Научная статья на тему 'Прогноз состава флота судов смешанного "река-море" плавания до 2025 года с определением наиболее востребованных типов судов'

Прогноз состава флота судов смешанного "река-море" плавания до 2025 года с определением наиболее востребованных типов судов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
455
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТИЛИЗАЦИЯ / ВЫБЫТИЕ / СПИСАНИЕ / СУДНО СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ / ВОЗРАСТ / АВАРИЯ / ПРОГНОЗ / НОВЫЕ КОНЦЕПТЫ / SCRAPPING / DECOMMISSIONING / MIXED-NAVIGATION SHIP / AGE / EMERGENCY / PREDICTION / NEW CONCEPTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Геннадий Вячеславович, Егоров Александр Геннадьевич

Приведена информация по выбытию судов смешанного плавания основных «классических» проектов, включая аварийные случаи. По проектам выполнен анализ технического состояния флота судов смешанного плавания. Дан прогноз по списанию этих судов. Предложены к строительству предпочтительные для существующей конъюнктуры типы судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prediction of river-sea fleet composition up to 2025 with identification ofthe most needed ship types

This paper gives information on decommissioning of mixed-navigation vessels of main “classic” designs, including the cases of emergencies, as well as analyses technical conditions for ships of each design and gives decommissioning predictions for these ships. The paper also suggests construction of ship types preferable for current circumstances.

Текст научной работы на тему «Прогноз состава флота судов смешанного "река-море" плавания до 2025 года с определением наиболее востребованных типов судов»

Г.В. ЕГОРОВ, А.Г. ЕГОРОВ

Морское Инженерное Бюро-СПб, Санкт-Петербург

ПРОГНОЗ СОСТАВА ФЛОТА СУДОВ СМЕШАННОГО «РЕКА-МОРЕ» ПЛАВАНИЯ ДО 2025 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ ТИПОВ СУДОВ

Приведена информация по выбытию судов смешанного плавания основных «классических» проектов, включая аварийные случаи. По проектам выполнен анализ технического состояния флота судов смешанного плавания. Дан прогноз по списанию этих судов. Предложены к строительству предпочтительные для существующей конъюнктуры типы судов. Ключевые слова: утилизация, выбытие, списание, судно смешанного плавания, возраст, авария, прогноз, новые концепты.

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Для цитирования: Егоров Г.В., Егоров А.Г. Прогноз состава флота судов смешанного «река-море» плавания до 2025 года с определением наиболее востребованных типов судов. Труды Крыловского государственного научного центра. 2018; Специальный выпуск 2: 169-178.

УДК 629.54/.55.003 DOI: 10.24937/2542-2324-2018-2-S-I-169-178

G.V. EGOROV, A.G. EGOROV

Marine Engineering Bureau - St. Petersburg, Mira str., 15, bld. 1, St. Petersburg, Russia

PREDICTION OF RIvER-SEA FLEET COMPOSITION UP TO 2025 wITH IDENTIFICATION OF THE MOST NEEDED SHIP TYPES

This paper gives information on decommissioning of mixed-navigation vessels of main "classic" designs, including the cases of

emergencies, as well as analyses technical conditions for ships of each design and gives decommissioning predictions for these

ships. The paper also suggests construction of ship types preferable for current circumstances.

Key words: scrapping, decommissioning, mixed-navigation ship, age, emergency, prediction, new concepts.

Authors declare lack of the possible conflicts of interest.

For citations: Egorov G.V, Egorov A.G.. Prediction of river-sea fleet composition up to 2025 with identification of the most needed ship types. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2018; Special issue 2: 169-178 (in Russian). UDC 629.54/.55.003 DOI: 10.24937/2542-2324-2018-2-S-I-169-178

Начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис и его последующие волны оказали значительное влияние на флот судов смешанного плавания. Резко усилилась межвидовая конкуренция в отечественном транспорте, и в силу многих причин поддержка государства, по сути, сосредоточилась в отношении железнодорожного транспорта, т.к. он не имеет сезонности, не зависит от погоды, может обеспечить доставку грузов, опираясь на развитую сеть дорог и при этом ближе к клиенту. Однако в результате совокупные издержки на транспортировку многих грузов, например нефтепродуктов, фактически вы-

росли, но это станет понятно рынку через некоторое время, а тем временем существующий флот судов смешанного «река-море» плавания значительно потеряет позиции: суда, построенные 30-40 лет назад, будут списаны, новых же строится немного.

Целью настоящей публикации является обоснование типоряда новых судов смешанного «река-море» плавания с выявлением типов судов, наиболее востребованных на рынке транспортных услуг, на основе исследования статистических закономерностей списания таких судов и прогноза спроса на подобные суда на перспективу до 2025 г.

