ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПАР ПО ЛИЧНОСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ С ПОМОЩЬЮ ЛИНЕЙНЫХ
ДИСКРИМИНАНТНЫХ ФУНКЦИЙ Сигал Н.С., Трегуб В.В, Кизым П.Н., Кочина Н.В.
Харьковская государственная академия физической культуры
Аннотация. В работе рассматриваются вопросы повышения качества групповой деятельности спортивных танцевальных пар. Это достигается комплектованием их с учетом психологической совместимости. Предложены критерии и методический аппарат оценки и прогноза психологической совместимости. Основу такого прогноза составили валидные и практичные средства, позволяющие оценивать симптомокомплексы профессионально важных психологических качеств танцоров. Исследован вопрос влияния уровня взаимосвязанности и сочетания релевантных индивидуально-психологических свойств партнеров на их психологическую совместимость.
Ключевые слова: психологическая совместимость, личностные свойства, прогноз, математическое моделирование, диагностика и прогнозирование.
Анотація. Сигал Н.С., Трегуб В.В, Кизим П.Н., Кочина Н.В. Прогнозування психологічної сумісності спортивних танцювальних пар по особових особливостях за допомогою лінійних дискрімінантних функцій. У роботі розглядаються питання підвищення якості групової діяльності спортивних танцювальних пар. Це досягається комплектуванням їх з урахуванням психологічної сумісності. Запропоновані критерії і методичний апарат оцінки і прогнозу психологічної сумісності. Основу такого прогнозу складають валідні і практичні засоби, що дозволяють оцінювати симптомокомплекси професіонально важливих психологічних якостей танцюристів. Досліджене питання про вплив рівня взаємозв'язаності і поєднання релевант-них індивідуально-психологічних властивостей партнерів на їх психологічну сумісність.
Ключові слова: психологічна сумісність, особові властивості, прогноз, математичне моделювання, діагностика і прогнозування.
Annotation. Sigal N.S., Tregub V.V, Kizym P.N., Kochina N.V. Prospecting of psychological compatibility of sports dancing pairs on personality features by means of linear discriminative functions. The article deals with the problem of upgrading efficiency of the group activity of sports dancing pairs. It is achieved by completing of them taking into account psychological compatibility. Criteria and methodical means of assessment and prognosis of psychological compatibility are suggested. The basis of such prognosis is valid and practical means which make possible to estimate professionally symptoms and complexes of important psychological features of dancers. Researched here is question of impact of level of interconnection and unity of relevant individual psychological features of partners on their psychological compatibility.
Keywords: psychological compatibility, personality features, prognosis, mathematical design, diagnostics and prognosticating.
Введение.
Одной из важнейших проблем психологической совместимости в спортивной деятельности является разработка критериев отбора и комплектования спортивных групп. Для выработки оптимальных приемов отбора необходима система прогноза психологической совместимости спортсменов. [1,2].
Идея комплексного подхода к решению психологической совместимости и эффективности групповой деятельности и сплоченности имеет достаточно проработанные теоретические основы [5,8]. Однако фактически не предлагаются кон -кретные критерии прогноза психологической совместимости по индивидуально-психологическим
© Сигал Н.С., Трегуб В.В, Кизым П.Н., Кочина Н.В., 2009
характеристикам спортсменов, которые определяют эффективность и надежность соревновательной деятельности. Особую актуальность данная проблема приобретает в спортивных танцах, где высокая степень взаимосвязанности и взаимозависимости между партнерами изучена недостаточно [4].
Широкие возможности многомерных методов математического моделирования позволяют осуществить практическую разработку критериев на основе эмпирических данных [6]. Однако это требует систематизации и обоснования концептуальных и методических основ прогнозирования психологической совместимости.
Значительный научный и, особенно, практический интерес представляет разработка диагностических алгоритмов оценки и прогноза психологической совместимости спортивных танцевальных пар для решения задач оперативного и долгосрочного прогноза их профессиональной надежности.
Важным научно-практическим направлением развития методического аппарата оценки и прогнозирования психологической совместимости является обоснование рекомендаций по автоматизации разработанных критериев и их практическому использованию на основе современных компьютерных технологий [7].
Таким образом, проблема разработки научнопрактических основ и психодиагностических процедур оценки и прогнозирования психологической совместимости и сплоченности спортсменов экстремального профиля является одной из нерешенных.
Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - предложить методику оценки и прогнозирования психологической совместимости спортсменов-танцоров на основе линейных дискриминантных функций Фишера.
Цель исследования конкретизируется в следующих основных задачах:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме психологической совместимости;
2. С помощью методов многомерного математического моделирования выявить симптомокомплек-сыличностныхиндивидуально-психологических свойств танцоров, обусловливающих их психологическую совместимость;
3. На основе валидных стандартизированных психологических методик разработать диагностические алгоритмы и критерии прогнозирования психологической совместимости изучаемых спортивных танцевальных пар.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались такие методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, психодиагностические тесты, дискриминантный анализ с помощью линейных дискриминантных функций.
Результаты исследования.
В проведенном эксперименте мы исходили из того, что психологическая совместимость пар-
тнеров спортивных танцевальных пар обусловлена взаимосвязанным влиянием уровня выраженности и сочетанием их индивидуально-психологических характеристик [9]. Решение задачи диагностики психологической совместимости посредством линейных дискриминантных функций потребовало решения трех следующих подзадач:
1) классификации испытуемых;
2) выбора косвенных признаков;
3) построения правила классификации испытуемых по косвенным признакам.
Оценка и прогноз психологической совместимости спортивных групп будут эффективными, если они будут реализованы на основе стандартизированных разноуровневых психодиагностических процедур, аксиоматической системы правил, обеспечивающих определение индивидуальных и групповых социометрических критериев, а также многомерной оценки социально-психологических характеристик и ведущих симптомокомплексов личностных свойств.
Классификация испытуемых предполагает наличие классообразующих признаков. Классообразующими признаками являются те признаки, которые позволяют осуществить классификацию испытуемых по заданным классам. В нашем исследовании в качестве классообразующих являлись признаки танцоров, представляющие «полярные группы» спортсменов — «совместимых» и «несовместимых».
Косвенные признаки используются для прогноза значений классообразующих признаков. Разделение признаков на косвенные и классообразующие лежит в основе диагностики. Диагностика post factum может не представлять интереса. Поэтому вводится в рассмотрение система таких признаков, которая позволяет предсказать будущую классификацию испытуемых по классообразующим признакам. В этом случае задача диагностики становится задачей прогноза. Выбор косвенных признаков - важнейшая задача диагностики. Существует два подхода к выбору косвенных признаков: специфический и глобальный.
При специфическом подходе отбираются признаки, содержательно близкие к классообразующим. Психологическое обследование в этом случае строится таким образом, чтобы оно моделировало исследуемую ситуацию или включалось в нее. Считается, что чем точнее психологический эксперимент воспроизводит реальную деятельность, тем точнее будет решена поставленная задача.
В настоящее время в психодиагностике все большее признание получает так называемый глобальный подход, базирующийся на измерении «общих свойств человека», вместо испытаний, моделирующих специфическую деятельность. С этой целью используется вся гамма тестов личности, способностей, мотивации и т.п. Хорошо составленные батареи тестов для измерения широкого спектра индивидуально-психологических особенностей получают все более широкое распространение, так
как позволяют на основе одной и той же системы косвенных признаков решают разные психодиагностические задачи.
В нашем исследовании косвенными признаками являлись 20 показателей, характеризующие личностные особенности спортсменов-танцоров.
Основная задача психодиагностики - это построение определенного правила классификации испытуемых по значениям косвенных признаков.
В настоящее время для решения этой задачи с успехом используются алгоритмы «распознаванию образов». Все они основаны на предположении, что существует такое многомерное пространство, в котором точки, которые представляют испытуемых одной группы, расположены плотно и «далеко» от точек, представляющих испытуемых другой группы. При этом условии может быть построена поверхность, разделяющая испытуемых на различные группы. Очень часто разделяющие поверхности получают в виде линейных дискриминантных функций Фишера (ЛДФ), параметры которых определяются в рамках процедуры дискриминантного анализа. Они получили название классифицирующих функций. Кратко охарактеризуем их.
Весовые коэффициенты классифицирующих функций определяются по следующей формуле:
ж = S-1 ■ т. (1=(1,К)
(1)
где 8 — матрица ковариаций диагностического класса; ш. — вектор средних г-го диагностического класса; К — количество классов. Пороговые величины вычисляются как
1 т — ж = - ■— ж. ■ т. + 1п Р. (1=(1,К)
0 2 ‘ ‘ ‘ (2)
где Р. — априорная вероятность 1-го класса. Правило диагностики с применением классифицирующих функций следующее: объект х относится к 1-му классу, если выполняется условие g- (х) = тах_ g- (х)
(¡=(1К)
где g- (х) = ж.Тх - ж 0..
