ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
_2011 г. Выпуск 4 (23). С. 129-132_
УДК 331.101.26 (574.52)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ С УЧЕТОМ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Д. О. Тей, М. А. Русанов, В. М. Татьянкин
Качественное образование продолжает оставаться одной из наиболее важных ценностей общества и решающим фактором экономической и политической стабильности. Недостатком современной системы профессионального образования является неудовлетворенность работодателя качеством и содержанием образовательных программ. Зачастую несогласованность образовательных программ и требований рынка приводит к необходимости кардинальной переподготовки выпускников учреждений профессионального образования. Государственный образовательный стандарт третьего поколения позволяет гибко настраивать образовательные программы на актуальные потребности экономики. В этой связи, формирование механизмов взаимодействия с представителями отраслевых кластеров позволит обеспечить повышение эффективности профессионального образования и снизить издержки работодателя на переподготовку молодых специалистов. Система профессионального образования должна иметь возможность гибкой настройки и эффективного управления для обеспечения своевременной реакции на изменение потребностей региональной экономики и населения. При этом повышение эффективности управления системой профессионального образования региона, а также обеспечение требуемого качества предоставляемых услуг позволит увеличить ее инвестиционную привлекательность для представителей отраслевых кластеров.
Специфика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заключается в значительной зависимости экономики округа от приезжих специалистов. При этом трудовая миграция, в первую очередь, основана на потребности округа в высококвалифицированных специалистах и способности платить большую чем в регионах донорах заработную плату. Возрастная структура миграции населения в Ханты-Мансийский автономный округ представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Возрастная структура внешней миграции в ХМАО
Внешняя миграция Прибыло в 2007 Выбыло в 2007 Движение Прибыло в 2008 Выбыло в 2008 Движение Прибыло в 2009 Выбыло в 2009 Движение
0-5 2 305 1 622 683 1 702 1 431 271 1 396 1 159 237
6-13 2 177 1 579 598 1 596 1 259 337 1 267 991 276
14 257 184 73 291 185 106 246 145 101
15 264 263 1 248 225 23 204 170 34
0-15 5 003 3 648 1 355 3 837 3 100 737 3 113 2 465 648
16 251 340 -89 279 296 -17 214 254 -40
17 327 789 -462 294 681 -387 272 555 -283
18-19 1 094 1 369 -275 997 1 508 -511 998 1 306 -308
20-24 7 503 4 579 2 924 7 056 4 555 2 501 6 845 4 077 2 768
25-29 6 214 3 457 2 757 6 387 3 670 2 717 5 886 3 228 2 658
30-39 6 298 4 357 1 941 6 483 4 353 2 130 5 995 3 836 2 159
40-49 3 447 3 213 234 3 373 3 095 278 3 057 2 303 754
50-54 1 175 1 562 -387 1 259 2 023 -764 1 224 1 535 -311
55-59 813 1 914 -1 101 762 2 565 -1 803 762 1 841 -1 079
60-64 294 720 -426 363 1 202 -839 326 869 -543
65 лет и более 1 194 1 108 86 1 173 1 349 -176 1 005 884 121
Трудоспособном 26 713 20 646 6 067 26 488 21 539 4 949 24 873 18 081 6 792
старше трудоспособного 1 897 2 762 -865 1 938 3 758 -1 820 1 711 2 607 -896
Итого 33613 27056 6557 32263 28397 3866 29697 23153 6544
Из таблицы 1.1 следует, что наибольший ежегодный прирост мигрантов происходит за счет лиц от 20 до 40 лет, а наибольший отток населения за счет лиц предпенсионного, пенсионного и подростков с 16 по 19 лет.
Отток граждан пенсионного и предпенсионного возраста прежде всего связан с тяжелыми климатическими условиями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Люди, заработавшие «северную» пенсию, уезжают жить в более благоприятные сточки зрения климата и более дешевые для проживания регионы РФ.
Негативные последствия имеет отток граждан с 16 до 19 лет. Основной причиной оттока является получение профессионального образования. При этом к недостаткам получения образования в других регионах следует отнести:
- слабую ориентированность профессионального образования других регионов на задачи и специфику производства округа;
- значительная часть граждан не приезжает в округ для профессиональной деятельности. Ряд авторов [2, 3, 4] отмечает необходимость учета трудовой миграции при прогнозировании потребности региона в кадрах, но ни у одного из авторов не описан математический подход учета миграции и вахты при прогнозировании. В этой связи сложно делать выводы о аналогах систем прогнозирования потребностей в подготовке квалифицированных кадров с учетом миграционной составляющей и их эффективности.
Методика, описанная в [1, 2, 3, 4], позволяет рассчитать по данным валового регионального продукта и количеству занятого в экономике населения количество квалифицированных специалистов, которых необходимо будет ввести в экономику региона для обеспечения непрерывной работы всех производственных и непроизводственных объектов.
На рисунке 1.1 схематично представлены основные трудовые потоки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Миграцию за год можно разделить на:
- граждан, которые приехали, отработали какой-то период (год и более) и убыли из ХМАО - «временная миграция»;
- граждан, оставшихся на постоянное место жительства, определяемых как разница между количеством въехавших и убывших из ХМАО.
Рис. 1.1. Основные трудовые потоки
В общем виде расчет требуемого количества новых квалифицированных кадров содержит следующие этапы:
1. Определение структуры, количества и возрастного состава, занятых в экономике граждан.
2. Определение произведенного валового регионального продукта.
Прогнозирование потребностей региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров.
