Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ В СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ В СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / МОНИТОРИНГ / ШКОЛЬНИКИ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Ярошинская Алевтина Павловна, Одинцов Александр Сергеевич

В статье представлены результаты исследования физического здоровья школьниц 14-17 лет, обучающихся в 9-11-х классах МБОУ СОШ № 58 г. Астрахани с 2019 по 2022 года. Научная новизна исследования состоит в мониторинге физического здоровья девочек 14-17 лет, обучающихся в 9-11-х классах. Практическая значимость. Проведенный мониторинг имеет огромное практическое значение для определения физического состояния школьников, позволяет систематически получать необходимую информацию о физическом состоянии детей и своевременно принимать решение для их корректировки. Материал. Мониторинг физического здоровья школьниц 14-17 лет, обучающихся в 9-11-х классах, в период 2019-2022 гг. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение, антропометрические, функциональные и морфологические методы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В ходе исследования было определено количество лиц, относящихся к основной, подготовительной и специальной медицинской группе, а также тех, кто был освобожден от посещения занятий по физической культуре. Результаты исследования показали, что существует тенденция к увеличению числа школьниц, освобожденных от посещения занятий физической культурой с 4,27% до 8,60%, а также к увеличению числа школьниц, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, с 7,57% до 12,94%. Анализ изменений антропометрических показателей учениц показал, что наблюдается рост числа школьниц с избыточным весом - с 8,2% до 12,7%, с 1-2-й степенью ожирения - с 1,1% до 1,8%. Анализ функциональных показателей физического состояния показал, что 21,5% учениц имели отклонения в частоте сердечных сокращений, а показатель жизненной емкости легких у 34,7% школьниц был ниже установленной нормы. Анализ индекса Робинсона показал, что уровень энергетического потенциала учениц имеет тенденцию к ухудшению. Заключение. Здоровье является высшей ценностью для каждого человека и определяет его всестороннее и гармоничное развитие. Сегодня здоровье не рассматривается как чисто медицинская проблема, а охватывает гораздо более широкий круг вопросов, касающихся антропометрических, физиометрических и морфофункциональных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Ярошинская Алевтина Павловна, Одинцов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE PHYSICAL HEALTH OF GIRLS STUDYING IN GRADES 9-11 AGED 14-17 YEARS

The article presents the results a research of schoolgirls studying in grades 9-11 aged 14-17 years physical health, who studied at MBOU secondary school No. 58 in Astrakhan from 2019-2022. The scientific novelty of the study is monitoring the physical health of girls studying in grades 9-11 at the age of 14-17. Practical significance. The monitoring carried out is of great practical importance for the physical condition of schoolchildren, it allows them to systematically obtain the necessary information about the physical condition of children and make timely decisions to correct them. Material and methods: 417 female students took part in the study. During the study, the number of persons belonging to the basic, preparatory and special medical groups, as well as those who were exempted from attending physical education classes, was determined. The results of the study showed that there is a tendency to increase the number of schoolgirls exempted from attending classes, physical education from 4.27% to 8.60%, as well as an increase in the number of schoolgirls assigned to special medical groups for health reasons from 7.57% to 12.94%. Analysis of changes in anthropometric indicators of female students showed that there is an increase in the number of overweight schoolgirls from 8.2% to 12.7% and from 1.1% to 1.8% among those with 1-2 degrees of obesity. The analysis of functional indicators of physical condition showed that 21.5% of the students had deviations in heart rate, and the vital capacity of the lungs in 34.7% of the schoolgirls was below the established norm. Analysis of the Robinson index showed that the level of energy potential of female students tends to deteriorate. Conclusion. Health is the highest value for every person and determines his comprehensive and harmonious development. Today, health is not considered as a purely medical problem, but covers a much wider range of issues related to anthropometric, physiometric and morphofunctional features.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ В СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-223-228

Прогнозирование физического здоровья девушек старших классов в

средней образовательной школе

ОдинцоваМ.О.'*, Янкевич И.Е.2, Ярошинская А.П.2, Одинцов А.С. 3

1 Астраханский государственный медицинский университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0002-7416-8522, [email protected]* 2Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0001-6930-4916, [email protected] ORCID: 0000-0002-2793-8811, [email protected] 3Центр спортивной подготовки Сборных команд России

