Научная статья на тему 'Прогнозирование долговечности элементов судовых движителей при изнашивании в условиях кавитационного воздействия нерегулярной интенсивности'

Прогнозирование долговечности элементов судовых движителей при изнашивании в условиях кавитационного воздействия нерегулярной интенсивности Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
347
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВИТАЦИОННЫЙ ИЗНОС / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ / ИНКУБАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ИЗНАШИВАНИЯ / ГРЕБНОЙ ВИНТ / НАПРАВЛЯЮЩАЯ НАСАДКА ГРЕБНОГО ВИНТА / CAVITATION WEAR / SERVICE LIFE PREDICTION / INCUBATION PERIOD OF WEAR / SHIP PROPELLER / PROPELLER NOZZLE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Цветков Юрий Николаевич, Третьяков Дмитрий Викторович

Показана применимость гипотезы линейного суммирования повреждений для оценки продолжительности инкубационного периода изнашивания металлических материалов при кавитационном воздействии. Разработана методика прогнозирования долговечности внутренних поясов направляющих насадок гребных винтов при кавитационном изнашивании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Цветков Юрий Николаевич, Третьяков Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The applicability of Miners law to evaluate the incubation period of cavitation wear of metal alloys is shown. The procedure to predict the service life of the inside strake of ship propeller nozzles under cavitation wear is developed.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование долговечности элементов судовых движителей при изнашивании в условиях кавитационного воздействия нерегулярной интенсивности»

1) в реальном масштабе времени производить сбор и регистрацию информации об аварийных и установившихся процессах с привязкой к астрономическому времени с точностью до 10 мс;

2) производить комплексную обработку информации;

3) архивировать информацию;

4) отображать информацию в графических и табличных формах;

5) управлять энергетическим объектом.

Основные характеристики комплекса:

1) количество обслуживаемых точек телеметрии — до 64 000;

2) количество обслуживаемых каналов связи с устройствами сбора телеметрии — до 1000;

3) количество одновременно поддерживаемых сеансов связи с рабочими станциями системы — до 100.

Список литературы

1. Автоматизация диспетчерского управления в электроэнергетике / под общ. ред. Ю. Н. Руденко, В. А. Семенова. — М.: Изд-во МЭИ, 2000.

2. ЗабеголовВ. А. Современные средства передачи телеинформации. Обзорная информация / В. А. Забеголов, В. Г. Орнов. — М.: Информэнерго, 1987.

УДК 629.12.03.001.18: 620.193.16 Ю. Н. Цветков,

д-р техн. наук, професссор, СПГУВК;

Д. В. Третьяков,

ООО «ВМПАВТО»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ СУДОВЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ ПРИ ИЗНАШИВАНИИ В УСЛОВИЯХ КАВИТАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕРЕГУЛЯРНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

PREDICTION OF THE SERVICE LIFE OF SHIP PROPELLOR PARTS UNDER CAVITATION ATTACK OF IRREGULAR INTENSITY

Показана применимость гипотезы линейного суммирования повреждений для оценки продолжительности инкубационного периода изнашивания металлических материалов при кавитационном воздействии. Разработана методика прогнозирования долговечности внутренних поясов направляющих насадок гребных винтов при кавитационном изнашивании.

The applicability of Miner’s law to evaluate the incubation period of cavitation wear of metal alloys is shown. The procedure to predict the service life of the inside strake of ship propeller nozzles under cavitation wear is developed.

Ключевые слова: кавитационный износ, прогнозирование долговечности, инкубационный период изнашивания, гребной винт, направляющая насадка гребного винта.

Key words: cavitation wear, service life prediction, incubation period of wear, ship propeller, propeller

nozzle.

