Научная статья на тему 'Программа «Alpine Space» как пример имплементации политики сплочения Европейского Союза в горных регионах'

Программа «Alpine Space» как пример имплементации политики сплочения Европейского Союза в горных регионах Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
84
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНЫЕ РЕГИОНЫ / ПОЛИТИКА СПЛОЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Конопинска Н.В.

Горные регионы, в связи с проблемами экономического развития, обуславливающимися неблагоприятными физико-географическими условиями, в течение многих лет являются предметом особой заинтересованности политики сплочения Европейского Союза. Однако до настоящего времени, несмотря на предпринятые действия, не удалось разработать универсальной дефиниции горных регионов и единых критериев их делимитации. В статье, на примере программы «Alpine Space», показан практический подход Европейского Союза к воплощению в жизнь политики сплочения в горных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа «Alpine Space» как пример имплементации политики сплочения Европейского Союза в горных регионах»

Региональная экономика

69

сье. Однако развитие его должно происходить с учетом мнения населения и самых строгих экологических норм, а также вестись с параллельным развитием гибкой системы налогового стимулирования. Игнорирование данных факторов может привести к социально-экономическому коллапсу, что может угрожать стабильному развитию Кабардино-Балкарской республики.

Список литературы:

1. Ковалевская Е.Р. Вершина становится ближе [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: www.ig.ru/2012/03/28/reg-skfo/elbrus.html.

2. Офицерова Е.А. Овцам лыжи не нужны [Электронный ресурс] // Русский репортер. - Режим доступа: http://www.rusrep.ru/article/print/10025192.

3. «Курорты Кавказа» хотят уничтожить всемирное наследие» [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Greenpeace». - Режим доступа: www.greenpeace.org/russia/ru/news/2012/31-01 -2012-lagonaki-zapadny-kavkaz.

4. Портал Правительства Оренбургской области: оценка эффективности налоговых льгот [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oren-burg-gov.ru/Info/Economics/Budget/taxExemptions/.

5. Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2022 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/27109.

6. Стратегии социально-экономического развития КБР на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mayadmin-kbr.ru/f/ns/2013/1374490271 .pdf.

7. Федеральная налоговая служба - статистическая отчетность (Кабардино-Балкария) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mlog. ru/rn07/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.

8. Paying Taxes 2014: The global picture. A comparison of tax systems in 189 economies worldwide [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pwc. com/gx/en/paying-taxes/pdf/pwc-paying-taxes-the-data-tables-2014.pdf.

ПРОГРАММА «ALPINE SPACE» КАК ПРИМЕР ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПОЛИТИКИ СПЛОЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ГОРНЫХ РЕГИОНАХ

© Конопинска Н.В.*

Экономический Университет во Вроцлаве, Польша, г. Вроцлав

Горные регионы, в связи с проблемами экономического развития, обуславливающимися неблагоприятными физико-географическими условиями, в течение многих лет являются предметом особой заинте-

Аспирант кафедры Экономической политики и европейских исследований региональных.

70

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ресованности политики сплочения Европейского Союза. Однако до настоящего времени, несмотря на предпринятые действия, не удалось разработать универсальной дефиниции горных регионов и единых критериев их делимитации. В статье, на примере программы «Alpine Space», показан практический подход Европейского Союза к воплощению в жизнь политики сплочения в горных регионах.

Ключевые слова горные регионы, политика сплочения.

В Пятом докладе об экономической, социальной и территориальной сплочённости подчёркивается, что некоторые географические особенности могут усугублять проблемы развития, примером чего являются горные регионы [1, с. XXIX].

Горные регионы характеризуются неблагоприятными физико-географическими, климатическими и почвенными условиями, которые ограничивают развитие сельского хозяйства и транспорта в связи с высшей стоимостью возведения инфраструктуры [2. с. 195-196].

Несмотря на это, горные регионы являются местом жительства 13 % всего населения Европейского Союза (ЕС) и занимают почти одну третью поверхности сообщества [3, с. 30-36].

Кроме того, горные регионы выполняют ряд функций в масштабе глобальном. Они являются важным источником водных ресурсов, энергии, биологического разнообразия, полезных ископаемых, а также лесных ресурсов, сельскохозяйственной продукции и природных условий для развития рекреации и туризма [4, ch. 13].

Таким образом, характерные географические особенности, негативно влияющие на развитие, значительное количество населения и существенная площадь, а также значимые функции стали причинами того, что политика сплочения ЕС адресована до горных регионов в первую очередь.