г. Москва, Россия ORCID: 0000-0001-9909-741X, [email protected]

Аннотация: В статье представлены результаты исследования физического здоровья школьниц 14-17 лет, обучающихся в 9-11-х классах МБОУ СОШ № 58 г. Астрахани с 2019 по 2022 года. Научная новизна исследования состоит в мониторинге физического здоровья девочек 14-17 лет, обучающихся в 9-11-х классах. Практическая значимость. Проведенный мониторинг имеет огромное практическое значение для определения физического состояния школьников, позволяет систематически получать необходимую информацию о физическом состоянии детей и своевременно принимать решение для их корректировки. Материал. Мониторинг физического здоровья школьниц 14-17 лет, обучающихся в 9-11-х классах, в период 2019-2022 гг. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение, антропометрические, функциональные и морфологические методы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В ходе исследования было определено количество лиц, относящихся к основной, подготовительной и специальной медицинской группе, а также тех, кто был освобожден от посещения занятий по физической культуре. Результаты исследования показали, что существует тенденция к увеличению числа школьниц, освобожденных от посещения занятий физической культурой с 4,27% до 8,60%, а также к увеличению числа школьниц, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, с 7,57% до 12,94%. Анализ изменений антропометрических показателей учениц показал, что наблюдается рост числа школьниц с избыточным весом - с 8,2% до 12,7%, с 1-2-й степенью ожирения - с 1,1% до 1,8%. Анализ функциональных показателей физического состояния показал, что 21,5% учениц имели отклонения в частоте сердечных сокращений, а показатель жизненной емкости легких у 34,7% школьниц был ниже установленной нормы. Анализ индекса Робинсона показал, что уровень энергетического потенциала учениц имеет тенденцию к ухудшению. Заключение. Здоровье является высшей ценностью для каждого человека и определяет его всестороннее и гармоничное развитие. Сегодня здоровье не рассматривается как чисто медицинская проблема, а охватывает гораздо более широкий круг вопросов, касающихся антропометрических, физиометрических и морфофункциональных особенностей. Ключевые слова: физическое здоровье, мониторинг, школьники, антропологические показатели, морфологические ресурсы.

Для цитирования: Одинцова М.О.*, Янкевич И.Е., Ярошинская А.П., Одинцов А.С. Мониторинг физического здоровья девочек 14-17 лет, обучающихся в 9-11-х классах. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физическойкультуры и спорта. 2023; 18(2): 223-228. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-223-228.

Monitoring of the physical health of girls studying in grades 9-11 aged 14-17

years

Mariya O. Odintsova'*, Irina E. Yankevich2, Alevtina P. Yaroshinskaya2, Aleksandr S.

Odintsov3

'Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0002-7416-8522, [email protected]* 2Astrakhan State University, Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-6930-4916, [email protected] ORCID: 0000-0002-2793-8811, [email protected] 3Sports Training Center of the National Teams of Russia, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-9909-741X, [email protected]

Abstract: The article presents the results a research of schoolgirls studying in grades 9-11 aged 14-17 years physical health, who studied at MBOU secondary school No. 58 in Astrakhan from 2019-2022. The scientific novelty of the study is monitoring the physical health of girls studying in grades 9-11 at the age of 14-17. Practical significance. The monitoring carried out is of great practical importance for the physical condition of schoolchildren, it allows them to systematically obtain the necessary information about the physical condition of children and make timely decisions to correct them. Material and methods: 417 female students took part in the study. During the study, the number of persons belonging to the basic, preparatory and special medical groups, as well as those who were exempted from attending physical education classes, was determined. The results of the study showed that there is a tendency to increase the number of schoolgirls exempted from attending classes, physical education from 4.27% to 8.60%, as well as an increase in the number of schoolgirls assigned to special medical groups for health reasons from 7.57% to 12.94%. Analysis of changes in anthropometric indicators of female students showed that there is an increase in the number of overweight schoolgirls from 8.2% to 12.7% and from 1.1% to 1.8% among those with 1-2 degrees of obesity. The analysis of functional indicators of physical condition showed that 21.5% of the students had deviations in heart rate, and the vital capacity of the lungs in 34.7% of the schoolgirls was below the established norm. Analysis of the Robinson index showed that the level of energy potential of female students tends to deteriorate. Conclusion. Health is the highest value for every person and determines his comprehensive and harmonious development. Today, health is not considered as a purely medical problem, but covers a much wider range of issues related to anthropometric, physiometric and morphofunctional features.