Понятно, что утилизация - сдача судов на металлолом - является абсолютно объективным фактом. Благодаря этому поддерживается достаточный уровень безопасности морского и речного транспорта, совершенствуются применяемые транспортные средства за счет ввода в эксплуатацию новых судов. Очевидно, что утилизация «старых» серий судов смешанного «река-море» плавания не просто идет, но идет с нарастающими темпами. Ее пик пришелся на 2008-2015 гг., и этот процесс продолжается (рис. 1, табл. 1).

К июню 2017 г. из 76 судов, называемых «Балтийскими» проекта 781 (по сути, первая серия советских судов, спроектированных специально для «река-море» перевозок, строились в 1962-1968 гг.), списано 91 % - 69 (10 % - 7 судов потеряны в катастрофах, утилизировано в XXI веке 49 % - 38 судов, до 2000 г. - 24 судна). В эксплуатации находятся 7 судов средним возрастом 51,9 года, из них 5 с флагом России. Средний возраст утилизируемых судов - 37 лет. При этом пик утилизации наблюдался в 2009-2010 гг., когда было списано сразу 16 судов проекта 781 (21 % серии). Из 40 не менее известных судов «Волго-Балтов» советской постройки проекта 791 (строились в 1962-1969 гг.) списано 90 % - 36 (19 % - 7 судов потеряны в катастрофах, утилизировано в XXI веке 33 % - 13 судов, до 2000 г. - 16 судов). В эксплуатации 3 судна средним возрастом 51 год. Средний возраст утилизируемых

судов - 34 года, при этом следует иметь в виду, что значительная часть судов была списана в советское время. Основной график списания судов, как правило, сохранял линейный характер, что является признаком равномерной утилизации объектов - обычно это отвечает списанию по техническому состоянию. Из 152 «Волго-Балтов» проектов 2-95 и 2-95АЖ постройки ЧССР (строились в 1967-1984 гг.) списано 35,5 % - 54 (17 % - 9 судов потеряны в катастрофах, утилизировано 45 судов). В эксплуатации 91 судно средним возрастом 40,5 года, в отстое 7 судов средним возрастом 45,7 года. Средний возраст утилизации - 40 лет. Основной график списания судов имеет после 2008 г. ярко выраженный экспоненциальный характер - это отражение морального старения по экономическим причинам (в 2011 г. было утилизировано 9 судов, в 2010 г. - 8 судов).

Если же выделить первую серию из 73 «Вол-го-Балтов» проекта 2-95 (строились в 1967-1974 гг.), то из них списано 60 % - 44 судна (16 % - 7 судов потеряны в катастрофах, утилизировано в XXI веке 51 % - 37 судов, до 2000 г. - 1 судно). В эксплуатации 27 судов средним возрастом 46,4 года, причем только 9 с флагом России.

Из 121 «Сормовского» судна проекта 1557 (строились в 1967-1986 гг.) списано 39,7 % - 48 (17 % - 8 судов потеряны в катастрофах, утилизировано 40 судов). В эксплуатации 63 судна средним возрастом 39 лет. Средний возраст утилизации - 38,4 года. Основной

Рис. 1. количество утилизированных судов по всем проектам с распределением по годам

60

40

30

20

10

0

Кол-во судов

1980 1У85

1990 1995 2000 2005 2010 2015 1 оды

Балтийский (пр,6134 Б20)

Балтийский {Пр. 761, 781 э)

Аллур (пр. 9J.-040)

Василий Шукшин (riD.isss)

Волге (пр.19610.19611)

Волга Балт (пр.7Э1||

Boflго-Бал* (пр,2-95)

Волго-Дон (ПР-507А, 5076)

ВОЛ ГО-Дон (пр,1565)

Волжский (лр.05074)

Мчан LUcnetou (пр. 16510)

Калининград (лр.21-88. 21-89).

Кишинев (пр.1572)

Ладога (пр,285. 289. 787)

Невский <пр,Р 32, Р-32А, Р32К)

Омский (пр. 1743, 1743.1)

Мареной (пр. 1Й14ДИТ, 1£10дЕп )

Рефрижератор (rip.037)

Сибирский (ор, 292, 022S)

Сло&утич (пр. J3-OSQ. Д-080МК1

Сормовский tnp.15.57)

Сормооский {пр.4BS)

СТК(пр. 326» 326,1)

СТ-1300 top- 191, 15620. 19621, Р-1Й8)

Финский {пр. 1000)

Шестая пятилетка (лр.5 76)

Нефтерудовоэ(пр. 1570)

Волгонефть (пр. 550, S5Ä)

Волгооефть (пр 630)

Волгонефть (пр. 550А, 1577)

л^манефть (пр. Р 77)

Лена нефть (пр. 621)

бункеровщик (пр. 610)

Олгг Küuhp&ü.i (пр, 1677)

Олег Кошевой 1 сер (пр. 56Б)

G.v. Egorov, A.G. Egorov. Prediction of river-sea fleet composition up to 2025 with identification of the most needed ship types.

