Научная статья на тему 'Прогнозирование производства и розничной продажи пива в России'

Прогнозирование производства и розничной продажи пива в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ ФУРЬЕ / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПИВОВАРЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОИЗВОДСТВА И РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ПИВА / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ ГРАФИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ / ТРЕНД / FOURIER ANALYSIS / CORRELATION AND REGRESSION ANALYSIS / SMALL AND MEDIUM BREWERIES OF THE COMPANY / FORECASTING THE DYNAMICS OF PRODUCTION AND RETAIL SALE OF BEER / REGRESSION ANALYSIS OF GRAPHICAL DEPENDENCIES / TREND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агафонов Валерий Павлович, Оболенский Николай Васильевич

Проведены экспертные оценки состояния и перспектив развития малых и средних пивоваренных предприятий, а также опрос потребителей пива в трех городах Нижегородской области, на территории которых расположены пивоваренные предприятия. Значимость основных научных результатов, представленных в работах, опубликованных в ходе выполнения исследования, заключается в том, что использование разработанных рекомендаций по стратегическому развитию малого и среднего бизнеса с учетом влияния инноваций и модели, построенные на основе регрессионного анализа графических зависимостей, позволяют прогнозировать производство и розничные продажи пива, способствуют повышению эффективности работы пивоваренной отрасли и, как следствие, решению проблем построения инфраструктуры внедрения инноваций в сельском хозяйстве Нижегородского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агафонов Валерий Павлович, Оболенский Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTION OF PRODUCTION AND RETAIL BEER SALES IN RUSSIA

Conducted peer review of status and prospects of development of small and medium-sized breweries, as well as consumers of beer in the three cities of Nizhny Novgorod region, on whose territory are brewing company. The significance of basic research results presented in papers published during the execution of the study is that the use of the developed recommendations on the strategic development of small and medium enterprises, taking into account the impact of innovation and the model based on regression analysis, graphical dependencies allow you to predict production and retail sale of beer, contribute to enhancing the effectiveness of the brewing industry and, as a consequence, resolving the problems of the building infrastructure of innovation in agriculture of the Nizhny Novgorod region.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование производства и розничной продажи пива в России»

08.00.05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

08.00.05

УДК 631.1; 663.4

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ПИВА В РОССИИ

© 2016

Агафонов Валерий Павлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация и менеджмент», генеральный директор ЗАО «Пивоваренный завод «Лысковский» Оболенский Николай Васильевич, доктор технических наук, профессор, заместитель директора Инженерного института по научной работе, профессор кафедры «Технический сервис» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Проведены экспертные оценки состояния и перспектив развития малых и средних пивоваренных предприятий, а также опрос потребителей пива в трех городах Нижегородской области, на территории которых расположены пивоваренные предприятия. Значимость основных научных результатов, представленных в работах, опубликованных в ходе выполнения исследования, заключается в том, что использование разработанных рекомендаций по стратегическому развитию малого и среднего бизнеса с учетом влияния инноваций и модели, построенные на основе регрессионного анализа графических зависимостей, позволяют прогнозировать производство и розничные продажи пива, способствуют повышению эффективности работы пивоваренной отрасли и, как следствие, решению проблем построения инфраструктуры внедрения инноваций в сельском хозяйстве Нижегородского региона.

Ключевые слова: анализ Фурье, корреляционно-регрессионный анализ, малые и средние пивоваренные предприятия, прогнозирование динамики производства и розничной продажи пива, регрессионный анализ графических зависимостей, тренд.

PREDICTION OF PRODUCTION AND RETAIL BEER SALES IN RUSSIA

© 2016

Agafonov Valery Pavlovich, Candidate of Economic Sciences, associate professor «Organization and management»,

CEO of CJSC Lyskovsky Brewery Obolensky Nikolay Vasilyevich, Doctor of Engineering, professor, deputy director of engineering institute for scientific work, professor of Technical Service department

Nizhny Novgorod state engineering-economic University, Кпyaginino (Russia)

Abstract. Conducted peer review of status and prospects of development of small and medium-sized breweries, as well as consumers of beer in the three cities of Nizhny Novgorod region, on whose territory are brewing company. The significance of basic research results presented in papers published during the execution of the study is that the use of the developed recommendations on the strategic development of small and medium enterprises, taking into account the impact of innovation and the model based on regression analysis, graphical dependencies allow you to predict production and retail sale of beer, contribute to enhancing the effectiveness of the brewing industry and, as a consequence, resolving the problems of the building infrastructure of innovation in agriculture of the Nizhny Novgorod region.

Keywords: Fourier analysis, correlation and regression analysis, small and medium Breweries of the company, forecasting the dynamics of production and retail sale of beer, regression analysis of graphical dependencies, trend.

