Научная статья на тему 'Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в 2013-2015 гг'

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в 2013-2015 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Публикуются данные Минэкономразвития России о прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в 2013-2015 гг»

28 (118) - 2012

Аналитический обзор

ПРОГНОЗ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

«-» «-» ___ ,

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013-2015 гг.*

Прогноз сценарных условий социально-экономического развития на период 2013-2015 гг. разработан Минэкономразвития России на вариантной основе. Основные варианты прогноза - вариант 1 (консервативный) и вариант 2 (умеренно оптимистичный) разработаны на основе единой гипотезы внешних условий и различаются эффективностью реализации государственной политики, в том числе за счет различных условий бюджетных правил. Развилки также связаны с возможностями повышения конкурентоспособности частного бизнеса и поддержания инвестиционного спроса со стороны инфраструктурных компаний. Два дополнительных сценария (А и С) тестируют экономику на различную динамику цен на нефть.

В основных вариантах прогноза (варианты 1 и 2) предполагается умеренное восстановление мировой экономики. Уровень цены на нефть Urals повышен в 2012 г. по отношению к предыдущей версии прогноза на 15 долл., до 115 долл./барр. в результате высоких цен, сложившихся в январе - марте 2012 г. Прогнозируется, что цена нефти будет оставаться на уровне, близком к 120 долл./барр. до середины 2012 года, со второго полугодия цена на нефть начнет снижаться в результате роста предложения и достигнет к концу года уровня 102-104 долл./барр. В 2013 г. прогнозируется снижение цены до 97 долл./барр., а с 2014 г. прогнозируется, что вслед за ростом потребления нефти возобновится тенденция умеренного роста цен. В 2014 г. цена на нефть составит 101 долл./барр., в 2015 г. предполагается на уровне 104 долл./барр.

* Публикуется по данным Минэкономразвития России о прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики. URL: http:// www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/ doc20120511 003.

Вариант 2 (умеренно оптимистичный) отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. В условиях варианта рост ВВП в 2012 г. составит 3,4 %, а в 2013-2015 гг. ускорится до 3,8-4,7 %.

Вариант 1 (консервативный) предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту, а также более низкие расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора. Сценарий основан на проведении более жесткой бюджетной политики, связанной со стагнацией государственного инвестиционного спроса и более низкими темпами роста заработных плат бюджетников и военнослужащих. Это обусловливает выход на бездефицитный федеральный бюджет к 2015 г. Годовые темпы роста экономики в 2012-2015 гг. оцениваются на уровне 3,1-4,1 %, что в среднем на 0,4 п.п. ниже, чем в основном сценарии.

Умеренно оптимистичный вариант является более инновационно ориентированным, предполагает проведение преобразований в секторе развития человеческого капитала и науки, направленных на развитие инноваций. Вариант основан на осуществлении мер, заложенных в государственных программах развития образования, здравоохранения, науки и технологий, а также традиционных секторов экономики.

Вариант А — дополнительный вариант более сильного снижения цен на нефть. В начале 2013 г. ожидается резкое падение цены до уровня 80 долл./ барр., среднегодовая цена в 2013 г. составит 82 долл./барр., а в 2014-2015 гг. предполагается не-

большой рост цены на нефть на 1-2 % в год. Вариант также предусматривает риски снижения спроса на российский газ в связи с увеличением предложения газа на европейском рынке. Это может привести к более быстрому снижению цен на экспортируемый газ за счет пересмотра контрактов и больших объемов продаж на спотовом рынке. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обострит риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Высокие цены на нефть в 2012 г. приведут к значительному укреплению курса рубля, а в 2013-2015 гг., понизившись до 82-85 долл./барр., станут причиной резкого ослабления обменного курса, приведут к ускорению инфляции и замедлению внутреннего спроса. После роста экономики в 2012 г. на 3,4 %, в 2013 г. рост замедлится до 2 %. В 2014-2015 гг. произойдет восстановление роста на уровне 3,5-4 %.

Вариант С - дополнительный вариант, который характеризуется сохранением высоких уровней цены на нефть, достигнутых в начале 2012 г. В среднегодовом выражении в 2012-2013 гг. цена на нефть составит 125 долл./барр., в 2014-2015 гг. несколько снизится до 115-120 долл./барр. Темпы роста ВВП в 2012-2014 гг. за счет «фактора нефти» могут на 0,3-0,4 п.п. превышать уровень базового варианта и составлять 3,7-4,1 %, в 2015 г. рост экономики будет соответствовать базовому сценарию, составив 4,7 %.

Умеренно оптимистичный вариант 2 предлагается использовать в качестве базового для разработки параметров федерального бюджета на 2013-2015 гг.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации представлены в табл. 1.

Мировая экономика

В 2012 г. и среднесрочной перспективе экономическая конъюнктура будет оставаться нестабильной. Темпы восстановления мировой экономики после спада в 2009 г. на 0,7 %, в 2010 г. достигли 5,2 %, но в 2011 г. замедлились до 3,7 % (табл. 2). Долговые проблемы развитых стран спровоцировали летом 2011 г. падение стоимости мировых фондовых активов, неуверенность инвесторов в своевременном погашении задолженности и волну снижения суверенных кредитных рейтингов.

Таблица 1

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2015 гг.

Вариант прогноза 2011 2012 2013 2014 2015

Цены на нефть Urals (мировые), доллУбарр.

С 109,3 125 125 115 120

2, 1 115 97 101 104

А 115 82 83 85

Валовой внутренний продукт, темп роста %%

С 104,3 103,7 104,1 104 104,7

2 103,4 103,8 104,4 104,7

1 103,1 103,6 103,9 104,1

А 103,4 102 103,5 104

Инвестиции в основной капитал, %%

С 108,3 107,5 108,8 106,6 107,9

2 106,6 106,4 107,3 107,8

1 102,3 107,3 107 107,8

А 106,6 101,9 104,3 106,8

Реальная заработная плата, %%

С 104,2 106,6 106,6 105,7 106,5

2 106,3 105,4 106,3 106

1 106 104,8 105,4 104,9

А 106,3 101,2 101,7 102,5

Оборот розничной торговли, %%

С 107,2 106,9 106,8 105 105,9

2 106,3 105 105,6 105,7

1 106,3 104,5 104,9 105

А 106,3 102,4 103 105,2

Экспорт, всего, млрд долл.

С 522 587 608 598 634

2 558 526 551 581

1 558 526 550 580

А 558 458 462 475

Импорт, всего, млрд долл.

С 324 377 439 475 523

2 469 407 445 485

1 361 401 440 484

А 371 372 383 415

Таблица 2 Темпы роста мировой экономики в 2010-2015 гг., %

Страна 2010 2011 2012 Прогноз

(оценка) 2013 2014 2015

Мир 5,2 3,7 3,2 3,4 4,1 4

в целом

США 3 1,8 1,7-2 1,2-1,6 2,8 2,5

Еврозона 1,9 1,4 -0,6-0 0-0,9 1,4 1,4

Китай 10,4 9,2 8 7,7 7,6 7,3

СНГ (без 7,2 5,9 4,9 5,6 5,7 5,2

России)

Значительную негативную роль сыграли внешние шоки: рост политической нестабильности и перебои с поставками нефти из основных нефтедобы-

вающих регионов, а также землетрясение в Японии в марте 2011 г., повлекшее за собой чувствительный сбой производства в японском и мировом автомобилестроении и некоторых других отраслях. Потери самой Японии достигли 0,7 % ВВП. В итоге темпы восстановления развитых стран упали вдвое: с 3,2 % в 2010 г. до 1,5 % в 2011 г., зона евро и Япония в IV квартале 2011 г. зафиксировали сокращение ВВП.

Главным потенциальным локомотивом роста в группе развитых стран остаются США, экономическая динамика которых может быть в ближайшие годы основным фактором, сдерживающим распространение негативных тенденций кризиса зоны евро на мировую экономику.

В 2011 г. темпы восстановления экономики США составили 1,8 %, что превышает средний показатель развитых стран, составляющий 1,5 %. Весь 2011 г. квартальная динамика ВВП сохраняла тенденцию ускорения роста: 0,4 % в годовом выражении в I квартале, 1,3 % во втором, 1,8 % в третьем и 3 % в IV квартале. В I квартале 2012 г. рост экономики США может оставаться достаточно высоким. В США закрепилась восходящая динамика потребительских расходов, стимулируемая ростом стоимости активов домохозяйств и доступным кредитом, что обеспечит США в 2012 г. темпы роста в интервале 1,7-2 %.

