Научная статья на тему 'Программа дисциплины «Институциональные аспекты административной реформы»'

Программа дисциплины «Институциональные аспекты административной реформы» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ПРОГРАММА КУРСА / НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ADMINISTRATIVE REFORM / THE PROGRAM COURSE / THE NEW PUBLIC MANAGEMENT / EDUCATIONAL MATERIALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капогузов Евгений Алексеевич

Курс « Институциональные аспекты административной реформы », базирующейся на неоинституциональном подходе, способствует развитию теории и практики институционального анализа реформ в общественном секторе и предназначен для студентов специальности « Экономическая теория », « Государственное муниципальное управление », а также может использоваться для подготовки других экономических и управленческих направлений в рамках бакалавриата и магистратуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program course "Institutional aspects of administrative reform"

Course "Institutional aspects of administrative reform", based on the neo-institutional approach, promotes the theory and practice of institutional analysis of reforms in the public sector and is intended for students of "Economic theory", "Public and municipal Administration", and other economic and management students in bachelor and master programs.

Текст научной работы на тему «Программа дисциплины «Институциональные аспекты административной реформы»»

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 5, № 2. 2013

136 ОТКРЫТАЯ АУДИТОРИЯ

www.hjournal.ru

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ»

КАПОГУЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ,

кандидат экономических наук, доцент Заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского,

e-mail: egenk@mail.ru

Курс «Институциональные аспекты административной реформы», базирующейся на неоинституциональном подходе, способствует развитию теории и практики институционального анализа реформ в общественном секторе и предназначен для студентов специальности «Экономическая теория», «Государственное муниципальное управление», а также может использоваться для подготовки других экономических и управленческих направлений в рамках бакалавриата и магистратуры

Ключевые слова: административная реформа; программа курса; Новый

государственный менеджмент; учебные материалы.

PROGRAM COURSE “INSTITUTIONAL ASPECTS OF ADMINISTRATIVE REFORM”

KAPOGUZOV EVGENY, A.,

candidate of economic sciences (PhD), associate professor,

head of department «Economic theory and entrepreneurship», Omsk State University. F. M. Dostoevsky, e-mail: egenk@mail.ru

Course "Institutional aspects of administrative reform", based on the neo-institutional approach, promotes the theory and practice of institutional analysis of reforms in the public sector and is intended for students of "Economic theory", "Public and municipal Administration", and other economic and management students in bachelor and master programs.

Keywords: administrative reform; the program course; the New Public Management; educational materials.

JEL: B52, H80.

Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Дисциплина предназначена для студентов специальности «Экономическая теория» и студентов других специальностей ОмГУ, интересующихся проблемами модернизации государственного управления.

• Цель курса: ознакомление студентов с историей реформирования системы государственного управления и ориентация на внедрение принципов «Нового государственного управления» (New Public Management) в промышленно-развитых странах и России и анализ этих

© Е. А. Капогузов, 2013

реформ с точки зрения институциональной экономической теории.

• Методические особенности: Предусмотрены следующие формы работы: лекции, дискуссии, обсуждение докладов, case study, круглые столы. Для самостоятельной работы студентов предусмотрено представление Ридера в электронном виде.

Результатом освоение дисциплины является более глубокое понимание слушателями экономических оснований и последствий реформирования государственного управления, расширение возможностей использования данной области в качестве материала для иллюстраций приложений экономической теории (прежде всего — новой институциональной экономической теории).

Данный курс изучается студентами специальности «Экономическая теория» и других экономических специальностей на базе как классических дисциплин, относящихся к блоку государственного экзамена по экономической теории, но и должны прослушать курсы "Экономика общественного сектора", "Институциональная экономика", "Теоретический анализ экономических систем", «Современная система рыночной экономики». Студенты должны иметь математическую подготовку в объеме вводных курсов.

