Научная статья на тему 'Прогнозная оценка пространственных диспропорций в энергетической обеспеченности макрорегионов России в 2030 г'

Прогнозная оценка пространственных диспропорций в энергетической обеспеченности макрорегионов России в 2030 г Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
218
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / МАКРОРЕГИОНЫ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ / ПРОГНОЗ / POWER PROVISION / MACRO REGIONS / SPATIAL DISPARITY / FORECAST

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Лукашов Г. А.

В статье с использованием предлагаемого методического инструментария приводятся прогнозные оценки пространственных диспропорций в электроэнергетической обеспеченности России в 2030 году и вызванных ими экономических последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Лукашов Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Predictive estimate of the spatial disparity in power provision of Russian macro regions in 2030

Applying the proposed methodological tools, the author produces predictive estimates of the spatial disparity in the power supplies of Russia in 2030, and considers its economic consequences.

Текст научной работы на тему «Прогнозная оценка пространственных диспропорций в энергетической обеспеченности макрорегионов России в 2030 г»

Прогнозная оценка пространственных диспропорций в энергетической обеспеченности макрорегионов России в 2030 г.

Г.А. Лукашов

Экономическое развитие территориальных образований любого иерархического уровня, в том числе макрорегионов, в значительной степени определяется уровнем их энергетической обеспеченности, что отмечал еще П.Л. Капица: «... экономическое развитие страны частично детерминируется уровнем энерговооруженности на одного работника». То есть объем энергетической обеспеченности территориального образования ограничивает максимально возможный объем результирующих параметров его развития, в частности ВРП, при заданном уровне энергоэффективности экономики. Обеспеченность складывается из блока привлечения энергетических ресурсов извне и блока собственного обеспечения или, иными словами, самообеспеченности.

Факт наличия диспропорций в энергетическом обеспечении регионов и макрорегионов подтверждается некоторыми отечественными исследованиями, проводимыми ведущими специализированными научными институтами страны: Институтом систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН (в частности, в работах члена-корреспондента РАН Н.И. Воропая), Институтом энергетической стратегии (например, в работах д.т. н. В.В Бушуева, д.э.н. Ю.К. Шафраника, д.э.н. А.М. Мастепанова), Институтом экономики УрО РАН (в частности, в работах академика РАН А.И. Татаркина, д.э.н. Куклина А.А.).

В Энергетической стратегии России на период до 2030 г. также в качестве основной проблемы в сфере региональной энергетической политики выделен «остающийся значительным уровень диспропорций в обеспеченности регионов энергоресурсами»1. Таким образом, выявление и оценка пространственных диспропорций в энергетической обеспеченности макрорегионов России являются основой для управления пространственным развитием страны. Объявленная цель определила постановку и решение следующих задач:

1. Разработать применительно к макрорегиону как одной из форм организации экономического пространства методику оценки уровней электроэнергетической обеспеченности.

2. Предложить схему экономической оценки результатов пространственных диспропорций в электроэнергетической обеспеченности макрорегионов.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. № 1715-р «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года».

3. Просчитать пространственные диспропорции в электроэнергетической обеспеченности макрорегионов России на 2030 гг. и спрогнозировать вызванные ими экономические последствия.

Одним из наиболее значимых для экономического развития современного государства энергетических ресурсов является электроэнергия. Ниже представлена методика оценки электроэнергетической обеспеченности макрорегионов России. Однако перед этим хотелось бы отметить следующее. В российской науке существует методика, позволяющая количественно оценить энергетическую (и в частности электроэнергетическую) обеспеченность регионов. Она была разработана в Институте экономики Уральского отделения РАН в конце 1990-х гг.2. Позже методика дорабатывалась и адаптировалась к изменяющимся условиям функционирования энергетики. В развитии методики также участвовал научный коллектив Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Сибирского отделения РАН3.

