Научная статья на тему 'Программа феноменологического субстанциализма В. А. Кутырёва'

Программа феноменологического субстанциализма В. А. Кутырёва Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. А. КУТЫРЁВ / ТРАДИЦИЯ / ЧЕЛОВЕК / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЧВЫ / ХРИСТИАНСТВО / КОНСЕРВАТИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРАНСГУМАНИЗМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / KUTYREV / TRADITION / MAN / GRASSROOTS PHENOMENOLOGY / CHRISTIANITY / CONSERVATISM / GLOBALIZATION / MODERNIZATION / TRANSHUMANISM / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тимощук Алексей Станиславович

В статье представляется манифест феноменологического субстанциализма философа В. А. Кутырёва, написанный в жанре монографии. Рассматриваются следующие проблемы: цифровой эскапизм; борьба естественного и искусственного, критерии устойчивого общество, угрозы гипермодернизма и трансгуманизма, проблемы биотехнического конструирования постчеловека, перспективы консервативного философствования, онтодицея. Цель работы ознакомление со знаковым исследованием отечественного мыслителя, критикующего цифровое прельщение технократической цивилизации. Автор следует за В. А. Кутырёвым в методологическом модусе классического философствования и анализирует «мыльный пузырь» современной антропоактивности (homo bullo), снимая оболочку за оболочкой «луковицы цивилизации» инновационизма. Кутырёв Владимир Александрович представлен как социальный философ, левый консерватор, сторонник управляемого прогресса. Его статьи и книги оцениваются как событие для российской интеллектуальной жизни. Новая монография В. А. Кутырёва «Cова Минервы вылетает в сумерки» вышла в 2018 г. Философия ученого позиционируется как реактуализация узкого пути между агностицизмом и технократизмом, реизмом и структурализмом. Выводы сформулированы в духе антропософии и антроподицеи: бытие есть благо; самоутверждение есть сущность каждого живого существа; вечное возвращение есть прочная платформа вместо прогрессивизма; апологетика медленной жизни, вдумчивого чтения и эстетики Ecce homo. Если в прошлых работах нас спасали от техники, от пустоты, от прогресса, здесь он спасает от самоапокалипсиса, эсхатологической рукотворной трагедии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Тимощук Алексей Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V. A. KUTYREV’S PHENOMENOLOGICAL SUBSTANTIALISM PROGRAM

The reader is presented with the manifesto of the phenomenological substantialism of the Nizhny Novgorod philosopher V. A. Kutyrev, published in the form of his new monograph. The departure to machine and digital immortality is criticized by the Volga thinker as yet another seduction of a technocratic civilization, digital self-deception. Kutyrev Vladimir Aleksandrovich is known as a social philosopher, a leftist conservative, a supporter of controlled progress. His papers and books are an event for the Russian intellectual life. The subject of the study is the monograph by Kutyrev, “The owl of Minerva flies at dusk” published in 2018. The author analyzes the soap bubble of modern anthropoactivity (homo bullo) by removing the casing behind the shell of the civilization bulb of innovationism,. Removing and discarding layer by layer, he advances towards the system of human stability. Kutyrev’s philosophy is presented as the reactivization of a narrow path between agnosticism and technocracy, reism and structuralism. The target of his book is, as always, the salvation of Man. The difference in this monograph is in the details. In his previous works he saved us from technology, emptiness, progress. Yet here he saves us from self-apocalypse, an eschatological man-made tragedy. The article provides an overview of the main subjects of the author’s work: the struggle between the natural and the artificial, the open vs. the sustainable society, self-development of technology, the threat of hypermodernism and transhumanism, the problems of biotechnical design of a postman, the prospects for conservative philosophizing, the justification of life. The basis of the monograph consists of the following deep ideas: being is a blessing; self-assertion is the essence of every living thing; Eternal return is a solid platform instead of progressivism. Research method: hermeneutic analysis of the monograph by. The results of the work: the apologetics of slow life, thoughtful reading and aesthetics of Ecce homo.

