Научная статья на тему 'Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (на примере дзюдо)'

Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (на примере дзюдо) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1336
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧАЩИЕСЯ / ДЗЮДО / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессонов О.Г.

В статье представлена инновационная программа физического воспитания для учащихся общеобразовательных школ, которая построена на основе занятий дзюдо в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бессонов О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (на примере дзюдо)»

УДК 796.853.23

ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ, ОСНОВАННАЯ НА ОДНОМ ИЗ ВИДОВ СПОРТА

(НА ПРИМЕРЕ ДЗЮДО)

О.Г. Бессонов - тренер-преподаватель 1 категории по дзюдо Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей ДЮСШОР «Олимпийский»

Набережные Челны

PROGRAM OF PHYSICAL EDUCATION OF PUPILS OF 1-11 GRADES BASED ON ONE OF THE SPORTS (ON THE EXAMPLE OF JUDO)

O.G. Bessonov - trainer-teacher of the 1st category in Judo Municipal autonomous institution of additional education DYUSSHOR «Olimpiysky» Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: физическое воспитание, учащиеся, дзюдо, программа.

Аннотация. В статье представлена инновационная программа физического воспитания для учащихся общеобразовательных школ, которая построена на основе занятий дзюдо в процессе обучения.

Key words: physical education, pupils, judo, program.

Summary. The article presents an innovative program of physical education of secondary school pupils, which is based on judo in the learning process.

ВВЕДЕНИЕ

Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников на протяжении всех лет обучения в школе, формируя целостное представление о физической культуре у учащихся, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное - воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения борьбе дзюдо. Технические приемы, тактические действия и собственно сама борьба дзюдо таит в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Процесс обучения обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:

- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;

- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту;

- развитие основных двигательных качеств.

Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся. Поэтому задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обучения.

Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на уроке задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся и организацию условий для их лучшего решения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы в школе заложены в принцип совместной деятельности учителя и ученика. К сожалению, на практике учитель и ученик часто действуют разобщено. Педагог не всегда понимает, что только его совместная деятельность с учеником может привести к желаемым результатам в обучении и воспитании. Очень важно в связи с реализацией принципов индивидуализации и дифференциации подобрать для каждого учащегося соответствующие методы и методические приемы обучения и воспитания.

Образовательная направленность физического воспитания обеспечивается лишь при условии, если обучение двигательным действиям и развитие физических качеств органически сочетаются с формированием у учащихся определенных знаний. Активная мыслительная деятельность учащихся на уроках способствует быстрому прохождению изучаемого материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные путем сознательного усвоения, оказываются более прочными.

В содержание образования по физической культуре включаются два взаимосвязанных компонента: базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности; вариативный, опирающийся на базовый и учитывающий региональные, национальные условия и традиции развития культуры (национальные формы физической культуры).

Содержание образования обеспечивает по возможности широкий спектр знакомства учащихся с разнообразием форм физической культуры для свободного выбора предпочтительной. На этой основе формируется установка на активное приобщение личности к физической культуре.

Говоря об интеллектуальном аспекте физического воспитания, следует отметить наличие тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность. Процесс усвоения любого особенно сложного двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой.

Материал программы дается в четырех разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка и примерные показатели двигательной подготовленности.

В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.

Структура знаний содержит четыре блока:

1. Личностно-ориентированные знания, связанные с саморазвитием, самовоспитанием, самосовершенствованием.

2. Знания, необходимые для выполнения физкультурно-спортивной деятельности в коллективе. Эти знания необходимы для правильного взаимодействия с членами класса, группы и т.д.

3. Знания, связанные с образцами поведения и общения в коллективе. Это, по сути, знание физкультурно-спортивной этики.

4. Знания, интегрирующие физическую культуру с другими сферами деятельности,

т.е. как знания, полученные на уроках физической культуры, преобразуются в жизнедеятельности индивида.

Теоретический материал лучше всего давать блоками (проблемами), которые обозначены в программе. Сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности. Общие темы можно предлагать всему классу.

Сообщение знаний учащимся направлено на то, чтобы усвоение сведений, фактов, правил, принципов, ведущих положений и идей опиралось на индивидуально возникающие у них ощущения, мышечные напряжения, функциональные и психические состояния, необходимые для решения учебной задачи.

Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами выводили нужные решения, выводили бы элементарные правила и положения. Для этого учитель должен уметь правильно ставить наводящие вопросы или рассказывать так, чтобы учащиеся сами высказывали основные выводы, опираясь на свой опыт, свои знания и свое понимание темы. При этом следует акцентировать внимание учащихся на своих индивидуальных особенностях и возможностях, методах, способах достижении поставленной задачи, способствуя формированию их творческого проявления, убеждая в ценности использования полученных знаний. Такой подход активизирует процессы самопознания и самоуправления деятельности детей.