Введение

Для малых и средних предприятий, выпускающих социально значимую продукцию, затруднительно следовать за транснациональными лидерами в силу специфики социальных функций товаров. Себестоимость малой партии продукции выше, чем большой. В то же время за счет своей связи с территориями присутствия малые и средние пивоваренные предприятия обладают уникальным конкурентным преимуществом, которое практически не достижимо для транснациональных компаний. Малые и средние предприятия являются частью социальной среды, они

включены в социальные сети и поддерживают отношения далеко выходящие за рамки простых интеракций продавец-покупатель.

Материалы и методы Успешность предприятий во многом зависит от возможности и точности прогнозирования динамики производства и розничной продажи пива. Математическая обработка результатов многолетних исследований, изложенных в монографии [1] и обсуждённых на различных конференциях, материалы которых опубликованы в статьях [2-22] позволили получить аналитическое выражение и математическую модель, позволяющие прогнозировать динамику производст-

ва и розничной продажи пива. В работах [1-22] имеется анализ публикаций по теме исследования, излагается методология исследований.

Результаты

В результате проведённых исследований:

1. Систематизированы: состояние рынка пивной продукции в России; предпочтения потребителей на региональных рынках пива; механизмы государственного регулирования пивоваренной отрасли; влияние вступления России в ВТО на рынок пивоваренной продукции; региональные аспекты развития малых и средних пивоваренных предприятий; стратегии выживания малого и среднего бизнеса: анализ конкретных производителей.

2. При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес перейти. Это значит, что стратегия концентрирует внимание на том, что организация делает и чего не делает; что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности. Разработанная стратегия может оказаться бесполезной игрушкой, если предприятие не создает механизма ее реализации. Это отдельная большая проблема, включающая построение адекватных стратегий организационных структур, финансирование функциональных стратегий, подбор руководителей, обладающих качествами лидера, создание корпоративной культуры, позволяющей всем сотрудникам лучше раскрыть свои качества.

3. Обобщение и анализ индивидуальных целей и планов являются важнейшим элементом контроля и прогнозирования издержек и затрат компании. Именно в этой сфере лежат основные резервы роста эффективности типичной российской компании. Управление по целям как практический способ управления компанией имеет важную особенность, заключающуюся в том, что цели и показатели обеспечиваются предоставлением соответствующих полномочий и назначением дополнительных обязанностей с учетом потенциала каждого менеджера или ответственного исполнителя и находящихся в его распоряжении ресурсов. Данный механизм как раз и рассчитан на то, чтобы подкрепить формальный процесс планирования системой индивидуальной ответственности и стимулирования управляющих. Существование проблемы «рассогласования интересов» в фирмах (и других хозяйственных организациях) делает понятной необходимость специальных механизмов их «приведения» к целям фирмы. Система «управления по целям» рассматривается как важный инструмент, позволяющий связать воедино деятельность различных уровней управления, функциональных служб и исполнителей.

4. Одним из перспективных направлений развития местного пивоварения в его противостоянии с крупным пивным бизнесом может стать создание сети пивных баров и клубов, реализующих исключительно локальную продукцию. Сделать именно такой

шаг - одна из наиболее популярных рекомендаций местным производителям со стороны приверженцев смешанной стратегии потребления наряду с переходом под контроль крупных компаний и обращением за помощью к местным властям. Более трети (37 %) нижегородцев, предпочитающих местное пиво, считают, что такие бары могли бы стать местом встречи и общения горожан, данная группа демонстрирует наиболее выраженный запрос на такого рода заведения.

Теоретическую, методологическую и методическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по проблемам сельскохозяйственной экономики и её инновационного развития, имея в виду, что инновация - это максимально возможное востребование новейших достижений науки и техники для непрерывного повышения качества и конкурентоспособности продукции и принимаемых решений при отсутствии отрицательных воздействий на общество и окружающую среду в процессах, системах и структурах.

Для обоснования основных положений исследований использованы следующие методы: диалектический метод изучения объективных экономических законов и закономерностей, метод системного и сравнительного анализа, абстрактно-логический метод, монографический метод, экономико-статистический метод, метод экспертных оценок и другие методы научных исследований, что позволило обеспечить комплектность исследований.

Информационной базой исследования явились Нормативно-законодательные документы, официальные материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по республикам Башкортостан, Мордовия, Татарстан и Чувашия, Алтайскому, Краснодарскому и Красноярскому краям, Екатеринбургской, Калужской, Кировской, Иркутской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Томской, Тульской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской и Ярославской областям, данные, опубликованные в работах других исследователей, аналитические материалы научно-исследовательских организаций России и других стран, информация, размещенная на официальных сайтах Министерства сельского хозяйства РФ, научно-образовательных организаций, занимающихся проблемами развития сельского хозяйства.

