Прогнозирование социально-экономического развития Арктических регионов Forecasting the socio-economic development of the Arctic regions
Шестакова Анна Александровна
Специалист
Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова
Российская Федерация, Москва e-mail: [email protected]
Shestakova Anna Alexandrovna
Russian Economic University named after G. V. Plekhanov
Russian Federation Moscow e-mail: [email protected]
Аннотация.
Арктика - это уникальная территория Российской Федерации, на которой расположена наибольшая ресурсная составляющая всей страны. Это девять регионов РФ, генерирующих более 10% ВВП России и 20% национального экспорта. В Арктических территориях сконцентрирована крупнейшая минерально-сырьевая база России.
Значение Арктической территории для России в последние годы увеличивалось, при этом наиболее важными остаются лишь вопросы отраслевой направленности регионов. С позиции экономической безопасности, развитие и совершенствование государственной политики в сфере добычи природных ресурсов в зонах Арктики превращает эту территорию исключительно в сырьевую базу страны, но при таком подходе «теряется» необходимость всестороннего развития этих территорий, что влияет на дальнейшие перспективы самих регионов Арктики и создает угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Актуальность данного исследования объясняется высокой значимостью Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в социально-экономическом развитии страны.
Annotation.
The Arctic is a unique territory of the Russian Federation where the largest resource component of the whole country is located. These are nine regions of the Russian Federation, generating more than 10% of Russia's GDP and 20% of national exports. The largest mineral and raw material bases of Russia are concentrated in the Arctic territories.
The importance of the Arctic territory for Russia has increased in recent years, while the most important issues are only the regional issues. From the standpoint of economic security, the development and improvement of state policy in the field of natural resource extraction in the Arctic zones turns the zone exclusively into the country's raw material base, but with this approach the need for comprehensive development of these territories is "lost", which affects the future prospects of the Arctic regions themselves and creates threats national security of the Russian Federation.
The relevance of this study is explained by the high importance of the Arctic zone of the Russian Federation (AZRF) in the socio-economic development of the country.
Ключевые слова: Региональная экономика, Арктические регионы, прогнозирование, экономическая безопасность, территориальное развитие, вызовы и угрозы.
Key words: Regional economy, Arctic regions, forecasting, economic security, territorial development, challenges and threats.
Процесс прогнозирования даёт возможность увидеть социально-экономическое развитие в будущем периоде. Так как регионы Арктики на сегодняшний день являются одними из наиболее значимых регионов России, прогнозирование их развития даст возможность оценить эффективность нынешней региональной политики в области социально-экономического развития [10с.144].
Для прогноз социально-экономических процессов регионов Арктики, на основании проведенного анализа нормативно-правовой базы в области обеспечения экономической безопасности, а также региональных Стратегий социально-экономического развития регионов Арктики были отобраны наиболее значимые показатели из 3 групп (рис. 1.).
Рисунок 1. Группы социально-экономических показателей для составления прогноза* *Источник: составлено автором
Для социально-экономического прогноза регионов Арктики был применён метод экспоненциального сглаживания, т.к. именно он даёт возможность выявить тенденцию, сложившуюся к моменту последнего наблюдения, и позволяет оценить параметры модели, описывающей тренд, который сформировался в конце базисного периода. Этот метод адаптируется к меняющимся во времени условиям, а не просто экстраполирует действующие зависимости в будущее [7 с. 82].
Таким образом, при экспоненциальном сглаживании учитываются все предшествующие наблюдения -предыдущее учитывается с максимальным весом, предшествующее ему - с несколько меньшим, самое ранее наблюдение влияет на результат с минимальным статистическим весом [9с.355]. Наиболее важной характеристикой в этой модели является а, по величине которой практически и осуществляется прогноз. Чем значение этого параметра ближе к 1, тем больше при прогнозе учитывается влияние последних уровней ряда динамики.
Вычисление прогноза можно записать следующей формулой:
= ах{ + (1 - а) * (1) [8 с.38]
5{-текущее сглаженное значение а - коэффициент сглаживания 6 (0; 1) х{ - фактическое значение периода 5_1-предыдущее сглаженное значение
Расчет коэффициента а произведем по следующей формуле:
2
« = (2) [8 с.38]
где п - число наблюдений, входящих в интервал сглаживания.
