УДК 331.5.024.52(571.53)
Е. И. Нефедьева
кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА
ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ*
В статье показана роль прогнозирования в изучении и регулировании качества трудовой жизни населения крупного города. Рассмотрена система методов прогнозирования социально-трудовых показателей и обоснованы условия их применения. Отражены возможности и ограничения использования отдельных количественных и качественных методов при прогнозировании качества трудовой жизни. Обоснован комплексный социолого-статистиче-ский подход к исследованию и прогнозированию элементов качества трудовой жизни. Обозначены функции субъектов инфраструктуры городского рынка труда при осуществлении прогнозирования. Выявлены особенности регулирования и прогнозирования качества трудовой жизни городского населения. Даны рекомендации по совершенствованию организации прогнозирования в системе регулирования качества трудовой жизни. Показаны преимущества и ограничения государственных механизмов в регулировании качества трудовой жизни населения.
Ключевые слова: качество трудовой жизни; занятость населения; безработица; регулирование рынка труда; политика занятости; социальное прогнозирование; методы прогнозирования.
Ye. I. Nefedyeva Ph.D. in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
FORECASTING IN THE REGULATION SYSTEM FOR LABOR LIVING STANDARDS
The article presents the role of forecasting in studying and regulating the labor living standards in the population of large cities. It considers the system of methods of forecasting social and labor indicators and substantiates the conditions of their application. It reflects the opportunities and restrictions of using separate quantitative and qualitative methods in forecasting labor living standards. It substantiates a complex socio-statistical approach to investigating and forecasting the elements of labor living standards. The article specifies the functions of the infrastructure entities on the urban labor markets in carrying out the forecasting. It reveals the features of regulating and forecasting the labor living standards of urban populations, as well as gives recommendations on improving the forecasting performance in the regulation system for labor living standards. It shows the advantages and restrictions of the governmental mechanisms in regulating the labor living standards of the population.
Keywords: labor living standards; employment; unemployment; regulation of labor market; policy of employment; social forecasting; forecasting methods.
* Материалы статьи обсуждены на международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество, интеграция и современная геополитика» (ФГБОУ ВПО «БГУЭП», г. Иркутск, 11-12 сентября 2014 г.).
Статья подготовлена при финансовой поддержке государственного задания № 2014/52 на выполнение работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части проекта № 1841 «Активизация ресурсного потенциала Прибайкальского региона как фактора его устойчивого социально-экономического развития» (номер госрегистрации в ФГАНУ ЦИТиС 01201458900).
© Е. И. Нефедьева, 2014
DOI: http://dx.doi.org/10.17150/2072-0904.2014.5(6).29
Прогнозирование является важнейшим элементом в системе регулирования качества трудовой жизни населения, неотъемлемым компонентом механизма управления рынком труда в целом. Вопросы формирования рынка труда в отечественной экономической науке рассмотрены достаточно подробно. Они постоянно привлекают внимание не только представителей различных научных школ и направлений, но и практиков. Однако не снижается актуальность изучения и практического решения проблем в сфере труда, в частности в области формирования и регулирования качества трудовой жизни населения, изучения и прогнозирования его основных характеристик.
Во-первых, многие механизмы регулирования качества трудовой жизни на практике не достаточно действенны, не всегда являются результативными и эффективными. Не отработана единая схема прогнозирования как в целом ситуации на рынке труда и его отдельных компонентов, в том числе качества трудовой жизни. Прогнозирование зачастую оторвано от планирования мероприятий политики занятости, проводится не регулярно, без унификации подходов и методов прогноза, без соответствующего методического обеспечения. В целом, социально-экономическое прогнозирование является не достаточно разработанным и применяемым.
Во-вторых, в последние годы актуальность приобрели вопросы прогнозирования развития рынка труда и качества трудовой жизни в условиях нестабильной социально-трудовой и экономической ситуации (в условиях кризиса в том числе), когда особенно необходимо предвидение (кратко-, средне- и долгосрочное) возможных последствий на рынке труда, в социально-экономической сфере в целом.
