Научная статья на тему 'Прогнозирование трудозатрат на техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств'

Прогнозирование трудозатрат на техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1732
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ТРУДОЗАТРАТЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ / transportation facility / prediction / maintenance expenses

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Власенко В. В.

Прогнозировать трудозатраты на техническое обслуживание и ремонт автотранспортного средства необходимо с учетом условий его функционирования, возраста, а также квалификации водителя, работающего на нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTENANCE EXPENSES PREDICTION OF TRANSPORTATION FACILITIES

To predict maintenance expenses of transportation facilities it is necessary to consider conditions of its operation and age as well as drivers proficiency.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование трудозатрат на техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»

УДК 629.113.004

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТРУДОЗАТРАТ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В.В. Власенко, аспирант, ХНАДУ

Аннотация. Прогнозировать трудозатраты на техническое обслуживание и ремонт автотранспортного средства необходимо с учетом условий его функционирования, возраста, а также квалификации водителя, работающего на нем.

Ключевые слова: автотранспортное средство, трудозатраты, техническое обслуживание и ремонт.

ПРОГНОЗУВАННЯ ПРАЦЕВИТРАТ НА ТЕХНІЧНЕ ОБСЛУГОВУВАННЯ ТА РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНИХ ЗАСОБІВ В.В. Власенко, аспірант, ХНАДУ

Анотація. Прогнозувати працевитрати на технічне обслуговування та ремонт автотранспортного засобу треба з урахуванням умов його функціонування, віку, а також кваліфікації водія, що працює на ньому.

Ключові слова: автотранспортний засіб, працевитрати, технічне обслуговування та ремонт.

MAINTENANCE EXPENSES PREDICTION OF TRANSPORTATION FACILITIES V. Vlasenko, postgraduate, ^NAffO

Abstract. To predict maintenance expenses of transportation facilities it is necessary to consider conditions of its operation and age as well as drivers proficiency.

Key words: transportation facility, prediction, maintenance expenses.

Введение

Эффективность работы автотранспортных средств (АТС) определяется степенью безотказной работы при выполнении транспортных услуг с минимальными затратами при их функционировании [1].

В Украину ввозятся различные марки и модели не только новых АТС, но и ранее эксплуатируемых, имеющих определенный пробег. Как при плановой, так и при рыночной экономике на поддержание безотказной работы затрачивается различное количество денежных, материальных и человеческих ресурсов для новых и подержанных АТС. Поэтому необходимо прогнозировать трудозатраты на поддержание АТС в технически исправном состоянии с учетом конкретных условий их функционирования.

Трудозатраты на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) состоят из двух составляющих: затрат на материалы и запасные части, фонда оплаты труда ремонтных рабочих с учетом премий и отчислений.

Анализ публикаций

Для разных моделей АТС затраты на ТО и ТР за весь срок службы превышают их первоначальную стоимость в 5-8 раз, а трудоемкость выполнения этих работ □ в 10-15 раз больше изготовления [2].

Величину затрат на ТО и ТР в составе себестоимости в [1] предлагается определять, коп/т-км, по формуле

Г = 100

45 q • У • Р

CEO + (NTO-1C

ТО-1

CC

I

++nT0-2CT0-2) кд + С1р • кд

103

(1)

где Njo-ъ Njo-2 □ количество ТО-1 и ТО-2, выполняемых в течение одного года; CEO, CTO-1, CTO-2 □ себестоимость соответственно одного ЕО, ТО-1 и ТО-2, руб; lr □ пробег автомобиля за год, км; Стр □ стоимость текущего ремонта на 1000 км пробега, руб/1000 км; Кд □ коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий; lCC □ среднесуточный пробег, км.

Уравнение (1) можно представить в виде

C =-i™-3

Cnp о пр ,

q • у • р

где Зпр □ годовые затраты на профилактическое обслуживание и ремонт автомобиля, руб.

Годовые затраты Зпр с учетом (1) составят C • l

о _ CEO lr пр i

l

+ (NTO-1 • CTO-1 + NTO-2 • CTO-2 ) X

XKд +10-3 Op • Кд • lr.

Прогнозирование трудозатрат на ТО и ТР с учетом конкретных условий функционирования АТС

Фактическая трудоемкость выполнения ТР для АТС в условиях автотранспортного предприятия (АТП может быть определена с учетом типовых норм времени на ремонт по [4]. В настоящее время в Украине работают АТС различных марок, имеющие один или два вида ТО.

Определить годовые количества воздействий ТО-1 ^то_ь ТО-2 Ыто_2 и одного ТО Ыто для первой группы условий эксплуатации можно по формулам [5]

N=

N TO-2

/

N

N =

nto

/

— N

точ ’ іто-2 Ito — нормативные периодич-

ГДЄ

ности выполнения соответственно ТО-1, ТО-2, одного ТО, км (принимается по [6]).

