Научная статья на тему 'Прогнозирование достижений при спортивном отборе девочек 5-7 лет в художественной гимнастике'

Прогнозирование достижений при спортивном отборе девочек 5-7 лет в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
466
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ДЕТИ 5 7 ЛЕТ / СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / ДОСТИЖЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мельникова Ольга Владимировна, Соломченко Марина Александровна

В работе рассматривается современное содержание спортивного отбора юных спортсменок в художественной гимнастике. Разработанная программа отбора включает определенные подходы к выбору соответствующих методик, особенности мотивации девочек и их родителей, рекомендации для начала занятий у детей 5-7 лет в художественной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мельникова Ольга Владимировна, Соломченко Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING ACHIEVEMENTS in SPORTS SELECTION of GIRLS 5-7 YEARS IN rhythmic GYMNASTICS

The paper discusses contemporary sports selection of young athletes n rhythmic gymnastics. Developed selection program includes specific approaches to the selection of appropriate techniques, features of motivation of girls and their parents, the recommendation to start training in children 5-7 years in rhythmic gymnastics.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование достижений при спортивном отборе девочек 5-7 лет в художественной гимнастике»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ ПРИ СПОРТИВНОМ ОТБОРЕ ДЕВОЧЕК 5-7 ЛЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

FORECASTING ACHIEVEMENTS IN SPORTS SELECTION OF GIRLS 5-7 YEARS IN

RHYTHMIC GYMNASTICS

Мельникова Ольга Владимировна

магистрант

кафедра «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Melnikova Olga Viadimirovna Undergraduate

Department «Theory and methodology chosen sport»> Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Соломченко Марина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой «Теория и методика избранного вида спорта.»

Орловский государственный университет

мени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Soiomchenko Marina Aieksandrovna Ph.D., associate professor of the department «Theory and methodology chosen sport» Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В работе рассматривается современное содержание спортивного отбора юных спортсменок в художественной гимнастике. Разработанная программа отбора включает определенные подходы к выбору соответствующих методик, особенности мотивации девочек и их родителей, рекомендации для начала занятий у детей 5-7 лет в художественной гимнастике.

Abstract. The paper discusses contemporary sports selection of young athletes n rhythmic gymnastics. Developed selection program includes specific approaches to the selection of appropriate techniques, features of motivation of girls and their parents, the recommendation to start training in children 5-7 years in rhythmic gymnastics.

Ключевые слова: прогнозирование, дети 5 - 7 лет, спортивный отбор, достижения, художественная гимнастика.

Key words: forecasting, children 5 - 7 years, sporty selection achievements, artistic gymnastics.

В настоящее время здоровье подрастающего поколения значительно

снижается. Так, в настоящее время в России насчитывается около 13 млн. человек, имеющих инвалидность, из них находящихся в трудоспособном возрасте 2,5 млн, около 1 млн - дети в возрасте до 18 лет. Причинами могут быть различные факторы: ухудшение экологической обстановки, сокращение двигательной активности вследствие гиподинамии, употребление запрещенных веществ и др. Все это способствует тому, что правительство задумалось о массовости спорта. Начали функционировать новые спортивные сооружения, ремонтируются старые залы. Государством поставлена необходимая обществу задача - обеспечить доступность занятий физической культурой и спортом всех категорий населения.

Существует много спортивных школ, которые предлагают разнообразные виды спорта. Родители детей, имеющие различную мотивацию, стараются приобщить детей к спорту в раннем возрасте (с пяти лет). Это художественная и спортивная гимнастика, катание на коньках и др. С маленькими детьми работать сложно, потому что не все осваивают движения и достигают каких-то результатов. Необходимо отметить, что группы общей физической подготовки с элементами художественной гимнастики, объединяющие детей 5 - 7 лет:

- с одной стороны созданы для тренерского состава в отборе для группы начальной подготовки из физически подготовленных детей;

- с другой стороны - они существуют для оздоровления детей, создания у них прочной базы двигательных навыков, позволяющих быть успешными в любом другом виде спорта.