Текст научной работы на тему «Программа феноменологического субстанциализма В. А. Кутырёва»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

КРИТИКА И

БИБЛИОГРАФИЯ

УДК 111.1

Программа феноменологического субстанциализма В. А. Кутырёва

A. С. Тимощук

Тимощук Алексей Станиславович, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Владимирский юридический институт ФСИН России, a@timos.elcom.ru

В статье представляется манифест феноменологического субстанциализма философа В. А. Кутырёва, написанный в жанре монографии. Рассматриваются следующие проблемы: цифровой эскапизм; борьба естественного и искусственного, критерии устойчивого общество, угрозы гипермодернизма и трансгуманизма, проблемы биотехнического конструирования постчеловека, перспективы консервативного философствования, онтодицея. Цель работы - ознакомление со знаковым исследованием отечественного мыслителя, критикующего цифровое прельщение технократической цивилизации. Автор следует за В. А. Кутырёвым в методологическом модусе классического философствования и анализирует «мыльный пузырь» современной антро-поактивности (homo bullo), снимая оболочку за оболочкой «луковицы цивилизации» инновационизма. Кутырёв Владимир Александрович представлен как социальный философ, левый консерватор, сторонник управляемого прогресса. Его статьи и книги оцениваются как событие для российской интеллектуальной жизни. Новая монография

B. А. Кутырёва «Сова Минервы вылетает в сумерки» вышла в 2018 г. Философия ученого позиционируется как реактуализация узкого пути между агностицизмом и технократизмом, реизмом и структурализмом. Выводы сформулированы в духе антропософии и антроподицеи: бытие есть благо; самоутверждение есть сущность каждого живого существа; вечное возвращение есть прочная платформа вместо прогрессивизма; апологетика медленной жизни, вдумчивого чтения и эстетики Ecce homo. Если в прошлых работах нас спасали от техники, от пустоты, от прогресса, здесь он спасает от самоапокалипсиса, эсхатологической рукотворной трагедии.

Ключевые слова: В. А. Кутырёв, традиция, человек, феноменология почвы, христианство, консерватизм, традиция, глобализация, модернизация, трансгуманизм, цифровизация.

Поступила в редакцию: 01.12.2019 / Принята: 20.02.2020 / Опубликована: 30.06.2020 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2020-20-2-226-229

Философии часто становится концептуально оформленными односторонностями. Новая книга В. А. Кутырёва - это не просто очередная порция критики информационно-символического общества, в ней много хорошей философии, переосмысления и реакту-ализации узкого пути между агностицизмом и технократизмом, реизмом и структурализмом.

В. А. Кутырёва волнует уход от целостности жизни, её подмена математизацией, химизацией, информатизацией бытия; превращение в самоцель частных технологий в надежде, что они дадут изобилие; угроза подмены реальности функциями и методологиями.

© Тимощук А. С., 2020

А. С. Тимощук. Программа феноменологического субстанциализма В. А. Кутырёва

Если философия не прекратит свое увлечение редукционизмом, она потеряет связь с реальностью, ее обгонит искусство, которое порой более точно и целостно передает реальный мир, нежели однобокие философские конструкты.

Кумулятивная работа волжского оракула привлекает не столько уже известным профети-ческим пафосом экспансии техносферы, сколько неброскими рассуждениями о проблемах поддержания устойчивого порядка. В. А. Кутырёв формулирует ясное и экофильное послание: нельзя допустить, чтобы сложность цивилизации, реализуемая на нано-, микро-, мега- и ино-уровнях, совсем поглотила простоту макромира, изначальную и естественную обитель бытия. Наш исходный дом сущего просто нужно сохранить. Философия самосохранения формулирует в качестве первостепенной задачи поддержание и обслуживание приюта жизненных миров homo sapiens на Земле. Мимоходом артикулируется важное определение гуманизма как приведенного к мере человека [1, с. 105].

