Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ИНКЛЮЗИВНОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ'

ПРОГРАММА ИНКЛЮЗИВНОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ПОДДЕРЖКА / КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / ТРУДНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Чжифэн, Германов Геннадий Николаевич, Цуканова Екатерина Геннадьевна

В настоящее время идея расширения образовательного пространства, включения в него студентов с различными образовательными возможностями, становится актуальной и востребованной. Все большее число китайской молодежи стремится получить образование и постичь азы будущей профессии в ведушцх вузах России. Для этой категории студентов должно и необходимо создавать условия максимального включения в образовательный процесс, реализуемый в российских вузах, нивелирования образовательных трудностей, возникающих на начальном этапе обучения, что требует разработки программ педагогического сопровождений и волонтерской поддержки китайских студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чжан Чжифэн, Германов Геннадий Николаевич, Цуканова Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE VOLUNTEER SUPPORT PROGRAM FOR CHINESE STUDENTS IN THE INITIAL PERIOD TRAINING AT SPORTS UNIVERSITY

Currently, the idea of expanding the educational space, including students with various educational needs, is becoming relevant and in demand. An increasing number of Chinese youth are striving to get an education and understand the basics of the future profession in leading universities in Russia. For this category of students, it is necessary to create conditions for maximum inclusion in the educational process implemented in Russian universities, leveling educational difficulties arising at the initial stage of training, which requires the development of pedagogical support programs and volunteer support for Chinese students.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ИНКЛЮЗИВНОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ»

тонометрия (p<0,05), Гарвардский степ-тест (p<0,05), проба Штанге (p<0,05) и уровень лактата в крови (p<0,05). Можно сделать вывод, что прирост результатов ЭГ во всех 4-х показателях на статистически достоверную разницу отличается от результатов КГ.

По результатам дистанции триатлона «Спринт» выявлено, что между группами статистически достоверно изменились такие как: плавание 300 м., бег на 2 км, велогонка 8 км. и общий результат преодоления дистанции (p<0,05). Можно сделать вывод, что прирост результатов ЭГ во всех 4-х показателях на статистически достоверную разницу отличается от результатов КГ.

Результаты исследования подтвердили наше предположение, что тренировочный процесс в соревновательном периоде будет более эффективным, если в него включить предлагаемый авторами комплексный подход к восстановлению работоспособности три-атлетов 15-17 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Триатлон: теория и практика тренировки / Е.Н. Данилова, А.Н. Христофоров, Л.И. Вериго, Т.В. Лучискес. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. - 310 с.

2. Качанов Л.Н. Лечебная физическая культура и массаж : учебник. / Л.Н. Качанов, Н.Л. Шапекова, УС. Марчибаева. - Москва : Фолиант, 2018. - 272 с.

3. Кулиненков О.С. Медицина спорта высших достижений : учебник / О.С. Кулиненков. -Москва : Спорт, 2016. - 230 с.

4. Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов/ О. М. Мирзоев. - Москва : СпортАкадемПресс, 2005. - 220 с.

5. Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой : учебное пособие / В. Б. Рубанович. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 254 с..

6. Турманидзе В.Г. Физические средства восстановления в бадминтоне : монография / В.Г. Турманидзе, А.В. Полуструев, А.В. Турманидзе. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2015. - 151 с.

REFERENCES

1. Danilova, E.N., Khristoforov, A.N., Verigo, L.I. and Luchiskes, T.V. (2015), Triathlon: theory and practice of training, Siberian Federal University, Krasnoyarsk.

2. Kachanov, L.N., Sakekova, N. L. and Marchibaeva, U.S. (2018), Therapeutic physical culture and massage, textbook, Foliant, Moscow.

3. Kulinenkov, O.S. (2016), Medicine of sports of higher achievements: textbook, Sport, Moscow.

4. Mirzoev, O.M. (2005), Restorative means in the system of training athletes, SportAcadem-Press, Moscow.

5. Rubanovich, V.B. (2019), Medical and pedagogical control during physical education classes, textbook, YouWrite, Moscow.

