Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ДВОЙНЫХ МАГИСТЕРСКИХ ДИПЛОМОВ ПО "МЕХАТРОННЫМ СИСТЕМАМ И АВТОМАТИКЕ" МЕЖДУ НГТУ И ТЕХНИЧЕСКИМИ УНИВЕРСИТЕТАМИ БОЛГАРИИ И ЧЕХИИ'

ПРОГРАММА ДВОЙНЫХ МАГИСТЕРСКИХ ДИПЛОМОВ ПО "МЕХАТРОННЫМ СИСТЕМАМ И АВТОМАТИКЕ" МЕЖДУ НГТУ И ТЕХНИЧЕСКИМИ УНИВЕРСИТЕТАМИ БОЛГАРИИ И ЧЕХИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИКА / МЕХАТРОНИКА / РОБОТОТЕХНИКА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА ДВОЙНЫХ ДИПЛОМОВ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жмудь Вадим Аркадьевич, Французова Галина Александровна

В рамках реализации проекта TEMPUS-MPAM на 2011 - 2014 гг. осуществляется разработка совместных образовательных программ подготовки магистров по направлению «Мехатронные системы и автоматика». Обсуждаются проблемы и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жмудь Вадим Аркадьевич, Французова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ДВОЙНЫХ МАГИСТЕРСКИХ ДИПЛОМОВ ПО "МЕХАТРОННЫМ СИСТЕМАМ И АВТОМАТИКЕ" МЕЖДУ НГТУ И ТЕХНИЧЕСКИМИ УНИВЕРСИТЕТАМИ БОЛГАРИИ И ЧЕХИИ»

Программа двойных магистерских дипломов по «Мехатронным системам и автоматике» между НГТУ техническими университетами Болгарии и Чехии

В. А. Жмудь, Г. А. Французова НГТУ (Новосибирск, Россия)

Аннотация: В рамках реализации проекта ТЕМРШ-МРАМ на 2011 - 2014 гг. осуществляется разработка совместных образовательных программ подготовки магистров по направлению «Мехатронные системы и автоматика». Обсуждаются проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: автоматика,

мехатроника, робототехника, высшее профессиональное образование, программа двойных дипломов, магистратура.

ВВЕДЕНИЕ

С 15 октября 2011 г. Новосибирский государственный технический университет (Кафедра Автоматики, Международный отдел, Факультет Автоматики и Вычислительной техники и Факультет Мехатроники и Автоматизации) осуществляет взаимодействие с университетами России, Украины, Болгарии, Чехии, Франции с целью реализации программ двойных дипломов в рамках гранта TEMPUS (MPAM) [1-3].

Суть программы состоит в том, чтобы предоставить студентам возможность обучения параллельно в двух вузах, один из которых - из дальнего зарубежья (Болгария, Чехия).

Уже с 1 октября 2013 г. не менее трех студентов второго курса магистратуры будут отправлены в университеты г. Софии (Болгария) и г. Люберец (Чехия) для продолжения обучения в зарубежных университетах. Итогом обучения должно стать получение двух дипломов в результате поочередного и непрерывного очного обучения в двух технических вузах.

Эту программу следует отличать от обучения с целью получения нового диплома на

базе имеющегося диплома о высшем образовании. Формально диплом бакалавра является документом о высшем образовании, вторым дипломом является диплом магистра. Зарубежный диплом мастера наук является, таким образом, третьим документом о высшем образовании.

Следует отметить, что этот диплом не является результатом нострификации, то есть процедуры оформления документа о юридической тождественности имеющегося диплома зарубежному диплому.

Идея программы состоит в том, что различные вузы на основе заключенных договоров о совместных образовательных программах декларируют свое доверие друг другу. Это необходимо в дополнение к нострифицированному диплому бакалавра.

