162
Социально-экономические проблемы
УДК 338.47.656 П. В. Герасименко
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Г. Б. Титов
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СРОКОВ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Предложена методика прогнозирования сроков доставки груза железнодорожным транспортом. В отличие от действующего прогнозирования по нормативному времени, в основу методики положены регрессионные модели. Для построения моделей используется статистика реального времени транспортировки грузов и его зависимость от расстояния транспортирования. Выполненные исследования показали, что ошибка в прогнозировании срока доставки груза железнодорожным транспортом по нормированным данным в среднем составляет 40 %, а максимальная может доходить до 55 %.
прогнозирование, срок доставки груза, норма суточного пробега, регрессия, интервальная оценка, вероятность.
Введение
Своевременная доставка груза любым видом транспорта играет огромную роль в формировании имиджа грузовых компаний, соответственно, определяет число грузоотправителей, а в конечном итоге - и прибыль.
Вместе с тем, как известно, роль грузоотправителя в обеспечении нормативного срока доставки груза [1] огромная, но не единственная. Исследования по математической модели [2] показали, что вероятность перемещения груза между грузоотправителем и грузополучателем за нормативное время достаточно низкая. Исследование [3] подтвердило целесообразность продолжения совершенствования методики по расчету времени доставки груза.
1 Современная оценка времени доставки груза железнодорожным транспортом
Известно, что на время доставки груза оказывают влияние множество факторов [2],
поэтому высока вероятность служебных издержек. При исследовании срока доставки груза обычно учитывается его формирование на всех маршрутах движения груза, каждый из которых включает время трех этапов: начально-конечных операций на станциях /-го маршрута; пробега с грузом по /-му маршруту; проведения отцепочного ремонта в пути следования по /-му маршруту.
К числу начально-конечных операций на /-м маршруте относят следующие операции
[4]:
• уведомление о прибытии груза и о подаче груженых или порожних вагонов на подъездные пути или к фронтам погрузки (выгрузки);
• текущий ремонт порожних вагонов при их подготовке под погрузку;
• техническое обслуживание на станциях грузовых вагонов;
• техническое обслуживание и текущий ремонт контейнеров;
• осмотр вагонов в техническом и коммерческом отношении для подачи грузоотправителям под определенные грузы;
• подготовка под налив цистерн, бункерных полувагонов;
2014/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
163
• подгруппировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным отправителям (получателям) и подготовка их к подаче;
• прием к отправлению (включая проверку правильности погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе) и выдача грузов, а также оформление перевозочных документов;
• выполнение приемо-сдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении) при передаче (приеме) вагонов на (с) подъездной путь;
• маневровая работа по расформированию поездов различных категорий (маршрутных, передаточных, вывозных, сборных), прибывших на станции погрузки, выгрузки, по предназначению вагонов и грузов, а также по формированию на станции отправления поездов различных категорий;
• маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов на (с) выставочные (приемо-сдаточные) пути.
Составляющими времени маршрута являются время следования в поездах между техническими станциями, время нахождения на технических станциях под переработкой и без переработки.
В [2] для /-го маршрута учитывалось следующее время: на технический и коммерческий осмотры по прибытии на станцию; на ожидание подачи транспортных локомотивов; на подачу и уборку транспортных средств; на выгрузку из транспортного средства; на погрузку вагонов; на перестановку вагонов или состава; на оформление перевозочных документов; на
ожидание уборки перевозочных средств; на технический и коммерческий осмотры по направлению со станции; на ожидание отправления.
Необходимо отметить, что Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом позволяют определить суммарное время на все операции на основании норм суточного пробега и расстояния, на которое доставляется груз. При этом расстояние перевозки в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом задается интервально с разными суточными нормами перемещения, что позволяет вычислять на границах интервалов минимальные и максимальные сроки доставки грузов.
В табл. 1 время доставки приведено в зависимости от расстояния доставки груза [1].
Они дополнены расчетными средними, минимальными и максимальными значениями времени, которые возникают на границах интервалов расстояний. При определении времени доставки в соответствии с требованиями Правил исчисления сроков доставки неполные сутки принимались за полные сутки (рис. 1).
2 Статистические данные
и оценки реальных доставок груза железнодорожным транспортом
Как показывает анализ реального времени доставки груза на заданное расстояние, оно принимает различные значения для одного и того же расстояния, т. е. является случайной величиной.