6. Turmanidze, V.G., Polustruev, A.V. and Turmanidze A.V. (2015), Physical means of recovery in badminton, monograph, Dostoevsky Omsk State University,Omsk.

Контактная информация: professor-ch@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2022

УДК 796.06

ПРОГРАММА ИНКЛЮЗИВНОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ

Чжифэн Чжан (КНР), магистрант, Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Екатерина Геннадьевна Цуканова, кандидат педагогических наук, мастер спорта. Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», г. Москва

Аннотация

В настоящее время идея расширения образовательного пространства, включения в него студентов с различными образовательными возможностями, становится актуальной и востребованной. Все большее число китайской молодежи стремится получить образование и постичь азы будущей профессии в ведущих вузах России. Для этой категории студентов должно и необходимо создавать условия максимального включения в образовательный процесс, реализуемый в российских вузах, нивелирования образовательных трудностей, возникающих на начальном этапе обучения, что требует разработки программ педагогического сопровождений и волонтерской поддержки китайских студентов.

Ключевые слова: инклюзия, волонтерская поддержка, китайские студенты, трудности социальной адаптации, образовательная среда, сетевое педагогическое сообщество.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p464-469

INCLUSIVE VOLUNTEER SUPPORT PROGRAM FOR CHINESE STUDENTS IN THE INITIAL PERIOD TRAINING AT SPORTS UNIVERSITY

Zhifeng Zhang (China), the master's student, Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, Ekaterina Gennadievna Tsukanova, the candidate ofpedagogical sciences, master of sport, Russian University of Sports "SCOLIPE", Moscow

Abstract

Currently, the idea of expanding the educational space, including students with various educational needs, is becoming relevant and in demand. An increasing number of Chinese youth are striving to get an education and understand the basics of the future profession in leading universities in Russia. For this category of students, it is necessary to create conditions for maximum inclusion in the educational process implemented in Russian universities, leveling educational difficulties arising at the initial stage of training, which requires the development of pedagogical support programs and volunteer support for Chinese students.

Keywords: inclusion, volunteer support, Chinese students, difficulties of social adaptation, educational environment, network pedagogical community.

ВВЕДЕНИЕ

Все большее число китайской молодежи стремится получить образование и постичь азы будущей профессии в ведущих вузах России. Вместе с тем, анализ существующей практики в системе российского высшего образования показал, что начальный этап обучения иностранных студентов сопряжен с целым рядом объективных и субъективных трудностей, которые не только снижают качество жизни обучающихся, но и отрицательно сказываются на процессуально-результирующей стороне образовательной деятельности [3, 4, 5]. Процесс интеграции студентов в новое для них инокультурное и академическое пространство наталкивается на ряд культурно-образовательных барьеров, как то, существующие отличия в системах образования России и Китая, новые учебные требования и формы контроля знаний, освоение программ обучения на русском языке, и многое другое. Инклюзивное обучение предусматривает проектирование и выстраивание образовательной среды под потребности, интересы и возможности иностранных (в нашем случае, китайских) студентов [1, 2]. Приведенная аргументация требует разработки организационно-педагогических условий совершенствования учебного процесса для этой категории студентов и обоснования соответствующих подходов, программ физкультурного профессионального обучения с учетом специфики образовательного учреждения, в нашем случае - спортивного вуза.

В проведенном исследовании была поставлена цель научно-теоретического обоснования и практической разработки программы инклюзивной волонтерской поддержки китайских студентов, предусматривающей учет интересов, учебных мотивов и образова-