Таблица 1. Сводная информация по выбытию судов смешанного плавания основных «классических» проектов

Всего списано, ед.

Потеряно в авариях, ед.

о

см

о про

тк ек

о

Про

В

р ер

т о п о

оег

е

сс ВВ

о По

ар

жа

о По

рпу р

ок

о

л

е р

о пр

О

i го

тк о э

В В

о

СМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аг

I

и р

п аг

I

и р

п аг

I

Сухогрузные

«Волго-Дон максы»

507А, Б 119 46 4 0 0 3 0 1 42 22 51 41,96 46,32 33,50 37,88 63 10 44 2

1565 108 18 5 1 0 0 0 4 13 9 81 39,49 44,56 28,40 34,69 66 24 10 8

05074 63 12 2 0 0 1 0 1 10 4 47 27,23 27,00 15,50 18,80 20 31 11 1

19610, 19611 47 0 0 0 0 0 0 0 0 6 41 24,00 23,33 - - 24 23 0 0

Итого по 337 76 11 1 0 4 0 6 65 41 220 34,6 40,7 27,9 34,3 173 88 65 11

разделу

«Трехтысячники»

92-040 44 3 2 2 0 0 0 0 1 7 34 29,38 28,86 25,00 27,00 10 31 3 0

791 40 36 7 0 2 1 1 3 29 1 3 50,67 53,00 32,57 34,10 2 2 19 17

2-95 152 54 9 1 0 0 0 8 45 7 91 40,49 45,71 32,89 39,76 36 62 8 46

1557 121 48 8 2 1 2 0 3 40 10 63 39,00 43,50 34,25 38,43 22 51 7 41

488 34 0 0 0 0 0 0 0 0 0 34 32,62 - - - 20 14 0 0

1743, 1743.1 138 14 7 2 0 1 0 4 7 13 111 33,75 29,46 26,57 30,57 87 37 4 10

292,0225 33 2 0 0 0 0 0 0 2 0 31 35,87 - - 23,00 26 5 0 2

Итого по 562 157 33 7 3 4 1 18 124 38 367 36,1 36,7 31,3 37,1 203 202 41 116

разделу

«Первые» серии

21-88, 21-89 118 56 12 0 0 3 0 9 44 9 53 52,36 51,89 36,00 36,77 52 10 38 18

576 252 175 5 0 0 1 0 4 170 24 53 55,89 55,79 43,80 38,14 68 9 169 6

Фин1000 20 4 0 0 0 0 0 0 4 2 14 54,07 52,00 - 40,00 15 1 1 3

Итого по 390 235 17 0 0 4 0 13 218 35 120 54,1 54,6 38,3 37,9 135 20 208 27

разделу

Продолжение табл. 1

Всего списано, ед.

Потеряно в авариях, ед.

со ор

см с

£ и

о

Про

В

р ер

т о п о

оег

е

сс ВВ

о По

ар

£

о По

р

§

о

н

е р

о пр

О

I

го

В

В

о

СМ

аг

I

и р

п аг

I

и р

п аг

I

Морские ограниченного района плавания

1588 24 19 3 1 0 0 0 2 16 1 4 31,25 38,00 22,67 29,69 5 0 3 16

16510 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 19,00 - - - 3 0 0 0

1572 35 23 1 0 0 0 0 1 22 6 6 40,67 41,50 37,00 36,82 1 11 4 19

Итого по разделу 62 42 4 1 0 0 0 3 38 7 13 32,8 41,0 26,3 33,8 9 11 7 35

«Двухтысячники»

613, 620 16 4 0 0 0 0 0 0 4 4 8 38,38 36,75 - 33,25 6 6 4 0

781, 781Э 76 69 7 0 2 0 0 5 62 0 7 51,86 - 31,14 36,98 5 2 30 39

285,

289, 27 16 0 0 0 0 0 0 16 3 8 34,25 31,67 - 32,63 2 9 0 16

787

1810двт, 1814двт 22 19 1 1 0 0 0 0 18 1 2 48,00 51,00 38,00 40,06 2 1 5 14

Итого по разделу 141 108 8 1 2 0 0 5 100 8 25 41,6 36,6 32,0 36,7 15 18 39 69

СТ и СТК

037

9 7 2100015 0 2 34,50

28,50 28,00 1

1 3 4

326, 326.1

67 23 2 0 1 1 0 0 21 6 38 32,34 32,33 20,00 29,76 30 14 12 11

Р-!68' 87 24 7 4 0 0 0 3 17 14 49 29,29 30,00 21,29 22,53 41 22 7 17 19620,

19621

Итого по

163 54 11 5 1 1 0 4 43 20 89 30,7 30,7 22,4 26,7 72 37 22 32

разделу

G.v. Egorov, A.G. Egorov. Prediction of river-sea fleet composition up to 2025 with identification of the most needed ship types.

