Научная статья на тему 'Программа Erasmus Mundus в Чешской Республике: возможности и перспективы международных образовательных программ'

Программа Erasmus Mundus в Чешской Республике: возможности и перспективы международных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / АККРЕДИТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ / MASTER''S TRAINING / THE BOLOGNA DECLARATION / EDUCATIONAL PROGRAM / THE ACCREDITATION COMMISSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радвановскы З., Рязапова Л. З., Мухтарова-белозерова Н. А.

Изложена история перехода Чехии на трёхуровневую систему высшего образования, обозначены возможные варианты дальнейших перспектив развития в сфере международного сотрудничества в области создания совместных магистерских программ обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радвановскы З., Рязапова Л. З., Мухтарова-белозерова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about the history of the Czech transition to a three-level system of higher education, identifying possible options for the future prospects of the development of international cooperation in the field of joint Master's programs.

Текст научной работы на тему «Программа Erasmus Mundus в Чешской Республике: возможности и перспективы международных образовательных программ»

З. Радвановскы, Л. З. Рязапова, Н. А. Мухтарова- Белозерова

ПРОГРАММА ERASMUS MUNDUS В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Ключевые слова: Болонская декларация, образовательная программа, магистерская подготовка, Аккредитационная комиссия.

Изложена история перехода Чехии на трёхуровневую систему высшего образования, обозначены возможные варианты дальнейших перспектив развития в сфере международного сотрудничества в области создания совместных магистерских программ обучения.

Keywords', the Bologna Declaration, educational program, Master's training, the Accreditation Commission.

The article is about the history of the Czech transition to a three-level system of higher education, identifying possible options for the future prospects of the development of international cooperation in the field of joint Master's programs.

Введение

Идея создания “Европы знаний” впервые была провозглашена и подписана в 1998 году в день празднования 750 - летия основания Сорбонского университета в рамках так называемой Сорбонской декларации министрами Германии, Англии, Италии и Франции. Год спустя, на встрече в Италии в Болоньи (1999 г.), к этому документу присоединилось ещё 29 министров, ответственных за высшее образование. К Болонской декларации, которой четко требовала от всех стран, подписавших договор, приложить как можно больше усилий в первом десятилетии нынешнего века для гармонизации европейского высшего образования, присоединилась Чешская республика в лице министра образования молодёжи и физкультуры. Предметно были сформулированы мероприятия, которые реализовывали главные принципы реформ, называемых «Болонским процессом».

Приоритетной деятельностью Европейского Союза, согласно реализации построения общества, основанного на знаниях, уже несколько десятилетий наряду с модульной структуризацией и европейской системой перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System) [22], является подготовка и мобильность студентов и преподавательского состава. Чехия, еще перед вступлением в ЕС в 2004 году, начала тесно координировать свою политику в области образования, приближая её на европейском уровне к политике остальных членов ЕС. Что касается высшего образования, то это происходило в рамках деятельности Болонской декларации, которая дала возможность перехода к трёхуровневой системе высшего образования' бакалаврский, магистерский и докторской. За исключением медицинских

факультетов, на эту систему до 2010 года перешли практически все высшие учебные заведения, включая и университеты. Сразу после вступления в ЕС Чешская республика, принимала участие во всех программах мобильности студентов и преподавательского состава.

Первые образовательные программы в странах Европейского сообщества были созданы в 80-ых годах. Сначала это были отдельные европейские программы, но со временем большая их часть интегрировалась в одну программу. Так, в 1995 году, возникла программа Socrates, которая была посвящена вопросам образования от детского сада до университета, образованию

взрослых, повышению уровня знаний европейских языков, развитию сотрудничества и мобильности в сфере образования. Эта программа действовала до 2006 года и была разделена на восемь подпрограмм, которые ранее функционировали как отдельные программы'

• Comenius - обучение в школах;

• Erasmus - высшее образование;

• Grundtvig - образование взрослых и непрерывное обучение;

• Lingva - языковое образование (часть исходной программы);

• Minerva - использование информационных и коммуникационных технологий, открытого и дистанционного обучения;

• исследования и инновации - проблематика политики в области образования;

• совместные действия - сотрудничество с другими программами ЕС;

• дополнительные мероприятия - поддержка мероприятий, которые не включены в отдельные программы.

С нашей точки зрения наиболее важной была программа Erasmus, которая ориентировалась на высшее образование.

Продолжением программы Sokrates/Erasmus в учебном году 2004/2005 стала стипендиальная программа Erasmus Mundus. Это была пятилетняя программа, которая способствовала сотрудничеству и мобильности в сфере высшего образования. Она имела четыре главных направления поддержки, выраженных в следующих действиях'

Действие № 1 - Магистерская программа

Erasmus Mundus - это центр целой программы.