ТАБЛИЦА 1. Время повагонных отправок
Интервал расстояния L, км Г Норма суточного пробега, км Среднее расстояние, км Нормированное время T, сутки
Среднее Минимальное Максимальное
До 199 110 100 2 1 2
200-599 160 400 3 2 4
600-999 240 800 4 3 5
1000-1999 310 1500 6 4 7
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2014/3
164
Социально-экономические проблемы
До 200 км 200-600 км
600-1000 км 1000-2000 км
Рис. 1. Зависимость нормированного времени от расстояния перевозок
В табл. 2 для 12 расстояний перевозки симальные и минимальные сроки доставки груза представлены опытные значения реаль- груза, также приведены оцененные числовые ного времени, среди которых выделены мак- характеристики: средние значения, дисперсии
ТАБЛИЦА 2. Время повагонных доставок груза железнодорожным транспортом
Номер перевозки n. 1 Расстояние L, км Г Число наблюдае- мых перевозок Время доставки груза T, сутки
Min Max Ср. значение Дисперсия CKO
1 675 19 2,63 4,13 3,34 0,16 0,40
2 770 30 2,30 4,21 2,91 0,21 0,45
3 1145 36 2,90 5,78 4,26 0,58 0,76
4 1164 20 3,53 6,84 4,72 0,95 0,98
5 1250 23 3,91 8,64 5,73 1,59 1,23
6 1395 80 3,19 10,16 4,68 1,44 1,20
7 1422 68 3,08 7,58 4,78 0,84 0,92
8 1496 33 2,96 8,11 5,55 1,43 1,20
9 1569 33 3,11 7,01 4,90 1,08 1,04
10 1674 23 4,50 8,23 6,43 1,50 1,22
11 1734 43 3,62 8,31 5,44 0,98 0,99
12 1976 49 4,36 8,49 6,41 1,53 1,24
2014/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
165
и среднее стандартное отклонение времени доставки.
На основе табличных значений построены функции регрессии средних и экстремальных значений реального времени доставки, а также средних и нормированных значений сроков доставки (рис. 2).
Графики зависимостей функций регрессии и их аналитический вид представлены на рис. 3 и 4. С использованием регрессионного анализа построены зависимости, даны оценки качества построенных регрессионных зависимостей и параметров (коэффициентов) количественных соотношений между показателями формализованных соотношений.
♦ Среднее значение
Дисперсия
Рис. 2. Зависимость от расстояния среднего значения и дисперсии опытных значений времени доставки груза
Зависимость среднего, минимального и максимального значений времени доставки груза от расстояния
♦ Минимум ■ Максимум
Среднее значение — Линейный (Максимум)
— Линейный (Среднее значение) — Линейный (Минимум)
Рис. 3. Зависимость от расстояния доставки груза среднего значения и значений доверительного интервала времени доставки
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2014/3
166
Социально-экономические проблемы
Расстояние, км
♦ Среднее значение
Нормированное
Линейный (Среднее значение)
Линейный (Нормированное)
Рис. 4. Зависимость от расстояния нормативного и среднего опытного значения времени доставки груза
3 Методика прогнозирования
доставки груза
Анализ табличных значений и сравнение средних опытных значений с нормированными значениями времени доставки (рис. 3, 4) позволяет сделать заключение о возможности больших ошибок при прогнозировании сроков доставки грузов по нормированному времени.
В прогнозных расчетах по уравнению регрессии при прогнозируемом значении расстояния F определяется ожидаемое значение срока доставки T (F). Такой прогноз является точечным, поскольку он определяет точку на числовой оси. Вместе с тем, точечный прогноз ошибочен, так как величина N (P) случайна.
Более корректен прогноз с использованием интервальной оценки времени доставки груза, это позволяют выполнить статистические данные перевозки грузов.
Действительно, реальные статистические данные дают возможность построить математическую модель, которая по случайной
составляющей позволяет установить окрестность точечной оценки (доверительный интервал), которая с определенной вероятностью накроет истинное значение результата.
Таким образом, точечный расчет результирующей переменной N (P) должен быть дополнен интервальной оценкой прогнозируемого значения, которая имеет вид
T (F) - mT < T * < T (F) + mT,
где T* - истинное значение результирующего показателя, принятое как условное среднее
значение; тАр = _2
• ST ; tl-a,n-2 - таблич-
ное значение t-распределения Стьюдента с n - 2 степенями свободы на уровне значимо-
сти а = 0,05; ST = S
1 + - + n
1 (T - T)2
Z (T - t )2
k=1
оценка среднеквадратичного отклонения времени доставки груза (стандартная ошибка).
