Научная статья на тему 'Прогноз подготовленности студентов к выполнению норм ГТО по результатам учебной деятельности'

Прогноз подготовленности студентов к выполнению норм ГТО по результатам учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПЕРЦЕНТИЛЬНЫЕ ШКАЛЫ / СТУДЕНТЫ / ГТО / SOMATIC HEALTH / FORECASTING / MOTIVATION / PHYSICAL PREPARATION / PERCENTILE SCALES / STUDENTS / GTO

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Егорычев Алексей Олегович, Мещеряков Сергей Петрович

Подготовка и выполнение нормативов ГТО является одной из государственных задач физического воспитания студентов. Это предполагает строго определенный набор физических упражнений. Современное общее физкультурное образование студентов строится на возможности вариативного выбора систем физических упражнений и видов спорта. В научной литературе отсутствуют педагогические подходы, позволяющие решить это противоречие. На основе анализа показателей мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, уровня соматического здоровья и физической подготовленности с использованием перцентильных шкал, предлагается методика оценки уровня готовности студентов и прогнозирование результата участия в испытаниях комплекса ГТО.Training and implementation of GTO standards is one of the state tasks of physical education of students. This involves a strictly defined set of physical exercises. Modern general physical education of students is based on the possibility of variable choice of physical exercise systems and sports. There are no pedagogical approaches in the scientific literature to solve this contradiction. On the basis of analysis of indicators of motivation for sports and sports activity, level of somatic health and physical preparation, by using the percentile scales, the method of assessment of readiness level of students and prediction of the result of participation in tests of the GTO complex is proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Егорычев Алексей Олегович, Мещеряков Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогноз подготовленности студентов к выполнению норм ГТО по результатам учебной деятельности»

field of physical culture, sports and life safety, Yelets, pp. 194-199.

4. Dubkova, E.S. (2017), "Psychological preparation of a disabled athlete with problems of the musculoskeletal system for competitions", collection of international psychological and pedagogical Symposium in memory of Professor Vadim Albertovich Rodionov, Moscow, pp. 31-34.

5. Shchadilova, I.S. and Voynova, E.V. (2019), "Psychological and pedagogical specifics in the work of a coach for fencing in wheelchairs", Promising areas in the field ofphysical culture, sports and tourism: materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference, Nizhnevartovsk, pp. 489-491.

6. Tyshler, D. A. and Belkina, E.B. (2010), Fencing on wheelchairs. Content and methods of training, Man, Moscow.

Контактная информация: gorokhova_natalia@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2020

УДК 796.011.3

ПРОГНОЗ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ГТО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алексей Олегович Егорычев, доктор педагогических наук, доцент, Сергей Петрович

Мещеряков, доцент, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, Москва

Аннотация

Подготовка и выполнение нормативов ГТО является одной из государственных задач физического воспитания студентов. Это предполагает строго определенный набор физических упражнений. Современное общее физкультурное образование студентов строится на возможности вариативного выбора систем физических упражнений и видов спорта. В научной литературе отсутствуют педагогические подходы, позволяющие решить это противоречие. На основе анализа показателей мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, уровня соматического здоровья и физической подготовленности с использованием перцентильных шкал, предлагается методика оценки уровня готовности студентов и прогнозирование результата участия в испытаниях комплекса ГТО.

Ключевые слова: соматическое здоровье, прогнозирование, мотивация, физическая подготовленность, перцентильные шкалы, студенты, ГТО.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p151-159

FORECAST OF STUDENTS' READINESS TO MEET THE GTO STANDARDS BASED ON THE RESULTS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Alexey Olegovich Egorychev, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Pe-trovich Meshcheryakov, the senior lecturer, National University of Oil and Gas "Gubkin University", Moscow

Abstract

Training and implementation of GTO standards is one of the state tasks of physical education of students. This involves a strictly defined set of physical exercises. Modern general physical education of students is based on the possibility of variable choice of physical exercise systems and sports. There are no pedagogical approaches in the scientific literature to solve this contradiction. On the basis of analysis of indicators of motivation for sports and sports activity, level of somatic health and physical preparation, by using the percentile scales, the method of assessment of readiness level of students and prediction of the result of participation in tests of the GTO complex is proposed.