Keywords: physical health, monitoring, schoolchildren, anthropological indicators, morphological resources.

For citation: Mariya O. Odintsova*, Irina E. Yankevich, Alevtina P. Yaroshinskaya, Aleksandr S. Odintsov.

Monitoring of the physical health of girls studying in grades 9-11 aged 14-17 years. Russian Journal of

Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 223-228. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-223-228.

Введение

Анализ научно-методической литературы, посвященной изучаемой проблеме, показал, что за последнее десятилетие физического здоровья молодого поколения значительно ухудшилось. Ряд ученых обращают внимание на тот факт, что за последние пять лет количество учащихся, освобожденных от занятий физической культурой или переведенных в специальные медицинские группы, увеличилось на 38% [1,4]. Требования к процессу физического воспитания школьников в системе среднего образования включают, с одной стороны, использование оз-

доровительных технологий обучения, а с другой стороны - улучшение двигательных способностей школьников. Успешное выполнение этой задачи требует от учителя физической культуры четкого понимания уровня физического состояния здоровья, развития функциональных систем организма, наличия ограничений и противопоказаний [2,3,7]. Мониторинг физического состояния школьников позволяет систематически получать необходимую информацию и своевременно принимать решение по его корректировке. [5,6].

Метод экспресс-оценки является одним из

наиболее информативных и приемлемых с точки зрения практического использования, когда уровень здоровья определяется путем интерпретации количественных показателей, характеризующих функционирование важнейших систем жизнеобеспечения [8].

Целью исследования является мониторинг физического здоровья школьников женского пола 14-17 лет, обучающихся в 9-11-х классах, в период 2019-2022 гг.

Материал и методы

В педагогическом эксперименте приняли участие 417 девочек 14-17 лет, обучающихся в 9-11-х классах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №58» с 2019 г. по 2022 год.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе был проведен анализ необходимой информации, профильной литературы, научных и методических источников, посвященных взглядам ученых на проблему организации занятий по физическому воспитанию для школьников старших классов.

На втором этапе проводились теоретические и экспериментальные исследования: опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение, антропометрические, функциональные и морфологические методы.

На третьем этапе исследования проводился эксперимент, регистрировались результаты исследования, проводился анализ полученных данных.

В ходе исследования определяли состояние здоровья и выявляли отклонения в состоянии физического развития и здоровья школьниц. Педагогическое наблюдение проводилось как

целенаправленная систематическая оценка физического и морфофункционального статуса учениц.

С целью определения показателей физического развития школьниц 9-11-х классов были проведены антропометрические измерения, которые характеризовали уровень антропометрических характеристик: рост тела, масса тела, обхват груди. Для физиологического исследования использовались методы оценки состояния сердечно-сосудистой системы: частоты сердечных сокращений в покое (ЧСС), систолического артериального давления (САД), диастолическо-го артериального давления (ДАД); для оценки дыхательной системы измерялась жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Лица с ограничениями и противопоказаниями к занятиям физической культурой были определены на основе предоставленного медицинского заключения.

Статистическая обработка проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики с применением пакета программ Statistica 20 (USA). Достоверность различий оценивали по критерию t Стьюдента. Различия считались достоверными при p<0,05

Результаты и обсуждение

В рамках констатирующего эксперимента подтвердились следующие основные тенденции:

• увеличение числа школьников, освобожденных от занятий по физической культуре, с 3,17% до 6,60%;

• увеличение числа детей, назначенных по состоянию здоровья в специальные медицинские группы, с 6,57% до 11,93%;

• снижение числа школьников, обучающихся в основной группе, с 88,46% до 79,18%.