Высокие требования, предъявляемые сегодня к гимнастам высокого класса, уже сегодня необходимо реализовывать, начиная с первой ступени многолетней подготовки спортсмена. С первых дней необходимо формировать определенные качества: стиль, характерный для художественной гимнастики (оттянутые носки, выпрямленные колени, натянутые кисти, правильная осанка и т. д.), музыкальность, чувство ритма, двигательную культуру, умение выполнять упражнения красиво и выразительно. В качестве средств выступают хореография, всевозможные музыкальные и ритмические игры и эстафеты, общеразвивающие упражнения специального назначения.

Возраст 5-7 лет является дошкольным, то и требования при обучении должны быть максимально приближены к этому периоду взросления. Например, методы показа и рассказа (показ должен сопровождаться рассказом с акцентом внимания на действиях, обеспечивающих выполнение упражнения), так как дети склонны к подражанию. Объяснение должно быть простым и понятным -сводиться к названию конкретных действий и указанию о том, как их выполнять. Следует использовать различные понятные детям образные сравнения. Упражнения должны быть непродолжительными и чередоваться с короткими паузами для отдыха. В этом возрасте ведущая деятельность должна быть игровая, большинство заданий проводиться в виде понятных и доступных слов. Объем годовой работы на этапе отбора и начальной подготовки составляет 208 часов для групп 1 года обучения и 312 часов для групп начальной подготовки свыше 1 года обучения. Тренировочные занятия, как правило, должны проводиться 3-4 раза в неделю, продолжительность каждого из них не должна превышать двух академических часов. Обязательно надо учитывать желание детей заниматься художественной гимнастикой, так как мотивация имеет важное

значение для дальнейших спортивных достижений.

Мной была проведена беседа с 35 детьми в возрасте 5 - 7 лет с целью выявления у них интереса к занятиям художественной гимнастикой. Были заданы несколько вопросов. Первый вопрос «Кто предложил тебе заниматься художественной гимнастикой?» получил 76,3 % ответов «мама», 14,4 % ответов «папа», 9,3% ответов «бабушки и дедушки». На второй вопрос «нравится ли тебе занятия гимнастикой? все дети ответили положительно. На третий вопрос «Если бы была возможность остаться дома, ты бы пошел на тренировку?» 27 детей ответили да, а 5 детей ответили, что остались бы дома. Вопрос «Хватает ли у тебя сил на занятия художественной гимнастикой?» ответы распределились следующим образом: «Да» - 56 % детей, «Нет» - 15 % детей и «Не всегда» - 29 %. Такие данные могут говорить о том, что дети приходят на тренировки в вечернее время после детского сада и, возможно, утомлены как физически, так и психически. На вопрос «Хочется тебе в дальнейшем заниматься гимнастикой» 65 % детей ответили положительно, остальные 35 % ответили «не знаю», и ни один ребенок не ответил отрицательно, что косвенно отражает тот факт, что занятия детям нравятся. И на последний вопрос «С какой целью ты ходишь на занятия?» 72 % детей ответили «Стать сильнее и научиться новому», и всего 28 % ответили «Поиграть». Этот ответ был мной ожидаем, потому как дошкольный возраст все-таки отличается тем, что ведущей деятельностью является игровая, и безусловно, тренер должен это учитывать и проводить свои занятия с учетом этой специфики.

В целом можно отметить, что уровень интереса к обучению достаточно высок не только на основании ответов. При оценке занятий можно заключить положительный момент, что за 4 месяца количество детей в группах не изменилось, не один ребенок не ушел из группы. Дети приходят на занятия оптимистично, с энтузиазмом, в хорошем настроении, потому что практика тренировок предполагает, что пики в спорте могут достигать не только те спортсмены, которые обладают набором врожденных и приобретенных способностей, но и те, кто имеет большое желание и приверженность работе.

