Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ (УНИВЕРСАЛЬНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ (УНИВЕРСАЛЬНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгутлин Рафик Ражапович, Романов Петр Юрьевич, Москвина Елена Алексеевна

В статье обосновывается роль профессионального воспитания в решении задачи формирования общекультурных компетенций студентов вузов, уточняется перечень актуальных общекультурных компетенций студентов, формирование которых эффективно обеспечивается в процессе профессионального воспитания. Устанавливается соответствие между требуемыми общекультурными компетенциями и качествами личности, необходимыми для успешной реализации каждой из них. Авторами определены основания разработки, уточнены содержательные особенности и предложена программа формирования общекультурных компетенций студентов вуза. При этом программа предусматривает выполнение комплекса воспитательных действий, мероприятий и приемов профессионального воспитания с учетом содержательных особенностей каждой общекультурной компетенции, индивидуальных и социальных личностных особенностей студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байгутлин Рафик Ражапович, Романов Петр Юрьевич, Москвина Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF FORMATION OF GENERAL CULTURAL (UNIVERSAL) COMPETENCIES OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article substantiates the role of professional education in solving the problem of the formation of general cultural competencies of university students, clarifies the list of relevant general cultural competencies of students, the formation of which is effectively provided in the process of professional education. A correspondence is established between the required general cultural competencies and the personality qualities necessary for the successful implementation of each of them. The authors determined the basis of the development, clarified the content features and proposed a program for the formation of general cultural competencies of university students. At the same time, the program provides for the implementation of a set of educational actions, measures and methods of professional education, taking into account the content features of each general cultural competence, individual and social personal characteristics of university students.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ (УНИВЕРСАЛЬНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Литература:

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] / С.В. Алехина // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». - URL: https://psyjoumals.ru/edu_economy_weHbeing/issue/36287.shtml (дата обращения: 16.07.2022).

2. Зарецкий, В.К. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике [Электронный ресурс] / В.К. Зарецкий, М.М. Гордон // Психологическая наука и образование. - 2011. - Том. 16. - № 3. - С. 19-26. - URL:https://psyjournals.ru/psyedu/2011/n3/Zaretskiy_Gordon.shtml (дата обращения: 16.07.2022).

3. Инденбаум, Е.Л. Сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии: проблемные аспекты / Е.Л. Инденбаум // Дефектология. - 2019. - № 4. - С. 37-46.

4. Кузьмичева, Т.В. Малый консилиум как инструмент реализации интеграционной модели подготовки бакалавров направлений «Педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование» / Т.В. Кузьмичева // Дефектология. - 2017. - № 1. - С. 72-81

5. Кузьмичева, Т.В. Индивидуализация в инклюзивном образовании: методология и педагогические инструменты: коллективная монография / Т.В. Кузьмичева, Ю.А. Афонькина, Д.А. Морозова. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020. - 112 с.

6. Слободчиков, В.И. Российское образование: перспективы развития / В.И. Слободчиков, Ю.В. Громыко // Директор школы. - 2000. - № 2. - С. 3-12.

7. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Под ред. С.В. Алехиной, Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2022. - 151 с.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель Байгутлин Рафик Ражапович

Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); доктор педагогических наук, профессор Романов Петр Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Москвина Елена Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ (УНИВЕРСАЛЬНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается роль профессионального воспитания в решении задачи формирования общекультурных компетенций студентов вузов, уточняется перечень актуальных общекультурных компетенций студентов, формирование которых эффективно обеспечивается в процессе профессионального воспитания. Устанавливается соответствие между требуемыми общекультурными компетенциями и качествами личности, необходимыми для успешной реализации каждой из них. Авторами определены основания разработки, уточнены содержательные особенности и предложена программа формирования общекультурных компетенций студентов вуза. При этом программа предусматривает выполнение комплекса воспитательных действий, мероприятий и приемов профессионального воспитания с учетом содержательных особенностей каждой общекультурной компетенции, индивидуальных и социальных личностных особенностей студентов вузов.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, общекультурные компетенции студентов, программа формирования общекультурных компетенций студентов вуза, качества личности студентов.

