Научная статья на тему 'Прогнозирование региональной инфляции с использованием моделей пространственной корреляции'

Прогнозирование региональной инфляции с использованием моделей пространственной корреляции Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
142
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная инфляция / прогнозирование / пространственная корреляция / regional inflation / forecasting / spatial correlation

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Таисия Горшкова, Марина Турунцева

В статье рассматривается целесообразность использования методов моделирования пространственной корреляции между регионами России применительно к прогнозированию показателя инфляции в них. Показано, что нельзя дать однозначный ответ о необходимости включения в модели пространственных переменных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forecasting Regional Inflation by Using Models of Spatial Correlation

The article examines the feasibility of using the methods of modeling the spatial correlation between the regions in Russia with regard to forecasting inflation. It has been shown that it is impossible to give a definite answer about the necessity to include spatial variables in models.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование региональной инфляции с использованием моделей пространственной корреляции»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФЛЯЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОРРЕЛЯЦИИ

Таисия ГОРШКОВА

Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: gorshkova-tg@ranepa.ru Марина ТУРУНЦЕВА

Заведующий лабораторией краткосрочного прогнозирования Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; заведующий лабораторией макроэкономического прогнозирования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. E-mail: turuntseva@iep.ru

В статье рассматривается целесообразность использования методов моделирования пространственной корреляции между регионами России применительно к прогнозированию показателя инфляции в них. Показано, что нельзя дать однозначный ответ о необходимости включения в модели пространственных переменных.

Ключевые слова: региональная инфляция, прогнозирование, пространственная корреляция.

Известно, что учет пространственной корреляции между показателями может улучшить прогнозные свойства моделей1. Но в некоторых работах показано, что это не всегда так. Например, в работе Бека и др.2, в которой региональная инфляция исследовалась с помощью метода главных компонент, было отмечено, что около 75% изменчивости региональной инфляции может быть объяснено общими факторами и, таким образом, включение пространственных показателей не является необходимым. В работе Банержи и Марсел-лино3 разные модели пространственной корреляции более чем в половине случаев дают результаты не лучше, чем модели, не учитывающие пространственную зависимость.

В настоящей статье мы пытаемся ответить на вопрос о необходимости учета пространственной корреляции между регионами России при прогнозировании региональной инфляции (по индексу потребительских цен). Для этой

цели мы использовали авторегрессионные модели, учитывающие временную и пространственную корреляцию между регионами.

Для построения прогноза инфляции мы использовали данные с 1999 по 2014 гг. по 83 регионам РФ без учета Республики Крым и г. Севастополя. Данные по всем регионам, в том числе отдельно по автономным округам, входящим в состав областей, доступны с 1999 г. Единственное исключение составляет Чеченская Республика, данные по которой доступны с 2004 г.

В качестве базовой модели (так называемого «наивного» прогноза), с которой будут сравниваться остальные прогнозы, мы использовали модели AR (1), оцененные для каждого из субъектов РФ отдельно с помощью метода наименьших квадратов. Для каждого региона были оценены модели вида

nit = a, + Дп_, + £lt, £lt~NID (0, ф, (1)

1 Более подробно см.: LeSage J.P., Pace R.K. Introduction to spatial econometrics // Boca Raton, US: CRC Press Taylor & Francis Group. 2009; Marques H., Pino G., Horrillo J. Regional inflation dynamics using space—time models // Empirical Economics. Springer. Vol. 47 (3). Pp. 1147-1172. November 2014; Nagayasu J. Regional Inflation, Spatial Location and the Balassa-Samuelson effect // MPRA Paper 59220, University Library of Munich. German. 2014; Yesilyurt F., Elhorst J. P. A regional analysis of inflation dynamics in Turkey // Annals of Regional Science. 2014. Vol. 52 (1). Рр. 1-17. 10.1007/s00168-013-0570-4.

2 Beck, Hubrich, Marcellino. Regional inflation dynamics within and across euro area countries and a comparison with the US // ECB Working Paper. No 681. European Central Bank. Frankfurt / Main, October 2006.