Обсуждение

Значимость основных научных результатов, представленных в опубликованных в ходе выполнения исследований, заключается в том, что использование разработанных рекомендаций по стратегическому развитию малого и среднего бизнеса с учетом влияния инноваций способствует повышению эффективности работы пивоваренной отрасли и, как следствие, решению проблем построения инфраструкту-

ры внедрения инноваций в сельском хозяйстве региона.

Практическая значимость исследования заключается в теоретическом, методическом и методологическом обосновании стратегии развития малого и среднего бизнеса в пивоваренной отрасли России [23; 24]. Предложенные методические и практические рекомендации могут использоваться для разработки отраслевых программ развития и рационального планирования государственных и частных инвестиций, а также способствуют повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Значимость основных научных результатов заключается ещё в том, что использование разработанных рекомендаций по стратегическому развитию малого и среднего бизнеса с учетом влияния инноваций способствует повышению эффективности работы пивоваренной отрасли и, как следствие, решению про-

блем построения инфраструктуры внедрения инноваций в сельском хозяйстве региона.

Результаты исследований использованы для развития ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский» и могут использоваться в учебном процессе НГИЭУ при чтении лекций для студентов экономического факультета, в программах повышения квалификации работников АПК Нижегородской области.

Научную значимость представляет анализ динамики производства пива в России (рисунок 1), произведённый с использованием корреляционно-регрессионного анализа и анализа Фурье. Для прогнозирования динамики данного показателя нами была использована формула

y = Лt) + g(t)г (1)

где - функция тренда (общая долгосрочная тенденция); g(t) - сезонная составляющая.

К)

Рисунок 1 - Динамика производства пива в России (1994-2010 гг.)

Анализ динамики выявил продолжительный рост объема производства пива в РФ с 1995 по 2007 гг., что являлось объективным следствием роста российской экономики. Однако стоит отметить, что в данный момент емкость рынка подошла к своему максимальному значению, и, следовательно, не стоит ждать сохранения темпов роста. Поэтому для предсказания долгосрочного изменения данного показателя нами была выбрана функция, имеющая верхний предел - функция вида

-+ъ

у = е

(2)

имеющая верхний предел, равный е . По методу наименьших квадратов были рассчитаны оптимальные значения параметров а и Ъ. Согласно им, функция тренда приняла следующий вид

УСО = е '-1993 где t - временной интервал (год).

(3)

График тренда - общая долгосрочная тенденция представлен на (рисунок 2).

При анализе функций тренда выясняем, что верхний предел роста функции тренда - 884,6 млн дал. Анализ сезонной компоненты выявил наличие явного 20-летнего цикла производства пива с амплитудой в 540 млн дал. Таким образом, общая функция без вероятностной компоненты будет иметь вид:

у(П = е - 271.2116 ■ я* Ы~т)) - 0.8693 ■ со^"'"3') + 61.!

20

20

. (4)

Погрешность построенной модели составляет 10,13 %.

График, на котором отображены прогнозные значения на 2015-2025 гг., представлен на (рисунок 3).

Аналогичный подход был применен и при анализе среднего потребления пива в год. Динамика данного показателя представлена на (рисунок 4).

X

2.1254

+6.785 1

Расчеты по представленным данным позволили определить параметры функции тренда. Его уравнение имеет следующий вид

-2.РЗЗ 1 Г—19 93

_/ХО = е

График тренда представлен на рисунке 5.

(5)

При анализе функций тренда выяснили, что верхний предел роста функции тренда - 62,16 л в год. Анализ сезонной компоненты выявил наличие явного 20-летнего цикла потребления пива с амплитудой в 37 л/год. Таким образом, общая функция будет иметь вид

-2.0331

_Л-1993

+ 4,13

-18.724-вМ-

2л-(М993) 20

■) + 0.5576 -сове

>(£-1993) 20

■)+3,4935

(6)

1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

4.1 3

I

Рисунок 2 - Общая долгосрочная тенденция производства пива в России

1200

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 Рисунок 3 - Прогнозные значения производства пива на 2015-2025 гг.

К)

90 80 70 60 50 40 30 20 10

----»-

0 -1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-г~

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 ? Рисунок 4 - Динамика среднего потребления пива в год (1994-2010 гг.)

г

#

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

/(г)

Рисунок 5 - Графики функции тренда

П-1-Г

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Рисунок 6 - Прогнозные значения изменения функции тренда в 2015-2025 гг. (млн дал).

