EDN: NHFMPR ш
А.В. Сапунов - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), Краснодар, Россия, [email protected],
А. V. Sapunov - candidate of economic sciences, NAN CHOU VO Academy of marketing and social and information technologies-IMSIT (Krasnodar), Department of Public and corporate governance, Institute of Digital Economy and Business Process Management, Krasnodar, Russia;
Т.А. Сапунова - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), Краснодар, Россия, [email protected],
T.A. Sapunova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Corporate Governance, Institute of Digital Economy and Business Process Management, NAS CHOU VO Academy of Marketing and Socio-Information Technologies - IMSIT (Krasnodar), Krasnodar, Russia.
ПРОГНОЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ FORECAST OF THE STRUCTURE OF INCOMES AND EXPENDITURES OF THE POPULATION IN THE
CONDITIONS OF SANCTIONS
Аннотация. В статье автор анализирует изменение цен и оценивается динамика изменения соотношения доходов и расходов российского населения, связанная с введением международных санкций против России, а также меры по смягчению последствий этих санкций. Результаты показывают, что влияние санкций на рынок труда будет выражаться в том, что, хотя вероятность резкого роста безработицы относительно низка, вероятность структурной безработицы и снижения эффективности труда на первом этапе реструктуризации экономики и занятости высока.
Abstract. In the article, the author analyzes price changes and evaluates the dynamics of changes in the ratio of income and expenses of the Russian population associated with the introduction of international sanctions against Russia, as well as measures to mitigate the consequences of these sanctions. The results show that the impact of sanctions on the labor market will be expressed in the fact that, although the probability of a sharp increase in unemployment is relatively low, the probability of structural unemployment and a decrease in labor efficiency at the first stage of economic restructuring and employment is high.
Ключевые слова: рынок труда, безработица, население, экономика, санкции.
Keywords: labor market, unemployment, population, economy, sanctions.
После активного восстановительного роста в 2021 году мировая экономика перешла к замедлению. Замедление темпов роста мировой экономики и ужесточение финансовых условий на мировых рынках в значительной степени были вызваны ростом цен на продовольствие и энергоносители, в результате чего крупнейшие развитые страны были вынуждены сократить налогово-бюджетные стимулы.
Поскольку основные центральные банки начинают ужесточать денежно-кредитную политику, а структурные дисбалансы накопились за последние годы, вероятность рецессии в развитых странах возрастает. Если этот риск материализуется, цены на мировых товарных рынках упадут сильнее, чем в текущем прогнозе. Более того, мировой экономический спад затруднит перенаправление российского экспорта в нейтральные страны [1].
Рисунок 1 - Основные показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
Естественно-гуманитарные исследования № 45 (1), 2023_349
Проведя анализ данных прогноза социально-экономического развития страны, можно сделать вывод, что начиная с 2023 года отслеживается четкая динамика увеличения индексов по всем показателям и к 2025 году занимает равный коэффициент.
Позитивные тенденции в российской экономике продолжились во второй половине 2021 года. В конце первого квартала 2022 года рост ВВП достиг 3,5 % в годовом исчислении. Положительные тенденции наблюдались как в производственном, так и в потребительском сегментах [2].
Однако с конца февраля 2022 года внешние условия российской экономики резко изменились. Введенные иностранными государствами санкции привели к повышению волатильности обменного курса, снижению цен на финансовые активы и увеличению дефицита ликвидности в банковском секторе.
На первом этапе после введения санкций Банк России и Правительство РФ незамедлительно осуществили ряд первоочередных мер по стабилизации ситуации на валютном и финансовом рынках, включая решения по основному курсу рубля, приостановку торгов в фондовой секции Московской биржи, а также введение ограничений на движение капитала и обязательную продажу валютной выручки экспортерами на внутреннем валютном рынке. Помимо оперативных мер Банка России, российское правительство приняло меры по стабилизации ситуации на внутреннем рынке. В связи с этим был разработан и реализован План первоочередных мер по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее - План), который был утвержден Правительством РФ 15 марта 2022 года и затем регулярно дополнялся новыми мерами в зависимости от изменения экономической ситуации. Основными целями Плана были: обеспечение максимальной свободы экономической деятельности внутри страны; бесперебойное функционирование предприятий и построение новых логистических и производственных цепочек; обеспечение предприятий оборотным капиталом; поддержание занятости. План также включает меры по снижению производственных затрат и максимизации предложения отечественной и импортной продукции на внутреннем рынке.
Эти меры помогли сохранить стабильность на финансовом и валютном рынках, предотвратить дестабилизацию банковской системы и резкое сокращение экономики, а также позволили постепенно ослабить ограничения, введенные сразу после введения санкций [3].
Экономика продемонстрировала устойчивость: сокращение ВВП во втором квартале 2022 года (-4,1 % г/г) было меньше, чем прогнозировалось весной этого года. По оценкам, впадина экономического спада (до уровня 2021 года без учета сезонных факторов) будет пройдена в четвертом квартале 2022 года. Падение ВВП по итогам текущего года оценивается в -2,9 %. Данные по инвестициям в основной капитал во втором квартале 2022 года оказались значительно лучше, чем ожидалось. Во втором квартале 2022 года инвестиции в основной капитал всех организаций выросли на 4,1 % в реальном выражении в годовом исчислении. Во втором полугодии ожидается снижение инвестиционной активности, а снижение инвестиций в основной капитал по итогам года будет умеренным - по оценкам, -2,0 %.
