4. Психология Есманская Н.Е.
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Воронежский экономико-правовой институт
Методологической основой исследования стали базисные положения герменевтики, которая, с точки зрения одного из ее основателей Х.Г. Гадаме-ра, является высшей формой философии, т.е. термин «герменевтика» рассматривается Х.Г. Гадамером как синоним философии [1]. С точки зрения другого основателя герменевтики В. Дильтея, герменевтика трактуется как истолкование литературных памятников [2]. При этом текст воспринимается как проблема, в которой есть нечто известное и нечто неизвестное, требующее истолкования.
В аспекте нашего исследования методологическая сущность герменевтики заключается в следующих ключевых положениях:
• Познающий субъект познает себя через других, но других он понимает через себя. Непосредственное понимание психической деятельности другого осуществляется посредством моделирования в психике исследователя психической реальности испытуемого, т.е. герменевтика трактуется как искусство понимания чужой индивидуальности.
• Во взаимодействии с текстом инициатива на стороне интерпретатора, так как именно он ставит вопросы к тексту, прислушивается не к себе, а к тексту. Постановка вопросов расширяет горизонт интерпретатора. Текст воспринимается как ряд ответов на вопросы. Согласованность вопросов и ответов на них и есть понимание текста. Поэтому необходимо рассматривать логику и диалектику вопросов и ответов, реализуемых в диалоге.
• Понимание текста субъективно. Каждый новый интерпретатор дает несколько иное толкование. Поэтому необходимым этапом применения герменевтики является дискуссия по поводу конкретного объекта исследования.
• Герменевтика ориентирует интерпретатора на системный характер понимания в ходе интерпретации текстов.
• Чудо понимания текста заключено в конгениальности интерпретатора.
Теоретической основой исследования являются: основные положения психологической теории деятельности [Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Леонтьев]; идеи гуманистической психологии о самоактуализи-рующейся личности [Ш.А. Амонашвили, А. Маслоу, К. Роджерс]; акмеоло-гическая концепция становления личности профессионала [А.А. Бодалев, А. А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В. А. Сластенин, И. А. Зимняя]; основные принципы современной психологии: принцип развития [А.Г. Ковалев], принцип сочетания различных подходов в изучении свойств личности:
деятельностного [А.Н. Леонтьев], компонентного [Б.М. Теплов], системного [Б.Ф. Ломов], междисциплинарного [А.М. Матюшкин, В.Э. Чудновский], феноменологического [В. А. Михеев]; современные представления о сущности, особенностях профессиональной деятельности психолога и его профессиональном развитии [Е.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Е.И. Рогов и другие]; работы А. А. Бодалева и его учеников о восприятии и понимании других людей; современные представления о сущности и структуре психологической проницательности [Н.П. Ерастов, А.А. Борисова, В.Г. Зазыкин, Н.А. Коваль, Е.А. Корсунский]; концептуальные представления психологов и литературоведов о психологизме художественной литературы [Л.С. Выготский, Л.Я. Гинзбург, А.Б. Есин, О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина, А.П. Скафтымов, М.А. Степанова, Н.В. Строхов].
Теоретический анализ психологической литературы высветил нерешенную в педагогической психологии проблему развития психологической проницательности средствами художественной литературы у студентов-психологов. Поэтому решение этой проблемы стало целью исследования. В качестве объекта исследования определена психологическая проницательность как профессионально значимое качество личности психолога, а в качестве предмета - развитие психологической проницательности у будущих психологов средствами художественной литературы.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что психологическая проницательность студентов-психологов будет успешно развиваться, если:
• реализована в эксперименте совокупность специфических средств художественной литературы, выступающая в роли независимой переменной и способствующая эффективному развитию психологической проницательности, выступающей в роли зависимой переменной;
• систематически используется метод психологического анализа отрывков, эпизодов, ситуаций, персонажей, наделенных психологической проницательностью, в процессе решения психологических задач;
• выявлены и учтены возрастные и индивидуально-типические варианты развития психологической проницательности студентов-психологов;
• реализован психологический механизм переноса понимания внутреннего мира литературного персонажа на понимание субъективной реальности живого человека;
• реализованы концептуальная модель и программа развития психологической проницательности средствами художественной литературы у будущих психологов.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
• использовать редко применяемый в педагогической психологии метод психологического анализа литературно-художественных текстов и разработать комплекс методов и методик для диагностики и развития основных
компонентов психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы;
• экспериментально определить критерии, уровни и индивидуальнотипические варианты развития психологической проницательности студен-тов-психологов;
• реализовать модель, разработать и апробировать программу спецкурса «Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы».
