Научная статья на тему 'Прогноз развития страхования на транспорте'

Прогноз развития страхования на транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
681
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ / TRANSPORT INSURANCE / FORECAST FOR DEVELOPMENT OF THE INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Домнина Ольга Леонидовна

Статья посвящена прогнозированию развития рынка транспортного страхования. Для этого исследуются факторы, оказывающие влияние на этот рынок. В результате прогнозов изменения этих факторов на следующий год и изучения статистики страховых премий предлагается прогноз дальнейшего развития рынка транспортного страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work is devoted to the forecast of the development of the transport insurance market. We have analyzed the factors which have influence on this market. The forecast for development of the transport insurance market is proposed basing on dynamics of the above mentioned factors changing.

Текст научной работы на тему «Прогноз развития страхования на транспорте»

¡Выпуск 4

2. Бабурин В. А. Конкуренция и конкурентоспособность портов: моногр. / В. А. Бабурин, Л.

Н. Буянова. — СПб.: СПГУВК, 2011. — 140 с.

3. Барышникова В. В. Современный порт в логистической цепочке доставки грузов / В. В. Барышникова // Економіка та управління підприємствами машинобудівної галузі: проблеми теорії та практики: зб. наук. праць Одеського нац. морськ. ун-та. — Одесса, 2009. — Вип. № 4 (8).

4. Коростелев В. Ю. Реализация механизма «единого окна» — необходимое условие конкурентоспособности российских портов / В. Ю. Коростелев // Транспорт Российской Федерации. — М., 2010. — Вып. № 2 (27).

5. Рудиментарные административные практики, отрицательно влияющие на привлекательность российских участков мультимодальных транспортных коридоров и препятствующие эффективному движению транспортных, грузовых и пассажирских потоков через морские порты Российской Федерации: материалы совместной рабочей группы Общественного совета при Федеральном агентстве по обустройству государственной границы РФ (Росграница) при Общественной палате Российской Федерации. — М., 2010.

УДК 368 О. Л. Домнина,

канд. техн. наук, доцент, ФБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ FORECAST OF TRANSPORT INSURANCE DEVELOPMENT

Статья посвящена прогнозированию развития рынка транспортного страхования. Для этого исследуются факторы, оказывающие влияние на этот рынок. В результате прогнозов изменения этих факторов на следующий год и изучения статистики страховых премий предлагается прогноз дальнейшего развития рынка транспортного страхования.

Work is devoted to the forecast of the development of the transport insurance market. We have analyzed the factors which have influence on this market. The forecast for development of the transport insurance market is proposed basing on dynamics of the above mentioned factors changing.

Ключевые слова: транспортное страхование, прогноз развития страхования.

Key words: transport insurance, forecast for development of the insurance.

НА долю транспортного страхования приходится почти треть всех взносов страхователей. Поэтому прогноз его развития представляет особый интерес.

Предваряя прогноз этого сектора страхового рынка, сначала проведем анализ его развития в России.

1. Число страховых компаний, занимающихся транспортным страхованием, и их доля в общем количестве страховых компаний.

В Едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 марта 2012 г. было зарегистрировано 539 страховых организаций [1]. Из них лицензии на транспортные виды страхования имеют 379 компаний, или 70,3 %.

Кроме того, на рынке по-прежнему наблюдается тенденция к увеличению концентрации страхового бизнеса. На транспортном рынке в целом первые 5 компаний собирают 45 % премий.

2. Место транспортного страхования на страховом рынке по доле страховых премий и выплат.

Доля транспортных видов страхования в общем объеме страховых премий с учетом ОМС в

2011 г. составила 24,5 %, а без учета ОМС — 46,9 %. Доля же страховых выплат, приходящаяся на транспортное страхование, находится приблизительно на таком же уровне и с учетом ОМС составляет 19,3 %, а без учета ОМС — 56,5 %.

3. Структура страховой премии и страховых выплат по транспортным видам страхования.

Если проанализировать структуру страховых премий по отдельным видам страхования, то

основная доля страховых взносов приходится на автомобильный транспорт (88,1 %). Страхование груза составляет 7,1 % страховых взносов, 2,5 % — на авиастравхование, 1,7 % — страхование водного транспорта.

Анализ структуры страхового возмещения в 2011 г. показывает, что, так же как и по страховым премиям, основная доля приходится на автомобильный транспорт (95,4 %). Доля страхования грузов в выплатах составляет 1,4 % выплат, на авиастрахование — 1,4 %, страхование водного транспорта — 1,6 % выплат.

4. Структура страховых премий и договоров по видам страхователей.

Около 70 % страховых премий собираются с физических лиц на автомобильном транспорте. По остальным видам страхования преобладают договора с юридическими лицами.