Продолжение табл. 1

Всего списано, ед.

Потеряно в авариях, ед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

см

о про

£ 5J

о

Про

В

р ер

т о п о

оег

е

сс ВВ

о По

ар

is

о По

р

S

о

н

е р

-Q

д

о пр

О

i го

о ан

в

о иро

В

В

о

CM

аг

I

и

пр

аг

ё

и

пр

аг

ё

Площадки и бункерные без крышек

Д-080, Д-080МК 22 11 1 0 0 1 0 0 10 2 9 28,67 28,00 23,00 21,80 5 6 0 11

Р-32,

Р-32А, 40 4 2 0 0 0 0 2 2 0 36 34,50 - 14,50 21,50 33 3 1 3

Р-32К

Итого по разделу 62 15 3 0 0 1 0 2 12 2 45 33,3 28 17,3 21,8 38 9 1 14

Итого по типу 1717 687 87 15 6 14 1 51 600 151 879 37,6 41,2 30,5 35,8 645 385 383 304

Нефтеналивные

Типа «Волгонефть»

550,558 66 43 2 0 0 2 0 0 41 2 21 48,29 49,50 8,00 34,00 23 0 43 0

550А, 1577 131 11 2 0 0 2 0 0 9 15 105 41,85 42,20 26,50 37,78 119 1 11 0

630 9 0 0 0 0 0 0 0 0 0 9 26,89 - - - 9 0 0 0

Итого по разделу 206 54 4 0 0 4 0 0 50 17 135 41,9 43,1 17,3 34,7 151 1 54 0

Типа «Ленанефть

Р-77 53 7 3 1 2 0 0 0 4 5 41 38,59 40,20 27,00 37,00 46 0 7 0

621 30 1 1 0 1 0 0 0 0 1 28 28,93 29,00 18,00 - 27 2 1 0

Итого по разделу 83 8 4 1 3 0 0 0 4 6 69 34,7 38,3 24,8 37,0 73 2 8 0

Нефтерудовозы

1570

59 15 1 0 0 0 0 1 14 19 25 35,68 38,47 45,00 36,71 41 3 14 1

Итого по разделу

59 15 1 0 0 0 0 1 14 19 25 35,7 38,5 45,0 36,7 41 3 14 1

Окончание табл. 1

Всего списано, ед.

тк е о

Про

В

Потеряно в авариях, ед.

ВВ

о По

ар

«

о По

р орк

о

ел р

е Пе

ота

го

В

В

о

СМ

I

£

и при

I

о про

и при

I

Прочие

610 60 5 1 0 0 0 0 1 4 6 49 30,59 32,00 20,00 21,00 33 22 2 3

1677 29 3 0 0 0 0 0 0 3 4 22 31,27 33,50 - 29,67 5 21 2 1

566 41 40 1 0 0 0 0 1 39 1 0 - 51,00 31,00 28,13 0 1 7 33

Итого по разделу 130 48 2 0 0 0 0 2 46 11 71 30,8 34,3 25,5 27,6 38 44 11 37

Итого по типу 478 125 11 1 3 4 0 3 114 53 300 37,1 39,1 24,0 32,2 303 50 87 38

Суммарно 2195 812 98 16 9 18 1 54 714 204 1179 37,5 40,6 29,7 35,2 948 435 470 342

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

график списания судов имеет после 2008 г. ярко выраженный экспоненциальный характер (в 2011 г. было утилизировано 9 судов); утилизация продолжается: например, в 2017 г. утилизировано 7 судов. В отстое находится 10 судов средним возрастом 43,5 года -они, вероятнее всего, также будут сданы на металлолом. 41 судно (85 % из всех списанных) было утилизировано не под российским флагом (это, как правило, турецкие судовладельцы).

Из 118 судов «чешек» (постройки Чехословакии) проекта 21-88 (по сути, одна из первых серий советских судов, которые использовались для «река-море» перевозок, строились в 1962-1968 гг.) списано 47,5 % - 56 (21 % - 12 судов потеряны в катастрофах, утилизировано 44 судна). В эксплуатации 53 судна средним возрастом 52,4 года, из них практически все (52 судна) с флагом России. Средний возраст утилизации - 36,8 года. Основной график списания судов, как правило, сохраняет «выпуклую» форму, что является признаком равномерной утилизации объектов - обычно это отвечает списанию по техническому состоянию.

