А.С. ТИМОЧКИН (Санкт-Петербург)
программа экспериментального исследования применения БАЛЛьнО-РЕйтинГОвОй системы при оценивании процесса формирования управленческой компетенции у младших специалистов внг РФ
Раскрывается поэтапный методологический замысел, направленный на организацию процесса реализации модели балльно-рейтинговой системы при оценивании управленческой компетенции. Рассматриваются факторы, необходимые для достижения прогнозируемого результата, связанные с методикой реализации балльно-рейтинговой системы в процессе профессиональной подготовки младших специалистов. Описываются основные этапы экспериментального исследования.
Ключевые слова: управленческая компетенция, младшие специалисты, модель балльно-рейтинговой системы, профессиональная подготовка.
Программа экспериментального исследования, а также организация данного процесса в рамках профессиональной подготовки младших специалистов войск национальной гвардии РФ, направленной на достижение высокого уровня сформированности профессиональных компетенций (в ряду которых управленческая компетенция занимает одно из приоритетных мест), является, на наш взгляд, одним из основных условий успешного внедрения модели реализации балльно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов (в том числе динамики и уровня сфор-мированности управленческой компетенции) и гарантом эффективности будущей профессиональной деятельности военнослужащего.
Моделирование этого процесса, предполагающего комплексный поэтапный подход к достижению прогнозируемого результата, выражающегося в должном уровне сформирован-ности управленческой компетенции и устойчивой мотивации к ее формированию, показывает, что в рамках разработанной нами модели реализации балльно-рейтинговой системы оценивания управленческой компетенции
'кие науки -
должны быть учтены, по возможности, все необходимые факторы, связанные с методикой самой балльно-рейтинговой системы, а также атрибуцией процесса ее реализации в рамках профессиональной подготовки младших специалистов:
- соответствие содержания некоторых учебных дисциплин компонентам структуры управленческой компетенции младшего специалиста войск национальной гвардии рФ, выделенной на основе функций управления (планирование, организация, контроль и мотивация) в разнообразных направлениях служебно-про-фессиональной деятельности;
- применение технологий квазипрофессиональной деятельности в организации учебного процесса при подготовке младших специалистов, которая предполагает решение профессионально-контекстных управленческих задач [3];
- погружение младших специалистов в управленческую и самоуправленческую среду, содействующее формированию, развитию и совершенствованию личностных управленческих качеств [1].
Диапазон педагогических возможностей программы экспериментального исследования и организация этого процесса в рамках профессиональной подготовки младших специалистов войск национальной гвардии РФ достаточно широк, т. к. позволяет осуществить моделирование многих сопутствующих процессов функционирования будущего специалиста в условиях формируемых им (в рамках динамики развития управленческой компетенции) границ управленческого взаимодействия и оценки собственной деятельности в данном процессе. Сюда необходимо включать:
- восприятие функций управления через призму собственного знания и понимания управленческой компетенции, а также базовый уровень способности младшего специалиста к рефлексии своих управленческих навыков и достаточной потребности в их совершенствовании;
- спектр личностных профессионально значимых качеств, которые составляют основу успешного формирования управленческой компетенции;
- знание структуры, компонентов, индикаторов управленческой компетенции;
- знание методики, по которой оценивается уровень сформированности управленческой компетенции;
О Тимочкин A.C., 2020
известия вгпу
- знание основ культуры управленческого взаимодействия при исполнении служебно-профессиональных задач;
- сформированность потребностно-моти-вационной сферы в процессе формирования управленческой компетенции и отслеживания динамики ее совершенствования;
- формирование высокого уровня развития силы воли и ее оценка в целях развития способности противостоять проявлению деструктивных ситуаций на основе респонсив-ных реакций;
- формирование способности к адекватной оценке уровня сформированности своей управленческой компетенции.
Моделирование данной программы и процесса организации, предполагающего поэтапный переход к достижению прогнозируемого и планируемого результата, показывает, что в процессе реализации модели балльно-рей-тинговой системы оценивания образовательных результатов (в том числе и управленческой компетенции) должны быть также учтены возможности обратной связи, обеспечивающие достижение объективности и эффективности оценивания.
Говоря об организации процесса реализации модели балльно-рейтинговой системы оценивания управленческой компетенции, отметим, что его методологический замысел осуществлялся в несколько этапов. Последовательность данных этапов отражала логику экспериментальной деятельности.