На основании этого спрогнозируем первый показатель, уровень безработицы на 5-летний период, так как данная модель хорошо подходит для краткосрочных и среднесрочных прогнозов. При этом выделим в качестве целевых значений показатели из Стратегий социально-экономического развития каждого региона Арктики (рис.2).
9% 8% 7%
6% 5,6 5% 4% 3% 2% 1% 0%
8,1
6,9
5,3
5,5 5,6
4,6
4,8
7,0 7,3 5,8 6
7,7
7,4 7,5 6,9
4,6
7,6
4,6
3,4
4,3 4,6 3,8
3,3
3,1
2,9
3,5
3,3
3,6
Арктические Ненецкий
регионы автономный округ
2018(Прогноз) " 2021 (Прогноз) "
Мурманская Ямало-Ненецкий Чукотский область автономный округ автономный округ
2019(Прогноз) 2022(Прогноз)
2020(Прогноз) Пороговое значение
Рисунок 2. Прогноз уровня безработицы по методологии МОТ, %* *Источник: рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] / ФСГС. Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/43062
На основании построенного прогноза, показанного на рисунке 8, можно увидеть, что только Чукотский АО, согласно прогнозу, превысит целевое значение, которое согласно Стратегии социально -экономического развития Чукотского АО [1] в 2020 году должно составлять 2,7%. Однако согласно Прогнозу социально-экономического развития России на период до 2030 года [2], прогнозируемый уровень безработицы для РФ составляет 4,6%, тем самым за весь прогнозируемый период Чукотский АО не превышает данный показатель.
Ямало-Ненецкий АО в своей «Стратегии социально-экономического развития»[3] прогнозирует в 2020 году уровень безработицы 3,1% согласно сформированному в нашем исследовании прогнозу уровень безработицы в ЯНАО будет также 3,1%, кроме того, показатели данного региона не превышают общероссийский прогноз в 4,6% что говорит об отсутствии угроз в прогнозируемом периоде.
Согласно «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области»[4] целевое значение уровня безработицы в 2020 году составляет 7,9%, а прогнозируемый в нашем исследовании показатель составит 6,9% с одной стороны, прогноз можно назвать положительным, так как сокращение показателя безработицы говорит о выравнивании социального развития региона, однако стоит упомянуть о том, что прогнозируемый показатель в среднем по России в 2020 году составляет 4,6% и за весь прогнозируемый период показатели безработицы региона сильно превышают данное значение, что говорит о формировании угроз для региона, таких как: сокращение доходов населения, повышения уровня бедности, ухудшение качества жизни и криминализацию региона.
Аналогичная ситуация сложилась в Ненецком АО, где прогнозируемая безработица к 2021 году будет самой высокой среди всех регионов Арктики и составит 8,1%. Все это связанно с тем, что в структуре экономики этого региона преобладает промышленное производство, малая доля развития иных отраслей экономики формирует некую застойность региона, где нужны только специалисты промышленного профиля и сложно найти работу специалистам вне промышленности.
Главным показателям устойчивого регионального развития является ВРП. Прогноз валового
регионального продукта покажет, будет ли устойчивым состояние экономики регионов Арктики при сегодняшних тенденциях и смогут ли регионы достичь роста ВРП (рис.9).