Экспериментальное исследование проводилось в Воронежском экономико-правовом институте и его филиалах в городах Алексеевка, Старый Оскол Белгородской области, Россошь Воронежской области, на филологическом факультете и на факультете философии и психологии Воронежского государственного университета. В эксперименте принимали участие 390 сту-дентов-психологов очной и заочной форм обучения: по 30 человек в экспериментальных и контрольных группах I, III, V курсов очной формы обучения в возрасте от 17 до 21 года и по 30 человек в экспериментальных и контрольных группах III, IV, V курсов заочной формы обучения по сокращенной трехлетней программе в возрасте от 21 до 35 лет и 30 студентов филологов контрольной группы вечернего отделения Воронежского госуниверситета в возрасте 17-20 лет. Наличие шести экспериментальных (180 человек) и семи контрольных (210 человек) потребовалось для получения дополнительных данных и взаимопроверки результатов эксперимента в экспериментальных и контрольных группах. В экспериментальных группах апробировалась авторская программа спецкурса «Развитие психологической проницательности средствами художественной литературы» [3].
На этапах пилотажного исследования, констатирующего, контрольного и формирующего экспериментов использовалась совокупность методов и методик. Ведущим методом был избран задачный метод как наиболее адекватный целям исследования. В отечественной педагогике, психологии и методике преподавания литературы задачный метод не является новым. Его, в частности, широко использовали в своих исследованиях Ю.К. Бабанский, О.Ю. Богданова, С.М. Бондаренко, А.И. Власенков, А.И. Горшков, Г.Г. Граник, А.И. Егорова, Е.Н. Ильин, В.С. Ильин, В.А. Кан-Калик, Л.А. Концевая, С.П. Лавлинский, Л.И. Лашмайкина, С.А. Леонов, И.Я. Лернер, В.В. Луховицкий, Л.Н. Рожина, Л.А. Рыбак, Л.М. Рыбченкова, В.Ф. Чертов, Л.А. Шаповал, Н.А. Шапиро и др. Популярность задачного метода обусловлена тем, что задачи стимулируют творческую активность учащегося, ставя его в позицию исследователя.
Психологи и педагоги, изучая восприятие художественного образа в целом или с какой-либо стороны, используют учебные литературные задачи, суть которых заключается в структурированной серии вопросов-заданий к опорному эпизоду или отрывку изучаемого литературного произведения.
Что же касается психологических задач, нацеленных на выявление студентами психологической проницательности литературных персонажей, ис-
следовательских по своей сути, то они нами не обнаружены ни в педагогике, ни в психологии. А между тем они являются эффективным методом и диагностики, и развития психологической проницательности будущих психологов в учебном процессе.
Центральным этапом в планировании эксперимента является отбор стимульного материала в виде отрывков, эпизодов и ситуаций из высокохудожественных литературных произведений писателей-психологов. Критериями отбора стимульных материалов для конструирования исследовательских психологических задач стали:
• относительная самостоятельность и законченность отрывка из какого-либо литературного произведения;
• наличие у литературных персонажей различных составляющих психологической проницательности: эмпатии, наблюдательности, воображения, рефлексии, интуиции, аналитико-синтетического мышления, умения слушать и слышать другого, прогностических и коммуникативных способностей и т.д.;
• ярко выраженная сверхпроницательность литературных персонажей;
• соответствие отрывка жизненному и читательскому опыту студентов;
• присутствие в отрывках различных приемов изображения внутреннего мира, характеров персонажей:
о изображений внутреннего мира персонажей «изнутри»: внутренние монологи персонажей, авторское изображение внутреннего мира персонажей, изображение впечатлений персонажа от деталей внешнего мира;
о изображение внутреннего мира персонажей «извне»: описание внешнего облика, поведения, жестов, мимики, физиологических изменений;
о описание места действия, пейзажей;
о вербальное обозначение состояний и свойств личности персонажа;
о лакуны, умолчания в изображении внутреннего мира персонажей;
о изобразительные средства языка.
