Научная статья на тему 'Прогнозирование в менеджменте: модель развития предприятия сотовой связи'

Прогнозирование в менеджменте: модель развития предприятия сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ГАРМОНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОГНОЗ / УПРАВЛЕНИЕ / MODEL OF THE HARMONIOUS ENTERPRISE / FORECAST / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомова Ю. В.

В статье предложена схема эффективного управления предприятием сотовой связи, определена цель развития его систем управления качеством, представлена модель развития предприятия услуг сотовой связи, составлен прогноз развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING IN MANAGEMENT: MODEL OF DEVELOPMENT OF THE CELLULAR COMMUNICATION ENTERPRISE

In the article recommendations about the scheme of effective management by acceptance of cellular communication are offered, a definite purpose of development of control systems of quality of the cellular communication enterprises is offered, the model of development of the cellular communication enterprise is presented, the forecast of development of the cellular communication enterprise is made

Текст научной работы на тему «Прогнозирование в менеджменте: модель развития предприятия сотовой связи»

УДК 338.27

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ: МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

СОТОВОЙ СВЯЗИ

Ю.В. Пахомова

В статье предложена схема эффективного управления предприятием сотовой связи, определена цель развития его систем управления качеством, представлена модель развития предприятия услуг сотовой связи, составлен прогноз развития

Ключевые слова: модель гармоничного предприятия, прогноз, управление

В настоящее время очень большое значение уделяется информационным процессам, образованию и новому уровню трудовых процессов. Многообразие общественной деятельности требует развития информационных систем и сферы услуг .

Сфера услуг выступает в контексте решения задач, связанных с ограничением возможностей, и является очень важной составляющей общества.

В последнее время ритм общественной жизни вызывает необходимость использования телекоммуникационных составляющих.

Наибольшее развитие получила сотовая связь, что и позволило занять первое место в Росси и в частности в Воронеже по объему оказанных услуг.

Следует учесть тот момент, что немалую часть доходов сотовая связь отобрала у местной фиксированной телефонной связи и междугородной и международной связи. С приходом сотовой связи появился мобильный Интернет, что затормозило увеличение доходности Интернет компаний. Но в тоже время Интернет технологии отобрали небольшую часть доходов у международной и междугородной связи. Это обусловлено введением 1Р-телефонии, которая зачастую оказывается дешевле услуг сотовой связи. Такая же тенденция просматривается по России и всему миру.

Сочетание сотовой и стационарной связи служит показателем повышения конкурентоспособности на либерализованном телекоммуникационном рынке.

Технологический синтез обеих сетей -фиксированной и мобильной - позволяет снизить эксплуатационные расходы, используя общие ресурсы, такие как транспорт и единая система эксплуатации, администрирования и менеджмента. В условиях конкуренции конвергенция фиксированных и мобильных сетей по-

зволяет предприятиям сотовой связи наиболее эффективно удовлетворять потребности пользователей, ведет к появлению нового рынка с инновациями в сфере услуг и высоким потенциалом доходов.

Сети сотовой подвижной связи общего пользования предоставляют услуги как физическим лицам, так и юридическим (организациям).

Экономический рост информационно-коммуникационного рынка неизбежно обостряет конкурентную борьбу. Выравнивание цен на одну и ту же услугу неизбежно приводит к тому, что ведущим инструментом в конкурентной борьбе становится качество. Управление качеством - важнейший фактор повышения конкурентоспособности .

Методы менеджмента играют очень важную роль в создании эффективных социально-экономических институтов, одним из которых является предприятие связи, и являются важным составляющим экономического управления предприятием сотовой связи. Компетентному менеджеру необходимо использовать не только весь запас принципов и методов управления, но и знания поведения в критических ситуациях.

В настоящее время средства информационных процессов играют важную роль в определении методов менеджмента и принятия решений.

Определение местоположения предприятия сотовой связи, поиск данных об экономических процессах, протекающих на предприятии сотовой связи, взаимодействия между всеми взаимными подразделениями предприятий сотовой связи осуществляется с помощью комплекса компьютерных средств, а так же множества услуг мобильных систем.

Наиболее важным является обеспечение подлинности и результативности данных предприятий сотовой связи.

Пахомова Юлия Владимировна - ВГТУ, канд. экон. наук, доцент, тел. 8-903-651-94-36, e-mail: [email protected]

Предприятия сотовой связи большое значение уделяют информатизации деятельности, которой присущ системный характер.

Полученные данные способствуют правильному выбору альтернатив, увеличению производительности, уменьшению затрат предприятия сотовой связи. Большое значение имеет совершенствование настоящей деятельности и составление прогнозов на будущее.

Необходимо учитывать отклонения деятельности, требующие принятия оперативных решений.

Переход к рыночной экономике способствует более пристальному вниманию предприятий сотовой связи к поведению потребителей, предоставлению множества услуг, в частности сотовой связи как на федеральном, так и на региональном уровне, большое значение приобретает выбор модели управления предприятием сотовой связи.

