6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации». Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу № 18АП-5781/2015. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2015 году». URL: http://rospotrebnadzor.ru/info/doclad (дата обращения: 15.12.2016).
УДК 331.5
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Паршуков Денис Викторович
к.э.н., доцент кафедры экономики ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск
Аннотация: Данное исследование посвящено проблеме прогнозирования занятости и доходов в сельском хозяйстве. Объектом исследования являлся рынок сельскохозяйственного труда Красноярского края. Методическую базу исследования составили анализ иерархий, метод Саати, методы сравнения и системного анализа. Даны вероятностные оценки трем основным сценариям занятости и доходов сельском хозяйстве.
Ключевые слова: сельское хозяйство, занятость, доходы, прогнозирование, метод анализа иерархий, метод Саати.
FORECASTING THE STATE OF THE LABOUR MARKET IN AGRICULTURE OF
THE KRASNOYARSK TERRITORY
Parshukov Denis Viktorovich
Ph. D., associate Professor economy Achinsk branch of Krasnoyarsk state agrarian University Russia, the city of Achinsk
Abstract: This study focuses on the problem of forecasting employment and incomes in agriculture. The object of the study was the agricultural labor market in Krasnoyarsk region. Methodological basis of the study was the analytic hierarchy process, Saaty's method, comparison methods, and system analysis. This probabilistic assessment of the three main scenarios of employment and income agriculture.
Key words: agriculture, employment, income, forecasting, analytic hierarchy process, Saaty method
Прогнозирование начинается с составления прогнозного фона, то есть определения совокупности внешних факторов, влияющих на состояние объекта прогнозирования. Прогнозный фон занятости населения представляется через текущее состояние рынка труда сельской местности и совокупность внешних факторов, влияющих на состояние спроса и предложения на рабочую силу.
Таких факторов можно выделить четыре: экономические, политические, демографические, социальные.
Субъектами рынка труда являются сельское население, сельскохозяйственные организации, государство, образовательные учреждения.
Каждый субъект имеет свои цели и возможности влияния на рынок. определение целей в связке с рыночной силой субъекта позволяет определить какой из сценариев более достижим. Пропишем цели каждого субъекта относительно его действий на рынке труда.
Цели государства: снижение социальной напряженности и обеспечение социального порядка; развитие территорий и производства; обеспечение налоговых поступлений;
Цели сельскохозяйственных организаций: повышение доходности; оптимизация издержек; развитие кадрового потенциала.
Цели сельского населения: достойная оплата труда; доступ к объектам социальной инфраструктуры; обеспечение досуга.
Цели образовательных учреждений: формирование контингента; повышение общественной оценки аграрного образования; подготовка квалифицированных кадров; трудоустройство выпускников.
Сценарный подход в прогнозировании предполагает наличие альтернативных сценариев, описывающих возможные ситуации развития объекта прогнозирования. Для текущей задачи выделим три основных сценария:
1. Негативный сценарий - рост безработицы и снижение расходов.
2. Умеренный сценарий - перенос текущих тенденций в будущее.
3. Оптимистичный сценарий: рост занятости и доходов населения.
Составленный прогнозный фон можно представить как иерархическую структуру
(рисунок 1) и применить к этой структуре методы многоуровневого моделирования и прогнозирования, основанного на экспертных оценках и методе анализа иерархий Саати.
Данный подход применялся ранее в сценарном моделировании сферы образовательных услуг в США. Адаптацию данной методики можно найти в работах ведущих специалистов в области экспертного оценивания, сценарного моделирования и стратегического планирования Д. С. Шмерлинга [1, 2], А. И. Орлова [3]
Согласно методам многоуровневого моделирования, основанного на экспертных оценках, для оценки вероятностей реализации сценариев можно использовать матрицу парных сравнений, основанную на шкале Саати (таблица 1), для выражения превосходства одного из сравниваемых элементов иерархии (факторов, субъектов, целей).
Таблица 1 - Шкала Саати для парного сравнения объектов
Результат парной оценки двух факторов (субъектов, целей) Характеристика
1 Элементы иерархии имеют одинаковое значение и степень влияния на занятость и доходы сельского населения
3 Один из элементов иерархии имеет небольшое преимущество по степени значимости и влиянию на занятость и доходы сельского населения
5 Один из элементов иерархии имеет ощутимое превосходство по
степени значимости и влиянию на занятость и доходы сельского населения
7 Один из элементов иерархии имеет очевидное (очень сильное) превосходство по степени значимости и влиянию на занятость и доходы сельского населения
9 Один из элементов иерархии имеет абсолютное превосходство по степени значимости и влиянию на занятость и доходы сельского населения
2, 4, 6, 8 Промежуточные оценки степени превосходства
Пошаговая оценка представлена через ряд следующих этапов, которые были представлены и методически описаны в работе [4]. Отличие заключается в определение векторов приоритетов (используется матрица парных сравнений).