Дискуссия о способах выравнивания уровня развития горных регионов продолжается на разных уровнях ЕС с начала 70-х годов прошлого века.

Одним из старейших законодательных актов, насчитывающим почти 40 лет, но еще не утратившим актуальность, является постановление Комитета Министров Совета Европы «О социально-экономических проблемах горных регионов», в котором обсуждаются возможности и опасности, связанные с развитием сельского хозяйства, лесного хозяйства, ремёсел и туризма в горных районах [5].

Несмотря на обширное законодательство, только Лиссабонский договор в 2007 году ввёл ссылку на горные регионы до первичного права ЕС. В ст. 174 Договора о Европейском Союзе подчеркивается, что «... Союз стремится сократить разрыв между уровнями развития различных регионов (...). Особое внимание должно быть уделено (...) регионам, страдающим от трудных природных условий, таким как северные регионы с низкой плотностью населения, острова, приграничные и горные регионы» [6].

Региональная экономика

71

Европейская комиссия (ЕК) неоднократно поднимала вопрос о необходимости создания специальных директив касающихся горных регионов, но до сих пор на уровне ЕС не только не разработана целостная стратегия, но и не принята единая дефиниция горных регионов.

Например, ЕК акцептует определения горных регионов, используемых отдельными странами и рекомендует относится к горным регионам, как к обычным территориями, на которых климат и топография препятствуют экономическому развитию [7]. Принятие Еврокомиссией такой точки зрения стало основанием для причисления к горным регионам областей в странах Северной Европы с температурами, схожими с температурами в наивысшей части Альп.

Топографические критерии - высота над уровнем моря и угол наклона склона, применяются в целях делимитации горных территорий в Общей сельскохозяйственной политике ЕС. Однако минимальная высота над уровнем моря, классифицирующая регионы до категории «горных», в государствах-членах ЕС значительно отличается. Так, в районе Зальцбурга, в Словакии и Чехии минимальная высота над уровнем моря составляет 600 м, в Польше - 500 м н.у.м. В Швеции и Финляндии «горной» является вся территория к северу от 62-й параллели, независимо от её фактической высоты над уровнем моря [8, с. 22-25]. Из этого следует, что горные регионы в Польше, не являются таковыми в Австрии.

В докладе «Горные регионы Европы: исследование горных регионов в государствах-членах ЕС, присоединяющихся и других европейских странах», приготовленном по заказу ЕК, горные регионы выделяются на основании высоты над уровнем моря, угла наклона склона и радиуса, на котором этот наклон наблюдается [9]. Однако аспекты пространственного развития горных регионов склонили авторов к использованию понятия «массива», охватывающего более широкую территорию, включающую долины и предгорья.

Статистическая служба ЕС использует для типизации горных регионов территориальные единицы NUTS 3-го уровня. Горными считаются регионы, которые отвечают одному из следующих требований:

- Регионы, в которых более чем 50 % их населения проживет в горных районах;

- Регионы, в которых более чем 50 % их поверхности составляют горные районы;

- Регионы, в которых более чем 50 % их поверхности составляют горные районы, и в которых более чем 50 % их населения проживет в горных районах [10].

К преимуществам корреляции горных регионов c административно-территориальным делением относятся такие практические аспекты, как наличие статистических данных и существование руководящих органов, которые должны притворять в жизнь социальную и экономическую политику.

72

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Однако, как правило, границы горных регионов и объектов административно-территориального деления не совпадают. Кроме того, площадь и количество территориальных единиц 3-го уровня в странах ЕС сильно отличается. Например, в Австрии существует 35, во Франции - 100, а в Германии -412 единиц NUTS 3. В результате, в атласе Европейской сети по наблюдению за территориальным развитием и сплочённостью, использующим для делимитации горных регионов единицы NUTS 3, в которых более чем 50 % их поверхности составляют горные районы, не появились Судеты и Вогезы [11, с. 52-53].

Несмотря на проблемы теоретического характера, ЕС активно применяет политику сплочения в горных регионах, примером чего может послужить программа «Alpine Space».

Главной отличительной особенностью территории, на которой осуществляется программа, являются Альпы - самый большой горный массив в Европе. Территория включает в себя не только горный массив в географическом смысле, но также окружающие предгорья, где находятся такие города европейского значения, как Милан, Венеция, Вена, Мюнхен, Женева, Цюрих, Марсель и др., часть Средиземноморского побережья, речные долины Дуная, По, Роны и Рейна [12, с. 9-10].

В программе «Alpine Space» участвуют государства-члены Европейского Союза и регионы на уровне NUTS 2, представленные в табл. 1 [12, с. 12].