Anmtation. The article substantiates the role of professional education in solving the problem of the formation of general cultural competencies of university students, clarifies the list of relevant general cultural competencies of students, the formation of which is effectively provided in the process of professional education. A correspondence is established between the required general cultural competencies and the personality qualities necessary for the successful implementation of each of them. The authors determined the basis of the development, clarified the content features and proposed a program for the formation of general cultural competencies of university students. At the same time, the program provides for the implementation of a set of educational actions, measures and methods of professional education, taking into account the content features of each general cultural competence, individual and social personal characteristics of university students.

Key words: professional education, general cultural competencies of students, the program for the formation of general cultural competencies of university students, personality qualities of students.

Введение. Проблема воспитания подрастающего поколения, имеющего высокий нравственный уровень, в современных социально-экономических и политических условиях выходит на первый план. Данная проблема должна решаться параллельно с качественной профессиональной подготовкой.

Актуальность проблемы формирования общекультурных компетенций студентов вузов в целом определяется следующими факторами:

1) необходимостью учета социально-экономических особенностей и образовательных потребностей общества и личности в соответствии с потенциалом современного профессионального образования;

2) ростом потребностей и расширение спектра научного концептуально-методологического обоснования и методического обеспечения процесса и системы профессионального воспитания студентов вузов;

3) необходимостью в обосновании и разработке путей и условий подготовки, становления и развития студентов вузов, что приводит к усилению внимания ученых педагогов-практиков к различным аспектам проблемы формирования общекультурных компетенций студентов вузов;

4) наличием негативных проявлений поведения студентов, ростом числа недостатков в реализации профессионального воспитания студентов вузов в современных условиях;

5) развитием потребности практики современного высшего профессионального образования в кадрах педагогов, способных эффективно реализовать воспитание студентов;

6) ростом стремлений студентов к активной профессиональной и общественной деятельности в образовательной среде вуза;

7) необходимостью совершенствования процесса воспитания в вузах с учетом особенностей и потребностей студентов.

Таким образом, в современном обществе существенно возросли потребности и требования к обеспечению качества профессиональной подготовки студентов, в целом, целям, содержанию и технологиям воспитания студентов в вузах, в частности. Различные аспекты профессионального воспитания студентов находят отражение в нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность вузов, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования [11].

В педагогическом плане актуальность и направленность постановки и решения проблемы формирования общекультурных компетенций студентов вузов определяется необходимостью разрешения противоречия между потребностью системы профессионального воспитания в программе и технологиях формирования общекультурных компетенций студентов, необходимостью их подготовки к активной и продуктивной профессиональной и общественной деятельности, и недостаточной готовностью преподавателей вузов к реализации воспитательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. При решении проблемы мы исходим из того, что формирование общекультурных (универсальных) компетенций студентов вузов возможно при обеспечении развития комплекса индивидуально и социально значимых качеств личности, без которых возможности студентов ориентироваться в профессионально значимой информации, искать и находить оптимальные подходы и способы решений профессиональных задач оказываются ограниченными. Обеспечить развитие таких качеств возможно тогда, когда будет разработана и реализована соответствующая программа формирования общекультурных компетенций студентов.

Целью статьи является определение оснований разработки и уточнение содержательных особенностей программы формирования общекультурных (универсальных) компетенций студентов вузов в процессе профессионального воспитания. В соответствии с предметом и целью исследования в процессе профессионального воспитания студентов вузов из всего обязательного комплекса компетенций были отобраны наиболее актуальные в современной воспитательной деятельности компетенции:

УК-1 - Системное и критическое мышление - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

УК-3 - Командная работа и лидерство - Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;

УК-5 - Межкультурное взаимодействие - Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Кроме того, на наш взгляд, к аспектам воспитательной деятельности имеют отношение и некоторые общепрофессиональные компетенции:

