Научная статья на тему 'Прогнозирование ЧС на железнодорожном транспорте, связанных с разливом нефтепродуктов'

Прогнозирование ЧС на железнодорожном транспорте, связанных с разливом нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
693
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Ибатуллина Л. А., Каримов Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование ЧС на железнодорожном транспорте, связанных с разливом нефтепродуктов»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧС НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, СВЯЗАННЫХ С РАЗЛИВОМ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Л.А. Ибатуллина, Р.Р. Каримов, аспирант, Уфимский государственный нефтяной технический университет,

г. Уфа

Основными видами перевозки грузов на территории Российской Федерации являются железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный, а также воздушный виды транспорта. Географическое положение России, ее климатические условия обусловили использование железнодорожного транспорта как одного из ведущих в транспортной системе нашей страны [1].

Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к объектам экономики с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций. Из года в год увеличивается количество чрезвычайных ситуаций ЧС на железнодорожном транспорте с опасными грузами.

Выполнив анализ промышленной и экологической безопасности функционирования железнодорожного транспорта определено, что большую часть грузов, представляющих опасность возникновения чрезвычайных ситуаций составляют нефть и нефтепродукты. ЧС данного вида наносит ущерб здоровью людей, окружающей среде, приводит к человеческим жертвам, к огромным материальным потерям. Оценка риска и прогнозирование разливов нефтепродуктов при ЧС на железнодорожном транспорте позволит предупредить ЧС на подобных объектах, обеспечит безопасную работу железнодорожной инфраструктуры. Для прогнозирования ЧС на железнодорожном транспорте следует учитывать статистические данные об авариях на железнодорожном транспорте, причины возникновения ЧС на железной дороге при транспортировке опасных грузов, природу возникновения и классификацию поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Так, за последние 20 лет основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте являются износ оборудования, отказ оборудования и систем, стихийные бедствия, внешние техногенные воздействия, неправильная организация работы и человеческий фактор, а также ослабление производственного контроля за соблюдением требований безопасности [2]. Анализ статистических данных по аварийности показал, что при транспортировке опасных грузов основной причиной возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте является износ оборудования.

В целях обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, защиты населения и окружающей среды от их вредного воздействия Правительством Российской Федерации было разработано и утверждено 21 августа 2000 г. постановление № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти

и нефтепродуктов» [3]. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций проводится с помощью анализа риска по действующим нормативно-техническим документам и методикам. Для прогноза обстановки необходимо определить, как может развиваться сложившаяся ЧС. Для наглядного представления сценариев развития ЧС в соответствии с приказом [4] строят «дерево сценариев». Построение деревьев отказов осуществляют на основании классификатора опасных отказов технических средств вагонного хозяйства, способных привести к ЧС. На основании проведенного анализа причин возникновения ЧС на объектах железнодорожного транспорта, а также статистических данных по аварийности на территории РФ строят «дерево событий».

Прогнозирование масштабов ЧС необходимо провести для определения территории, границы которой соответствуют максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктами. Необходимым условием для выполнения прогнозирования является определение объемов и площадей разливов нефтепродуктов [5].

При реализации подобных ЧС площадь разлива напрямую зависит от количества вещества, участвующего в аварии, (количество поврежденных

л

цистерн) и может достигать 3000 - 5000 м при разливе нефтепродукта до 1000 тонн. По результатам прогнозирования разлива нефтепродуктов определяют категорию ЧС: локальная, муниципальная, территориальная, региональная или федеральная. Полученная информация по объемам разлива нефтепродукта используется для моделирования распространения нефтепродукта на территории [6]. Моделирование позволяет по собранным данным построить модель для объекта с учетом особенностей местности, модели разлива нефтепродукта, оценить характеристики разлива [5].

Прогнозирование развития ЧС и ее последствий решается с помощью геоинформационного моделирования. На сегодняшний день решением задач по моделированию возможных разливов нефти и нефтепродуктов занимаются в Научно-исследовательском институте безопасности жизнедеятельности (НИИБЖД) РБ. НИИБЖД создает геоинформационные модели территории, содержащей различные слои цифровой картографической информации на место расположения объекта моделирования; строит корректные модели рельефа с использование цифровых покрытий изолиний высот, точечных отметок высот, гидрологической сети; определяет маршруты стекания нефти и нефтепродуктов, места скопления нефти [7].

Визуализация данных, оперирование пространственными категориями, получение через карту в режиме реального времени многочисленных баз данных, мощные аналитические возможности пространственного моделирования, полноценная работа со стандартными СУБД (Система управления базами данных) дает возможность быстро прибыть на место аварии, более полно оценить обстановку в районе ЧС, оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку в районе ЧС и руководить подчиненными спасателями, получать аналитическую информацию из ЦУКС (центр управления в кризисных ситуациях МЧС России) и доводить до сведения руководства реальное положение дел на объекте ЧС.

Оценка риска, прогнозирование и моделирование ЧС позволит более точно

представить различные ситуации, решить задачи по расчёту необходимых сил и средств для ликвидации ЧС, разработать кратчайшие маршруты движения и объемы работ, что позволит сократить материальные затраты и повысить эффективность мероприятий по ликвидации ЧС.

Список использованной литературы

1. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / гл. ред. Н.С. Конарев. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. - 559 с.

2. Долицкий Е.А. Расследование крушений и аварий на железнодорожном транспорте. М.,2009. - 321 с.

3. Хафизов Ф.Ш. Оптимизационный подход к разработке современных технических средств обучения для специалистов нефтегазового комплекса / Хафизов Ф.Ш., Арсланов А.Р., Шевченко Д.И., Кудрявцев А.А. // Безопасность труда в промышленности. 2011. № 6. - С. 10-15.

4. Краснов А.В. Усовершенствование способа оценки величины пожарного риска магистрального трубопровода на примере ОАО АК «ТРАНСНЕФТЬ» / А.В. Краснов, И.Ф. Хафизов, Ю.А. Сафронов // Эл. науч. журнал «Нефтегазовое дело». 2014. № 6. - С. 634-663.

5. Хафизов И.Ф. Основные причины аварий установок первичной переработки нефти и меры их предотвращений / Хафизов И.Ф., Краснов А.В., Халитова Р.М. // Актуальные проблемы науки и техники - 2015 Матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. - Уфа, 2015. - С. 214-215.

6. Шарафутдинов А.А. Внедрение автоматизированных систем оперативного управления и виртуальных тренажерных комплексов, как способ минимизации ошибок личного состава пожарных подразделений / Шарафутдинов А.А., Хафизов Ф.Ш., Кудрявцев А.А // Нефтегазовое дело. 2014. № 12-3. - С. 160169.

7. Хафизов Ф.Ш. Давление насыщенных паров для нефтепродуктов / Хафизов Ф.Ш., Краснов А.В.// Эл. науч. журнал «Нефтегазовое дело» - Уфа, 2012. - № 3. - С. 406-412.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.