3 Banerjee A., Marcellino M. Are there any reliable leading indicators for US inflation and GDP growth? // International Journal of Forecasting. Elsevier/ 2006. Vol. 22 (1). Pp. 137-151.

где п- годовой темп инфляции в регионе i в период времени t; eit - ошибки модели, различные для каждого региона в каждый момент времени; ai - константа, специфическая для каждого региона.

Поскольку в годовом измерении ряды региональной инфляции являются короткими, оценки коэффициентов, полученные методом наименьших квадратов (МНК-оценки), оказываются смещенными и далее исследуются данные, объединенные в пул (модель сквозной или объединенной регрессии), в котором константа a и коэффициент при объясняющей переменной р предполагаются одинаковыми для всех регионов и лет:

nit = a + pti_ i + i ел ~ NID (0, S) (2)

где a - константа, одинаковая для всех регионов.

Данная модель оценивается двухшаговым обобщенным методом моментов (ОММ-оцен-ки) на основании методики Ареллано-Бонда4. Во всех оцененных регрессиях (здесь и далее) значимым оказался первый лаг инфляции плюс дополнительные лаги, разные для различных спецификаций.

На основе модели (2) были построены прогнозы региональной инфляции, средняя ошибка которых составила 9%. Наименее точный прогноз был получен для Чеченской Республики - 14%. Средние ошибки прогнозов для всех остальных регионов РФ оказались равными 9%. При этом наибольшие ошибки были получены для 2013-2014 гг.

Следующая используемая для прогнозирования модель - модель панельной регрессии с фиксированными эффектами, в которой

константа «предполагается регионально специфической переменной:

п, = а 1 + п, _+ е„, е„ ~ N10 (0, 82), (3)

где а -константа, специфическая для каждого региона.

Прогнозы, построенные на основе данной модели, оказываются менее точными по сравнению с прогнозами для пула. Тем не менее их ошибки меньше полученных по «наивной» А^1)-модели и равны в среднем 11%. Максимальная ошибка была получена для Чукотской автономной области - 14%.

Далее были построены регрессии, учитывающие пространственную корреляцию. Для оценки этих моделей также использовались данные, собранные в пул, и модели с фиксированными эффектами. Все модели пространственной автокорреляции оценивались методом максимального правдоподобия. Для расчетов использовалась матрица весов на основе общей границы (^)5: если регион / имеет общую морскую или сухопутную границу с регионом _/', то w¡J = 1, в противном случае w¡J = 0. На основе этой матрицы весов и данных по инфляции были рассчитаны значения статистики I Морана6:

N ХХ^ (х! -м) (х1 -м) I ---.

ХХ^ Х,(х, - м)2

Значения I Морана для каждого года приведены в табл. 1. Из нее видно, что на 10%-ном уровне значимости значимой оказывается статистика Морана для 2007, 2009, 2010, 2011 и 2014 гг. В эти периоды значения I положительны, что говорит о наличии положительной кла-

4 При использовании данного метода временные лаги зависимой переменной могут использоваться одновременно как в качестве объясняющих переменных, так и в качестве инструментов. При анализе инфляции использовались различные комбинации лаговых значений. Критерием качества служил тест Саргана, проверяющий сверхидентифицируемость инструментов (для оцененной регрессии нулевая гипотеза не была отвергнута; это верно и далее для всех моделей, оцененных данным методом).

5 Все диагональные элементы матрицы весов равны нулю.

6 Moran P. A. P. Notes on Continuous Stochastic Phenomena // Biometrika. 1950. Vol. 37 (1). Рр. 17-23.

стеризации между регионами. В остальные периоды гипотеза о наличии пространственных взаимосвязей между инфляцией в различных регионах отвергается. Таким образом, в 2000-2006 гг.7 пространственная связь между регионами не наблюдается, и можно говорить, что инфляция распределяется между ними случайным образом. Напротив, согласно статистике Морана можно сделать вывод, что во второй половине 2000-х годов потребительские цены в соседних регионах стали зависеть друг от друга, что согласуется с принципом отсутствия арбитража.