Учение о спортивном отборе показывает то, что необходимы данные наследственных особенностей телосложения, координационных способностей силы, гибкости и основных свойств нервной системы. И все же спортивная ориентация и отбор - не однозначные понятия. В то же время спортивный отбор - это поиск людей, которые могут заниматься конкретным видом спорта вообще, а затем выделение из них наиболее одаренных, талантливых, способных достичь наивысшего мастерства. При спортивном отборе больше исходят из интересов вида спорта, а при ориентации - из интересов личности. Также следует различать два понятия: «спортивная пригодность» и «спортивная перспективность».

«Спортивная пригодность - это уровень способностей человека, позволяющий ему с пользой для здоровья и общего развития в процессе занятий и соревнований выполнять разрядные нормативы в избранном виде спорта»

[2, 3].

«Спортивная перспективность - высокая степень соответствия способностей человека и требований, предъявляемых избранным видом спорта, что проявляется во время занятий и соревнований» [3].

«Спортивный отбор - это в основном комплекс педагогических и организационных мероприятий, формы и содержание которых вытекают из целей и задач, в связи с которыми он проводится [1].

Для спортивного отбора нужна комплексная методика оценки его личности. Существуют группы методов для отбора, включающие: педагогические; медико-биологические; психологические; социологические и др.

Одни методы имеют значение на этапе отбора в группы начальной подготовки, другие наоборот актуальны на этапе отбора к соревнованиям. Относительно художественной гимнастики и собственно отбора в группы начальной подготовки рассматривается необходимость исследования анатомо-морфологических признаков [1]. С этой целью изучаются генетически обусловленные особенности строения тела и определяется предрасположенность ребенка к тому или иному виду спорта.

Также ведущими компонентами отбора определяются общая и специальная физическая подготовленность. Считаем целесообразным проведение обеих методик на этапе отбора в группы начальной подготовки.

В работе были проведены исследования морфологических показателей и физической подготовленности девочек 5-7 лет (таблица 1).

Таблица 1

Результаты тестирования

Показатель Оценка Девочки 5 лет Девочки 5 лет

Длина тела 5 106 и выше 136 и выше

3 96-105 126-130

1 95 и ниже 120 и ниже

Вес, кг 5 20 и больше 26 и больше

3 14-19 21-25

1 14 и меньше 17 и меньше

У нескольких девочек имеется несколько завышенный вес девочек 6-ти лет, так, 4 девочки показали вес свыше 25-ти кг, что является критичным, например, с точки зрения травматизма, так как некоторые элементы художественной гимнастики сложнее выполнять с таким весом. Это могут быть акробатические элементы (кувырки вперед-назад, стойки на плечах и т. д.). В связи с этим необходимо проводить работу с родителями и детьми по поводу снижения веса, нормализации питания, определения диеты. Для девочек 7-ми лет при определении в группу начальной подготовки рост и вес должны быть соответственно 115 -130 см и 15 - 26 кг.

Также при наружном осмотре обращается внимание на длину рук (она считается нормальной, если при вытянутых вдоль тела руках средний палец заходит за линию середины бедра) и форму. Излишнее разгибание в локтевых суставах часто является причиной травм. Отклонения в осанке (сколиозы) особенно заметны со стороны спины, когда руки находятся в положении перед грудью или обхватывают плечи, лопатки при этом разведены, голова опущена на грудь. В упоре присев с низко опущенной головой хорошо обозначается линия позвоночника. Осмотр ребенка

в основной стойке сбоку дает возможность судить о естественных изгибах позвоночника. Часто отвислый живот и сильно выступающий таз свидетельствуют о чрезмерном поясничном изгибе. Помимо основных параметров физического развития при углубленном антропометрическом обследовании оцениваются (как хорошее, удовлетворительное или плохое): мускулатура, жироотложение, длина (ног, рук, туловища, шеи), форма (спины, рук, ног), ширина (плеч, таза и т. д.).

Были проведены контрольные испытания этих же детей по программе тестирования общей физической подготовки и специальной физической подготовки Исследуемые дети на момент тестирования занимались художественной гимнастикой от 4 месяцев до 1 года, 6 месяцев. Всего 19 девочек. 4 года - 4; 5 лет - 8; 6 лет -7 детей. Дети на начало учебного года имеют справки о состоянии здоровья и допуск врача к проведению тестирования в виде соревнований.