Духовность не зря часто связывается с религией, ибо в последней передается практика самоограничения и жертвенности. Вертикаль духа выносит обыденные отношения на трансцендентную проекцию. Иисус искупает род человеческий, это Вселенское служение. То, что не смогли сделать социалисты-атеисты, делают верующие-эгоисты потребительского общества. Сатана - это просто эгоист, принцип служения себе, а homo economicus - это деятельный человек, которого не прельщает благочестивая скука рая [1, с. 400].

Принцип служения пронизывает все осмысленные виды отношений - дружба, любовь, патриотизм, верность. Быть для другого. Автор допускает существование светских форм духовности, но отмечает, что бережную передачу жертвенности и самоотречения осуществляет именно религия, где сама литургия - это служба и благодарение. Иисус принимает жертву за род человеческий. Закон служения - внутренняя сущность мира (дхарма, дао, маат) превосходит конкретных богов.

Волжский традиционалист заключает союз с религией против свободы творчества. Обезбоженная цивилизация занята игрой ума. Они слишком деятельны, чтобы прельщаться однообразием религии. Это посттрадиционное общество, система всеобщей полезности. Традиционное общество закрыто фильтрами духовности, культуры, верований, авторитета, морали. Рыночное общество осуществляет постепенную деконструкцию этих регуляторов и предрассуд-

ков. Социалистические общества с точки зрения фильтров было традиционными. Однако сейчас они также разложились под влиянием прибыли, рынка, выгоды. В. А. Кутырёв выступает за монашество в миру, когда верующий решает житейские вопросы, при этом тянется вверх, к воображаемому идеалу.

В. А. Кутырёв примиряет эволюционистскую и религиозную версии происхождения человека. Они едины в том, что человек - это уникальный феномен, ценность бытия, микромир и Вселенная, носитель свободы и мера вещей, субъект, дающий смысл. Венец философии - это антропология с ее тезисом, что в любой системе мышления человек находится в центре дискурса как неявное означаемое.

«Сова Минервы» продолжает экспонирование скудости постчеловеческой информационной реальности, начатое в ранних публикациях [2-7]. Актуальной формой антропологической теории автор провозглашает творчество С. С. Хоружего, который, как и В. А. Кутырёв, предупреждает об опасности пересечения антропологической границы, а в качестве ориентира духа для человека указывает на личную духовную практику. Человек не может осуществиться без духовной подпитки молитвы, медитации, исихазма, литургии, нирваны и т. д. Опора на духовную практику - вот энергийная антропологическая парадигма. Ради своего спасения человеку надо стать Богочеловеком [4, с. 461].

Критика. В новой публикации неослабевающей критике подвергаются сателлиты технико-атеистического бессмертия: технократизм, трансгуманизм, инновационизм, прогрессивизм, дигитализация, редукционизм, виртуальный полионтизм, когнитология, деконструкция, гипермодернизм, логоцентризм. Разделяя озабоченность по поводу устойчивости развития цивилизации, хочется заступиться за поли-онтизм, гетерономность, континуальность и комплексность как за атрибуты, которые нужны философии и миру. Они не умаляют жизнь, хотя могут представляться угрозой обжитому миру. Думается, что В. А. Кутырёву следует допустить множественность, длительность и многоаспект-ность добра.

Критикуя постмодернизм, В. А. Кутырёв активно использует все его инструменты: короткие предложения, зачеркивания, многозначность, речевки, закавычивание, скобки, слеши, иронию и сарказм, неологизмы и омофоны, аббревиации и латинизмы, фигуры и графемы, анафоры и оксюмороны, аллюзии и игру, гипертекстуальность и метатекстуальность, каприз и блеск. От

этого текст становится (лёгким) непроходимым, насыщенным (минималистским, аппетитным) неудобоваримым, каким и должен быть (анти) постмодернизм.