14,00%

12,00% 10,00% е. оо% 5,00% 4,00% г, оо% 0,00% |

■ 1-1

JT Ii ■

2019 2020 2021 2022

■ П о д готовительн ая группа 1,81% 1,64% 2,69% 2,28%

■ Специальная медицинская группа 6,54% Б,45% 10,05% 11,95%

■Осботденые от занятий 3,11% 3,99% 5,59% 6,60%

Рис. 1. Распределение школьниц 9-11-х классов по группам для занятий физической культурой

(п=417)

Изучение показателей физического разви- ки приведены в таблице 1. тия школьниц, антропометрических измерений длины тела, массы тела и обхвата грудной клет-

Таблица 1

Средние статистические и функциональные показатели физического развития учениц 9-11-х

классов (п=417)

Иокм-ши. ш У-кЧмп.1 ¡1 г 1п

2й2] ПОЗ Р

Рост тсла| он} 1 К :

\l3LLa 1 с:ш11 5JJfcI.fi 54.5±2.3 54.$±2.2

Оаяват |р;. :и['ПИ клетки |еы) 72it3.fi дом 75.411.3 7J.SH.2 р*0.[>5

Г7Л±1_2 7fi.il 1.3 77.SH.2

СЛД 1мм. рт. ст.) 117±11 ]|Ц±1.0 117=11

ДЛД (к рт. ст.) 72=5,5 74=4,7 75i3.fi 75±3^ р*0.[>5

ЖЕЛ | н_'11 2Л «^[>.1 1Х21ЫК2 ШЦОк] ,1 177а1а^

Анализ статистических показателей физического развития девушек 14-17 лет показал, что 82,3% школьниц соответствуют возрастным стандартам, связанным с физическим развитием.

Показатели массы тела, роста и состава тела девушек, во многом, определяют уровень их здоровья. Надлежащий уровень здоровья достигается за счет обязательной нормализации всех компонентов массы тела, что обеспечивает необходимые условия для нормального курса метаболических процессов, для гармоничного функционирования функциональных систем. Существует общая тенденция к постепенному увеличению массы тела и объема грудной клетки, который все еще находится в пределах нормы возрастного развития. Анализ индекса массы тела и антропометрических показателей школьниц 9-11-х классов показал, что наблюдается тенденция к увеличению их числа с избыточным весом с 9,2% до 11,7% (р <0,05), а также школьниц с 1-2-й степенью ожирения - с 1,2% до 1,7%

(р> 0,05).

Результаты нашего исследования показали, что 78,2% школьниц 9-11-х классов не имели отклонений в частоте сердечных сокращений. Среди 21,8% школьниц, у которых были отклонения в ЧСС, 106 девушек (6,38%) были зачислены в специальную медицинскую группу, 51 девушка (3,05%) была освобождена от урока физической культуры. В ходе нашего исследования было обнаружено, что у 9,32% школьниц был превышен индекс САД, а у 6,43% был более низкий ДАД. В целом, показатели ЧСС и ДАД у девочек 14-17 лет колебались в пределах нормы и в течение 2019-2020 гг. существенных изменений не произошло.

Результаты исследования показали, что ЖЕЛ у 34,8% была ниже установленной нормы, что

указывает на недостаточное развитие дыхательной системы. Анкетирование этих учениц показало, что подавляющее большинство из них вели малоподвижный образ жизни. Наблюдается ежегодная тенденция к снижению среднего показателя ЖЕЛ с 2860 мл до 2770 мл у девушек 14-17 лет, обучающихся в 9-11-х классах.

Заключение

Здоровье является высшей ценностью для каждого человека и определяет его всестороннее и гармоничное развитие. Проблема сохранения здоровья молодежи является актуальной проблемой для общества, поскольку это показатель цивилизованности страны. Сегодня здоровье не рассматривается как чисто медицинская проблема, а охватывает гораздо более широкий круг вопросов, касающихся антропометрических, физиометрических и морфофункциональных особенностей.

Анализ полученных результатов нашего исследования подтверждает приоритет физического состояния здоровья в системе мотивов физического воспитания.

1. Результаты исследования показали, что в течение 2019-2022 гг. наблюдалась тенденция к увеличению числа учениц, освобожденных от занятий физическая культурой, с 3,17% до 6,60%; увеличилось число учениц, которые были отнесены к специальным медицинским группам для занятий физкультурой по состоянию здоровья, с 6,57% до 11.93%.

2. Анализ статистических показателей физического развития девушек 14-17 лет показал, что 82,3% школьниц соответствуют возрастным стандартам физического развития. Анализ изменений антропометрических показателей девочек показал, что существует тенденция к увеличению числа школьниц с избыточным весом

с 9,2% до 11,7%, с 1-2-й степенью ожирения - от 1,2% до 1,7%.