Изучение общей и специальной физической подготовленности должно представлять собой комплекс тестов для изучения необходимых для художественной гимнастики (на данном этапе отбора) показателей, таких как: развитие скоростно-силовых качеств, силы, подвижности в суставах и выносливости. С результатами справились на среднем уровне. Наибольшие результаты нами отмечены в тестах, отражающих развитие гибкости. Это объясняется, во-первых, тем, что данный возраст является сенситивным для развития этого качества, а во-вторых, конечно, целенаправленной работой тренера в этом направлении.

Однако необходимо помнить о детях, не прошедших данный отбор по различным причинам. В настоящее время, когда дети проводят значительное количество времени за компьютерами, мало двигаются, особенно важно сохранить их психическое и физическое здоровье, привить основы здорового образа жизни. Есть два пути из сложившейся ситуации. Первый - оставлять таких детей в группах здоровья, и второй, на наш взгляд, более перспективный - это переориентирование детей на другие виды спорта.

Исходя из наших исследований, очевидно, что занятия художественной гимнастикой необходимо начинать с 5-летнего возраста. Нельзя уверенно сказать, что выявленные результаты прироста показателей к данному возрасту относятся к заслугам работы тренера с детьми. Есть мнение о том, что с точки зрения психофизиологии, дети имеют более высокую готовность к занятиям художественной гимнастикой, начиная с 6 - 7 лет.

Тренировки в художественной гимнастике по программе общефизической подготовки имеет смысл начинать с 4 - 5-летнего возраста. Однако, занятия должны быть нацелены на формирование интереса к данному виду спорта, развитие гибкости и координационных способностей и проводиться обязательно в игровой форме. Привить основы здорового образа жизни, заложить крепкий фундамент физической подготовленности поможет только спорт как одна из немногих сфер деятельности, которая дает также возможность воплотить в жизнь как чаяния и надежды родителей, так и начинания юных спортсменов.

Литература

1. Бобылёва Е. В. Особенности спортивного отбора в группы начальной подготовки по художественной гимнастике / Е. В. Бобылёва, И. Е. Артамонова. // Московская гос. акад. физ. культуры. Сборник материалов научных конференций студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей Московской гос. академии физической культуры / МГАФК. - Малаховка, 2010. - Вып. XIX. - С. 6-9.

2. Загревский О. И. Факторная структура физической подготовленности юных спортсменок 5-10 лет в художественной гимнастике / О. И. Загревский, И. Н. Зеленкина. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 38-41.

3 Румба О. Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике / О. Г. Румба. - Белгород : ПОЛИТЕРРА, 2008 - 145 с.

References

1. Bobyleva E. V., Artamonova I. E. [Features sports selection in groups of initial training in artistic gymnastics]. Moskovskaya gos. akad. fiz. kul'tury. Sbornik materialov nauchnykh konferentsiy studentov, magistrantov, aspirantov i soiskateley Moskovskoy gos. akademii fizicheskoy kul'tury [The Moscow state Acad. NAT. culture. The collection of materials of scientific conference of students, undergraduates, postgraduate students of the Moscow state Academy of physical culture. Vol. XIX]. Voronezh, MGAFK Publ., 2010, pp. 6-9.

2. Zagrevsky O. I., Zelenkin I. N. Faktornaya struktura fizicheskoy podgotovlennosti yunykh sportsmenok 5-10 let v khudozhestvennoy gimnastike [Factor structure of physical preparedness of young athletes 5-10 years in gymnastics]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: upbringing, education, training, 2010, no. 5, pp. 38-41.

3 Rumba O. G. Osnovy khoreograficheskoy gramotnosti v khudozhestvennoy gimnastike [The foundations of choreographic literacy in rhythmic gymnastics]. Belgorod, POLITERRA Publ., 2008, 145 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.