Однако в целом в прогнозный период до 2015 г. в американской экономике сохранится высокая неопределенность и риски значительного снижения темпов роста. В промышленности вялые темпы роста сопровождаются экспансией издержек, снижением конкурентоспособности и динамики производительности труда. Продолжится рост долговой нагрузки на экономику: госдолг, превысивший в 2011 г. объем экономики, увеличится до 105,6 % ВВП в 2012 г. и до 107,1 % в 2013 г. Будут ограничены возможности финансирования фискальных мер, обеспечивших посткризисное восстановление. Остается слабой положительная динамика доходов населения, не преодолена стагнация жилищного сектора. В результате в 2013 г. под сдерживающим влиянием исчерпания финансовых стимулов и сокращения возможностей роста за счет сбережений населения динамика американской экономики замедлится до 1,2-1,6 % ВВП. В 2014-2015 гг. возможно ускорение роста до 2,5-2,8 %, основанного на инвестиционной активности, росте производительности труда, нормализации рынка труда, расширении потребления населения и постепенной нормализации жилищного сектора американской экономики.

Уровень безработицы остается одной из серьезных угроз для стабильности восстановления экономики зоны евро. Ситуация с безработицей стремительно ухудшается - уровень безработицы в монетарном союзе в феврале достиг 10,8 %. По оценкам, ситуация на рынке труда продолжит ухудшаться и до конца года достигнет максимального послевоенного уровня.

Несмотря на рост на 1,4 % в целом по итогам 2011 г., экономика зоны евро в IV квартале 2011 г. оказалась в рецессии, которая продлится и в 2012 г. Негативная динамика в течение двух кварталов подряд ожидается в большинстве стран Еврозо-ны, а в целом в 2012 г. ожидается спад не только в периферийных странах, охваченных долговым кризисом, таких как Португалия, Испания, Греция, но и в ряде ведущих стран: Франции, Италии, Нидерландах. Экономика Германии также может войти в стагнацию, и прирост ВВП оценивается в 0-0,3 %. В 2012 г. долговой кризис и реализация мер финансовой консолидации при сокращении потребления и инвестиционной активности обусловят сокращение экономики Еврозоны до 0,6 %. Начиная с 2013 г. в европейской экономике возможно восстановление роста с темпом до 0,9 % с последующим ускорением до 1,4 % к 2015 г. по мере прохождения пика мер жесткой бюджетной экономии, активизации региональных механизмов финансовой стабилизации, урегулирования долговых обязательств и гарантий по реструктуризации суверенных долгов и в условиях стабилизации рынка труда.

Ведущие развивающиеся страны, прежде всего Китай и Индия, на протяжении 2011 г. испытывали значительное инфляционное давление под влиянием роста цен на энергию и продовольствие, притока капитала и кредитной экспансии. Меры, предпринятые для ограничения ликвидности и предложения кредита во второй половине 2011 г., совпали с торможением спроса на экспортных рынках и резко повысили риски замедления роста экономик этих стран. В итоге темпы роста развивающихся стран в 2011 г. также снизились, хотя и менее значительно - до 6,2 % по сравнению с 7,3 % в 2010 г.

Темпы роста экономики Китая, благодаря мерам ограничения денежного предложения и сокращения потенциала внешнего спроса, снизились с 10,4 до 9,2 %. До 2015 г. продолжится дальнейшее замедление роста в Китае до 7-7,3 %. Замедление экономики Индии из-за мер сокращения дефицита бюджета, достигавшего в 2009 г. 9,1 %, было более

значительным - с 9,9 % в 2010 г. до 7,4 % в 2011 г. До 2015 г. экономический рост сохранится на уровне 7,3 %. Значительные риски для развивающихся стран в случае обострения долгового кризиса в глобальном масштабе связаны с оттоком капитала и сворачиванием иностранных инвестиций, кризисом в сфере недвижимости.

Нестабильность внешнего спроса, вызванного рецессией в зоне евро и возможностью дальнейшего обострения долгового кризиса, будет также серьезно сдерживать в прогнозный период до 2015 г. реализацию экспортного потенциала роста стран по широкой номенклатуре энергетических и сырьевых товаров, готовых промышленных изделий. В 2011 г. в мировой торговле фиксировалось значительное замедление оборота, сокращение физических объемов экспорта готовых промышленных изделий. Эта тенденция сохранится в 2012 г.: темп роста мировой торговли товарами не превысит 2,5 %. К 2015 г. расширение мировой торговли, по оценкам WTO и Unctad, способно вернуться на 4 %-ную траекторию роста, что, однако, значительно уступает росту 2010 г., превысившему 9 %.

Базовый вариант прогноза предусматривает сохранение позитивных тенденций восстановления мировой экономики и отсутствие сильного угнетающего влияния восходящей динамики цен на нефть. В этих условиях рост мировой экономики в 2012 г. составит 3,2 %, а к 2015 г. динамика мировой экономики будет близка к 4 %-ной траектории роста.

Экономический рост в странах СНГ в целом будет опережать рост мировой экономики. Однако по-прежнему будет сохраняться сильная зависимость от экономической динамики России, степени и глубины интеграции экономик в общее экономическое пространство, способной смягчить возможное негативное влияние конъюнктуры мировых рынков (табл. 3).

На протяжении прогнозного периода в Республике Беларусь будут преодолены последствия валютного кризиса. В 2012 г. рост ВВП замедлится до 2,2 %. Благодаря эффекту базы, связанному с

неоднородностью 2011 г., в 2012 г. ожидается существенное замедление потребительского спроса и сильное снижение инвестиций. Рост экономики будет связан с резким улучшением чистого экспорта. Благодаря улучшению условий торговли с Россией, в том числе резкому, почти на 40 %, снижению цен на импортируемый российский газ, вероятна быстрая нормализация счета текущих операций.

В 2013-2015 гг. продолжится замедление инфляции, возобновится рост реальных доходов и активизация потребительского спроса. Восстановлению инвестиционного спроса будет способствовать рост прибыли предприятий, связанный с предшествующей девальвацией и снижением цен на газ. В последующем расширение внутреннего спроса приведет к заметному росту импорта, в результате чего при умеренных темпах роста экспорта постепенно сократится профицит счета текущих операций и в 2014 г. его сальдо может вернуться в отрицательную зону. В условиях расширения интеграционных связей существенный потенциал роста экспорта будет сосредоточен в отраслях машиностроения и сельском хозяйстве Белоруссии. В условиях отсутствия воздействия внешних и внутренних шоков возможности роста белорусской экономики до 2015 г. оцениваются в диапазоне 4,3-5,2 %.

В Казахстане среднесрочные перспективы экономического роста улучшились в связи с повышением мировых цен на нефть и восстановлением мировой экономики. Промышленная политика сконцентрирована на увеличении производства нефти. В среднесрочной перспективе экономический рост будет опираться на усовершенствованную транспортную инфраструктуру, которая будет способствовать росту в ряде отраслей, связанных с энергетическим сектором. Независимые прогнозы в основном незначительно отличаются от официальных и в среднем предполагают рост ВВП около 6-6,5 % в ближайшие 3-4 года.

На Украине восстановление экономики сильно зависит от экспорта и возможностей финансирования внутреннего спроса за счет государственных и

Таблица 3

Темпы роста ВВП стран Таможенного союза и Украины в 2010-2015 гг., %

Страна 2010 2011 2012 (оценка) Прогноз

2013 2014 2015

Белоруссия 7,7 5,3 2,2 - (5-5,5) * 5,2 4,3 4,7

Украина 4,2 5,2 3,2*-5 4,1*-5,5 4,8*-6 4,8*-5,2

Казахстан 7,3 6,5 5,2-6* 6-6,3* 6,5*-6,6 6,2-7,7*

Источник: официальный (*) и консенсус-прогноз.

частных внешних трансфертов. Спрос со стороны основных экспортных рынков (России и ЕС) останется очень важным источником роста, так же, как и динамика мировых цен на сталь. В 2012 г. ожидается расширение дефицита счета текущих операций, связанное с ростом внутреннего потребительского и инвестиционного спроса. В целом последствия кризиса экономика Украины сможет компенсировать только в 2013 г., ежегодный экономический рост в среднесрочной перспективе будет составлять около 6 %.