тельных потребностей обучающихся, которая, по нашему замыслу, обеспечит преодоление трудностей социальной адаптации студентов-магистрантов РУС «ГЦОЛИФК», создаст условия для активного включения китайских студентов в учебный процесс, будет способствовать преодолению образовательных барьеров и осложнений начального периода обучения.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основными методами исследования стали анкетирование и экспертные оценки, методы проектирования образовательной среды, психо лого-педагогическое тестирование. Была разработана Google-анкета на русском и китайском языках, включившая 35 вопросов с рядом закрытых и открытых ответов. В РУС «ГЦОЛИФК» в 2021-2022 учебном году получали образование 202 китайских студента, из них 37 бакалавров, 59 магистров, 49 аспирантов, 57 на подготовительных курсах. В анкетировании приняли участие 122 китайских студента, все очной формы обучения, что составило 60% от количества обучающихся. При этом период обучения респондентов в российских вузах составил: 1 год -18,9% (23 человек), 2 года - 29,5% (36), 3 года - 21,3% (26), менее года - 19,7% (24), более трех лет - 10,7 % (13 человек).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные анкетирования показали, что в начальный период обучения в вузе китайские студенты испытывают трудности адаптации, дифференцированные по ряду направлений (ответы с многообразием вариантов):

- трудности образовательного характера претерпели 78,7% респондентов (96 человек);

- трудности межкультурного и социального взаимодействия, интеграции перенесли 80,3% (98 человек);

- трудности психологической адаптации, социализации, коммуникации пережили 44,3 % (54 человека);

- трудности климато-географического характера ощутили 12,3% (15 человек);

- материально-технические, бытовые трудности прочувствовали 12,3% (15 человек);

- финансовые трудности испытали 4,1% (5 человек).

Исходя из предварительных данных, из числа респондентов была отобрана доступная группа китайских студентов-магистров в составе 22 человек и проведена экспертная оценка значимости групп трудностей для начальной адаптации. Решалась задача: наблюдается ли согласованность мнений в предварительной оценке трудностей, или это явление подвержено влиянию случайных возмущающих факторов. Действительно, расчетные данные показали объективную значимость трудностей межкультурного (1 место) и образовательного характера (2 место) для успешного взаимодействия на начальном этапе обучения китайских студентов. Коэффициент согласованности мнений (Кендалла) равен 0,892, данные приведены в таблице 1.

На вопрос: «Какие трудности межкультурного и социального взаимодействия испытывают китайские студенты в начальный период обучения в вузе?», получены следующие ответы (данные ранжированы по позициям): 1) «языковой барьер»: плохое владение русской речью - не могут изъясняться 59,8% (73 человека) студентов; 2) плохое владение русской письменностью - не могут писать тексты 39,3% (48 человек) студентов; 3) формируется барьер «инкультурации»: сложность освоения китайцами норм общественной жизни и культуры, принятых в российском обществе, трудность интеграции в русскоязычное академическое и физкультурное пространство — 32,0% (39 человек). На другой вопрос: «На каком языке в своем социальном окружении (в учебе) вы общаетесь, 61,6% (63 человека) ответили — на родном китайском языке; 19,7% (27 человек) — на

русском языке; 28,7% (35 человек) — на английском языке. Интересен тот факт, что умения и навыки общения на русском языке студенты из КНР получили в процессе обучения в вузе — 50% (61), на подготовительных университетских курсах — 37,8% (46 человек), дома в Китае — 9,8% (12 человек), дополнительно с репетитором — 1,6% (2 человека), самостоятельно инициативно — 0,8% (1 человек).

Таблица 1 - Результаты математико-статистической обработки видовых трудностей у китайских студентов на начальном этапе обучения_

Разновидности трудностей

Объекты оценивания Трудности образовательного характера Трудности межкультур. и социального взаимод., интеграции Трудности психологич. адаптации, социализации, коммуникации Трудности климато-географич. характера Материально-технические, бытовые трудности Финансовые трудности

Сумма бал- 124 144 110 58 62 54

лов Средняя арифметическая сумма рангов: Х=92, X 1 " ni=l

Квадраты 32 52 18 -34 -30 -38

отклонений Величина отклонений сумм рангов от средней суммы рангов: (х1 X )2

1024 2704 324 1156 900 1444

Сумма квадратов отклонений сумм рангов, приписанных каждому объекту оценивания, от средней суммы рангов S=7552; 12S=90624; Формула расчета: 5 = п — о 2 (х - х )2 ¿=1

m=22 (количество экспертов); м2=484 п=6 (количество объектов оценки); (п3-п)=210 m2(nз-n)=101640 Формула расчета W=12S/m2(n3-n)