Студент, направляемый в университет Чехии или Болгарии, должен иметь с собой следующие документы об образовании: 1) нотифицированный диплом бакалавра, то есть официально узаконенный перевод на английский язык бакалаврского диплома; 2) переведенный и формально узаконенный вкладыш к диплому, содержащий информацию об изученных дисциплинах и оценках по ним; 3) документ о пройденных за время обучения в магистратуре дисциплинах и оценкам по ним; 4) документ, подтверждающий знания английского языка на уровне, достаточном для обучения за рубежом по основной специальности. Кроме того, требуется заявления и ряд других документов, оформление которых не представляет проблем (медицинская страховка и т. п.).

Суть программы TEMPUS MPAM заключается в том, что различные образовательные программы сближаются настолько, что обучение в Российском (или Украинском) вузе зачитывается в реализации учебного плана Чешского или Болгарского вуза и наоборот. Поэтому, например, первые два семестра обучения в НГТУ будут зачтены в Софийском университете, а третий семестр обучения в Софийском университете будет зачтен в НГТУ.

С учетом того, что обучение в Софийском

университете на магистра (master of sciences) продолжается три семестра, а в НГТУ обучение длится четыре семестра, диплом в Софийском университете может быть выдан раньше диплома НГТУ.

Поэтому студент, успешно обучавшийся в НГТУ в 2012-2013 учебном году, третий семестр будет обучаться в Софийском университете, где по результатам дипломного проектирования защитит диссертацию (тезисы) и получит звание мастера наук и соответствующий диплом этого университета. По возвращении он должен доучиться четвертый семестр в НГТУ, защитить магистерскую диссертацию и получить диплом магистра российского образца в НГТУ.

Для российских студентов такая процедура может быть более просто реализована, чем процедура при совпадении сроков обучения. Однако студент университета Софии не может в течение традиционного для этого университета срока обучения (три семестра) получить одновременно Болгарский и Российский дипломы, т.е. отсутствует симметрия такого решения. Для болгарских студентов, желающих в рамках этой или аналогичной программы получить два диплома, один из которых -диплом НГТУ, можно предложить программу получения третьего диплома (магистра) на базе имеющегося второго диплома (master).

Ситуация с Чешским университетом иная, поскольку в нем обучение длится 2 года (4 семестра). Каждый из семестров должен дать студенту подготовку, которая оценивается в 30 зачетных единиц, называемых «кредитами» (что является фонетической калькой англоязычного термина). Один «кредит» соответствует приблизительно 36 часам, что при 18-недельном семестре можно приравнять к двум часам занятий в неделю. Зачастую имеется в виду один аудиторный час в неделю и один час самостоятельной подготовки. Не всегда совпадают понятия «час», поскольку где-то используется «академический час», то есть 45 минут, где-то - обычный астрономический, то есть 60 минут. Таким образом, само понятие «кредит» варьируется в разных системах, точно определить объем этой меры не возможно. Однако совпадение учебных планов в терминах «кредит» достичь более легко, и, как правило, эта адекватность в большей степени достижима, чем адекватность такой меры как «час».

Ранее нами были предприняты попытки предварительного анализа учебных планов для уточнения перспектив сближения программ подготовки в области автоматики и мехатроники [1, 2]. Данная статья развивает эту тему.

1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Основные проблемы, такие как несовпадение дисциплин, количества кредитов по ним,

структуры учебного плана (по соотношению технических и гуманитарных дисциплин) были детально рассмотрены ранее [1, 2]. Принятие одинаковых учебных планов невозможно вследствие разных образовательных стандартов, действующих в разных странах. К тому же это нивелировало бы особенности образовательных программ разных университетов, базирующихся на конкретных достижениях этих университетов. Для кардинального решения этих проблем, возможно, следовало бы внести в государственные образовательные стандарты больше гибкости. Это было бы логично, поскольку если каждый путь обучения дает требуемый результат (высококвалифицированного специалиста), то каждый путь должен быть разрешен.

Однако данный подход не может быть реализован быстро - настолько быстро, чтобы уже 1 октября 2013 г. имелась возможность отправки студентов НГТУ в университеты Чехии и Болгарии.

2. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ

При формировании совместного учебного плана подготовки магистров следует исходить из условия, что обязательная программа обучения (как одного, так и другого университета) должна быть выполнена. В противном случае диплом магистра не может быть вручен по итогам обучения.

Следует заметить, что в учебном плане каждого университета присутствуют обязательные дисциплины и дисциплины по выбору студента, а также иногда - дисциплины по выбору выпускающей кафедры. Если невозможно достичь полного совпадения дисциплин, то можно попытаться сделать так, чтобы дисциплины по выбору одного университета совпали с обязательными дисциплинами другого университета и наоборот.

Для этого достаточно, чтобы все дисциплины были примерно одинаковой трудоемкости (одинакового количества кредитов), а также, чтобы количество обязательных дисциплин в каждом университете не превышало 50%.

В случае с техническим университетом Софии предпосылки к этому имеются, поскольку в первые два семестра студент должен усвоить 12 дисциплин, из которых 6 -обязательные и 6 - по выбору.

Со стороны Новосибирского

государственного технического университета приказом ректора может быть разрешено обучение студента по индивидуальной образовательной траектории. Это во многом упрощает процедуру согласования

образовательных программ и учебных планов различных университетов.

2.1. Общая образовательная программа с университетом Софии

В первом семестре имеется четыре обязательных дисциплины и две дисциплины по выбору (см. Таблицы 1 и 2).

Изучение дисциплин из Таблицы 1 обязательно, из Таблицы 2 следует выбрать по одной из дисциплин каждого номера: 5А или 5Б, и 6А или 6Б. Перечень дисциплин по выбору может быть расширен на основании решения ученого совета факультета, утвержденного приказом декана.

_Таблица 1.

Обязательные дисциплины, 1 семестр

1 Компьютерное интегрированное проектирование

2 Динамика мехатронных систем

3 Информационные технологи в мехатронных системах

4 Микро-мехатроника

Таблица 2.

Дисциплины по выбору, 1 семестр

5 А Управление процессами и автоматизация производства

5 Б Измерительные системы I

6 А Конструирование (сборка) систем автоматики

6 Б Оптические и лазерные приборы

Во втором семестре имеется две обязательные дисциплины (см. Таблицу 3) и четыре дисциплины по выбору (см. Таблицу 4).

Таблица 3.

Обязательные дисциплины, 2 семестр

7 Интеллектуальные системы в Мехатронке

8 Управление в мехатронных системах и промышленных сетях

Таблица 4.

Дисциплины по выбору, 2 семестр

9 А Применение мехатронных систем в дискретной механической технике

9 Б Микромеханические приборы

10 А Управление движением в мехатронных системах

10 Б Точность и надежность мехатронных систем

11 А Компьютерное интегрированное проектирование

11 Б Измерительные системы II

12 А Неразрушающие испытания

12 Б Композитные материалы

Название направления подготовки: «Меха-

тронные системы и автоматика». Присуждаемая степень: Master. Профессиональная квалификация: Master in Mechanical Engineer. Длительность обучения: 1,5 года (3 семестра). Форма обучения: очная. Обучение ведется на английском языке. Аудиторных занятий: 690 час. Из них: Лекций: 360 час., Семинаров -

0 час., Лабораторных работ - 330 час. Общее количество дисциплин - 12, обязательных - 6, по выбору - 6. Экзаменов - 6, Курсовых проектов - 2, Курсовых работ - 1, Практик - 2 недели.

Во всех обязательных дисциплинах первого и второго курсов (Таблицы 1 и 2) предусматривается в неделю лекций - 2 часа, лабораторных работ - 2 часа, самостоятельной работы - 5 часов, итого нагрузка в кредитах - 5. По окончании курса предусматривается экзамен. По дисциплине №1 предусмотрен курсовой проект, по дисциплине №3 - курсовая работа.