Несмотря на то что гипотеза о наличии пространственной корреляции в первой под-выборке (2000-2006 гг.) была отвергнута, в работе Джиакомини и Грейнджера8, посвященной агрегированию пространственных прогнозов, было показано, что исключение из общего прогноза информации о даже невысокой пространственной корреляции ведет к ухудшению его качества.

В этой связи мы исследуем инфляцию по трем подвыборкам: вся совокупность данных (2000-2014 гг.) с учетом и без учета пространственной корреляции; первая половина 2000-х годов (2000-2006 гг.) - только без учета пространственных эффектов; вторая половина 2000-х годов (2007-2014 гг.) - только с учетом пространственных эффектов.

Модель объединеннЕД.регрессии (пула) для всего периода имеет вид

п = а + вп , + 8Ъ83 шп, + е, , (4)

Л "Л -1 ] Л 11' ^ '

где а-константа, одинаковая для всех регионов; ш] - элементы весовой матрицы соседей ] для региона /.

Средняя ошибка прогноза по данной модели равна 8%, что меньше ошибок моделей, не учитывающих пространственную корреляцию. Индивидуальные ошибки практически для всех регионов также равны 8%. В число регионов с большей ошибкой прогноза входят 5 из 10 регионов Кавказа и 7 из 24 регионов Сибири и Дальнего Востока, что косвенно может свидетельствовать о необходимости исследования инфляции в различных частях России индивидуально.

Затем модель пула (4) была оценена для двух подвыборок: для 2000-2006 гг. без учета пространственной корреляции и для 2007-2014 гг. с учетом пространственной корреляции.

Средняя ошибка прогноза по данной модели в 2000-2006 гг. совпадает с ошибкой аналогичной модели для полной выборки и равна 8%. Максимальная ошибка была получена для Чеченской Республики - 42%, что соответствует результатам модели для полной выборки. Такая большая ошибка прогноза по сравнению с ошибками для других регионов может быть связана с отсутствием данных по инфляции в Чеченской Республике до 2004 г. В модели для второй половины выборки (2007-2014 гг.) средняя ошибка прогноза составляет 4%, что меньше, чем в соответствующей модели для всей выборки. Ошибка прогноза для Чеченской Республики уменьшилась при этом до 4%, что может служить подтвер-

Таблица 1 Значения I Морана

Год 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Значение / Морана -0,09 0,05 -0,11 -0,02 0,02 0,05 0,15 0,09

Год 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Значение / Морана 0,385 0,18 0,215 0,285 0,19 0,04 0,1 0,39

7 Данные за 1999 г. не использовались в связи с высоким значением инфляции в каждом регионе относительно следующих периодов.

8 Giacomini R., Granger C.W.J. Aggregation of space-time processes // Journal of Econometrics. 2004. Vol. 118. Рр. 7—26.

ждением гипотезы о связи значительной ошибки в предыдущем случае с отсутствием данных. Для подвыборки 2007-2014 гг. максимальная ошибка прогноза была получена для Республики Алтай - 21%.

Далее была оценена модель с фиксированными эффектами с учетом пространственной корреляции

п = а. + вк, , + З!83 шп, + е, , (5)

¡1 I " ¡1 -1 ] = 1 ] ¡1 ¡1' ^ '

(где а - константа, специфическая для каждого региона) для всей выборки9. Средняя ошибка прогноза по данной модели составила 11%. Максимальная ошибка была получена для Чеченской Республики - 16%.

Модель с фиксированными эффектами без учета пространственной корреляции была оце-

нена для первой части выборки 2000-2006 гг. Средняя ошибка прогноза по всем регионам составила при этом 9%, что больше, чем в модели пула.

В модели с фиксированными эффектами с учетом пространственной корреляции для 2007-2014 гг. средняя ошибка прогноза равна 3%, что существенно меньше, чем ошибки по полной модели и по подвыборке за 2000-2006 гг. без учета пространственной корреляции. Также ошибка в 3% меньше ошибки для подвыборки 2007-2014 гг. по модели пула.