Поисковый этап определил замысел исследования, методические аспекты которого заключались в следующем:
1) на основе теоретических исследований, контент-анализа основных понятий рассмотреть особенности и проблемы формирования управленческой компетенции младших специалистов, включая специфику ее оценивания в процессе профессиональной подготовки;
2) отталкиваясь от данных теоретического анализа научной, учебно-методической и специальной литературы, определить особенности формирования управленческой компетенции младших специалистов для учета в системе оценивания сформированности компетенции на основе реализации балльно-рей-тинговой системы оценивания образовательных результатов;
3) разработать методику балльно-рейтин-говой системы оценивания образовательных результатов (в том числе управленческой компетенции) младших специалистов войск национальной гвардии РФ;
4) разработать модель реализации балль-но-рейтинговой системы оценивания управленческой компетенции, в которой будут определены и учтены критерии и показатели индивидуального маршрута профессионального развития с позиций управленческой деятельности младших специалистов, а также прогнозируемые результаты;
5) подобрать эмпирическую базу исследования, согласовать возможности реализации практического исследования в центрах подготовки личного состава войск национальной гвардии россии, а также сформировать репрезентативную выборку, реализовать план экспериментального исследования на основе разработанной модели реализации балльно-рей-тинговой системы оценивания управленческой компетенции в рамках профессиональной подготовки младших специалистов;
6) соотнести между собой данные, полученные эмпирическим путем, с разработанными критериями и показателями, сформулировать основные выводы, осуществить сравнение выводов с теоретическими положениями;
7) разработать методические рекомендации и методическое обеспечение формирования управленческой культуры младших специалистов войск национальной гвардии рФ.
Этап констатирующего эксперимента заключался в исследовании исходных показателей, на основе которых осуществлялось прогнозирование результатов достижения должного уровня сформированности управленческой компетенции. Для этого были выделены основные компоненты управленческой компетенции в военной профессиональной сфере, определена степень их взаимосвязи, позволяющая рассматривать исследуемые показатели разработанных критериев модели реализации балльно-рейтинговой оценки образовательных результатов (в том числе управленческой компетенции) корректными для их выбора в рамках экспериментальной деятельности.
На основе выявленных взаимосвязей на констатирующем этапе эксперимента были определены критерии и показатели индивидуального образовательного маршрута профессионального развития в рамках модели реализации балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности (в том числе управленческой компетенции) младших специалистов войск национальной гвардии РФ.
К таким критериям и показателям были отнесены:
- мотивационно-ценностный;
- процессуально-деятельностный;
- операциональный;
- рефлексивно-оценочный.
Далее констатирующий этап включал исследование исходных показателей испытуемых, которые, с нашей точки зрения, опосредуют достижение необходимого уровня сфор-мированности управленческой компетенции. На этапе профессиональной подготовки нам было важно понимать, к какому типу отношений с окружающими в процессе социально-профессионального взаимодействия относятся будущие младшие специалисты войск национальной гвардии РФ. В рамках этой задачи - исследование типа межличностных отношений - фактор межличностного взаимодействия, с нашей точки зрения, во многом обусловливал формирование управленческой компетенции и управленческой культуры обучающихся.
Таким образом, как мы уже обозначили выше, одной из задач исследования в рамках внедрения модели реализации балльно-рей-тинговой системы оценивания образовательных результатов обучающихся (в том числе и управленческой компетенции) ставилась задача исследования типа межличностных отношений. Методика Т. Лири, используемая нами в процессе исследовательской деятельности, оценивалась как наиболее информативная в рамках оценивания типичных свойств общения младших специалистов, а также проявления в контексте уровневого взаимодействия соответствующих личностных качеств и свойств, обусловливающих степень влияния в среде, регулируемой на основе управленческих функций.
Разработка содержательного наполнения модели реализации балльно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов (в том числе управленческой компетенции) младших специалистов предваряла внедрение модели в учебный процесс курсантов, логической пролонгацией чего стал этап формирующего эксперимента, в рамках которого была организована диагностика показателей согласно критериям, представленным в модели.
Формирующий этап исследования заключался в проверке тех психолого-педагогических условий, которые были определены нами как необходимые для формирования управленческой компетенции младших специалистов. На этом этапе были организованы проверка имеющегося уровня сформиро-
'кие науки -
ванности качеств и свойств личности, определяющих базис формирования управленческой компетенции младших специалистов, дальнейшая диагностика и акмеологическая экспертиза, показывающие в первом случае достигнутый уровень исследуемых качеств, а во втором - выявление регрессивной зависимости в изменении фона эмоциональной устойчивости для формирования успешного формирования управленческой компетенции при условии устойчивой мотивации.
Организация процесса формирования управленческой компетенции (на основе рейтингового метода в рамках систематического акме-сопровождения младших специалистов) в контексте определения его эффективности и достоверности результатов включала также сравнительный этап анализа результатов исследования, сопровождающийся использованием методов статистической обработки экспериментальных данных.