Keywords: somatic health, forecasting, motivation, physical preparation, percentile scales, students, GTO.

В настоящий момент специалисты в области общего физкультурного образования говорят о наличии противоречия между «объективной значимостью предмета «физиче-

ская культура» в учебной деятельности студента и личностной его незначимостью» [2]. Решение этого противоречия возможно с позиции теории культуры [8]. Согласно, этой теории, развитие человека происходит через деятельность, включаясь в которую человек осваивает культурные ценности. Авторы отмечают, что «физкультурное образование ... включает в себя систематическое и целенаправленное освоение (и передачу) ценностей физической культуры путем обучения, воспитания (в узком смысле), развития, оздоровления» [8].

С 2014 года в стране началось возрождение национальной системы физического воспитания населения на основе комплекса ГТО. Опыт внедрения комплекса на первом и втором этапах показывает, что значительные усилия, предпринимаемые государством, могут не привести к желаемой цели. Это оздоровление нации, и использование возможностей физической культуры и массового спорта, как инструмента повышения уровня физической активности населения [4]. Поэтому, в процессе занятий физическим воспитанием в образовательных учреждениях предлагается решить две задачи: информирование и разъяснение задач комплекса ГТО и подготовка, занимающихся к выполнению испытаний [4].

Опрос студентов первого курса, проведенный в Белгородском национальном исследовательском университете, показывает, что в настоящий момент, большинство студентов информировано о комплексе ГТО. Не знают о его целях - 4,7% студентов [3]. Подготовка, занимающихся к выполнению испытаний комплекса, связана с определенными проблемами (не желанием студентов участвовать в сдаче нормативов ГТО, отсутствием материально-технической базы для подготовки и др.). Выделим еще одну очень важную, с нашей точки зрения. В действующем ГОСТ основная часть подготовки должна реали-зовываться в рамках дисциплины - «элективная физическая культура». Это предполагает возможность для студентов выбора средств физической культуры. Сейчас, в зависимости от условий университета, студенты могут заниматься спортивными играми, единоборствами, силовой подготовкой, использовать популярные оздоровительные программы. И подготовка к выполнению нормативов ГТО, в лучшем случае, является одной из задач учебного процесса. В этих условиях, логично предположить, что контрольные показатели учебной деятельности студентов должны разрабатываться так, чтобы по ним можно было осуществлять текущую оценку и прогноз подготовленности для выполнения норм комплекса ГТО вне зависимости от используемых средств.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На этапе внедрения комплекса ГТО среди студентов с осени 2015 по весну 2018 учебного года студенты, обучавшиеся на 1-м, а затем 2 и 3 курсах и, отнесенные к основной медицинской группе, в процессе занятий физической культурой проходили тестирование. Использовались следующие методы: изучение мотивации к физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) [9]; оценка уровня соматического здоровья [1]; контрольные испытания и оценка физической подготовленности на основе перцентильных шкал [6]. В качестве экспериментальных были выбраны группы начальной спортивной подготовки по: баскетболу, самбо, ОФП - мужчины (120 человек); оздоровительной аэробике и оздоровительной гимнастике - женщины (120 человек).

Проанализируем динамику мотивации студентов к ФСД с 1 по 3 курсы. Большинство специалистов выделяют от 6 до 9 мотивов. Нами использовалась анонимная анкета, в которой представлено 8 мотивов. Студентам предлагалось оценить значимость каждого мотива от 1 до 8 баллов. Средние значения представлены в таблице 1.

