УДК 629.113.004
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТРУДОЗАТРАТ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В.В. Власенко, аспирант, ХНАДУ
Аннотация. Прогнозировать трудозатраты на техническое обслуживание и ремонт автотранспортного средства необходимо с учетом условий его функционирования, возраста, а также квалификации водителя, работающего на нем.
Ключевые слова: автотранспортное средство, трудозатраты, техническое обслуживание и ремонт.
ПРОГНОЗУВАННЯ ПРАЦЕВИТРАТ НА ТЕХНІЧНЕ ОБСЛУГОВУВАННЯ ТА РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНИХ ЗАСОБІВ В.В. Власенко, аспірант, ХНАДУ
Анотація. Прогнозувати працевитрати на технічне обслуговування та ремонт автотранспортного засобу треба з урахуванням умов його функціонування, віку, а також кваліфікації водія, що працює на ньому.
Ключові слова: автотранспортний засіб, працевитрати, технічне обслуговування та ремонт.
MAINTENANCE EXPENSES PREDICTION OF TRANSPORTATION FACILITIES V. Vlasenko, postgraduate, ^NAffO
Abstract. To predict maintenance expenses of transportation facilities it is necessary to consider conditions of its operation and age as well as drivers proficiency.
Key words: transportation facility, prediction, maintenance expenses.
Введение
Эффективность работы автотранспортных средств (АТС) определяется степенью безотказной работы при выполнении транспортных услуг с минимальными затратами при их функционировании [1].
В Украину ввозятся различные марки и модели не только новых АТС, но и ранее эксплуатируемых, имеющих определенный пробег. Как при плановой, так и при рыночной экономике на поддержание безотказной работы затрачивается различное количество денежных, материальных и человеческих ресурсов для новых и подержанных АТС. Поэтому необходимо прогнозировать трудозатраты на поддержание АТС в технически исправном состоянии с учетом конкретных условий их функционирования.
Трудозатраты на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) состоят из двух составляющих: затрат на материалы и запасные части, фонда оплаты труда ремонтных рабочих с учетом премий и отчислений.
Анализ публикаций
Для разных моделей АТС затраты на ТО и ТР за весь срок службы превышают их первоначальную стоимость в 5-8 раз, а трудоемкость выполнения этих работ □ в 10-15 раз больше изготовления [2].
Величину затрат на ТО и ТР в составе себестоимости в [1] предлагается определять, коп/т-км, по формуле
Г = 100
45 q • У • Р
CEO + (NTO-1C
ТО-1
CC
I
++nT0-2CT0-2) кд + С1р • кд
103
(1)
где Njo-ъ Njo-2 □ количество ТО-1 и ТО-2, выполняемых в течение одного года; CEO, CTO-1, CTO-2 □ себестоимость соответственно одного ЕО, ТО-1 и ТО-2, руб; lr □ пробег автомобиля за год, км; Стр □ стоимость текущего ремонта на 1000 км пробега, руб/1000 км; Кд □ коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий; lCC □ среднесуточный пробег, км.
Уравнение (1) можно представить в виде
C =-i™-3
Cnp о пр ,
q • у • р
где Зпр □ годовые затраты на профилактическое обслуживание и ремонт автомобиля, руб.
Годовые затраты Зпр с учетом (1) составят C • l
о _ CEO lr пр i
l
+ (NTO-1 • CTO-1 + NTO-2 • CTO-2 ) X
XKд +10-3 Op • Кд • lr.
Прогнозирование трудозатрат на ТО и ТР с учетом конкретных условий функционирования АТС
Фактическая трудоемкость выполнения ТР для АТС в условиях автотранспортного предприятия (АТП может быть определена с учетом типовых норм времени на ремонт по [4]. В настоящее время в Украине работают АТС различных марок, имеющие один или два вида ТО.
Определить годовые количества воздействий ТО-1 ^то_ь ТО-2 Ыто_2 и одного ТО Ыто для первой группы условий эксплуатации можно по формулам [5]
N=
N TO-2
/
N
N =
nto
/
— N
точ ’ іто-2 Ito — нормативные периодич-
ГДЄ
ности выполнения соответственно ТО-1, ТО-2, одного ТО, км (принимается по [6]).
Выразив нормативную периодичность выполнения ТО-2 через нормативную периодичность выполнения ТО-1, получим
lн = n • lн
lTO-2 nTO lTO-1,
Себестоимость одного обслуживания ЕО, ТО-1, ТО-2 и ремонта на 1000 км пробега определяется по нормам затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт по базовым маркам АТС по [3].