ОПК-3 - Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся - Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

ОПК-4 - Построение воспитывающей образовательной среды - Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

Анализ формулировок универсальных компетенций, подлежащих формированию у студентов вузов, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование согласно ФГОС ВО, позволил выделить личностные качества студентов, на формирование которых направлена воспитательная работа:

- адаптивность к существующим ситуациям, готовность к целеполаганию в деятельности;

- гражданственность и патриотичность;

- социализированность и лидерские качества;

- эмоциональная устойчивость;

- организованность, ответственность, честность;

- осознание потребности в достижениях;

- осознанность действий в принятии решений и выполнении действий;

- рефлексивность, самоорганизованность;

- стремление к совершенствованию и развитию.

При этом мы учитываем тот факт, что никакая иерархия в определении личностных качеств невозможна. Решению проблемы формирования общекультурных компетенций студентов и развитию соответствующих качеств личности в значительной мере мешает недостаток внимания со стороны педагогических коллективов вузов к организации деятельности, обеспечению досуга, привлечению студентов к участию в молодежных программах, недостаточная разработанность системы дополнительного образования, мало внимания уделяется развитию одаренных студентов.

Актуальность проблемы формирования общекультурных компетенций студентов вузов в процессе профессионального воспитания определяется также тем фактом, что, несмотря на многочисленные исследования в данной области, остаются вопросы и целые направления профессионального образования, в которых нет единого подхода и не представлено вариантов решения проблемы в целом.

Психолого-педагогические основы воспитания студентов раскрыты в современных исследованиях [2, 4, 5, 6, 10, 12 и др.]. При всем многообразии научных работ пока не разработана концепция и система формирования не только общекультурных, но и профессиональных компетенций студентов в процессе их подготовки в вузе. Также не разработаны комплексные программы профессионального воспитания, технологии их реализации и не определены условиях их эффективности.

В то же время, существуют определенные предпосылки не только постановки, но и решения проблемы формирования общекультурных компетенций студентов вузов в процессе профессионального воспитания. Это, в частности:

- социальные предпосылки, заключающиеся в возрастании потребности различных сфер общества и производства в конкурентоспособных специалистах, самостоятельных и инициативных в принятии решений, в профессиональной деятельности, с высоким уровнем профессиональной мобильности;

- теоретические предпосылки, суть которых заключается в обосновании комплекса вопросов методологии и методики организации всех видов деятельности студентов в процессе обучения в вузе и разработке программ реализации компонентов профессиональной подготовки, в том числе профессионального воспитания;

- практические предпосылки, которые заключаются в накопление опыта организации профессионального воспитания студентов в вузах, подлежащего анализу, обобщению и распространению.

Программа формирования общекультурных компетенций студентов вузов должна представлять собой четко определенный перечень действий коллектива педагогов и студентов института, а также партнеров по сетевому взаимодействию, разработанный в соответствии с общей целью профессионального воспитания. В частности, таковой является программа профессионального воспитания студентов Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета (СИ БашГУ), разработанная с учетом наших предложений [1; 3].

При разработке программы и организации работы по формированию общекультурных компетенций студентов учитывались исследования В.А. Беликова, П.Ю. Романова, А.С. Валеева [3], Т.И. Гречухиной [7], П.В. Степанова [9], В.З. Юсупова [12] и других. Разработка программы осуществлялась с учетом рекомендаций ученых и потребностей региона в компетентных специалистах, готовых к продуктивной профессиональной и общественной деятельности, общего образовательного потенциала СИ БашГУ и социально-экономических особенностей города Сибая и Республики Башкирии. На основе этих факторов в программе были выделены проблемы в формировании общекультурных компетенций студентов, уточнены причины их возникновения, определены пути их решения в соответствии с условиями эффективности профессионального воспитания.