/(г)

140 ■

120

100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 7 - Производство пива по месяцам

Погрешность построенной модели составляет 9 %. График, на котором отображены прогнозные значения потребления пива на 2015-2025 гг., представлен на рисунке 6, а на рисунке 7 - производства пива по месяцам.

Анализ данных за период с января 2006 по декабрь 2010 гг. позволил выявить наличие следующих циклов: 5, 2.5, 2, 1 - летнего, 40, 30, 20, 15 - месячного, 10, 8, 6, 4, 3, 2 - месячного циклов с периодом в 72 и 144 дня, а также построить модель тренда:

г

г

г

у= -2.1011100008т(2.094395102(-4172.035043) - 1.60450Шс<в(2.617993878/

- 5215.043805) - 1.989440000вш(2.617993878* - 5215.043805)

- 2.239100000 зт( 1.308996939 Г - 2607.521902) - 1.000360000 2.670353756 Г -5319.344682) + 1.373330000 8ш(2.199114858*-4380.636797)

- 2.816100000 со8(2.356194490( - 4693.539424) + 1.397930000ш(2.356194490<

- 4693.539424) - 1.183300000сю(3.141592654* - 6258.052567)

- 3.665800000сов(2.094395102(- 4172.035043) - 4.155000000мп(1.570796327(

- 3129.026283) - 4,420000000 соя( 1,570796327 (- 3129.026283)

- 4.779020000 вт( 1.047197551 (- 2086.017522) - 3.097880000зт(0.7853981634Г

- 1564.513141) + 1.186400000сю(0.62Ш5307г- 1251.610513)

+ 6.884440000 8ш(0,5235987756* -1043.008761) - 16.74550000со8(0.5235987756(

- 1043.008761) - 5.987440000 яш(0.4188790205 ^ — 834.4070088)

+ 2.1790100008т(0.3141592654( - 625.8052567) - 2.940900000 сов(0.3141592654 г

- 625.8052567) - 2.534580000 5ш(0.2617993878«- 521.5043805)

- 1.712020000 8ш(0.2094395102*-417.2035043) +2.650390000 8ш(0.1570796327(

- 312.9026283) + 3.193300000со8(0.2094395102*- 417.2035043)

- 6.376300000 со8(0.1570796327/ - 312.9026283) - 7.9046200008ш(0.1047197551 (

- 208.6017522) +1.718000000 соз(0.05235987756 * -104.3008761)

+ 6.349450000вт(0.05235987756(-104.3008761) - 3.423000000соз(0.1047197551 -208.6017522) +78.29668150

(7)

Погрешность данной модели составила 20,5 %. На основе построенной модели сделан прогноз на период с августа 2016 до конца 2018 гг. (рисунок 8).

Согласно графика (рисунок 8) ожидается расширение амплитуды динамики потребления пива. Можно отметить, что в конце каждого года ожидаются минимальные объемы производства пива (абсолютный минимум - декабрь 2018 г., меньше 50 млн дал.), период максимума производства придется на 2 квартал 2018 г. (более 100 млн дал. за каждый месяц).

Годовая динамика розничной продажи пива представлена на рисунок 9.

Поскольку динамика годовой розничной продажи аналогична динамике продаж пива, то для моделирования его колебаний был применен аналогичный подход [23-28].

Расчеты по представленным данным позволили определить параметры функции тренда. Его уравнение имеет следующий вид:

АО = -

939.36 I -1991

826.29

(8)

Анализ тренда позволил выявить, что данный показатель будет возрастать, однако предел роста розничных продаж пива в РФ - отметка в 826,3 млн дал.

Анализ циклической компоненты позволил выявить наличие 18-летнего цикла с амплитудой в 645 млн дал. Общее уравнение динамики имеет вид:

+ 817.0084123 - 322.9159423 ш(0.349065Ш/- 695.8627727)

(-1991

(9)

его точность - 16,5 %.

Сравнение прогноза динамики производства и розничной продажи пива (рисунок 9) выявляет наличие разной длины циклов - соответственно, согласно прогнозу, в период с 2023 по 2028 гг. на российском рынке пива будет наблюдаться значительный дефицит объема пива.

ш (О (О (О (О г- ь- г- N г- г- г- ь- N г- N г- со со со со со со со со со со со со

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

I н о; ш оо а о. к I с I ь о; у со ш о. о. к I с X ь о; у

ш ф ¥ о ф I ф га с га 2 00 ф о ф I ф га с га 2 ш ф о ф

га и о I с; в 2 га 2 X га и о I и; в 2 га i X га и о I

Рисунок 8 - График потребления пива с августа 2016 до конца 2018 гг.

t

т)

1200

1000

800

600

400

200

¿Р # ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

Рисунок 9 - Динамика розничной продажи пива 1992-2010 гг.