Заключительный этап организации исследования включал:
- окончательное оформление результатов экспериментальной деятельности;
- разработку методических рекомендаций, ситуационных задач для формирования управленческой компетенции;
- публикации по результатам исследовательской деятельности;
- разработку методики расчета эффективности внедрения модели реализации балльно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов (в том числе управленческой компетенции) в процессе профессиональной подготовки младших специалистов войск национальной гвардии РФ;
- итоговое оформление диссертации.
организация процесса использования вышеуказанной разработанной модели в процессе профессиональной подготовки военнослужащих младшего звена завершалась апробацией и внедрением данной модели (а в ее рамках и балльно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов, включающих оценку управленческой компетенции) в образовательный процесс на этапе начальной профессиональной самореализации младших специалистов.
Кроме того, заключительный этап исследования предполагал также дальнейший обмен опытом и сотрудничество с другими центрами подготовки военнослужащих младшего звена войск национальной гвардии России с целью разработки дальнейших перспектив.
известия вгпу
Список литературы
1. Астахова Л.В. Развитие управленческой компетенции будущего специалиста по защите информации в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 330-339.
2. Бережнова Л.Н., Миняйленко Н.Н., Новожилов В.Ю. [и др.]. Работа над кандидатской диссертацией: учеб. пособие для адъюнктов. М., 2011.
3. Тимочкин А.С. Проблемы формирования управленческих компетенций у младших специалистов войск национальных гвардии РФ // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4(71). С. 242243.
* * *
1. Astahova L.V. Razvitie upravlencheskoj kom-petencii budushchego specialista po zashchite in-formacii v vuze // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 6. S. 330-339.
2. Berezhnova L.N., Minyajlenko N.N., Novo-zhilov V.Yu. [i dr.]. Rabota nad kandidatskoj dis-sertaciej: ucheb. posobie dlya ad#yunktov. M., 2011.
3. Timochkin A.S. Problemy formirovaniya uprav-lencheskih kompetencij u mladshih specialistov vojsk nacional'nyh gvardii RF // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018. № 4(71). S. 242-243.
Program of the empiric research
of the implementation of the grade-rating
system while evaluating the process
of developing the managerial
competence of junior specialists
of the National Guard Troops
in the Russian Federation
The article deals with the gradual methodological plan directed to the organization of the implementation of the model of grade-rating system while evaluating the managerial competence. There are considered the factors that are necessary for the achievement of the predicted result connected with the methodology of the implementation of the graderating system in the process of the professional training of junior specialists. There are described the basic stages of the empiric research.
Key words: managerial competence, junior specialists, the model of grade-rating system, professional training.
(Статья поступила в редакцию 04.02.2019)
м.Ю. абабкова, Н.к. розова
(Санкт-Петербург)
к вопросу о месте технологии айтрекинга в российской высшей школе
Рассматриваются возможности использования технологии айтрекинга в педагогических исследованиях для получения объективных данных о восприятии студентами учебной информации и материалов, эффективности методических онлайн- и офлайн-материалов, о процессах взаимодействия студентов в ходе обучения и во внеаудиторной деятельности.
Ключевые слова: цифровая трансформация высшего образования, педагогический дизайн, нейротехнологии, технология айтрекинга.
XXI век ставит перед российской высшей школой все более сложные задачи, в том числе задачу цифровой трансформации образования (ЦТО), представляющей собой в первую очередь модернизацию содержания образования, инструментария и методов учебной деятельности. На смену используемым в современной педагогической практике учебно-методическим комплексам (УМК) в ближайшие годы придет новое поколение - цифровые учебно-методические комплексы (ЦУМК). Как указано в докладе НИУ ВШЭ «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования», внедрение цУМК обещает стать определяющим направлением усилий по модернизации образовательного процесса [7]. Технологические предпосылки ЦТО в высшей школе, лежащие в основе перехода к персонализированно-результативной организации учебной работы, уже сложились: вузы имеют высокоскоростной доступ в Интернет, практически все студенты и преподаватели располагают персональными цифровыми устройствами, в стране продолжается диффузия инноваций в сфере сквозных технологий цифровой экономики, к которым относят большие данные, искусственный интеллект, нейротехнологии, виртуальную и дополненную реальности и ряд других [10; 11; 13].
Однако психолого-педагогические предпосылки ЦТО не внушают оптимизма. Одной из самых больших проблем современной российской образовательной системы является низкая успеваемость. Отчасти это объясняет-
О Абабкова М.Ю., Розова Н.К., 2020