Предлагаемая методика отличается введением дифференцированного подхода к оценке уровней обеспеченности макрорегионов в зависимости от типа их энергетических систем и предназначена для применения на уровне макрорегионов, т.к. учитывает их специфику. Методика базируется на следующих принципах:

• оценка обеспеченности осуществляется на комплексной основе путем рассмотрения двух групп параметров — обеспеченности мощностью и электроэнергией;

• для количественной идентификации данных параметров предлагается использовать три коэффициента, характеризующих обеспеченность мощностью, и два показателя — электроэнергией;

• формулы для расчетов показателей обеспеченности разработаны таким образом, чтобы их можно было применять на существующей статистической базе;

• методика предполагает дифференцированный подход к оценке обеспеченности макрорегионов с различными типами энергосистем: а) открытых бездефицитных, б) открытых дефицитных, в) изолированных бездефицитных и г) изолированных дефицитных.

С учетом данных предпосылок методика оценки уровней электроэнергетической обеспеченности макрорегионов может быть сформирована из четырех блоков. В первом блоке осуществляется определение вида макрорегиона (типа районирования) для оценки посредством выбора группировки по административному (федеральные округа), экономическому (экономические районы), энергетическому (ОЭС) принципам. Во втором блоке определяется временной период оценки. В третьем блоке производятся расчеты для оценки уровней электроэнергетической обеспеченности макрорегионов с использованием предлагаемых показателей. В их числе:

2 Татаркин А.И., Львов Д.С., Куклин А.А. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 276 с.

3 Надежность топливо- и энергоснабжения и живучесть систем энергетики регионов России / Под науч. ред. Н.И. Воропая, А.И. Татаркина. Екатеринбург.: Изд-во Урал. ун-та, 2003. 392 с.

1) коэффициент обеспеченности рабочей мощностью (К^). Соотнеся рабочую мощность с нагрузкой, получаем показатель, который служит оценкой обеспеченности макрорегиона функционирующими объектами генерации электроэнергии при фактическом максимуме нагрузке.

Для макрорегиона с открытой бездефицитной энергосистемой коэффициент обеспеченности рабочей мощностью (К^ ОбД), рассчитывается из выражения вида:

_м;а6+дп1_ м;а6+дп‘

10бД Н‘ Н^ + Эксп^ ,

где М^аб — мощность энергосистемы рабочая во временном периоде 1, МВт; ДП — допустимый переток мощности во временном периоде 1, МВт; Н1 — максимум нагрузки за временной период 1, МВт; Н1собств — максимум собственной нагрузки за временной период 1, МВт; Эскп1М — экспорт мощности (в другие страны) на день максимума нагрузки за временной период 1, МВт.

При значении К^>1 макрорегион обеспечен рабочей мощностью, при К11<1 существует дефицит рабочей мощности. При недостаточности электрогенерирующих мощностей макрорегион будет испытывать ограничение, приводящее к потерям ВРП.

В макрорегионе с изолированной системой объем включенной мощности равен максимуму нагрузки при условии нормальной работы энергосистемы. Выражение (1) для макрорегиона с изолированной бездефицитной энергосистемой (К11 ИбД) примет следующий вид:

ми М^ + РЬ М ^ Р‘ Р^ (2)

к1-ибд-Н1 - Н1 +Н1 н* (2)’

собств собств собств собств собств

где М1 — мощность энергосистемы включенная на день максимума нагрузки

за временной период 1, МВт; Р1 — резерв мощности энергосистемы на день максимума нагрузки за временной период 1, МВт.

Для макрорегионов с дефицитными энергосистемами при расчете коэффициента обеспеченности рабочей мощностью (К11 ОД и К11 ) вместо максимума

нагрузки следует использовать значение потребности во включенной мощности (П1 );

4 Мвкл' ’

2) коэффициент обеспеченности резервом мощности (К12), рассчитываемый через выражение вида:

Р‘

К2=^--------------;--- (3),

Р‘ +Р‘

расч.опер. расч. стран

где Р1 опер — расчетный резерв мощности энергосистемы оперативный для

временного периода 1, МВт; Р1 — расчетный резерв мощности энергосис-

1 1 ^ расч. страт. 1 11 ' 1

темы стратегический для временного периода 1, МВт.