Фокус
Прогноз занятости и доходов населения сельской местности
т
Факторы
Экономические
Политические
Демографические
Социальные
Акторы
Государство
Сельское население
Агробизнес
Образовательные учреждения
Цели акторов
Снижение социальной напряженности
Развитие сельских территорий
Обеспечение налоговых бюджетных поступлений
Социальный порядок
Достойный заработок
Доступ к социальным услугам
Обеспечение досуга
Рост прибыль
Оптимизация издержек
Развитие кадрового потенциала
Формирование контингента
Повышение имиджа аграрного образования
Повышение качества учебного процесса
Подготовка востребованных кадров
Рисунок 1 - Иерархическая структура рынка труда для прогноза занятости
Этап 1. Оценка силы влияния факторов на занятость и доходы населения сельской местности.
Сила влияния факторов на состояние занятости населения выражается через весовые коэффициенты этих факторов, рассчитанные по матрице парных сравнений. В качестве весов используются средние геометрические значения рассчитанные по строкам матрицы. Далее происходит нормализация значений и получают весовые коэффициенты.
Оценка силы влияния факторов на занятость и доходы представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Матрица Саати и расчет весов приоритетности для факторов рынка труда сельской местности_
Эконо Демогра Среднее
мическ Полити Социал фически геометричес Веса
ий ческий ьный й кое значение приоритетов
Экономический 1 2 4 5 2,51 0,51
Политический 0,50 1 2 3 1,32 0,27
Социальный 0,25 0,50 1 2 0,71 0,14
Демографический 0,20 0,33 0,50 1 0,43 0,09
Сумма 4,97 1,00
Как следует из значений весовых коэффициентов, наиболее значимым является экономический фактор (вес - 0,51), далее политический (вес- 0,27).
Этап 2. Оценка степени влияния субъектов рынка труда на занятость в сельской местности
По каждому фактору необходимо определить значимость субъекта рынка труда для занятости и доходов населения. Проводится экспертная оценка степени влияния каждой субъекта рынка относительно степени воздействия на факторы второго уровня и, строятся четыре (по числу факторов) матрицы парных сравнений. Пример матрицы для оценки силы влияния субъектов рынка по экономическому фактору представлен в таблице.
Таблица 3 - Матрица Саати и расчет весов приоритетности для субъектов рынка труда сельской местности по экономическому фактору_
По Государс Агробиз Населен Образователь Среднее
экономическ тво нес ие ные геометричес Веса
ому фактору учреждения кое значение приорите тов
Государство 1 2 5 9 3,08 0,52
Агробизнес 0,50 1 4 6 1,86 0,32
Население 0,20 0,25 1 4 0,67 0,11
Образователь 0,11 0,17 0,25 1 0,26 0,04
ные
учреждения
Сумма 5,87 1,00
По расчетам таблицы можно сделать вывод о том, что государство и ее политика играют доминирующую роль в экономике сельского хозяйства (вес -0,52), далее идут представители агробизнеса (0,32), сельское население (0,11) и образовательные учреждения (0,04).
Матрицы по остальным факторам рассчитаны аналогично. Здесь же приведем сводную таблицу.
Таблица 3 - Сводная таблица отражающая результаты парных сравнений субъектов рынка по степени воздействия на факторы рынка_
^^^^-^Фактор Субъект Экономический Политический Социальный Демографический
Государство 0,52 0,70 0,66 0,32
Агробизнес 0,32 0,14 0,17 0,11
Население 0,11 0,09 0,07 0,52
Образовательные учреждения 0,04 0,08 0,09 0,04
Государство является доминирующим субъектом по трем факторам, кроме демографического. Образовательные учреждения оказывают наименьшее влияние на занятость и доходы сельского населения Красноярского края.
Этап 3. Оценка приоритетности целей субъектов рынка.
Данная оценка показывает какие цели первичны в рамках рыночного поведения субъектов. Для определения приоритетности целей для каждого субъекта построены матрицы парных сравнений и рассчитаны веса приоритетов на основе экспертного мнения авторов данной работы. Пример расчета для оценки приоритетности целей населения представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Матрица Саати для оценки приоритетности целей сельского населения как субъекта рынка труда_
Достойн Доступ к Обеспечен Веса
ый социальн ие досуга Среднее приоритет
заработо ым геометричес ов
к услугам кое значение
Достойный заработок 1 4 7 3,04 0,72
Доступ к социальным
услугам 0,25 1 1,75 0,76 0,18
Обеспечение досуга 0,14 0,57 1 0,43 0,10
Сумма 4,23 1,00
Очевидно, что основная цель при которой сельское население руководствуется при выборе места работы - это заработная плата (вес - 0,72). Для остальных субъектов рынка труда матрицы парных сравнений рассчитаны аналогично. В данном разделе приведем сводную таблицу оценивания.