Литературный стиль подачи философии -конек В. А. Кутырёва. Автор ведет текстуальную игру с читателем, приглашая его иногда сделать кофе-брейк в мир-письме «Вселенная Кутырёва». Кто он? Постмодернист? Марксист? Левый консерватор? Традиционалист? Полемизм и открытость его текстов всегда оставляют место для размышлений. Следуя автореференции игрового дискурса, он перекладывает часть ответственности на читателя.

Не является ли антогонист таким же текстур-батором, как и те агенты философско-спекулятив-ных схем рассуждения, которых он разоблачает? Семантика грамматических конструкций автора позволяет дать негативный ответ. Его метод можно назвать «антипостмодернизмом», где намеренное применение постмодернистских приемов имеет цель срубить дерево его же черенком. Он бьет врага его же оружием. Поскольку новые идеологии, как правило, агрессивны и стремятся к «абсолютизации» [4, с. 456], антидискурс В. А. Кутырёва тоже воинственный, но не циничный. Мыслитель исповедует старое кредо философии - служить благу человека, видеть и указывать на аберрации. Постмодернизм эксплуатирует идеи классической и неклассической науки, ткет платье для голого короля из интеллектуальных уловок и отсылок. В то время как В. А. Кутырёв представляет тип добросовестного мыслителя, убирающий усы с Моны Лизы, восстанавливающий бороду Марксу и платье королю. Науке следует служить не только достоверности познания, но и благу [4, с. 462].

Выводы. Положительную основу программы В. А. Кутырёва составляют следующие положения: явленный мир есть подлинное бытие; бытие

есть благо; истинность проверяется близостью к человеку; лучший мир - это тот, в котором мы есть. Уход в машинное и цифровое бессмертие справедливо разоблачается как очередное прельщение технократической цивилизации, цифровой самообман. Подлинная иммортология, несомненно, может быть основана на идеях служения, почвы, коэволюции. Актуально звучит призыв вернуться в субстанционально человеческий трехмерный мезокосмос, соразмерный нашим органам чувств. В монографии своевременно ставится вопрос об экологии творчества, самоограничении в создании иного. В социальном измерении программа В. А. Кутырёва, позиционируемая как динамический консерватизм, имеет отличные перспективы.

Список литературы

1. Кутырёв В. А. Сова Минервы вылетает в сумерки (Избранные философские тексты ХХ1 века). СПб. : Алетейя, 2018. 526 с.

2. Кутырёв В. А. Левый консерватизм как философия сопротивления техногенной деградации человечества (Михаил Лифшиц и конец классической марксистской философии - по итогам празднования 200-летия со дня рождения К. Маркса) // Философия хозяйства. 2019. № 1 (121). С. 95-110.

3. Кутырёв В. А. Они идут... встречайте! (об антропологической инволюции техногенной цивилизации) // Философия хозяйства. 2018. № 1 (115). С. 218-226.

4. Кутырёв В. А. Последнее целование. Человек как традиция. СПб. : Алетейя, 2015. 312 с.

5. Кутырёв В. А., Нилогов А. С. Технологии переступают через человека... но люди боятся знать об этом // Философия хозяйства. 2018. № 5 (119). С. 237-250.

6. Кутырёв В. А. Унесённые прогрессом : эсхатология жизни в техногенном мире. СПб. : Алетейя, 2016. 300 с.

7. Кутырёв В. А. Философия трансгуманизма. Н. Новгород : Нижегор. ун-т, 2010. 85 с.

Образец для цитирования:

ТимощукА. С. Программа феноменологического субстанциализма В. А. Кутырёва // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 226-229. Б01: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-2-226-229

V. A. Kutyrev's Phenomenological Substantialism Program

A. S. Timoshchuk

Aleksey S. Timoshchuk, https://orcid.org/0000-0003-4664-3215, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 67 Bolshaya Nizhegorodskaya St., Vladimir 600020, Russia, a@timos.elcom.ru