3. Определение количественных и структурных показателей ротации занятых в экономике граждан, связанных с достижением пенсионного возраста, болезней, смертности и т. д.
4. Прогнозирование экономических показателей региональной экономики.
5. Определение необходимого кадрового обеспечения программ экономического развития функционирующих в регионе.
При этом методики [2, 3, 4] определения кадровых потребностей региональной экономики, связанных с естественными процессами ротации, не учитывают миграционные потоки региона и вахтовые методы работы. Однако выделение из структуры занятых в экономике региона людей-мигрантов и вахтеров имеет большое значение для планирования заказа на подготовку специалистов. В первую очередь это связано с тем, что специалисты «временной миграции», осуществляя трудовую деятельность в ХМАО:
- прошли профессиональное обучение за пределами ХМАО - Югры;
- выходят на пенсию, болеют и т. д. за пределами ХМАО - Югры.
Таким образом, если предположить, что объем специалистов «временной миграции» имеет некоторую постоянную составляющую и переменную, зависящую от экономических демографических показателей региональной экономики, то при расчете количественных и структурных показателей ротации, занятых в экономике граждан, необходимо исключить специалистов «временной миграции». Таким образом, специалисты «временной миграции» готовятся за пределами округа, выходят на пенсию за пределами округа и их количество определяется вакансиями на рынке труда ХМАО.
При этом, не учет миграции вносит значительную ошибку в прогнозировании кадровых потребностей региона. Доля «временной миграции» в экономике порядка 5 %. Согласно отчетам без учета миграции и вахты ежегодно необходимо вводить в экономику порядка 35-40 тысяч специалистов с ВПО, СПО и НПО. Однако использование данных по приросту населения за счет миграции уменьшает кадровую потребность на 4-5 тысяч специалистов. Использование данных о «временной миграции» при расчете кадровых потребностей, вызванных профессиональной ротацией, также снизит потребность на 1 тысячу специалистов. В итоге, в среднем учет миграции может скорректировать потребности в подготовке профессиональных кадров на 17 %.
Методика прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики с учетом миграции.
Прогнозирование потребности отраслей региональной экономики в выпускниках системы профессионального образования включает следующие этапы:
1. Определяем ВРП региона по отраслям экономики (данные Росстата).
2. Определяем среднегодовое количество задействованных в экономике региона людей (данные окружной статистики).
3. Определяем внешние для региона миграционные потоки (данные ФМС).
4. Определяем количество вахтовых рабочих в регионе (данные Департамента экономического развития).
5. Определяем сальдо внешней для региона миграции.
6. Прогнозируем ВРП региона по отраслям на п лет.
7. Для спрогнозированного ВРП определяем количество человек, которое необходимо задействовать в ]-й отрасли экономики в 1-м году.
8. Прогнозируем вахтовых специалистов и потоки миграции на п лет.
9. Расчет сальдо миграции на каждый прогнозный год.
10. Посчитаем количество «постоянных жителей» региона, которое будет задействовано в экономике региона на следующий год к + 1
(1)
где Vregjj - среднегодовое количество «постоянных жителей» региона, задействованных в ]-й отрасли экономики в к-м году.
12. Расчет естественной трудовой ротации [отчет] с Vreg■Jj, Я(Vreg■Jj) - количество человек, которое выбыло из ]-й отрасли экономики в к-м году.
13. Расчет количества спецалистов, доступных для отраслей экономики в (к + 1)-м году
-)+МрпЬ-'+1 + В{ +1 + ^+1 = ^+(2)
где +1 - количество выпускников профессиональных учебных заведений для ]-й отрасли экономики в (к + 1)-м году.
14. Сравниваем Vtrebk + ^ и Vj ^ по каждой отрасли,
1) если они примерно равны, тогда повторяем шаги 11-14 до тех пор, пока 1 <= п;
2) если Vtrebk 1 < Vк 1, то могут быть приняты управленческие решения по сниже-
к +1 к +1
нию квот на трудовую миграцию или развитие отдельных отраслей, что приведет к балансу между спросом и предложением, затем повторяем шаги 11-14 до тех пор, пока 1 <= п;
3) если Vtrebk + л > V/ , то может возникнуть 3 варианта:
к +1 к +1
а) могут быть приняты управленческие решения по увеличению квот на трудовую миграцию или активное привлечение нетрудоустроенных рабочих, которые полностью покроют нехватку рабочей силы;
б) никаким образом не получится покрыть образовавшуюся разницу в кадрах и отрицательное сальдо по рабочей силе перейдет на следующий год;
в) получится частично покрыть нехватку рабочей силы, а отрицательное сальдо по рабочей силе перейдет на следующий год.
ЛИТЕРАТУРА
1. Отчет по проекту: № 4319 «Научное и научно-методическое обеспечение инвестиционной привлекательности профессионального образования как основы инновационной экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (20092011 годы)» за 2010 год.
2. Воробьева, Н. В. Прогнозирование потребности рынка региона в работниках с профессиональным образованием [Текст] / Н. В. Воробьева, Е. М. Кочкина, И. А. Кулькова, Е. В. Радковская. // Известия Уральского государственного экономического университета № 6 (32): сб. статей. - 2010. - С. 140-146.
3. Мокроносов, А. Г. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров [Текст]: моногр. // А. Г. Мокроносов [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. - 111 с.
4. Питухин, Е. А. Математическое моделирование динамических процессов в системе «экономика - рынок труда - профессиональное образование» [Текст] / В. А. Гуртов, Е. А. Питухин. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. - 346 с.