Коэффициент конкордации Значение W=0,892 P<0,01

На вопрос: «Какие трудности образовательного характера испытывают китайские студенты в начальный период обучения в вузе?», получены следующие значимые ответы: 1) «трудности учения»: существующие различия в системах образования в России и Китае, сложная переориентация на требования русской школы — 54,1% (66); 2) «фонетический барьер»: быстрый темп разговорной речи у русских преподавателей в процессе учебной деятельности — 46,7% (57); 3) «эмоциональный барьер переживаний»: острые эмоциональные реакции русских преподавателей на отношение китайских студентов к учебе и невозможность последних соответствовать предъявляемым требованиям — 39,3% (48) опрошенных студентов. Медианное положение в структуре причинных факторов, препятствующих успешному обучению студентов-иностранцев (китайских студентов), заняли «когнитивно-психологические барьеры»:— отсутствие возможности и условий для изучения профессиональных образовательных программ на родном языке — 36,1% (44); — ограниченное проведение преподавателями вуза учебных занятий на иностранном языке (в том числе, на китайском языке) — 36,1% (44); — отсутствие адаптированных по трудности учебных заданий и других оценочных средств для китайских студентов — 26,2% (32); — ограниченные возможности использования информационно -библиотечных ресурсов образовательного учреждения и других научных библиотек в связи с языковой проблемой — 43,% (53); — отсутствие кафедры китайского языка — 30,3% (37). На вопрос: «Как адаптируются китайские студенты к различным формам экзаменов, учитывая различия в оценивании в России (предпочтение отдается устным экзаменам) и Китае (предпочтение отдается письменным экзаменам)?», 54,1% (66) студентов отметили, что они более адаптированы к форме письменных экзаменов; 32,0% (39) полностью адаптированы к двум различным формам экзаменов; 13,1% (16) респондентов не пугаются ситуации, если экзамены проводятся в устной форме; и одного студента (0,8%) не устраивает в принципе формат экзамена.

Для разрешения обозначенной проблемы была разработана программы инклюзивной волонтерской поддержки китайских студентов, включившая четыре блока управленческих действий:

1. Целевой блок программы - ориентирован на преодоление трудностей социальной адаптации студентов-магистрантов РУС «ГЦОЛИФК», создание условий для активного включения китайских студентов в учебный процесс, преодоление образовательных барьеров и осложнений начального периода обучения.

2. Содержательный блок программы - предусматривал совершенствование образовательной среды в разрезе уточнения учебных планов, программ и текущих заданий, расширение информационного образовательного пространства для китайских студентов на русском и китайском языках, использование двигательной деятельности в формах неурочных самодеятельных занятий для решения задач социализации, коммуникации обучающихся китайских студентов (в магистерских программах, к сожалению, отсутствуют предметы двигательного содержания), разработку психолого-педагогических мер инклюзивной поддержки китайских студентов в начальный период обучения.

3. Процессуально-деятельностный блок программы - предусматривал подключение в волонтерское движение сокурсников обучающихся, совместно проживающих в общежитии студентов, китайских студентов-магистров старших курсов и аспирантов-иностранцев, представителей «старостата» и объединенного совета обучающихся и других участников студенческого самоуправления, работников спортивного клуба университета, заинтересованных лиц из числа профессорско-преподавательского состава и сотрудников международного отдела учебной части, что в целом обеспечило формирование сетевого педагогического сообщества для решения поставленной цели инклюзивной поддержки китайских студентов; был разработан план организационно-методических управленческих мероприятий и принят к исполнению в экспериментальный период обучения.

4. Контрольно-оценочный блок программы - предусматривал психолого-педагогическое тестирование и оценку успеваемости китайских студентов за период годичного обучения.

