Научная статья на тему 'Прогнозирование затрат на транспортирование горной массы с учетом фактора времени'

Прогнозирование затрат на транспортирование горной массы с учетом фактора времени Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КАРЬЕРНЫЙ АВТОСАМОСВАЛ / ФАКТОР ВРЕМЕНИ / АМОРТИЗАЦИЯ / ЗАТРАТЫ НА ЗАПЧАСТИ / СЕБЕСТОИМОСТЬ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глебов А. В., Кармаев Г. Д.

Важным моментом при формировании парка карьерных автосамосвалов является оценка срока их эксплуатации, зависящего от соотношения уровня затрат и доходов при реализации транспортной работы. Учет затрат во времени является в данном случае одним из ключевых моментов. Предложен учет фактора времени при прогнозировании основных статей затрат на транспортирование горной массы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование затрат на транспортирование горной массы с учетом фактора времени»

------------------------------------ © А.В. Глебов, Г.Д. Кармаев,

2009

А.В. Глебов, Г.Д. Кармаев

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАТРА Т НА ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГОРНОЙ МАССЫ С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ

Важным моментом при формировании парка карьерных автосамосвалов является оценка срока их эксплуатации, зависящего от соотношения уровня затрат и доходов при реализации транспортной работы. Учет затрат во времени является в данном случае одним из ключевых моментов. Предложен учет фактора времени при прогнозировании основных статей затрат на транспортирование горной массы.

Ключевые слова: карьерный автосамосвал, фактор времени, амортизация, затраты на запчасти, себестоимость транспортирования.

Яри решении оптимизационных задач существенным фактором в оценке экономической эффективности является учет результатов и затрат во времени, т.е. необходимо оценить фактор времени количественно и выразить его в денежной форме. Поэтому для получения сопоставимых затрат и доходов они приводятся к одному моменту оценки по сложным процентам. Это производится путем умножения действительных затрат каждого года на соответствующий коэффициент приведения прошлых или будущих лет [1].

Фактор времени и стоимость автосамосвала

При оценке рационального срока службы и момента списания конкретных карьерных самосвалов нет необходимости рассчитывать дисконтированные затраты и доходы, поскольку нет сравниваемых вариантов применения того или иного типа самосвала. Однако в процессе эксплуатации самосвала фактор времени, на наш взгляд, следует учитывать потому, что деньги, вложенные на его покупку в момент начала эксплуатации, будут существенно меньше стоить к моменту выработки самосвалом 90 % — го ресурса (к концу эксплуатации).

Стоимость самосвала к моменту списания (Сс), приведенная к году начала его эксплуатации, определяется по формуле (1)

сс = сн / к; = сн / (1+е)‘, (1)

—Амортизація нарастающим итогом, % от стоимости самосвала

—Амортизація нарастающим итогом, % от дижонтиюваннной стоимости самосвала

—Приведенная к году начала эксплуатации стоимость самосвала, % от начальной стоимости

—Будущая стоимость самосвала, % от начальной стоимости

Рис. 1. Изменение стоимости самосвала и амортизационных отчислений с учетом фактора времени

где Сн — начальная стоимость самосвала на момент сдачи его в эксплуатацию.

Графическая интерпретация изменения приведенной стоимости самосвала по мере его эксплуатации при норме дисконта Е = 12 % приведена на рис. 1. Из рис. 1 очевидно, что деньги, вложенные в момент покупки самосвала, обесцениваются (дешевеют) к 8-му году эксплуатации почти в 2,5 раза (линия 1). Это означает, что при покупке нового самосвала в этот год его цена в текущих затратах будет в 2,5 раза выше (линия 2).

Фактор времени и амортизационные отчисления

Фактор времени имеет существенное значение при начислении амортизационных отчислений в части накопления средств на реновацию оборудования.

При начислении амортизационных отчислений равными долями от стоимости самосвала в течение периода эксплуатации, определяемого сроком службы в годах, исходя из 90 % ресурса, или пробегом, погашается первоначальная стоимость самосвала.