В-третьих, значимо прогнозирование на уровне крупного города, так как решение большинства социальных вопросов передано на региональный и муниципальный уровень. Формирование конъюнктуры рынка труда крупного города в отличие от малых городов имеет свою специфику, связанную с условиями многоотраслевой, многофункциональной структуры экономики крупного города, диверсификацией возможностей предложения труда. Каждый город в рамках региона имеет свою особенность социально-экономического развития (демографического, отраслевого, производственного и т. д.), что должно отражаться в планировании мер политики занятости и формировании качества трудовой жизни. Иркутская область характеризуется достаточно дифференцированным развитием своих городов и районов, где присутствуют как крупные многопрофильные города, так и средние монопрофильные; территории развитые и отстающие в экономическом развитии, с различием социальных проблем и последствий безработицы, характеристик занятости и качества трудовой жизни. Это нельзя не учитывать при разработке программ содействия занятости, определении приоритетных мер политики городов области. Необходимо строить единую концепцию регулирования рынка труда и качества трудовой жизни населения региона с учетом специфики развития входящих в регион административно-территориальных единиц [2].
Прогнозирование социально-экономических систем, в том числе рынка труда, осуществляется на разных территориальных уровнях, но особое значение приобретает прогнозирование качества трудовой жизни на уровне крупного города в условиях регионального развития. Крупный город должен явиться объектом регулярных социолого-статистических обследований и прогноза развития его экономических и социально-трудовых процессов [4]. Данное обстоятельство вызвано следующими причинами:
- развитие региона в целом не всегда определяет тенденции развития его отдельных территорий (городов и районов);
- крупные региональные образования отличаются особенно дифференцированным развитием его административных единиц;
- формирование качества трудовой жизни населения городов и районов обусловлено особенностями общего территориального (регионального) экономического роста и согласования спроса и предложения рабочей силы;
- социально-экономическое развитие региона, в том числе качества трудовой жизни, обусловлено его природно-климатическими, отраслевыми, экологическими, внешнеэкономическими особенностями и возможностями;
- каждое муниципальное и региональное образование определяет свою тактику и стратегию регулирования рынка труда и качества трудовой жизни, программу политики занятости, учитывая территориальную экономическую конъюнктуру [5].
Система организации прогнозирования качества трудовой жизни предполагает следующие ее составляющие компоненты:
- субъекты прогнозирования на различных уровнях организации регулирования социально-трудовых процессов, политики занятости, распределение между ними функций по прогнозированию;
- источники и методы получения информации о состоянии качества трудовой жизни, необходимые при осуществлении прогноза;
- подходы и методы прогнозирования качества трудовой жизни и социально-экономических факторов его развития;
- результаты прогнозов и характер их использования при осуществлении политики занятости и регулирования качества трудовой жизни [7].
С практической стороны прогнозирование следует рассматривать как важнейший элемент в системе государственного регулирования качества трудовой жизни и рынка труда на территориальном уровне. Не вызывает сомнение приоритетность (преимущества) государственных рычагов в регулировании трудовых процессов на региональном уровне. Рассмотрим это на примере сравнительного анализа особенностей воздействия на рынок труда государственных и негосударственных организаций трудового посредничества [1]:
1. Государственное регулирование охватывает только открытый сегмент рынка труда, распространяет свое влияние на его официальную (регистрируемую) часть. Негосударственные структуры действуют и на скрытой части рынка труда, не поддающейся учету и контролю со стороны органов по труду и занятости.
2. Негосударственные организации по трудоустройству работают на «ограниченном» сегменте, т. е. являются специализированными по профессиональному признаку, в то время как государственные службы занятости представляют собой организации широкого профиля.