Кроме того, была оценена модель с фиксированными эффектами с пространственной корреляцией в ошибках10. Соответствующая функция правдоподобия имеет вид

-^Т1п(2жт2) + Г]Т 1п(1-^,) —1-г ]Г ¿л, е, = (1-^)[У, - У- (X, - Х)в], (6)

Таблица 2

Результаты оценки моделей*

Без пространственных эффектов С пространственными эффектами

'сиз р OLS ^OLS р SAR '"SAfl ^SEM

Модель (1) Модель Модель Модель Модель Модель

Максимум Минимум (2) (3) (4) (5) (6)

Выборка 2000-2014 гг.

a 35,51 0,76** 91,13 2,89

P 0,67 -0,61 0,074 0,122 0,031 0,67 0,757

8 0,938 0,656 0,152

Выборка 2000-2006 гг.

a 121,57 -34,11

P 0,11 0,671

8

Выборка 2007-2014 гг.

a 53,95

P 0,17 0,178 -0,23

8 0,33 0,337 0,57

* - Здесь: а - константа, специфическая для каждого региона в индивидуальных моделях(7015) и одинаковая для всех регионов в моделях пула ( Роиз и Р^)', р и 8 - коэффициенты при инфляции предыдущего периода и при взвешенной инфляции соседних регионов в текущем периоде соответственно. ** - Коэффициент незначим.

9 В качестве объясняющих переменных использовались первый и одиннадцатый лаги инфляции и взвешенная инфляция соседних регионов. Регрессия в целом значима. Гипотеза о том, что индивидуальные фиксированные эффекты равны 0, отвергается, корреляция между фиксированными эффектами и значением ВРП равна по модулю 0,79. Однако коэффициент при первом лаге инфляции оказывается отрицательным, что противоречит теоретическим предположениям и результатам остальных моделей.

10 Для оценки таких моделей методом максимального правдоподобия (ММП) был написан специальный программный код.

где щ - характеристические корни весовой матрицы IV; О - дисперсия ошибок оцениваемого уравнения. Средняя ошибка прогноза по данной модели для всей выборки составляет 10%.

Полученные результаты несравнимы с ОММ-оценками, поэтому для сравнимости были построены также оценки максимального правдоподобия для пространственной БА^ модели. Функция правдоподобия в таком случае принимает следующий вид:

Ь(2яо0) + Т2 Щ-Л,)-От V,, е, = - У) - (X, - Х)в. (7)

Средняя ошибка прогноза по данной модели составила 17%.

Также были построены ММП-оценки моделей (6) и (7) для второй половины выборки (2007-2014 гг.). В обеих моделях получаются большие ошибки прогноза - 77 и 113% соответственно.

Оценки коэффициентов, полученные по всем моделям, приведены в табл. 2.

В табл. 3 приведены средние абсолютные процентные ошибки прогнозов по всем моделям.

Полученные результаты не позволяют сделать однозначных выводов относительно того, какая модель наилучшим образом предсказывает региональную инфляцию. В целом ошибки по всем моделям, кроме модели с пространственной корреляцией, рассчитанные методом максимального правдоподобия, дают практически идентичные результаты. В отличие от результатов эмпирических работ других авторов (Маркес и др., Нагаюси, Эл-хорст и Есилюрт, ЛеСаг и Пасе) «наивная» А^1)-модель дает результаты, не уступающие по точности остальным моделям. Деление выборки на два периода улучшает точность модели: и у моделей без учета пространственных связей на периоде 2000-2006 гг., и у моделей, учитывающих инфляцию соседних регионов на периоде 2007-2014 гг., ошибки прогноза оказываются меньше ошибок моделей, рассчитанных по полной выборке. ■

Таблица 3

МАРЕ-модели (ошибки прогнозов в %)

Без пространственных эффектов С пространственными эффектами

р он 'Ъш р БАЙ р * 8АР '"ЗБИ

Модель (1) Модель (2) Модель (3) Модель (4) Модель (5) Модель (6)

Выборка 2000-2014 гг. 8 9 11 8 11 17

Выборка 2000-2006 гг. 7 8 9

Выборка 2007-2014 гг. 3 4 3 77

* - Приведена минимальная ошибка из моделей, рассчитанных методами ОММ и ММП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.