Цель и постановка задачи
Как видно из анализа публикаций, затраты на выполнение ТО и ТР различных марок АТС за весь срок службы превышают их первоначальную стоимость, а трудоемкость выполнения этих работ □ трудоемкость изготовления; эти величины различны для разных марок. При определении годовых затрат на выполнение ТО и ТР учитывались только дорожные условия, но не учитывался возраст АТС, его загрузка при функционировании по пробегу и грузоподъемности (пассажировме-стимости), квалификация водителя. При прогнозировании трудозатрат на выполнение ТО и ТР АТС необходимо учитывать конкретные условия их функционирования.
где nTO □ величина кратности нормативной периодичности ТО-2 к нормативной перио-
дичности до ТО-1, nTO =
ТО-2
ТО-1
После подстановки нормативной периодичности выполнения ТО-2 через нормативную периодичность до ТО-1 в формулы для определения годового количества ТО-1 Лхо-1 и ТО-2 Ыто_2 и преобразований получим
NTO-2 = lr / (nTO • lTO-1 ),
NTO-1 = (1 nTO ) lr / lTO-1.
(2)
При определении фактической периодичности воздействий ТО учтем группу условий эксплуатации при помощи коэффициента Кг-, возраст и индивидуальные качества автомобиля □ при помощи коэффициента Кв, квалификацию водителя □ Квод, степень загрузки автомобиля по грузоподъемности и пробегу □ К3. Откорректировав при помощи этих
l
l
l
ТО-2
ТО-1
l
коэффициентов нормативные периодичности выполнения ТО-1, ТО-2, подставив в (2), получим зависимости для определения годового количества воздействий ТО-1 ТО-2 (одного ТО) с учетом конкретных условий функционирования АТС
N.
1------
V пто у
/г
то-1
N
ТО-2
/н ■ 'го-1 к і • кв ■ Квод
1 Ч V1 + Кз
о Т £ 1
'то-1 ■ Кі • кв ■ квод,
'г V1 + Кз
ТО /Н тт тт тт
'ТО - ^і ' - ^вод
(3)
Годовой пробег, км, с учетом интенсивности эксплуатации определяется следующей зависимостью
где ^?0 □ нормативная трудоемкость ЕО,
чел.-ч [6]; Км □ коэффициент, учитывающий механизацию работ по ЕО [5]; 1Е0 □ пробег до ЕО, км (принимается согласно [5]).
Трудоемкость ТО-1, ТО-2 или ТО за год, чел.-ч, с учетом (3) определяется так
Тг - ін
1 ТО-1,ТО-2,ТО _ ‘ТО-1,ТО-2,ТО
Суммарная годовая трудоемкость ТО рассчитывается следующим образом:
□ для автомобилей с выполнением ТО-1 и ТО-2
Тто — ^ео + ТТО-2 + ТТО-1, чел.-ч;
Цдля автомобилей с выполнением одного ТО
ТТО — ТЕО + ТТО, Чел.-Ч.
Суммарная годовая трудоемкость ТО и ТР с учетом (5), (6) и (7) составит
(4)
__'г’Г +
х то тр — ^ тр ^ то, чел.-ч.
где Дрг □ дни работы АТП в году, дн.; □
расчетный (прогнозируемый) коэффициент технической готовности; Кр □ эксплуатационный показатель ресурса АТС.
Одним из показателей надежности является суммарная годовая трудоемкость текущего ремонта (ГОСТ 27.002-89), за год она составит, чел.-ч
_ ^ТР ■ 1СС - Дрг - аТ - ^Р V1 + ^3 (5)
АТР _ тътг ТГ ТГ , (5)
1000Кі ■ Кв ■ Квод
где іТР □ нормативная трудоемкость выполнения ТР, чел.-ч/1000 км (принимается согласно [6]).
Для АТП, имеющего в своем составе несколько групп и моделей АТС, суммарная годовая трудоемкость ТО, ТР составит
т П
Тто,тр =Ц(ГТр, + Тто,), чeл.-ч,
,=1 i=1
где I =1, 2, □ , п □ количество АТС данной (одной) марки; , =1, 2^ , т □ количество марок.