Равенство К2=1 отражает поддержание в макрорегионе нормативных значений объема резерва мощности. Значение К2>1 сигнализирует о нерациональ-

но большом объеме резерва мощности. Для макрорегиона с дефицитной энергосистемой (Р^0) нет смысла рассчитывать коэффициент К^.;

3) коэффициент обеспеченности установленной мощностью (К3). В выражении (4), исходя из соотношения установленной мощности и потребности в ней, рассчитывается коэффициент обеспеченности установленной мощностью для макрорегиона с открытой энергосистемой (Ю3 О):

_ +дп1 о[++дгт _ оч м;а6+м;^+дгт (4)

3-0 тг1 ттЧ /•\1 . тт1 . ( ^

Муст Муст собств расч.полный

где М1 — мощность энергосистемы, установленная на день максимума нагруз-

ки за временной период 1, МВт; №Муст — максимум потребности в установленной мощности за временной период 1, МВт; О1 — ограничение мощности на день максимума нагрузки за временной период 1, МВт; М1 — мощность энер-

госистемы, находящаяся в ремонте на день максимума нагрузки за временной период 1 (ремонтная мощность), МВт; Р1 „ — расчетный резерв мощности

1 ' ' расч. полный 1 11 '

энергосистемы полный для временного периода 1, МВт.

Для макрорегиона, обладающего изолированной энергосистемой, выражение примет следующий вид:

. м* о4м‘ о‘+м‘+м‘ 04 М‘ +Р‘ .

ТУ*! __ уст ___ ______Расп _ ________Р30___рем _ ВКЛ ПОЛНЫЙ /г\

з и П* П4 П* о‘ +н‘ +р1 (),

Муст Муст Муст собств расч.полный

где Р рем — расчетный резерв мощности энергосистемы ремонтный для временного периода 1, МВт; Р1полный — фактический резерв мощности энергосистемы полный на день максимума нагрузки за временной период 1, МВт.

К13 служит обобщающим коэффициентом обеспеченности территории мощностью, а К11 и К12 отражают отдельные ее аспекты — рабочую мощность и резерв;

4) коэффициент самообеспечения электроэнергией (К4). Он отражает степень фактического удовлетворения потребностей экономического пространства макрорегиона в электроэнергии, за счет генерации на электростанциях, находящихся на данной территории:

к* _ В^н -Пер^л/эн -Эксп^3„ _ Маки -Перм -Экспм (6),

4 ЭлП‘ Н^бсг,

где В1эл/эн — выработка электроэнергии за временной период 1, тыс. кВт*ч; Пер1эл/эн — переток электроэнергии в другие регионы страны за временной период 1, тыс. кВт*ч; Эксп1 — экспорт электроэнергии (в другие страны) за временной

период 1, тыс. кВт*ч; Пер1М — переток мощности в другие регионы страны, МВт.

Для изолированных макрорегионов нет смысла рассчитывать К14, т.к. в них существует баланс между производством и потреблением электроэнергии.

В последнем блоке выбираются наиболее наглядные способы отражения полученных результатов (таблица, диаграмма и т.д.). Алгоритм оценки электроэнергетической обеспеченности макрорегионов в виде блок-схемы представлен на рис. 1.

I. Определение вида макрорегионов

II. Выбор временного периода оценки (1)

III. Расчет коэффициентов обеспеченности

1 Да/ ’

Расчет К*1_0д

1 '

Расчет К‘3_о

Расчет К‘4

Расчет К*з_о Ж

Расчет К 4

IV. Вывод уровней обеспеченности

Рис. 1. Алгоритм оценки электроэнергетической обеспеченности макрорегионов

Для характеристики уровня пространственной диспропорциональности макрорегионов России по показателям электроэнергетической обеспеченности следует использовать статистические индикаторы вариации, такие как размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия и др. Для оценки диспропорциональности лучше всего подходит расчет вариативности коэффициента обеспеченности установленной мощностью как интегрального показателя электроэнергетической обеспеченности.