Разработка программы формирования общекультурных компетенций студентов СИ БашГУ осуществлялась в соответствии с требованиями комплекса методологических подходов (личностно-деятельностного, проблемно-ориентированного, программно-целевого, системного и технологического) в рамках общей рефлексивно-деятельностной концепции. Структура программы соответствовала логике профессионального воспитания студентов института, строилась на основе анализа состояния воспитания в целом, выделении проблемных аспектов формирования общекультурных компетенций студентов и причин их возникновения, обеспечивала разработку комплекса мер по устранению причин и решению возникших проблем.

Программа формирования общекультурных компетенций студентов СИ БашГУ рассчитана на пять лет - время обучения в вузе (4 года) и время стажировочной практики на рабочем месте (1 год). Основным результатом ее реализации было определено формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций студентов и выпускников вуза в соответствии с современными социально-экономическими и производственными требованиями и потребностями.

В основу программы формирования общекультурных компетенций студентов вузов были положены идеи блочно-модульного планирования и разработки мероприятий по следующим блокам:

1) довузовская профориентационная работа;

2) научно-исследовательская и методическая работа преподавателей вуза;

3) сетевое взаимодействие вуза с другими образовательными организациями и работодателями региона;

4) привлечение других образовательных организаций и работодателей региона к совместной реализации ООП вуза в части формирования общекультурных компетенций студентов (виды практик, НИР и НИРС);

5) разработка, реализация и апробация инновационных технологий профессионального воспитания;

6) изучение, обобщение и публикация опыта работы преподавателей вуза в реализации профессионального воспитания студентов;

7) организация волонтерской деятельности студентов вуза;

8) повышение квалификации преподавателей вуза (переподготовка и повышение квалификации, магистратура, аспирантура, Phd).

Эффективность программы оценивалась с учетом стратегических направлений воспитательной деятельности СИ БашГУ (таблица 1).

Таблица 1

Направления и целевые индикаторы анализа и оценки программы формирования общекультурных

компетенций

Направление воспитательной деятельности Задача Целевые индикаторы

1 Поощрение лидерства студентов 1.1. Лидерство руководителей Сформированная команда студентов, обладающих качествами стратегического планирования, реализации деятельности. Доля вовлеченности обучающихся в решение проблемы обеспечения качества образования. Поощрение и премирование студентов, в зависимости от эффективности их участия в решении проблем профессионального воспитания и образования. Организация международных мероприятий (конференций, конкурсов). Количество призеров международного республиканского, областного конкурсов.

2 Модернизация процесса формирования общекультурных компетенций на научной основе в соответствии с потребностями образования 2.1. Создание научной основы профессионального воспитания Высокий уровень активности студентов в подготовке научно-методических разработок и материалов по проблеме. Участие студентов в конкурсах научных разработок на различных уровнях. Количество студентов, охваченных проектной научно-исследовательской деятельностью предметной направленности. Ежегодное участие обучающихся института в чемпионатах по профессиональному мастерству «Я - профессионал» (WoridSkiИs), «Твой ход» и других проектах по профессиональному мастерству.

3 Повышение качества образовательного и воспитательного процессов на основе 3.1. Совершенствование программы профессионального воспитания Количество образовательных программ, ориентированных на формирование общекультурных компетенций. Количество утвержденных тем и целей выпускных квалификационных работ, в основе которых лежат разработки

использования инновационных технологий, развитие образовательной среды методик формирования общекультурных компетенций студентов с учетом потребностей работодателей. Количество рабочих учебных планов по практике, разработанных с работодателями, ориентированных на формирование общекультурных компетенций.

4 Взаимодействие с другими организациями, эффективная обратная связь с потребителями и заинтересованными сторонами, обеспечивающими формирование, развитие и применение общекультурных компетенций 4.1. Воспитание гармонично развитой, конкурентоспособной личности Количество студентов института, участвующих в различных благотворительных, патриотических, поисково-исследовательских, культурных, спортивных и других акциях. Охват студентов превентивными мероприятиями по снижению рисков и профилактике правонарушений. Обеспечение материальной и социальной поддержки студентов из социально уязвимых слоев населения. Количество трудоустроенных выпускников.