Выразив нормативную периодичность выполнения ТО-2 через нормативную периодичность выполнения ТО-1, получим

lн = n • lн

lTO-2 nTO lTO-1,

Себестоимость одного обслуживания ЕО, ТО-1, ТО-2 и ремонта на 1000 км пробега определяется по нормам затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт по базовым маркам АТС по [3].

Цель и постановка задачи

Как видно из анализа публикаций, затраты на выполнение ТО и ТР различных марок АТС за весь срок службы превышают их первоначальную стоимость, а трудоемкость выполнения этих работ □ трудоемкость изготовления; эти величины различны для разных марок. При определении годовых затрат на выполнение ТО и ТР учитывались только дорожные условия, но не учитывался возраст АТС, его загрузка при функционировании по пробегу и грузоподъемности (пассажировме-стимости), квалификация водителя. При прогнозировании трудозатрат на выполнение ТО и ТР АТС необходимо учитывать конкретные условия их функционирования.

где nTO □ величина кратности нормативной периодичности ТО-2 к нормативной перио-

дичности до ТО-1, nTO =

ТО-2

ТО-1

После подстановки нормативной периодичности выполнения ТО-2 через нормативную периодичность до ТО-1 в формулы для определения годового количества ТО-1 Лхо-1 и ТО-2 Ыто_2 и преобразований получим

NTO-2 = lr / (nTO • lTO-1 ),

NTO-1 = (1 nTO ) lr / lTO-1.

(2)

При определении фактической периодичности воздействий ТО учтем группу условий эксплуатации при помощи коэффициента Кг-, возраст и индивидуальные качества автомобиля □ при помощи коэффициента Кв, квалификацию водителя □ Квод, степень загрузки автомобиля по грузоподъемности и пробегу □ К3. Откорректировав при помощи этих

l

l

l

ТО-2

ТО-1

l

коэффициентов нормативные периодичности выполнения ТО-1, ТО-2, подставив в (2), получим зависимости для определения годового количества воздействий ТО-1 ТО-2 (одного ТО) с учетом конкретных условий функционирования АТС

N.

1------

V пто у

то-1

N

ТО-2

/н ■ 'го-1 к і • кв ■ Квод

1 Ч V1 + Кз

о Т £ 1

'то-1 ■ Кі • кв ■ квод,

'г V1 + Кз

ТО /Н тт тт тт

'ТО - ^і ' - ^вод

(3)

Годовой пробег, км, с учетом интенсивности эксплуатации определяется следующей зависимостью

где ^?0 □ нормативная трудоемкость ЕО,

чел.-ч [6]; Км □ коэффициент, учитывающий механизацию работ по ЕО [5]; 1Е0 □ пробег до ЕО, км (принимается согласно [5]).

Трудоемкость ТО-1, ТО-2 или ТО за год, чел.-ч, с учетом (3) определяется так

Тг - ін

1 ТО-1,ТО-2,ТО _ ‘ТО-1,ТО-2,ТО

Суммарная годовая трудоемкость ТО рассчитывается следующим образом:

□ для автомобилей с выполнением ТО-1 и ТО-2

Тто — ^ео + ТТО-2 + ТТО-1, чел.-ч;

Цдля автомобилей с выполнением одного ТО

ТТО — ТЕО + ТТО, Чел.-Ч.

Суммарная годовая трудоемкость ТО и ТР с учетом (5), (6) и (7) составит

(4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

__'г’Г +

х то тр — ^ тр ^ то, чел.-ч.

где Дрг □ дни работы АТП в году, дн.; □

расчетный (прогнозируемый) коэффициент технической готовности; Кр □ эксплуатационный показатель ресурса АТС.

Одним из показателей надежности является суммарная годовая трудоемкость текущего ремонта (ГОСТ 27.002-89), за год она составит, чел.-ч

_ ^ТР ■ 1СС - Дрг - аТ - ^Р V1 + ^3 (5)

АТР _ тътг ТГ ТГ , (5)

1000Кі ■ Кв ■ Квод

где іТР □ нормативная трудоемкость выполнения ТР, чел.-ч/1000 км (принимается согласно [6]).

Для АТП, имеющего в своем составе несколько групп и моделей АТС, суммарная годовая трудоемкость ТО, ТР составит

т П

Тто,тр =Ц(ГТр, + Тто,), чeл.-ч,

,=1 i=1

где I =1, 2, □ , п □ количество АТС данной (одной) марки; , =1, 2^ , т □ количество марок.

