Научная статья на тему 'Прогнозируемые перспективы и способы повышения международной туристской привлекательности Камбоджи'

Прогнозируемые перспективы и способы повышения международной туристской привлекательности Камбоджи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / КАМБОДЖА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чхыат Кхунлип

Камбоджа привлекает туристов со всего мира, благодаря удобному географическому расположению и хорошей экологии страны. Камбоджа обладает богатыми рекреационными ресурсами и экзотической природой. При этом в области безопасности и инфраструктуры туризма Камбоджа имеет хорошие перспективы для быстрого и стабильного развития туристической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозируемые перспективы и способы повышения международной туристской привлекательности Камбоджи»

ЧХЫАТ КХУНЛИП

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТУРИСТСКОЙ

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КАМБОДЖИ

Камбоджа привлекает туристов со всего мира, благодаря удобному географическому расположению и хорошей экологии страны. Камбоджа обладает богатыми рекреационными ресурсами и экзотической природой. При этом в области безопасности и инфраструктуры туризма Камбоджа имеет хорошие перспективы для быстрого и стабильного развития туристической отрасли.

В то же время у камбоджийского туризма много проблем:

- слабая туристская инфраструктура, нехватка отелей и гостиных домов для размещения туристов с разным уровнем дохода;

- недостаточный уровень обеспечения туристов услугами общепита соответствующего качества с гарантией безопасности используемых продуктов и воды;

- недостаточно развитая система транспортного сообщения, как внутристранового, так и международного;

- эксплуатация в качестве центра притяжения туристских потоков ограниченное количество достопримечательностей: в основном храмовый комплекс Ангкор Вата, — что ограничивает туристскую привлекательность страны, имеющей и другие туристские объекты, которые, однако, не оснащены необходимой инфраструктурой;

- недостаточно проработанная правовая база, регулирующая деятельность туристических агентств и других субъектов, действующих на рынке туристских услуг;

- нехватка инвестиций в строительство объектов инфраструктуры, разработку новых центров притяжения туристов, восстановление и реставрацию памятников старины;

- отсутствие необходимого уровня специального образования и культуры обслуживания у персонала;

- отсутствие информации о Камбодже как о привлекательном туристическом регионе в средствах массовой информации различных государств, являющихся потенциальными поставщиками туристских потоков;

- не разработана государственная стратегия развития туристской индустрии.

Туризм в Камбодже, как и швейная промышленность, нуждается в государственной поддержке. Ведь до 75 % средств с каждого туристического доллара зарабатываемого в Камбодже поступает в Таиланд или Вьетнам, откуда импортируются свежие овощи, фрукты, цветы, изделия кустарного промысла и упаковки, чтобы камбоджийские товары соответствовали мировым стандартам.

Учитывая роль туризма в экономике Камбоджи, правительству Королевства целесообразно больше оказать содействие продвижению туристических услуг страны на международные рынки, а также расширению ее участия в деятельности международных организаций по туризму и с учетом этого разработать перспективную программу развития туризма.

Одной из основных проблем, требующих пристального государственного внимания для Камбоджи на современном этапе, является человеческий фактор (от самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня обслуживания на местах). Можно уверенно утверждать, что ни в одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства роль межличностных отношений не является столь определяющей, как в туристском бизнесе.

Следствием низкого организационного и общественного статуса кадровых служб, отсутствия моральных и материальных стимулов в деятельности персонала является невысокий профессионализм и крайне низкая культура обслуживания. Работники всех иерархических уровней управления и направлений деятельности в туризме не всегда понимают важность задач совершенствования межличностного общения. Социально-психологическая диагностика, методы регулирования групповых и личных отношений, преодоление конфликтных ситуаций и стрессов, информационное обеспечение системы управления персоналом и клиентами, оценка и подбор кадров, профессиональная

и психологическая адаптация работников, профессионализм и взаимозаменяемость при обслуживании туристов — все эти вопросы стали первостепенными при работе предприятий в условиях рыночных отношений.

В соответствие со вторым пятилетним планом социально-экономического развития (2001-2005 гг.), чтобы достигнуть и сохранить темпы прироста туристической сферы на уровне 20-30% в год, правительство Камбоджи предприняло уже ряд следующих мер, направленных на стимулирование развития туризма:

- введена политика открытого неба «Open sky policy»;

- расширено использование международного наземного и водного транспорта;

- организована выдача виз туристам во время прибытия (на границе), а также многократной визы «Visa K» камбоджийским гражданам, проживающим за границей;

- идет поддержка развития инфраструктуры страны с целью обеспечения туристической сферы;

- модернизируются международные аэропорты (г. Пном Пень и г. Сием Реап), чтобы иметь возможность принимать крупные самолеты, такие как Boing 747, Airbus A-340 и др.;

- Камбоджа участвует в международных выставках с целью создания благоприятного имиджа страны;

- укрепляется законодательная регламентация деятельности в области туризма.

Кроме того, нужно отметить, что для увеличения потока туристов на национальном и региональном уровнях руководство Камбоджи сотрудничает с другими странами в регионе (включая Китай, Мьянму, Лаос, Таиланд и Вьетнам) с целью реализации экотуристической деятельности по реке Меконг.