5. Динамика премий и выплат по транспортным видам страхования за 2005-2011 гг.

Динамика страховых взносов за 2005-2011 гг. [1-3; 5, с. 59-67] показывает, что на рынке

страхования ОСАГО и ДСАГО, несмотря на экономический кризис, росли, по автокаско — наблюдалось сначала резкое падение премий в 2009 г., а затем два последних года премии росли и практически вышли на уровень докризисных цифр. Рост взносов по ОСАГО объясняется ростом коэффициентов тарифов, а также ростом автомобилей, по ДСАГО — вхождением с 2009 г. России в международную систему страхования «зеленая карта» и популяризацией ДСАГО в связи с недостаточностью страховой суммы по ОСАГО.

Среди других видов страхования положительная динамика наблюдается по страхованию грузов. На водном транспорте (в меньшей степени) и на воздушном транспорте при достаточно стабильной динамике в среднем объемы премий несколько снизились за последний год.

6. Анализ убыточности по видам транспортного страхования.

В целом по транспортным видам страхования убыточность снизилась с 63,1 до 55,1 %. По сравнению с прошлым годом несколько увеличилась убыточность по ДСАГО и в страховании авиационных рисков, по остальным видам она уменьшилась. При том что в автостраховании и в страховании на водном транспорте убыточность самая высокая (64,5 и 50,8 % соответственно), по ним наблюдается самое значительное снижение убыточности по сравнению с 2010 г., что связано, на мой взгляд, с увеличением доли расходов на ведение дела.

7. Доля транспортного страхования в ВВП.

В 2011 г. сборы страховой премии составили 2,5 % от ВВП [4]. Без учета ОМС доля страхования в ВВП значительно меньше и составляет 1,3 %. Доля транспортного страхования в ВВП еще ниже и составила в 2011 г. 0,7 %.

8. Характеристика реального и схемного рынка транспортного страхования.

Рынок продолжает очищаться от «схем». В 2011 г. доля «схем» на российском страховом рынке составила чуть меньше 8 % [4].

При этом наиболее «схемным» транспортным видом страхования по процентному соотношению реальных и неклассических операций, а также по объему «схемной» премии продолжает оставаться страхование грузов [4].

9. Компании-лидеры по транспортным видам страхования.

Среди компаний-лидеров по итогам первого полугодия 2011 г. такие компании, как Группа «Ингосстрах» (страхование автокаско, страхование водного и авиационного транспортов, страхование космических рисков и страхование ответственности грузоперевозчиков), Группа «Росгосстрах» (ОСАГО, ДСАГО и страхование пассажиров), Группа «СОГАЗ» (страхование грузов) [3].

Выпуск 4

¡Выпуск 4

10. Влияние вступления России в ВТО на транспортные виды страхования.

По всей вероятности, вступление России в ВТО мало скажется на рынке транспортного страхования. В основном иностранные страховщики ориентированы на рынок страхования жизни. Хотя некоторые компании, доля иностранного участия в уставных капиталах которых составляет 100 %, достаточно активно ведут себя и на рынке транспортного страхования. Это такие компании, как «РОСНО», «ЦЮРИХ», «ОРАНТА», «АЛЬЯНС», «ЭРГО РУСЬ».

11. Основные факторы развития транспортного страхования в 2011 г.

Основными тенденциями развития страхования в 2011 г. были [4]:

— попадание в зону риска компаний, делавших ставку на банковский канал продаж;

— продолжающийся демпинг;

— уход с рынка значительной части игроков;

— продолжение страховыми компаниями политики снижения размеров выплат;

— резкое увеличение числа случаев страхового мошенничества со стороны всех групп участников страхового рынка;

Кроме того, основными факторами, определяющими динамику российского страхового рынка во втором полугодии 2011 г. были:

— нестабильность на мировых финансовых рынках, сказавшаяся на замедлении темпов роста банковского кредитования. Как следствие — снижение темпов покупки новых автомобилей, а отсюда — замедление темпов роста видов страхования, связанных с автострахованием;

— корректировка тарифов в ОСАГО (поправки вступили в силу 28 июля 2011 г.);

— увеличение финансирования страхования космических рисков (в связи с негативным опытом падения спутников «Глонасс-М» в декабре 2010 г. и грузового корабля «Прогресс М-12М» в августе 2011 г.);

— внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, где определена обязанность владельцев судов вместимостью более 1000 т страховать ответственность за загрязнение моря бункерным топливом и с 1 июля 2011 г. повышены лимиты ответственности по страхованию от загрязнения моря нефтепродуктами.