Затраты на материалы и запчасти, грн, в год составят: для одного АТС (8), для АТП (9)

^М,ЗЧ _ ■ МЕО + NTO-1 ■ -^ТО-1 +

+Nтo-2 ■ то-2 +10 ^МЗЧ-^р;

(8)

К показателям надежности отнесена также суммарная годовая трудоемкость профилактического обслуживания (ГОСТ 27.002-89), которая включает годовые трудоемкости выполнения ЕО, ТО-1 и ТО-2 (или одного ТО). Трудоемкость ЕО за год определяется зависимостью

Т1 _

1 ЕО

4 ■ км ■ /г

чел.-ч,

(6)

оАтп _ уу^ ■ м + N

^зч ЕО ^ 1Уто-\у

1_1 і_1

(9)

хМто-1 + Nтo_j2 ■ МЗЧТ0-2 +10 M34.jp..),

где МЕ0, Мго-1, МЗЧТО-2, МЗЧТр □ затраты на материалы соответственно на одно ЕО, ТО-1, грн [3]; затраты на материалы и запасные части на одно ТО-2, грн [3]; затраты на материалы и запасные части на 1000 км, грн [3].

I

Сдельная заработная плата ремонтных рабочих определяется с учетом годовой трудоемкости выполнения работ по ТО и ТР, часовой тарифной ставки рабочего определенного разряда. Премия устанавливается за качественное выполнение работ в процентном отношении к сдельной зарплате. В общем виде фонд оплаты труда с отчислениями, грн, составит: для одного АТС

на ТО-2 соответственно 10-15 %, ТО-1 □ 10-12 %, ЕО □ 15-20 %; для автобусов ТР □ 40-50 %, ТО-2 □ 12-18 %, ТО-1 □ 10-15 %, ЕО □25-30 %.

При уменьшении ресурса на 70-75 % начинают возрастать трудозатраты на поддержание безотказной работы АТС. Увеличение трудозатрат для разных марок АТС □ различное и зависит от надежности АТС.

ФОТ^одр _ [(Т^р ■ Сч + Т^0 ■ Сч )(1 + П)] х

Х(1 +10 _2 Нсс);

для АТП

Прогнозировать годовые трудозатраты на ТО и ТР, с учетом конкретных условий их функционирования, необходимо для того, чтобы вовремя выводить из эксплуатации АТС, не приносящие прибыль при линейной работе.

фот£птр _ууш1' ■ сч + тгТОу ■ сч): 1_ 1 і_1

х(1 + П)](1 +10-2 Нсс)},

где Ясс □ норма отчислений, % (по состоянию на 01.04.2011 □ 37,66 %).

Прогнозируемые трудозатраты на ТО и ТР в год, грн, определяются так:

□ для одного АТС

ТЗГ = ФОТг + зг •

1 ^ХО.ТР 1 то. ТР М,ЗЧ;

□ для АТП

_^^’уАТП + оАТП

1 ОТ0,тР _ 1 ТО,ТР + ^М,ЗЧ.

Выводы

В процессе эксплуатации АТС расходуется его ресурс. Чем надежнее АТС, тем больший ресурс в него заложен. ТО призвано поддерживать ресурс АТС путем выполнения профилактических воздействий на основе диагностирования, а ТР □ восстанавливать его. По мере увеличения возраста ресурс АТС уменьшается, как следствие □ увеличиваются трудозатраты на выполнение ТР, то есть на восстановление.

Литература

1. Говорущенко Н.Я. Системотехника транс-

порта (на примере автомобильного транспорта) / Н.Я. Говорущенко, А.Н. Ту-ренко. □ X.: ХГАДТУ, 1998. □468 с.

2. Техническая эксплуатация автомобилей:

учебник для вузов / Е.С. Кузнецов, В.П. Воронов, А.П. Болдин и др.; под ред. Е.С. Кузнецова. □ 3-є изд., перераб. и доп. □ М.: Транспорт, 1991. □ 416 с.

3. Шинкаренко В .Г. Экономическая оценка

нововведений на автомобильном транспорте / В.Г. Шинкаренко, О.М. Жарова.

□ X.: ХНАДУ, 2004. П155 с.

4. Типовые нормы времени на ремонт грузо-

вых автомобилей марок ГАЗ, ЗИЛ, КАЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий. □ М.: Экономика, 1989. □298 с.

5. Напольский Г. М. Технологическое проек-

тирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: учебник для вузов / Г.М. Напольский. □ 2-е изд., перераб. и доп. □ М.: Транспорт, 1993. □272 с.

6. Положення про профілактичне обслугову-

вання і ремонт рухомого складу автомобільного транспорту / Мінтранс України. □ К.: 1998. П16 с.

Трудозатраты на выполнение ТО и ТР □ различные для грузовых, легковых автомобилей и автобусов за их срок службы. Для грузовых и легковых автомобилей ближнего зарубежья трудозатраты на ТР составляют [2] 55-65 %,

Рецензент: М.А. Подригало, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 19 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.