4.2. Подготовка студентов к активной социальной жизни Доля студентов института, участвующих в деятельности молодежных организаций, студенческого самоуправления. Доля студентов, участвующих в благотворительных, патриотических, научно-исследовательских, культурных и других акциях. Создание равных условий и безбарьерный доступ для обучения студентов с особыми образовательными потребностями. Увеличение доли студентов, участвующих в мероприятиях по пропаганде ЗОЖ. Доля студентов, охваченных социально-значимыми проектами.

5 Создание комфортных условий образовательной среды для студентов 5.1. Эффективное управление образовательной и воспитательной деятельностью института Прозрачность и доступность информации о деятельности института. Наличие информационно-поисковой системы института; доступность интернет-ресурсов. Свободный доступ к библиотечным фондам всех уровней.

Реализация программы формирования общекультурных компетенций студентов института в процессе профессионального воспитания в экспериментальной учебной группе 2-ого курса технологического факультета СИ БашГУ позволило существенно повысить уровень сформированности общекультурных компетенций студентов, овладение ими основными видами деятельности (таблица 2), уровень мотивации их деятельности в целом, что стало признаком повышения уровня эффективности профессионального воспитания студентов.

Таблица 2

Сформированность общих коммуникативных, учебно-познавательных и учебно-профессиональных умений

студентов института

Уровни Распределение студентов по уровням сформированности компетенций (всего 24 чел.)

человек %

Начало курса Окончание курса Начало курса Окончание курса

мотивации

Высокий 2 8 8,3 33,3

Средний 12 16 50,0 66,7

Низкий 10 0 41,7 0,0

Не сформированы 0 0 0,0 0,0

компетенции, связанные с умением наблюдать

Высокий 0 12 0,0 50,0

Средний 7 11 29,2 45,8

Низкий 17 1 70,8 4,2

Не сформированы 0 0 0,0 0,0

компетенции, связанные с умением работать с книгой - источником информаъ щи

Высокий 7 17 29,2 70,8

Средний 12 7 50,0 29,2

Низкий 5 0 20,8 0,0

Не сформированы 0 0 0,0 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компетенции, связанные с умением выполнять практические задания

Высокий 7 16 29,2 66,7

Средний 10 8 41,7 33,3

Низкий 7 0 29,2 0,0

Не сформированы 0 0 0,0 0,0

Выводы. При анализе структуры и содержания программы мы отмечаем высокий уровень ее актуальности, строгую логику ее разработки, что обеспечивает высокий уровень эффективности формирования общекультурных компетенций и соответствующих им качеств личности, в первую очередь, уровень общих и профессиональных знаний, умений и навыков студентов, имеющих значение для успешности профессиональной деятельности и адаптации в профессиональной среде. Это в целом формирует позитивный тренд в профессиональном воспитании студентов вуза с учетом таких показателей, как уровень сформированности общих компетенций студентов; уровень трудоустройства выпускников; степень удовлетворенности результатами воспитания студентов в процессе профессиональной подготовки; характер оценки уровня подготовки студентов к профессиональной деятельности со стороны работодателей.

Литература:

1. Байгутлин, Р.Р. Актуальность и условия эффективности профессионального воспитания студентов вузов в ситуациях дистанционного обучения / Р.Р. Байгутлин, Е.Н. Петров, А.С. Валеев // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2021. - № 71-4. - С. 54-59.

2. Байдашева, Е.Н. Личностно-профессиональное воспитание студентов в вузе / Е.Н. Байдашева // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1. - С. 34-35.

3. Беликов, В.А. Дидактика практико-ориентированного образования: монография / В.А. Беликов, П.Ю. Романов, А.С. Валеев. - М.: Инфра-М, 2018. - 267 с.

4. Беликов, В.А. Методологические основания решения проблем воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования / В.А. Беликов // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - №1 (25). - С. 12-21.

5. Белов, В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций / В.И. Белов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - Т. 6. - № 14. -С. 163-177.