120%
100,95
100%
80%
60%
40%
20%
0%
1
96,7
98
00
54
100,1
100,1
103,3
100,3
103,05
104,5
,33
6,9
,6
101,08 00,80
5
96
10'
102,07
98 7
49
13
102
02
105 44
00,18 02
95,8
98,5
99
10, 84
38
03,67
Арктические регионы
Ненецкий автономный округ
2018(Прогноз) 2021(Прогноз)
Мурманская область
2019(Прогноз) 2022(Прогноз)
Ямало-Ненецкий Чукотский автономный округ автономный округ
^■2020(Прогноз) Целевое значение
Рисунок 3. Прогноз индекса валового региональный продукта, %* *Источник: рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]/ФСГС. [Электронный ресурс] / ФСГС. Режим доступа: https ://www. gks.ru/bgd/regl/b 17_14p/Main. htm
8
3
5
9
На основании данных рисунка 3 стоит отметить стабильность динамики ВРП во всем прогнозируемом периоде. Из четырех анализируемых регионов только Мурманская область согласно своей «Стратегии социально-экономического развития» [4] не достигнет темпа прироста ВРП в 100,1% к 2020 году согласно прогнозу. Остальные регионы на основании прогнозируемых данных достигнут установленных целевых значений, что говорит о стабильности развития этих регионов. Однако согласно «Прогнозу социально-экономического развития на период до 2024 года»[5] средний тем прироста по России с 2020 по 2024 год будет составлять от 104,8 до 108,8%, среди регионов Арктики в этот диапазон попадут только два региона -Мурманская область и Чукотский АО, все это говорит о том, что в структуре ВРП регионов ЯНАО и НАО значительно преобладает газ и нефть, а сложившаяся ситуация на мировом рынке энергоресурсов отразится на прогнозируемых показателях. А вот обрабатывающие производства (наукоемкие отрасли и высокотехнологичные производства, металлургия, машиностроение) Мурманской области и Чукотского АО позволят регионам достичь положительной динамики ВРП и целевого диапазона, установленного в целом по Российской Федерации.
За последние годы привлечение инвестиций стало особенно важно в контексте экономического развития
региона. Стабильный приток инвестиций говорит о создании крупных производственных мощностей в регионе, строительстве инфраструктуры и развитии малого и среднего предпринимательства. Нами был построен прогноз инвестиций в основной капитал на период с 2018 по 2021 года (рис.4).
140%
120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%
109,75
I
105 103,71
108 98,15
50
09
118 110,28
115
/
110
95,33 5,05 2
15,05
101
105
15,11 5
98
/
/ 117
85,71 79
104
14, 47
7
98,7
31 4,48
Г
97,4 68
116
99,17
7
Арктические регионы
Ненецкий автономный округ
2018(Прогноз) 2021(Прогноз)
Мурманская область
2019(Прогноз) 2022(Прогноз)
Ямало-Ненецкий Чукотский автономный округ автономный округ
^■2020(Прогноз) Целевое значение
Рисунок 4. Прогноз инвестиций в основной капитал в %*
*Источник: рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]/ФСГС. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm
1
1
1
1
1
На основании прогнозных данных можно увидеть неоднозначную тенденцию притока инвестиции в основной капитал. Согласно прогнозу, только Ямало-Ненецкий АО не сможет достичь целевого показателя, установленного собственной «Стратегией социально-экономического развития» [3], а именно 110%. На эту ситуацию влияет ряд факторов.
Во-первых, высокие риски проектов. Здесь хочется отметить не только финансовую сторону рисков (а именно: дороговизну проектов, высокий риск долгой окупаемости), но и риски, связанные с технической оснащённостью проектов, так как большинство проектов ЯНАО направленны на добычу углеводородных ресурсов, а для этого необходимо соответствующее оборудование, способное не только эффективно работать, но и отвечать мировым стандартам качества (например, иметь высокую экологичность).
Во-вторых, ресурсная зависимость. Как ранее было отмечено, большинство проектов ЯНАО связанны с добычей углеводородов, поэтому привлечение инвестиций идет только в одну отрасль, что существенно сокращает возможность увеличения объёмов инвестиции.
В остальных трех региона Арктической зоны РФ стоит отметить, что установленное собственными Стратегиями целевое значение, согласно сформированному нами прогнозу, будет достигнут, что является положительным фактором. Однако согласно «Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024» года темп прироста инвестиции в прогнозируемый период с 2020 по 2024 года составит от 106 до 116,9%, в этот диапазон попадают только Ненецкий АО и Мурманская область, что говорит о благоприятном инвестиционном климате. В дальнейшей перспективе это даст возможность региону
реализовывать крупномасштабные инвестиционные проекты.
Сегодня в Арктических регионах реализуются около 150 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций почти 5 трлн.руб., среди них наибольший объем инвестиций направлен в:
1. Развитие энергетики, где на данный момент реализуются более 40 проектов и задействованы регионы Чукотского и Ямало-Ненецкого Автономных округов, а также Мурманской области;
2. Развития нефтегазового и горнопромышленного комплекса, где на данный момент реализуется более 15 инвестиционных проектов;
3. Развития транспортной инфраструктуры, где можно выделить более 50 инвестиционных проектов. В рамках данного направления происходит модернизация и усовершенствование Арктической транспортной системы, которая включает в себя морские и речные линии, авиационные маршруты, железнодорожные и автомобильные объекты инфраструктуры, а также создание и переоснащение береговой инфраструктуры.
