ваемости ЛОР-органов, кожи и др. [6, 15], становится очевидной необходимость разработки и проведения мер медицинского и технологического характера, направленных на устранение действия микробного фактора на организм работающих.
Литература
1. Ашмарин И. П., Воробьев А. А. Статистические методы в микробиологических исследованиях.— Л., 1962.
2. Боловачева Н. С., Митренин И. Б., Пожаров А. В. и др. // Открытия,— 1978,— № 1,— С. 72.
3. Боровик Э. Б. // Стафилококки и внутрибольничная инфекция,—М., 1975,—С. 121.
4. Бухарин О. В., Усвяцов Б. #., Малышкин А. П., Немце-ва Н. В. // Журн. микробиол,— 1984,— № 2,— С. 27—29.
5. Лабораторные исследования внешней среды / Под ред. А. В. Павлова,—Киев, 1978.—С. 106—151.
6. Лебедева И. В., Дерябин Д. Г. // Медицинские аспекты охраны производственной и окружающей среды.— Оренбург, 1989,— С. 3—6.
7. Методические указания по измерению вредных веществ в воздухе,—М.. 1984,—Вып. 20,—С. 110—128.
8. Патий Р. Г. // Жури, микробиол,— 1966,— № 8.— С. 148.
9. Сборник временных отраслевых методик для определения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районах размещения предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности / Под ред. М. Т. Дмитриева, Н. Ш. Вольберг,—М„ 1985.—Ч. 1,—С. 96—101.
10. Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования / Под ред. М. О. Биргера.— М., 1982 _С. 251_254.
11. Терновская Л. Н. // Гиг и сан,— 1968.— № 8,— С. 46—49.
12. Турсунова А. А., Боровик Э. Б., Семина Н. А. // Проблемы стафилококковых инфекций.—Саратов, 1986.— Ч. 1.— С. 148—149.
13. Хатеневер М. Л., Акатов А. К., Выгодчиков Г. В. и др. // Стафилококковое носительство и внутрибольничная инфекция,— М„ 1975.— С. 144.
14. Чернова О. Л. // ПерСистенция микроорганизмов.— Куйбышев, 1987,— С. 22—30.
15. Кау С. R. // J. Coll. gen. Pract.— 1963.—Vol. 6.— P. 47.
16. Waldner-Sander S., Botzenhart K. // Advanc. Aerobiol.— 1987.—Vol. 51.— P. 395—400.
Поступила 11.06.90
Summary. Some changing in microflora of the bore works are
noted. It expressed in increasing of staphylococci index.
Гигиена детей и подростков
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991 УДК 613.956:377.35:622.2
Н. М. Харковенко, Е. В. Борисова, А. П. Подгайская, Б. Н. Задорожный
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ПРОФЕССИИ МАШИНИСТА ПОДЗЕМНЫХ УСТАНОВОК В ГОРНОМ СПТУ
Донецкий научный центр гигиены труда и профилактики травматизма
Одной из массовых и ответственных профессий в угольной промышленности является профессия машиниста подземных установок (МПУ). С ростом механизации и автоматизации производственных процессов угледобычи численность этой категории рабочих в шахте увеличивается, возрастают требования к уровню их профессиональной подготовки, осуществляемой в основном в системе профессионально-технического образования. В настоящее время профессии МПУ только в средних ПТУ Донбасса обучается около 40 % учащихся. Поскольку условия труда в угольных шахтах характеризуются комплексом выраженных неблагоприятных факторов, предъявляющих повышенные требования к функциональному состоянию и состоянию здоровья работающих, и не все здоровые подростки могут освоить одну и ту же профессию [6], возникла необходимость в разработке физиологических критериев пригодности подростков, позволяющих прогнозировать успешность освоения профессии МПУ в горном СПТУ.
Обследовано 60 учащихся горного СПТУ на протяжении всего периода обучения профессии
МПУ. Все были здоровы, с нормальным физическим развитием, за исключением нескольких человек, имевших миопию слабой степени, плоскостопие, заикание и косноязычие. У учащихся определяли силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, свойства внимания, кратковременную зрительную память, техническое мышление, эмоциональную устойчивость, сенсомотор-ные реакции, устойчивость двигательных актов, мышечную силу и выносливость, функции внешнего дыхания, физическую работоспособность путем ступенчатого повышения нагрузки с одновременной регистрацией частоты сердечных сокращений и артериального давления. Успешность освоения профессии оценивали по данным успеваемости и результатам экспертного опроса 10 преподавателей и мастеров производственного обучения. Для установления информативности показателей успешности обучения использовали данные литературы и собственных исследований с привлечением методов экспертного опроса, факторного и корреляционного анализа [4, 5].