Действие № 2 - Стипендии.

Действие № 3 - Партнёрства.

Действие № 4 - Повышение притягательности (взаимозаинтересованности).

В рамках нашей деятельности самым важным в Действии №1 была поддержка реализации качественных интегрированных 1-2 летних магистерских программ с общим курикулумом (общий учебный план) при условии участия студентов и учёных из стран третьего мира. Следующим шагом стало признание полной и частичной программы образова-

ния. В первый учебный год (2004/2005) было поддержано 19 магистерских программ. Чешские высшие учебные заведения не принимали ни в одной из них никакого участия. В 2005/2006 учебном году было утверждено следующих 17 магистерских курсов. В реализации некоторых из них приняли участие такие чешские ВУЗы как: Чешский технический институт, Карлов университет и Университет имени Палацкого в г. Оломоуц.

В середине июля 2007 года Европейская комиссия одобрила проект программы Erasmus Mundus II., который являлся продолжением программы Erasmus Mundus, реализация которой протекала очень благоприятно. Программа Erasmus Mundus II. была подготовлена на период 2009 - 2013 и включала ряд новых областей, таких как поддержка совместных магистерских и докторских программ на высоком академическом уровне, в меньшей степени действие программы касалось бакалаврского уровня подготовки.

Программа Erasmus Mundus открыта для всех стран мира, но для отдельных стран устанавливаются особые условия участия в ней. Программа является централизованной, т.е. осуществляет функцию имплементации в лице Европейской комиссией её исполнительным агентством по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре (ЕАСЕА). В рамках различных мероприятий программы Европейская комиссия проводит конкурсы на лучшие проекты. Информация и условия для желающих изложены в документе Programme Guide. Учреждения высшего образования предоставляют свои проекты Исполнительному агентству по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре. Заявление о проекте, включая всех партнёров, подаётся координатором проекта.

В соответствии с принятыми критериями магистерской программы, Erasmus Mundus может предлагать консорциум партнёров, состоящий минимально из трех учреждений высшего образования трёх разных стран Европы, из которых хотя бы одна входит в состав ЕС. Консорциум избирает из числа своих рядов одно учреждение, в качестве своего заявителя, координатора и получателя гранта «в одном лице». В дальнейшем координатор от имени консорциума подаёт заявление и обеспечивает все контакты с Агентством (в Чехии эту функцию осуществляет NAEP - Национальное агентство по европейским программам).

Европейская образовательная программа Erasmus Mundus основывается на программе типа joint degree. Совместные программы (так называемых « ^int degrees»)- это программы, реализованные в ходе совместной подготовке нескольких учреждений высшего образования из разных стран, которые основаны на общем содержании и ведут к получению общего диплома и степени. Последнее становится возможным при создании качественных совместных магистерских (в меньшей мере и бакалаврских) программ, реализация которых требует сопоставимости, контроля качества на всех этапах учебного процесса, охватывает все его элементы [21]. Такие программы предлагаются консорциумом как минимум трёх европейских университетов. Совместные магистерские программы должны оканчиваться получением равноценного общего диплома (joint degree -предпочтительнее), двух дипломов

(double degree) или больше дипломов (multi degree), официально признанных в странах консорциума.

В образовательной сфере проявлен большой интерес к участию в этой программе. На сегодняшний день, ЕК рассмотрела более 500 проектов, однако утвердила неполных 100 из них. Чешские высшие учебные заведения в 2005 - 2011 годах приняли участие в 50 проектах (речь идет, прежде всего, о Карловом университете, Чешском техническом институте, Экономическом институте, Университете имени Масарика г. Брно, Университете имени Палацкого г. Оломоуц и Южночешском университете г. Чешские Будеёвице). Чешский институт высшего образования/университет имеет две возможности присоединения к программе:

1. Имеет возможность аккредитовать совместную магистерскую программ в соответствии с § 81 Закона № 111/1998 Сб., о высшем образовании для совместного внедрения программ с соответствующими учреждениями (аккредитация на иностранном языке или на иностранном и чешском языках), и таким образом получить право выдавать диплом учёной степени в соответствии с § 46 Закона № 111/1998 Сб., о высшем образовании;

2. Диплом будет считаться иностранным (т. е. диплом выдаст одно или несколько иностранных заведений высшего образования консорциума); такой диплом, в случае необходимости подтверждения учёной степени, будет подвергаться нострификации. В этом случае будет лучше, чтобы иностранный диплом уже содержал аббревиатуру учёной степени, которую выпускники будут иметь записанной в документах (например, для магистра- MSc., т.е. Master of Science).