Помесячный анализ динамики общих продаж пива представлен на рисунке 11 .

Анализ данных, полученный в ходе исследований, позволил выявить наличие убывающего тренда, выражаемого функцией:

0.091856174101л

у = е

(т)

+ 4.686201952

(10)

Анализ циклической компоненты выявил наличие 74-, 37-, 18,5-, 3-месячного цикла, а также наличие 111, 202, 278, 444, 740-дневнего циклов, что позволило построить модель тренда:

2484^6836 + 0 061414ш4 _ з.216768ш(0.6756756757ях)

- 2.87315 зш(0.5405405405пл) - 4.461 соз(0.2972974178лх)

- 4.25202 8т(0.21621621621х) + 2.14643 + 4.758898ш|-^-лх|

- 6.87541 ях| + 8.82937зш|-|-1Гх| -5.25542со8(0.1351351351ях) + 8.52906 вш( 0.1351351351 их) - 4.06687 со8(0.1081081081 их) -3.70090ш(^-ях| -6.16919ш^ж| + 5.11896сю(-|-Л1

- 4.904878ш[ — лх

(11)

где х - порядковый номер месяца, начиная с января 2008 г.

1200 1100 1000 900 800 700 600 500 400

т-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-г

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

— розничная продажа пива производство пива

Рисунок 10 - Прогноз динамики производства и розничной продажи пива (2017-2030 гг.)

г

г

^ /■

у 1" / / # „г #

£

£

£

/

^ # .сГ

£

/ г # /

/

£ £ / /

Рисунок 1 1 - Помесячный анализ динамики общих продаж пива

г

Т-1-1-1-1-1-1-1-г

сосососососососососососо

си га

-е- 5

X

2 2

ш га -в- 5

1 с;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 2

Рисунок 12 - Прогнозные значения общих продаж пива (2016-2018 гг.)

г

Заключение

1. Ожидается расширение амплитуды динамики потребления пива. Можно отметить, что в конце каждого года ожидаются минимальные объемы производства пива (абсолютный минимум - декабрь 2018 г.; меньше 50 млн дал.), период максимума производства придется на 2 квартал 2018 г. (более 100 млн дал. за каждый месяц).

2. Сравнение прогноза динамики производства и розничной продажи пива выявило наличие разной длины циклов - соответственно, согласно прогнозу, в период с 2023 по 2028 гг. на российском рынке пива будет наблюдаться значительный дефицит объема пива.

3. Математическая модель, построенная на основе регрессионного анализа графических зависимостей [1], позволяет прогнозировать производство и розничные продажи пива, что способствуют повышению эффективности работы пивоваренной отрасли и, как следствие, решению проблем построения инфраструктуры внедрения инноваций в сельском хозяйстве, в частности, Нижегородского региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Стратегия развития малого и среднего бизнеса в пивоваренной отрасли России : монография. Княгинино : НГИЭУ. 2015. 304 с.

2. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Аналитическая оценка рынка пивной продукции // Перспективные направления научных исследований : сб. стат. участников междунар. науч.- практ. конф. М. : Научный консультант. 2014. С. 5-9.

3. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Механизмы государственного регулирования пивоваренной отрасли // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. Часть 5. Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком». 2014. С. 16-20.

4. Оболенский Н. В., Агафонов В. П. Региональные аспекты развития малых и средних пивоваренных предприятий : сб. науч. стат. по итогам ме-ждунар. науч.-прак. конф. Санкт-Петербург. СПб. : «Культ Информ Пресс». 2014. С.106-107.

5. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Региональные особенности развития российских рынков пива // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. Часть 5. Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком». 2014. С. 20-24.

6. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Социально-культурные функции пива // Научный подход к общественному развитию. М. : ЛПЭИ им. Кейнса. 2014. С. 9-17.

7. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Стратегии выживания малого и среднего пивоваренного бизнеса // Малый бизнес в эпоху экономики знаний : сб. стат. междунар. науч.-прак. конф. М. : Научный консультант. 2014. С. 14-19.

8. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Стратегии малых и средних пивоваренных предприятий Нижегородской области // Тенденции сельскохозяйственного производства в современной России; сб. XIII междунар. науч.-прак. конф. (г. Кемерово. Часть 2. Кемерово : КГСХА. 2014. С. 10-21.

9. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Эффективные рыночные стратегии местных производителей пива // Наука и образование в XXI веке : сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. Часть 4. Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком». 2014. С. 8-11.

10. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Стратегии малых и средних пивоваренных предприятий Нижегородской области // Регулирование социально-экономических и трудовых отношений: история и современность : сб. статей междунар науч. -практ. конф. М. : Научный консультант. 2014. С. 24-39.

11. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Competive Strategies of Smalland Mid-Sized Brewing Companiesin Russian Market // Теоретические и прикладные аспекты научных исследований: сб. науч. стат. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. М. : Научный консультант. 2015. С. 4-7.

12. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Expert analysis of the russian brewery market // Актуальные проблемы менеджмента и экономикив России и за рубежом : сб. науч. труд. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Вып. 2. Новосибирск. 2015. С.190-193.

13. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Особенности использования управления по целям в среде малого пивоваренного бизнеса // Перспективные направления социально-экономического развития России : сб. мат-лов междунар. науч.-практич. конф. М. : Научный консультатнт. 2015. С. 190-193.

14. Агафонов В. П., Мартьянычев А. В., Оболенский Н. В. Отношение населения к возрождению традиций местного пивоварения // Наука в России. Угрозы и возможности : сб. мат-лов междунар. науч.-

практич. конф. М. : Научный консультатнт. 2015. С.12-20.

15. Агафонов В. П., Мартьянычев А. В., Оболенский Н. В. Франчайзинг как метод ведения пивоваренного бизнеса / Наука в России. Угрозы и возможности : сб. мат-лов междунар. науч.-практич. конф. М. : Научный консультатнт. 2015. С. 20-27.

16. Агафонов В. П. Стратегии международного развития малых и средних пивоваренных фирм : Сб. науч. стат. по итогам всерос. науч.-прак.конф. Санкт-Петербург. СПб. : «КультИнформПресс». 2014. С. 179-182.

17. Оболенский Н. В., Агафонов В. П. The development of small and medium businesses in the brewing industry // Сб. науч. стат. «С того берега: лондонские дневники по экономике, маркетингу, финансам и инновациям в разделе «Компании и индустрии: встречая новые вызовы», London. 2015. С. 103-111.

18. Оболенский Н. В., Агафонов В. П., Мартья-нычев А. В. Развитие малого и среднего бизнеса в пивоваренной отрасли // Экономика, право и образование в условиях риска и неопределенности: тенденции и перспективы развития : сб. мат-лов. международ. науч.-практ. конф. Екатеринбург : УГЭУ. 2016. С. 233-245.

19. Кабанов В. Н. Модель линии безубыточности при исследовании добавленной стоимости // Синергия. 2016.№ 1. С. 39-43.

20. Фаустова К. И. Значение SEO для эффективных продаж в интернете // Территория науки. 2015. № 3. С. 139-144.

21. Сорокин Б. Ф., Медведева Н. В. Коммерческий маркетинг как исходная форма социального обмена // Территория науки. 2015. № 5. С. 129-138.

22. Збрицкая И. Исследование ассортимента продуктовых магазинов Нижнего Новгорода // Ин-нов: электронный научный журнал. 2015. № 4 (25). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.inn ov.ru/science/economy/issledovanie-assortimenta-produk tovykh-magazinov-nizhnego-novgoro/

23. Труфанова И. С. Как оценить и повысить эффективность инвестиций в маркетинг // Иннов: электронный научный журнал. 2015. № 3 (24). URL: http : //www .innov.ru/science/economy/kak-otsenit-i -povysit-effektivnost-/

24. Заушицын К. С., Смирнов Е. А. Трейд-маркетинг как способ стимулирования сбыта // ИТпортал. 2015. №2 (7). URL: http://itportal.ru/science/ economy/treyd-marketing-kak-sposob-stimulir/

REFERENCES

1. Agafonov V. P., Obolenskij N. V. Strategija razvitija malogo i srednego biznesa v pivovarennoj otrasli Rossii: monografija (The strategy of development of

small and medium business in brewing branch of Russia: monograph). Knjaginino, NGIJeU, 2015, 304 pp.

2. Agafonov V. P., Obolenskij N. V. Analiti-cheskaja ocenka rynka pivnoj produkcii (Analytical assessment of the market of beer production), Perspektiv-nye napravlenija nauchnyh issledovanij, sb. stat. uchast-nikov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., Nauchnyj kon-sul'tant, 2014, pp. 5-9.

3. Agafonov V. P., Obolenskij N. V. Mehanizmy gosudarstvennogo regulirovanija pivovarennoj otrasli (State regulation machineries of brewing branch), Sovre-mennye tendencii v obrazovanii i nauke, sb. nauch. tr. po mat-lam mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Chast' 5. Tambov, OOO «Konsaltingovaja kompanija Jukom», 2014, pp.16-20.

4. Obolenskij N. V., Agafonov V. P. Regional'nye aspekty razvitija malyh i srednih pivovarennyh predpri-jatij: sb. nauch. stat. po itogam mezhdunar. nauch.-prak. konf. Sankt-Peterburg, SPb., «Kul't Inform Press», 2014, pp.106-107.

