УДК 94
Колегичев К.М.
студент 4 курса
Северный(Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации
(Россия, г. Архангельск)
ПРОГРАММА АЯТОЛЛЫ ХОМЕЙНИ ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ИРАНА: СООТНОШЕНИЕ НОВАТОРСТВА И ТРАДИЦИЙ
Аннотация: в данной статье представлена история правления религиозного лидера аятоллы Хомейни в Иране.
Ключевые слова: аятолла Хомейни, Иран, революция.
«Я вижу решение — в смещении этого правительства за нарушение заветов ислама.... О, Господи, я доведу [дело] до конца! И если я останусь в живых, с Божьей помощью непременно исполню свой долг» - так высказывался идеолог Исламской революции имам Хомейни [1]. На его мировоззрение повлияла как политическая обстановка в стране, так и воспитание.
Это был крайне религиозный человек. Он родился в 1900 году в семье шиита Мустафы Мусави, священнослужителя. Однако будучи младенцем, он потерял отца -его убили наемники шаха (что, конечно же, отложилось в памяти Хомейни). Образование будущий лидер революции получил также религиозное - он обучался в соответствующих школах, а в 23 года получил разрешение на преподавание исламского права и философии. Женился он на представительнице религиозной семьи. Таким образом, мы видим, что несколько факторов жизни влияли на религиозное мировоззрение Хомейни.
Политика правительства привела к тому, что большинство иранских подданных
поддержали аятоллу Хомейни. Проводились многочисленные манифесты, забастовали
главные экономические силы страны - нефтяные предприятия. В ходе революции, семья
28
шаха эмигрировала из Ирана, а уже 31 мая 1979 года было образовано новое государство - Исламская республика Иран. Естественно, с идеологом Исламской революции во главе [2].
Вместе с новым теократическим государством появились и новые государственные предписания, новые законы и программы. Если рассматривать их в целом, то Исламская республика Иран полностью пересматривала современное устройство мира в пользу возвращения исконных духовных качеств и ислама. Так, Хомейни создал новую военную организацию, состоящую из шиитов - «Корпус стражей Исламской Революции». Были созданы репрессивные и карательные органы. Началась борьба против оппозиции и этнических меньшинств. Вместе с тем, вводились исламистские законы: регламентировался внешний вид женщины, запрещалось употребление алкоголя и наркотиков (что, естественно, сказалось на уровне преступности), проводилась полнейшая исламизация во всех сферах жизни, а внедрившиеся западные элементы искоренялись. Состоялась и судебная реформа -отныне судопроизводство основывалось на Коране и законах шариата. Исходя из этого, можно сказать, что принципы программы аятоллы Хомейни достаточно традиционные, возвращающие иранское общество к первоначальным религиозным истокам [3].
В программе Хомейни проявились морально-этические мотивы шиитского ислама, что было мощным оружием против влияния буржуазной «массовой культуры» и распущенности нравов. Именно этим он завоевал доверие последовавших за ним идей, ведь тонко чувствовал нужды и мысли этих людей. Индустриализация, урбанизация, появление в Иране иностранных товаров и нравов, взломали традиционные связи. Программа Хомейни была построена таким образом, чтобы это исправить.
Еще одним фактором традиционности программы является возврат к аграрному производству. Точно также отвергался путь сборки промышленных предприятий из импортного оборудования, что привело бы к самостоятельному развитию Ирана.
Однако в условиях бытующей современности, нужно было найти поддержку
среди ряда других групп населения. Так появляется часть новаторства в программе:
представители духовенства не занимали бы официальных постов (а только бы
направляли правительство), немусульманским национальным и религиозным
29
меньшинств, женщинам, левым организациям (при условии отказа от антигосударственной деятельности) предоставлялась свобода мысли и слова.
Идеи, поднявшие народ на переворот, преимущественно основывались на шиизме, который превратился не только в идеологию революции, но и основу нового государства.
Можно ли говорить о пропорциях между традициями и новаторством в Иране? Достаточно сложно. Я считаю, что исходя из всех примеров программы Хомейни, оба элемента проявлялись в одинаковой части. До сих пор Иран остается одним из немногих теократических государств, при этом, имея современные демократические органы управления. И, безусловно, на это повлиял аятолла Хомейни, четко и последовательно изложив свои мысли, позицию и стратегию по управлению государством в своей самой известной книге «Исламское правление».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Доктрина Исламской Революции: избранные мысли и взгляды Имама Хомейни. - М., 2009. - С. 144. Жуков, Д.А. Небо над Ираном ясное: очерк политической биографии имама Хомейни. - М.,1999. - С. 156. URL: http://nur-org.ru/books/dmitrij-zhukov-imam-homejni-put-k-svobode.pdf (дата обращения 15.05.2019).
Кушаки, М.С. Размышления на тему политической мысли Имама Хомейни / М.С. Кушаки. - М.: Научная книга, 2009. - С. 72.