(3)
Иными словами, наблюдение считается принадлежащим той совокупности, для которой получен наивысший показатель классификации.
Этап построения классифицирующих функций и порогового значения, когда для каждого испытуемого известна принадлежность к одной из классификационных групп (в нашем случае - «совместимых» и «несовместимых» танцоров) получил название обучение распознаванию «с учителем». После обучения распознаванию проводится процедура «экзамена» или, другими словами, проверяется пригодность классификатора решать реальные психодиагностические задачи.
Простая линейная дискриминантная функция осуществляет преобразование исходного множества измерений, входящих в выборку, в единственное дискриминантное число. Это число, или преобразованная переменная, определяет положе-
ние индивида на прямой, определенной дискриминантной функцией. Поэтому можно представлять себе дискриминантную функцию как способ преобразования многомерной задачи в одномерную.
В таблице 1 представлены коэффициенты дискриминантных функций и пороговые значения для 20 включенных в рассмотрение личностных характеристик спортсменов, предназначенных для диагностики совместимости соревновательной деятельности спортивных танцевальных пар.
Для прогнозирования принадлежность того или иного танцора к одной из классификационных групп («совместимых» или «несовместимых») посредством линейных классификационных функций, использовались данные их индивидуальнопсихологических особенностей, полученных в результате тестирования. Эти данные были подставлены в уравнение линейной дискриминантной функции. В результате мы получили в случае каждого испытуемого танцора значение дискриминантной переменной, из которого вычитали пороговое значение. Танцора относили к той группе, где значение функции большее.
Так, например, спортсмен-танцор Иванов А. в результате обследования с помощью выше изложенного комплекса методик имел следующие значения показателей свойств личности: А = 5, В = 3, С = 10, Е = 4, Б = 6, в = 10, Н = 8, I = 8, Ь = 6, М = 7, N0 = 6, О = 4, 01 = 7, 02 = 7, 03 = 10, Р4 = 4, Ех = 7, N0 = 8, Ьк = 3. Тогда значение дискриминантной переменной для группы 1 у него будет равным 467,946, а для второй - 448,436. Поскольку первое значение больше второго, то предполагалось, что он относится к группе «совместимых» танцоров.
Для прикладного психолого-педагогического исследования весьма существенным было выявление тех индивидуально-психологических особенностей танцоров, которые наиболее информативны для прогноза их совместимости соревновательной деятельности. С точки зрения теории распознавания образов, информативными являются те показатели, которые, прежде всего, обуславливают разделение испытуемых на рассматриваемые классы, а процедура нахождения позволяет минимизировать комплекс показателей и перейти из подпространства большей размерности в меньшее. Решение этой задачи осуществлялось процедурой пошагового линейного дискриминантного анализа (последовательное исключение переменных с минимальным вкладом).
Анализ вклада переменных в классификацию продемонстрировал, прежде всего, высокую значимость совокупной дискриминативной способности всех двадцати переменных (Б20 59 = 2,793; р < 0,0012). Наибольший вклад вносили такие переменные как локус контроля, самоконтроль, психическая напряженность, а наименьший — радикализм, проницательность, доминантность. Толерантность каждой переменной была приемлема.
Таким образом, для диагностики совместимости соревновательной деятельности танцоров
Таблица 1.