3. Объектом государственных служб занятости являются в основном незанятые категории граждан, в том числе неконкурентоспособные на рынке труда социально уязвимые группы населения. Объектом негосударственных организаций трудового посредничества являются в основном высококвалифицированные специалисты и рабочие, как безработные, так и желающие сменить работу.
4. Государственный механизм регулирования рынка труда обеспечивается посредством реализации планов и программ содействия занятости населения, имеющих нормативно-правовой обязательный характер и предполагающих отчетность за их исполнение.
5. Деятельность государственных служб занятости регламентирована нормативно-правовыми документами, имеет место элемент централизации, контроля за их деятельностью и целевым расходованием средств. Негосударственные структуры вправе самостоятельно определять приоритетные направления деятельности и оценивать эффективность своей работы.
6. Государственные методы решения проблем незанятости ориентированы на экономическую поддержку (вспомоществование) и социальную защиту без-
работных, в то время как негосударственные методы не планируют оказывать помощь незанятым.
7. Государственное регулирование рынка труда содержит элементы противодействия и профилактики безработицы (предупреждение массовых увольнений, опережающее обучение и трудоустройство, планирование деятельности, повышение конкурентоспособности безработных, создание рабочих мест и др.). Негосударственные службы предполагают сложившийся уровень занятости и безработицы данным и не всегда работают на перспективу.
8. База данных государственных служб занятости больше по количеству представленных в ней сведений о вакансиях и соискателях, чем у кадровых агентств. Однако по структуре и качественным характеристикам информация баз данных государственных организаций по трудоустройству уступает негосударственным (она представляет по большей части низший и средний уровень иерархии персонала).
На современном этапе развития социально-трудовой сферы отмечают целесообразность сотрудничества государственных (например, служб занятости) и негосударственных (например, кадровых агентств) организаций на рынке труда. Еще в 1994 г. Международная организация труда предложила модель смешанного управления рынком труда, которая предусматривала активное взаимодействие на нем государственных и негосударственных структур.
Рассмотрим, какую роль в осуществлении прогноза качества трудовой жизни выполняют субъекты инфраструктуры рынка труда [1].
Государственные региональные структуры участвуют в прогнозировании качества трудовой жизни для осуществления контроля за развитием социально-трудовых процессов, разработки планов и программ экономического и социального развития территорий, определения планов подготовки специалистов. В таком прогнозе основным методом является трендовая экстраполяция и балансовый метод, реже сценарный и экспертный прогноз. В качестве источников информации выступают данные региональных управлений Федеральной службы статистики, учет и анализ собственных данных органов по труду и занятости, по подведомственным учреждениям, результаты периодически проводимых исследований (статистических наблюдений). На государственном уровне рекомендуется применять альтернативные методы анализа и прогноза как количественные, так и качественные; стремиться к сбору более достоверной статистической информации, реально отображающей ситуацию.
Служба занятости населения является основным субъектом государственной инфраструктуры трудового посредничества, следовательно, выполняет основную функцию по анализу и прогнозированию регионального рынка труда. Результаты ее аналитико-прогнозной деятельности служат основой для разработки региональной программы содействия занятости населения, оценки будущего развития трудовых процессов, определения перспективных мероприятий активной политики занятости. Основным методом прогнозирования является трендовая экстраполяция и интерполяция, реже сценарный метод. В качестве информационного источника выступает оперативная и отчетная статистическая информация, учитываемая и анализируемая в самой службе занятости на ее различных уровнях; данные органов статистики, в том числе результаты единовременно проводимых выборочных обследований домохозяйств по вопросам занятости. На уровне службы занятости рекомендуется использовать для прогноза полноценную, отвечающую реальной ситуации базу данных ищущих работу и вакансий. Для чего необходимо совершенствовать методы учета ищущих работу граждан и способы сбора информации о вакансиях.