Условия труда МПУ изучали по материалам
санэпидстанции (СЭС), Донецкого НИИ гигиены труда и профзаболеваний, научной информации, содержание трудовой деятельности — на основе полносменных хронометражных наблюдений (16 фотографий рабочего дня). Основные требования, предъявляемые профессией к организму работающих, а также значимые психофизиологические функции, обеспечивающие выполнение этих требований, устанавливали путем анкетного опроса 20 высококвалифицированных специалистов угольных шахт, выступавших в качестве экспертов.
Анализ хронометражных наблюдений свидетельствует, что трудовая деятельность МПУ заключается в обслуживании различных типов подземных машин, таких как лебедки, насосы, конвейеры, опрокидыватели и др., наблюдении за режимом их работы и техническим состоянием, регулировании степени их загрузки, выявлении и устранении неисправностей, смазке отдельных узлов и деталей и др. В процессе работы МПУ подвергается влиянию комплекса неблагоприятных факторов: температура воздуха колеблется от 8—15 до 28—30 °С в зависимости от глубины разрабатываемых угольных пластов и удаленности от шахтного ствола, относительная влажность воздуха составляет 92—98 %, скорость движения воздушной струи — 0,4—5 м/с и более [3, 9]. Кроме указанных, воздействуют и другие производственные факторы, например шум (от 75 до 113 дб А), в спектре которого преобладают средние и низкие частоты, длительность действия звука составляет 50—70 % рабочей смены. Освещение на рабочем месте искусственное (местное или общее), уровень освещенности 8—25 лк. Величина запыленности воздуха колеблется в пределах от 6—10 до 600 мг/м3 и более [3, 9].
Как показал анализ данных хронометражных наблюдений, на выполнение основных и вспомогательных работ приходится от 60 до 89,9 % рабочей смены, подготовительно-заключительных операций — в среднем до 10 %, остальное время занимают непроизводительные работы, вынужденные и регламентированные перерывы. Темп работы и рабочая поза в основном свободные, однако отдельные операции, такие как ремонт оборудования, сцепка и расцепка вагонеток и др., выполняются в вынужденном положении тела и сопровождаются значительными статическими усилиями. Динамические нагрузки имеют место при управлении, передвижке маневровых и скреперных лебедок, очистке вагонеток и др. Выполнение ряда трудовых операций (зачистка и дробление горной массы, поднятие сошедших с рельс вагонеток и т. д.) требует хорошей физической подготовки. Согласно данным литературы [9], работа МПУ имеет среднюю степень тяжести (энергозатраты составляют 700—1100 ккал за смену) , степень напряженности ее колеблется от малонапряженной до напряженной, условия работы — опасные.
Обобщение данных экспертного опроса позволило констатировать, что для успешного осуществления профессиональной деятельности МПУ должен обладать хорошо развитыми способностями к выполнению точных и ловких движений пальцами и всей рукой, высокой координирован-ностью двигательных актов, достаточной скоростью движений пальцами и всей рукой. Кроме £ того, хронометражные наблюдения и экспертные оценки свидетельствуют о значительных требованиях, предъявляемых трудовыми операциями к состоянию зрительного, слухового, обонятельного и. кинестетического анализаторов. Поступающая в процессе работы информация, отражающая многосторонность объекта труда и внешней среды, характеризуется сложностью и комплексностью и требует от МПУ способности к быстрому ее анализу, принятию правильного решения и практической реализации его при возникновении аварийной обстановки, нарушении хода технологического процесса, обнаружении неисправности обслуживаемого оборудования. Иными словами, в обеспечении эффективной и безопасной работы МПУ существенную роль играют высшая нервная деятельность, центральная нервная система, внимание, память, техническое мышление, скорость сенсомоторных реакций и эмоционально- <1
волевая сфера. Следовательно, указанные выше свойства и функции являются профессионально важными для освоения профессии и определяют успешность трудовой деятельности МПУ.
Поскольку от исходного уровня развития профессионально важных функций в основном зависит эффективность обучения в ПТУ [12], в процессе исследования было изучено функциональное состояние организма учащихся в начале первого года обучения. Анализ результатов показал, что уровень физического развития соответствовал возрастному, так же как и показатели сердечно-сосудистой системы; их изменения в ответ на дозированную нагрузку носили адекватный характер [1, 2]; у обследованных учащихся наблюдались высокая подвидность нервных процес- # сов, некоторое преобладание тормозного процесса над возбудительным; половина подростков имели сильный тип нервной системы, показатели памяти и внимания соответствовали данным литературы.