По дисциплинам по выбору (Таблица 2) предполагается: лекций - 2 час./нед., лабораторных работ - 1 час./нед., самостоятельной работы - 4 час./нед. По окончании дисциплины выставляется дифференцированный зачет. По каждой дисциплине по выбору второго семестра (Таблица 4) предусмотрено лабораторных работ 2 час./нед., и семестровый проект. Остальные показатели этих дисциплин такие же, как для дисциплин по выбору первого семестра (Таблица 2).

На дипломный проект предусматривается 12 кредитов и 3 кредита - на защиту дипломного проекта.

Единственный и самый правильный путь обеспечения возможности обучения студентов НГТУ по индивидуальной образовательной траектории с обучением студентов на третьем курсе в Софийском техническом университете состоит в выполнении всех этих требований.

Некоторое упрощение задачи состоит в том, что, хотя, согласно Федеральным стандартам ГОС-2 и ФГОС-3, у магистров российских университетов в каждом семестре дисциплин почти вдвое больше, но кредитов по каждой дисциплине, соответственно, примерно вдвое меньше. Таким образом, объединяя две наиболее близкие дисциплины, которые совместно могут быть признаны эквивалентными соответствующим

обязательным дисциплинам из списков Таблицы

1 и 3, можно обеспечить полное соответствие учебному плану в этой части. Аналогично, объединяя оставшиеся дисциплины, можно обеспечить наполнение дисциплин по выбору.

Поскольку гуманитарных дисциплин в программе Софийского технического университета не предусмотрено, дополнительное обучение по техническим дисциплинам может быть реализовано лишь в рамках индивидуальной образовательной траектории, с согласия студента.

Предлагаемые дополнительные дисциплины для первого и второго семестра представлены в

Таблицах 5 и 6.

_Таблица 5.

Дисциплины по выбору, 1 семестр

5 С Методы и алгоритмы обработки сигналов и изображений

6 С Аппаратно-программные средства автоматизации

Возможный вариант согласованного учебного плана подготовки магистров в Софийском техническом университете и Новосибирском государственном техническом университете представлен в Таблице 7.

Таблица 6.

Дисциплины по выбору, 2 семестр

9 С Системы с распределенными параметрами

10 С Случайные процессы в системах автоматического управления

11 С Методы дистанционной обратки данных

12 С Беспроводные технологии передачи данных

Таблица 7.

Нагрузка в неделю Оценка

No Наименование дисциплины ECTS credits

Лекции Семинары Лабораторные работы Аудиторные занятия Самостоятельная работа Всего Экзамен Зачет Курсовой проект Курсовая работа

СЕМЕСТР I

1 Компьютерное интегрированное проектирование 2 0 2 4 5 9 1 1 5

2 Динамика мехатронных систем 2 0 2 4 5 9 1 5

3 Информационные технологии в мехатронных системах 2 0 2 4 5 9 1 1 5

4 Микромехатроника 2 0 2 4 5 9 1 5

Дисциплины по выбору студента (одна дисциплина из двух)

5 5.1 Измерительные системы I 5.2. Методы и алгоритмы обработки сигналов и изображений 2 0 1 3 4 7 1 5

6 6.1. Конструирование (сборка) систем автоматики 6.2. Аппаратно-программные средства автоматизации 2 0 1 3 4 7 1 5

Всего 12 0 10 22 28 50 4 2 1 1 30

СЕМЕСТР II

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 7.1. Интеллектуальные системы в мехатронике 2 0 2 4 5 9 1 5

8 8.1. Управление в мехатронных системах и промышленных сетях 2 0 2 4 5 9 1 5

Дисциплины по выбору студента (одна дисциплина из двух)

9 9.1. Применение мехатронных систем в дискретной механической технике 9.2. Системы с распределенными параметрами 4 1 1* 5

10 10.1. Управление движением в мехатронных системах 10.2 Случайные процессы в 3 1 1* 5

системах автоматического управления

11 11.1. Измерительные системы II 11.2. Методы дистанционной обработки данных 3 1 1* 5

12 12.1. Неразрушающие испытания 12.2. Беспроводные технологии передачи данных 4 1 1* 5

Всего 12 0 12 24 26 50 2 4 1 0 30

СЕМЕСТР III

13 Дипломное проектирование Защита выпускной квалификационной работы 15

Всего 15

2.2. Основные положения Договора

Взаимоотношения двух университетов по реализации совместной образовательной программы регулируются Договором об академическом сотрудничестве между Техническим университетом - София, Болгария и НГТУ.