Таблица 5 - Весовые коэффициенты, отражающие приоритетность целей субъектов рынка труда сельской местности_
Цели субъектов Субъекты
Государство Агробизнес Население Образовательные учреждения
Снятие социальной напряженности 0,48
Налоговые поступления 0,24
Социальный порядок 0,16
Развитие территорий 0,12
Рост прибыли 0,65
Оптимизация издержек 0,22
Развитие кадрового потенциала 0,13
Достойный заработок 0,72
Доступ к социальным услугам 0,18
Обеспечение досуга 0,10
Формирование контингента 0,57
Повышение качества учебного процесса 0,19
Подготовка востребованных кадров 0,14
Повышение имиджа агрообразования 0,10
Этап 4. Определение силы влияния субъекта на состояние занятости и доходов населения.
На данном этапе используются полученные на этапе 1 вектор весовых коэффициентов приоритетности факторов рынка труда и сводная матрица приоритетности факторов и субъектов рынка, полученная на этапе 2. Произведение сводной матрицы на вектор весовых коэффициентов позволит выделить ключевые цели для каждого субъекта рынка труда и получить результирующий вектор весов целей.
( 0,52 0,7 0,66 0,32 > ( 0,51 > (0,57 ^
0,32 0,14 0,17 0,11 х 0,27 0,23
0,11 0,09 0,07 0,52 0,14 0,14
ч 0,04 0,08 0,09 0,04 ) V 0,09 ) V 0,06 ,
Получаем следующие приоритеты для субъектов рынка относительно воздействия на факторы занятости и доходов. Государство имеет вес - 0,57 (на 57% определяет состояние факторов рынка труда в сельской местности), агробизнес на 23%, население на 14%, образовательные учреждения на 6%.
Этап 5. Определение ключевых целей субъектов рынка.
На данном этапе полученные веса приоритетности субъектов рынка умножаются на собственные векторы приоритетности целей. Далее полученные значения нормализуются и выделяются ключевые цели, определяющие их поведения на рынке труда, а также влияние на занятость и доходы сельского населения.
для субъекта «Государство»
- снижение социальной напряженности
- обеспечени е налоговых поступлений в бюджет 0,57 х ' ' '
( 0,48 > (0,275^
0,24 0,137
0,16 0,092
V 0,12 ) ч0,069у
для субъекта «Агробизнес»
( 0,65 ^ 0,23 х 0,22
V 0,13
для субъекта «Население»
( 0,151 ^ 0,050 0,030
■ обеспечени е роста прибыли
(0,72^ (0,098^ - достойный заработок
0,14 х
0,18 0,1
У
0,024 0,014
У
( 0,57 > (0,034^
0,19 0,011
0,14 0,009
V 0,1 У ч0,006у
для субъекта «Образовательные учреждения»
0,06 х
Цели данного субъекта решающую роль для занятости и доходов сельского населения не играют.
Следовательно, основные цели которые будут определять поведение рыночных субъектов, а значит и влиять на вероятность того или иного сценария, следующие:
• снижение социальной напряженности
• обеспечение налоговых поступлений в бюджет
• обеспечение роста прибыли сельскохозяйственными организациями
• поиск лучшего заработка сельским населением.
Этап 6. Определение влияния целей на состояние занятости и доходы сельского населения.
На данном этапе определяется, какой сценарий будет наиболее вероятно реализован в зависимости от стояния факторов рынка и тех целей, которым будут следовать субъекты рынка.
Для получения результатов строится матрица Саати по каждой цели относительно силы реализации сценария занятости. Пример по цели «Снижение социальной напряженности» представлен в таблице 6.
Таблица 6 - Оценка приоритетности реализации сценариев занятости и доходов сельского населения по основной цели государства
Умеренный Негативный Позитивный Среднее геометрическое значение Веса приоритетов
Умеренный 1 3 5 2,47 0,65
Негативный 0,33 1 1,67 0,82 0,22
Позитивный 0,20 0,60 1 0,49 0,13
Сумма 3,78 1,00
Матрицы Саати по остальным целям рассчитаны аналогично, здесь же приведем сводную таблицу.