Прогноз цены нефти до 2015 г. определяется в основном фундаментальными факторами: темпами восстановления мировой экономики и поддержанием устойчивости рынка нефти странами-производителями (табл. 4). Тем не менее возможность форс-мажорных нарушений поставок сохраняется, что обусловлено неустойчивостью политической ситуации в некоторых странах — крупных производителях энергоресурсов.

Значительную поддержку цене на нефть будет оказывать стимулирующая денежно-кредитная политика ведущих центральных банков: Федеральной резервной системы США, Европейского центрального банка, банка Японии и банка Англии, которые планируют продолжение нынешней политики практически свободного предоставления ликвидности вплоть до конца 2014 г.

В 2012 г. спрос на нефть возрастет на 1 %, что обусловлено сдержанными темпами роста мировой экономики. В то же время производство увеличится

Мировой рынок н

на 2,1 % для пополнения стратегических запасов, израсходованных в 2011 г. Международным энергетическим агентством для поддержания сбалансированности спроса и предложения жидкого топлива. Запасы нефти сократились в 2011 г. на 38,4 млн т. В 2013 г., благодаря некоторому ускорению темпов роста мировой экономики, потребление жидких углеводородов возрастет на 1,5 %, в то время как динамика производства составит всего 0,9 % для обеспечения благоприятных для производителей условий реализации. В 2014 г. ожидается повышение темпов производства нефти до 2,6 % благодаря введению в эксплуатацию новых месторождений и мощностей, которое запланировано для обеспечения потребностей восстановления мировой экономики.

Расширение источников поставки природного газа, в том числе с использованием технологий для добычи сланцевого газа в США, будет способствовать насыщению рынка и сдержанной ценовой динамике. В то же время спрос на природный газ с 2010 г. восстанавливает траекторию роста, характерную для газа в течение продолжительного периода времени (табл. 5).

По оценкам ША, спрос на газ в мире к 2015 г. возрастет на 9 %. Основными регионами прироста производства будут страны Ближнего Востока, Африки и Россия. Наиболее быстрыми темпами спрос на природный газ будет увеличиваться в Китае - в среднем почти на 6 % в год. Спрос Китая будет и самым объемным, на Китай приходится более од-

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эти в 2010-2015 гг.

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Мировое производство, млн т/г. 4 325,1 4 339 4 429,3 4 467,3 4 585,3 4 645

Мировое потребление, млн т/г. 4 338,1 4 377,4 4 421,6 4 486,1 4 580,3 4 630,1

Изменение запасов, млн т/г. -13 -38,4 7,7 -18,7 50 14,9

Цена нефти WTI, долл./барр. 79,4 94,86 106 106 107 114

Доля России в мировом потреблении, % 3,4 3,4 3,4 3,3 3,3 3,2

Доля России в мировом производстве, % 11,7 11,7 11,5 11,4 11,1 11

Источник: расчеты Минэкономразвития России с использованием данных Energy Information Administration (EIA).

Таблица 5

Мировой рынок газа в 2010-2015 гг.

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Мировое производство, млрд м3/г 3 200 3 248 3 305 3 361 3 432 3 500

Мировое потребление, млрд м3/г. 3 197 3 239 3 290 3 356 3415 3 486

Изменение запасов, млрд м3/г. 3 8 14 6 17 14

Цена газа Henry Hub (США), долл./тыс. м3 157 144 132 153 157 165

Доля России в мировом потреблении, % 14,4 14,3 14 13,8 13,4 13,2

Доля России в мировом производстве, %о 20,3 20,6 21,1 21,6 21,6 21,6

Источник: расчеты Минэкономразвития России с использованием данных EIA.

ной пятой части увеличения глобального спроса. Спрос Китая на газ потенциально может расти еще быстрее, учитывая, что потребление энергии на душу населения в стране не достигает третьей части от потребления энергии на душу населения в высокодоходных странах ОЭСР, особенно, если потребление угля будет ограничено исчерпанием легко извлекаемого угля карьерных месторождений. Спрос на Ближнем Востоке будет расти практически так же, как и в прогнозе для Китая.

В Соединенных Штатах ожидается существенное увеличение ресурсной базы сланцевого и угольного газа. Увеличение добычи природного газа на основе технологий горизонтального бурения и гидравлических технологий гидроразрыва сделало возможным использование больших ресурсов сланцевого газа, а также помогло существенно снизить импорт из других континентов. За 2011 г.. цены на газ в США снизились на 32 %. К падению цен привело ежегодное с 2009 г. увеличение добычи в среднем на 10 %.

Цены на газ терминала Henry Hub, по отчетным данным и прогнозу Международной энергетической организации и Energy Information Administration (EIA), за 2010-2011 гг. уменьшились на 17 %, в 2013 г. ожидается рост цен на 16 %, в 2014 г. цена газа увеличится на 2,6 %, а к 2015 г. газ подорожает на 5,1 %, составив 165 долл./тыс. м3.

Динамика добычи и экспорта нефти, нефтепродуктов и газа

Объем добычи нефти, включая газовый конденсат, в 2012 г. оценивается на уровне 510 млн т (100,1 % к уровню 2011 г.), экспорт нефти уменьшается до 237 млн т (97 % к уровню 2011 г.) в связи с предполагаемым дальнейшим ростом объемов переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах.

Прогноз добычи нефти по основному варианту 2 предусматривает замедление снижения добычи на старых выработанных месторождениях Западной Сибири за счет применения новых методов повышения нефтеотдачи пластов, а также увеличение добычи на новых месторождениях Восточной Сибири и шельфе Каспийского моря. Добыча нефти в 2013-2015 гг. стабилизируется на уровне 510 млн т.

Экспорт нефти с учетом динамики внутреннего спроса и мирового рынка нефти к 2015 г. увеличится до 242 млн т.

Прогноз добычи нефти по варианту А разработан исходя из условий более низкого уровня цен на нефть и ограниченных финансовых возможностей компаний для поддержания добычи на действующих месторождениях. В таких условиях, особенно на старых выработанных месторождениях Западной Сибири, будет наблюдаться более значительное падение добычи нефти, и в целом вероятно снижение объемов добычи до 503-498 млн т, а экспорт нефти к 2015 г. может снизиться до 232 млн т.

Производство нефтепродуктов. В 2012 г. объем переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах оценивается с ростом до 261,8 млн т (101,5 % к 2011 г.), экспорт нефтепродуктов -на уровне 135,7 млн т (102,7 % к 2011 г.).

С учетом предусмотренных в соглашениях с нефтяными компаниями сроков модернизации нефтеперерабатывающих заводов, направленной на увеличение глубины переработки нефти, в основном варианте прогнозируется стабилизация объемов нефтепереработки на уровне 262 млн т в 2013 г. с последующим уменьшением до 260 млн т в 2014 г. и 258 млн т в 2015 г. Рост внутреннего спроса на нефтепродукты приведет к постепенному снижению экспорта к 2015 г. до 124 млн т.

По варианту А ожидается снижение объемов переработки нефти в 2013 г. до 258 млн т, в 2014 г. -до 257 млн т и в 2015 г. - до 256 млн т. С учетом более умеренного внутреннего спроса экспорт нефтепродуктов оценивается в этот период со снижением до 132-124 млн т.

Объем добычи газа в 2012 г. с учетом наметившейся тенденции увеличения спроса на газ на внутреннем рынке и восстановления европейского спроса на российский газ оценивается на уровне 697 млрд м3 (104,2 % к уровню 2011 г.). При этом объем экспорта газа ожидается на уровне 211,8 млрд м3 (111,8 % к 2011 г.). Существенное негативное влияние на экспорт российского газа в Европу продолжают оказывать такие факторы, как рост добычи сланцевого газа в США, активное развитие рынка сжиженного природного газа и новые инициативы ЕС по развитию конкуренции на рынке газа. Экспорт сжиженного природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона составит в 2012 г. 10 млн т.

Важнейшими новыми проектами в газовом секторе в настоящее время являются: газопровод «Северный поток», строительство газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток», ввод в эксплуатацию первых пусковых комплексов по

обустройству сеноман-аптских залежей Бованен-ковского месторождения и системы магистральных газопроводов «Бованенково - Ухта».

Прогноз добычи газа по основному варианту учитывает сохранение высокого уровня спроса на внутреннем и внешнем рынках. Добыча газа к 2015 г. увеличится до 755 млрд м3, при этом объем экспорта газа увеличится до 253 млрд м3.