Основные положения состоят в следующем:

1. Стороны стремятся к сотрудничеству в сфере двойных магистерских степеней, и устанавливают образовательно-квалификационную степень «Мастер мехатронных систем» (ММЕН).

2. Принятые на обучение студенты направлений подготовки «Управление в технических системах» (профиль «Мехатронные системы и автоматика»), «Электроэнергетики и электротехника» («Мехатронные и автоматизированные комплексы и системы») НГТУ проходят обучение по учебной программе специальности ММЕН, сопоставимой с квалификацией Машиностроительного факультета (МФ) Технического университета Софии. Учебная программа должна быть улучшена в соответствии с прошлым опытом и новыми разработками учебных программ в Болгарии и России и потребностями рынка труда в Болгарии и России. Значительные изменения в программе могут быть сделаны только после консультации с рабочими группами в обоих университетах.

3. Стороны предлагают совместное обучение ММЕН в Софии и в НГТУ. 30% учебной программы должны быть обеспечены Техническим университетом Софии. Остальные 70% программы обеспечиваются НГТУ.

4. Для дипломного руководства студентами Стороны выделяют по одному дипломному руководителю каждый. Темы дипломных работ должны быть согласованы между двумя руководителями.

5. На защите диссертации необходимо представить по одной рецензии на работу от каждой Стороны.

6. Партнеры соглашаются, что в обучении по ММЕН используются преподаватели обеих

Сторон по дополнительной договоренности между руководителями проекта.

7. Совместный курс предлагается один раз в год, начиная с зимнего семестра. Начало курса для зачисленных студентов не позднее 1 октября текущего учебного года.

8. Базовым образованием студентов НГТУ для поступления на программу двойного диплома считается профильное образование бакалавра.

9. Для содействия развитию карьеры выпускников MMEH как в их собственных странах, так и в Европе, и для улучшения возможностей для обучения в аспирантуре за рубежом, Сторонами будут выдаваться выпускникам MMEH диплом "Мастер Мехатроники" в 2013/14 году.

10. Для поддержки сотрудничества создается Совет по сотрудничеству. В его состав входят по одному представителю от ТУ-София и НГТУ. Совет сотрудничества предполагает консультации в основном в разработке учебных программ, обучении преподавателей, контроля процесса обучения, принятия правил экспертизы, организации и аккредитации экзаменов.

2.3. Общая образовательная программа с университетом Люберец

Количество семестров в обоих университетах для магистров (master) одинаковое - четыре семестра, 120 кредитов, по 30 кредитов в семестр. В программе каждого университета имеются обязательные дисциплины, а также дисциплины по выбору. В идеале все обязательные дисциплины каждого университета должны быть изучены студентом. Желательно, чтобы эти обязательные дисциплины были изучены именно в том семестре, в котором они зафиксированы в учебном плане.

Анализ программы университета г. Люберец (Чехия) выявил следующие проблемы [2].

1. Несовпадение структур учебных планов (несовпадение количества дисциплин в курсе и количества кредитов в дисциплинах).

2. Несовпадение направленности дисциплин (Отсутствие гуманитарных дисциплин в

Чешской программе при наличии их в программе НГТУ).

3. Невозможность обеспечения полного соответствия учебных планов друг другу и стандартам обоих стран.