Выпуск 1

Введение

Неудовлетворительная износостойкость конструкционных материалов в условиях кавитации является серьезным препятствием на пути развития техники. На водном транспорте изнашиванию при гидродинамической кавитации чаще всего подвергаются элементы дви-жительного комплекса судов [1]: лопасти гребных винтов (ГВ) и внутренние пояса направляющих насадок. Как показывают результаты исследований, очаги кавитационного износа на лопастях ГВ имеют губчатый вид (рис. 1), носят выраженный локальный характер и возникают в тех сечениях лопастей, где неравно-

мерность потока максимальна: в течение каждого оборота лопасти кавитационная каверна появляется и исчезает (схлопывается) полностью или частично, при этом поверхность подвергается высокоскоростным ударам струй и капель жидкости. У судов на подводных крыльях (СПК) ГВ страдают от износа корневых сечений лопастей (рис. 2). У ГВ водоизмеща-ющих судов изнашиваются главным образом концевые сечения лопастей [2]. Скорость изнашивания составляет 1-20 мм/год, причем более высокие значения характерны для ГВ

СПК. Не менее серьезная проблема с кавитационным износом направляющих насадок ГВ.

Рис. 1. Вид поверхности лопастей ГВ СПК «Метеор», изношенной при кавитации

Рис. 2. Засасывающая поверхность ГВ СПК «Метеор» М-143 с очагами кавитационных повреждений после 500 ч ходового времени: к — максимальная глубина очага износа

По данным В. В. Быстрицкого [3, с. 26-39], из 172 насадок шести проектов судов внутреннего плавания на 160 имелись кавитационные повреждения внутреннего пояса.

Особенность кавитационного изнашивания — наличие инкубационного периода, в течение которого происходит накопление повреждений поверхностным слоем металла, и потери массы отсутствуют. Продолжительность инкубационного периода в случае изнашивания лопастей ГВ транспортных судов и их направляющих насадок составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч часов. При очень высокой интенсивности кавитационного воздействия, что нередко имеет место при изнашивании корневых сечений лопастей ГВ СПК, продолжительность инкубационного периода может сокращаться до нескольких десятков часов.

При оценке долговечности в условиях кавитационного воздействия необходимо раз-

личать две ситуации: 1) долговечность оценивают по прочности, снижающейся из-за появления на поверхности детали очагов кавитационного износа; 2) долговечность оценивают по качеству поверхности, ухудшающейся из-за появления износа. Прочностные критерии (в первой ситуации) лежат в основе методик оценки долговечности при кавитационном изнашивании корневых сечений лопастей ГВ СПК [1] и втулок цилиндров судовых высокобортных дизелей [4]. Для таких деталей качество поверхности изнашиваемых участков не является приоритетом. Вторая ситуация характерна для случаев оценки долговечности ГВ транспортных судов, концевые сечения лопастей которых страдают от кавитационного износа, а также внутренних поясов направляющих насадок. Появление очагов кавитационного износа на поверхности этих деталей может привести к существенным финансовым потерям из-за ухудшения качества поверхности и, как следствие, КПД движителя. Поэтому в этом случае актуальной становится проблема прогнозирования именно продолжительности инкубационного периода, когда износ еще отсутствует.

Таким образом, в зависимости от того. какая деталь подвержена изнашиванию, под ее долговечностью в условиях кавитационного воздействия понимают либо продолжительность инкубационного периода (лопасти ГВ транспортных судов, направляющие насадки движителей таких судов), либо величину износа, по достижении которого эксплуатацию детали прекращают из-за возможности возникновения аварийной ситуации (корневые сечения лопастей движителей быстроходных судов, втулки цилиндров дизелей и др.).

Однако следует иметь в виду, что часто движительные комплексы работают при переменных режимах. Для оценки усталостной долговечности конструкций при переменном нагружении успешно используется гипотеза линейного суммирования повреждений. Что касается долговечности поверхностных слоев при кавитационном воздействии, то ранее никто не проводил экспериментальную проверку линейной гипотезы суммирования повреждений для такого вида нагружения, хотя известны случаи использования этой гипоте-

зы при разработке теоретических моделей кавитационного изнашивания [5; 6, с. 13-23].