Наиболее значимыми для студентов являются следующие мотивы: эстетический (необходимость улучшить осанку, внешний вид, лучше двигаться), оздоровительный и развлекательный. По этим мотивам от 1-го к 3-му курсу показатели снижаются как у женщин, так и мужчин. Рейтинг мотивов стабильный. Мотив долженствования в структу-

ре мотивов к ФСД занимает 5 место. С одной стороны, это означает, что студенты в первую очередь при выборе направлений ФСД руководствуются внутренними мотивами, они более значимы. Но отсутствие внешнего стимула может снизить регулярность посещения занятий в 2-3 раза.

Таблица 1 - Мотивация студентов 1-3 курсов к физкультурно-спортивной деятельности

Мотив Женщины Мужчины

1 (п=60) 2 (п=124) 3 (п=121) 1 (п=91) 2 (п=120) 3 (п=116)

Эстетический 7,4 7,0 6,9 6,2 6,2 5,9

Оздоровительный 6,9 6,4 6,4 6,3 6,2 5,9

Развлекательный 6,0 5,9 5,8 5,9 5,9 5,5

Спортивный 5,1 5,4 5,7 6 5,6 5,4

Долженствования 4,8 5,3 5,4 5,3 5,3 5,1

Социальный 3,9 4,5 4,1 4,5 4,7 4,6

Личностный 4,2 4,4 4,6 4,6 4,2 4,3

Подражания 4,2 4,2 4,6 4,3 3,9 3,9

По методике Футорного С.М. [9, с. 75] для студенток на значимом уровне положительную корреляцию с индексами физической активностью и физической подготовленности имеет оздоровительным мотив. Как видно из таблицы от 1-го к 3-му курсам значения мотива снижается с 6,9 до 6,4 балла. Что косвенно свидетельствует о снижении физической подготовленности большинства студенток. Автор указывает на существование тесной взаимосвязи между индексом массы тела и оздоровительным и эстетическим мотивами у студенток. Для студентов аналогичную интерпретацию имеет спортивный мотив, который коррелирует с уровнем физической подготовленности. За время обучения снижается, как рейтинг мотива с 3-го на 4-е место, так и его значения от 6 до 5,4 балла.

Можно сделать обобщение, что мотивация к ФСД в процессе обучения с 1 по 3 курс снижается. И предположить, что уровень физической подготовленности имеет отрицательную динамику.

Результаты нашего исследования согласуются с выводами, полученными в других исследованиях [2, 7]. Так, Булавкина Т. А. отмечает, что от 1-го к 3-му курсу у студентов происходит снижение мотивации, но оно носит не достоверный характер [2]. А Румянцева Н.В. отмечает, низкую мотивацию студентов к участию в выполнении норм комплекса ГТО [7]. Проанализируем результаты мониторинга уровня соматического здоровья студентов. В таблице 2 представлены средние значения студентов на 1-м и 3-м курсах.

Таблица 2 - Динамика показателей соматического здоровья студентов

Показатель Женщины (п=48) Мужчины (п=112)

1-й курс 3-й курс Уровень значимости 1-й курс 3-й курс Уровень значимости

Индекс массы тела, кг/м2 20,9±2,4 20,7±2,2 р>0,05 22,7±2,9 23,5±2,9 р<0,05 Трасч. =10,6 Ткрит. 1,98

Жизненный индекс, мл/кг 62,7±8,7 66,7±8,6 р>0,05 72,9±11,5 70,4±10,1 р>0,05

Силовой индекс,% 46,9±9,8 50,3±8,6 р>0,05 63,8±10,8 61,4±9,7 р>0,05

Робинсона индекс, у.е. 87,5±16,7 86,7±13,5 р>0,05 99,3±21,0 91,0±17,7 р>0,05

Руфье индекс, у.е. 9,6±4,6 9,5±3,6 р>0,05 9,1±3,4 7,5±3,8 р>0,05

Уровень соматического здоровья, бал. 6,1±4,1 6,8±3,4 р>0,05 4,6±3,7 5,7±4,2 Р<0,05 Трасч. =5,65 Ткрит. =1,98

Исходный уровень соматического здоровья (УСЗ) соответствует оценке «ниже среднего» у мужчин и женщин. Если вспомнить, что методика Г. Л. Апанасенко основывается на должных показателях энергосистемы человека, и ему соответствует значение «выше среднего», то можно утверждать, что значительная часть студентов имеют ограниченные резервы здоровья - предморбидное состоянием. Или состояние предболезни. На сайте университета на странице кафедры расположен «калькулятор здоровья». Он в виде

светофора показывает отдельные индексы и уровень соматического здоровья студентов в целом. Если ввести данные таблицы, то информация будет выглядеть в виде цветовой диаграммы (рисунок 1).