Таблица 1

Государства и регионы, участвующие в программе «Alpine Space»

Страна Регион

Австрия, Словения, Лихтенштейн, Швейцария Вся страна

Франция Рона-Альпы, Прованс-Альпы-Лазурный Берег, Франш-Конте, Эльзас

Германия Верхняя Бавария, Швабия (в Баварии), Тюбинген, Фрайбург (Баден-Вюртемберг)

Италия Ломбардия, Фриули-Венеция-Джулия, Венето, Трентино-Альто-Адид-же, Валле-д'Аоста, Пьемонте, Лигурия

Территория, на которой реализовывается программа «Alpine Space», занимает площадь 450 тыс. км2. Её население составляет 70 млн. человек, говорящих на разных языках (немецкий, швейцарский, французский, итальянский, словенский, венгерский) и представляющих различные культуры [12, с. 7-10].

Взаимопомощь на национальном, региональном и местном уровнях глубоко укоренилась в традициях альпийского региона. Среди многих ассоциаций и неправительственных организаций, которые внесли значимый вклад в развитие сотрудничества на этих территориях, чаще всего упоминаются Arge Alp (1972), Alpen Adria (1978) и Alpine Convention (1989).

Региональная экономика

73

ЕК, принимая во внимание усиливающееся экономическое и социальное сотрудничество и действуя в соответствии с Европейской пространственной политикой, предложила инновационный подход к развитию альпийского региона: программу «Восточные Альпы», которая осуществлялась в рамках инициативы «Интеррег II» (1994-1999). В программе приняли участие: Австрия, Германия, Италия, Швейцария, Лихтенштейн и Словения.

Финансирование программы «Восточные Альпы» осуществлялось из Европейского Фонда Регионального Развития (ЕФРР) и выносило 5 МECU, а уровень софинансирования достигал 50 % [13].

Одновременно с «Восточными Альпами» осуществлялась программа охватывающая западную часть средиземноморского региона и Западные Альпы. Её главная задача заключалась в развитии межрегионального сотрудничества между Францией, Италией и Австрией в области культуры, транспорта и устойчивого развития.

В дополнение к вышеупомянутым инициативам, альпийские регионы принимали участие в других программах финансируемых из фондов ЕС, таких как ЛИДЕР II (Цель 1, 2, 5а и 5б) [14, с. 14-15].

Основываясь на опыте, накопленном в предыдущем периоде финансирования, в годы 2000 - 2006 ЕК положила начало программе международного сотрудничества «Alpine Space», см. табл. 2 [15, с. 25-56].

Таблица 2

Приоритеты и объем финансирования программы «Alpine Space» в период с 2000 по 2006 год

Приоритетные направления финансирования Объем финансирования, млн. евро

1. Популяризация территории «Alpine Space» как конкурентоспособного экономического пространства, привлекательного для жителей 15,8

2. Развитие транспортной сети с особым акцентом на эффективность, интермодальные перевозки и улучшение транспортной доступности 19,4

3. Продуманное руководство в области природы, ландшафта и культурного наследия, предотвращение стихийных бедствий 21,6

4. Оказание административной и технической поддержки 3,6

Общая сумма финансирования программы «Alpine Space» из ЕФРР в годы 2000-2006 составляла 60,4 млн Евро. Наибольшую сумму (21,6 млн Евро) и почти 28 % от общего финансирования, выделено для третьего приоритетного направления, целями которого являлись: сохранение биоразнообразия и культурного наследия; защита населения и технической инфраструктуры от стихийных бедствий путём укрепления сотрудничества и развития системы обмена информацией.

Программа «Alpine Space» была продолжена в последующие годы 20072013, под эгидой Европейского Территориального Сотрудничества (ЕТС). Главной целью «Alpine Space» в этот период являлось повышение конку-

74

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

рентоспособности и привлекательности региона путем разработки совместных решений, гарантирующих оптимальные результаты и необходимых для обеспечения сбалансированного развития.

Объем финансирования программы «Alpine Space» в годы 2007-2013 составлял почти 97,8 млн. евро, что давало около 1,1 % от общего объема инвестиций ЕС, предназначенных на нужды ЕТС [16].

Наибольшую финансовую поддержку в период с 2007 по 2013 год получили два приоритета: первый и третий. Основными задачами первого приоритета являлись: укрепление инновационного потенциала малых и средних предприятий; рациональная эксплуатация культурного наследия, а также использование метрополитальных зон как основы устойчивого развития. Третий приоритет был направлен на охрану окружающей среды, см. табл. 3 [17, с. 70].