Затраты на материалы и запчасти, грн, в год составят: для одного АТС (8), для АТП (9)
^М,ЗЧ _ ■ МЕО + NTO-1 ■ -^ТО-1 +
+Nтo-2 ■ то-2 +10 ^МЗЧ-^р;
(8)
К показателям надежности отнесена также суммарная годовая трудоемкость профилактического обслуживания (ГОСТ 27.002-89), которая включает годовые трудоемкости выполнения ЕО, ТО-1 и ТО-2 (или одного ТО). Трудоемкость ЕО за год определяется зависимостью
Т1 _
1 ЕО
4 ■ км ■ /г
чел.-ч,
(6)
оАтп _ уу^ ■ м + N
^зч ЕО ^ 1Уто-\у
1_1 і_1
(9)
хМто-1 + Nтo_j2 ■ МЗЧТ0-2 +10 M34.jp..),
где МЕ0, Мго-1, МЗЧТО-2, МЗЧТр □ затраты на материалы соответственно на одно ЕО, ТО-1, грн [3]; затраты на материалы и запасные части на одно ТО-2, грн [3]; затраты на материалы и запасные части на 1000 км, грн [3].
I
Сдельная заработная плата ремонтных рабочих определяется с учетом годовой трудоемкости выполнения работ по ТО и ТР, часовой тарифной ставки рабочего определенного разряда. Премия устанавливается за качественное выполнение работ в процентном отношении к сдельной зарплате. В общем виде фонд оплаты труда с отчислениями, грн, составит: для одного АТС
на ТО-2 соответственно 10-15 %, ТО-1 □ 10-12 %, ЕО □ 15-20 %; для автобусов ТР □ 40-50 %, ТО-2 □ 12-18 %, ТО-1 □ 10-15 %, ЕО □25-30 %.
При уменьшении ресурса на 70-75 % начинают возрастать трудозатраты на поддержание безотказной работы АТС. Увеличение трудозатрат для разных марок АТС □ различное и зависит от надежности АТС.
ФОТ^одр _ [(Т^р ■ Сч + Т^0 ■ Сч )(1 + П)] х
Х(1 +10 _2 Нсс);
для АТП
Прогнозировать годовые трудозатраты на ТО и ТР, с учетом конкретных условий их функционирования, необходимо для того, чтобы вовремя выводить из эксплуатации АТС, не приносящие прибыль при линейной работе.
фот£птр _ууш1' ■ сч + тгТОу ■ сч): 1_ 1 і_1
х(1 + П)](1 +10-2 Нсс)},
где Ясс □ норма отчислений, % (по состоянию на 01.04.2011 □ 37,66 %).
Прогнозируемые трудозатраты на ТО и ТР в год, грн, определяются так:
□ для одного АТС
ТЗГ = ФОТг + зг •
1 ^ХО.ТР 1 то. ТР М,ЗЧ;
□ для АТП
_^^’уАТП + оАТП
1 ОТ0,тР _ 1 ТО,ТР + ^М,ЗЧ.
Выводы
В процессе эксплуатации АТС расходуется его ресурс. Чем надежнее АТС, тем больший ресурс в него заложен. ТО призвано поддерживать ресурс АТС путем выполнения профилактических воздействий на основе диагностирования, а ТР □ восстанавливать его. По мере увеличения возраста ресурс АТС уменьшается, как следствие □ увеличиваются трудозатраты на выполнение ТР, то есть на восстановление.
Литература
1. Говорущенко Н.Я. Системотехника транс-
порта (на примере автомобильного транспорта) / Н.Я. Говорущенко, А.Н. Ту-ренко. □ X.: ХГАДТУ, 1998. □468 с.
2. Техническая эксплуатация автомобилей:
учебник для вузов / Е.С. Кузнецов, В.П. Воронов, А.П. Болдин и др.; под ред. Е.С. Кузнецова. □ 3-є изд., перераб. и доп. □ М.: Транспорт, 1991. □ 416 с.
3. Шинкаренко В .Г. Экономическая оценка
нововведений на автомобильном транспорте / В.Г. Шинкаренко, О.М. Жарова.
□ X.: ХНАДУ, 2004. П155 с.
4. Типовые нормы времени на ремонт грузо-
вых автомобилей марок ГАЗ, ЗИЛ, КАЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий. □ М.: Экономика, 1989. □298 с.
5. Напольский Г. М. Технологическое проек-
тирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: учебник для вузов / Г.М. Напольский. □ 2-е изд., перераб. и доп. □ М.: Транспорт, 1993. □272 с.
6. Положення про профілактичне обслугову-
вання і ремонт рухомого складу автомобільного транспорту / Мінтранс України. □ К.: 1998. П16 с.
Трудозатраты на выполнение ТО и ТР □ различные для грузовых, легковых автомобилей и автобусов за их срок службы. Для грузовых и легковых автомобилей ближнего зарубежья трудозатраты на ТР составляют [2] 55-65 %,
Рецензент: М.А. Подригало, профессор, д.т.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 19 марта 2012 г.