Из 87 относительно новых судов «овощевозов» проектов 19620, Р-168, 191 типа «СТ» (строились в 1983-1994 гг.) списано 27,5 % - 24 (29 % - 7 судов потеряны в катастрофах, утилизировано 17 судов, причем все имели нероссийский флаг). В эксплуатации 49 судов средним возрастом 29,3 года. Средний возраст утилизации - 22,5 года. Основной график списания судов имеет после 2003 г. ярко выраженный экспоненциальный характер; утилизация продолжается: например, в 2016 г. утилизировано 2 судна.

Похожая ситуация наблюдается с 67 тоже относительно новыми судами постройки ГДР проектов 326 и 326.1 типа «СТК» (строились в 1978-1989 гг.). Из них списано 34,3 % - 23 (8,6 % - 2 судна потеряны в катастрофах, утилизировано 21 судно, из них 11, или 52 %, имели нероссийский флаг). В эксплуатации находится 38 судов средним возрастом 32,3 года. Средний возраст утилизируемых судов - 29,8 лет. Основной график списания судов имеет после 2009 г. ярко выраженный экспоненциальный характер, пик пришелся на 2013 г., когда было списано сразу 6 судов; утилизация продолжается.

G.v. egorov, A.G. egorov. Prediction of river-sea fleet composition up to 2025 with identification of the most needed ship types.

Экологические требования оказали значительное влияние на известную серию комбинированных судов - нефтерудовозов проектов 1570 и 1553 (строились в 1968-1992 гг.). Из 59 единиц на начало 2017 г. списано 25,4 % - 15 (6 % - 1 потерян в катастрофе, утилизировано 14). В эксплуатации 25 судов средним возрастом 35,6 года. Средний возраст утилизируемых судов - 36,7 лет. Основной график списания судов имеет после 2010 г. ярко выраженный экспоненциальный характер, пик пришелся на 2010 и 2011 гг., когда было списано сразу 6 судов. Утилизация продолжается: уже в 2017 г. было списано 2 судна.

Из 66 танкеров первой серии судов «Волгонефть» проектов 550, 558 (по сути, первая серия танкеров, которые использовались для «река-море» перевозок, строились в 1963-1972 гг.) списано 65,2 % - 43 (4,7 % - 2 судна потеряны в катастрофах, утилизировано 41 судно). В эксплуатации 21 судно средним возрастом 48,3 года, из них все с флагом России. Средний возраст утилизируемых судов - 34 года. Основной график списания судов имеет линейный характер, что является признаком равномерной утилизации объектов. Сейчас суда работают, как правило, на реке, что видно из графика списания, характерного для судов внутреннего плавания. В отстое всего 2 судна средним возрастом 49,5 года. Серия явно востребована рынком, что понятно из «равномерной» динамики утилизации: в среднем из эксплуатации выводят по 1-2 таких танкеров в год.

Представляет большой интерес процесс списания второй серии судов «Волгонефть» проектов 1577, 550А (строились в 1967-1982 гг.). Из 131 объекта списано 8,3% - 11 (2 танкера потеряны в катастрофах, утилизировано 9 судов). В эксплуатации 105 танкеров средним возрастом 41,9 года, из них все с флагом России. Средний возраст утилизируемых судов - 37,8 лет. В отстое 15 танкеров средним возрастом 42,2 года. Основной график списания судов после 2009 г. имеет ярко выраженный экспоненциальный характер - это отражение морального старения по причине введения требований МАРПОЛ к высоте второго дна. В 2009 г. было списано сразу 5 таких танкеров. Однако потом процесс утилизации приостановился, т.к. судовладельцы смогли «сдвинуть» выполнение требований МАРПОЛ в несколько этапов до 1 января 2018 г. Серия явно востребована рынком, что видно из динамики утилизации.

Оказались не востребованы рынком относительно новые сухогрузные суда типа «Ладога»

проектов 285, 289 и 787 (строились в Финляндии в 1972 - 1989 гг.), ориентированные на смешанные «река-море» перевозки с заходом в Сайменский канал. Из 27 сухогрузов этого типа уже утилизировано 59,3 % - 16. В эксплуатации находится 8 судов средним возрастом 34,2 года.

Судя по всему, такая же судьба уготована рынком судам грузоподъемностью около 2000 т типа «Балтийский» проектов 613 и 620 (строились в Финляндии в 1977-1981 гг.). Из 16 сухогрузов этого типа уже утилизировано 25 % - 4. В эксплуатации 8 сухогрузов средним возрастом 38,4 года. В отстое 4 судна средним возрастом 36,7 года. Средний возраст утилизируемых судов - 33,3 года. Основной график списания судов после 2010 г. имеет ярко выраженный экспоненциальный характер.