Таблица 2 - Результаты математико-статистической обработки значимости видовых трудив_

Разновидности трудностей

Объекты оценивания Трудности образовательного характера Трудности межкультур. и социального взаимод., интеграции Трудности психологич. адаптации, социализации, коммуникации Трудности климато-географич. характера Материально-технические, бытовые трудности Финансовые трудности

Сумма бал- 122 124 106 66 102 98

лов - — 1 п Средняя арифметическая сумма рангов: Х=103, X = — £ х1 п;=1

Квадраты 19 21 3 -37 -1 -5

отклонений Величина отклонений сумм рангов от средней суммы рангов: (х1 - X )2

361 441 9 1369 1 25

Сумма квадратов отклонений сумм рангов, приписанных каждому объекту оценивания, от средней суммы рангов 3=2206; 123=26472; П Формула расчета: 5 = £ (х - X) 1=1

т=20 (количество экспертов); т2=400 п=6 (количество объектов оценки); (п3-п)=210 т2(пз-п)=84000 Формула расчета Ш=123/т2(п3-п)

Коэффициент конкордации Значение Ш=0,315 Р<0,05

Результаты внедрения экспериментальной программы инклюзивной волонтерской поддержки китайских студентов в начальный период обучения в спортивном вузе показа-

ли, что по сравнению с предыдущем потоком обучающихся китайских студентов, где успеваемость после первого семестра составила 54%, в экспериментальном потоке обучающихся успеваемость была качественно лучшей (по критерию оценок хорошо и отлично) и по количественным значениям достоверно выше от первичных значений предыдущего цикла и составила 88%.

Анализ повторного экспертного опроса группы обучающихся китайских студентов-магистрантов в количестве 20 человек по окончании педагогического эксперимента показал, что произошло нивелирование и сглаживание выраженности актуальных трудностей, препятствующих продуктивному обучению китайских студентов в начальный период адаптации.

ВЫВОДЫ

Менее выраженными стали трудности межкультурного и социального взаимодействия, менее серьезными сложности образовательного характера, но вместе с тем обострились финансовые трудности, а также и материально-технические, бытовые трудности жизненного существования в мультикультурной среде российского общества. Коэффициент согласованности Кендалла оказался незначимым (P>0,05), что указывает на смещение акцентов в трудности обучения с образовательной сферы на трудности материально-бытового существования и другие причинные факторы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волостных А.А. Взгляды студентов на инклюзивное образование в высшей школе / А.А. Волостных, Г.Н. Германов // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2022. - No. 2 (204). - С. 75-80.

2. Волостных А.А. Отношение студентов российских вузов к инклюзивному образованию как к процессу равных возможностей / А.А. Волостных, Г.Н. Германов // Молодые - науке : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием студентов и молодых ученых, 13-14 апреля 2022 г. / ГЦОЛИФК. - Москва, 2022. - С. 156-160.

3. Зыонг Ван Зунг (Вьетнам). Организационно-педагогические условия социальной адаптации иностранных студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зыонг Ван Зунг. - Москва, 2022. - 26 с.

4. Линь Яцян (КНР). Сравнительная характеристика инициативности у российских и китайских студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Линь Яцян. - М., 2005. - 19 с.

5. Чжан Чжифэн (КНР). Трудности социальной адаптации китайских студентов на начальном этапе обучения в спортивном вузе / Чжан Чжифэн, Г. Н. Германов, А. А. Волостных // Молодые - науке: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием студентов и молодых ученых, 13-14 апреля 2022 г. / РГЦОЛИФК. - Москва., 2022. - С. 704-711.

REFERENCES

1. Volostnykh, A.A. and Germanov, G.N. (2022), "Students' views on inclusive higher education", Uchenye zapiski universiteta P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 75-80.

2. Volostnykh, A.A. and Germanov G.N. (2022), "Attitude of students of Russian universities to inclusive education as a process of equal opportunities", Young - Science, Moscow, pp.156-160.

3. Zuong Van Dung (2022), Organizational and pedagogical conditions for the social adaptation of foreign students in the process of physical education and sports activities, dissertation, Moscow.

4. Lin Yaqiang (2005), Comparative characteristics of initiative among Russian and Chinese students, dissertation, Moscow.

5. Zhang Zhifeng, Germanov G. N. Volostnykh A. A., (2022), "Difficulties of social adaptation of Chinese students at the initial stage of study at a sports university", Young - Science, Moscow, pp.704711.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.