В варианте А, помимо более низкого уровня спроса на топливно-энергетические ресурсы на мировых рынках, предусматривается сохранение высокой конкуренции с ближневосточным газом и инициатив ЕС по повышению диверсификации рынка газа, а также ожидается более умеренный спрос на российский газ на внутреннем рынке. В этих условиях добыча газа возрастает к 2015 г. до 726 млрд м3, а экспорт газа—до 235 млрд м3. По данным ОАО «Газпром», во всех вариантах экспорт сжиженного природного газа в страны АТР стабилизируется на уровне 10 млн т.

Демографическая ситуация

Прогнозные демографические параметры, предусмотренные в сценарных условиях, пересчитаны с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 г.

Демографический прогноз учитывает действие мер по снижению смертности и стимулированию рождаемости, в том числе выполнение плана мероприятий по реализации II этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

В соответствии с высоким сценарием демографического прогноза суммарный коэффициент смертности увеличится с 1,606 в 2011 г. до 1,685 в 2015 г., общий коэффициент смертности снизится с 13,5 в 2011 г. до 13,2 в 2015 г..

Средний сценарий демографического прогноза предполагает наличие рисков, которые не позволят достичь параметров высокого сценария.

Как показали результаты опроса, проведенного Росстатом, рекордно высокое значение суммарного коэффициента рождаемости в 2011 г. (1,606 - оценка) во многом связано с тем, что семьи реализовали как отложенные рождения детей, так и рождения, запланированные на более поздний срок. Кроме того, в России в настоящее время возрастная кривая рождаемости будет меняться в сторону постарения матери, что также может привести к потере уровня рождаемости.

С учетом этого, на период до 2015 г. суммарный коэффициент рождаемости, заложенный в среднем сценарии демографического прогноза, будет несколько ниже текущего уровня - 1,597-1,592.

В связи с тем, что в России наблюдаются тенденции демографического старения населения, общий коэффициент смертности стабилизируется на уровне 13,4 на период до 2015 г.

С учетом миграционного прироста (свыше 300 тыс. чел.), который будет полностью компенсировать естественную убыль населения, численность постоянного населения по сравнению с 2011 г. увеличится к 2015 г. до 143,5-143,8 млн чел. (табл. 6).

Возрастная структура населения будет определяться фактором замещения поколений. В тру-

Таблица 6

Демографический прогноз на 2011-2015 гг.

Показатель Вариант 2011 2012 2013 2014 2015

Численность постоянного населения (среднегодовая), всего, млн чел. Средний 143 143,1 143,3 143,4 143,5

Высокий 143,2 143,4 143,6 143,8

В том числе: - численность населения трудоспособного возраста, млн чел. Средний, высокий 87,5 86,8 85,8 84,8 83,8

- численность населения старше трудоспособного возраста, млн чел. Средний, высокий 32,1 32,7 33,3 34 34,7

- численность населения моложе трудоспособного возраста, млн чел. Средний 23,4 23,7 24,2 24,6 25,0

Высокий 23,7 24,2 24,7 25,3

Суммарный коэффициент рождаемости Средний 1,606 1,597 1,595 1,594 1,592

Высокий 1,621 1,643 1,664 1,685

Общий коэффициент смертности, на 1 000 чел. населения Средний 13,5 13,4 13,4 13,4 13,4

Высокий 13,5 13,4 13,3 13,2

Средняя продолжительность жизни, лет Средний 70,2 70,5 70,7 70,9 71,2

Высокий 70,4 70,8 71,2 71,5

Миграционный прирост, тыс. чел. Средний 320 306 318 329 335

Высокий 311 333 337 360

доспособный возраст будут продолжать вступать относительно малочисленные поколения людей, рожденных в нестабильные 1990-е гг., а выбывать многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы. Численность населения в трудоспособном возрасте к 2015 г. по сравнению с 2011 г. сократится до 83,8 млн чел. (на 3,7 млн чел.), а старше трудоспособного возраста, наоборот, увеличится до 34,7 млн чел. (на 2,6 млн чел.). Усилия государства, направленные на стимулирование рождаемости, обеспечат увеличение численности населения моложе трудоспособного возраста до 25-25,3 млн чел. (на 1,6-1,9 млн чел.).

Потребительские цены

Прогнозируется тенденция умеренного замедления инфляции с 5-6 % в 2012 г. до 4-5 % в 2014-2015 гг.

В то же время в результате более низкой, чем ожидалось, инфляции в конце 2011 г. и I квартале 2012 г. понижена оценка среднегодового роста цен в 2012 г. с 5,3 до 4,8 %, и одновременно за счет изменения базы повышена оценка 2013 г. с 5,9 до 6,2 %. На снижение инфляции повлиял более сильный, чем ожидалось ранее, эффект от переноса повышения регулируемых на местах тарифов на платные услуги населению. Вклад в замедление инфляции в первом полугодии 2012 г. вносит также укрепление курса рубля и ряд других факторов по сдерживанию роста цен (например меры по сдерживанию роста цен на бензин в условиях роста мировых цен на нефтепродукты).

Вместе с тем ожидается, что после проведения индексации регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия, теплоэнергия) в июле инфляция во втором полугодии 2012 г. будет выше, чем обычно, на 1,2-1,3 п.п. В целом годовой рост

цен поднимется с 3,7-4 % в первом полугодии до 5,2-6 % — во втором.

В то же время сохраняются риски того, что инфляция может несколько превысить целевые ориентиры. Прежде всего это связано с ростом цен на продовольствие, учитывая начавшийся рост цен на зерно и другие виды продовольствия на мировых рынках в 2012 г. (по данным FAO Ц^ за три месяца с начала года цены на продовольствие выросли уже на 2,4 %), и возможным их дальнейшим ростом в связи с повышением уровня цен на нефть и нефтепродукты в 2012 г. Кроме того, в последнее время продолжает повышаться кредитная активность в потребительском секторе, что совместно с ожидаемым ускорением роста доходов населения может привести к перегреву потребительских рынков. Также определенный инфляционный риск может возникнуть в случае изменения ситуации на рынке нефти и ослаблении курса рубля.

В дальнейшем инфляция будет снижаться незначительно: в 2013 г. - до 4,5-5,5 %, в 2014 и 2015 гг. -до 4-5 %. Ожидаемая умеренная динамика цен на импортируемое продовольствие - на 1-2 % в год — будет обеспечивать умеренный рост внутренних цен на продукты, который наиболее существенно влияет на инфляцию. Вместе с тем снижение роста цен на товары будет сдерживаться некоторым ослаблением курса рубля. По мере повышения доходов населения будет расти спрос на рыночные услуги, в связи с чем прогнозируется опережающий рост цен в этом сегменте. Рост цен на товары будет умеренным, в том числе за счет развития торговли и усиления конкуренции на региональных рынках (табл. 7).

В прогнозный период будет сохраняться инфляционный эффект, связанный с опережающим ростом тарифов на услуги в сфере ЖКХ и другие регулируемые услуги для населения (в сфере связи,

Таблица 7

Структура роста потребительских цен в 2010-2015 гг. (декабрь к декабрю предыдущего года), °%

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Инфляция (ИПЦ) 8,8 6,1 5-6 4,5-5,5 4-5 4-5

Продовольственные товары, всего 12,9 3,9 6,1-6,3 4,5-4,8 4-4,3 3,7-4

Из них без учета плодоовощной продукции 9,4 7,4 6,5-6,8 4,7-5 4,5-5 4-4,3

Непродовольственные товары 5 6,7 5,1-5,3 4,7-5 4,3-4,6 3,7-4

Платные услуги населению, всего 8,1 8,7 7,8-8,2 7,3-7,5 6,5-7 7-7,5

В том числе:

- услуги организаций ЖКХ 13,4 11,9 10,7-11 10,5-11 10-11 10,5-11,5

- прочие услуги 5,5 7,2 6,5-7 5,9-6,2 5-5,5 5,5-6

Базовая инфляция (БИПЦ) 6,6 6,6 5,6-6,1 4,7-5,2 4,2-4,7 3,9-4,4

Денежная масса М2, прирост, % 31,1 22,6 17-19 15-17 14-16 14-16

пассажирского железнодорожного и других видов городского транспорта) из-за их убыточности. К ускорению роста тарифов ЖКХ также может привести переход к регулированию тарифов с 2014 г. на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение методом доходности инвестированного капитала, дающего компаниям возможность закладывать в тарифы возврат своих инвестиций, что вызовет необходимость принятия сдерживающих мер.