5. Agafonov V. P., Obolenskij N. V. Regio-nal'nye osobennosti razvitija rossijskih rynkov piva (Regional features of development of the Russian markets of beer), Sovremennye tendencii v obrazovanii i nauke, sb. nauch. tr. po mat-lam mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Chast' 5. Tambov, OOO «Konsaltingovaja kompanija Jukom», 2014, pp. 20-24.

6. Agafonov V. P., Obolenskij N. V. Social'no-kul'turnye funkcii piva (Welfare functions of beer), Nauchnyj podhod k obshhestvennomu razvitiju, M., LPJel im. Kejnsa, 2014, pp. 9-17.

7. Agafonov V. P., Obolenskij N. V. Strategii vyzhivanija malogo i srednego pivovarennogo biznesa (Strategy of survival of small and medium brewing business), Malyj biznes v jepohu jekonomiki znanij: sb. stat. mezhdunar. nauch.-prak. konf. M., Nauchnyj konsul'tant, 2014, pp.14-19.

8. Agafonov V. P., Obolenskij N. V. Strategii malyh i srednih pivovarennyh predprijatij Nizhegorods-koj oblasti (Strategy of the small and medium-sized brewing enterprises of the Nizhny Novgorod Region), Tendencii sel'skohozjajstvennogo proizvodstva v sovre-mennoj Rossii, sb. XIII mezhdunar.nauch.-prak. konf. (g. Kemerovo), Chast' 2, Kemerovo, KGSHA, 2014, pp. 10-21.

9. Agafonov V. P., Obolenskij N. V. Jeffektivnye rynochnye strategii mestnyh proizvoditelej piva (Effective market strategy of local producers of beer), Nauka i obrazovanie v XXI veke, sb. nauch. tr. po mat-lam mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. Chast' 4. Tambov, OOO «Konsaltingovaja kompanija Jukom», 2014, pp. 8-11.

10. Agafonov V. P., Obolenskij N. V. Strategii malyh i srednih pivovarennyh predprijatij Nizhegorods-koj oblasti (Strategy of the small and medium-sized

brewing enterprises of the Nizhny Novgorod Region), Regulirovanie social'no-jekonomicheskih i trudovyh ot-noshenij: istorija i sovremennost', sb. statej mezhdunar nauch.-prakt. konf. M., Nauchnyj konsul'tant, 2014, pp. 24-39.

11. Agafonov V. P., Obolenskij N. V. Competive Strategies of Smalland Mid-Sized Brewing Companiesin Russian Market, Teoreticheskie i pri-kladnye aspekty nauchnyh issledovanij, sb. nauch. stat. po mat-lam mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. M., Nauchnyj konsul'tant, 2015, pp.4-7.

12. Agafonov V. P., Obolenskij N. V. Expert analysis of the russian brewery market, Aktual'nye prob-lemy menedzhmenta i jekonomikiv Rossii i za rubezhom, sb. nauch. trud. po itogam mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Vyp. 2, Novosibirsk, 2015, pp.190-193.

13. Agafonov V. P., Obolenskij N. V. Osobennosti ispol'zovanija upravlenija po celjam v srede malogo pivovarennogo biznesa (Features of use of management on the purposes in the environment of small brewing business), Perspektivnye napravlenija social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossii, sb. mat-lov mezhdu-nar. nauch.-prak-tich. konf. M., Nauchnyj konsul'tatnt, 2015,pp. 190-193.

14. Agafonov V. P., Mart'janychev A. V., Obolenskij N. V. Otnoshenie naselenija k vozrozhdeniju tra-dicij mestnogo pivovarenija (Population relation to revival of traditions of local brewing), Nauka v Rossii. Ugrozy i vozmozhnosti, sb. mat-lov mezhdunar. nauch.-praktich. konf. M., Nauchnyj konsul'tatnt, 2015, pp.12-20.

15. Agafonov V. P., Mart'janychev A. V., Obolenskij N. V. Franchajzing kak metod vedenija pivova-rennogo biznesa (Franchizing as method of conducting brewing business), Nauka v Rossii. Ugrozy i vozmozhnosti, sb. mat-lov mezhdunar. nauch.-praktich. konf. M., Nauchnyj konsul'tatnt, 2015, pp. 20-27.

16. Agafonov V. P. Strategii mezhdunarodnogo razvitija malyh i srednih pivovarennyh firm (Strategy of the international development of small and medium-sized brewing companies), sb. nauch. stat. po itogam vseros. nauch.-prak.konf. Sankt-Peterburg, SPb., «Kul'tln-formPress». 2014. pp. 179-182.