Отделы (управления, комитеты или департаменты) по труду в рамках администраций муниципальных и региональных органов власти также уча-
ствуют в осуществлении анализа и прогноза социально-трудовой сферы, реализации политики занятости на местном уровне. Прогноз в данном случае осуществляется для разработки программ социально-экономического развития территорий и социальных проектов, определения механизма контроля за квотированием рабочих мест, высвобождением работников, трудоустройством отдельных категорий населения, для планирования трудовых ресурсов. Основными методами прогнозирования являются трендовая экстраполяция, балансовый метод, интерполяция. При разработке прогнозов местные органы власти используют, как правило, сведения из территориальных управлений статистики, отчетность предприятий и государственных органов по труду и занятости, данные периодически проводимых выборочных обследований по вопросам уровня жизни и занятости населения. Учитывая нестабильность экономической ситуации, необходимо в дополнение к традиционным методам прогноза (экстраполяция и балансовый метод) все больше использовать альтернативные методы сбора и анализа информации, например, качественные социологические методы (экспертного опроса, сценарный).
Службы по управлению персоналом на предприятиях, учебно-производственные центры при предприятиях относятся к негосударственным субъектам инфраструктуры рынка труда на локальном уровне. Прогнозную функцию они выполняют для определения стратегий трудового поведения работников своего предприятия, их трудовой мобильности, планирования карьеры, про-фобучения персонала; для разработки социальных программ развития фирмы, планов по найму и увольнению персонала в связи с производственной необходимостью и перспективами развития. Основными используемыми методами прогноза являются балансовый метод, моделирование, корреляционно-регрессионный, интерполяция, экспертный и сценарный метод и др. Источник информации для анализа и прогноза — это данные кадрового отдела о составе персонала и мерах политики управления персоналом; данные официальной статистики об ищущих работу и их профессиональной подготовке; результаты собственных социолого-статистических исследований. Прогноз на корпоративном уровне должен служить средством контроля за ситуацией на внешнем городском рынке труда, спросом на рабочие места и механизмом политики управления персоналом, регулирования качества трудовой жизни работников на своем предприятии.
Мероприятия по обеспечению эффективности занятости и достижения достойного уровня и качества трудовой жизни населения должны планироваться на основе предварительного изучения проблем формирования и развития социально-трудовых процессов, причин и структуры несогласования спроса и предложения на рынке труда. Необходимо применение системного подхода к исследованию, прогнозированию и регулированию такой сложной социально-экономической категории, как качество трудовой жизни. Для этого целесообразно использовать параллельно статистические и социологические методы. Социологическая информация позволит с точки зрения субъектов рынка труда (безработных, работающих граждан, работодателей и посреднических организаций, службы занятости) охарактеризовать процессы формирования и развития социально-трудовых отношений. Исследование мнения каждого отдельного субъекта рынка труда дает возможность рассмотреть формирование качества трудовой жизни с различных сторон [9].
Наиболее распространенными методами прогнозирования, применяемыми в практике управления в сфере труда и занятости, являются: метод трендо-вой экстраполяции, нормативный метод, сценарный, метод балансовых уравнений, метод экспертных оценок, моделирование (табл.) и др. [5].
Основные методы прогнозирования, применяемые в практике регулирования качества трудовой жизни
со тН
О
ой-
I
< |
I
I
„ из
Н®п «
Н
Н
О
н М
со
н
Метод прогноза Характеристика Возможности Ограничения Ситуации для применения
Трен-довая экстраполяция Основан на распространении выводов относительно прошлого и настоящего состояния явления на его состояние в будущем (на основе действия объективных законов и при неизменных условиях) Применяется, когда не ожидается никаких существенных, качественных изменений в развитии объекта. Учитывают сложившуюся в течение нескольких периодов закономерность развития. Эффективен для краткосрочных прогнозов Для более точного результата необходим временный равномерный ряд большого числа однородных сравнимых показателей. Не учитывается влияние различных факторов на развитие объекта, непредвиденных обстоятельств. Прогноз возможен только на основании числовых показателей. Не учитывает особенное, исходит из представлений о «среднем». Не дает предположения, насколько долго сохранится прогнозируемая тенденция Прогноз уровня безработицы и занятости; естественного прироста населения; объема трудовой миграции; обращаемости в органы занятости и др.