Выполним прогнозную оценку электроэнергетической обеспеченности макрорегионов России. Под макрорегионами подразумеваются объединенные энергосистемы. Горизонт прогноза — 2030 г. Для выполнения прогнозной оценки нам потребуется прогноз энергоэкономических характеристик макрорегионов России. Данный прогноз представлен в материалах АПБЭ, в первую очередь в «Сценарных условиях развития электроэнергетики на период до 2030 года» и «Прогнозном балансе развития электроэнергетики на период 2011-2020 гг. и перспективу до 2030 г. (Проект)». Используя разработанную нами методику и прогнозные данные АПБЭ, представим прогнозную оценку электроэнергетической обеспеченности макрорегионов России в 2030 г.

1. Коэффициент обеспеченности рабочей мощностью (^^ В целом для России объем рабочей мощности будет достаточен для покрытия совмещенной нагрузки макрорегионов и экспортной выдачи мощности. Наибольший коэффициент обеспеченности прогнозируется в макрорегионе Восток. В Центре, Средней Волге, Урале и Северо-Западе объемы рабочей мощности

будут позволять удовлетворять соответствующие нагрузки. Два макрорегиона будут иметь дефицит рабочей мощности во время максимума собственной нагрузки, совмещенного с экспортом. Ими являются Юг и Сибирь. Таким образом, прогнозируется, что данные макрорегионы останутся энергодефицитными (табл. 1). Что повлечет за собой необходимость передачи электроэнергии для покрытия их потребностей. Все это означает то, что к 2030 г. диспропорции в электроэнергетической обеспеченности макрорегионов России будут существовать.

Таблица 1

Прогноз обеспеченности рабочей мощностью и объемов резервов мощности макрорегионов России в 2030 г.

Макрорегионы Нагрузка, МВт [1] Допустимый переток, МВт [2] Рабочая мощность, МВт [3] Резерв мощности, МВт [4] К\ [5= (2+3) /1]

Россия 246 396 6000 280 500 34 104 1,17

- Центр 57 326 2100 65 205 7878 1,18

- Средняя Волга 25 050 2600 27 649 2599 1,23

- Урал 53 267 2000 60 494 7227 1,18

- Северо-Запад 24 586 900 28 441 3855 1,20

- Юг 24 242 3000 23 762 0 1,13

- Сибирь 57 763 3000 54 451 0 1,00

- Восток 12 647 50 16 900 4253 1,34

Рассмотрим статистические показатели вариации значений коэффициента обеспеченности рабочей мощностью. Размах вариации составляет 0,39 пункта. Среднее линейное отклонение равно 0,09 пункта. По сравнению с 2009 г. прогнозная асимметричность К*1 заметно снизилась: и размах вариации, и среднее линейное отклонение уменьшились примерно на 60%.

Согласно предлагаемой методике оценки электроэнергетической обеспеченности нет смысла в расчете К*2 для макрорегионов Юг и Сибирь, т.к. они не имеют резерва мощности.

2. Коэффициент обеспеченности резервом мощности (К*2). Прогнозируется, что в 2030 г. останется только один макрорегион, имеющий резерв мощности в недостаточном объеме (кроме Юга и Сибири, не обладающих им вовсе) — Урал. Что касается северо-западного макрорегиона, то он не только достигнет уровня достаточности резерва, но и превзойдет его. Как уже было написано, превышение К*2 единицы является излишним и, следовательно, расточительным. В ОЭС Центра, Средней Волги и Востока уровень обеспеченности также существенно превышает нормативное значение. В целом по России прогнозируется, что уровень обеспеченности резервом мощности будет несколько превышать расчетное значение (табл. 2).

Таблица 2

Прогноз обеспеченности резервом мощности макрорегионов России

в 2030 г.