Коэффициенты классификационных функций
№ п/п Показатели Группы танцоров
«совместимые» «несовместимыее»
1. А (Общительность) 4,525 4,735
2. В (Интеллект) 6,307 5,852
3. С(Эмоциональная устойчивость) 3,384 3,283
4. Е (Доминантность) -1,150 -1,078
5. Р (Беспечность) -0,750 -0,523
6. 0(Нормативность поведения) 2,387 2,240
7. Н (Смелость) 2,603 2,697
8. 1(Эмоциональная чувствительность) -1,554 -1,486
9. Ь Подозрительность) 2,860 2,684
10. М (Мечтательность) 4,710 4,429
11. N (Проницательность) 1,871 1,934
12. О (Тревожность) -0,662 -0,713
13. О, (Радикализм) -0,031 0,002
14. О2 (Конформизм) 4,062 4,506
15. О3 (Самоконтроль) 2,648 2,432
16. О4 (Напряженность) 3,436 3,766
17. Ех (Экстраверсия) 2,786 2,614
18. N6 (Нейротизм) 1,156 1,110
19. ЬК (Локус контроля) 1,244 1,049
20. Пороговое значение -164,295 -153,912
Таблица 2
Коэффициенты классификационных функций (сокращенный набор)
Показатели Группы танцоров
«Совместимые» «Несовместимые»
О3 (Самоконтроль) 1,6772 1,5134
О4 (Напряженность) 1,4670 1,6061
ЬК (Локус контроля) 1,3951 1,1999
Пороговое значение -37,4641 -28,7106
можно использовать сжатый набор переменных. Коэффициенты для сокращенного набора классификационные функции Фишера представлены в таблице 2.
Следует отметить, что численные значения коэффициентов в сокращенной линейной дискриминантной функции для танцоров дают возможность определить вес отдельных показателей в характеристике психологической совместимости.
Настоящее методическое правило прогнозирования соревновательной совместимости было проверено на 20 танцорах (10 «совместимых» и 10 «несовместимых»). Одним из условий опыта являлось то, что экспериментатор не располагал информацией о том, к какой из классификационных групп («совместимых» или «несовместимых») принадлежал тот или иной участвующий в эксперименте партнер в танцевальных парах. Иными словами, правило было подвергнуто своеобразному «экзамену». Результаты этой проверки показали, что вероятность правильного диагноза для групп совместимых спортсменов оказалась равной р = 0,80,
а для групп психологически несовместимых спортсменов р = 0,90. Это свидетельствовало о том, что более надежно распознаются спортсмены, которые по своим личностным свойствам характеризуются как менее совместимые.
Таким образом, настоящее методическое правило диагностики психологической совместимости танцевальных пар может быть использовано на практике в спортивной деятельности.
Выводы
1. На основе валидных стандартизированных психологических методик разработаны диагностические алгоритмы и критерии прогнозирования психологической совместимости партнеров спортивных танцевальных пар.
2. Предложенная комплексная методика оценки и прогнозирования психологической совместимости спортсменов-танцоров на основе линейных дискриминантных функций Фишера позволяет с вероятностью 81,25% предусматривать возможную психологическую совместимость в паре.
3. Разработанная методика диагностики пси-
хологической совместимости в танцевальных парах может быть модифицирована и использована в практике других видов спортивной деятельности.
Дальнейшие исследования планируются направить на обоснования рекомендаций по разработке систем автоматизации психодиагностических процедур оценки и прогноза психологической совместимости танцевальных пар.
Литература
1. Бабушкин Г. Д., Кулагина Е.В. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности /Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В. — Омск: СибГАФК, 2001. — 110 с.
2. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте /Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. — М.: Физкультура и спорт; 1986. — 192с.
3. Бешелев С.Д., Гуревич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок/ Бешелев С.Д., Гуревич Ф. Г. — М.: Статистика, 1980. — 263 с.
4. Богданова Д. Я., Амелина Л. Б. Соревновательная успешность и совместимость партнеров в парах фигурного катания / Богданова Д. Я., Амелина Л. Б. // Психологическое обеспечение спортивной деятельности. — Л., 1998.— С. 13-20.
5. Девяткина Е.Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости игроков: Канд. дис./Девяткина Е.Ю. — Омск, 2005. — 140 с.
6. Мулик В.В. Моделирование как один из значимых факторов планирования предсоревновательной подготовки лыжников / Мулик В. В. Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб. наук. пр. за ред. Єрмакова С.С. — Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2003. — №4. —с.139 - 145.
7. Наследов А.Д. 8Р88: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках, 2-е изд / Наследов А.Д. — Спб.: Питер, 2007. — 416с.
8. Немов Р.С. Социально-психологические анализ эффективной групповой деятельности коллектива / Немов Р.С. — М.: Педагогика, 2004.— 200 с.
9. Сигал Н.С. Индивидуально-психологические особенности как фактор психологической совместимости игровых связок волейболистов / Сигал Н.С. — Слобожанський науково-спортивний вісник: сб. наук. пр.: — Харків: ХДАФК, 2006. — № 9. — С. 172 - 175.
Поступила в редакцию 14.05.2009г.
в