Интерполя-ция или нормативный метод прогноза Прогнозирование достижения желательных состояний явления на основе заданных целей, задач, норм Применяется для определения путей и сроков достижения желаемых состояний явления в будущем, принимаемых в качестве цели. Помогает выработать рекомендации Не всегда достижимы поставленные задачи в нужные сроки. Есть риск появления новых факторов, затрудняющих реализацию планов. Часто возникает необходимость корректировки поставленных целей, инструментов и сроков Разработка программ содействия занятости населения; программ социально-экономического развития территории; программно-целевое планирование и социальное проектирование
Сценарный метод Ситуационный качественный анализ и прогноз развития объекта при различных наиболее вероятных условиях Применяется при долгосрочных прогнозах. Позволяет оценить разные варианты предполагаемого развития объекта при обоснованной оценке каждого. Изучает ключевые моменты, структурные особенности каждого варианта развития, возможные последствия его наступления Опора на субъективное мнение экспертов. Минимальное участие расчетных оценок возможного развития ситуации. Низкая вероятность наступления сценария в чистом виде. Предположительность выводов Многовариантный сценарий развития внешнего или внутрифирменного рынка труда, формирования спроса на труд в условиях той или иной социально-экономической политики
Балансовых уравнений Система балансировок спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест. Баланс про-фессиональ-ной структуры предложения рабочей силы и ее соответствия потребностям экономики Дает оценку влияния изменения спроса на труд на предложение рабочей силы и наоборот. Рассчитан на среднесрочную перспективу. Совмещение прогнозов разных сфер (образования и занятости). Позволяет оценить составляющие спроса и предложения, учесть факторы их определяющие Требует отдельного прогнозирования разными методами спроса и предложения рабочей силы, что не всегда дает сопоставимый результат. Оценка спроса на труд более затруднительна и примерная Прогноз роста или сокращения спроса на определенный вид труда и его влияние на изменение экономической активности населения; прогноз числа выпускников учебных заведений и новых рабочих мест
Метод эксперт-ных оценок Используется в тех случаях, когда трудно количественно оценить прогнозный фон, и специалисты делают это на основе своего понимания вопроса При сложности объекта и при ожидании качественных изменений объекта, когда учесть влияние многих факторов практически невозможно, приходится полагаться на интуицию экспертов. Применяется при долгосрочных прогнозах Субъективен, так как осуществляется на основе суждения эксперта (группы экспертов) относительно поставленной задачи Экспертная оценка возможного развития социально-трудовых процессов в целом и различных элементов рынка труда (в зависимости от категории экспертов: работодатели, государственные органы по труду и занятости и др.)
Моде- лирова- ние Представление объекта в упрощенной аналогичной форме, удобной для исследования и прогнозирования его предположительного развития Предполагаемое всестороннее изучение (качественное и количественное) возможного варианта развития объекта, влияния различных факторов. Минимум последствий от внедрения объекта в действие. Возможное оперирование как теоретически, так и эмпирически с выстроенной моделью (эксперимент) Эксперимент или воспроизведение объекта в искусственно созданных условиях, результат чего не может быть гарантирован в естественных условиях.Затруднительно применение при построении схем развития многоуровневых сложных объектов Модель предприятия для лиц с ограниченными возможностями; модель формирования спроса и предложения труда по определенной профессии; модель работы кадрового агентства и пр.