В разделе «Общая физическая подготовка» представлены физические упражнения базовых видов спорта: гимнастика с элементами акробатики, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры с основами спортивных игр, плавание.

Содержание этого раздела характеризуется разнообразием предлагаемых двигательных действий, ориентированных на их последующее широкое использование в самостоятельных занятиях физической культурой. Здесь при освоении учебного материала учитель должен опираться на знания, приобретенные школьниками на методических занятиях, закреплять эти знания в практической деятельности занимающихся. Кроме того, на уроках дети должны уяснить логику построения занятий, правила выбора физических упражнений и их дозировки, типичные причины успешного или неуспешного овладения новыми движениями. Поскольку физические упражнения данного раздела ориентированы на их регулярное использование в самостоятельных занятиях физической культурой, учитель должен стремиться, чтобы технический уровень овладения ими был достаточно высоким; в отдельных случаях, если освоение того или иного движения вызывает затруднения, возможна его замена на более простой аналог.

В зависимости от возраста учащихся этот раздел неодинаково представлен в программе. Так, в 1-2 классах на этот раздел следует отводить до 70 % времени занятий, но уже в 3-4 классах - только 60%. Постепенно, по мере овладения учащимся школой движения и формирования определенных двигательных навыков и умений, доля общеразвивающих упражнений должна снижаться. В 5-7 классах до 50%, 8-9 до 40%, в 10-11 до 30%. В то же время значительно возрастает доля специальных упражнений.

В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по борьбе дзюдо, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам. При разработке этого раздела учитывалось «Положение о порядке аттестационной деятельности по присвоению квалификационных степеней КЮ и ДАН в дзюдо». Начиная с 4 класса, учащиеся должны принимать участие в различных соревнованиях по борьбе дзюдо, разбираясь и хорошо зная правила соревнований.

Учитель может успешно обучать на уроке основам техники и тактики, применяя различные методические приемы и рациональные способы организации упражнений. При этом необходимо решить две задачи: повысить качество обучения и достичь оптимальной физической нагрузки на уроке. Одним из таких приемов обучения является выделение и разучивание основы технического приема или тактического действия. Этой основой может быть часть приема из его двигательного состава, а также одна из его биомеханических характери-

стик. В тактических действиях в качестве основы могут выделяться приемы, действии, которые определяют успешность всего тактического действия. Выделяемые в качестве основы части приема, характеристики или приемы в тактических действиях можно объединить понятием «базовый элемент».

«Базовый элемент» должен быть, безусловно, необходимой частью движения, без правильного выполнения которой, невозможно решить двигательную задачу, выполнить технический прием или тактическое движение. Он должен также служить основой для совершенствования деталей техники и тактики. Методический прием выделения базовых элементов дает возможность учителю сделать процесс обучения более конкретным, позволяет сокращать время на объяснение, совмещать объяснение с показом упражнения. Базовые элементы учитель может разучивать на уроке, а детали совершенствовать во внеурочных формах: в секционных и самостоятельных занятиях, в домашних заданиях.

В зависимости от условий работы учитель сможет сам подобрать многие упражнения и игры, которые бы помогали учащимся овладеть техническими приемами и выполнять их на большой скорости.

Простые упражнения дзюдоистов можно сочетать с акробатическими упражнениями и всевозможными прыжками. Поэтому в системе подготовки дзюдоистов должны найти место эти упражнении.

В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнении и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности учащихся. В этой части не содержатся специальные упражнения и нормативы, так как не все школы работают в одних и тех же условиях (спортивный зал, площадки и т. п.), поэтому выработать специальный норматив для всех не представляется возможным. В связи с этим учителя физической культуры должны будут разработать такие упражнения, чтобы осуществлять контроль за технической подготовленностью учащихся.

Качество учебного процесса во многом зависит от правильности его планирования. Для этого необходимо составить годовой план распределения прохождение учебного материала, предусмотрев кроссовую и лыжную подготовку, и на его основе разрабатывать поурочные планы (четверть, полугодие).

Выполнение задач обучения во многом зависит от подбора подводящих упражнений, четкого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения. Важное условие результативного обучения - точный показ разучиваемых движений, необходимое количество повторений упражнений не только на одном уроке, но и в целой системе уроков. В ходе всего урока следует постоянно обращать внимание учащихся на правильное выполнение всех заданных движений.

Успеваемость по предмету «Физическая культура» определяется уровнем отношения к своему совершенствованию, знанием основных положений теории физической культуры, прочностью освоения двигательных и специальных навыков, умением самостоятельно решать некоторые, вопросы своей физической подготовленности.

В целях успешного решения вопросов физической подготовленности всех школьников необходим индивидуальный подход в части требований к выполнению учебных нормативов. Здесь возможны различные варианты оценивания учащихся с учетом прироста в их двигательной и технической подготовленности.

При организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе. Занятия по физической культуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводятся по специальной программе.

Из портфеля редакции

Статья поступила в редакцию 14.05.2009 г.

И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.