполнялись упражнения с визуализацией. Делая вдох и выдох при выполнении дыхательных упражнений, нужно было представлять, что вдохнули чистый горный или морской воздух, а возможно - воздух любого приятного цвета на вдохе и мутный, уносящий все проблемы - на выдохе [14].

Концентрация заключается в осознании дыхания и внимания на объекте концентрации. Сознание во время концентрации должно быть направлено на чувство объекта, а не на его форму, значение и идею. Первое условие концентрации внимания заключается в умении устранить посторонние мысли, звуковые и зрительные впечатления, уничтожить невнимательность и получать полный контроль над телом и сознанием [6].

Техника концентрации внимания заключается в том, чтобы одновременно с осознанным дыханием направить свое внимание в конкретную точку и сконцентрироваться на ней. Выполняется пять упражнений на концентрацию внимания: на чувстве обоняния (кончик носа); на чувстве вкуса (кончик языка); на чувстве осязания (середина языка); на чувстве слуха (корень языка); на чувстве зрения (мягкое нёбо) [24].

Целью этих упражнений является исключительно совершенствование способностей концентрироваться, укрепление волевых качеств. Самая простая медитативная практика, но в то же время самая мощная и полезная -наблюдение за дыханием. Ежедневная концентрация на своем дыхании дает прочный фундамент для всех остальных форм медитации. В целом наблюдение за своим дыханием позволяет развивать произвольность и самоконтроль, способствует концентрации внимания [6].

Для коррекции психофункционального состояния хоккеистов предложенная выше программа реализуется на занятиях, проводимых инструктором, владеющим восточными практиками. Занятия проводятся три раза в неделю в течение 30-ти минут сразу после основного тренировочного занятия.

Заключение. Исходя из анализа и обобщения научно-методической литературы по данной теме нами было определено содержание программы коррекции психофункционального состояния средствами физической культуры Востока. Традиционная программа занятий была адаптирована под специфику вида спорта и возраст испытуемых, однако, в основе своей сохранила веками наработанные принципы и стили физической культуры Востока.

Библиографический список

1. Асадуллин, Е.П. Психология и педагогика [Текст] / Е.П. Асадуллин. -СПб. : Питер, 2009. - 352 с.

2. Анисимова, А.В. Возрастные особенности локальной мышечной деятельности у спортсменов [Текст] / А.В. Анисимова. - Омск : Спортивная медицина, 2006. - 33 с.

3. Бирт, В.К. Физиология спорта [Текст] / В.К. Бирт, А.Г. Котов, С.В. Темников - СПб. : Физиология, 2011. - 355 с.

4. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности [Текст] /Г. Блюм. - М. : Психология, 2006. - 287 с.

5. Волков, Н.И. Йога. Путь через дыхание [Текст] / Н.И. Волков // Теория и практика физической культуры, 2001. - № 4. - С. 12 - 14.

6. Востоков, В.Н. Твоя йога [Текст] / В.Н. Востоков. - Ташкент : Узбекистан, 2005. - 154 с.

7. Горелова, Л.В. Краткий курс восточной физической культуры [Текст] / Л.В. Горелова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 224 с.

8. Гриненко, М.Ф. Труд, здоровье, физическая культура [Текст] / М.Ф. Гриненко, Г.Г. Саноян. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 288 с.

9. Гусев, А.В. Хоккей с шайбой [Текст] / Е.В. Гусев. - М. : Спорт, 2003. -

82 с.

10. Денисенко, Ю.П. Стратегия долговременной адаптации к физическим нагрузкам и их влияние на эффективность спортивной деятельности [Текст] / Ю.П. Денисенко, Ю.В. Высочин, Л.Г. Яценко // Теория и практика физической культуры, 2012. - №8. - С. 22-29.

11. Захаркин, И.В. Оценка психического состояния хоккеистов высокой квалификации [Текст] / И.В. Захаркин // Хоккей: Ежегодник, 2002. - №4 - С. 58-61.

12. Зиновьев, Л.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности [Текст] / Л.М. Зиновьев. - М. : Знание, 2006. - 187 с.

13. Зубкова, А.Ю. Особенности сочетания элементов восточных и западных систем в оздоровлении [Текст] // Теория и практика физической культуры,

2006. - № 5. - С. 31.

14. Ким, Д.Т. Пранаяма [Текст] / Д.Т. Ким. - Хабаровск, 2002. - 89 с.

15. Ляхова, К.А. 1000 секретов восточной медицины [Текст] /К.А. Ляхова.

- М. : Риппол-класссик, 2004. - 640 с.

16. Мотылянская, Р.Е. Физическая культура для всех [Текст] / Р.Е. Моты-лянская, Л.И. Стогова, Ф.А. Иорданская. - М. : Физкультура и спорт, 2007. -280 с.

17. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова. - М. : Академия, 2000. - 181 с.

18. Сидоров, Н.А. Физиологические особенности спортсменов спортивных и подвижных игр [Текст] / Н.А. Сидоров. - М.: Центр, 2001. - 96 с.

19. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст] / В.М. Смирнов, В. И. Дубровский. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.

20. Степанов, В.М. Морфофункциональные особенности спортсменов [Текст] / В.М. Степанов. - М. : Физиология, 2001. - 56 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М. : Международная педагогическая академия, 2004. - 192 с.

22. Ферштайн, Г. Энциклопедия йоги [Текст] / Г. Ферштайн. - М. : Фаир-Пресс, 2002. - 768 с.

23. Фомин, Ю.К. Психофизиологические особенности спортсмена [Текст] / Ю.К. Фомин. - М. : Физиология, 2002. - 205 с.

24. Фролов, М. Мудрость Востока: ваше здоровье в ваших руках [Текст] / М. Фролов. - Донецк : Восток, 2007. - 352 с.

25. Хлебников, И.К. Физиология спорта [Текст] / И. К. Хлебников. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 335 с.

Bibliography

1. Asadullin, E.P. Psychology and Pedagogy [Text] / EP Asadullin . - St. Petersburg. Piter, 2009 . - 352 p.

2. Anisimov, A.V. Age features local muscle activity in athletes [Text] / A.V. Anisimov. - Omsk: Sports Medicine, 2006. - 33 p.

3. Birt, V.K. Physiology of Sport [Text] / V.K Birt, A.G Kotov, S. Myriarchs. -St. Petersburg. : Physiology, 2011. - 355 p.

4. Blum , H. Psychoanalytic theory of personality [Text] / H. Blum. - M.: Psychology, 2006. - 287 p.

5. Volkov, N.I. Yoga . The path through the breath [Text] / N.I. Wolves / / Theory and Practice of Physical Culture, 2001. - № 4. - P. 12-14.

6. Easts , V.N. Your yoga [Text] / V. N. Easts. - Tashkent, Uzbekistan, 2005. -154 p.

7. Gorelov, L.V. Short course east of Physical Education [Text] / L. V. Gorelov.

- Rostov-on-Don: Phoenix, 2007. - 224 p.

8. Hrynenko, M.F. Work, health, physical education [Text] / M.F. Hrynenko, G.G. Sanoyan. - Moscow: Physical Culture and Sports, 2004. - 288 p.

9. Gusev, A.V. Ice hockey [Text] / A.V. Gusev. - Moscow: Sport , 2003. -

82p.

10. Denisenko , J.P. The strategy of long-term adaptation to physical stress and their impact on the effectiveness of sports activities [Text] / Y.P. Denisenko, Y. Vysochin , L.G. Yatsenko / / Theory and Practice of Physical Culture , 2012. - № 8.

- P. 22-29.

11. Zaharkin , I.V. Evaluation of mental state hockey qualifications [Text] / I.V. Zaharkin // Ice Hockey Yearbook, 2002. - № 4. - P. 58-61.

12. Zinoviev , L.M. Methodological problems of a psychological analysis of the [Text] / L. M. Zinoviev. - M. : Knowledge, 2006. - 187 p.

13. Zubkov , A.Y. Features a combination of Eastern and Western elements in improving the systems [Text ] / / Theory and Practice of Physical Culture , 2006 . -№ 5. - P. 31.

14. Kim , D.T. Pranayama [Text] / D.T. Kim. - Khabarovsk, 2002. - 89 p.

15. Lyahova, K.A. 1000 Secrets of Oriental Medicine [Text] / K.A. Lyahova. - M. : Rippol-klasssik, 2004. - 640 p.

16. Motylyanskaya, R.E. Physical education for all [Text] / R.E. Motylyanskaya , L.I. Stogova , F.A. Jordan. - M. : Physical Culture and Sports,

2007. - 280 p.

17. Polivanova, K.N. Psychology of age crises [Text] / K.N. Polivanova. -M. : Academia, 2000. - 181 p.

18. Sidorov, N.A. The physiological characteristics of athletes sports and

outdoor games [Text] / N.A. Sidorov. - M. : Center, 2001. - 96 p.

19. Smirnov , V.M. Physiology of Sport and Physical Education [Text] /

V.M Smirnov, V. Dubrovsky. - M. : VLADOS PRESS, 2002. - 608 p.

20. Stepanov, V.M. Morphological and functional characteristics of athletes [Text] / V.M. Stepanov. - M. : Physiology, 2001. - 56 p.

21. Feldstein, D.I. Psychology of personality [Text] / D.I. Feldstein. - M. : International Pedagogical Academy, 2004. - 192 p.

22. Fershtaynom, G. Encyclopedia of Yoga [Text] / Fershtaynom. - M. : Fair-Press, 2002. - 768 p.

23. Fomin, J.K. Physiological features of the athlete [Text] / J.K. Fomin. -M. : Physiology, 2002. - 205 p.

24. Frolov, M. Eastern wisdom : your health is in your hands [Text] / M. Frolov. - Donetsk : East, 2007. - 352 p.

25. Khlebnikov, I.K. Physiology of Sport [Text] / I.K. Khlebnikov. - M. : Physical Culture and Sports, 2001. - 335 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.