Практическое применение современных методов прогнозирования при изучении социально-экономических и, в частности, социально-трудовых процессов [6; 8] должно учитывать следующие условия:
- необходимо разделение целей, содержания и инструментов осуществления таких элементов управления качеством трудовой жизни (и в целом социально-экономическими явлениями), как прогнозирование, планирование и разработка программ развития;
- прогнозирование развития качества трудовой жизни населения города (в том числе крупного города) необходимо осуществлять с учетом особенностей развития регионального рынка труда и влияния факторов социально-экономического развития города и региона;
- методы прогнозирования социально-трудовых процессов определяются целью прогноза и условиями развития объекта прогнозирования: текущее качественное прогнозирование при кризисном и неравномерном развитии рынка труда, средне- и долгосрочное количественное прогнозирование при стабильном развитии рынка труда и т. д.
- текущее плановое прогнозирование социально-трудовых процессов необходимо сочетать с одномоментными разовыми прогнозными обследованиями отдельных элементов качества трудовой жизни с применением определенных методов прогноза (например, экспертная оценка перспектив развития градообразующего предприятия; сценарный прогноз формирования социально-трудовых отношений в условиях экономической нестабильности; прогноз потребности в специалистах определенного профиля и предполагаемого высвобождения рабочей силы; трендовая экстраполяция безработицы и др.);
- для более обоснованного и комплексного результата прогноза целесообразно сочетание качественных (например, социологических, экспертных, сценарных) и количественных (статистических) методов исследования и прогнозирования качества трудовой жизни;
- прогнозирование социально-экономических процессов и составляющих рынка труда должно стать обязательным элементом системы регулирования качества трудовой жизни и государственной политики занятости;
- прогноз рынка труда и социально-трудовых процессов должен представлять механизм прогнозирования системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: уровень и структура сложившейся занятости населения; уровень и тип безработицы; структура и объем потребности в рабочей силе; численность и структура высвобождаемых кадров; структура профессионального трудового резерва; уровень заработной платы и др.
- для обеспечения большей обоснованности и надежности результатов прогнозов целесообразно объединение прогнозов для различных сфер социально-экономической системы и элементов рынка труда так, чтобы перспективные оценки для одной сферы являлись источником информации (факторным признаком) для другой. Например, прогноз востребованности специалистов определенного профиля со стороны работодателей будет определять спрос на соответствующую профессиональную подготовку со стороны потенциальных работников.
- в основе прогнозирования качества трудовой жизни должен лежать взаимосвязанный и взаимообусловленный прогноз основных составляющих рынка труда: спроса и предложения рабочей силы. Важно учитывать различные условия их соотношения: численное соответствие спроса и предложения рабочей силы; профессионально-квалификационное согласование; согласование интересов субъектов рынка труда (работников и работодателей).
Рекомендации по совершенствованию системы прогнозирования развития рынка труда и формирования качества трудовой жизни [6; 8], взаимообмена информацией между субъектами прогнозирования:
Прогнозирование качества трудовой жизни населения, отдельных элементов рынка труда (в частности спроса и предложения рабочей силы) необходимо рассматривать как один из обязательных и регулярных инструментов политики занятости и регулирования социально-трудовых отношений на уровне города и региона.
Система обязательной отчетности государственной службы занятости должна включать результаты прогнозирования качества трудовой жизни, спроса и предложения на местном рынке труда.
Разработка целевых программ содействия занятости и социальных проектов по оказанию помощи в трудоустройстве и получении профессионального образования отдельным категориям граждан должна опираться на результаты прогнозирования уровня и качества трудовой жизни населения.
На основе прогноза потребности в определенных мероприятиях политики занятости (основанного на результатах социологических опросов), на основе оценки эффективности отдельных подпрограмм и услуг службы занятости целесообразно разрабатывать перспективные программы содействия занятости и социальной поддержки отдельных категорий безработных, стратегические направления регулирования качества трудовой жизни.
Основными элементами прогнозирования должны стать: объем и структура потребности в рабочей силе, предложения рабочей силы; спрос на отдельные специальности и профессии на рынке образовательных услуг; факторы влияния на формирование качества трудовой жизни и развитие рынка труда.