Для примера на рис. 1 показано изменение накопленной суммы прямых амортизационных отчислений (линия 3) в течение срока службы самосвала, принятого равным 7 лет. Очевидно, что сумма накопленных амортизационных отчислений значительно меньше стоимости будущих закупок в текущих ценах к моменту списания самосвала (линия 2). Из этого следует, чтобы накопить сумму необходимую для покупки нового самосвала на замену списываемого амортизационные отчисления целесообразно производить с учетом коэффициента дисконтирования (линия 4). Такой подход к начислению амортизационных отчислений позволяет накопить средства на замену списываемого оборудования новым.

Вид линии 4 (рис. 1) имеет нелинейный характер, что указывает на неравномерность амортизационных отчислений по годам. В табл. 1 годовые (числитель) и суммарные (знаменатель) амортизационные отчисления в процентах от первоначальной стоимости самосвала.

Таблица 1

Амортизационные отчисления на самосвал, в процентах от начальной стоимости

Амортизационные Годы

отчисления 1 2 3 4 5 6 7

Прямые (не дискон- 14,3 14,3 14,3 14,3 14,3 14,3 14,3

тированные) равномерно распределенные по годам 14,3 28,6 42,9 57,2 71,5 85,9 100,1

Дисконтированные 16,0 19,9 24,1 30,0 36,0 43,3 51,7

прямые 16,0 35,9 60,0 90,0 126,0 169,3 221,0

Данные табл. показывают, что дисконтирование прямых,

равномерно распределенных по годам амортизационных отчис-

лений существенно изменяет их годовые потоки. Причем наибольшая годовая доля отчислений (более 50 % начальной стоимости) приходится практически на последний год эксплуатации самосвала, когда его техническое состояние не позволяет работать с производительностью, адекватной повышенным затратам. Это свидетельствует о том, что необходимо разрабатывать научно-обоснованные нормы амортизационных отчислений на карьерные самосвалы и другую геотехнику. Вариантов может быть несколько, например: равномерное распределение по годам (по пробегу); больший процент отчислений производить в первые годы эксплуатации самосвала; увязать амортизационные отчисления с моментами проведения крупных ремонтов (например, капитальных) и др. Выбор метода амортизации самосвалов должен основываться на денежных потоках в период эксплуатации оборудования.

Фактор времени и расходы

на запасные части

Учет фактора времени также весьма важен при планировании расходов на запасные части для ремонта самосвалов. Завод-изготовитель (РУПП «БелАЗ») годовые расходы на запасные части рекомендует принимать в процентах от стоимости самосвала. Для примера приведены рекомендуемые годовые затраты на запасные части для самосвала БелАЗ-75131 (рис. 2, линия 1), в процентах от начальной его стоимости.

Однако, учитывая повышение цены будущих закупок, рекомендуемых средств при текущей (нынешней) стоимости денег окажется недостаточно для приобретения полного годового объема запасных частей. Поэтому, чтобы сохранить годовые объемы покупки необходимых запасных частей на уровне рекомендуемых затраты, на них нужно планировать с учетом коэффициента дисконтирования по выражению (2)

£ , = £,„.. Ё[ = £,0 (1 + А]) , (2)

где , — дисконтированные затраты на запасные части; , й — рекомендуемые затраты на запасные части.

—а— необходимые затраты на запасные части без учета фактора времени, % от начальной стоимости самосвала

—♦—необходимые затраты на запасные части,

приведенные к году начала эксплуатации, % от начальной стоимости самосвала —■—приведенная к году начала эксплуатации стоимость самосвала, % от начальной стоимости

Рис. 2. Изменение стоимости самосвала и затрат на запасные части с учетом фактора времени

В пересчете на дисконтированные затраты относительная стоимость запасных частей существенно выше рекомендуемых (рис. 2, линия 2).

Фактор времени и себестоимость

транспортирования

Целесообразность учета фактора времени подтверждается анализом изменения себестоимости транспортирования горной массы самосвалами на карьерах. Для примера в табл. 2 приведена себестоимость 1 т-км транспортной работы самосвалов разных моделей в АК «АЛРОСА» (рис. 3) [2].