Согласно вышеизложенному настоящие исследования были направлены на достижение двух целей: 1) проверку возможности применения линейной гипотезы суммирования повреждений для оценки продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания; 2) разработку методики прогнозирования долговечности элементов движительного комплекса при кавитационном воздействии нерегулярной интенсивности.

Применение гипотезы линейного суммирования повреждений для оценки длительности инкубационного периода кавитационного изнашивания

Согласно линейной гипотезе суммирования повреждений при нерегулярном циклическом нагружении суммарное повреждение В получается сложением частных повреждений й на каждом из реализуемых режимов, и условие разрушения имеет вид

(1)

1=1

где к — количество режимов нагружения, N. — долговечность (количество циклов или часов) материала на .-м режиме нагружения, п. — наработка (число циклов) на /-м режиме, Вкр — критическое значение суммарного повреждения, то есть соответствующее разрушению. Как правило, считают, что В = 1, однако во многих случаях значение В может существенно отличаться от единицы.

До сих пор мнения о механизме разрушения поверхности при кавитации носят противоречивый характер. Повышение микротвердости поверхности и ее помутнение после кавитационного воздействия указывают на интенсивное упрочнение, то есть деформирование происходит в пластической области. Вместе с тем неясно, носит ли изнашивание характер квазистатического разрушения или малоцикловой усталости. При мягком нагружении, то есть с постоянной амплитудой циклического напряжения, что имеет место при кавитационном воздействии, возможно одностороннее накопление деформации. Поэтому при определении долговечности следует учи-

Выпуск 1

тывать относительную долю квазистатичес-когого повреждения [7], а выражение (1) преобразуется к виду к

'-^ + ^=0

Я я,

кр,

(2)

кр

где еЕ — суммарная накопленная деформация на всех режимах работы, екр — критическая степень деформации, то есть деформация разрушения.

Как было показано в работе [2], при кавитационном изнашивании имеет место одностороннее накопление деформаций и характер кавитационного изнашивания схож с квазистатическим разрушением. При этом расход пластичности в течение инкубационного периода при неизменной интенсивности кавитационного воздействия происходит равномерно, то есть пластическая деформация за один цикл импульсного воздействия кавитации одинакова для всех циклов.

Таким образом, для условий кавитационного разрушения первым слагаемым, учитывающим относительную долю усталостного повреждения, в выражении (2) можно пренебречь. При этом оставить второе слагаемое в неизменном виде нельзя, так как с изменением интенсивности кавитационного воздействия изменяется жесткость напряженного состояния поверхности [2], а следовательно, и пластичность поверхностных слоев. Значит, каждому режиму кавитационного воздействия соответствует свое значение критической степени деформации. Поэтому выражение

(2) преобразуется к такому виду:

^-1 Н-• Ае

£-1 „ ~\т

1=1 ^крг г=1 ^ ‘ 1=1 -^кр!

= В

кр:

(3)

В

где N — число циклов кавитационного воздействия до окончания инкубационного периода на .-м режиме кавитации, е. — пластическая деформация, накопленная в поверхностных слоях материала в течение .-го режима кавитационного воздействия, е — критическая степень деформации при однократном нагружении при жесткости напряженного состояния, соответствующей .-му режиму кавитации; Ае — доля от пластической деформации за цикл, суммируемая в каждом цикле с односторонне накопленной деформацией.

Принимая во внимание, что п. ~ (т. и N ~ (т , где ( — частота кавитационных

инк. ^ инк.’ ^

импульсов, получим следующее условие разрушения при кавитационном воздействии:

% ..

(4)

■=д

— т ч*=

1=1 инк/

где т. — продолжительность кавитационного воздействия на .-м режиме.