В качестве стимульного материала в исследовании использовались в основном отрывки из прозаических произведений, так как именно проза обладает неограниченными возможностями в изображении сложного внутреннего мира человека в сравнении с лирикой и драмой. При этом предпочтение в выборе экспериментальных отрывков отдавалось произведениям русских классиков: М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, - которым присущ глубочайший психологизм и мимо которого, к сожалению, проходит подавляющее большинство современных выпускников средней школы: общеизвестно, что современные школьники с русской классикой знакомятся, в основном, по ее кратким пересказам, в изобилии продаваемым в книжных магазинах.
В соответствии с названными критериями в качестве стимульного материала для констатирующего и развивающего экспериментов отобраны следующие отрывки: три сцены допроса Раскольникова следователем Порфири-ем Петровичем в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
эпизоды из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в которых проявляется сверхпроницательность старца Зосимы; отрывок из рассказа К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»; сцены из рассказов Конан Дойля «Архив Шерлока Холмса», в которых речь идет о наблюдательности и дедуктивном методе Шерлока Холмса; сцена расставания Печорина с княжной Мэри в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Наряду с этими экспериментальными отрывками в курсах «Введение в психологию», «Общая психология» и в спецкурсах «Художественная литература как источник психологических знаний», «Развитие психологической проницательности средствами художественной литературы» анализировались эпизоды, в которых проявлялась психологическая проницательность персонажей, из следующих произведений: И. А. Бунин - «Жизнь Арсеньева», Н.В. Гоголь - «Авторская исповедь», Ст. Цвейг - «Амок», «Нетерпение сердца», Л.Н. Толстой «Война и мир», «Крейцерова соната» и др.
Выбор каждого отрывка специально аргументируется и к каждому отрывку формируется серия вопросов-заданий исследовательского характера, нацеленных на формирование умений и навыков анализа конкретных литературных персонажей, наделенных писателями психологической проницательностью. Психологический анализ, естественно, позволяет, прежде всего, проникать во внутренний мир литературного персонажа, а литературоведческий анализ нацелен на выявление художественных средств изображения внутреннего мира персонажа.
Конкретные особенности того или иного отрывка и накопленный опыт психологического анализа художественной литературы позволяют выделить несколько типов психологических задач, целью которых являются:
• Определение художественных средств, используемых писателем для изображения психологической проницательности литературного персонажа.
• Диагностирование структуры психологической проницательности персонажа (на примере следователя Порфирия Петровича, Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»).
• Характеристика отдельных компонентов структуры психологической проницательности (наблюдательность Шерлока Холмса, его дедуктивный метод).
• Выявление по портретам, по деталям внешнего облика психологических особенностей персонажа (портрет Печорина, М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; портрет невесты Версалова; Ф.М. Достоевский «Подросток»).
• Прогнозирование поведения персонажа в соответствии с его характером в новых, измененных обстоятельствах (как бы сложилась судьба Раскольникова, если бы на его пути не встал следователь Порфирий Петрович и его преступление не было бы раскрыто?).
• Выявление в художественной литературе персонажа, которому присуща психологическая проницательность, обоснование своего выбора и вы-
явление, в чем и как проявляется психологическая проницательность персонажа.
• Обобщение независимых характеристик психологической проницательности персонажа в ходе коллективной дискуссии (модификация методики К.К. Платонова).
• Характеристика психологической проницательности образа психоло-га-профессионала в художественной литературе [Н. Нестерова, «Уравнение со всеми известными»].
• Завершить незаконченный рассказ [К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете»].
• Воссоздание отсутствующего в произведении эпизода (предложение генерала Татьяне Лариной стать его женой).
• Определение настроения, которым проникнут текст, по эмоционально выразительным средствам речи.
• Перевоплощение в героя, героиню произведения [А.М. Горький, Г. Флобер, Ч. Диккенс].
• Характеристика сверхпроницательности писателей-психологов: О. Бальзака, Ф.М. Достоевского, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ст. Цвейга.
• Выдающиеся психологи как образцы психологической проницательности: Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.М Теплов, К. Леонгард, Г. Селье, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг.
