Научная статья на тему 'ПРОГРАММА АЯТОЛЛЫ ХОМЕЙНИ ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ИРАНА: СООТНОШЕНИЕ НОВАТОРСТВА И ТРАДИЦИЙ'

ПРОГРАММА АЯТОЛЛЫ ХОМЕЙНИ ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ИРАНА: СООТНОШЕНИЕ НОВАТОРСТВА И ТРАДИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЯТОЛЛА ХОМЕЙНИ / ИРАН / РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колегичев К. М.

В данной статье представлена история правления религиозного лидера аятоллы Хомейни в Иране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА АЯТОЛЛЫ ХОМЕЙНИ ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ИРАНА: СООТНОШЕНИЕ НОВАТОРСТВА И ТРАДИЦИЙ»

УДК 94

Колегичев К.М.

студент 4 курса

Северный(Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации

(Россия, г. Архангельск)

ПРОГРАММА АЯТОЛЛЫ ХОМЕЙНИ ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ИРАНА: СООТНОШЕНИЕ НОВАТОРСТВА И ТРАДИЦИЙ

Аннотация: в данной статье представлена история правления религиозного лидера аятоллы Хомейни в Иране.

Ключевые слова: аятолла Хомейни, Иран, революция.

«Я вижу решение — в смещении этого правительства за нарушение заветов ислама.... О, Господи, я доведу [дело] до конца! И если я останусь в живых, с Божьей помощью непременно исполню свой долг» - так высказывался идеолог Исламской революции имам Хомейни [1]. На его мировоззрение повлияла как политическая обстановка в стране, так и воспитание.

Это был крайне религиозный человек. Он родился в 1900 году в семье шиита Мустафы Мусави, священнослужителя. Однако будучи младенцем, он потерял отца -его убили наемники шаха (что, конечно же, отложилось в памяти Хомейни). Образование будущий лидер революции получил также религиозное - он обучался в соответствующих школах, а в 23 года получил разрешение на преподавание исламского права и философии. Женился он на представительнице религиозной семьи. Таким образом, мы видим, что несколько факторов жизни влияли на религиозное мировоззрение Хомейни.

Политика правительства привела к тому, что большинство иранских подданных

поддержали аятоллу Хомейни. Проводились многочисленные манифесты, забастовали

главные экономические силы страны - нефтяные предприятия. В ходе революции, семья

28

шаха эмигрировала из Ирана, а уже 31 мая 1979 года было образовано новое государство - Исламская республика Иран. Естественно, с идеологом Исламской революции во главе [2].

Вместе с новым теократическим государством появились и новые государственные предписания, новые законы и программы. Если рассматривать их в целом, то Исламская республика Иран полностью пересматривала современное устройство мира в пользу возвращения исконных духовных качеств и ислама. Так, Хомейни создал новую военную организацию, состоящую из шиитов - «Корпус стражей Исламской Революции». Были созданы репрессивные и карательные органы. Началась борьба против оппозиции и этнических меньшинств. Вместе с тем, вводились исламистские законы: регламентировался внешний вид женщины, запрещалось употребление алкоголя и наркотиков (что, естественно, сказалось на уровне преступности), проводилась полнейшая исламизация во всех сферах жизни, а внедрившиеся западные элементы искоренялись. Состоялась и судебная реформа -отныне судопроизводство основывалось на Коране и законах шариата. Исходя из этого, можно сказать, что принципы программы аятоллы Хомейни достаточно традиционные, возвращающие иранское общество к первоначальным религиозным истокам [3].

В программе Хомейни проявились морально-этические мотивы шиитского ислама, что было мощным оружием против влияния буржуазной «массовой культуры» и распущенности нравов. Именно этим он завоевал доверие последовавших за ним идей, ведь тонко чувствовал нужды и мысли этих людей. Индустриализация, урбанизация, появление в Иране иностранных товаров и нравов, взломали традиционные связи. Программа Хомейни была построена таким образом, чтобы это исправить.

Еще одним фактором традиционности программы является возврат к аграрному производству. Точно также отвергался путь сборки промышленных предприятий из импортного оборудования, что привело бы к самостоятельному развитию Ирана.

Однако в условиях бытующей современности, нужно было найти поддержку

среди ряда других групп населения. Так появляется часть новаторства в программе:

представители духовенства не занимали бы официальных постов (а только бы

направляли правительство), немусульманским национальным и религиозным

29

меньшинств, женщинам, левым организациям (при условии отказа от антигосударственной деятельности) предоставлялась свобода мысли и слова.

Идеи, поднявшие народ на переворот, преимущественно основывались на шиизме, который превратился не только в идеологию революции, но и основу нового государства.

Можно ли говорить о пропорциях между традициями и новаторством в Иране? Достаточно сложно. Я считаю, что исходя из всех примеров программы Хомейни, оба элемента проявлялись в одинаковой части. До сих пор Иран остается одним из немногих теократических государств, при этом, имея современные демократические органы управления. И, безусловно, на это повлиял аятолла Хомейни, четко и последовательно изложив свои мысли, позицию и стратегию по управлению государством в своей самой известной книге «Исламское правление».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Доктрина Исламской Революции: избранные мысли и взгляды Имама Хомейни. - М., 2009. - С. 144. Жуков, Д.А. Небо над Ираном ясное: очерк политической биографии имама Хомейни. - М.,1999. - С. 156. URL: http://nur-org.ru/books/dmitrij-zhukov-imam-homejni-put-k-svobode.pdf (дата обращения 15.05.2019).

Кушаки, М.С. Размышления на тему политической мысли Имама Хомейни / М.С. Кушаки. - М.: Научная книга, 2009. - С. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.