Согласно «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» [6] в рамках модернизации Северного морского пути предусмотрено переоснащение и улучшение морских портов в Мурманской области, Ненецком и Ямало-Ненецком АО.
Создание аналогичных крупных инвестиционных проектов поможет развитию и социальной сферы регионов Арктики. Так, например, предполагается строительство в вышеперечисленных регионах новых портовых отгрузочных и контейнерных терминалов, что будет способствовать созданию новых рабочих мест в данных регионах и снижению безработицы.
Таким образом, на основании сформированного прогноза можно сделать вывод что состояние развития регионов Арктики не равномерно, однако прослеживается следующая тенденция: регионы, наименее зависимые от нефти и газа в прогнозируемых периодах, могут продемонстрировать более устойчивое развитие и даже показать тенденции роста (как это было продемонстрированное на примере ВРП). Тревожным фактором остаётся высокая безработица Ненецкого АО и Мурманской области, которая в прогнозируемом периоде сохраняет тенденцию к росту и если не изменить вектор развития этих территорий сегодня, то в дальнейшей перспективе высокая безработица станет угрозой социального развития регионов.
Рассматривая показатель ВРП, можно увидеть синхронность динамики по всем четырем субъектам. Этому способствует их промышленная составляющая, так как в структуре ВРП во всех четырех субъектах преобладает в наибольшей степени промышленность, что дает возможность в прогнозируемый период сохранить стабильность показателей валового регионального продукта.
Если рассматривать прогноз инвестиционного притока, то тут заметна дифференциация во всех регионах Арктики. Неравномерность привлечения инвестиции обусловлена многими факторами:
1. Ряд регионов зависим от нефти и газа, инвестиционные проекты связанны в основном только с их освоением и добычей, а в связи с нестабильной геополитической обстановкой эти проекты автоматически становятся высоко рисковыми.
2. Малая численность населения регионов не дает возможность создания и формированию крупномасштабных проектов, данный фактор усложняет их реализацию.
3. Неграмотная инвестиционная политика регионов Арктики.
4. Слабое развитие инфраструктуры регионов Арктики.
На основании вышеизложенного можно отметить, что на сегодняшний день необходимо гармонизировать социально-экономическую политику регионов Арктики. Также необходимо формировать новый вектор развития этих регионов уходя от энергоресурсной зависимости, создавая при этом стабильную модель экономического развития.
Список используемой литературы:
1.Распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 13 мая 2014 года N 192-рп "О проекте Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года". Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW442;n=13634#013617896490000891
2."Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. Режим доступ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=144190&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2 078390225406268#06102992171743837
3. Постановление Законодательного Собрания ЯНАО от 14.12.2011 N 839 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года" [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW906&n=46602&dst=100899#0912773998172
4.Постановление Правительства Мурманской области от 26 августа 2010 г. N 383-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/16976883/#ixzz6E3cZhjSd
5."Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года" (разработан Минэкономразвития России). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 308166/
6. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года" (одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213628/
7.Голубев С.С., Чеботарев С.С., Чибинев А.М., Юсупов Р.М. Методология научно-технологического прогнозирования российской федерации в современных условиях. - М.: Креативная экономика, 2018. — 82c.
8.Голубев С.С., Чеботарев С.С., Чибинев А.М., Юсупов Р.М. Научно-методические рекомендации по вопросам диагностики социальных рисков и прогнозирования вызовов, угроз и социальных последствий. Российский государственный социальный университет. - М.: Креативная экономика, 2010. — 38с.
9. Лаженцев В. Н. Социально-экономическое пространство и территориальное развитие Севера и Арктики России // Экономика региона. — 2018. — Т. 14, вып. 2. — С. 353-365
10. Смиренникова Е.В., Уханова А.В., Воронина Л.В. Система моделей для прогнозирования социально-экономического развития регионов Арктической зоны Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2019. № 12. С. 142-157.