Последняя проблема должна найти свое решение. В Чешской программе каждый семестр содержит 30 кредитов, состоящих из шести дисциплин, как правило, каждая по пять кредитов. Все дисциплины - технические, отсутствуют философия, иностранный язык и иные дисциплины гуманитарно-философского направления. В первом семестре обязательных дисциплин шесть, во втором - четыре, в третьем

- три, в четвертом - две. Дисциплин по выбору студента в первом семестре нет, во втором - две из шести, в третьем - три из девяти, в четвертом

- три из шести.

В программе НГТУ, в соответствии со стандартом ФГОС-3, содержится пять обязательных дисциплин. В первом семестре обязательных дисциплин четыре, во втором -три, в третьем - ни одной, в четвертом - две. По выбору студента дисциплин в первом семестре нет, во втором - две из четырех, в третьем - две из четырех, в четвертом - две из четырех.

Часть дисциплин в плане НГТУ преподаются два семестра, в чешской программе таких дисциплин нет. К обязательным дисциплинам причислены «Дипломное проектирование» и «Дипломная работа», поэтому общее количество обязательных дисциплин фактически только пять. Остается тринадцать других обязательных дисциплин.

Несовпадение количества учебных недель не является проблемой, если идти по линии индивидуальной образовательной траектории.

Схема обучения студента в этом случае

такова: первые два семестра студент обучается в НГТУ, следующие два семестра, начиная с 1 октября 2013 г., студент обучается в Чехии. Далее дипломная работа защищается в Чехии на английском языке, студент получает диплом, после этого возвращается и защищает дипломный проект в НГТУ и получает диплом НГТУ.

Таким образом, учебный план первых двух семестров в НГТУ должен содержать десять обязательных дисциплин чешского

университета (6 - в первом, 4 - во втором). Эти дисциплины должны преподаваться в НГТУ. Учебный план третьего и четвертого семестров должен совпадать с учебным планов университета Люберец, поскольку обучение будет осуществляться там.

Недостающие гуманитарные дисциплины (философия, иностранный язык) должны быть изучены для получения диплома НГТУ, но формально не требуются для получения чешского диплома. Однако для обучения в Чехии студент должен обладать необходимыми знаниями английского языка. Следовательно, студент должен изучить английский язык на достаточно высоком уровне, но этот курс не входит в лист дисциплин, изученных во время магистратуры. Таким образом, студент должен дополнительно и интенсивно овладевать английским языком, а также параллельно изучать все технические дисциплины первого и второго семестра. Общее количество кредитов превысит требуемую норму в 30 кредитов в семестр, поскольку по чешской программе 30 кредитов набирается из 6 технических дисциплин, в которые ни иностранный язык, ни философия не входят (см. Таблицу 8).

Таблица 8.

Основные индикаторы Программа Чешского университета Программа Новосибирского университета

Семестр 1 2 3 4 1 2 3 4

Дисциплин 6 6 6 5 8 8 6 3

Технических дисциплин 6 6 6 5 6 7 6 3

Кредитов 30 30 30 30 30 30 30 30

Недель 14 14 14 14 19 18 10 0

Обязательных дисциплин 6 4 3 2 4 3 0 2

Дисциплин по выбору 0 2 3 3 4 5 6 1

В Таблице 9 приведены дисциплины двух университетов, имеющие аналоги между собой. Ряд дисциплин аналогов не имеют. Важно отметить, что наличие в бакалаврском курсе каких-либо дисциплин, которые могут иметь полную аналогию дисциплинам магистерской

программы чешского (или болгарского) университета не решает проблему, поскольку учет этих дисциплин в зачет дисциплин магистерского курса не допустим. Бакалаврский диплом нострифицируется как есть, целиком, никакие дисциплины из бакалаврского учебного

плана не могут быть зачтены в магистерском учебном плане. Следовательно, если такие дисциплины имеются, они должны быть изучены, так или иначе. Разумеется, повторное обучение в тех же рамках не имеет никакого смысла, следовательно, эти дисциплины следует изучать по расширенной программе (возможно по ускоренной программе с большим упором на самостоятельную работу).