Тематический план ____________(с распределением общего бюджета времени в часах)_________

Раздел дисциплины, содержание Всего

Аудиторные занятия Самостоятельная работа

Тема 1. Экономические теории государства 4 4 4

Тема 2. Трансакционные издержки ценового и командного механизма 4 4 4

Тема 3. Бюрократия в экономической науке 4 4 4

Тема 4. Эволюция реформирования государственного управления. 4 6 4

Тема 5. Реформы в странах англосаксонской модели 4 4 4

Тема 6. Реформы в странах континентальной модели 4 4 4

Тема 7. Политика дебюрократизации и ее последствия в РФ 4 4 4

Тема 8. Актуальные вызовы реформы государственного управления в РФ 10 6 22

Итого 86 36 50

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 5, № 2. 2013

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 2. 2013

4. Содержание дисциплины

Тема 1. Экономическая теория государства

Экономические и социальные теории государства. Происхождение и функции государства в экономике. Неоклассическая, институциональная, синтетическая теории. Модель Д.Норта. Модель МакГира-Олсона. Грабящая и помогающая рука: эмпирические данные. Государство координирующее (enabling state).

Тема 2. Трансакционные издержки ценового и командного механизма

Организации, рынки и регулирование. Ценовой механизм. Командный механизм. Различия трансакционных издержек ценового и командного механизмов. Стимулирующие контракты. Стимулирование по целевым показателям. Асимметрия информации. Издержки влияния. Эффект храповика. Типы благ: исследуемые, опытные и доверительные блага. Минимальные стандарты качества и гарантии. Типы благ и эффективные способы их производства. Проблема оценки: манипулируемые и объективные показатели.

Тема 3. Бюрократия в экономической науке

Модели бюрократии: Веберианская, сетевая, модель

максимизирующего поведения бюрократов (У. Нисканен, Дж. Бьюкенен, Г. Таллок). Критика модели Нисканена.

Расширенная экономическая теория бюрократии как экономический фундамент реформ. «Идеальные типы» в моделях государственного управления: веберианский, менеджеристский и координационный. Public Administration, Public Management, Public Governance. Эволюция теории и взаимосвязь с практикой государственного управления. Концепция жизненного цикла реформ: политическая экономия и неоинституционализм. Факторы успешности реформ в общественном секторе.

Тема 4. Эволюция реформирования государственного управления

Регулирование внутри государства. Принципы нового государственного менеджмента. Предпосылки реформ. Теоретический базис реформ: Теория общественного выбора, НИЭТ и менеджеризм. НГМ и концепция GOOD Governance. Развитие реформ в 21 веке. Инструментарий реформ и его теоретическое обоснование. Проблема импорта реформ. Стандартизация публичных услуг: принципы стандартизации, содержание стандартов, процедуры формирования и направления использования для совершенствования практики функционирования государственных учреждений. Траектории реформ: четыре идеальных модели (по Поллитту и Букерту). Неовеберианское государство.

Тема 5. Реформы в странах англосаксонской модели

Опыт Великобритании. Этапы реформы. Гражданские хартии. Опыт Новой Зеландии. Результаты реформ. Опыт США. Эволюция практики госуправления от прогрессистов к PPBS и Reinventing Government. Опыт коммунального управления. Общие черты практики нового государственного менеджмента. Реформирование бюджетного процесса в экономически развитых странах. Индикаторы конечных и непосредственных результатов в реформе бюджетного процесса. БОР и управление по целям. Менеджеристский инструментарий и его противоречия. Дж ЛеГранд о конкурентном инструментарии в общественном секторе.

Тема 6. Реформы в странах континентальной модели

Вариации континентальной модели. Скандинавский опыт.

Немецкоговорящие страны: Германия, Австрия, Швейцария. Логика реформ в странах с переходной экономикой. Опыт отдельных стран (по материалам зарубежных источников).

Тема 7. Политика дебюрократизации и ее последствия в РФ

Дебюрократизация и дерегулирование. Подходы к классификации административных барьеров. Нормативная база регулирования. Анализ «Закона о техническом регулировании» с позиций институциональной теории. Актуальные изменения в практике регулирования и их оценка. Развитие реформы в 2008-2012 годах. Trade off: дерегулирование/ контроль, госконтроль/саморегулирование — институциональный анализ.