Для проверки выражения (4) были проведены эксперименты на магнитострикци-онном вибраторе (МСВ) в пресной воде при температуре 20 оС [8, с. 216-221]. Частота колебаний составляла 22 кГц, а расстояние между торцом колеблющегося концентратора и образцом — 0,5 мм. Режим кавитационного воздействия изменяли варьированием амплитуды колебаний торца концентратора от 3 до 33 мкм. Опыты проводили на трех сплавах: бронзе «Новостон» (БрА8Мц12Ж3Н2Л), стали 08Х14НДЛ и отожженной стали 05кп. Сначала провели первую серию опытов, по результатам которой строили зависимости потерь массы от продолжительности изнашивания (рис. 3, а). По ним определяли продолжительность инкубационного периода, а затем строили кривые усталости поверхностных слоев (см. рис. 3, б). В первой серии применяли цилиндрические образцы диаметром 15 мм. Затем провели вторую серию экспериментов с варьированием амплитуды колебаний по разным схемам, причем продолжительность каждого режима выбирали случайным образом. В этой серии диаметр образцов равнялся 10,5 мм с тем, чтобы на всех амплитудах диаметры очага эрозии получались равными. Изменением в положении кривых усталости с уменьшением диаметра образца с 15 до 10,5 мм согласно [2] можно пренебречь.

Для каждого .-го режима, характеризуемого амплитудой колебаний Л. и продолжительностью т, по значению Л определяли т

V инк.

по кривым тинк(Л) (см. рис. 3, б), а затем вычисляли частные повреждения, как отношения т. /тинк.. По окончании каждого режима образцы взвешивали и, как только после очередного режима регистрировались потери массы больше

0,15 мг, амплитуду выставляли равной 15 мкм и продолжали испытания с периодическим взвешиванием образцов, пока скорость потерь массы не достигла максимального значения.

а

Рис. 3. Зависимости кавитационного износа бронзы «Новостон» от продолжительности испытаний на МСВ при амплитуде колебаний 15 мкм (а) и продолжительности инкубационного периода этой же бронзы от амплитуды колебаний концентратора МСВ (б)

А, зо

мкм

20

109 8 ■

7 ■

6 ■

5 ■

4

3 4 5 6 7 8 910

б

Ав,

мг

3,0

2,5-

2,0-

1,5-

1,0-

0,5-

0,0

/

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У

ус

£> =0,77 кр

о> '

5 10 15 25 3? 5 /

0,0

0,5

/

1,0

1,5 Ет /т2-0

^ Ь / / Ь ИНк.

Рис. 4. Пример зависимости потерь массы от накопленного повреждения для бронзы «Новостон».

Числа на графике между точками показывают амплитуду колебаний (мкм) на соответствующем режиме

Результаты представляли в виде зависимости износа от накопленного повреждения (рис. 4). Величину критического суммарного повреждения находили по отрезку, отсекаемому на оси абсцисс прямой, аппроксимирующей точки, соответствующей периоду максимальной скорости изнашивания, то есть так же, как это было сделано на рис. 3, а.

Результаты экспериментов показали следующее:

1. Зарегистрированные значения В близки к

кр

единице, причем для бронзы критические значения суммарного повреждения лежали в диапазоне 0,6-0,88, то есть оказались меньше единицы, тогда как для сталей В = 0,9-1,16. При этом

кр

значение В оказалось прак-

кр

тически нечувствительным к тому, в пределах какого участка кривой усталости (см. рис. 3, б) идет изменение режимов кавитационного воздействия.

2. Близость значений Вкр к единице подтверждает квазистатический характер разрушения при кавитации. При этом влиянием истории деформирования на пластичность можно пренебречь, если в процессе кавитационного воздействия жесткость напряженного состояния изменялась, то независимо от того, при какой жесткости была израсходована пластичность на более ранних режимах, величина критической степени деформации будет соответствовать напряженному состоянию, имеющему место в момент отделения

Выпуск 1

В

їй»

первых частиц износа. Это подтверждается и опытами при статическом объемном нагружении [9, с. 22-26].

Методика прогнозирования долговечности элементов движительного комплекса судов при кавитационом воздействии

Для того чтобы использовать зависимость (6) для прогнозирования долговечности элементов движительного комплекса, необходимо располагать зависимостями продолжительности инкубационного периода от параметра, характеризующего интенсивность кавитационного воздействия (для ГВ и их направляющих насадок в качестве такого параметра может выступать линейная скорость их вращения [2]), и знать характер изменения этого параметра в процессе эксплуатации оборудования. При этом с достаточной для практики точностью можно принять в выражении (4) В « 1.