Предполагается, что для обеспечения достижения целевой инфляции вклад повышения тарифов ЖКХ в инфляцию в 2013-2015 гг. будет составлять не более 0,9-1,1 п.п. При этом для сдерживания тарифов, устанавливаемых на местах, необходимо разработать комплекс мер, направленных на стимулирование снижения издержек в организациях коммунального хозяйства, в частности путем перехода от установления тарифов методом «затраты плюс» к долгосрочным методам тарифообразо-вания: долгосрочной индексации или доходности инвестированного капитала в зависимости от масштабов инвестиций. Для обеспечения прозрачности и обоснованности ценообразования услуг ЖКХ и развития конкуренции в этой сфере деятельности целесообразно довести оплату коммунальных услуг населением до 100 % к 2014-2015 г., при условии обеспечения адресной поддержки низкодоходным группам населения.

Снижению инфляции будет способствовать консервативная денежная политика. Прирост денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) прогнозируется в 2012 г. на уровне 17-19 %. В последующие годы на фоне постепенного замедления роста спроса на деньги темпы прироста денежной массы будут снижаться: в 2013 г. по базовому варианту 2 до 15-17 %, в 2014-2015 гг. - до 14-16 %. Такая динамика денежной массы в среднесрочной перспективе позволит удержать монетарную составляющую инфляции в прогнозируемых параметрах.

В структуре каналов поступления денег в экономику в прогнозный период в базовом варианте 2 по сравнению с периодом 2010-2011 гг. несколько восстановится вклад валютного канала эмиссии. Роль процентной политики в регулировании ликвидности в экономике повысится, при этом ожидается продолжение роста чистого кредита банковской системе.

Темпы прироста кредитования нефинансовых организаций и населения составят 22-24 % в 2012 г., замедляясь до 16-18 % в 2015 г. При этом темпы

прироста кредитования физических лиц после увеличения в текущем году на 25 %, в дальнейшем будут стабильны и составят 20-21 % ежегодно. Рост кредитования нефинансовых организаций прогнозируется умеренно снижающимися темпами: если в 2012 г. прирост составит около 22 %, то к 2015 г. их темпы снизятся до 15-17 %.

Цены и тарифы естественных монополий

В прогнозный период индексация регулируемых цен на газ, цен (тарифов) в электроэнергетике и тарифов на теплоэнергию будет осуществляться с 1 июля.

Основными факторами роста цен (тарифов) субъектов естественных монополий являются рост цен на газ и другие виды топлива, оплаты труда и иных статей операционных расходов, изменение налогового законодательства, а также включение инвестиционной составляющей в цены (тарифы).

Цены на газ. Подходы к установлению оптовых цен на газ (одобренные Правительством Российской Федерации) направлены на постепенное приближение внутренних цен к равнодоходным ценам мировых рынков.

На 2013-2014 гг. параметры роста оптовых цен на газ для всех категорий потребителей сохраняются в размерах, определенных в прогнозе на 2012 г. и до 2014 г. (по 15 % в год), с индексацией в июле также по 15 %.

В 2015 г. предусматривается индексация оптовых цен на газ для всех потребителей, кроме населения, в размере 14-15 %, а среднегодовой рост составит 114,5-115 % к предыдущему году.

Для недопущения ускорения и значительного роста цен на электроэнергию в период ввода значительных объемов новых мощностей в 2015-2018 гг. и объектов сетевого хозяйства в 2015-2020 гг., целесообразно ежегодно с 2015 г. сокращать индексацию оптовых цен на газ для потребителей, кроме населения, на 1 п.п. (на 1 % роста цен на газ, цены на электроэнергию повышаются на 0,35-0,4 %).

Для населения в 2015 г. рост цен составит 15 %.

С 2012 г. регулирование оптовых цен на газ (добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами) для промышленных потребителей будет осуществляться на основе формулы цены. При этом рост регулируемых цен не будет превышать обозначенных выше размеров.

В прогнозный период планируется продолжить работу по ликвидации перекрестного субсидирования в газораспределении и сбыте газа. Также будет продолжено поэтапное изменение подходов к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам в части введения единой зависимости изменения стоимости газа, с учетом стоимости транспортировки, от расстояния транспортировки (расстояния от территории добычи газа до региона потребления газа). Это отразится на несколько более высоком относительно среднего уровне роста цен на газ для ряда регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост тарифов на прокачку газа по магистральным трубопроводам ОАО «Газпром» для независимых газодобывающих компаний в 2013-2015 г. будет согласован по срокам с увеличением оптовых цен на газ и будет не выше прогнозного уровня инфляции (без учета влияния, вносимого отменой льгот по налогу на имущество).

Электроэнергетика. В 2012 г. среднегодовой рост цен на электроэнергию к предыдущему году ожидается на 0,5-1 п.п. ниже прогнозируемых ранее значений, что обусловлено установлением регулируемых тарифов сетевых организаций на 2012 г. к уровню декабря 2011 г., который был ниже среднегодового.

Рост регулируемых тарифов сетевых организаций (определяется исходя из необходимой валовой выручки) в 2013 г. составит не менее 10 %, в 2014-2015 гг. - по 9-10 %. При этом в настоящем прогнозе не учтено прекращение в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2014 действия договоров «последней мили». Превышение роста тарифов для сетевых организаций в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области может быть обусловлено необходимостью реализации значительных инвестиционных программ.

Индексация регулируемых тарифов на услуги по передаче электроэнергии сетевых организаций будет производиться с июля.

В 2015 г. цены на электроэнергию на розничном рынке вырастут на 11-13 %. Более высокий рост цен обусловлен увеличением оплачиваемых объемов новых мощностей по сравнению с предшествующими годами.

Для населения рост тарифов на электроэнергию (без учета введения социальной нормы потребления) в 2013г. составит 109,1-110,6 %, в 2014-2015 гг. -112-115 % (с индексацией со второго полугодия по 12-15 % ежегодно). Увеличение темпов роста отно-

сительно прогноза на 2012 г. обусловлено увеличением масштабов перекрестного субсидирования в период 2010-2012 гг. вследствие отставания роста тарифов для населения в 1,8 раза от роста цен на электроэнергию для остальных потребителей, а также необходимостью учета в тарифах на электрическую энергию, поставляемую на оптовом рынке по регулируемым договорам для поставки населению, индексации цен на топливо за 2012 г.

По территориям Северо-Кавказского федерального округа, а также ряда других регионов, в отношении которых установлены особенности функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, необходимо поэтапное доведение индикативных цен на электрическую энергию (мощность) до уровня свободных (рыночных) цен на оптовом рынке электроэнергии к 2015 г., тем самым рост цен (тарифов) для конечных потребителей этих территорий должен складываться выше уровня среднероссийских показателей. В случае неприменения поэтапного доведения индикативных цен до уровня свободных для конечных потребителей регионов Северо-Кавказского федерального округа в 2015 г. произойдет существенный рост (более чем в 2 раза) стоимости потребленной электрической энергии (мощности).

Тарифы на тепловую энергию. В 2012 г. индексация тарифов будет проведена в июле и сентябре в размерах, определенных прогнозом.

При этом среднегодовой рост тарифов к предыдущему году может составить 6 %, изменение расходов на оплату тепловой энергии потребителями (в котором учитывается изменение полезного отпуска) будет ниже - 4,8 %, на что окажет влияние введение в IV квартале оплаты за теплоэнергию по показаниям приборов учета, которое должно привести к сокращению полезного отпуска, по оценке, от 3-4 до 6-8 %. Этот фактор (оценить масштабы которого можно будет по итогам IV квартала 2012 г.) может привести и к более значимому снижению объемов полезного отпуска в 1-Ш кварталах 2013 г., поэтому для получения необходимой валовой выручки предусмотренная ранее индексация в июле в размере 8 % может быть повышена до 10 %. В связи с этим в среднем за год к предыдущему году рост тарифов будет находиться в интервале 11-12 %.

В 2014 г. индексация тарифов на тепловую энергию сохраняется на определенном ранее уровне 12 %, в среднем за год к предыдущему рост тарифов составит 9,5-10,5 %.