17. Obolenskij N. V., Agafonov V. P. The development of small and medium businesses in the brewing industry, sb. nauch. stat. «S togo berega: londonskie dnevniki po jekonomike, marketingu, finansam i innova-cijam v razdele «Kompanii i industrii: vstrechaja novye vyzovy», London, 2015, pp. 103-111.

18. Obolenskij N. V., Agafonov V. P., Mart'jany-chev A. V. Razvitie malogo i srednego biznesa v pivova-rennoj otrasli (Development of small and medium business in brewing branch), Jekonomika, pravo i obrazova-nie v uslovijah riska i neopredelennosti: tendencii i pers-

pektivy razvitija, sb. mat-lov. mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg: UGJeU, 2016, pp. 233-245.

19. Kabanov V. N. Model' linii bezubytochnosti pri issledovanii dobavlennoj stoimosti (Model of the line of profitability at a value added research), Sinergija, 2016, No 1. pp. 39-43.

20. Faustova K. I. Znachenie SEO dlja jeffek-tivnyh prodazh v internete (SEO value for effective sales on the Internet), Territorija nauki, 2015, No 3, pp.139-144.

21. Sorokin B. F., Medvedeva N. V. Kommer-cheskij marketing kak ishodnaja forma social'nogo ob-mena (Commercial marketing as initial form of social exchange), Territorija nauki, 2015, No 5, pp.129-138.

22. Zbrickaja I. Issledovanie assortimenta produk-tovyh magazinov Nizhnego Novgoroda (Research of the range of grocery stores of Nizhny Novgorod), Innov: je-

lektronnyj nauchnyj zhurnal, 2015, No 4 (25), [Jelektron-nyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.innov.ru/science/ economy/issledovanie-assortimenta-produktovykh-magaz inov-nizhnego-novgoro/

23. Trufanova I. S. Kak ocenit' i povysit' jeffektiv-nost' investicij v marketing (How to estimate and increase efficiency of investments into marketing), Innov: jelek-tronnyj nauchnyj zhurnal, 2015, No 3 (24). [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.innov.ru/science/ economy/kak-otsenit-i-povysit-effektivnost-/

24. Zaushicyn K. S., Smirnov E. A. Trejd-marketing kak sposob stimulirovanija sbyta (Trade marketing as way of sales promotion), IT-portal, 2015, No 2 (7), [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://itportal.ru/science/ economy/treyd-marketing-kak-sposob-stimulir/

Дата поступления статьи в редакцию 12.09.2016.

08.00.05 УДК 331

ВЫНУЖДЕННАЯ АВТАРКИЯ: ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ И УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

© 2016

Бурцева Татьяна Алексеевна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» Ганебных Елена Викторовна, кандидат экономических наук, ассистент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Эль-Сибаи Назих Мустафа, аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг» Вятский государственный университет, Киров (Россия)

Аннотация. Статья посвящена анализу вынужденных отдельных качественных изменений в структуре российской экономики под влиянием экономических санкций. В статье рассматривается эволюция понимания автаркии и ее теоретические аспекты. Авторы делают вывод о наличии определенных префакторов, влияющих на реактивное развитие отдельных отраслей экономики стран, попавших в относительную экономическую изоляцию, и оценивают уровень развития этих префакторов в России. Анализируются отдельные показатели, отражающие динамику развития российской экономики в санкционный период. Авторы показывают, как вынужденные ограничения приводят к поиску скрытых резервов в производстве товаров и услуг, а также изменению потребительского поведения населения. Исследование, проведенное авторами, позволяет сделать вывод о том, что введенные санкции, наряду с негативным воздействием, также инициировали ряд позитивных изменений в российской экономике.

Ключевые слова: автаркия, санкции, потребительская корзина, потребительское поведение, бережливое производство, импортозамещение.

ENFORCED AUTARCHY: PRODUCTION OF GOODS AND SERVICESIN THE ECONOMIC SANCTIONS

© 2016

Burtseva Tatyana Alexeevna, doctor of economic science, professor of the chair«Management and Marketing» Ganebnykh Elena Viktorovna, candidate of economical science, assistant of the chair «Management and Marketing» Elsebaie Nazeeh Moustafa, postgraduate student of the chair «Management and Marketing»

Vyatka State University, Kirov (Russia)

Abstract. The article is devoted to analysis of some enforced qualitative changes in the Russian economy structure affected by economic sanctions. The evolution of understanding the autarchy and its theoretical framework is studied in this paper. Authors make the conclusion about pre-factors, which have definite influence on reactive development of different economic sectors of countries in relative economic isolation situation; authors assess the level of development of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.