Тема 8. Актуальные вызовы реформы государственного управления в

РФ

Концепция и практика административной реформы. Реформа в широком и узком смысле. Разделение функций на федеральном уровне (министерства, службы, агентства). Взаимосвязь реформ государственного управления. Реформа бюджетного процесса, госслужбы и позиций институциональной теории. Актуальные проблемы реформирования на федеральном уровне в контексте институционального подхода. Результаты и оценка реформ.

Круглый стол: реформы государственного управления на

региональном уровне.

Обсуждаемые проблемы:

- оценка практики внедрения стандартов публичных услуг;

- мониторинг эффективности реформирования;

- развитие e-government

Требования к уровню усвоения программы и формы текущего

контроля

Методические особенности: Предусмотрены следующие формы работы: лекции, а также различные формы активных занятий (дискуссии, обсуждение докладов, работа малыми группами). Качество освоения дисциплины достигается за счет подготовки студентов к дискуссионным занятиям по заранее обозначенным темам, качеством подготовленных докладов и их презентации, успешностью прохождения промежуточного контроля (зачета в рамках зачетной недели).

Форма контроля: в процессе обучения — опрос на занятиях, обсуждение рефератов, промежуточный тест. Заключительной формой контроля является зачет, при проведении которого учитывается рейтинг, полученный студентом в течение семестра.

Критерии оценки знаний студентов, необходимых для получения зачета по дисциплине «Институциональные аспекты административной реформы»:

Получение зачета по дисциплине осуществляется с использованием элементов балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в процессе работы в течение семестра. Подходы к получению баллов следующие:

1) Участие в работе на аудиторном занятии - 5 баллов за занятие;

2) Выступление с докладом на семинаре - от 5 до 15 баллов за выступление (в зависимости от качества выступления);

3) Презентация доклада в рамках индивидуальной работы - от 20 до

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 2. 2013

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 2. 2013

30 баллов.

Для получения итогового зачета необходимо набрать не менее 70 баллов. В случае, если студент набрал данное количество баллов в течение семестра он освобождается от дополнительной промежуточной аттестации. Если же он не смог набрать данное количество баллов, он имеет возможность ответив на вопросы к зачету в течение зачетной недели. При этом исходя из глубины и полноты ответа на вопрос к зачету он может заработать до 15 баллов. Ответы на вопросы даются в письменном виде и оцениваются преподавателем.

4) Презентация доклада в рамках индивидуальной работы - от 20 до 30 баллов.

Для получения итогового зачета необходимо набрать не менее 70 баллов. В случае, если студент набрал данное количество баллов в течение семестра он освобождается от дополнительной промежуточной аттестации. Если же он не смог набрать данное количество баллов, он имеет возможность ответив на вопросы к зачету в течение зачетной недели. При этом исходя из глубины и полноты ответа на вопрос к зачету он может заработать до 15 баллов. Ответы на вопросы даются в письменном виде и оцениваются преподавателем.

Методические указания для студентов экономического факультета ОмГУ, изучающих дисциплину «Институциональные аспекты административной реформы»

I. Общие положения

Изучение дисциплины предполагает активное освоение как основной, так и дополнительной литературы по курсу, лекционного материала и развитие навыков исследовательской работы. Для разъяснения цели и задач дисциплины и механизма мотивации студентов к ее освоению подготовлена презентация курса. Помимо работы на лекциях предполагается подготовка докладов по теоретической части курса, базируясь на темах, изложенных в учебной программе и Примерных темах для сообщений. На доклад отводится до 10 минут, его обсуждение и ответы на вопросы- до 10 минут. Оценивается содержание доклада, степень использования оригинальных источников, форма подачи материала и качество ответа на вопросы.

Также особое внимание необходимо уделить подготовке к круглому столу (Тема 8 курса), на котором будет обсуждаться региональный аспект реформы. Исходя из предпочтений студент выбирает тему индивидуального или группового задания, результаты работы над которым будут представлены на круглом столе.

Также следует обратить внимание, что работа над дисциплиной осуществляется в течение семестра и учитываются все формы работы, как аудиторные, так и самостоятельные. Промежуточная аттестация по курсу (зачет) осуществляется с учетом работы в семестре как результат работы по освоению лекционного материала и выполнения раздела самостоятельной работы.