В 2015 г. рост тарифов на тепловую энергию составит 10-11 % в среднем за год к предыдущему году при индексации в июле на 10 %. Такой рост цен в полном объеме покрывает рост затрат, в том числе на топливо, учитывая, что рост цен на нерегулируемые виды топлива (уголь, мазут) прогнозируется существенно ниже, чем в 2014 г., и обеспечивает рост прибыли.

Тарифы на железнодорожные перевозки. Параметры роста тарифов на железнодорожные перевозки в регулируемом секторе в 2012-2014 гг. определялись исходя из обеспечения умеренного роста транспортной составляющей потребителей услуг железнодорожного транспорта при перевозке грузов и постепенного сокращения убыточности пассажирских перевозок. В связи с этим рост тарифов на грузовые перевозки ограничивался с учетом прогнозируемого уровня инфляции, на пассажирские перевозки - предусматривается рост на 10 % ежегодно, при сохранении практики применения графика гибкого тарифного регулирования. В 2015 г. данный подход к росту тарифов сохранится. С учетом сложившейся экономической ситуации потребуется сохранение порядка компенсации за счет средств федерального бюджета потерь в доходах перевозчиков, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах.

За счет средств бюджетной системы Российской Федерации также предполагается поддержка отдельных видов пассажирских перевозок (пригородные перевозки, льготы студентам и школьникам, льготы на проезд пассажиров из Калининградской области в другие регионы страны).

Ежегодная индексация регулируемых тарифов на железнодорожные грузовые перевозки и услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта при осуществлении всех видов перевозок будет производиться в январе.

В 2012 г. тарифы на грузовом транспорте в регулируемом секторе увеличены на 6 %. При этом прибыльность деятельности ОАО РЖД обеспечивается за счет бюджетных субсидий на проведение работ по капитальному ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (22,2 млрд руб.) и на возмещение потерь в доходах ОАО «РЖД» от оказания услуг инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении (25 млрд руб.).

В 2013 г. регулируемые тарифы будут увеличены - на 5,5 %, в 2014 г. - на 5 %, в 2015 г. чуть выше -на 5,5 %. При этом в 2013 г. планируется продажа активов в сумме 21,3 млрд руб.

Для обеспечения финансовой сбалансированности деятельности компании ОАО «РЖД» необходимо продолжить работу по оптимизации операционных затрат по основной деятельности и сокращению затрат по непрофильным видам деятельности. Также требуется выделение субсидий федерального бюджета на покрытие убытков за предоставление услуг инфраструктуры для пассажирских перевозок в пригородном сообщении.

Выполнение инвестиционной программы ОАО «РЖД» потребует дополнительных источников финансирования, среди которых заемные средства и другие источники.

Ожидается, что плата за предоставление вагонов для перевозок грузов в либерализованном секторе у компаний-операторов в 2013-2015 гг. будет расти примерно в таких же размерах, как и в регулируемом секторе, после того как за период 2009-2011 гг. она выросла, по оценке, в 1,8-1,9 раза, с превышением роста регулируемых тарифов в 1,4 раза.

В начале 2012 г. рост платы замедлился и, по предварительной оценке, не превысит 10-12 % за год, при этом совокупный рост стоимости грузовых перевозок составит 6,5-7 %

Об основных макроэкономических параметрах экономического развития в 2012-2015 гг.

По мере исчерпания роста, связанного с внешнеэкономическим фактором и восстановлением предкризисных объемов производства, на первый план все в большей степени будут выходить внутренние факторы развития. В отличие от докризисного периода, когда внешнеэкономический фактор (рост цен на нефть и спроса на сырьевой экспорт) определял до 50 % темпа экономического роста, в 2012-2015 гг. его вклад не превысит 0,6 п.п. прироста ВВП. В рамках умеренно оптимистичного сценария можно ожидать существенного повышения инвестиционной активности, особенно роста инвестиций в несырьевой сектор. В целом инвестиции должны стать наиболее динамичной компонентой спроса.

Ведущим фактором экономического роста в среднесрочной перспективе является не столько

увеличение объемов инвестиций и потребления, сколько ожидание заметного повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Умеренно оптимистичный вариант прогноза (вариант 2) предполагает по сравнению с консервативным вариантом, во-первых, более эффективную динамику конкурентоспособности отечественной продукции и импортозамещения. По оценке, за счет фактора эффективности может быть дополнительно обеспечено 0,1-0,15 п.п. прироста ВВП по сравнению с возможностями варианта 1. Во-вторых, повышенные инвестиции в расширение производства, инфраструктурные проекты, что обеспечит дополнительно к консервативному варианту 0,15-0,25 п.п. прироста ВВП в год. В-третьих, дополнительные инвестиции в развитие человеческого капитала (здравоохранение, образование и культуру) и рост доходов населения добавляют к экономическому росту до 0,15-0,2 п.п. прироста ВВП.

На обеспечение устойчивости экономического роста в прогнозный период 2013-2015 гг. направлены меры по увеличению государственных расходов на развитие инфраструктуры, научные исследования и разработки, а также по повышению доходов работников бюджетной сферы.

Указанные факторы отражают реализацию мер государственной политики, предусмотренных в госпрограммах развития науки, образования, здравоохранения, культуры, транспортной системы, промышленности, сельского хозяйства на

2013-2015 гг.

В 2012 г. прекратится влияние на рост ВВП фактора восстановления запасов, который вносил определяющий вклад в экономический рост в 2010 и 2011 гг. В последующие три года траектория экономического роста будет связана с восстановлением инвестиционного спроса до 7,3-7,8 % в

2014-2015 гг. при стабилизации потребительского спроса на уровне 5,6-5,7 %. Фактором роста экономики также будет снижение динамики импорта до уровня 7-8 % при динамике экспорта на уровне, не превышающем 3 %.

На фоне высоких цен на нефть в начале 2012 г. отмечен растущий уровень потребительского спроса, поддерживаемый высокой динамикой реальной заработной платы. Рост инвестиционной активности, достигшей двузначных значений в начале года, во многом связан с низкой базой прошлого года и, возможно, будет замедляться в течение года. В целом за 2012 г. рост инвестиций может составить

от 6 до 7 %. В 2013-2015 гг. рост инвестиций будет находиться на уровне 6,4-7,8 %. За этим будет стоять большой потенциал улучшения инвестиционного климата, снижение напряжения в европейской банковской системе, рост спроса на инвестиции в результате роста загрузки мощностей. При этом существуют значительные риски более низких, чем прогнозируется, инвестиций в капиталоемком инфраструктурном секторе.

Замедление инфляции, а также значительный рост заработной платы и доходов населения в первые месяцы 2012 г. ускорили рост потребительского спроса. В целом за год рост доходов предприятий и выполнение социальных обязательств государства на фоне снижения роста потребительских цен приведут в 2012 г. к росту потребления на 6,3 %. В 2013-2015 гг. рост потребления будет оставаться на уровне 6 %, поддерживаемый ростом доходов и кредита.

Рост импорта в 2012 г. значительно замедлится до 12,5 % и в основном будет связан с импортом инвестиционных товаров. В 2013-2015 гг. увеличение спроса на импорт продолжит замедляться на фоне ослабления обменного курса и ежегодно будет составлять 7-8 %. Рост экспорта в физическом выражении восстановится после падения в 2011 г., но на фоне низких возможностей наращивания экспорта углеводородов в 2012-2015 гг. не будет превышать 3 %.

Динамика ВВП в 2012 г. прогнозируется на уровне 3,4 %. Увеличена динамика потребления домашних хозяйств в связи с повышением оценки оборота розничной торговли до 6,3 % (на 0,8 п.п.), поддерживаемого ростом реальной заработной платы до 6,3 % (увеличение на 1,4 п.п.) при снижении оценки объема платных услуг до 5 % (на 1,1 п.п.). Вместе с тем уменьшена динамика валового накопления за счет снижения оценки роста инвестиций в основной капитал до 6,6 %. Кроме того, фактором замедления динамики ВВП в 2012 г. будет снижение динамики чистого экспорта в связи с повышением оценки динамики импорта до 12,5 %. Динамика экспорта повышена до 2,3 %.