кр

Так как суда внутреннего плавания часто вынуждены изменять режим работы (частоту вращения ГВ), то для оценки долговечности элементов движительного комплекса удобно пользоваться гипотезой линейного суммирования повреждений, возможность применения которой при кавитационном воздействии была показана в предыдущем параграфе. Применительно к лопастям ГВ точность таких прогнозов будет невысокой, так как с изменением частоты его вращения может изменяться геометрия каверны, а следовательно, и участок поверхности лопасти, который будет подвержен ударам струй жидкости при схлопывании каверны.

Что касается направляющих насадок, то для них прогноз на основе гипотезы линейного суммирования повреждений должен быть более точным.

Как видно из схемы, представленной на рис. 5,

при нахождении лопасти в положении I участок 1 поверхности внутреннего пояса направляющей насадки контактирует с паровой фазой кавитационной каверны, образовавшейся на лопасти при вращении ГВ.

При прохождении лопасти мимо участка 1 пространство, занимаемое ранее каверной, заполнится водой со скоростью тем большей, чем больше линейная скорость вращения ГВ, при этом произойдет гидравлический удар по участку 1. Аналогично участок 2 поверхности насадки при перемещении лопасти из положения I в положение II также получит гидравлический удар. Таким образом, за один оборот ГВ каждый участок поверхности насадки, попадающий в зону действия каверны на лопастях, будет испытывать гидравлические удары с частотой zn, где z — количество лопастей ГВ, п — частота вращения ГВ.

В таблице представлены характеристики ГВ, работающих в направляющих насадках, судов трех проектов и фактические продолжительности ^инк инкубационного периода кавитационного изнашивания внутреннего пояса направляющей насадки по данным исследований В. В. Быстрицкого [3]. Продолжительности ^инк указаны в часах ходового времени при частотах вращения ГВ п > 200 об/мин.

Внутренний пояс

насадки

Лопасть

Рис. 5. Кавитационное воздействие по поверхности внутреннего пояса направляющей насадки

Таблица

Характеристики ГВ судов разных проектов и продолжительность инкубационного периода кавитационного изнашивания направляющих насадок

Проект судна Диаметр ГВ, м Количество лопастей Материал насадки Номин. частота вращения, об/мин Номин. линейная скорость вращения концов лопастей, м/с Скорость вращения, м/с Продолжительность инкубационного периода, ч

фактическая t [3] инк приведенная Тинк

78І 1,7 3 25Л 330 29 23,3 960 720

576 1,59 4 СтЗ 301 25 20,8 1440 1440

ІІ2 1,71 4 СтЗ 350 31 24,4 1080 1080

По фактическим продолжительностям ^инк инкубационного периода были рассчитаны их приведенные значения тинк:

(5)

где хинк — продолжительность инкубационного периода, приведенная к числу лопастей, равному 4; ^инк — фактическая продолжительность инкубационного периода (ч); z — число лопастей.

Так как в таблице значения ^ указаны

инк

в часах ходового времени при частотах вращения ГВ п > 200 об/мин, то при анализе данных во избежание больших ошибок в качестве фактической частоты вращения п брали значение, вычисляемое по следующей формуле:

п =

«ном+ 200

где п — номинальные значения частот враном г

щения ГВ (об/мин), указанные в пятом столбце таблицы. Соответственно фактические линейные скорости V вращения концов лопастей (см. седьмой столбец таблицы) вычислялись с использованием значения п.