3. Результаты анализа функциональных показателей физического состояния 14-17-летних учениц показали, что 21,8% имели отклонения в частоте сердечных сокращений, связанная с возрастом, и индекс жизненной емкости легких у 34,8% был ниже установленной нормы.

Список литературы

1. Бутченко Э.К., Тагирова Н.Д. Эффективность воздействия музыкального сопровождения на посещаемость студентами занятий по физической культуре. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022; 5(207): 70-75. DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p70-75

2. Болотин А.Э., Чистяков В.А. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах. Вестник спортивной науки. 2014; 1: 3-5.

3. Дворкина Н.И., Терзян А.А., Головко В.П. Влияние оздоровительной силовой тренировки на показатели физической подготовленности подростков 13-15 лет. Физическая культура, спорт - наука и практика. 2019; 2: 3-8.

4. Доронцев А.В., Аленуров Э.А., Шарагин В.И., Петина Э.Ш. Оценка профессионально-прикладной физической культуры студентов медицинского вуза. Теория и практика физической культуры. 2019; 5: 31-33.

5. Драндров Г.Л., Кудяшева А.Н., Кудяшев Н.Х. Перспективные направления совершенствования технической подготовки юных футболистов. Современные проблемы науки и образования. 2018; 3. URL: https://science-education.ru/ ru/artide/view?id=27616.

6. Казанкова О.С. Воспитание выносливости в процессе кроссфит тренировки. Научный альманах. 2017; 5-2 (31): 48-51.

7. Одинцова М.О., Янкевич И.Е. Формирование физического самосовершенствования подростков на внеурочных занятиях по физической культуре. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021; 10(200): 253-258.

8. Матвеев А.П., Карпов В.Ю., Сибгатули-на Ф.Р., Пучкова Н.Г., Шарагин В.И. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017; 12 (154): 167172.

References

1. Butchenko E.K., Tagirova N.D.Theeffectiveness of the impact of musical accompaniment on students' attendance of physical education classes. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022; 5(207): 70-75. DOI 10.34835/issn.2308-

1961.2022.5.P70-75 [In Russ.]

2. Bolotin A.E., Chistyakov V.A. Scientific and theoretical approaches to improving the process of physical education of students in universities. Vestnik sportivnoj nauki. 2014; 1: 3-5 [In Russ.].

3. Dvorkina N.I., Terzyan A.A., Golovko V.P. The influence of health-improving strength training on the indicators of physical fitness of adolescents aged 13-15 years. Fizicheskaya kul'tury, sport - nauka I praktika. 2019; 2: 3-8 [In Russ.].

4. Dorontsev A.V., Alenurov E.A., Sharagin V.I., Petina E.S. Assessment of professionally applied physical culture of medical university students. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2019; 5: 31-33 [In Russ., In Engl.].

5. Drandrov G.L., Kudyasheva A.N., Kudyashev N.H. Promising directions for improving the technical training of young football players. Sovremennye problemy nauki I obrazovaniya. 2018; 3. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=27616 [In Russ.]

6. Kazankova O.S. Endurance training in the process of crossfit training. Nauchnyj al'manah. 2017; 5-2 (31): 48-51 [In Russ.].

7. Odintsovo M.O., Yankevich I.E. Formation of physical self-improvement of adolescents in extracurricular physical education classes. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2021; 10(200): 253-258 [In Russ.].

8. Matveev A.P., Karpov V.Yu., Sibgatulina F.R., Puchkova N.G., Sharagin V.I. Development of strength abilities of senior schoolchildren by means of athletic gymnastics in physical education lessons. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2017; 12 (154): 167-172 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 17.04.2023

Одинцова Мария Олеговна - старший преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, Бакинская, дом 121, e-mail: knopka55555@ mail.ru

Янкевич Ирина Евгеньевна - доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20а, e-mail: [email protected]

Ярошинская Алевтина Павловна - доктор биологических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань ул. Татищева, дом 20а, e-mail: [email protected]

Одинцов Александр Сергеевич - спортсмен-инструктор, Центр спортивной подготовки сборных команд России, 105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, дом 18, строение 8, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.