The reader is presented with the manifesto of the phenomenological substantialism of the Nizhny Novgorod philosopher V. A. Kutyrev, published in the form of his new monograph. The departure to machine and digital immortality is criticized by the Volga thinker as yet another seduction of a technocratic civilization, digital self-deception. Kutyrev Vladimir Aleksandrovich is known as a social philosopher, a leftist conservative, a supporter of controlled progress. His papers and books are an event for the Russian intellectual life. The subject of the study is the monograph by Kutyrev,

A. C. TuMowyK. nporpaMMa ipeHOMeHonormecKoro cy6cTaH^anH3Ma B. A. KyTbpëBa

"The owl of Minerva flies at dusk" published in 2018. The author analyzes the soap bubble of modern anthropoactivity (homo bullo) by removing the casing behind the shell of the civilization bulb of innovationism,. Removing and discarding layer by layer, he advances towards the system of human stability. Kutyrev's philosophy is presented as the reactivization of a narrow path between agnosticism and technocracy, reism and structuralism. The target of his book is, as always, the salvation of Man. The difference in this monograph is in the details. In his previous works he saved us from technology, emptiness, progress. Yet here he saves us from self-apocalypse, an eschatological man-made tragedy. The article provides an overview of the main subjects of the author's work: the struggle between the natural and the artificial, the open vs. the sustainable society, self-development of technology, the threat of hypermodernism and transhumanism, the problems of biotechnical design of a postman, the prospects for conservative philosophizing, the justification of life. The basis of the monograph consists of the following deep ideas: being is a blessing; self-assertion is the essence of every living thing; Eternal return is a solid platform instead of progressivism. Research method: hermeneutic analysis of the monograph by. The results of the work: the apologetics of slow life, thoughtful reading and aesthetics of Ecce homo.

Keywords: Kutyrev, tradition, man, grassroots phenomenology, Christianity, conservatism, tradition, globalization, modernization, transhumanism, digitalization.

Received: 01.12.2019 / Accepted: 20.02.2020 / Published: 30.06.2020

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

References

1. Kutyrev V. A. SovaMinervy vyletayetv sumerki (Izbran-nyye filosofskiye teksty XXI veka) [The owl of Minerva flies at dusk (Selected philosophical texts of the twenty-first century)]. St. Petersburg, Aletheia Publ., 2018. 526 p. (in Russian).

2. Kutyrev V. A. Left conservatism as a philosophy of resistance to the technogenic degradation of humanity (Mikhail Lifshitz and the end of classical Marxist philosophy - following the 200th anniversary of the birth of Karl Marx). Filosofiya khozyaystva [Philosophy of Economics], 2019, no. 1 (121), pp. 95-110 (in Russian).

3. Kutyrev V. A. They come ... welcome! (on the anthropological involution of man-made civilization). Filosofiyakhozyaystva [Philosophy of Economics], 2018, no. 1 (115), pp. 218-226 (in Russian).

4. Kutyrev V. A. Posledneye tselovaniye. Chelovek kak traditsiya [Last Kissing. Man as the Tradition]. St. Petersburg, Aletheia Publ., 2015. 312 p. (in Russian).

5. Kutyrev V. A., Nilogov A. S. Technology oversteps man ... but people fear to know about it. Filosofiya khozyay-stva [Philosophy of Economics], 2018, no. 5 (119), pp. 237-250 (in Russian).

6. Kutyrev V. A. Unesonnyye progressom: eskhatologiya zhizni v tekhnogennom mire [Gone with the progress: eschatology of life Gone with the Progress: Eschatol-ogy of Life in the Technogenic World]. St. Petersburg, Aletheia Publ., 2016. 300 p. (in Russian).

7. Kutyrev V. A. Filosofiya transgumanizma [The philosophy of transhumanism]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod University, 2010. 85 p. (in Russian).

Cite this article as:

Timoshchuk A. S. V. A. Kutyrev's Phenomenological Substantialism Program. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2020, vol. 20, iss. 2, pp. 226-229. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-2-226-229

KpnmKa u 6n6nnorpa$nn

229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.