Наименование индекса Значение индекса Балл Комментарий

ЖЕЛ 72.00 3 Значение индекса высокое

Индекс массы тела 22.60 0 Значение индекса среднее

Силовой индекс 63.00 0 Значение индекса ниже среднего

Индекс Робинсона 100.00 -1 Значение индекса ниже среднего

Индекс Руфье 9.20 3 Значение индекса среднее

Оценка соматического здоровья 5.00 5 Значение индекса ниже среднего

Наименование индекса Значение индекса Балл Комментарий

ЖЕЛ 62.00 3 Значение индекса высокое

Индекс массы тела 21.00 0 Значение индекса среднее

Силовой индекс 47.00 0 Значение индекса ниже среднего

Индекс Робинсона 87.00 0 Значение индекса среднее

Индекс Руфье 9.20 3 Значение индекса среднее

Оценка соматического здоровья 6.00 6 Значение индекса ниже среднего

Рисунок 1 - Диаграмма УСЗ мужчин и женщин на 1-м курсе

Анализ индексов показывает, что у мужчин значения индексов Робинсона и силового соответствуют оценке «ниже среднего». Это связано с недостаточными резервами сердечно-сосудистой (повышенным пульсом ЧССпок>80 уд/мин и артериальным давлением АДсист>130 мм рт.ст.) и мышечной системы. У женщин, также наиболее слабой является мышечная система. Значения силового индекса соответствуют уровню «ниже среднего». Динамика показателей соматического здоровья к 3-му курсу носит положительный характер (исключение ИМТ у мужчин, динамика отрицательная, различия достоверны). Отметим, что УСЗ мужчин на 3-м курсе достоверно возрастает на - 1,1 балла. Но прироста недостаточно даже для достижения «среднего» уровня. Это косвенно свидетельствует, что для большинства студентов учебные занятия по физической культуре являются основным (единственным) средством поддерживать физические кондиции. Интересным представляется анализ структуры здоровья студентов с 1-го по 3-й курс (рисунок 2).

Женщины 1 курс (п=48), %

35,4 35,4

J18,8

_ I ■

низкий н. средний в. высокий среднего среднего

14,6

Женщины 3 курс (п=48), %

60,4

16,7 8,3

низкий н. среднего средний в. среднего высокий

Мужчины 1 курс (п=113), %

42,5

20,4

33,6

26,5

3,5

0,0

Мужчины 3-й курс (п=113), %

45,1

15,9 11,5

низкий н. средний в. высокий среднего среднего

низкий н. средний в. высокий среднего среднего

0

0

Рисунок 2 - Структура УСЗ студентов по курсам

Из приведенных диаграмм видно, что к 3-му курсу меняется соотношение студентов с «низким» и «ниже среднего» УСЗ. Их количество снижается, а увеличивается число

студентов со «средним» УСЗ. Это характерно для женщин и мужчин. При этом у мужчин число студентов с уровнем «выше среднего» увеличилось в 3,2 раза. В таблице 3 для наглядности, представлена информация по учебным отделениям.

