Научная статья на тему 'Программа Blender как основная среда 3D моделирования для разработки игр в unity'

Программа Blender как основная среда 3D моделирования для разработки игр в unity Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
4086
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BLENDER / ТРЕХМЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДИФИКАТОР / ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ТЕКСТУРА / РЕНДЕР / АНИМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Абляев М.Р., Аметов Ф.Р., Мевлют И.Ш., Адильшаева Э.И.

В работе описаны основные возможности программного продукта, главные компоненты пользовательского интерфейса и функциональное назначения каждого из них. Также приведено описание функционала программы и поддерживаемых форматов для экспортирования конечного файла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Абляев М.Р., Аметов Ф.Р., Мевлют И.Ш., Адильшаева Э.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа Blender как основная среда 3D моделирования для разработки игр в unity»

Технические науки

УДК: 004.4'275

Абляев М. Р.

студент гр. И-1-12

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Аметов Ф. Р.

студент гр. И-1-12

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Мевлют И. Ш.

студент гр. И-1-12

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Научный руководитель: Адильшаева Э. И.

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

ПРОГРАММА BLENDER КАК ОСНОВНАЯ СРЕДА 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ

ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ИГР В UNITY

В работе описаны основные возможности программного продукта, главные компоненты пользовательского интерфейса и функциональное назначения каждого из них. Также приведено описание функционала программы и поддерживаемых форматов для экспортирования конечного файла.

Ключевые слова: Blender, трехмерное моделирование, модификатор, физические свойства, текстура, рендер, анимация.

На сегодняшний день большое количество людей интересуются компьютерными играми. Каждый из них получает свою выгоду. Это могут быть новые знакомства, различные положительные эмоции, участие в многочисленных турнирах, отдых, развлечение и много другое. В связи с этим спрос на компьютерные игры значительно вырос, а вместе со спросом выросла и конкуренция между разработчиками игр.

Учитывая достаточно серьезную конкуренцию между разработчиками компьютерных игр, новый разрабатываемы продукт должен быть уникальным и нести в себе множество положительных качеств.

Для конечного пользователя одной из важнейших составляющих компьютерных игр является графика. Графика в играх на сегодняшний день должна быть приближена, как можно ближе к реальности и быть уникальной, иметь неповторяющиеся графические эффекты. Именно это может привлечь и заинтересовать конечных пользователей.

Для реализации соответствующей конкурентоспособной графики существует большое количество программ. Многие из них являются платными, что делает разработку новой игры практически невозможной.

Целью данной работы является описание возможностей использования программного обеспечения Blender для создания трехмерных моделей с последующем внедрением их в игру.

Программа Blender является полностью бесплатной и включает в себя, как основные способы трехмерного моделирования, так и вспомогательные. Имеется множество графических подключаемых эффектов и удобные средства управления программой [1].

Программа Blender предназначена для трехмерного моделирования посредством различных встроенных инструментов. Данный программный продукт является полностью бесплатным. Разработчики регулярно выпускают обновления, которые включают в себя

новые возможности, исправленные недоработки, усовершенствованные ранее созданные механизмы моделирования.

Программа не требует регистрации на сайте или создания пользователя локально. После скачивания и установки программы Blender, ее сразу можно запустить и создавать трехмерные объекты посредством инструментов самой среды разработки (рисунок 1):

Рисунок 1 — Пользовательский интерфейс программы Blender

В верхней части экрана пользовательского интерфейса размещается несколько вкладок для управления файлами, окнами, настройками и для доступа к справочной системе.

Ниже располагается окно сцены, где отображаются моделируемые объекты. По краям можно размещать различные вспомогательные окна, которые предоставляет программа Blender.

Среда разработки включает возможность создания простых объектов: куб, плоскость, сфера, цилиндр, конус и тому подобное. При помощи данных объектов производится процесс моделирования более сложных объектов, посредством использования объединения, удаления, замещения, перемещения, изменения размеров отдельных полигонов моделей.

Все созданные объекты, которые находятся на сцене и их иерархию можно просмотреть в окне Outliner. Кроме этого во вкладке Modifier есть большое количество встроенных функций (модификаторов), которые можно применить к моделируемому объекту. Каждая из них имеет определенные свойства и требования к объекту, на который накладывается соответствующая функция. Применяя необходимый модификатор к объекту, полигоны автоматически меняют свои физические и геометрические свойства, которые зависят от значений соответствующего модификатора. При необходимости, данные значения можно изменять [2].

Во вкладке Physics моделируемому объекту можно присвоить некоторые физические значения: массу, структуру (жидкость, твердый материал, дым), сопротивление и многое другое. Каждое из свойств гибко настраивается пользователем.

На основе заданных физических свойств во вкладке Particle имеется возможность создавать объекты, которые состоят из множества частиц малых размеров. Такими объектами могут быть: капли дождя, град, звезды, осколки взрыва или столкновения, пыль и

тому подобное. Добавляя систему частиц определенному объекту можно достаточно гибко ее настроить под определенный тип разрабатываемой модели.

Программа Blender позволяет накладывать текстуру на объект и на отдельные полигоны. Данные манипуляции можно произвести во вкладке Material, где можно создать материал для определенного объекта и настроить его по необходимости. После чего объект приобретает соответствующий внешний вид.

После создания необходимой модели со всеми необходимыми эффектами и элементами пользователь может получить двумерную картинку при помощи рендера. Данное действие совершается во вкладке Render. Указав необходимы формат картинки, ее разрешение и качество компьютер начнет расчет и создаст готовое изображение. Данное изображение можно использовать как обычную картинку, а можно импортировать в игру как элемент управления пользовательским интерфейсом или как загрузочную заставку [1].

В некоторых случаях моделирования создание анимации является необходимостью. Анимации могут быть простыми, например, передвижение. А могут быть и сложными, где отдельная часть объекта передвигается независимо от других частей. Для этого в программе Blender имеется возможность создавать кости, которые в дальнейшем объединяются в скелет и связываются непосредственно с моделируемым объектом. После чего движение отдельных костей приводят к движению соответствующих частей объекта.

Данная процедура в основном необходима для объектов, импортируемых в игры. Перед импортированием в среду разработки игр программа Blender экспортирует модель в выбранный пользователем формат. Blender поддерживает экспорт конечного файла в восемь различных форматов (.dae, .3ds, .fbx, .bvh, .ply, .obj, .x3d, .stl). После определения необходимого формата, пользователь имеет возможность соответствующим образом настроить экспортируемый объект.

Данная программа подходит для разработки компьютерных игр в связи с тем, что она бесплатная, постоянно дорабатывается и включает в себя множество функций, которые необходимы для моделирования игровых объектов.

Литература

1. Blender [Электронный ресурс] // Blender Foundation. — 2016. — URL: https://www.blender.org/.

2. Кронистер, Д. Blender Basic [Текст]: учебное пособие / Джеймс Кронистер. 2010. —

153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.