Таблица 3

Приоритеты и объем финансирования программы «Alpine Space» в период с 2007 по 2013 год

Приоритетные направления финансирования Объем финансирования, млн. евро

1. Конкурентоспособность и привлекательность «Alpine Space» 32,2

2. Транспортная доступность и связь 27,6

3. Охрана окружающей среды и предотвращение риска 32,2

4. Техническая поддержка 5.9

Сопоставление объема финансирования для периодов 2000-2006 и 20072013 позволяет сделать вывод, что общая сумма средств, предназначенных на реализацию программы «Alpine Space» возросла на 7,7 %. Однако, значительно отличается соотношение вклада Европейского Союза и средств стран-участниц, см. табл. 4 [15, с. 57; 17, с. 70].

Таблица 4

Финансирование программы «Alpine Space» в соответствии с происхождением средств и программным периодом

Источник финансирования Период

2000-2006 гг. 2007-2013 гг.

Вклад ЕС, млн. евро 60,7 97,8

Вклад стран-участниц, млн. евро 60 32,2

Всего, млн. евро 120,7 130

Между 2000 и 2006 годом объём финансирования из бюджетов стран-уча-стниц был равен 49,7 %, а софинансирование из ЕФРР составляло 50,3 % от общей суммы предназначенной на развитие программы «Alpine Space».

В последующем периоде (2007-2013 гг.), это соотношение значительно изменилось: доля национальных ресурсов была снижена до 24,8 %, а доля средств ЕС увеличился до 75,2 %.

Региональная экономика

75

Изменились также и приоритеты программы: продуманное руководство в области природы, ландшафта и культурного наследия (2000-2006) уступило место конкурентоспособности и привлекательности (2007-2013).

Программа «Alpine Space» будет продолжена в 2014-2020 годах. Проект будущей программы базируется на трёх направлениях, а именно: инновационный «Alpine Space», «Alpine Space» - зона пониженной эмиссии двуокиси углерода и «Alpine Space» - привлекательное место жительства. Бюджет и приоритеты программы являются предметом оживлённой дискуссии, в которой принимают участие представители ЕК, руководящие органы стран и регионов, неправительственные организации, а также жители [18].

Принимая во внимание успех «Alpine Space», 23 мая 2013 года Европейский Парламент принял резолюцию, призывающую к разработке макрорегиональной стратегии для альпийского региона [19]. Европейская Стратегия Альпийского Региона (EUSAR) должны быть подготовлена до конца июня 2015 года [20].

Положительные результаты программы «Alpine Space» вдохновили Чехию, Польшу, Румынию, Сербию, Словакию, Украину и Венгрию к подписанию в 2003 году Карпатской Конвенции главной задачей которой является устойчивое развитие Карпат [21].

Как показывает пример программы «Alpine Space», горные регионы являются предметом особой заинтересованности политики сплочения Европейского Сообщества, что выражается, в частности, увеличением финансовых средств, предназначенных на реализацию программы. Можно предположить, что опыт накопленный при реализации программы «Alpine Space» будет использован в целях выравнивание уровня развития и в иных горных регионах.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Investing in Europe’s future. Fifth report on economic, social and territorial cohesion [Электронный ресурс]. - URL: http://ec.europa.eu/regional_po-licy/sources/docoffic/official/reports/cohesion5/pdf/5cr_en.pdf. (дата обращения: 09.05.2015).

2. Koncepcja Przestrzennego Zagospodarowania Kraju 2030 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mir.gov.pl/rozwoj_regionalny/pohtyka_przestrzen-na/kpzk/strony/koncepcja_przestrzennego_zagospodarowania_kraju.aspx (дата обращения: 09.05.2015).

3. Europe's ecological backbone: recognising the true value of our mountains [Электронный ресурс]. - URL:http://www.eea.europa.eu/publications/europes-ecological-backbone (дата обращения: 09.05.2015).

4. Agenda 21. United Nations Conference on Environment & Development [Электронный ресурс]. - URL: http://sustainabledevelopment.un.org/content/ documentsMgenda21.pdf (дата обращения: 09.05.2015).

5. On Economic and Social Problems of Mountain Regions [Электронный ресурс]. - URL: https://wcd.coe.int/com.instranet.InstraServlet?command=com.

76

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

instranet.CmdBlobGet&InstranetImage=590032&SecMode=1&DocId=648358& Usage=2 (дата обращения: 09.05.2015).

6. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union [Электронный ресурс]. - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:C:2010:083:FULL&from=PL (дата обращения: 09.05.2015).