Анализ динамических наблюдений в течение 3 лет обучения свидетельствовал о закономерном совершенствовании с возрастом изучаемых функций и систем организма учащихся. Выявленные изменения показателей состояния профессионально важных систем были обусловлены возрастными особенностями, процессом адаптации к условиям подготовки в СПТУ профессии МПУ и не выходили за пределы физиологической нормы. Вместе с тем направленность и величина этих сдвигов существенным образом зависели от той • степени развития профессионально важных функций и систем организма подростков, какую они
имели при поступлении в училище [12] и которая оказывала влияние на формирование успешности освоения профессии. Указанное является основополагающим для разработки физиологических критериев, позволяющих прогнозировать степень успешности уже на этапе приема подростков в ОПТУ [7].
9 С целью определения значимости показателей,
характеризующих успешность освоения изучаемой профессии, был проведен корреляционный и факторный анализ, выявивший наиболее информативные из них. Таковыми признаны средний балл успеваемости по спецпредметам и производственному обучению, а также обобщенная экспертная оценка профессиональной подготовки подростков к трудовой деятельности в шахте. На основе информативных показателей был разработан интегральный критерий успешности освоения профессии, позволивший установить уровень эффективности обучения у каждого учащегося в отдельности. Распределение его плотности положено в основу оценочной шкалы, по которой уровень успешности освоения профессии МПУ определяется как высокий, средний и низкий.
Для установления информативных психофизиологических показателей, обусловливающих ус-% пешность обучения профессии, проведен сопоста-
вительный анализ характеристик эффективности освоения профессии и исходного состояния организма учащихся. Оказалось, что наиболее значимая корреляционная связь существует между показателями успешности учебы и физической работоспособностью, частотой дыхания в обычных условиях опыта при координометрии, сенсомотор-ной реакцией, свойствами высшей нервной деятельности, внимания, памяти, технического мышления и состоянием сердечно-сосудистой системы. Кроме того, отмечена определенная взаимосвязь между интегральным критерием успешности освоения профессии и эмоциональной устойчивостью, а также характером реакции вегетативных функций на физическую нагрузку, длиной • тела и жизненной емкостью легких (ЖЕЛ).
Сравнительный анализ психофизиологических показателей функционального состояния организма учащихся с разным уровнем успешности освоения профессии свидетельствует, что у подростков с низким уровнем успешности обучения они существенно хуже, чем у лиц с высоким уровнем. Причем выявленные различия устойчиво сохранялись и в динамике обучения по следующим показателям: мышечная выносливость, отношение ЖЕЛ к должной величине ее (ЖЕЛ/ДЖЕЛ), максимальные скорости вдоха и выдоха, физическая работоспособность, систолическое артериальное давление (в условиях покоя), подвижность нервных процессов, количество точных реакций на движущийся объект, зрительно-моторная реак-Ш ция с дифференцировкой, объем зрительной памяти, показатели внимания, коэффициент производительности при исследовании технического мы-
шления, ряд показателей координометрической пробы. Поскольку перечисленные физические и психофизиологические показатели достаточно тесно коррелируют с интегральным критерием успешности освоения профессии, существенно различаются у подростков с высоким и низким уровнем эффективности обучения и отражают степень развития профессионально важных функций организма учащихся, они приняты в качестве информативных для прогнозирования успешности освоения профессии МПУ в СПТУ.
Сопоставительный анализ данных о заболеваемости с временной утратой трудоспособности различающихся по показателям эффективности учебы подростков позволил выявить влияние исходного уровня развития профессионально важных функций организма не только на успешность обучения, но и на состояние здоровья: в группе лиц с высоким уровнем показатели были лучше. Последнее подтверждается исследованиями ряда авторов [8, 11], показавших, что у подростков, исходное функциональное состояние организма которых не соответствует профессиональным требованиям, чаще имеют место неблагоприятные изменения в состоянии здоровья.
Используя метод группового учета аргументов [5], была разработана модель, позволяющая прогнозировать уровень успешности освоения профессии МПУ подростком при поступлении его в горное СПТУ. В регрессионное уравнение вошли 6 показателей: подвижность нервных процессов, сила нервной системы, число точных реакций на движущийся объект, латентный период зрительно-моторной реакции с дифференцировкой, отношение ЖЕЛ/ДЖЕЛ и объем кратковременной зрительной памяти. Для практических целей предложен несколько упрощенный вариант диагностического уравнения, куда вошли 4 показателя: максимальная скорость вдоха, мышечная выносливость, объем кратковременной зрительной памяти и отношение ЖЕЛ/ДЖЕЛ. Определив величину уровня успешности освоения профессий и сопоставив ее с критериальными значениями, получаем характеристику профессиональной пригодности: «пригоден», «условно пригоден» или «непригоден». Предложенная прогнозная модель может быть использована в кабинетах (лабораториях) профотбора, поликлинике при профосмотрах, подростковых кабинетах для установления профессиональной пригодности подростков, поступающих в СПТУ осваивать профессию МПУ и признанных профессионально пригодными по состоянию здоровья на основании перечня медицинских противопоказаний [10].