Доставка туристов к комплексу храма Ангкора Вата осуществляется четырьмя иностранными авиалиниями через Пном Пень и только 10% пребывает непосредственно в Сием Реап, где отдых значительно дешевле, чем в других азиатских странах. Поэтому важной задачей является расширение прямых рейсов из других стран. Сопредельные страны получают доход, продавая сувениры из Камбоджи, чтобы увеличить доходы от туризма. Этим должна заниматься и Камбоджа, поскольку одного великолепного храма для их роста недостаточно.

Немаловажное значение имеет и ценовая политика. Если уровень цен на туристические услуги будет чрезмерно высоким, то сократится число туристов, не окупятся административные затраты. Например, с середины 80-х гг. иностранные гости из Швейцарии сократили продолжительность своего пребывания в стране из-за усиления положения швейцарского франка по отношению к другим валютам, а также из-за относительно высоких цен на товары и услуги [2, с. 9].

Одной из важнейших проблем для туристической сферы в Камбодже является недостаток прямых рейсов из многих европейских стран, в том числе из России. Долететь до Камбоджи, можно лишь через Таиланд, Вьетнам и другие азиатские страны. Поэтому получается, что стоимость авиабилетов из Европы до Камбоджи составляет примерно 1000 дол. США, это довольно высокая цена по сравнению с другими странами в регионе. Стоимость входа для просмотра такой достопримечательности, как храм Ангкор Ват составляет около 25 дол. для одного иностранного туриста. По нашему мнению, эта цена довольно высока для такого уровня обслуживания. Поэтому при определении ценовой политики важно помнить, что и другие страны имеют памятники старины, значит, у международных туристов широкий выбор и любое изменение цен в сторону увеличения может негативно сказаться на количестве прибывающих туристов.

Еще одним направлением расширения туристической деятельности в Камбодже является ее распространение за пределы Пном Пеня и Сием Реапа. Ведь есть красивые храмы в северных областях страны, в настоящее время недоступные для туристов. Доступность этих районов для туристов в сочетании с налаживанием кустарного промысла могли бы увеличить поток туристов в страну. Для этого должны быть приняты программы по подготовке кадров, аккредитации, созданию условий для развития народных промыслов, поскольку туроператоры не могут решить эти проблемы без помощи государства.

Туризм в силу вовлеченности в него огромного количества людей и ресурсов не может оставаться без специальных правовых, организационных, экономических средств воздействия, в том числе с целью обеспечения социальной защиты населения. Поэтому государственное регулирование туризма связано с требованиями, отражающими интересы общества в целом [1, с. 6].

Традиционно основными способами государственной поддержки туризма являются:

- предоставление налоговых преференций и освобождение от уплаты налогов организаций и предпринимателей, развивающих внутренний и въездной туризм;

- выделение бюджетных средств на продвижение (маркетинг, рекламу) внутреннего и въездного туризма;

- государственное финансирование наиболее значимых проектов в туристской индустрии, подготовки кадров для туризма;

- бюджетные субвенции и субсидии национальным перевозчикам, туроператорам и др.

К сожалению, большинство из этих способов еще недостаточно используются в Камбодже. Среди основных причин отставания камбоджийской туристской отрасли от мировых стандартов можно назвать следующие:

- слабая инфраструктура (неразвитые системы связи и коммуникаций, дороги и др.);

- низкий профессиональный уровень подготовки персонала, дилетантские методы управления и обслуживания, низкое качество сервиса;

- экономическая и политическая нестабильность в стране;

- экологические проблемы.

Понятно что, не просто сокращать нестабильность экономической ситуации в стране, но можно создать систему подготовки персонала, улучшить сервис, наладить системы связи. Специально подготовленный персонал сферы обслуживания, его радушие, приветливость, развитая сеть развлечений — вот над чем необходимо работать в первую очередь.

Активная реклама туризма, разработка специализированных туров, привлечение иностранного капитала в туристский бизнес — еще несколько компонентов для достижения успеха.

Как уже говорилось, в Камбодже не хватает специалистов, тем более в области туризма. Стране очень нужны специалисты с высшим образованием, владеющие иностранными языками, в том числе английским, французским, японским, китайским и др.

В соответствии с требованием туристического рынка в последнее время государство отправляет чиновников на повышение квалификации. В стране как государственные, так и коммерческие учебные заведения постепенно открывают отделения туризма. Однако нужно повышать качество образования, чтобы не просто тратить средства госбюджета, но и увеличить авторитет страны на международном туристическом рынке, повышал качество образовательных услуг.

В течение ближайших 5 лет (2005-2010 гг.) в Камбодже прогнозируется увеличение количества туристов, которые будут посещать страну (ежегодно до 2-х миллионов человек). В этих условиях правительство должно использовать любые возможности для привлечения большего количества туристов и увеличения доходов от этой отрасли, в частности через развитие инфраструктуры и подготовку для этого квалифицированных кадров. Самой важной проблемой для Камбоджи является получение денежных средств. Государством теряется большая часть доходов, так как в стране существует большое количество иностранных туристических фирм.

Для разработки научно-обоснованной программы развития отрасли международного въездного туризма, автор предлагает опираться при планировании соответствующих мероприятий на результаты качественного SWOT-анализа туристической сферы Камбоджи. SWOT-анализ проводится с целью выявления сильных (strengths) и слабых (weaknesses) сторон деятельности анализируемого объекта, а также открывающихся возможностях (opportunities) и надвигающихся угрозах (threats) (см. табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.