Научная статья на тему 'Прогнозирование спроса на образовательные услуги вуза'

Прогнозирование спроса на образовательные услуги вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование спроса на образовательные услуги вуза»

Т.С. Бронникова ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ВУЗА

Формирование рынка образовательных услуг вузов зависит от множества факторов. В [1] рассмотрены особенности этого рынка. В данной работе рассматриваются вопросы прогнозирования потребностей в образовательных услугах (ОУ) с целью выработки стратегии и тактики развития вуза и выбора приоритетных специальностей. Результатом исследования должен быть ответ на вопросы:

- каких специалистов и по каким специальностям должен готовить вуз, чтобы занять устойчивое положение на рынке ОУ;

- какими специальностями хотят овладеть потенциальные потребители ОУ вуза.

Для этого необходимо, с одной стороны, изучать и прогнозировать тенденции изменения профиля народного хозяйства региона и страны, определяющего спрос на специалистов-выпускников вузов на рынке труда, с другой стороны, выявить предпочтения потенциальных потребителей ОУ вуза. С третьей стороны оценить свою долю на рынке ОУ и конкурентные позиции. Располагая информацией по всем вышеперечисленным направлениям, вузы смогут разрабатывать эффективные стратегии своего существования и развития, обеспечивая устойчивое

Классификатор потребностей

Признак потребности Характеристика признака

1. Г еографический признак получения ОУ Федеральный, региональный, муниципальный статус вуза

2. Временной признак получения ОУ Очная форма: бакалавр - 4 года специалист - 5 лет магистр - 6 лет Заочная форма: специалист - 6 лет;

3. Применяемость ОУ В одной отрасли

В нескольких отраслях

4. Удовлетворенность комплексом ОУ Удовлетворённость частью комплекса программ ОУ

Удовлетворённость полным комплексом программ ОУ

5. Степень сопряженности потребности в ОУ с покупательской способностью (стоимостью обучения) Высокая Средняя Низкая Нулевая

6. Поведенческий признак Нацеленность только на определенную специальность Нацеленность на любую специальность определенного вуза Нацеленность на любую специальность и на любой вуз

положение на двух типах рынков: рынке ОУ и рынке труда. В работе рассмотрены подходы к изучению спроса потенциальных потребителей ОУ вузов с целью обеспечения конкурсного набора абитуриентов с учетом ограничений по

количеству мест, обусловленных потенциальным спросом на выпускников вуза на рынке труда, и мощностью вуза с его способностью обеспечить выпуск конкурентоспособных специалистов. Следует отметить, что оценку конкурентоспособности все авторы сводят к оценке качества товара, услуг, хотя этот фактор в конкурентоспособности составляет 30-40% [2]. С учётом концепции маркетингового подхода одним из приоритетных факторов в оценке конкурентоспособности вуза является фактор удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в ОУ вуза. Но для того, чтобы наиболее полно удовлетворить такие потребности, их нужно выявить. Для этих целей предлагается разрабатывать классификаторы потребностей. Пример такого классификатора в сфере образовательных услуг представлен в таблице.

Такой классификатор, уточненный с учетом специфики потребителей ОУ конкретного вуза, может быть использован при сегментировании потребителей ОУ и прогнозировании их предпочтений. Однако в условиях конкуренции на рынке ОУ потенциальный потребитель ОУ предпочтет выбор наиболее конкурентоспособного вуза. В условиях конкуренции каждому вузу необходимо определять свою долю рынка ОУ в конкретном регионе, городе с учетом множества вузов по формуле:

.-Ы-,

Jl п

1

где ^ - доля 1-го вуза по ]-й специальности;

Ыу - количество мест приема абитуриентов 1-го вуза на ]-ю специальность;

п - число вузов, осуществляющих прием на ]-ю специальность.

Рассчитанная по этому методу доля рынка 1-го вуза показывает конкурентную силу вуза на рынке ОУ по ]-й специальности.

С целью изучения предпочтений выпускников одиннадцатых классов школ г. Таганрога в выборе вуза и специальности было проведено маркетинговое исследование методом опроса выборки из 96 выпускников четырех школ. Анкета опроса была составлена с учетом признаков классификатора, приведенного в таблице. Результаты опроса показали:

- планируют получить высшее образование 100% респондентов, из них 83% в г.Таганроге;

- оценивают свои знания на хорошо и отлично 82%;

- в ТРТУ собираются поступать 67%, остальные 33% и в ТГПИ, ТИУЭ, РГУ и др.