Влияние различных факторов на конкретные виды транспортного страхования показано в табл. 1.

Таблица 1

Зависимость транспортных видов страхования от различных факторов

| 174^

Вид страхования Фактор Влияние

Страхование автокаско Изменение условий кредитования; объем продаж автомобилей При ужесточении условий — снижение премий; при увеличении объемов продаж автомобилей — рост премий

ОСАГО Изменение поправочных коэффициентов; объем продаж автомобилей При повышении коэффициентов — рост премий; при увеличении объемов продаж автомобилей — рост премий

ДСАГО Изменение тарифов на полисы «зеленая карта» В случае роста нестабильности и удешевления рубля премии растут, в противном случае — падают

Страхование грузов Динамика оборота розничной торговли При росте оборота — рост премий

Таблица 1 (Окончание)

Страхование железнодорожного транспорта (имущество + ответственно сть) Динамика объема перевозок ж/д транс -портом При росте объемов перевозок — рост премий

Страхование авиационных рисков (имущественное + ответственности) Экономическая стабильность и курс рубля В случае роста нестабильности и удешевления рубля премии растут, в противном случае — падают

Страхование космических рисков Бюджетное финансирование Появление отдельной статьи в бюджете на 20122014 гг.

Страхование водного транспорта (имущественное + ответственности) Поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ, экономическая стабильность и курс рубля Рост, вызванный ростом ответственности; в случае роста нестабильности и удешевления рубля взносы растут

Страхование ответственности грузоперевозчиков Динамика оборота розничной торговли При росте оборота — рост премий

Страхование пассажиров Изменение реальных располагаемых доходов населения и числа поездок на транспорте При росте доходов — рост премий

При прогнозировании взносов на 2012 г. будем основываться на следующих показателях:

— прогнозе развития экономики на 2012 г., опубликованный на сайте Минфина;

— прогнозе «Эксперт РА» развития банковской системы [4];

— анализе изменений в законодательстве;

— прогнозе объемов продаж автомобилей;

— анализе статистических данных [5].

Прогноз развития экономики на 2012 г. Нестабильность на мировых финансовых рынках в 2011 г. отрицательно сказалась на темпах восстановления экономики нашей страны. Существенно замедлились темпы роста продукции промышленности (по оценкам Минфина, 104,8 % против 108,2 % в 2010 г.), оборота розничной торговли (105,3 % против 106,3 %), а также реальных располагаемых доходов (101,5 % против 104,2 %), предполагается снижение темпов роста ВВП (со 104,1 % в 2011 г. до 103,7 % в 2012 г.). Все это должно сказаться на состоянии транспортного рынка с опозданием на полгода-год.

Таблица 2

Прогноз динамики макроэкономических показателей

вв

О"

I

Я

Развитие банковской системы. По данным обзора ЦБ РФ, во втором полугодии 2011 г. отмечается снижение уровня доступности кредитов для всех категорий заемщиков. В результате еще в этот период наблюдалось замедление темпов прироста взносов по страхованию автокаско.

Показатель 2009 2010 2011 2012

ВВП, % 92,2 104,0 104,1 103,7

Оборот розничной торговли, темп роста, % 94,9 106,3 105,3 105,5

Реальная заработная плата, в % к предыдущему году 100,9 103,9 103,6 105,1

Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году 102,0 104,2 101,5 105,0

Источник: Прогноз Минфина на 3 ноября 2011 г.

¡Выпуск 4

Таблица 3

Прогноз «Эксперт РА» по динамике портфеля потребительских кредитов

Показатель 2010 2011 2012

Темпы прироста портфеля потребительских кредитов, % — 35 27-30

Источник: «Эксперт РА».

Динамика объемов продаж автомобилей. По данным Автостата и PwC, прогнозируется как снижение объемов продаж автомобилей, так и объемов продаж автомобилей в кредит. Это объясняется последствием второй волны экономического кризиса и снижением уровня доступности кредитов.

Таблица 4

Динамика продаж автомобилей, общая и в кредит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 (прогноз)

Общий объем продаж, тыс. шт. 2296 2708 1356 1780 2500 2300-2600

Объем продаж в кредит, тыс. шт. 1091 1256 327 637 1100 784

Доля продаж в кредит, % 47 46 24 36 44 32

Источник: Автостат и PwC.

Динамика объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом. По данным Росстата, в 2011 г. наблюдалось снижение темпов роста объемов перевозок и прогнозируется, что в 2012 г. объем перевозок даже незначительно упадет.

Таблица 5

Динамика объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 (прогноз)

Объем перевозок, млн т 1345 1304 1109 1312 1382 1360

Источник: Росстат.