Таблица 3 - Структура УСЗ мужчин по учебным отделениям

Учебное отделение

УСЗ Баскетбола (п=21) Борьбы (п=27) ОФП (п=65)

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

В. среднего 1 5 0 3 3 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний 9 7 3 12 26 32

Н.среднего 5 2 6 6 12 10

Низкий 6 7 18 6 24 18

Поскольку изменения однонаправленные, то можно сделать обобщение, что основным критерием повышения энергопотенциала организма студентов являются занятия физической культурой с 1-го по 3-й курс. Даже регулярных занятия по учебному расписанию недостаточно для достижения должных показателей УСЗ. Физическая подготовленность студентов является одним из основных показателей эффективности учебной деятельности. И несмотря на многочисленные дискуссии о справедливости выставления оценок за уровень физической подготовленности, структура комплекса и наличие в нем градаций подготовленности, убеждают в необходимости сопоставлять индивидуальный уровень подготовленности с эталон. В таблице 4 представлена динамика физической подготовленности студентов, прошедших все этапы тестирования на 1-3 курсах.

Таблица 4 - Динамика физической подготовленности студентов

Женщины (п=63) Мужчины (п=94)

Показатель 1-й курс 3-й курс Уровень 1-й курс 3-й курс Уровень

значимости значимости

100 м, с 17,9±1,6 17,8±1,4 р>0,05 13,7±0,8 14,0±0,9 р<0,05 1крит. _ 1,97 Трасч. _3,95

Подъем в сед за 1 мин., раз 42±6,9 40,2±7,4 р>0,05 - -

Подтягивание в висе, раз - - 11,1±6,2 11±6,6 р>0,05

2000 м, с 724±113 733±9,7 р>0,05 - -

Р<0,05

3000 м, с - - 844,4± 104,2 874,4±93 1крит. _ 1,97 Трасч. _4,17

Очки 131,6±52,8 125,6±53 р>0,05 138,8±51,7 129,1±56,8 р>0,05

Так, у женщин на 1-м курсе наиболее низкими являются значения в беге на 100 метров. Среднее значение ниже уровня бронзового знака. К 3-му курсу время бега сокращается на 0,1 с. Подъем в сед из положения лежа, в комплексе ГТО является нормативом по выбору, но он обязателен для приема в соответствии с учебной программой. Значения на 1-м курсе соответствуют серебряному знаку. К 3-му курсу показатели незначительно ухудшаются, различия не достоверны. С нормативом «бег на 2000 метров» успешно справляется большая часть студенток. Среднее значение выше серебряного знака. На 3-м курсе время бега возрастает, но не достоверно.

Для комплексной оценки физической подготовленности в ряде стран успешно применяются перцентильные шкалы [5]. В перцентильных шкалах значения показателя изменяются от «0» до «100» баллов. Нормы рассчитываются так, чтобы 100% выборки соответствовали значению ±2с [5, с.48] таблица 5. На кафедре физического воспитания шкалы используются с 2014 года [6]. Физическая подготовленность на оценку «средний уровень» будет находиться в диапазоне от 40 до 49 баллов. По сумме 3-х тестов это - 120 до 150 баллов. В таблице 4 видно, что физическая подготовленность женщин, соответствует среднему уровню. На 3-м курсе комплексный показатель физической подготовленности ниже по сравнению с 1-м курсом. Проанализируем показатели мужчин. Наиболее низкими являются показатели в беге на 3000 метров. Время бега на 1-м курсе соответ-

ствует нормативу бронзового знака.

Таблица 5 - Перцентильная шкала физической подготовленности студентов 1-3 курсов

Баллы ЖЕНЩИНЫ МУЖЧИНЫ

Бег 4x10 м Длина с/м Сила Бег 100 м Бег 2000 м Бег 4x10 м Длина с/м Сила Бег 100 м Бег 3000 м