• Изучение образцов психологического анализа художественной литературы и психологической проницательности персонажей психологами-профессионалами: А.А. Борисовой, Л.С. Выготским, А.Б. Есиным, В.Г. Зазы-киным, П.Ф. Каптеревым, Н.А. Коваль, А.Ф. Лазурским, Н.Д. Левитовым, К. Леонгардом, В. А. Сониным, Б.М. Тепловым.
Разновидностью задачного метода является и используемый в нашем исследовании сценарный эксперимент, автором которого является известный румынский психолог С. Маркус [5]. Сущность сценарного эксперимента заключается в том, что испытуемые письменно анализируют отрывок, ситуацию из литературного произведения, характеризующегося высокой степенью незавершенности, неопределенности и дефицитом информации. Анализируя причины возникновения описанной в отрывке ситуации, предшествующие и будущие события, межличностные взаимоотношения персонажей и их характеры испытуемые невольно вынуждены опираться на свое аналитикосинтетическое мышление, творческое воображение, интуицию, эмпатию и прогностические способности, являющиеся базисными компонентами психологической проницательности.
Более сложным для студентов является исследовательское задание: самостоятельно найти в художественной литературе персонаж, наделенный автором психологической проницательностью, выбрать эпизод, в котором наиболее ярко проявляется психологическая проницательность персонажа, сформулировать серию вопросов, нацеленных на выявление художественных
средств, с помощью которых автор изображает отдельные составляющие психологической проницательности персонажа. Затем каждый студент читает выбранный им отрывок и самостоятельно сформулированные к нему вопросы, а группа оценивает в соответствии с критериями выбора стимульного материала представленный отрывок в целом, а также «творческую энергию» вопросов и возможные варианты ответов на них.
Естественно, что на подготовительном этапе исследования студенты были ознакомлены не только с критериями выбора стимульного материала, но и с теми функциями, которые выполняют вопросы к тексту: поисковая, стимулирующая, рефлексивная, функции выделения и восполнения недостающей информации [7]
От курса к курсу у студентов-психологов с накоплением практического опыта психологического анализа большого количества литературных персонажей различных типов не может не углубляться понимание сущности и структуры психологической проницательности с одной стороны, а с другой, - литературные персонажи, наделенные исключительной психологической проницательностью, став для студентов-психологов своего рода ориентиром в саморазвитии своей собственной психологической проницательности, не могут не способствовать совершенствованию этого профессионально значимого качества личности психолога.
В ходе исследования используется также и такой эмпирический метод, как тестирование, в частности тесты-опросники: «Самооценка студентами-психологами своей психологической проницательности» (авторская методика); «Самооценка студентами-психологами влияния художественной литературы на развитие своей психологической проницательности» (авторская методика); «Проявление эмпатии у студентов-психологов к литературным персонажам» (авторская методика); «Диагностика уровня алекситимии; «Диагностика эмпатических способностей» [В.В. Бойко]; «Диагностика компетентной толерантности» [В.В. Бойко]; «Личностный опросник» [Х.Ю. Айзенк] .
Наряду с тестами-опросниками используются также тесты-задания в целях диагностики и развития у испытуемых психологической проницательности. Повышенный интерес у студентов вызывает тест-задание на выявление умения опознавать эмоции по 12 рисункам-портретам, отражающих 12 эмоций. Наибольший же интерес у студентов вызывает тест-задание В.А. Ла-бунской [4], выявляющий женские прически по критериям привлекательно -сти - непривлекательности, стереотипизации женских социальных ролей, по наличию и сочетанию маскулинных, феминных и нейтральных характеристик.
Для получения дополнительных данных используется метод анкетирования, в частности анкеты: «Читательские интересы студентов-психологов» (авторская методика); «Читательские интересы современных старшеклассников» (авторская методика); «Читательские интересы преподавателей психо-
логии» (авторская методика); «Мотивы выбора профессии психологии» [авторская методика].