Материалы к текущей и промежуточной аттестации

Примерные темы для докладов по дисциплине:

- марксистская теория бюрократии;

- модели фронт-лайн бюрократии;

- New Public management —принципы;

- опыт административных реформ в отдельных странах (по

материалам зарубежных источников).

Примерные разделы исследовательской части курса (выполнение

индивидуальных заданий) в части подготовки к круглому столу:

- мониторинг качества социальных услуг,

- анализ административных регламентов,

- эксперименты,

- бенчмаркинг,

- анализ целевых программ.

Вопросы к промежуточному контролю по дисциплине:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Социальные и экономические теории государства

2. Неоинституциональная теория государства.

3. Защищающее, производящее и координирующее государство.

4. Издержки ценового и командного механизмов. Стимулирующие контракты.

5. Типы благ: исследуемые, опытные и доверительные блага.

6. Стандарты качества в экономической науке.

7. Теоретические основы реформирования государственного управления в зарубежных странах.

8. Основные принципы нового государственного менеджмента.

9. Инструментарий НГМ.

10. Опыт Великобритании в области НГМ

11. Опыт Новой Зеландии в области НГМ

12. Особенности континентальной и англосаксонской модели государственного управления.

13. Опыт скандинавских стран в области НГМ.

14. Опыт Германии, Швейцарии и Австрии в области НГМ.

15. Логика реформ в странах с переходной экономикой.

16. Эволюция реформ государственного управления с 1980-х годов до 2008 года.

17. Реформирование бюджетного процесса в экономически развитых странах: БОР и его принципы.

18. Значение стандартов публичных услуг в системе государственного управления.

19. Политика дебюрократизации и ее последствия в РФ

20. Концепция и практика административной реформы.

21. Концепция бюджетной реформы и ее экспериментальная реализация в 2004-2005 годах.

22. Особенности реформы госуправления на региональном уровне.

23. Развитие электронного правительства: международный и российский опыт.

24. Проблема мониторинга результатов реформы государственного управления.

Учебно-методическое обеспечение.

Основная литература по курсу:

1. Институциональная структура производства государственных услуг: от веберианской бюрократии — к современным реформам государственного управления. Омск: изд-во ОмГУ, 2012, 400 с.

2. На пути к государству XXI века: теория и зарубежный опыт модернизации государственного управления. Колл. монография под ред. Е. А. Капогузова, Омск, изд-во Русь, 2008, 168 с.

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 2. 2013

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 2. 2013

3. Тамбовцев В. Л. и Капогузов Е. А. (2010). Реформы государственного

управления: теорет. основы и практ. реализация. М.: ТЕИС, 143 с.

Интернет-ресурсы

1. Раздел «Административная реформа» на сайте МЭРТ РФ. (http:// ar.economy.gov.ru/index).

2. Портал ГУ-ВШЭ Раздел «Административная реформа». (http://hse.ru).

3. Фонд «Бюро экономического анализа». (http://www.beafnd.org/ru/).

4. Фонд Индем (материалы по борьбе с коррупцией). (http://www.indem.ru/ russian.asp).

5. Раздел «Административная реформа» на сайте «Омская губерния». (http : //www .omskportal.ru/).

6. Институт государственного управления Шпееер. (http://www.foev-speyer.de/publikationen/pubdb.asp?reihen_id=3).

Также список дополнительной литературы приведен к отдельным темам:

Тема 1.

1. Бьюкенен Дж. М. (1997). Сочинения: пер. с англ. М.: Таурус Альфа.

2. Новая институциональная экономическая теория. Под. ред. А. А. Аузана. М.: Инфра-М, 2006, гл. 6.

3. Норт Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала.

4. Нуреев Р. М. (2005). Теория общественного выбора. Курс лекций. М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ.

5. Общественно-договорные механизмы формирования социальноэкономических моделей рыночной экономики. Под ред. М. В. Курбатовой. Кемерово, 2005.

6. Олейник А. Н. (2002). Институциональная экономика: учебное пособие. М.: Инфра-М, с. 344-374.