Дисциплины и курсы Чешского университета без аналогов

1. Электромагнитные поля и оптика.

2. Неквантовая механика и термодинамика.

3. Электронные цепи и компоненты.

4. Техническая диагностика.

5. Робототехника.

6. Обработка изображений.

7. Фотоника.

8. Машинное зрение.

9. Бесконтактные методы измерений.

10. Интеллектуальная робототехника.

11. Управляющее системы автомобилей.

_Таблица 9.

НГТУ Чешский университет

Математическое моделирование объектов и систем управления Системы автоматической оптимизации Прикладная математика (Applied Mathematics) Моделирование электромеханических систем (Simulation of Electromechanical Systems) Применение методов автоматического управления (Applications of Automatic Control Methods)

Случайные процессы в системах автоматического управления Вероятность и статистика (Probability and Statistics)

История и методология науки в области управления Современные проблемы теории управления Автоматическое управление (Automatic Control) Алгебраические методы для проектирования управления (Algebraic Methods for Control Design) Управляющие системы в пространстве состояний (State Space Control Systems) Идентификация систем (System Identification) Автоматическое управления в технологических машинах (Automatic Control of Production Machines) Нелинейные системы (Non-linear systems)

Электромеханические системы управления Приводы и сервомеханизмы (Drives and Servomechanisms)

Компьютерные и сетевые технологии Обработка сигналов компьютерными методами (Computer based Signal Processing)

Автоматизированное проектирование средств и систем управления Основы и навыки по автоматам (Grammars and Automata)

Научно-методологический семинар Семинар по дипломной работе (Diploma Work Seminary)

Компьютерные технологии управления в технических системах Компьютерные управляющие системы (Computer Control Systems) Цифровое управление (Digital Control) Системы баз данных (Database Systems)

Многоканальные управляющие системы Многоканальные управляющие системы (Multivariable Control Systems)

Адаптация в технических системах Адаптивное управление (Adaptive Control)

Автоматизированное проектирование информационных систем Проектирование автоматических систем (Design of Automation Systems)

Промышленные сети автоматизации Методы дистанционной обработки данных Методы и алгоритмы обработки сигналов и изображений Беспроводные технологии передачи данных Кодирование и криптография (Coding and Cryptography)

Программные и аппаратные средства автоматики Совместное программно-аппаратное проектирование (Hardware software co-design)

Защита выпускной работы Дипломный проект, защита диплома (Term Project / Diploma thesis)

Уже в 2013 году кафедра Автоматики НГТУ планирует отправить за счет программы TEMPUS (MPAM) двух или более студентов на обучение в Болгарию и, как минимум, одного - в

Чехию. Поездка трех студентов будет оплачена из средств проекта TEMPUS (MPAM). Оплачиваются билеты и проживание во время

учебы.

Поедут лучшие студенты, владеющие английским языком в достаточной степени, чтобы проходить обучение в течение семестра. Для всех желающих студентов первого курса магистратуры направления обучения «Управление в технических системах» будет предоставлена возможность языкового тренинга, содействие нострификации бакалаврских дипломов и другая организационная и образовательная поддержка.

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ TEMPUS (MPAM)

Официальный сайт проекта содержит основные сведения о проекте и о ходе его реализации [3]. Срок проекта: с 15.10.2011 по 14.10.2014.

Проект соответствует принципам Болонского процесса, целью которого является создание единого Европейского пространства для получения высшего образования путем общей новой системы научных и образовательных званий и степеней. Задача состоит в гарантии достижения высокого качества высшего образования и признания аттестационных документов и периодов обучения всеми сторонами, включая зарубежные.

Расширенные цели проекта состоят в гармонизации российского и украинского высшего образования с европейским и обеспечение обоюдного признания дипломов путем развития и реализации программы двойных дипломов магистров в области автоматики и мехатроники.