- для 96% респондентов важен высокий уровень качества ОУ вуза;

- для 91% респондентов важно предоставление вузом предложений по трудоустройству;

- для 99% респондентов важно оснащение вуза необходимым современным оборудованием

На диаграмме рис.1 показано распределение предпочтений респондентов в выборе факультета ТРТУ.

8%

3%

9%

□ РТФ ПФИБ ПФАВТ ПФЭП ПФЭМП ПЕГФ Пеще не определились

Рис. 1. Диаграмма предпочтений респондентов в выборе факультета.

На диаграмме рис. 2 показаны возможности респондентов в оплате ОУ вуза.

5%

□ меньше 12000 руб Пот 12000 до 17000 руб □ более 17000 руб

Рис. 2. Диаграмма распределения возможностей респондентов в оплате ОУ вуза

за семестр

Из анализа результатов данного исследования можно выделить три основных фактора предпочтений респондентов, важных для обеспечения вузу не простого, а конкурсного набора студентов:

1) 37% выпускников школ ориентированы на получение в вузе знаний;

2) стоимость высшего образования доступна на уровне 24 тыс. руб. для 62%, на уровне 34 тыс. руб. для 33% и более 34 тыс. руб. для 5% выпускников школ;

3) не определились с выбором вуза и специальности 27% выпускников школ.

Полученная информация может быть использована маркетологами вузов для выработки тактики проведения рекламной кампании по обеспечению конкурса на специальности вуза в текущем году и выработки стратегии на последующие периоды, что особенно актуально в связи с наступающим демографическим спадом выпускников средних школ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бронникова Т.С., Ланкин В.Е. Маркетинговые исследования и бенчмаркинг в сфере образовательных услуг вуза // Тематический выпуск. Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права.//Известия ТРТУ. №4. Таганрог. 2004.

2. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. 2-е изд., перер. и доп.. -СПб: ПИТЕР, 2002.

А. В.Шолохов

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ИНСТИТУТА ВЫСШЕГО ПРОФОБРАЗОВАНИЯ

1. Анализ содержания, становления и развития российского института высшего профобразования как института рынка образовательных услуг

Можно и следует ли рассматривать платное высшее профессиональное образование в качестве структурной единицы института рынка? Это далеко не риторический и не теоретический вопрос, потому что в зависимости от характера ответа и в обществе, и в государственной политике формируются позиции и соответствующие отношения и процессы, которые реализуются в конечном результате

- трудовых ресурсах, как принято их обозначать, высшей квалификации. Именно эта категория работников, относящаяся к категории развитых и специализированных факторов производства, определяет уровень конкурентоспособности отечественных отраслей на международных и внутренних рынках. Можно ли рассматривать образование как некоторую услугу? Консалтинг как вид бизнеса сродни платному обучению профессии, когда по одним учебным дисциплинам преподаватели передают обучаемым комплекс знаний, а по другим - методики построения профессиональных решений. С точки зрения бизнеса как общественного товарного производства -социально-экономического института общества - никаких принципиальных отличий платных образовательных услуг от других платных услуг нет. Специфика российского института платного образования как части общего института бизнеса состоит в том, что на рынках платных образовательных услуг активно принимают участие государственные вузы (ввиду большей востребованности со стороны населения по сравнению с другими видами образования высшего профессионального образования). Если образовательные услуги рассматриваются как рыночный продукт, то есть как товар, то тогда и вся деятельность таких вузов в области платного образования строится на принципах современного рынка, а именно на основе фундирующих современный рынок принципах маркетинга. И если мы рассматриваем платное образование как товарное производство, то вуз должен оперативно переключаться с подготовки специалистов одной группы квалификаций, имевших спрос у потребителей на подготовку специалистов других групп квалификаций, которые стали более востребованы в изменяющейся отраслевой структуре экономики и социальной сферы. Степень оперативности определяется соответствием мышления и амбиций руководства вуза рыночным реалиям и возможностью вуза проходить процедуру государственного лицензирования новых специальностей и направлений подготовки.

Государственные образовательные стандарты устанавливают некоторый минимальный порог качества, ниже которого не могут быть подготовлены специалисты, которые претендуют подтвердить приписываемый им от рождения статус или подняться в соответствующий социальный слой. Именно взяточничество опускает этот порог и позволяет многим лицам, не имеющим определенных социальных качеств, приобрести социальный статус, не соответствующий их реальным индивидуальным личностным, культурным, профессиональным качествам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.