7. Эггертсон Т. (2001). Экономическое поведение и институты. Пер. с англ. М.: Дело.

8. North D. C. (1981). Structure and Change in Economic History, NY.

9. Frye T. and Shleifer A. (1997). The Invisible Hand and the Grabbing Hand The American Economic Review, vol. 87, no. 2, Papers and Proceedings of the Hundred and Fourth Annual Meeting of the American Economic Association. (May), pp. 354-358.

Тема 2.

1. Коуз Р. (1993). Природа фирмы. В кн.: Коуз Р. Фирма, рынок, право. М.: Дело.

2. Линдблом Ч. (2004). Политика и рынки. М.

3. Милгром П. и Робертс Дж. (1999). Экономика, организация, менеджмент. СПб: Экономическая школа.

4. Новая институциональная экономическая теория. Под. ред. А. А. Аузана. М.: Инфра-М, 2006.

5. Уильямсон О. (1996). Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация. СПб.: Лениздат.

6. Wolf C. (1989). Markets or Governments: Choosing Between Imperfect Alternatives. Cambridge: MIT Press.

Тема 3.

1. Заостровцев А. (2002). Экономическая теория бюрократии по Нисканену. Экономическая школа. Аналитическое приложение, Т. 1, № 1, с.

148-180.

2. Нуреев Р. М. (2005). Теория общественного выбора. Курс лекций. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, гл. 9.

3. Паркинсон С. (1989). Закон Паркинсона. М.: Прогресс.

4. Downs A. (1967). Inside Bureaucracy. Boston: Little Brown&Co.

5. Niskanen W. A. (1971). Bureaucracy and Representative Government. Chicago: Aldine-Atherton.

6. Offermanns Matthias Bürokratie und Vertrauen: die Institution Vertrauen in der Ökonomischen Theorie der Bürokratie_ Nomos, Baden-Baden, 1990.

7. Perspectives on Public Choice: a Handbook ed. by D. Mueller, pp. 429455.

8. Roppel Ulrich (1978). Ökonomische Theorie der Bürokratie. Rudolf Haufe Verlag, Freiburg im Breisgau.

9. The Foundation of Bureaucracy in Economic and Social Thought. Volume I. Ed. By Bill Jenkins and Edward C. Page Edwar Elgar Publishing Cheltenham UK, Northampton, 2004.

Тема 4.

1. Бурцев В. В. (2002). Коммунитарное государство: новая модель государственного менеджмента. Менеджмент в России и за рубежом, № 3, с. 3-20.

2. Публичная администрация и административные реформы в зарубежных странах: учебное пособие. Под ред. А. Н. Козырина. М.: ТЕИС, 2006, с. 15-53.

3. Сморгунов Л. В. (2003). Сравнительный анализ политикоадминистративных реформ: от нового государственного менеджмента к конттепттии "GOVERNANCE". Полис, № 4, с. 50-58.

4. Тамбовцев В. Л. Государственное регулирование государства: вопросы теории, международный опыт, российские реформы. (http:// www.recep.ru).

5. Borins Sandford and Grüning Gernod (1998). New Public Management

- Theoretische Grundlagen und problematische Aspekte der Kritik. Budäus D, Conrad P., Schreyögg G New Public Management, Managementforschung 8, Walter de Gruyter, Berlin, New York, pp.11-53.

6. Deutsche Verwaltung an der Wende zum 21. Jahrhundert, Hrsg. K. König Nomos Verlag, Baden-Baden, 2002.

7. Hood C. (1991). A Public Management for All Seasons? Public Administration, vol. 69, pp. 3-19.

8. Norbert Thom and Adrian Ritz (2006). Public Management Innovative Konzepte zur Führung im öffentlichen Sektor, 3., überarb. u. erw. Aufl. 451, Gabler-Verlag, Wiesbaden.

9. Osborne D. and Gaebler T. (1992). Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector. London: Penguin.

10. Schedler K. and Proeller I. (2003). New Public Management. 2. Auflage. Verlag Paul Haupt,Bern, Stuttgart, Wien.

Тема 5.

1. Осборн Д. и Пластрик П. (2001). Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления государства. М.: Прогресс.