Согласно работе [2] наиболее емкой характеристикой интенсивности кавитационного воздействия на поверхность элементов судового движительного комплекса является линейная скорость вращения ГВ. На рис. 6 представлена кривая усталости поверхностных слоев внутреннего пояса насадки при кавитационном воздействии — зависимость тин», где тинк — продолжительность инкубационного периода, приведенная к числу лопастей, равному 4; V — средняя линейная

скорость вращения концов лопастей. В общем случае трех точек недостаточно, чтобы провести зависимость, однако согласно результатам теоретических и экспериментальных исследований [2; 6] в подавляющем большинстве случаев кавитационного изнашивания натурного оборудования реализуется степенная зависимость следующего вида: тинк = const/v55, где const—постоянная, определяемая материалом, видом оборудования и условиями его работы. Применительно к рис. 6 указанная зависимость примет вид

зд-ю10

т = ■

5.5

(6)

V, м/с

Рис. 6. Кривая усталости поверхностных слоев внутреннего пояса направляющих насадок судов внутреннего плавания

Выпуск 1

Для реализации предложенной методики необходимо знать следующую исходную информацию:

— режимы, на которых работали главные двигатели до момента прогнозирования, и их продолжительность;

— режим, на котором главные двигатели продолжат работать.

Методика позволяет определить длительность предстоящей работы на интересующем режиме до начала кавитационных повреждений внутреннего пояса направляющей насадки.

Рассмотрим процедуру прогнозирования на примере судна пр. 781. Пусть ГВ судна пр. 781 проработал до момента прогнозирования на трех режимах, частота вращения ГВ на которых и их продолжительность таковы: 1-й режим: п = 297 об/мин — ґ1 = 120 ч; 2-й режим: п2 = 234 об/мин — ґ = 280 ч; 3-й режим: п3 = 267 об/мин — ґ3 = 340 ч.

Требуется оценить продолжительность ґ работы ГВ на 4-м режиме с частотой вращения ГВ п4 = 220 об/мин до начала кавитационных повреждений внутреннего пояса направляющей насадки.

Прогнозирование осуществляют в следующей последовательности.

1. Вычисляют для каждого режима, на котором отработали главные двигатели, соответствующую линейную скорость концов лопастей по формуле V = жпВ/60, где В — диаметр ГВ (для ГВ судна пр. 781 В = 1,7 м): 1-й режим: v1 = 28,6 м/с (п1 = 297 об/мин); 2-й режим: v2 = 20,8 м/с (п2 = 234 об/мин); 3-й режим: v3 = 23,9 м/с (п3 = 267 об/мин).

2. По найденным линейным скоростям вращения по формуле (6) или графику на рис. 6 определяют значения приведенных продолжительностей инкубационного периода: 1-й режим: тинк1 = 302 ч V = 28,6 м/с); 2-й

* режим: тинк2 = 900 ч (V2 = 20,8 м/с); 3-й режим:

- Тинкз = 792 ч V = 23,9 м/с).

00 3. По формуле (5) по найденным при-

веденным продолжительностям рассчитывают фактические продолжительности инкубационного периода (число лопастей ГВ судна пр. 781 г = 3): 1-й режим: ґ = 430 ч (т , = 302 ч); 2-й режим: ґ , = 1197 ч

инк1 инк2

(т , = 900 ч); 3-й режим: ^ = 1053 ч

4 инк2 /? г инк3

(Тинк3 = 792 ч).

4. Вычисляют накопленные в поверхностном слое повреждения В при кавитационном воздействии по формуле

Д.

1=1 инк,

^инк! ^инк2 ^инкЗ

120

430

■ +

+ = 0,28 + 0,23 + 0,32 = 0,83

1197 1053

5. Рассчитывают линейную скорость концов лопастей при работе на 4-м интересующем нас режиме (п4 = 220 об/мин): V = кпВ/60 = 3,14 • 220 • 1,7/60 = 19,6 м/с. Затем по формуле (6) или графику на рис. 6 определяют значения приведенной продолжительности инкубационного периода: тинк4 = 2421 ч, а по формуле (5) — фактическую продолжительность ^инк4 = 3228 ч.

6. Принимая критическое значение суммарного повреждения Вкр = 1,0 (см. выше), рассчитывают с использованием выражения (4) продолжительность ^4 работы ГВ на 4-м режиме (п4 = 220 об/мин) до начала кавитационных повреждений внутреннего пояса направляющей насадки:

*4 = ^инк4 • (Ар - А,овР) = 3228 • (1 - 0,83) = 549 ч.