Резерв мощности, МВт [1] Расчетный резерв мощности, стратегический и оперативный, МВт [2] < [3=1/2]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия 34 104 28 439 1,20

- Центр 7878 4427 1,78

- Средняя Волга 2599 1681 1,55

- Урал 7227 10 129 0,71

- Северо-Запад 3855 3175 1,21

- Восток 4253 1618 2,63

Прогнозируется снижение территориальной колеблемости показателя Ю:2 со временем. Размах вариации ряда данных составит в 2030 г. 1,75 пункта, уменьшившись с 2009 г. на 68%. Среднее линейное отклонение снизится еще больше — на 78%, с 1,95 до 0,43 пункта.

3. Коэффициент обеспеченности установленной мощностью (К*3). В 2030 г. предполагается, что в макрорегионе Восток сохранится существенное превышение установленной мощности электростанций над потребностью в ней. Прогнозируется, что макрорегионы Центр и Средняя Волга останутся энергоизбыточными. Средневолжский макрорегион перестанет быть наиболее энергоизбыточным макрорегионом среди параллельно работающих ОЭС, отдав лидирующее положение центральному макрорегиону (табл. 3).

Таблица 3

Прогноз обеспеченности установленной мощностью макрорегионов России

в 2030 г.

Макрорегионы Установленная мощность, МВт [1] Допустимый переток, МВт [2] Потребность в установленной мощности, МВт [3] [4= (1+2) /3]

Россия 332 181,6 6000 336 499 1,00

- Центр 71 078,4 2100 71 969 1,02

- Средняя Волга 34 558,8 2600 36 783 1,01

- Урал 66 511,2 2000 69 983 0,98

- Северо-Запад 34 110,0 900 34 865 1,00

- Юг 29 644,8 3000 33 789 0,97

- Сибирь 76 105,2 3000 81 894 0,97

- Восток 20 173,2 50 18 766 1,08

Северо-Запад предположительно будет единственным макрорегионом со сбалансированными возможностями-потребностями, ведь коэффициент обеспеченности установленной мощностью равен в ней единице. Урал останется в 2030 г. энергодефицитным. Дефицит будет заключаться не в нехватке рабочей мощности, а в недостаточности резервов мощности. Еще два дефицитных макрорегиона не будут обладать даже достаточными объемами рабочей мощности для удовлетворения потребностей, отнесенных к ним территорий. И данные макрорегионы, как уже было отмечено при анализе К*1, имеют разнонаправленные тенденции. Обеспеченность Юга будет увеличиваться: К*3 повысится с 0,91 в 2009 г. до 0,97 в 2030 г. В сибирском макрорегионе, наоборот, будет происходить дальнейшее снижение: К:3 снизится с 0,99 в 2009 г. до 0,97 в 2030 г. В целом Россия предположительно станет сбалансированной по коэффициенту обеспеченности К*3.

По значениям обобщающего коэффициента обеспеченности установленной мощностью можно сделать однозначный вывод о прогнозируемом снижении асимметричности территорий России по данному аспекту. Разброс в ряде данных будет составлять 0,11 пунктов, снизившись по сравнению с 2009 гг. на 65%. Уменьшится к 2030 г. на 75% (до 0,03 пункта) среднее линейное отклонение.

4. Коэффициент самообеспечения электроэнергией (К‘4).Как уже было написано, К*4 отражает степень фактического удовлетворения потребностей экономического пространства в электроэнергии, за счет генерации на электростанциях, находящихся на данной территории, и он не может быть больше 1. Значение единицы у коэффициента самообеспечения электроэнергией в 2030 г. прогнозируется только в двух макрорегионах — Центр и Восток. Это означает то, что данные макрорегионы в 2030 г. будут полностью удовлетворять свои электроэнергетические потребности за счет собственной генерации (табл. 4).

Таблица 4

Прогноз самообеспечения электроэнергией макрорегионов России

в 2030 г.