Таким образом, разработанный метод отбора подростков для обучения профессии МПУ позволяет уже на этапе их поступления в СПТУ выявлять группу «условно пригодных» и «непригодных». Своевременное проведение с первыми оздоровительных и специальных тренировочных мероприятий способствует переходу их в катего-
рию «пригодных». «Непригодным» рекомендуется избрать себе другую профессию, не связанную со спецификой подземного труда в угольной шахте. Предлагаемые критерии апробированы в одном из горных училищ Донецка. Дифференцированный прием подростков в СПТУ для обучения профессии МПУ повышает эффективность обучения, уменьшает отсев их из училищ, улучшает состояние здоровья.
Литература
1. Абросимова Л. И., Юрко Г. П. // Охрана здоровья детей,— М., 1979.— Вып. 7,— С. 73—90.
2. Антонова Л. Т. // Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте.— М., 1979.— С. 19—44.
3. Бебых В. П. Условия труда и психофизиологические критерии профессиональной надежности машинистов шахтных подъемных машин: Автоэеф. дис. ... канд. биол. наук.— 1986.
4. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.— М., 1980.
5. Горелова Б. Л. Рабочая книга по прогнозированию.— М.. 1982,— С. 180-195.
6. Карцев И. Л., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям.— М., 1977.
7. Коваль В. И., Павлович К■ Э. Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии. - Л., 1986,— С. 45—52.
8. Круглова И. И. Влияние комплекса производственных факторов малой интенсивности и монотонин на организм учащихся ТУ, осваивающих профессию химического профиля: Автореф. дис. ... канд. биол. наук.— М., 1985.
9. Методические рекомендации по определению санитарных характеристик основных рабочих профессий угольных шахт.— Донецк, 1983.
10. Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям угольной и др. отраслей промышленности.— М.. 1988.— Сб. 2, вып. 4.
11. Родионова Т. А. Физиологические и гигиенические предпосылки адаптации подростков к профессиям текстильной промышленности: Автореф. дис. ... канд. биол. наук.— М„ 1985.
12. Сухарева Л. М. // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков.— М., 1984.— С. 38—40.
Поступила 29.08.90
Summary. Professiographic analysis of the labour in coal mining resulted in the model for forecast of successful vocational education for the machinists of underground instolations and allowed the differential admission to mining special vocational schools to carry out.
© В. И. ИВЛЕВ, 1991 УДК 371.7
В. И. И елее
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ школьников
Карагандинский педагогический институт
Проблема организации и нормирования различных видов деятельности школьников — одна из центральных в системе воспитания гармонично развитого подрастающего поколения, и ее решению посвящено значительное число гигиенических исследований. Вместе с тем в ней имеется, на наш взгляд, ряд методологических аспектов, которые в значительной мере определяют теоретико-практическую эффективность соответствующих рекомендаций и поэтому нуждаются в дальнейшем обсуждении и совершенствовании. Привлечь внимание к этим аспектам и было целью настоящей работы.
Вся жизнь человека представляет собой чередование различных видов деятельности [8]. При этом на каждом этапе онтогенеза человека можно и нужно выделять основной, ведущий вид деятельности, который обусловливает главнейшие изменения личности на данной стадии ее развития. В этом плане общеизвестно, что на этапе школьной зрелости человека основным видом его деятельности является учение. Оно не только обусловливает формирование школьников, требует наибольших затрат времени, но и определяет значимость каждого учащегося в конкретной социаль-
ной ситуации его развития. Последнее играет настолько важную роль, что ряд психологов называют учение основной социальной функцией школьников.
Оценка этого вида деятельности школьников осуществляется по степени успешности учения, которая представляет собой конечный результат сложного взаимодействия большого числа психо-лого-педагогических, медико-биологических, социальных и других факторов. Значительное влияние на нее оказывают и различные виды вне-учебной деятельности [14, 15].
Именно поэтому гигиеническая оценка и нормирование внеучебной деятельности школьников должны непременно осуществляться при контроле за успешностью их учения. Следует отметить при этом, что бюджет внеучебного времени отдельных школьников распределяется по-разному. Одни занимаются физической культурой и спортом, другие продолжают учение в музыкальных, художественных и других школах, третьи посещают факультативные занятия по школьным предметам, четвертые — кружки по интересам при Дворцах пионеров, домоуправлениях и пр. Немалая часть школьников вообще не имеют в бюджете своего