100 9,90 210 60 14,3 8.25 8,50 280 21 11,8 10.35

90 10,21 201 56 14,9 9.00 8,73 271 19 12,2 11.12

80 10,53 193 53 15,6 9.36 8,96 262 17 12,6 11.49

70 10,84 184 49 16,2 10.11 9,20 253 15 12,9 12.26

60 11,15 176 46 16,8 10.46 9,43 244 13 13,3 13.02

50 11,47 167 42 17,4 11.22 9,66 235 11 13,7 13.39

40 11,78 158 38 18,1 11.57 9,89 225 9 14,0 14.16

30 12,09 150 35 18,7 12.32 10,13 216 7 14,4 14.53

20 12,41 141 31 19,3 13.08 10,36 207 5 14,8 15.30

10 12,72 133 28 19,9 13.43 10,59 198 2 15,2 16.07

1 13,00 125 25 20,5 14.15 10,80 190 1 15,5 16.40

На 3-м курсе среднее значение времени бега возрастает с 14 мин. 04 с до 14 мин. 34 с, и соответствует диапазону «не выполнил». Различия достоверны. Средние значения в тесте подтягивание из положения виса на высокой перекладине у 1-го и 3-го курса соответствуют бронзовому знаку. И почти не отличаются. Наиболее успешно студенты стравляются с тестом «бег на 100 метров». Среднее значение соответствует серебряному знаку ГТО. На 3-м курсе время бега возрастает с 13,7 до 14,0. Различия не достоверны. Инте-гративная оценка в баллах показывает, что уровень физической подготовленности на 3-м ухудшается. Различия не достоверны. Но среднее значение по сумме трех тестов снижается на 9,7 балла. Можно сделать обобщение, что наиболее благоприятный временной отрезок участия в испытаниях сдачи нормативов ГТО - 2 курс.

Рассмотрим количество студентов, которым можно рекомендовать участие в испытаниях. Для этого проанализирует данные студентов 1-го курса (наиболее высокие показатели) таблица 6.

Таблица 6 - Количество студентов выполнивших в трех тестах нормативы ГТО

Пол Знак ГТО Не выполнил

Золотой Серебряный Бронзовый

Женщины (п=63) 5 18 2 38

% 7,94 28,57 3,17 60,32

Мужчины (п=94) 2 19 17 56

% 2,13 20,21 18,09 59,57

Анализ данных показывает, что рекомендовать участие в выполнении нормативов комплекса ГТО можно - 40% студентов. Наиболее интересным представляется прогнозирование успешности участия в испытаниях комплекса. К решению этого вопроса можно подойти практически, проанализировав таблицу 7 и теоретически, рассчитав уравнения регрессии.

Таблица 7 - Уровень подготовленности в баллах по шкалам комплексной оценки

Пол Знак ГТО

Золотой Серебряный Бронзовый

Женщины, балл 185-235 143-218 137-175

Хср. 210 170 150

Мужчины, балл 191-266 138-230 126-171

Хср. 230 190 150

В верхней строке представлен диапазон баллов у студентов, успешно справившихся с нормативом. В нижней строке среднее значение в баллах. Видно, что бронзовому знаку ГТО будет соответствовать уровень - 150 баллов по трем тестам или 50 баллов в каждом тесте. Серебряному знаку - 180 баллов или 60 баллов в каждом тесте. Золотому знаку - 210 баллов или 70 баллов в каждом тесте. Между результатами осеннего и весен-

него тестирования существует тесная связь (набор тестов осеннего тестирования: бег 4х10 метров, прыжок в длину с места и силовой норматив) (набор тестов весеннего тестирования: бег 100 метров, силовой норматив, бег 2000 или 3000 метров). Это позволяет осуществить индивидуальный прогноз подготовленности студентов к выполнению нормативов ГТО на основе уравнений регрессии.

Для женщин уравнение будет иметь вид: У=49,9+0,63*Х.

Для мужчин уравнение будет иметь вид: У=11,8+0,83*Х, где 49,9 и 11,8 - коэффициенты, которые отражают неучтенные факторы;

У - сумма баллов в весеннем семестре (физическая подготовленность);

X - сумма баллов в осеннем семестре;

0,63 и 0,83 коэффициенты, учитывающие взаимосвязь физических качеств по семестрам.

Для мужчин корреляция результатов осеннего и весеннего семестров - 0,74 (сильная взаимосвязь). Для женщин корреляция результатов - 0,62 (средняя взаимосвязь).