Макрорегионы Производство электроэнергии, млрд кВт*ч [1] Переток электроэнергии в другие энергосистемы и экспорт, млрд кВт*ч [2] Потребление электроэнергии, млрд кВт*ч [3] к1 [4= (1-2) /3]

Россия 1577,6 102,6 1476,1 1,00

- Центр 357,0 20,3 336,6 1,00

- Средняя Волга 153,6 5,0 153,7 0,97

- Урал 386,3 24,3 367,6 0,98

- Северо-Запад 151,8 15,7 137,5 0,99

- Юг 126,7 2,8 131,3 0,94

- Сибирь 329,4 48,2 305,3 0,92

- Восток 72,8 28,8 44,2 1,00

Восток по-прежнему останется единственным макрорегионом, который не будет получать электроэнергию не только из других стран, но и из других энергосистем России. Причина высокого значения К*4 у параллельно работающего центрального макрорегиона заключается в большой удельной доле атомных электростанций в структуре генерирующей мощности. А как известно, снижать выработку на АЭС технологически затруднительно и экономически крайне невыгодно. На том же уровне останется К*4 и в ОЭС Средней Волги. В южном макрорегионе прогнозируется наивысший темп роста коэффициента самообеспечения. Как и раньше, дефицит макрорегиона будет восполняться за счет ОЭС Центра и Средней Волги. Сибирь — единственный макрорегион, в котором прогнозируется падение уровня коэффициента самообеспечения электроэнергией. Россия предположительно станет почти полностью самообеспечивать потребности своего экономического пространства электроэнергий (К*4=1,00). К 2030 г. планируется отказаться от импорта, за исключением некоторых режимных перетоков в основном из Грузии и Азербайджана в размере около 1 млрд кВт*ч.

Наглядно результаты проведенного прогноза представлены на карте, выполненной в геоинформационной системе, на рис. 2. Территории изолированных энергосистем имеют на карте России белую заливку.

Проведем группировку макрорегионов по уровням обеспеченности (табл. 5).

Таблица 5

Группировка макрорегионов России по прогнозному уровню обеспеченности в 2030 г.

Дефицитные (К3<1) Недефицитные (К3>1)

Дефицит рабочей мощности (К1<1) Дефицит собственной рабочей мощности (Мраб^Н) Дефицит резерва мощности (К2<1) Сбалансированные (К3=1) Избыточные (К3>1)

- Юг и Сибирь Урал Северо-Запад Центр, Средняя Волга и Восток

В течение 2009-2030 гг. только один макрорегион предположительно сменит группу: Северо-Запад перейдет из дефицитных макрорегионов в недефицитные сбалансированные.

По результатам проделанного анализа можно сделать следующие выводы.

Все макрорегионы России предположительно будут обеспечены в 2030 г. как рабочей мощностью, так и электроэнергией (К1>1). Поэтому ограничения роста макрорегиональных ВРП со стороны энергетического обеспечения не будет.

Прогнозируется, что в 2030 г. обладать энергетической самообеспеченностью (К2>1) будут макрорегионы Центр, Северо-Запад, Средняя Волга и Восток. Дефицитными будут территории Урала, Юга и Сибири. Последние две энергосистемы предположительно будут иметь нехватку собственной рабочей мощности во время максимума собственной нагрузки. В Уральском макрорегионе прогнозируется недостаточность резерва мощности по отношению к нормативному значению.

До 2030 г. для всех макрорегионов России прогнозируется стремление коэффициента обеспеченности установленной мощностью к единице, за исключением Сибири. В данном макрорегионе ситуация с обеспеченностью будет ухудшаться. Предположительно пространственные диспропорции в энергетической обеспеченности макрорегионов России будут постепенно снижаться. Среднее линейное отклонение значений коэффициента обеспеченности установленной мощностью уменьшится на 75% по сравнению с 2009 г. Однако две существовавшие в 2009 г. пространственные диспропорции (Средняя Волга и Центр - Юг; Урал - Сибирь), по прогнозу, останутся.