Необходимо сочетание на государственном уровне прогнозирования количественных традиционных методов (трендовая экстраполяция и балансовый метод) с качественными методами (сценарный прогноз, экспертный, моделирование и пр.).
Для осуществления прогнозирования необходимо усовершенствовать систему получения информации о качестве трудовой жизни и в целом конъюнктуре рынка труда (регистрационный учет безработных и вакансий, внедрение в постоянную официальную практику проведение обследований домохозяйств и пр.).
Разработать положение о необходимости регулярного проведения прогноза состояния рынка труда в городе со стороны органов по труду и занятости населения (в том числе службы занятости) совместно с органами и учреждениями профессионального образования. На сегодня прогноз осуществляется по мере необходимости, нерегулярно, причем сразу несколькими структурами без взаимосвязи (государственной службой занятости населения и территориальным управлением статистики и др.).
На территориальном уровне необходимо предусмотреть меры по выполнению положения «О мониторинге городов и других населенных пунктов с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы». Данная мера правового и организационного характера особо актуальна в период высвобождений работников, сокращения уровня заработной платы и мало предсказуемых явлений экономического и социально-трудового характера. Мониторинг, предполагающий частые обследования качества трудовой жизни населения и в целом рынка труда, позволит отслеживать изменяющиеся тенденции и своевременно осуществлять меры превентивного плана.
Итак, прогнозирование должно проводиться с целью совершенствования (повышения эффективности) политики занятости и позволять:
- выявить приоритетные мероприятия активной политики занятости, уделить им большее организационное внимание;
- определить финансовое обеспечение реализации отдельных планируемых мероприятий политики занятости;
- обоснованно разрабатывать программы содействия занятости населения, как общую, так и в отношении отдельных неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;
- установить востребованные специальности и профессии, что позволит обосновать политику в области профессионального образования высшего и среднего специального;
- предупредить массовые высвобождения по причине ликвидации, реструктуризации предприятий, сокращения объемов работ, провести опережающее обучение и трудоустройство высвобождаемых работников;
- в целом обозначить перспективные (стратегические) направления регулирования качества трудовой жизни и политики занятости в средне- и краткосрочном периодах.
Список использованной литературы
1. Змановский И. С. Аналитико-прогнозная деятельность различных субъектов инфраструктуры рынка труда // Два взгляда на конкуренцию: государство и бизнес : материалы круглого стола VI Байкальского экономического форума, г. Иркутск, 7-10 сентября 2010 г. / под науч. ред. В. И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 380 с.
2. Стратегия социальной защиты населения крупного сибирского города (на основе социолого-статистических исследований системы социальной защиты населения г. Иркутска) / под науч. ред. В. И. Самарухи, Б. Л. Токарского. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 205 с.
3. Теоретико-методические аспекты исследования качества жизни населения / под науч. ред. Н. М. Токарской, Л. В. Саниной. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 180 с.
4. Токарская Н. М. Социология труда : учеб. пособие / Н. М. Токарская, И. С. Карпи-кова ; под ред. М. А. Винокурова. — М. : Университетская книга : Логос, 2006. — 208 с.
5. Токарский Б. Л. Исследование и прогнозирование рынка труда крупного города : учеб. пособие / Б. Л. Токарский, Г. Н. Макарова, И. С. Змановский ; под науч. ред. В. И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2007. — 232 с.
6. Качество жизни населения крупного сибирского города: оценка современного состояния и возможные пути его повышения (по результатам социологических исследований в городе Иркутске) / под науч. ред. Н. Н. Даниленко, И. С. Карпиковой. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 236 с.
7. Токарский Б. Л. Прогнозирование в системе государственного регулирования рынка труда / Б. Л. Токарский, И. С. Змановский // Вестник Иркутского регионального отделения Академии наук высшей школы России. — 2009. — № 2. — С. 131-135.