Прямо противоположная тенденция наблюдается по сухогрузным судам типа «Омский» (строились в России и Румынии в 1972-1995 гг.); их особенностью является возможность перевозить 3000 т груза при осадке в реке 3,20 м, что крайне важно для маловодных годов. Из 138 сухогрузов этого типа списано 10 % - 14, причем 7 были потеряны в катастрофах, а сданы на металлолом всего 4. В эксплуатации сейчас находятся 111 судов средним возрастом 33,8 года, в отстое - 13 средним возрастом 29,5 года (в основном из-за банкротства операторов, например компании «Кент шиппинг»). Под флагом России работает 87 судов этого типа.

Безусловно, суда класса «Волго-Дон макс» востребованы не меньше, чем суда типа «Омский». Например, из 63 сухогрузных судов типа «Волжский» проекта 05074 (строились в 1981-1999 гг.) списано 19 % - 12, причем 2 были потеряны в катастрофах, а сданы на металлолом 10 средним возрастом 18,8 года. В эксплуатации сейчас находятся 47 судов средним возрастом 27,2 года, в отстое - 4 средним возрастом 27 лет (также в основном из-за банкротства операторов). Под флагом России работает 20 судов данного типа.

Из 108 сухогрузных судов типа «Волго-Дон» проекта 1565 (строились в 1968-1990 гг.) списано 17 % - 18, причем 5 были потеряны в катастрофах, сданы на металлолом 13 средним возрастом 34,7 года. В эксплуатации сейчас находится 81 судно средним возрастом 39 лет, в отстое - 9 средним возрастом 44,6 года. Под флагом России работает 66 судов этого типа.

Из 119 сухогрузных судов типа «Волго-Дон» проекта 507, 507А, 507Б (строились в 1960-1980 гг.)

списано 39 % - 46, причем 4 были потеряны в катастрофах, а сданы на металлолом 42 средним возрастом 37,8 года. В эксплуатации находится 51 судно средним возрастом 42 года, в отстое - 22 средним возрастом 46,3 года. Основной график списания судов имеет линейный характер. Сейчас суда работают, как правило, на реке - это видно из графика списания, характерного для судов внутреннего плавания. Однако в 2017 г. было списано сразу 9 судов, что является признаком физического старения корпуса, т.к. сам тип таких судов востребован на рынке.

Схожая с сухогрузными судами типа «Омский» тенденция к сохранению серии наблюдается на танкерах типа «Ленанефть» проекта Р-77 (строились в России и в Болгарии в 1972-1984 гг.); их особенностью является малая осадка, что принципиально необходимо для работы в реках Сибири при Северном завозе. Из 53 танкеров этого типа списано всего 13 % - 7, причем 3 были потеряны в катастрофах, на металлолом сданы всего 4 средним возрастом 37 лет. В эксплуатации находится 41 судно средним возрастом 38,6 года (все с флагом России), в отстое - 5 средним возрастом 40,2 года.

Результаты анализа списания по отдельным проектам судов смешанного плавания позволяют сделать вывод о трех моделях списания, характерных для отечественных судов смешанного плавания:

• списание по классической схеме (1-я модель), при которой значительная часть судов серии списывается при достижении ими максимального допустимого расчетного срока эксплуатации, как правило, 25-30 лет, а оставшиеся в эксплуатации суда - по остаточном принципу (по убывающей);

• списание в силу морального устаревания (2-я модель), при которой значительная часть судов серии списывается при наступлении определенных внешних обстоятельств (обвал рынка, потеря рентабельности в работе судна, несоответствие судна конъюнктуре рынка). При этом средний возраст списания может не достигать расчетного эксплуатационного срока (суда типа «СТ» проектов 19620, Р-168, 191) или, наоборот, быть значительно выше (суда типа «Волго-Балт» проекта 2-95АЖ);

• списание по комбинированной схеме (3 модель), при которой суда серии списываются постепенно в зависимости от достижения допустимого расчетного срока эксплуатации, режимов эксплуатации и судовладельца.

Классическое списание по первой модели характерно для судов смешанного плавания, работающих/работавших преимущественно на реке (проекты 21-88, 21-89 типа «Калининград», проект 576 типа «Шестая пятилетка»).

Списание в силу морального устаревания характерно для судов смешанного плавания, строившихся в свое время под определенные задачи, которые сегодня утратили актуальность (суда типа «СТ» проектов 19620, Р-168, 191, 037, типа «Волго-Балт» проекта 2-95А/Я, проектов 326, 326.1 типа «СТК», проекта 1570 типа «Нефтерудовоз», проектов 285, 289, 787 типа «Ладога», проектов 1810, 1814 типа «Морской» и т.п.).