2. Публичная администрация и административные реформы в

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 2. 2013

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 2. 2013

зарубежных странах: учебное пособие. Под ред. А. Н. Козырина. М.: ТЕИС, 2006, с. 15-53.

3. Тамбовцев В. Л. Государственное регулирование государства: вопросы теории, международный опыт, российские реформы. (http:// www.recep.ru).

4. Bale M. and Dale T. (1998). Public Sector reform in New Zealand and Its Relevance to Developing Countries. World Bank Research Observer, vol. 13, no. 1 (February), pp. 103-121.

5. Hood C. (1991). A Public Management for All Seasons? In: Public Administration, 1, pp. 3-19.

6. König K. and Beck J. (1997). Modernisierung von Stadt und Verwaltung: Zum Neuen Öffentlichen Management. 1 Auflage. Baden-Baden.

7. Osbourne D. and Gaebler T. (1992). Reinventing Government. How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector. Washington D. C.

Тема 6.

1. Тамбовцев В. Л. Государственное регулирование государства: вопросы теории, международный опыт, российские реформы. (http:// www.recep.ru).

2. Bogumil J., Grohs S. and Kuhlman S. (2006). Ergebnisse und

Wirkungen kommunaler Verwaltungsmodernisierung in Deutschland - Eine Evaluation nach zehn Jahren Praxiserfahrung, in: Verwaltung und

Management, Sonderheft 37.

3. Pollitt C. and Bouckaert G. (2004). Public management Reform. A Comparative analysis, 2-th Edition, Oxford.

4. Reinermann H., Ridley F. F. and Thoenig J-C. (1998). Neues Politik-und Verwaltungsmanagement in der kommunalen Praxis - ein internationalen Vergleich. Sankt Augustin.

5. Reinventing Leviathan: The Politics of Administrative Reform in Developing Countries. Ed. by Ben Ross Schneider and Blanca Heredia, 2005.

6. Ritz A. and Thom N. (2000). Internationale Entwicklungslinien des New Public Managements. Vergleichende Analyse von 11 Ländern. Arbeitsbericht nr. 45 des Instituts für Organisation und Personal der Universität Bern, Bern.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема 7

1. Административная реформа в Российской Федерации: основные этапы реализации. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 22 (310) 2006 г.

2. Административные барьеры в экономике: институциональный анализ. Под общей редакцией А. А. Аузана, П. В. Крючковой. М.: ИИФ “СПРОС” КонфОП, 2002.

3. Аузан А. А. Дерегулирование и дебюрократизации российской экономики. Доклад в Общественном фонде «Деловая перспектива» 22.09.2001. (http://www.ofdp.ru/hotline/mns/auzan-220901.shtml).

4. Принципы и процедуры оценки целесообразности мер государственного регулирования. Под ред. П. В. Крючковой. М.: ТЕИС, 2005.

Тема 8.

1. Административная реформа в Российской Федерации: основные этапы реализации Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 22 (310) 2006 г.

2. Афанасьев М. П. и Кривогов И. В. (2006). Модернизация государственных финансов: учебное пособие. М: Изд. дом ГУ-ВШЭ.

3. Игнатова Т. В. (2005). Административная реформа в России:

анализ концептуального перехода к "новому государственному менеджменту". Ростов-на-Дону, Северо-Кавказская академия

государственной службы.

4. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

5. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. Одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249.

6. Рябухин С. и Климатов С. (2006). Аудит эффективности государственного сектора экономики: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Триада Лтд.

7. Тамбовцев В. Л. Государственное регулирование государства: вопросы теории, международный опыт, российские реформы. (http:// www.recep.ru).

8. Тамбовцев В. Л. (2004). Стандарты публичных услуг: экономическая теория, международный опыт и российские реформы. Доклады РЕЦЭП, № 1.

Рекомендации по использованию информационных технологий

По дисциплине разработан комплект демонстрационного материала (иллюстрации, таблицы и пр.), используемого преподавателем на лекционных занятиях с помощью мультимедийного проекционного оборудования.