Конкретные цели проекта состоят в гармонизации российского и украинского высшего образования в направлении подготовки «Автоматика» с европейской программой подготовки мастеров «Мехатроника». Также целью проекта является обеспечение возможности российским и украинским студентам обучения с получением двойных дипломов по программе «Автоматика и Мехатроника». Обучение указанных студентов за рубежом должно происходить с сентября 2013 года. Партнерами программы являются вузы Чехии, Болгарии и Франции.

Указанные цели будут достигнуты благодаря следующим мероприятиям:

1. Совместная подготовка магистров по мехатронике и автоматике с выдачей двух дипломов за единый срок подготовки;

2. Повышение уровня подготовки преподавателей России и Украины и методологическая поддержка процесса высшего образования по тематике проекта.

3. Внедрение в вузах России и Украины системы управления качеством в области высшего образования, основанной на европейских стандартов и методах.

4. Создание международного гибридного

образовательного пространства по тематике проекта.

5. Пилотная подготовка студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Контроль и мониторинг качества высшего образования.

7. Распространение результатов проекта на другие вузы стран-партнеров проекта.

8. Саморазвитие проекта и интеграция его результатов.

9. Управление проектом и контроль со стороны спонсора (Tempus-Office).

Реализация проекта значительно увеличит популярность специальности «Автоматика» среди российских и украинских студентов, повысит возможность выпускников в трудоустройстве и обеспечит международный рынок труда высококвалифицированных инженеров. Всё это будет гарантировать саморазвитие проекта после прекращения его финансирования Евросоюзом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, перспективы сближения программ подготовки достаточно привлекательны; возможные пути решения этой проблемы обозначены в данной статье.

Авторы выражают благодарность профессору Любомиру Ванкову Димитрову (Болгария), професоору Ярославу Носеку (Чехия), международной службе НГТУ и лично проректору по международным связям НГТУ профессору Евгению Борисовичу Цою и сотрудникам международной службы НГТУ В.В. Некрасову, А.М. Гущиной, М.В. Михайловой. Авторы выражают крайнюю признательность руководителю проекта NEMPUS (MPAM) профессору Борису Борисовичу Самотокину, менеджерам проекта Андрею Сидоренко и Милене Жерди, а также всей команде участников проекта.

ЛИТЕРАТУРА

[1] В.А. Жмудь. Перспективы сближения программ подготовки магистров по направлениям подготовки в области автоматики. Сборник научных трудов НГТУ. Новосибирск. 2012. N 2(68). С.133 -140.

[2] В.А. Жмудь. Будущее программы двойных магистерских дипломов по автоматике: взаимодейсвтие НГТУ с вузами России, Украины, Болгарии, Чехии и Франции. Автоматика и программная инженерия. 2012. № 1 (1). С. 134-137.

[3] EU-PC Double Degree Master Program in Automation / Mechatronics. Submission number 517138-TEMPUS-1-2011-1-CZ-TEMPUS-JPCR http://mpam-tempus.eu/

Abstract: In the frame of the proect TEMPUS-MPAM for 2011-2014 the jointed education program is developed on the direction of master degree "Machatronics systems and Automation". The paper discusses the main

problems and ways of their resolving.

Key Words: automatics, mechatronics, robotics, higher education, double degree diploma, master program.

Вадим Жмудь - заведующий кафедрой Автоматики в НГТУ, профессор, доктор технических наук, автор 200 научных статей. Область научных интересов и компетенций - теория

автоматического управления, электроника, лазерные системы, оптимизация, измерительная техника.

E-mail: oao_nips@bk.ru

Галина Французова - профессор кафедры Автоматики в НГТУ, доктор технических наук, автор 160 научных статей и 6 книг по автоматическому управлению. Область научных интересов -теория нелинейных систем автоматического управления, оптимальные и экстремальные системы.

E-mail: frants@sintez.nstu.ru

Tempus

http://mpam-tempus.eu/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.