Списание по комбинированной модели характерно для судов смешанного плавания, которые являются актуальными и сегодня, но списываются по ряду причин - техническое состояние, аварии, банкротство судовладельца и др. (суда проектов 781, 781э, 613, 620 типа «Балтийский», проектов 550, 558, 550А, 1577 типа «Волгонефть», проектов Р-77, 621 типа «Ленанефть», проектов 507А, Б, 1565 типа «Волго-Дон» и т.п.).

Многие из таких судов могут потерять актуальность в будущем, и первая или третья модели списания поменяются на вторую: например, танкеры, не соответствующие Правилам МАРПОЛ с 2018 г., или суда, не дооборудованные системой обработки балластных вод в соответствии с Балластной конвенцией BWM 2004 к первому после 8 сентября 2020 г. очередному освидетельствованию [3]. Прогнозировать выбытие судов смешанного «река-море» плавания можно в целом для всего флота, но оценка будет очень грубой, т.к. зависимости выбытия для судов различных проектов значительно различаются и носят вероятностный характер.

Для каждого проекта, базируясь на полученных выше данных и опираясь на выбранную модель утилизации, можно прогнозировать определенные сроки списания, указанные в табл. 2.

Из исследованных 2195 построенных в 19561999 гг. судов смешанного, внутреннего и ограниченного морского плавания самых известных серий на сегодня списано 812 судов (37 %). Потеряно в катастрофах 98 (12 %) средним возрастом 29,7 года. Утилизировано 714 средним возрастом сдачи на металлолом 35,2 года, при этом 342 (48 %) имели нероссийский флаг. Работает 1179 судов средним возрастом 37,5 года (из них 948 с флагом России). В отстое 204 судна средним возрастом 40,6 года. Прогноз на

G.v. Egorov, A.G. Egorov. Prediction of river-sea fleet composition up to 2025 with identification of the most needed ship types.

Таблица 2. Прогноз выбытия судов смешанного «река-море» плавания на июнь 2017 г.

1 в о в о

Проект <u м ^ s s 1 с ые s и о £ с ё « & <и 2 « д ^ « сд св u е « п о о д ^ « сд ce u " § "

Прогнс год вы( серии S ° d ft о ° се О л е £ действ; судов на 2017 С £ о ° й ^ ^ О й СЕо ОЙ (N Сак

Балтийский (пр. 613, 620) 2026 9,0 8 5 1

Балтийский (пр. 781, 781Э) 2020 3,0 7 1 -

Амур (пр. 92-040) 2029 12,0 34 28 17

Василий Шукшин (пр. 1588) 2020 3,0 4 1 -

Волга (пр. 19610, 19611) 2036 19,0 41 37 31

Волго-Балт (пр. 791) 2018 1,0 3 - -

Волго-Балт (пр. 2-95АЖ) 2025 8,0 91 60 5

Волго-Дон (пр. 507А, 507Б) 2030 13,0 51 38 14

Волго-Дон (пр. 1565) 2034 17,0 81 70 56

Волжский (пр. 05074) 2036 19,0 47 40 27

Иван Щепетов (пр. 16510) 2035 18,0 3 3 2

Калининград (пр. 21-88, 21-89) 2025 8,0 53 29 4

Кишинев (пр. 1572) 2020 3,0 6 1 -

Ладога (пр. 285, 289, 787) 2021 4,0 8 3 -

Невский (пр. Р-32, Р-32А, Р-32К) 2034 17,0 36 30 18

Омский (пр. 1743, 1743.1) 2029 12,0 111 86 41

Морской (пр. 1814двт, 1810двт) 2019 2,0 2 - -

Рефрижератор (пр. 037) 2019 2,0 2 - -

Сибирский (пр. 292, 0225) 2028 11,0 31 27 11

Славутич (пр. Д-080, Д-080МК) 2023 6,0 9 5 -

Сормовский (пр. 1557) 2027 10,0 63 44 19

Сормовский (пр. 488) 2033 16,0 34 29 17

СТК (пр. 326, 326.1) 2024 7,0 38 16 -

СТ (пр. 191, 19620, 19621, Р-168) 2026 9,0 49 32 9

Финский (пр. 1000) 2030 13,0 14 10 4

Шестая пятилетка (пр. 576) 2022 5,0 53 28 -

Нефтерудовоз (пр. 1570) 2023 6,0 25 12 -

Волгонефть (пр. 550, 558) 2024 7,0 21 14 -

Волгонефть (пр. 630) 2038 21,0 9 8 6

Волгонефть (пр. 550А, 1577) 2027 10,0 105 78 30

Ленанефть (пр. Р-77) 2027 10,0 41 29 11

Ленанефть (пр. 621) 2038 21,0 28 25 20

Бункеровщик (пр. 610) 2028 11,0 49 35 16

Олег Кошевой (пр. 1677) 2026 9,0 22 11 3

Олег Кошевой 1 сер. (пр. 566) 2018 1,0 0 - -

Всего 1179 835 362

2020 г. - 835 судов старых типов, на 2025 г. - 362 судна. Иными словами, через 5-10 лет вполне объективно будет списано более 50-70 % эксплуатируемого в настоящее время флота, что приведет к обвалу объемов перевозок на водном транспорте.