Также имеется часть материала в виде электронного Ридера, который рассылается студентам на «ящик группы». Активно применяется Интернетография (раздел 6 рабочей программы)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Тема, раздел Все го ча- сов Задания для самостоятельной работы Список литературы для подготовки1 Форма контроля

Тема 1. Экономические теории государства 4 Изучение учебных пособий, монографий и статей по теме. 1. Тамбовцев В. Л. и Капо-гузов Е. А. (2010). Реформы государственного управления: теоретические основы и практическая реализация. Учебное пособие. М.: ТЕИС, гл. 1. 2. Литература по теме, раздел 6. Промежуточный тест, зачет

1 Источник является базовым для самостоятельной работы по теме. Полный перечень литературы к теме приведен в разделах 4 и 6 РПД. Также вопросам организации самостоятельной работы посвящен раздел 6 РПД.

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 2. 2013

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 2. 2013

Тема, раздел Все го ча- сов Задания для самостоятельной работы Список литературы для подготовки Форма контроля

Тема 2. Трансакционные издержки ценового и командного механизма 4 Изучение учебных пособий, монографий и статей по теме. 1. Тамбовцев В. Л. и Капогу-зов Е. А. (2010). Реформы государственного управления: теоретические основы и практическая реализация. Учебное пособие. М.: ТЕИС, гл. 2. 2. Литература по теме, раздел 6. Промежуточный тест, зачет

Тема 3. Бюрократия в экономической науке 4 Изучение учебных пособий, монографий и статей по теме. 1. Тамбовцев В. Л. и Капогу-зов Е. А. (2010). Реформы государственного управления: теоретические основы и практическая реализация. Учебное пособие. М.: ТЕИС, гл. 3. 2. Литература по теме, раздел 6. Промежуточный тест, зачет

Тема 4. Эволюция реформирования государственного управления. 4 Изучение учебных пособий, монографий и статей по теме. 1. Тамбовцев В. Л. и Капогу-зов Е. А. (2010). Реформы государственного управления: теоретические основы и практическая реализация. Учебное пособие. М.: ТЕИС, гл. 4. 2. Литература по теме, раздел 6. Промежуточный тест, зачет

Тема 5. Реформы в странах англосаксонской модели 4 Изучение учебных пособий, монографий и статей по теме. 1. Тамбовцев В. Л. и Капогу-зов Е. А. (2010). Реформы государственного управления: теоретические основы и практическая реализация. Учебное пособие. М.: ТЕИС, гл. 5. 2. Литература по теме, раздел 6. Промежуточный тест, зачет

Тема 6. Реформы в странах континентальной модели 4 Изучение учебных пособий, монографий и статей по теме. 1. Тамбовцев В. Л. и Капогу-зов Е. А. (2010). Реформы государственного управления: теоретические основы и практическая реализация. Учебное пособие. М.: ТЕИС, гл. 6. 2. На пути к государству XXI века: теория и зарубежный опыт модернизации государственного управления. Колл. монография под ред. Е. А. Капогузова Омск, изд-во Русь, 2008. 3. Литература по теме, раздел 6. Промежуточный тест, зачет

Тема, раздел Все го ча- сов Задания для самостоятельной работы Список литературы для подготовки Форма контроля

Тема 7. Политика дебюрократизации и ее последствия в РФ 4 Изучение учебных пособий, монографий и статей по теме. 1. Тамбовцев В. Л. и Капогу-зов Е. А. (2010). Реформы государственного управления: теоретические основы и практическая реализация. Учебное пособие. М.: ТЕИС, гл. 7. 2. Литература по теме, раздел 6. Промежуточный тест, зачет

Тема 8. Актуальные вызовы реформы государственного управления в РФ 22 Изучение учебных пособий, монографий, нормативных документов и статей по теме. Выполнение индив идуаль-ного задания. 1. Тамбовцев В. Л. и Капогу-зов Е. А. (2010). Реформы государственного управления: теоретические основы и практическая реализация. Учебное пособие. М.: ТЕИС, гл. 8. 2. Литература по теме, раздел 6. НПА самостоятельно подбираются студентом Анализ доклада, конкретных ситуаций Промежуточный тест, зачет

Итого 50

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 2. 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.