Проверка взаимосвязи показателей УСЗ студентов мужчин и комплексной физической подготовленностью в весеннем семестре показала среднюю зависимость - 0,41. У женщин взаимосвязь слабая - 0,22. Вместе с этим с педагогической точки зрения такие расчеты важны для оценки динамики уровня физической подготовленности без использования контрольных испытаний. Для мужчин связь линейна и уравнение регрессии имеет вид У=6,30*Х+109,42, где У - прогнозируемый уровень физической подготовленности, а Х - уровень соматического здоровья. Для наглядности результаты расчета мужчин представлены в таблице. 8.

Ошибка прогноза составляет ±11 очков. Т.е. комплексную оценку физической подготовленности с использованием перцентильных шкал и экспресс-метод оценки УСЗ по Г.Л. Апанасенко можно рекомендовать для применения в учебном процессе со студентами, желающими принимать участие в выполнении норм комплекса ГТО.

Таблица 8 - Прогноз физической подготовленности по УСЗ мужчин (п=60)

УСЗ Н.среднего Средний В. среднего Высокий

Бал 4 1 5 | 6 7 | 8 | 9 | 10 | 11 12 | 13 | 14 | 15 16 | 17 | 18

ФП Средний В. среднего Высокий

Очки 135 | 141 | 147 154 | 160 | 166 | 172 | 179 185 | 191 | 198 | 204 210 | 217 | 223

Знак ГТО Не выполнил Бронзовый Серебряный Золотой

Для женщин (из-за малой выборки п=31 человек) зависимость имеет нелинейный характер У=3,25*Х+110,88. Распределение нормальное. Прогноз осуществлять затруднительно.

ВЫВОДЫ

1. Мотивация студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения с 1 по 3 курс снижается. У женщин значения оздоровительного мотива снижаются с 6,9 до 6,4 балла. У мужчин значения спортивного мотива с 6,0 до 5,4 балла.

2. Среднее значение уровня соматического здоровья студентов 1-го курса соответствуют уровню - «ниже среднего». Наиболее отстающими системами организма являются сердечно-сосудистая и мышечная - у мужчин, мышечная - у женщин.

3. Динамика показателей соматического здоровья студентов к 3-му курсу носит положительный характер. Снижается количество студентов, имеющих УСЗ - «низкий» и повышается, имеющих «средний» и «выше среднего». Средние значения УСЗ повышаются у женщин на - 0,7 балла, а у мужчин на - 1,1 балла. Прироста не достаточно для достижения «среднего» УСЗ.

4. Физическая подготовленность студентов от 1-го к 3-му курсу снижается. У мужчин на 9,7 балла у женщин на 6,0 баллов.

5. Наиболее сложными нормативами из обязательных в комплексе ГТО являются: бег на 3000 метров для мужчин и бег на 100 метров для женщин. Анализ уровня физической подготовленности студентов с использованием перцентильных шкал показывает, что успешно с нормами комплекса ГТО могут справиться до 40% студентов.

6. По перцентильной шкале можно оценить уровень готовности к выполнению нормативов ГТО по трем тестам. Для бронзового знака - 150 баллов, серебряного знака -180 баллов и золотого знака - 210 баллов.

7. Между результатами физической подготовленности в осеннем и весеннем тестировании существует корреляционная связь. С помощью уравнения регрессии можно осуществить индивидуальный прогноз результатов физической подготовленности весеннего тестирования и выполнения норм ГТО.

8. Существует зависимость между УСЗ и физической подготовленностью студентов. С помощью уравнения регрессии можно осуществлять прогноз уровня физической подготовленности. Для успешного выполнения нормативов на бронзовый знак требуется иметь УСЗ - 6 баллов, серебряного - 12 баллов, золотого - 16 баллов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 248 с.

2. Булавкина, Т.А. Критерии оценки физической культуры студентов с точки зрения их личностной значимости / Т.А. Булавкина // Новые исследования. - 2011. - № 1. - С. 83-96.