В целях диагностики и развития психологической проницательности студентов эффективной является и «игра в портреты», автором которой был И.С. Тургенев [6]. Суть этой игры в следующем. И. С. Тургенев с присущей ему сверхпсихологической проницательностью и мастерством художника воплощал в рисунках характеры людей из разных социальных слоев. Затем участники игры, в том числе сам И.С. Тургенев и Полина Виардо, на основании деталей внешнего облика изображенных лиц писали психологические характеристики. В качестве экспертов в этой игре для наших испытуемых выступали И.С. Тургенев и Полина Виардо, психологические характеристики которой фактически были идентичны психологическим характеристикам писателя.
В исследовании используется и метод анализа продуктов деятельности, в частности, публикаций о профессионально значимых качествах личности психолога; сочинений студентов-психологов на темы: «Моя читательская автобиография», «Психологическая характеристика проницательности литературного персонажа (по выбору)»; «Психологическая характеристика портретов, автором которых является И.С. Тургенев»; «Преподаватели-психологи глазами студентов-психологов»; «Я глазами окружающих»; «Психологическая характеристика реального человека»; данные анкетных опросов и тестовых испытаний.
Анализ продуктов деятельности предполагает использование контент-анализа, позволяющего достоверно фиксировать составляющие структуры психологической проницательности и квантифицировать полученные разными методами и методиками данные.
К эмпирическим методам относится и метод экспертных оценок. Этот метод используется при отборе стимульного материала и оценке точности характеристик испытуемыми реального человека (эксперты: профессоры Н.И. Вьюнова, Е.А. Корсунский, доценты А.В. Малютина, М.П. Пронин). В «Игре в портреты» в роли экспертов выступают И.С. Тургенев и Полина Виардо.
На заключительном этапе исследования использовались математикостатистические методы обработки данных исследования.
Основанием для объединения рассмотренных методов и методик в единый комплекс является, во-первых, их исследовательский характер, во-вторых, они одновременно обладают не только диагностическим, но и развивающим потенциалом, и, в-третьих, все они соответствуют предмету и задачам исследования.
Столь значительное количество методов, методик и, в первую очередь, различных типов психологических задач, адресованных будущим психологам, обусловлено опытно-экспериментальным характером исследования, в частности, тем, что развитие психологической проницательности средствами
художественной литературы в нашем эксперименте является неотъемлемой частью учебного процесса.
Список использованных источников
1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.,1988.
2. Дильтей В. Введение в науки о духе// Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. Трактаты, статьи, эссе. - М., 1987.
3. Корсунский Е.А., Есманская Н.Е. развитие психологической проницательности средствами художественной литературы/ Программы учебных дисциплин. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - С. 222-227.
4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - С. 493-503.
5. Marcus S. Criteres psichologiques pour depistr la capacite de transposition scenique. Revu Roumeine des scienes socials Serie de «Psicholoqie», t. 13, № 1, 1963.
6. Тургенев И.С. Литературное наследство. - М., 1964. - Т. 73, кн. 1. - 568 с.
7. Шумакова Н.Б. Роль вопроса в структуре мышления// Вопросы психологии. 1984. №1. - С. 91-94.
Золотухина Т. О.,
ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Воронежский государственный университет
Проблема понимания речи, в том числе письменной речи, традиционно рассматривается в качестве одной из основных проблем общенаучного знания. Это обусловлено определяющей ролью речи в фило-, социо- и онтогенезе человека, в частности в опосредовании высших психических функций, в генезе мышления, в морально-этическом развитии личности. Изучение процесса понимания именно англоязычного художественного текста связано с распространением в современном мире английского языка. В настоящее время он считается мировым языком, на котором говорит более 400 миллионов человек, языком Internet, делового общения и корреспонденции. Любой современный образованный человек должен владеть английским языком. Согласно прогнозу британского специалиста в области изучения языков Дэвида Грэддола, к 2050 году половина населения мира будет говорить на английском языке или изучать его. Около двух миллиардов людей в течение следующего десятилетия начнут учить английский язык и три миллиарда будут говорить на нем.
Основным следствием такого распространения английского языка в нашей стране является утверждение положения Министерства Образования РФ, согласно которому изучение английского языка как обязательного должно начинаться с первого класса. Преподавателями английского языка разработаны специальные программы, специальные курсы на английском языке, например, спец. курс английской и американской литературы. В рамках данного спец.курса ученики знакомятся с различными художественными произведениями английской и американской литературы. В кругу вопросов, посто-