Стремиться к уменьшению всех пространственных диспропорций в электроэнергетической обеспеченности макрорегионов — неоправданно. Опыт более чем 40-летней работы ЕЭС России показал, что создание целостной единой системы, несмотря на относительную слабость сетевых связей Европейская часть России - Сибирь и Сибирь - Восток, дает ощутимую экономию затрат на производство электроэнергии за счет эффективного управления перетоками электрической энергии и способствует надежному энергоснабжению страны. Но часть диспропорций являются необоснованными и создают больше потерь для национальной экономики, нежели выгод. Именно их необходимо стараться минимизировать при планировании пространственного развития страны.

Для определения экономического эффекта пространственных диспропорций было принято решение обратиться к такому универсальному для подобных задач аппарату, как энергоэкономическому описанию территорий. Он получил свое становление в работах Кржижановского Г.М., в дальнейшем был развит А.Е. Пробстом и В.А. Шелестом и успешно реализовывался для решения практических задач по рациональному размещению топливно-энергетического комплекса по территории СССР. Данный аппарат был адаптирован к решению задач по экономической оценке пространственных диспропорций в электроэнергетической обеспеченности макрорегионов и модифицирован под современную послереформенную организацию электроэнергетики. А именно к тому, что с сентября 2006 г. окончательно закрепилась на энергетическом рынке отдельная торговля двумя товарами: электрической энергией и мощностью. Россия приняла американскую модель энергетического рынка. Поэтому в разработанном методическом инструментарии отдельно учитывается себестоимость электроэнергии и мощности.

Необходимо оценить результаты (потери или выгоды) национальной экономики от существования асимметрии. Результаты рассчитываются с позиции потерь национальной экономики в целом. Пространственные диспропорции заключаются в необходимости покрытия электроэнергетических потребностей энергодефицитных макрорегионов. Существуют три формы покрытия: прямой переток из соседних макрорегионов, транзитный переток из соседних ОЭС через сети других государств, импорт электроэнергии. Прогнозируется, что в 2030 г. для покрытия потребностей макрорегионов Юга и Сибири будет использоваться только одна форма — прямой переток из соседних ОЭС.

К результатам следует отнести разницу между себестоимостью электроэнергии в принимающем и передающем макрорегионах при прямом перетоке электроэнергии из соседних макрорегионов. Себестоимость электроэнергии

Обозначения на карте:

К1 - коэффициент обеспеченности рабочей мощностью;

К4 | К2 - коэффициент обеспеченности резервом мощности;

КЗ - коэффициент обеспеченности установленной мощностью; К4 - коэффициент самообеспечения электроэнергией.

Макрорегионы:

К1 І К2

КЗ

- недефицитные;

- с дефицитом резерва;

- с недостатком внутренних возможностей.

Рис. 2. Прогноз электроэнергетической обеспеченности макрорегионов России в 2030 г.

в макрорегионах различается в два с половиной раза. Поэтому затратно передавать электроэнергию из района, где ее производство дороже, в район, где дешевле. То же касается и такой энергоэкономической характеристики макрорегиона, как «постоянные издержки» или, другими словами, себестоимость мощности. В нее включаются прежде всего амортизационные отчисления и зарплата персонала. При транспортировке электроэнергии часть ее теряется. Безусловно, стоимость потерянной электроэнергии следует отнести к издержкам.

Удельный результат пространственных диспропорций в электроэнергетической обеспеченности, связанный с прямым перетоком электроэнергии из соседних макрорегионов (Рпр), можно найти из выражения вида:

Р =Сст —Сет — Кп*Сст +П — П (7)

пр прин пер пер прин пер V />

где Сстпер и Сстприн — средневзвешенная по макрорегиону себестоимость производства 1 МВт электроэнергии в передающем и принимающем районе соответственно, руб./МВт*ч; Ппер и Пприн — средневзвешенные по макрорегиону постоянные издержки на 1 МВт за час в передающем и принимающем районе соответственно, руб./МВт*ч.

Из выражения (7) находим результаты за 1 МВт*ч. Если Р положителен, то, значит, диспропорция является экономически обоснованной и приносит выгоду российской экономике (в случае размещения электростанций в макрорегионе с более благоприятными энергоэкономическими характеристиками) и наоборот. Оценим результаты пространственных диспропорций в электроэнергетической обеспеченности макрорегионов России.