Динамика ВВП в 2013 г. понижена на 0,1 п.п. В сторону уменьшения изменилась динамика потребления за счет снижения на 0,3 п.п. оборота розничной торговли и платных услуг населению в связи с замедлением роста реальной заработной платы до

5.4 % (на 0,4 п.п.) и реальных доходов населения до

4.5 % (на 0,3 п.п.). Динамика валового накопления при исчерпании фактора восстановительного роста

запасов снижена по сравнению с предыдущим прогнозом из-за снижения темпов роста инвестиций в основной капитал до 6,4 % (на 0,7 п.п.). При этом фактором, повышающим динамику ВВП, является увеличение экспорта до 2,8 % (на 0,5 п.п.) при снижении динамики импорта до 8,1 % (на 1,6 п.п.).

Динамика ВВП в 2014 г. оставлена на уровне 4,4 %, а в 2015 г. рост ВВП прогнозируется на уровне 4,7 %.

В кризис эффективность производства, измеряемая на макроуровне, снизилась: энергоемкость ВВП в 2009 г. возросла на 2,5 %, производительность труда сократилась на 4,1 %. Пересмотр параметров прогноза динамики ВВП на 2012 г. привел к замедлению темпов роста параметров эффективности экономики. По энергоэффективности докризисный уровень будет достигнут не в текущем году, а на год позже. В целом за период 2012-2015 гг. энергоемкость снизится на 8,5-9 %, электроемкость - на 5,5-6 %. Оценка динамики производительности труда на 2012 г. снижена с 3,4 % до 3,1 %, к концу периода рост производительности ускорится до 5,2 % в год.

Дефлятор ВВП в 2012 г. повысился до 7,4 % (на 1,6 п.п.) в результате повышения оценки цен на нефть, приведшего к росту дефлятора экспорта и росту дефлятора промышленного производства до 5,8. Снижение инфляции на фоне укрепления курса рубля и снижение дефляторов по обороту розничной торговли, платным услугам и инвестициям будут факторами, компенсирующими повышение роста дефлятора ВВП.

Дефлятор ВВП в 2013 г. уменьшен на 1,5 п.п. Повышение среднегодовой инфляции на 0,3 п.п. было компенсировано снижением дефлятора чистого экспорта в результате более высокой базы дефлятора экспорта в 2012 г.

Номинальные объемы ВВП увеличены по сравнению с предыдущим прогнозом. Объем ВВП увеличен на 1 639 млрд руб. в 2012 г., на 850 млрд руб. в 2013 г. и на 828 млрд руб. в 2014 г. Увеличение

Структура используемого ВВП

Таблица 8

Динамика основных макроэкономических показателей в 2011 и 2015 гг. (вариант 2) к 2008 г., %

Показатель 2011 2015

ВВП 100 118

Промышленность 103 119

Инвестиции 97 127

Оборот розничной торговли 108 135

Реальная заработная плата 106 134

Производительность труда 102 121

Энергоемкость ВВП 101 93

Экспорт 102 112

Импорт 101 142

номинальных объемов ВВП связано также с пересмотром Росстатом в сторону увеличения объема ВВП в 2010 г. на 234 млрд руб. и превышением ранее сделанной оценки по ВВП за 2011 г. на 858 млрд руб. (табл. 8).

Рост внутреннего спроса в 2013-2015 гг. будет значительно опережать рост ВВП: 5,2-6,6 % против 3,8-4,7 % роста ВВП. По мере исчерпания роста запасов основной вклад в рост внутреннего спроса будут вносить потребительские и инвестиционные расходы. Доля общего конечного потребления в структуре ВВП увеличится в 2015 г. до 70,5 % против 66,9 % в 2011 г. Рост потребления будет определяться, в первую очередь, устойчивым ростом потребления домашних хозяйств, который составит в 2012-2015 гг. в среднем 5,9 % в год.

Рост инвестиционной активности приведет к увеличению доли валового накопления в ВВП до 27,5 % в 2015 году против 22,3 % в 2010 г.

На фоне роста внутреннего спроса чистый экспорт в 2012 г. и в последующие годы будет вносить отрицательный вклад в экономическую динамику. Доля чистого экспорта к 2015 г. снизится до 2 % против 8,1 % в 2010 г. в связи со снижением доли экспорта товаров и услуг до 25,7 % в 2015 г. против 29,3 % в 2010 г., при росте доли импорта до 23,6 % (табл. 9).

Таблица 9

в 2010-2015 гг. (вариант 2), %«

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Расходы на конечное потребление, всего 69,6 66,9 67,6 70,2 70,6 70,5

В том числе домашних хозяйств 50,9 48,9 49,3 50,8 51 51,2

Валовое накопление 22,3 24,5 25,4 26,4 26,9 27,5

Валовое накопление основного капитала 21,3 20,9 21,7 22,8 23,5 24,3

Изменение запасов 1 3,6 3,8 3,6 3,4 3,2

Чистый экспорт 8,1 8,6 6,9 3,4 2,6 2

Экспорт товаров и услуг 29,3 30,4 29,4 26,5 25,9 25,7

Импорт товаров и услуг 21,2 21,8 22,4 23 23,3 23,6

Структурные сдвиги в экономике

Определяющим фактором изменения структуры экономики в 2012-2015 гг. будет сдвиг в пользу производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающие производства, строительство). Доля обрабатывающих производств в 2014-2015 гг. возрастет до 13,7 против 12,9 % в 2010 г. Доля строительства после снижения в 2010-2011 гг. до 5,8-5,5 % к 2015 г. достигнет уровня 6,3 %.

Доля добычи полезных ископаемых при несущественном увеличении физических объемов в значительной мере зависит от ценовой конъюнктуры и динамики обменного курса и будет постепенно снижаться с 9,3 % в 2012 г. до 8-7,9 % в 2013-2015 г. Доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды в структуре ВВП останется стабильной на уровне 3,2-3,3 %.

Рост потребительского спроса приведет к увеличению доли оптовой и розничной торговли в структуре ВВП в 2013-2015 гг. до 16,8-16,6 % против 16,3 % в 2010 г. Практически без изменения останутся доли секторов «Сельское хозяйство» и «Рыболовство». На уровне 10,2-10,1 % стабилизируется в 2013-2015 гг. сектор «Операции с недвижимым имуществом».

Доля добавленной стоимости в бюджетно ориентированных секторах (государственное управление, образование, здравоохранение) в прогнозном периоде незначительно понизится в результате

Структура ВВП в 2010-2015 гг. в разрезе вид

стагнации госрасходов и опережающего развития других секторов (табл. 10).

В начале 2012 г. объем экономики достиг максимального предкризисного уровня II квартала 2008 г. Промышленное производство, оборот розничной торговли, платные услуги вышли на докризисные объемы раньше (уже в 2011 г.), а инвестиции в основной капитал из-за стагнации в строительном секторе выйдут позже (только к концу 2012 г.). В 2015 г. ВВП будет на 18 % превышать докризисный уровень 2008 г., потребление превысит докризисный уровень более чем на 35 % (инвестиции в основной капитал - на 27 %, оборот розничной торговли - на 35 %), импорт - на 42 %.

Инвестиции. Прирост инвестиций в 2012 г. оценивается на уровне 6,6 %. В 2013 г. на фоне снижения цены на нефть и замедления роста прибыли в экономике прогнозируется замедление прироста инвестиций в основной капитал (до 6,4 %). С возобновлением роста цен на сырье прирост инвестиций ускорится (до 7,8 % к 2015 г.).

В целом по экономике уточнение траектории роста инвестиций во многом определяется корректировкой инвестпрограмм компаний топливно-энергетического комплекса. При этом значительно изменилась инвестпрограмма ОАО «Газпром» по состоянию на начало 2012 г. По итогам 2011 г. компания осуществила инвестиций в полтора раза больше запланированной на год суммы. При этом инвести-

Таблица 10

экономической деятельности (вариант2), %

Вид экономической деятельности 2010 2011 2012 Прогноз

(оценка) 2013 2014 2015

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,3 3,4 3,2 3,3 3,3 3,2

Рыболовство, рыбоводство 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

Добыча полезных ископаемых 8,5 9,1 9,3 8 8 7,9

Обрабатывающие производства 12,9 13,6 13,5 13,5 13,7 13,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,3 3,2 3,1 3,2 3,2 3,3

Строительство 5,8 5,5 5,7 6 6,1 6,3

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных 16,3 16,2 16,4 16,8 16,7 16,6

средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов лично-

го пользования

Гостиницы и рестораны 0,9 0,8 0,8 0,9 0,9 0,9

Транспорт и связь 8,3 7,5 7,4 7,5 7,6 7,6

Финансовая деятельность 3,9 3,6 3,5 3,4 3,3 3,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда 10,6 9,9 10 10,2 10,2 10,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и предоставление услуг

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 5,2 5,0 5 5 4,8 4,7

Образование 2,6 2,5 2,5 2,4 2,3 2,2

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 3,2 3,2 3,2 3,2 3 2,9

ции на 2012 г. сильно скорректированы в сторону понижения более чем на 920 млрд руб. (на 57 %). Учитывая высокий вес инвестиций ОАО «Газпром», реализация инвестпрограммы в представленном объеме может резко замедлить рост инвестиций в 2012 г. (до 2-3 %). В основном варианте прогноза учитывалась вероятность переноса сроков ввода объектов инвестпрограммы и более равномерное финансирование развития инфраструктуры газовой отрасли.