Таблица 2

Себестоимость 1 т-км транспортной работы самосвалов

Модель Себестоимость 1 т-км по годам, руб. 2004 к

самосвала 1999 2000 2001 2002 2003 2004 1999, %

НЭ-1200 2,88 4,23 6,37 4,65 5,18 5,2 181

САТ-785 2,46 3,96 4,38, 5,31 5,99 5,43 221

БелАЗ-75125 2,28 2,88 4,2 4,0 4,27 4,15 182

Наи1рак 510Е 2,47 3,74 4,64 4,69 5,49 7,42 263

БелАЗ-7548 (Мирнинский ГОК) 3,02 4,02 5,68 5,49 6,21 7,05 233

БелАЗ-7548 (Айхальский ГОК) 2,28 3,74 4,64 4,69 5,49 7,42 263

• Ш-Ш0 САТ-785 4 БелАЗ-75125 Наи1рак 510Е

Рис. 3. Изменение себестоимости транспортирования 1 т-км на предприятиях АК «АЛРОСА»

Количественный учет фактора времени производится путем приведения разновременных затрат к одному моменту оценки по сложным процентам. В этом случае затраты разных лет становятся сопоставимыми и могут быть суммированы [1]. Их называют дисконтированными.

Для дисконтирования необходимо действительные затраты каждого года умножить или разделить на соответствующий коэффициент приведения в зависимости от момента приведения (затраты прошлых лет умножаются, будущих — делятся). Рассматривая общее увеличение затрат на 1 т-км транспортной работы в 2004 году по отношению к 1994 году коэффициент приведения затрат 1999 года к 2004 году равен для самосвалов: БелАЗ-7548 (Мирнинский ГОК) — 1,18 (рис. 2.5); БелАЗ-7548 (Айхальский ГОК) — 1,21 (рис. 2.6); НБ-1200 — 1,13; БелАЗ-75125 — 1,13 (рис. 2.7); САТ-785 — 1,17 (рис. 2.8); Наи1рак 510Е — 1,08.

Из рис. 4—7 видна достаточная сходимость дисконтированных и фактических затрат, что позволяет применять дисконтирование при прогнозировании себестоимости транспортирования горной массы самосвалами.

(ІЗ

Рис. 4. Изменение фактических (линия 1) и дисконтированных (линия 2) затрат на транспортирование самосвалами БелАЗ-7548 на Мирнинском ГОКе АК «АЛРОСА»

Рис. 5. Изменение фактических (линия 1) и дисконтированных (линия 2) затрат на транспортирование самосвалами БелАЗ-7548 на Айхальском ГОКе АК «АЛРОСА»

С, руб/т-км

Рис. 6. Изменение фактических (линия 1) и дисконтированных (линия 2) затрат на транспортирование самосвалами БелАЗ-75125 на предприятиях АК «АЛРОСА»

258

Рис. 7. Изменение фактических (линия 1) и дисконтированных (линия 2) затрат на транспортирование самосвалами Cat-785 на предприятиях АК «АЛРОСА»

Выводы

Если рассматривать статьи расходов, учитываемых в себестоимости транспортной работы карьерных самосвалов, то дисконтирование можно проводить для тех затрат, которые принимаются как доля от начальной стоимости машин. К таким затратам, при эксплуатации самосвалов, можно отнести амортизационные отчисления, которые начисляются в процентах от первоначальной стоимости самосвала в зависимости от его 90 %-го ресурса, а также затраты на запасные части для проведения плановых ремонтов, также рекомендуемые заводом изготовителем в пороцентах от первоначальной стоимости.

--------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хохряков В.С. Оценка эффективности инвестиционных проектов открытых горных разработок: Учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во УГГГА, 1996. — 180 с.

2. Мариев П.Л., Кулешов А.А., Егоров А.Н., Зырянов И.В. Карьерный автотранспорт стран СНГ в XXI веке. — СПб.: Наука, 2006. — 387 с. \ЕШ

Glebov A. V., Karmaev G.D.

PREDICTING EXPENSES ON ROCK MASS TRANSPORT

OPERATIONS WITH REGARD FOR TOME FACTOR

The evaluation dump trucks operating period is the important moment by forming open pit dump trucks stock, the latter depending on the relation between the expenses level and profits from realization transporting activities. One of the key moments in the present case is accounting expenses with regard for time factor. Predicting main expenses items on rock mass transport operations, time factor account is proposed.

Key words: open pit dump truck, time factor, depreciation, spare parts expenses, transport operations manufacturing cost.

Коротко об авторах

Глебов А.В. - кандидат технических наук, заместитель директора по научным вопросам

Кармаев Г.Д. - кандидат технических наук, ст. научный струдник, Институт горного дела УрО РАН, direct@igd.uran.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.