Изменения в законодательстве. Как уже было отмечено ранее, некоторые изменения произошли уже в 2011 г. Так, корректировка поправочных коэффициентов в ОСАГО отразилась на увеличении темпов прироста взносов в этом виде страхования во втором полугодии 2011 г., а поправки в Кодекс торгового мореплавания отразились на росте премий в страховании ответственности владельцев водного транспорта за конец 2011 г.

Таблица 6

Изменения в нормативной базе, влияющие на динамику страховых взносов

|17б]

Нормативно-правовой документ Фактор, влияющий на премию Влияние

Федеральный закон № 141-ФЗ от 14 июня 2011 г. «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» Определена обязанность владельцев судов вместимостью более 1000 т страховать ответственность за загрязнение моря бункерным топливом и с 1 июля 2011 г. повышены лимиты ответственности по страхованию от загрязнения моря нефтепродуктами Рост взносов по страхованию ответственности владельцев водного транспорта

Таблица 6 (Окончание)

Постановление Правительства РФ № 574 от 13 июля 2011 г. «О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии» С 18 июля 2011 г. изменены некоторые поправочные коэффициенты в ОСАГО Рост взносов в ОСАГО

Федеральный закон № 371-ФЗ от 30 ноября 2011 г. «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» В бюджете на 2012 г. отдельной статьей выделены средства на страхование рисков и ответственности при запусках и летных испытаниях космических аппаратов Рост взносов по страхованию космических рисков. Плановые расходы: 1973,8 млн руб. — на 2012 г., 2541,6 млн руб. — на 2013 г., 919 млн руб. — на 2014 г.

Источник: «Эксперт РА».

Статистические данные по транспортным видам страхования (2005-2011 гг.) приведены в табл. 7.

Таблица 7

Динамика страховых премий за 2005-2011 гг., млн руб.

Вид страхования 2007 2008 2009 2010 2011

Страхование автокаско 152 957 187 545 137 580 138 830 164 680

ОСАГО 72 480 80 194 85 740 91 650 103 430

ДСАГО 1462 1793 3920 4900 6550

Страхование грузов 13 595 12 184 15 530 18 430 22 030

Страхование авиационных рисков (имущественное + ответственности) 6819 7903 7330 8020 7890

Страхование водного транспорта (имущественное + ответственности) 4912 4555 5050 5340 5330

Прочие (страхование пассажиров, страхование железнодорожного транспорта, страхование ответственности перевозчика) 933 1144 1482 1946 1411

Итого 253 707 296 120 256 560 268 520 311 663

В итоге прогнозируемые показатели страховой премии сведены в табл. 8.

Таблица 8

Прогнозируемые объемы страховой премии в 2012 г.

Вид страхования Прогнозируемая премия, млрд руб.

Страхование автокаско 171,2

ОСАГО 104,6

ДСАГО 6,9

Страхование грузов 22,2

Выпуск 4

¡Выпуск 4

Таблица 8 (Окончание)

Страхование авиационных рисков (имущественное + ответственности) 8,1

Страхование водного транспорта (имущественное + ответственности) 6,0

Прочие виды транспортного страхования 1,5

Итого 320,5

Список литературы:

1. http://www.fcsm.ru/ru/contributors/insurance_industry/statistic

2. http://www.fssn.ru/www/site.nsf/web/stat

3. http://www.raexpert.ru/ratings/insurance_rank/2011-I

4. http://www.raexpert.ru/researches/insurance

5. Домнина О. Л. Развитие транспортного страхования в РФ в период кризиса / О. Л. Домнина // Состояние и перспективы интеграции российского и международного страховых рынков: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. по страхованию. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010.

УДК 338.364 : 656.615.003 О. Н. Панамарева,

канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВПО « Государственный морской университет им. адм. Ф. Ф. Ушакова»

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ СЛОЖНЫМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

GEO-INFORMATIONAL SYSTEMS AND SOFTWARE-BASED TECHNOLOGIES IN OPERATING COMPLICATED TERRITORIAL-ECONOMIC PROCESSES

178]

Исследованы признаки, структура автоматизированных систем управления пространственными процессами, составляющие и виды геоинформационных систем, определены основные проблемы процесса построения эффективных технологий сбора и обработки данных о прикладных процессах для ГИС.

The signs, the structure of automated control systems of three-dimensional processes, components and types of geo-information systems are investigated, the basic problems of the process of constructing the effective technologies of collection and data processing about the applied processes for GIS are determined.

Ключевые слова: геоинформационные системы, технологии, морской транспорт, пространственные, территориальные, экономические процессы, эффективность принятия решений.

Key words: geo-information systems, technologies, sea transport, dimensional, territorial, economic processes, effectiveness of decision making.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.