Погрешность прогнозирования времени эксплуатации ^4 до наступления кавитационных повреждений составляет по предложенной методике At = ±0,82 • 580 = ±476 ч при доверительной вероятности Р = 50 % [10].

Выводы

1. Опытами на МСВ доказана приме -нимость гипотезы линейного суммирования повреждений для оценки продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлических материалов.

2. Близость критических значений суммарного повреждения Вкр к единице указывает на квазистатический характер разрушения при кавитации.

3. С использованием гипотезы линейного суммирования повреждения разработана методика оценки долговечности направляющих насадок ГВ судов внутреннего плавания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Георгиевская Е. П. Кавитационная эрозия гребных винтов и методы борьбы с ней /

Е. П. Георгиевская. — Л.: Судостроение, 1978. — 208 с.

2. Цветков Ю. Н. Кавитационное изнашивание металлов и оборудования / Ю. Н. Цветков. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — 155 с.

3. Быстрицкий В. В. Эрозионный износ направляющих насадок / В. В. Быстрицкий // Тр. ЛИВТ. — 1972. — Вып. 135.

4. Иванченко И. Н. Кавитационные разрушения в дизелях / И. Н. Иванченко, А. А. Скуридин, М. Д. Никитин. — Л.: Машиностроение, 1970. — 152 с.

5. Спринжер Дж. С. Эрозия при воздействии капель жидкости / Дж. С. Спринжер. — М.: Машиностроение, 1981. — 200 с.

6. Погодаев Л. И. Исследование закономерностей капельной эрозии материалов / Л. И. Пого-даев, А. С. Протопопов // Трение и износ. — 1989. — Т. 10, № 1.

7. Балина В. С. Прочность, долговечность и трещиностойкость при циклическом нагружении / В. С. Балина, Г. Г. Мядякшас. — СПб.: Политехника, 1994. — 204 с.

8. Третьяков Д. В. Долговечность металлических материалов при кавитационном воздействии нерегулярной интенсивности / Д. В. Третьяков, Ю. Н. Цветков // Безопасность водного транспорта: тр. Междунар. науч.-практ. конф., 10-13 сентября 2003 г. — СПб.: ИИЦ СПГУВК, 2003. — Т. 3.

9. Дель Г. Д. Пластичность металла при сложном пластическом нагружении / Г. Д. Дель,

В. А. Огородников, Л. К. Спиридонов // Изв. вузов. Машиностроение. — 1974. — № 2.

10. Львовский Е. Н. Статистические методы построения эмпирических формул / Е. Н. Львовский. — М.: Высш. шк., 1988. — 239 с.

УДК 621.431:629 А. В. Коптев,

доцент,

СПГУВК;

В. В. Мартьянов,

ассистент,

СПГУВК

РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК КОЛЕБАНИЙ СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА ПРОГУЛОЧНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТЕПЛОХОДА ТИПА «ФОНТАНКА»

(ПРОЕКТ № Р118)

СALCULATION OF CHARACTERISTICS OF A SHIP SHAFTING OSCIOLATION OF A PLEASURE PASSENGER SHIP “FONTANKA” TYPE (DESIGN R118)

В работе проведен расчет основных характеристик свободных колебаний судового валопровода прогулочного пассажирского теплохода типа «Фонтанка» (проект № Р118).

Приведены результаты математических расчетов, на основании которых можно дать рекомендации по увеличению надежности и долговечности судового валопровода, а также рекомендовать некоторые конструктивные изменения.

The calculation of the basic characteristics of autonomous oscillation of ship shafting of a pleasure passenger ship type “Fontanka” (design No. R118) is carried out in the present work.

The math calculations are cited in the work, on the ground of which one can give recommendations on increasing safety and longevity of ship shafting and also recommend some constructive changes.

«43

Выпуск І

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.