В случае аккредитации возникают снова две возможности:

1) Если это совершенно новая учебная программа, то соответствующее высшее учебное заведение попросит аккредитацию целой учебной программы.

2) Если к программе присоединятся с уже аккредитованной учебной программой, которая аккредитована на чешском языке, то возникает необходимость расширить аккредитацию для преподавания на иностранном языке для всех участвующих учреждений.

Если вуз имеет программу, аккредитованную на английском языке, то он может её реализовать всю или её согласованную часть, но, в интересах большей транспарентности, высшее учебное заведение должено ходатайствовать о расширении акреди-тации на остальные участвующие высшие учебные заведения.

Критерии Аккредитационной комиссии для рассмотрения заявлений на учебные программы «Joint-degrees» были утверждены на заседании Аккредитационной комиссии 12-13 сентября 2006 г. Решения Аккредитационной комиссии в этом случае базируется на § 47 Закона № 111/1998 о высших учебных заведениях, где говорится следующее:

«(1) Обучение по бакалаврской, магистерской или докторской учебным программам может также проходить в сотрудничестве с иностранным вузом, который реализует учебную программу такого же уровня.

(2) Условия сотрудничества будут установлены согласно пункту 1, в соответствии с установлением закона договора участвующих вузов.

(3) Выпускникам учебной программы, реализованной в рамках сотрудничества с иностранным вузом присваивается академическая степень, в соответствии с § 45 пунктом 4, §46 пунктом 4 или § 47 пунктом 5 или же академическая степень иностранного вуза присваивается в соответствии с государственным законодательством, действующим в данном государстве. В дипломе указан партнёрский иностранный вуз и тот факт, что присвоенная академическая степень является общей, равноценной степенью для данного и зарубежного вузов».

С точки зрения Аккредитационной комиссии речь идёт о проектах создания новых совместных учебных программ, или (в отдельных странах) уже существующих учебных программ, договора о совместной реализации которых подписаны между заинтересованными вузами.

Литература

1. First Lisbon Convention on the mutual recognition of higher education qualifications and their parts (1997).

2. Sorbonne Declaration (1998).

3. Third Act No. 111/1998 Coll. of 22 4th 1998 on universities and on amendments to other Acts / Act on Universities/

4. The Bologna Declaration (1999).

5. Strategy for the development of tertiary education 2000 -

2005, Prague 1999.

6. National Programme for the Development of Education in the Czech Republic / White Paper /, Ministry of Education, Prague 2001.

7. Vzdelavaci a odborna priprava v Evrope, MSMT Praha 2003.

8. Education and Training in Europe, MoE Prague 2003.

9. Education and training in Europe, Prague, Czech Republic MO, 2003.

10. The role of universities in the Europe of knowledge, Prague 2003.

11. The role of universities in the Europe of knowledge, Prague, 2003.

12. Higher Education Reform Policy, Prague, 2004.

13. Concept of Higher Education, Prague, 2004.

14. Act No. 561/2004 Coll. of 24 9th 2004 on preschool, primary, secondary, vocational and other education / school law /.

15. Law № 561/2004 Sat 24. 9. 2004 on preschool, primary, secondary, higher education and the rest of the special / Education Law /.

16. The Lisbon Strategy - Mobilising European intellectual potential, Prague, 2005.

17. Annual report on the state and development of the educational system in the Czech Republic in 2004 - entering the European educational space, part I. From conventions to innovation in education, Part II. Education and training system in 2004, the Ministry of Education, Prague, 2005.

18. Act No. 552/2005 Coll. of 20 12th 2005, amending Act No. 111/1998 Coll. on universities and amending other Acts / Act on Universities /, as amended, and certain other laws.

19. Basic documents of the Bologna Process / Berlin 2003, Bergen 2005 /, Prague, 2005.

20. Long-term plan for the educational, scientific, research, development, artistic and other creative activities of higher education institutions for the period 2006 - 2010 / Prague,

2006.

21. White Paper on Tertiary Education in the Czech Republic / Prague, 2009.

22. Пурсиайнен К., Медведева С.А. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе // М.: РЕЦЭП, 2005.-С. 143.

23. Коршунов С.В. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов//М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - с. 8-9.

© З. Радвановскы - проректор по внешним связям университета Я.Е. Пуркине в г. Усти-над-Лабем (Чехия), zdenek.radvanovsky@ujep.cz; Л. З. Рязапова - нач. УМЦ КНИТУ, зав. каф. ОДО КНИТУ, ryazapova@mail.ru; Н. А. Мухтарова- Белозерова - вед. аналитик УМУ, beton100@rambler.ru.

25G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.