Основными критериями грядущего массового списания судов внутреннего и смешанного «река-море» плавания в РФ являются [2, 3]:

• крайний физический износ;

• моральное старение, в том числе по экономическим и экологическим требованиям и по характеристикам самого судна;

• большие капиталовложения в поддержание должного технического состояния судов для прохождения классификационного освидетельствования Регистром (документы действуют в течение 5 лет при условии ежегодного подтверждения). В результате затраты на ремонт и подтверждение классификационных документов не окупаются в течение 4-5 лет на тех направлениях и грузах, где работает судно, т.е. ремонт и подтверждение класса экономически нецелесообразно;

• случаи, когда дальнейшая эксплуатация судна угрожает безопасности судоходства и связана с высокими рисками аварии;

• ситуации, при которых рост эксплуатационных затрат, связанных с поддержанием судов в рабочем состоянии (топливо, масло, запчасти, материалы, страхование и др.), делает его дальнейшую эксплуатацию нерентабельной.

Как видно из вышеизложенного, предстоящее списание флота воднотранспортной отрасли нанесет существенный, практически невосполнимый ущерб, в первую очередь внутренним речным перевозкам и смешанным перевозкам, и ничто не помешает железнодорожному транспорту увеличить тарифы на перевозку грузов, которые сейчас снижены из-за конкурентной борьбы с другими видами транспорта.

Несмотря на средний возраст, достаточно высокий в серии, два типа судов списываются достаточно мало и, как правило, по техническому состоянию - суда класса «Волго-Дон макс» («Волго-Доны» российской и румынской постройки, «Волгонефти» российской и болгарской постройки), обеспечивающие наиболее возможную грузоподъемность на речных осадках из всех существующих судов, и суда типа «Омский» грузоподъемностью 3000 т при осадке около 3,20 м, которая, по сути, не зависит от погоды («водности»).

Это позволяет рекомендовать строить новые суда именно с такой философией работы - «Волго-Дон

максы» в сухогрузном, нефтеналивном и комбинированном вариантах и суда взамен «Омских» как типы судов, фактически выбранные рынком.

Библиографический список

1. Войниченко В.А. Рынок сухогрузного тоннажа: когда прогнозы не сбываются // Порты Украины. 2014. № 10.

2. Егоров Г.В., Егоров А.Г. Суда смешанного река-море плавания и внутреннего плавания: роль «старых» серий судов и их перспективы // Морская Биржа. 2017. № 1(59). С. 18-30.

3. Егоров Г.В., Нильва А.Е., Колесник Д.В. Управление балластными водами на новых и существующих судах: опыт практических решений и возникающие проблемы // Морская Биржа. 2017. № 2(60). С. 22-34.

4. Официальный сайт компании Hellenic Shipping news. URL: http://www.hellenicshippingnews. com/ship-demolition-market-hits-standstill-while-shipping-needs-more-scrapping-to-recover/.

5. Официальный сайт Ship breaking in Bangladesh. URL: https://www.shipbreakingbd.info/ Shipbreaking%20around%20the%20world.html.

6. Официальный сайт компании Compass Maritime. URL:http://www.compassmar.com/reports/ Compass%20Maritime%20Weekly%20Market%20 Report.pdf.

7. Официальный сайт компании Hellenic Shipping news. URL: http://www.hellenicshippingnews.com/ demolition-in-2016-no-break-for-the-shipbreakers/.

8. Официальный сайт компании Fairplay. URL: http:// fairplay.ihs.com/commerce/article/4282866/ship-scrap-prices-up-on-improving-steel-market.

Сведения об авторах

Егоров Геннадий Вячеславович, доктор технических наук, профессор, генеральный директор Морского Инженерного Бюро-СПб. Адрес: 197101, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Мира, 15/1, офис 76Н. Телефон: +7 (812) 233-64-03. E-mail: office@mebspb.com. Егоров Александр Геннадьевич, к.т.н., старший научный сотрудник Морского Инженерного Бюро-СПб. Телефон: +7 (812) 233-64-03. E-mail: office@mebspb.com.

Поступила / Received: 02.03.18 Принята в печать / Accepted: 03.05.18 © Коллектив авторов, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.