6. Буянова, Г.В. Роль воспитания в формировании профессиональной компетентности будущих бакалавров / Г.В. Буянова, Е.К. Гитман // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2021. - Т. 5. - № 2. - С. 10-16.

7. Гречухина, Т.И. Профессиональное воспитание в современной образовательной среде университета / Т.И. Гречухина // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. -2011. - № 4 (95). - С. 74-80.

8. Михайлова, Д.И. Профессиональное воспитание и формирование универсальных компетенций будущего педагога: интеграция деятельности / Д.И. Михайлова, С.И. Остапенко, С.В. Анохина // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2022. - Т. 8. - № 1. - С. 24-37.

9. Степанов, П.В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях / П.В. Степанов // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №2. - С. 121-128.

10. Тимонин, А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное / А.И. Тимонин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Том 18. - С. 55-58.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. - URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 / (дата обращения: 03.06.2022).

12. Юсупов, В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития / В.З. Юсупов // Знание, понимание, умение. - 2019. - №2. - С. 216- 231.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); доцент кафедры народных художественных ремесел Чеботаева Ольга Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (г. Мытищи)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ НА ОСНОВЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ КОСТЮМА ЯПОНСКИХ МОДЕЛЬЕРОВ

Аннотация. Целью статьи является изучение приемов копирования моделей костюмов известного японского модельера Шинго Сато в процессе становления профессиональной компетентности у будущих дизайнеров. Авторы предложили краткий обзор основных подходов отечественной педагогической школы при раскрытии дефиниции «профессиональная компетентность», на основе которой представлено авторское определение понятия «профессиональная компетентность дизайнера». Особое внимание в статье отводится комплексным заданиям - копирование дизайнерского продукта (модели костюма), позволяющим аккумулировать в себе разнообразные виды профессиональной дизайнерской деятельности. Уточняется, что копирование художественной работы - это типичный методический прием для художественного и дизайнерского образования. В качестве образцов копирования были предложены модели ведущего японского дизайнера одежды Шинго Сато, дан краткий обзор его творчества, детализирована его авторская методика изготовления костюма. В работе представлено несколько примеров работ студентов в заданной технике.

Ключевые слова: профессиональная компетентность дизайнеров, копирование дизайнерского продукта.

Annotation. The purpose of the article is to study the techniques of copying costume models of the famous Japanese fashion designer Shingo Sato in the process of becoming a professional competence of future designers. The authors offered a brief overview of the main approaches of the Russian pedagogical school in revealing the definition of "professional competence", because of which the author's definition of the concept of "professional competence of a designer" is presented. Special attention in the article is given to complex tasks - copying a design product (a costume model), since such tasks accumulate various types of professional design activities. It is clarified that copying an artistic work is a typical methodological technique for art and design education. Models of the leading Japanese fashion designer Shingo Sato were offered as copying samples, a brief overview of his work was given, and his author's method of making a suit was detailed. The paper presents several examples of students' work in a given technique.

Key words: professional competence of designers, copying of a design product.

Введение. Современные социально-экономические условия развития России диктуют определенные требования к развитию профессионального образования. Сегодня, говоря о подготовке конкурентоспособного специалиста, мы, прежде всего, оперируем такими понятием как его «профессиональная компетентность». Однако отечественная педагогика все еще не предложила однозначного понимания данной дефиниции. В большинстве работ отечественных авторов при раскрытии понятия профессиональной компетентности можно выделить два основных подхода. Согласно первому подходу (личностно-деятельностный) (Т.Е. Егорова, Т.Д. Колябина, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мятяш, А.И. Пискунов, О.М. Шиян, Н.В. Яковлева и др.) профессиональная компетентность видится исследователям как личностное новообразование, а представители второго подхода (Л.И. Анцыферова, Д.Н. Завалишина, И.Г. Климкович, В.В. Косарев, Н.Н. Лобанова, Е.Ф. Рыбалко и др.) профессиональную компетентностью понимают ее совокупностью, включающей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.