Управление применительно к объектам технического характера является более простым с точки зрения их математического описания. Так же положения и результаты теории оптимального управления применяются и для объектов экономического характера. Однако в силу того, что объекты экономического характера в реальных условиях имеют множество случайных факторов, поиск оптимального управления предприятиями сотовой связи существенно усложняется. Однако, и в стохастических моделях можно отыскать оптимальное управление с определенными допущениями на риск, что поставленная цель может быть не достигнута.

Объектами исследования и применения для них теории оптимального управления являются предприятия сотовой связи, описываемые дифференциальными или разностными уравнениями. Математическая модель предприятия сотовой связи - это совокупность математических формул, таблиц, графиков, устанавливающих зависимость между состоянием предприятия сотовой связи, внешними воздействиями, управлением предприятием сотовой связи и временем. Иными словами математическая модель описывает эволюцию предприятия сотовой связи в зависимости от перечисленных факторов.

Предприятие сотовой связи по своим экономическим показателям изменяется во времени как под действием внешних факторов, так и под действием управляющих предприятием сотовой связи людей с учетом внутреннего состояния предприятия сотовой связи. Эволюцию состояния предприятия сотовой связи можно

описать с помощью математических формул и зависимостей, совокупность которых образует математическую модель предприятия сотовой связи. При этом второстепенными факторами можно пренебречь, а какие-то воздействия и факторы можно считать неизменными на определенном отрезке времени. Естественно при этих допущениях математические зависимости упрощаются.

Модели предприятий услуг сотовой связи являются динамическими, т.к. зависят от времени, дискретными и стохастическими. Динамические модели предприятия услуг сотовой связи характеризуются дискретностью изменения времени в этих моделях. Их состояние изменяется через конечный временной интервал, который называют тактом, циклом, периодом и т.д. Этот интервал для разных предприятий услуг сотовой связи различный и может измеряться в часах, днях (сутках), неделях, месяцах, кварталах, годах и т.д.

Модели предприятия услуг сотовой связи являются стохастическими, т.к. в них несколько случайных факторов. Модели предприятий услуг сотовой связи самые сложные, поиск оптимального управления для них наиболее трудный и порой неоднозначный, поэтому при разумных ограничениях в ряде случаев можно воспользоваться более простыми моделями, найти для них оптимальное управление и затем творчески применить этот результат для предприятия услуг сотовой связи.

Для наглядности представления об управлении предприятием сотовой связи различные варианты управления целесообразно рассмотреть в моделях менеджмента.

Модель менеджмента примитивного управления предприятием сотовой связи (незамкнутая) показана на рис. 1.

Рис. 1. Модель менеджмента примитивного управления предприятием сотовой связи (незамкнутая)

В этой модели градиент Ъ характеризует внешние воздействия на предприятие сотовой связи (экономическую систему), градиент и -вектор управления, воздействующий на предприятие сотовой связи (управляющий вектор),

градиент X - вектор, характеризующий состояние предприятия сотовой связи.

На рис. 2 приведена модель менеджмента предприятия сотовой связи под влиянием факторов внешней среды (незамкнутая).

Рис. 2. Модель менеджмента предприятия сотовой связи под влиянием факторов внешней среды (незамкнутая)

В этой модели составляющая Б позволяет с помощью градиента и0 и градиента Ъ исходного управления получить градиент и. Эта модель дает возможность совершенствовать управление предприятием сотовой связи под влиянием внешних воздействий.

На рис. 3 показана модель менеджмента предприятия сотовой связи (автономная).

ио и г X

р эс

Рис. 3. Модель менеджмента предприятия сотовой связи (автономная)

В этой модели составляющая Б позволяет получить градиент и как из градиента и0, так и из градиента X, показывающего деятельность предприятия сотовой связи под воздействием управляющих факторов. Воздействие на предприятие сотовой связи здесь осуществляется с учетом его состояния и изменения.

На рис. 4 приведена модель менеджмента приятия сотовой связи под влиянием факторов внешней среды (автономная).

В этой модели градиент и0 состояния предприятия сотовой связи и градиент влияния внешней среды Ъ образуют градиент и. Эта модель позволяет получить наилучший результат управления приятием сотовой связи с точки зрения достижения поставленной цели управления.

Рис. 4. Модель менеджмента приятия сотовой связи под влиянием факторов внешней среды (автономная)

Эта модель позволяет получить наилучший результат управления приятием сотовой связи с точки зрения достижения поставленной цели управления. Так как рынок связи и электроники постоянно прогрессирует, то приятиям сотовой связи приходиться все время подстраиваться под окружающие факторы - появление новых моделей, стандартов связи, удешевление услуг конкурента, за счет повышенного объема, более качественное предоставление услуги.

Все эти факторы имеют определенные веса, которые присваиваются им на основе статистических данных, с поправкой на погрешность. Тот или иной воздействующий фактор должен приводить реальный результат, который будет коррелировать с теоретически рассчитанными величинами, в пределах допустимой погрешности. В противном случае, предприятие сотовой связи может очень серьезно подорвать свои позиции, а то и совсем покинуть рынок.