Таблица 7 - Оценка приоритетности реализации сценариев занятости и доходов сельского населения по основным целям субъектов рынка_
Снятие Обеспечение Обеспечение Поиск достойного
социальной налоговых роста прибыли заработка
напряженности поступлений
Негативный 0,22 0,29 0,29 0,65
Умеренный 0,65 0,59 0,57 0,22
Позитивный 0,13 0,12 0,14 0,13
По данным таблицы можно сделать вывод, что следование данным целям в большей степени будет способствовать реализации умеренного сценария, по которому ожидается сохранение текущих тенденций и некоторое снижение основных целевых показателей. На реализацию негативного сценария в большей степени будет влиять цели сельского населения, которое будет отказываться от работы в сельском хозяйстве в пользу других видов занятости (наиболее востребованным будет продолжать оставаться вахтовый метод и служба в государственных и муниципальных структурах).
Этап 7. Вероятностная оценка реализации каждого сценария.
Для получения вероятностных характеристик умножим полученную на предыдущем этапе матрицу на вектор приоритетности ключевых целей, предварительно нормализовав веса этих целей (таблица ).
Таблица 8 - Нормализация весовых коэффициентов основных целей субъектов рынка труда_
Веса приоритетов K Нормализованные веса
Ключевые цели к
I к г
Снижение социальной напряженности 0,275 0,416
Обеспечение налоговых поступлений в бюджет 0,137 0,208
Обеспечение роста прибыли 0,151 0,228
сельскохозяйственными организациями
Поиск лучшего заработка сельским 0,098 0,148
населением.
Сумма I Кг г 0,661 1
Оценка вероятностей реализации сценариев занятости и доходов населения будет следующей:
( 0,416 ^
- вероятность реализации негативного сценария
( 0,22 0,65 0,13
0,29 0,59 0,12
0,29 0,57 0,14
0,65 ^ 0,22 0,13
0,208 0,228
ч 0,148 ,
( 0,313 ^ 0,556 0,131
- вер оятность р еализации у мер енного сценар ия
- вероятность реализации позитивного сценария
Полученные вероятностные оценки говорят о том, что если текущие модели поведения субъектов рынка труда в сельском местности сохранятся, то наиболее вероятно сохранение текущих рецессивных тенденций. При этом следует обратить внимание на достаточно высокую вероятность реализации негативного сценария, согласно которому ожидается значительное снижение численности доступных трудовых ресурсов для сельского хозяйства и необходимости привлечения трудовых мигрантов.
Позитивный сценарий имеет вероятность к реализации 13,1 %. Следовательно, требуется переориентация целей всех субъектов рынка для изменения текущих тенденций. Достичь этого можно при согласовании целей и всеобщей координации. Механизмом реализации позитивного сценария может стать кластерный подход при подготовке кадров сельского хозяйства и развития их потенциала.
Список литературы:
1. Шмерлинг, Д. С. Стратегическое планирование экономических систем и проектов с помощью экспертных оценок: Возможности парных сравнений [Текст]/ Д. С.
X
Шмерлинг., В. Высоцкая // Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития». М. : ИНИОН РАН. 2014. - С. 466-469.;
2. Шмерлинг, Д. С. Некоторые проблемы математического моделирования неравенства и распределения доходов [Текст]/ Д. С. Шмерлинг, О. В. Милек // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. М. : РОС, 2012. - С. 2848-2858.
3. Орлов, А. И. Организационно-экономическое моделирование. Ч. 2 : Экспертные оценки/ А.И.Орлов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана., 2011. - 486 с.
4. Мамедова, М.Г. Прогнозирование рынка труда на основе многовариантных прогнозов [Текст]/ М.Г. Мамедова, З.Г. Джабраилова// Проблемы информационных технологий. - №1. - 2010. - С. 55-66.
5. Саати, Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1989. - 316 с.
УДК 338.3
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Полушина Анастасия Витальевна
ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ»
Россия, г. Красноярск Чепелева Кристина Викторовна
к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» Россия, г. Красноярск
Аннотация: Нынешней экономике, остро требуется дополнительные источники роста, которые выведут ее на путь модернизации, с помощью инновационной деятельности, а также качественных требования к существующим образовательным структурам. Для этого необходим переход на новый уровень инновационной сферы. Существует потребность в переходе инновационного продукта от высшего образовательного учреждения до конечного потребителя в роли бизнеса. Университет сегодня является не просто местом для получения знаний, а местом сосредоточения научных разработок, и играет важнейшую роль основополагающих темпов развития, процессов, которые создают инновационное рыночное поле. В современное время высшие школы могут быть основным элементом в инновационной экосистеме. Для этого у них есть большая возможность, чтобы стать центральным звеном. Сейчас одной из важных проблем для большинства вузов страны, является использование модернизированной инновационной деятельности. Такая деятельность имеет в себе механизмы коммерциализации инноваций.
Ключевые слова: инновация, инновационная активность, экономика, предпринимательство, бизнес, высшее учебное заведение.
COMPARATIVE ANALYSIS OF INNOVATION ACTIVITY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Anastasia Polushina V.