Несмотря на снижение производственной активности, ситуация на рынке труда остается стабильной: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) остается на рекордно низком уровне (3,9 % рабочей силы в мае-июле). По оценкам, в конце года уровень безработицы составит в среднем 4,2 % [4].
Стабильная ситуация на рынке труда и меры социальной политики, реализованные во втором квартале 2022 года (индексация пенсий, прожиточного минимума и минимальной заработной платы на 10 % с 1 июня, пособия на детей 8-17 лет из семей с низким уровнем дохода), ограничили падение реального располагаемого дохода (-0,8 % г/г в апреле-июне после -1,2 % г/г в первом квартале 2022 года). К концу года ожидается падение реальных располагаемых доходов на -2,2 % (включая высокую базу в третьем квартале 2021 года из-за единовременных выплат пенсионерам, военнослужащим и семьям с детьми школьного возраста).
Потребительский спрос стабилизировался на низком уровне во втором квартале 2022 года. Таким образом, в апреле-июне розничные продажи упали примерно на 10% в годовом исчислении. С июля наблюдается восстановление потребительской активности, и ожидается, что движение к восстановлению продолжится до конца года. По итогам года снижение розничных продаж оценивается в 6,1 %, а платных услуг населению - в 1,0 %[5].
В январе-сентябре 2022 года денежные доходы населения составили 55296,9 млрд рублей и увеличились по сравнению с январем-сентябрем 2021 года на 12,3%. Однако реальные доходы упали до 97,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечает агентство.
Расходы населения в январе-сентябре 2022 года составили 53331,4 млрд рублей, что на 10,3 % больше, чем в предыдущем году. На покупку товаров и услуг население потратило 45144,2 млрд руб-
лей, что на 10,3 % больше, чем в январе-сентябре 2021 года. В январе-сентябре 2022 года сбережения населения увеличились на 165,5 млрд рублей (в январе-сентябре 2021 года - 886,2 млрд рублей).
Необходимо ввести новые меры поддержки, чтобы уменьшить воздействие санкций. Реализация предложенных мер может ограничить падение располагаемого дохода до минус 10 % и снизить уровень безработицы до 6 % к концу 2022 года. Эти меры включают индексацию пенсий еще на 8 % в 2022 году, а также индексацию зарплат работников бюджетной сферы - врачей, учителей, воспитателей, преподавателей вузов, медсестер и фельдшеров, подпадающих под целевые показатели майского указа президента 2012 года, - на 6 %. Ожидается, что зарплаты других государственных служащих, военных и сотрудников правоохранительных органов вырастут на 8 %.
Для поддержания доходов россиян в долгосрочной перспективе следует рассмотреть вопрос о введении доплаты к доходам каждого нуждающегося гражданина до прожиточного минимума. По последним данным Росстата, в 2021 году за чертой бедности находились 16,1 млн. граждан, или 11% населения.
Для борьбы с безработицей можно было бы ввести механизм ежеквартальной индексации минимальной заработной платы и прожиточного минимума, возобновить программу льготного кредитования «ФОТ 2.0» (действовавшую во время пандемии) и снизить страховой взнос для всех организаций, включая крупные предприятия, до 14 %.
Источники:
1. Сапунова Т.А., Сапунов А.В. Анализ инфляционных процессов в России в условиях экономических санкций. Естественно-гуманитарные исследования. 2022. №40 (2). С.251-254.
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [Электронный ресурс] www.garant.ru: информационно-правовой портал. // URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405257655/.
3. Росстат рассказал о реальных денежных доходах населения в России [Электронный ресурс] Mayaksbor.ru: информационный портал. // URL: https://mayaksbor.ru/news/society/rosstat_rasskazal_o_realnykh_denezhnykh_dokhodakh_ naseleniya_v_rossii/.
4. Сапунов А.В., Сапунова Т.А. Анализ показателей безработицы в Российской Федерации. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №4-2 (74). С.120-123.
5. Доходы россиян из-за санкций упадут на 12%, а инфляция вырастет до 19,3% — ВЭБ.РФ [Электронный ресурс] Incrussia.ru: информационно-правовой портал. // URL: https://incrussia.ru/news/dohody-rossiyan/.
References:
1. Sapunova T.A., Sapunov A.V. Analysis of inflationary processes in Russia under economic sanctions. Natural sciences and humanities research. 2022. No. 40 (2). pp.251-254.
2. Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025 [Electronic resource] www.garant.ru : information and legal portal. // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405257655/.
3. Rosstat told about the real monetary incomes of the population in Russia [Electronic resource] Mayaksbor.ru : information portal. // URL: https://mayaksbor.ru/news/society/rosstat_rasskazal_o_realnykh_denezhnykh_dokhodakh_ naseleniya_v_rossii/.
4. Sapunov A.V., Sapunova T.A. Analysis of unemployment indicators in the Russian Federation. Economics and Business: theory and practice. 2021. No.4-2 (74). pp.120-123.
5. The incomes of Russians due to sanctions will fall by 12%, and inflation will rise to 19.3% — VEB.RF [Electronic resource] Incrussia.ru : information and legal portal. // URL: https://incrussia.ru/news/dohody-rossiyan/.