8. Токарский Б. Л. Прогнозирование социально-трудовых показателей качества жизни населения / Б. Л. Токарский, Е. И. Нефедьева, И. С. Змановский // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 3 (77). — С. 169-174.
9. Токарский Б. Л. Социологические методы в исследовании и прогнозировании социально-трудовых показателей качества жизни населения / Б. Л. Токарский, И. С. Змановский // Проблемы формирования и регулирования качества жизни городского населения в сибирских регионах : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Иркутск, 16 мая 2012 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — С. 37-44.
References
1. Zmanovsky I. S. Analytical and forecasting activities of various entities of the labor market infrastructure. In Samarukha V. I. (ed.) Dva vzglyada na konkurentsiyu: gosudarstvo i biznes. Materialy kruglogo stola VI Baikalskogo ekonomicheskogo foruma, g. Irkutsk, 7-10 sentyabrya 2010 g. [Two opinions of competition: state and business. Round-table materials of Vl-th Baikal Economic Forum, Irkutsk, September 7-10, 2010]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 380 p. (In Russian).
2. Samarukha V. I., Tokarskiy B. L. Strategiya sotsialnoy zashhity naseleniya krupnogo sibirskogo goroda (na osnove sotsiologo-statisticheskikh issledovaniy sistemy sotsialnoy zashhity naseleniya g. Irkutska) [Strategy of social protection of a major Siberian city population (on the basis of sociological and statistical investigation of the social protection
system for the Irkutsk population)]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 205 p.
3. Tokarskaya N. M., Sanina L. V. (eds). Teoretiko-metodicheskie aspekty issledovaniya kachestva zhizni naseleniya [Theoretical and methodical aspects of investigating the population living standards]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013.180 p.
4. Tokarskaya N. M., Karpikova I. S. Sotsiologiya truda [Sociology of Labor]. Moscow, Universitetskaya kniga Publ., Logos Publ., 2006. 208 p.
5. Tokarskiy B. L., Makarova G. N., Zmanovskiy I. S. Issledovanie i prognozirovanie rynka truda krupnogo goroda [Investigating and forecasting the labor market of a major city]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2007. 232 p.
6. Danilenko N. N., Karpikova I. S. (eds) Kachestvo zhizni naseleniya krupnogo sibirskogo goroda: otsenka sovremennogo sostoyaniya i vozmozhnye puti ego povysheniya (po rezultatam sotsiologicheskikh issledovanii v gorode Irkutske) [The population living standard of a major Siberian city: assessment of the current state and possible ways of increasing it (according to the results of sociological research in Irkutsk)]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2014. 236 p.
7. Tokarskiy B. L., Zmanovskiy I. S. Forecasting in the system of governmental regulation of the labor market. Vestnik Irkutskogo regionalnogo otdeleniya Akademii nauk vysshey shkoly Rossii = Bulletin of Irkutsk Regional Branch of Russia's Higher School Academy of Science , 2009, no. 2, pp. 131-135. (In Russian).
8. Tokarskiy B. L., Nefediyeva E. I., Zmanovskiy I. S. Forecasting social and labour indices of population's life quality. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2011, no. 3 (77), pp. 169-174. (In Russian).
9. Tokarskiy B. L., Zmanovskiy I. S. Sociological methods in investigating and forecasting socio-labor indicators of population living standards. Problemy formirovaniya i regulirovaniya kachestva zhizni gorodskogo naseleniya v sibirskikh regionakh. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Irkutsk, 16 maya 2012 g. [Problems of forming and regulating living standards of urban population in Siberian regions. Materials of All-Russian Science and Practice Conference, Irkutsk, May 16, 2012 Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012, pp. 37-44. (In Russian).
Информация об авторе
Нефедьева Елена Ивановна — кандидат экономических наук, доцент, докторант, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Yelena I. Nefedyeva — PhD in Economics, Associate Professor, Doctoral Degree Student, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia; e-mail: [email protected].