Прогнозируется, что в 2030 г. для покрытия потребностей макрорегионов Юга и Сибири из соседних макрорегионов будет осуществляться передача недостающего объема электроэнергии. С помощью выражения (7) оценим результаты пространственных диспропорций в электроэнергетической обеспеченности (табл. 6).

Таблица 6

Прогнозная экономическая оценка удельных результатов пространственных диспропорций в электроэнергетической обеспеченности макрорегионов России в 2030 г.

Направление перетока электроэнергии Центр - Юг Средняя Волга - Юг Урал - Сибирь

Себестоимость эл/эн в передающем макрорегионе, руб./МВт*ч 1173,60 1071,00 1377,00

Себестоимость эл/эн в принимающем макрорегионе, руб./МВт*ч 1617,30 1617,30 360,00

Коэффициент потерь в сетях 0,043 0,043 0,037

Постоянные издержки в передающем макрорегионе, руб./МВт*ч 420,20 385,45 212,95

Постоянные издержки в принимающем макрорегионе, руб./МВт*ч 335,64 335,64 181,50

Удельные результаты, руб./МВт*ч 290,60 433,86 -1107,28

Найдем абсолютные результаты, прогнозируемые в 2030 г. (табл. 7).

Таблица 7

Прогнозная экономическая оценка абсолютных результатов пространственных диспропорций в электроэнергетической обеспеченности макрорегионов России в 2030 г.

Направление перетока электроэнергии Центр - Юг Средняя Волга - Юг Урал - Сибирь

Удельные результаты, руб./МВт*ч 290,60 433,86 -1107,28

Прием эл/эн для покрытия дефицита, млн МВт*ч 1,134 1,315 18,937

Абсолютный результат, млн руб. 329,5 570,5 -20 968,5

Дисконтированный результат, млн руб. 166,6 288,3 -10 597,6

Итого результат, млн руб. -20 068,4

Итого дисконтированный результат, млн руб. -10 142,7

Прогноз результатов пространственных диспропорций в электроэнергетической обеспеченности макрорегионов России в 2030 г. представлен ниже.

С учетом коэффициента дисконтирования выгода от пространственных диспропорций составит 455 млн руб. Она сложится из преимуществ производства и передачи электроэнергии из макрорегионов Центра и Средней Волги на Юг.

Издержки от пространственных диспропорций с учетом дисконта составят 10 600 млн руб., увеличившись по сравнению с 2009 г. в 4,4 раза. Это объясняется и прогнозируемым увеличением разницы между энергоэкономическими характеристиками территорий и повышением объема перетока электроэнергии из Уральского макрорегиона в Сибирь.

Результат пространственных диспропорций в электроэнергетической обеспеченности макрорегионов России превысит с учетом коэффициента дисконтирования 10 млрд руб.

Таким образом, выявленные в результате прогнозных расчетов негативные тенденции предопределяют выбор предупредительных мер, которые должны быть учтены при разработке комплекса приоритетов управления пространственного развития. В числе этих мер:

- повышение энергетической обеспеченности Сибирского макрорегиона. Обеспеченность выгодно повышать даже сверх балансового уровня для создания излишка мощности до уровня, соответствующего требованиям энергетической безопасности и пропускной способности электрических сетей. Сибирь должна не только обеспечивать потребности своего экономического пространства, но и частично снабжать электроэнергией соседний Уральский макрорегион;

- усиление пропускной способности межмакрорегиональных электрических связей для объединения первой (европейской) и второй (сибирской) ценовой зоны энергетического рынка;

- повышение электроэнергетической самообеспеченности Южного макрорегиона только до уровня, соответствующего требованиям энергетической безопасности и пропускной способности электрических сетей. Излишек мощности в Центре и Средней Волге, используемый для передачи в макрорегион Юг, будет экономически оправдан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.