Следует отметить, что качество зависит от значений и степени учета норм технологического проектирования, определяемых нормативной базой, и от качества организации управления процессом эксплуатации и внедрения. Основу нормативной базы технологии процесса в области сотовой подвижной радиосвязи составляют два закона - «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года) и «О связи» (№ 126-ФЗ от 7 июля 2003года).

Прогнозирование является одной из составляющих управленческого процесса. Составляя прогноз развития предприятия, в частности развития предприятия услуг сотовой связи, о состоянии и перспективах развития рынка.

Разработана схема стратегического управления деятельностью предприятия сотовой связи (рис. 5). Составляя план функционирования предприятия сотовой связи необходимо минимизировать издержки для стабилизации деятельности предприятия сотовой связи. Данный

вариант развития предприятия сотовой связи учитывает наиболее оптимальный показатель.

При возникновении нового предприятия сотовой связи отмечается нижний предел цены и определяется разница между нижним и верхним пределом цены Ртп /Ртах от оптимального показателя 0, 62:

М=[РтЬРтах-0,б2]

(1)

Этот показатель приближается к нулевой отметке, если появляются новые предприятия СОТОВОЙ связи (I).

Рис. 5. Схема стратегического управления деятельностью предприятия сотовой связи

С помощью схемы стратегического управления деятельностью предприятия сотовой связи можно составить прогноз на долгосрочную перспективу работающих рынке предприятий услуг сотовой связи, с учетом снижения затрат, что будет способствовать их долгосрочному функционированию.

Ценовая политика предприятия сотовой связи подразумевает:

-предприятия сотовой связи, предоставляющие товары и услуги;

- потребители товаров и услуг;

- ценовой диапазон на товары или услуги;

- денежная составляющая.

Ценовая политика предприятий сотовой связи позволяет управлять денежной составляющей.

Рис. 6. Ценовая политика предприятия сотовой связи (МГП)

Ценовая политика предприятий сотовой связи дает возможность придерживаться одного ценового диапазона, что является наиболее оптимальным вариантом для потребителей.

Модель развития предприятия, в частности предприятия сотовой связи в зависимости от предоставленных услуг имеет следующий вид:

+ х Кzt-К

(2),

где - величина г в ^ом году; ^......- фактическая величина г за предыдущие годы;

^1, ^2,...^-к; х1 х2 х к - величины t, x за предшествующие годы.

По результатам расчетов видно, что в Воронежской области к четвертому кварталу 2014 года доля рынка в приросте у ОАО «МегаФон» составит около 22%, ОАО «МТС» - около 27%, ОАО «ВымпелКом» - около 26% (рис. 7).

Наибольшая доля рынка в четвертом квартале 2014 года у ОАО «МТС», что на 1,4% больше, чем у ОАО «ВымпелКом».

Рис. 7. Доли операторов в приросте абонентских баз в четвертом квартале 2014 года

Можно сделать вывод о том, что рынок сотовой связи как нельзя лучше характеризуется спросом, а спрос рождает предложение. Для предприятий сотовой связи, внедряющих всё новые и новые функции, предлагающих новые товары и услуги, увеличивается спрос абонентов сотовой связи, как реализация потребности быть более свободными от необходимости присутствия на рабочем месте, имея доступ ко всей необходимой информации, а также услугам качественной связи по всему миру.

Литература

1. Басовский Л. Е. Менеджмент. Учеб. пособие. Москва: ИНФРА-М, 2010. 215 с.

2. Владимирова И. Г. Международный менеджмент. Учеб. Москва : КноРус, 2011. 437с.

3. Игнатов В. Г., Албастова Л. Н. Теория управления. Учеб. пособие. Москва; Ростов-на-Дону : МарТ, 2012. - 463 с.

4. Казначевская Г. Б. Менеджмент. Учеб. 11-е изд., доп. и перераб. Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. 352 с.

5. Лапыгин Ю. Н., Лапыгин Д. Ю. Стратегический менеджмент. Учеб. пособие. Москва: Эксмо, 2010. 430 с.

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. 11-е изд., испр. М.: Новое знание, 2009. 336 с.

7. Иванус А.И., Харитонов А.С. Процесс торговли в условиях конкурентного равновесия по правилу «золотого сечения» // Управление продажами, 2003. № 2.

8. Мобильные системы.ру Щр://^^^.тоЫ1е-systems.ru/

9. Кудрявцева, Н.Н. Реализация сбалансированной системы показателей на предприятии [Текст] / Н. Н. Кудрявцева // ИнВестРегион. - 2012. - №2. - С. 27-34.

10. Пахомова, Ю. В. Роль менеджмента в управлении предприятием сотовой связи [Текст] / Ю. В. Пахомова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10. - № 3-1. - С. 114-119.

Воронежский государственный технический университет

FORECASTING IN MANAGEMENT: MODEL OF DEVELOPMENT OF THE CELLULAR

COMMUNICATION ENTERPRISE

Yu.V. Pakhomova

In the article recommendations about the scheme of effective management by acceptance of cellular communication are offered, a definite purpose of development of control systems of quality of the cellular communication enterprises is offered, the model of development of the cellular communication enterprise is presented, the forecast of development of the cellular communication enterprise is made

Key words: model of the harmonious enterprise, forecast, management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.