7. http://ec.europa.eu/regional_policy/glossary/mountain_areas_en.cfm (дата обращения: 09.05.2015).

8. Czapiewski K., Niew^glowska G., Stolbova M. Obszary o niekorzystnym gospodarowaniu w rolnictwie. Stan obecny i wnioski na przyszlosc [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ierigz.waw.pl/publikacje/raporty-programu-wi-eloletniego-2005-2009/1314186553 (дата обращения: 09.05.2015).

9. Mountain Areas in Europe: Analysis of mountain areas in EU member states, acceding and other European countries [Электронный ресурс]. - URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/studies/pdf/montagne/moun t1.pdf (дата обращения: 09.05.2015).

10. Regional typologies overview [Электронный ресурс]. - URL: http://epp. eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/Regional_typologies_overview (дата обращения: 09.05.2015).

11. ESPON Atlas. Mapping the structure of the European territory [Электронный ресурс]. - URL: http://www.espon.eu/export/sites/default/Documents/ Publications/ESPON2006Publications/ESPONAtlas/final-atlas_web.pdf (дата обращения: 09.05.2015).

12. Alpine Space Programme. INTERREG III B Community Initiative [Электронный ресурс]. - URL: http://www.alpine-space.org/uploads/media/ CIP-_Alpine_Space.pdf (дата обращения: 09.05.2015).

13. http://ec.europa.eu/regional_policy/archive/interreg3/inte2/pdit2_en.htm (дата обращения: 09.05.2015).

14. Alpine Space Programme. INTERREG III B Community Initiative. Final Version [Электронный ресурс]. - URL: http://www.salzburg.gv.at/pdf-cip_alpi-ne_space_approved_version_dec_2001.pdf (дата обращения: 09.05.2015).

15. Programme Complement. INTERREG III B Community Initiative. Alpine Space Programme [Электронный ресурс]. - URL: http://db.formez.it/Fonti Nor.nsf/bccbd4ef412a77a1c1256c07002be0bf/C10FF44E4CF34D3CC1256F420 04E39B0/$file/CDP_Spazio%20Alpino_02-04.pdf (дата обращения: 09.05.2015).

16. Operational Programme «Alpine Space» [Электронный ресурс]. - URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/country/prordn/details_new.cfm?LAN=7&gv_ PAY=DE&gv_reg=ALL&gv_PGM=1258&gv_per=2&gv_defL=7 (дата обращения: 09.05.2015).

17. European Territorial Cooperation 2007-2013. Operational Programme Alpine Space [Электронный ресурс]. - URL: http://www.alpinespace.eu/uploads/ media/Operational_Programme_ASP_01.pdf (дата обращения: 09.05.2015).

Региональная экономика

77

18. Alpine Space Programme. European Territorial Cooperation 2014-2020. Operational Programme (draft) [Электронный ресурс]. - URL: www.alpine-space.eu/fileadmin/media/2014-2020/OP_draft_Chap_1-2-8.pdf (дата обращения: 09.05.2015).

19. European Parliament resolution on a macro-regional strategy for the Alps, European Parliament 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.europarl. europa.eu/sides/getDoc.do?type=MOTION&reference=P7-RC-2013-0190&lan-guage=EN (дата обращения: 09.05.2015).

20. Conclusions, European Council 2013 [Электронный ресурс]. - URL: www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ec/140245.pdf (дата обращения: 09.05.2015).

21. http://www.carpathianconvention.org/national-focal-points-26.html (дата обращения: 09.05.2015).

ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Молвинских Н.А.*

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

В статье дано понятие инвестиционной стратегии муниципального образования, рассмотрены основные преимущества стратегического развития.

Ключевые слова: муниципальное образование, инновация, инвестиционная стратегия муниципального образования.

В настоящее время стали популярны такие понятия, как «инновационная политика», «инновационное развитие муниципального образования». Под понятием «инновации» здесь подразумеваются уже не только результаты НИОКР, но и новые методы развития экономики территории, переход от экстенсивного развития к интенсивному на базе нововведений.

Существует множество методов инновационного развития муниципального образования, одним из них является создание инвестиционной стратегии муниципального образования.

Инвестиционная стратегия муниципального образования - это долгосрочный комплексный план привлечения и развития бизнеса на территории муниципального образования и практические меры по его осуществлению. Ее целью является решение проблемы экономической и социальной стабильности и развития муниципального образования в условиях нарастающего дисбаланса между превышением обязательств по развитию инфра-

Магистрант кафедры Финансов, денежного обращения и кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.