2014/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
167
В табл. 3 приведены предельные значения ции линейных функций регрессии предельных доверительных интервалов в зависимости от значений (линий максимального и минималь-расстояния транспортировки груза. На рис. 5 ного значений) доверительного интервала и дано графическое представление аппроксима- геометрическое изображение зависимостей от
ТАБЛИЦА 3. Значения времени доверительного интервала
Расстояние, Среднее время, СКО, Доверительный интервал
км сутки сутки min max
675 3,34 0,40 2,33 4,35
770 2,91 0,45 1,71 4,10
1145 4,26 0,76 2,46 6,05
1164 4,72 0,98 2,45 6,99
1250 5,73 1,23 2,81 8,64
1395 4,68 1,20 1,89 7,47
1422 4,78 0,92 2,65 6,90
1496 5,55 1,20 2,74 8,36
1569 4,90 1,04 2,49 7,31
1674 6,43 1,22 3,37 9,49
1734 5,44 0,99 3,12 7,76
1976 6,41 1,24 3,33 9,49
Расстояние, км
Рис. 5. Положение нормативных значений времени доставки груза относительно доверительного интервала
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2014/3
168
Социально-экономические проблемы
расстояний нормированных значений времени доставки груза.
Как видно из рис. 5, все нормированные значения времени доставки груза располагаются внутри доверительного интервала, т. е. реальное время доставки груза превышает его нормированные значения.
Учитывая, что нормативное время на плоскости координат «расстояние - время доставки груза» располагается внутри области, ограниченной линиями предельных значений
доверительного интервала, интересно оценить погрешности, которые возникают в результате прогнозирования сроков доставки груза железнодорожным транспортом с помощью нормативного времени. В табл. 4 даны вычисленные абсолютные погрешности как разность максимальных предельных значений времени доставки доверительного интервала и нормированных значений времени и относительные погрешности как отношение абсолютных погрешностей к нормированному значению.
ТАБЛИЦА 4. Погрешности при прогнозировании с интервальным и нормированным временами доставки груза
Расстояние, км Нормированное время Max время доверительного интервала Разность между значениями времени Относительная разность, %
675 3 4,5 1,5 50,00
770 4 4,9 0,9 22,50
1100 4 6,2 2,2 55,00
1600 6 8,3 2,3 38,33
2000 7 9,6 2,6 37,14
60,00
50.00
О4
S Н
о 40,00
Э о
fe 30,00 с
20.00
10,00
500 700 900 1100 1300 1500 1700 1900 2100
Расстояние, км
Рис. 6. Функция регрессии зависимости от расстояния относительной погрешности оценки с доверительным интервалом и нормированным временем
4 ►
♦ ♦
♦ T = -0,0018L + R2 = 0,0 42,792 063
2014/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
169
На рис. 6 представлена линейная регрессионная зависимость от расстояния относительных погрешностей прогнозирования с помощью нормированных значений сроков доставки груза.
Эта зависимость показывает, что погрешность на большом интервале расстояния доставки груза практически постоянная, но достаточно большая.
Заключение
Исследования показали, что ошибка в прогнозировании срока доставки груза железнодорожным транспортом по нормированным данным в среднем составляет 40 % (рис. 6) и максимально может доходить до 55 % (табл. 4).
Библиографический список
1. Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом от 18 июня 2003 г. № 27. - Москва, 2003.
2. Методика оценки вероятности своевременной доставки груза железнодорожным транспортом / Г. Б. Титов // Изв. ПГУПС. - 2013. - Вып. 2 (35) - С. 81-86.
3. Оценивание рисков необеспечения своевременной доставки груза железнодорожным транспортом / П. В. Герасименко, Г. Б. Титов // Материалы 8-й Междунар. науч.-практич. конф. - Киев : Гос. экономико-технологический ун-т транспорта, 2013.- С. 293-295.
4. О составе работ и услуг, входящих в тарифы на перевозки грузов от 7 июля 1998 г. № В-6376. -Москва, 2003.
УДК 004.42
B. Н. Кустов
ООО «УЦ Газинформсервис»
C. А. Кирюшкин, Т. Л. Станкевич
ООО «Газинформсервис»
О ПОДХОДАХ К АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АУДИТА ОПЕРАТОРОВ СЕРВИСОВ ДОВЕРИЯ
В настоящее время в РФ соответствие сервисов инфраструктуры открытых ключей требованиям руководящих документов оценивают без применения средств автоматизации. При этом человеческий фактор может стать причиной неточностей, больших временных затрат. Также в РФ отсутствует единая система комплексного аудита, необходимая для оценки правильности функционирования всех элементов инфраструктуры открытых ключей. В статье рассмотрен подход к автоматизации системы оценки сервисов, перечислены основные элементы, которые должны подвергаться аудиту в рамках создания системы комплексного аудита. Подобные разработки позволят значительно сократить время проведения сертификационных испытаний, повысить точность оценки системы, выявить причины ошибок.
комплексный аудит, система оценки соответствия, удостоверяющий центр, аудит по WebTrust, Data Validation and Certification Server (DVCS), валидация пути сертификатов.
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2014/3