В конце 2011 г. также были уточнены инвестиционные планы компаний энергетики. Общее сокращение суммы инвестиций компаний энергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, на 2012-2014 гг. оценивается на уровне 20-25 %. В среднем рост инвестиционного спроса со стороны электроэнергетики замедлится в 2012 г. до 3 % и в последующие годы будет находиться на уровне 3-6 %, а в 2015 г. может стать негативным за счет планируемого снижения вводов мощностей.

Планы компаний нефтяной отрасли по инвестированию в добычу нефти, переработку и транспортировку нефти и нефтепродуктов, наоборот, увеличены на 2012-2013 гг., что объясняется изменением условий налогообложения, а также более высоким уровнем цен на нефть. При этом в 2014-2015 гг. рост спроса на инвестиции со стороны нефтяных компаний может временно иссякнуть в связи с завершением периода обустройства месторождений Восточной Сибири и только начальной стадии разработки месторождений на шельфе. Снижение инвестиций также обусловлено завершением к 2014 г. строительства крупных проектов в трубопроводном транспорте. У нефтеперерабатывающих компаний к 2014 г. оканчивается реализация основных проектов по глубокой переработке и модернизации нефтеперерабатывающих заводов.

Прирост инвестиций в основной каг

В среднем рост инвестиций секторов ТЭК в

2012-2015 гг. составит меньше 3 % в год, что в отличие от предыдущих лет будет значительно ниже, чем рост инвестиций в целом по экономике.

После инвестиционной паузы 2011 г. в секторе недвижимости ожидается возобновление роста инвестиций в основной капитал. С 2014 г. ускорится рост инвестиций в транспорт: в 2014 г. за счет инвестиций в дорожное хозяйство, в 2015 г. - за счет железнодорожного транспорта (рост инвестиций в 1,8 раз в реальном выражении на строительство высокоскоростных магистралей). После оживленного роста инвестиций в 2012 г. в агропромышленный комплекс произойдет замедление в период

2013-2015 гг. (табл. 11).

В 2012-2015 гг. рост инвестиций будет в большей степени обусловлен расходами собственных средств предприятий. Доля собственных средств в структуре источников финансирования возрастет к 2015 г. на 3-4 п.п. (в 2011 г. - 42,7 %). Инвестиционные расходы бюджетной системы в 2012 г. увеличатся на 200 млрд руб. за счет роста финансирования транспортной инфраструктуры, космического сектора и непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы. За 2013-2015 гг. капитальные расходы бюджетной системы сократятся в реальном выражении на 3-3,5 %. В структуре источников финансирования инвестиций доля бюджетных средств сократится к концу периода до 11 % (в 2011 г. - 3,4 %).

В целом в 2012-2015 гг. инвестиции в основной капитал будут расти быстрее ВВП, валовое накопление основного капитала приблизится к 25 % (возрастет с 21 % в 2011 г. до 24 % в 2015 г.).

В консервативном варианте учтено сокращение инвестпрограмм компаний топливно-энергетического комплекса. Кроме того, учтен объем государственных расходов, заложенный в бюджете, и соответс-

Таблица 11

гал в 2011-2015 гг. по комплексам, %о

Комплекс 2011 2012 2013 2014 2015

Инвестиции в основной капитал в целом по экономике, всего 8,3 6,6 6,4 7,3 7,8

В том числе: 8,3 6,6 6,4 7,3 7,8

- топливно-энергетический комплекс 16,8 1 7,2 2,8 -1,3

- транспорт (без трубопроводного) и связь 12,5 2,5 0,8 7 11,2

- агропромышленный комплекс 7,8 10,8 8,8 8,8 9,7

- сырьевой комплекс* 6,4 8,2 5,3 5,7 6,4

- образование, здравоохранение 7,6 9,3 12 14,4 12

- недвижимость -7,1 15 8 11 15

* Обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство прочих неметаллических минеральных продуктов; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

твенно меньшие объемы расходов на сектор исследований и разработок (от 20 до 50 млрд руб. в год), на высокотехнологичные отрасли машиностроения (от 15 до 45 млрд руб.) и на развитие транспортной инфраструктуры (около 100 млрд руб. в год).

Промышленность. Темпы прироста промышленного производства в 2012-2015 гг. в базовом варианте замедлятся и составят 3,1-4,2 %.

В прогнозный период сохранится тенденция опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производством топливно-энергетических ресурсов.

Динамично будут развиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос. Так, в среднесрочной перспективе сохранится тенденция наращивания объемов пищевого производства (темп роста производства пищевых продуктов в 2015 к 2011 г. - 113,3 %) за счет роста потребительского спроса на продовольственные товары и значительных объемов предложения сельскохозяйственной продукции. Высокие темпы роста прогнозируются в текстильном и швейном производстве (113,4 %), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (120,4 %).

Темп роста производства продукции машиностроения сохранится на высоком уровне. В основном варианте прогноза наиболее высокими темпами будут развиваться производство транспортных средств (147,7 %), производство машин и оборудования (135,3 %), производство электрооборудования (128 %).

Государственная политика развития машиностроительного комплекса представлена комплексом программ, в том числе действующими федеральными целевыми программами («Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы», «Развитие электронной компонентной базы на 2008-2015 годы», «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы») и разрабатываемыми в настоящее время государственными программами в сфере развития авиации, судостроения, электроники.

Кроме того, осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на реализацию инвестиционных проектов и технологическое перевооружение; применяется режим «промышленной сборки» автомобильной техники, ее основных узлов и агрегатов, а также государством оказывается подде-

ржка спроса на продукцию российского производства на внутреннем рынке за счет госзакупок.

При этом присоединение Российской Федерации к ВТО может внести корректировки в дальнейшее развитие отдельных секторов машиностроительного комплекса (автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение) в связи с процессами адаптации хозяйственной деятельности производственных предприятий к новой рыночной конъюнктуре, которые могут быть вызваны снижением (по ряду направлений уже при начальном уровне связывания) уровня таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка высокотехнологичной продукции.

В этой связи в настоящее время разрабатываются меры по адаптации отдельных секторов экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО.

Из сырьевых отраслей высокий индекс роста продемонстрирует химическое производство (2015 г. к 2011 г. - 131,3 %) и металлургическое производство (114,7 %). Рост металлургического производства объясняется, в том числе, политикой компаний черной металлургии, которыми взят курс на преодоление технологической отсталости производства и снижение энергоемкости. Вывод мартеновских агрегатов завершится до 2020 г. Доля разливки стали на машинах непрерывного литья заготовок к 2015 г. составит 85-90 %.

Высокий перспективный спрос в сфере жилищного строительства и развития транспортной инфраструктуры позволит обеспечить рост спроса на строительные материалы (132,4 %).

В 2011-2015 гг. прогнозируется дальнейшая диверсификация структуры промышленного производства. Доля топливно-энергетического комплекса сократится с 45,1 % в 2011 г. до 41,4 % в 2015 г., в том числе доля добычи топливно-энергетических полезных ископаемых - с 20,5 до 18,1 %. Доля инвестиционного спроса в совокупном выпуске промышленности возрастет с 17,9 % в 2011 г. до 21,3 % в 2015 г. В этой группе наиболее резко повысится доля машиностроения (с 15 до 18 %). Доля потребительского комплекса сократится незначительно.

Рост промышленного производства в 2012 г. по сравнению с оценкой, принятой в утвержденном прогнозе, ожидается на 0,5 п.п. ниже (за счет уточнения базы и структуры производства). Снижение связано с сокращением индекса обрабатывающих отраслей на 0,5 п.п., производства и распределения энергии, газа и воды на 0,7 п.п., добычи полезных ископаемых на 0,1 п.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.