3. Волошина, Л. Н. Комплекс ГТО: перспективы и проблемы внедрения в региональном образовательном пространстве / Л.Н. Волошина, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. - Т. 2, № 1. - С. 13-17.

4. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»: понятие, содержание, особенности и нормативно-правовое регулирование внедрения. - URL : https://www.gto.ru/files/uploads/media/57e242d90a071.pdf (дата обращения 26.01.2020).

5. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. - Москва : АСТ, 1998. - 272 с.

6. Мещеряков, С.П. Применение перцентильных шкал в процессе мониторинга физической подготовленности студентов / С. П. Мещеряков, А. О. Егорычев, А. Д. Викулов // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 6. - С. 141-146.

7. Румянцева, Н.В. Проблемы реализации всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в физическом воспитании студентов / Н.В. Румянцева // Наука-2020. - 2019. - № 4 (29). - С. 98-102.

8. Собянин, Ф.И. Развитие современных представлений о физической культуре в России с позиции культурологического подхода / Ф.И. Собянин, А.В. Лотоненко // Берегиня.777. Сова. -2009. - № 1. - С. 163-175.

9. Футорный, С.М. Здоровьесберегающие технологии в процессе физического воспитания студенческой молодежи / С.М. Футорный. - Киев : Саммит-книга, 2014. - 296 с.

REFERENCES

1. Apanasenko, G.L. and Popova, L.A. (2000), Medical valeology, Phoenix, Rostov-on-Don.

2. Bulavkina, T. A. (2011), "Criteria for evaluating students ' physical culture from the point of view of their personal significance", New research, No. 1, pp. 83-96.

3. Voloshina, L.N., Kondakov, V.L. and Kopeykina, E.N. (2017), "GTO Complex: prospects and problems of implementation in the regional educational space", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 2, No. 1, pp. 13-17.

4. All-Russian sports complex "Ready for work and defense": concept, content, features and legal regulation of implementation, available at: https://www.gto.ru/files/uploads/media/57e242d90a071.pdf (accessed 26.01.2020).

5. Lyakh, V.I. (1998), Tests in physical education of school children: a guide for teachers, AST, Moscow.

6. Meshcheryakov, S.P. Egorychev, A.O. and Vikulov, A.D. (2015), "Application of percentile scales in the process of monitoring the physical fitness of students", Yaroslavl pedagogical Bulletin, No. 6,

pp. 141-146.

7. Rumyantseva, N.V. (2019), "Problems of implementation of the all-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" (GTO) in physical education of students", Science-2020, No. 4(29), pp. 98-102.

8. Sobyanin, F.I. and Lotonenko, A.V. (2009), "Development of modern concepts of physical culture in Russia from the position of cultural approach", Bereginya.777.Sova, No. 1, pp. 163-175.

9. Futorny, S.M. (2014), Health-Saving technologies in the process ofphysical education of students, Summit-book, Kiev.

Контактная информация: egorychev64@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2020

УДК 796.332

АДАПТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СФЕРЕ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игнат Олегович Епифанов, ассистент, Павел Евгеньевич Шувалов, ассистент, Кристина Зунг Нгуен, ассистент, Валентин Геннадьевич Юрченко, ассистент, Алина Олеговна Гаврилина, ассистент, Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого

Аннотация

Введение. Процесс цифровизации становится неотъемлемой частью жизни человека в современном мире. Цифровые технологии проникают во все сферы деятельности человека, в том числе и спорт. Нельзя представить современного тренера или спортсмена, который не использует цифровые технологии для улучшения результатов и развития. Коммуникации между тренером и подопечным претерпели серьезные изменения за последние 20 лет. Объем информации растет из года в год. Быстрая обработка этого объема и структурированное, своевременное и персонализируемое донесение до спортсменов являются ключевыми факторами в использовании современных средств коммуникаций в командных видах спорта. Цель исследования - изучение представленных на рынке программных решений для обеспечения профессионального анализа игровых видов спорта, анализ коммуникаций внутри спортивных клубов и формулировка основных принципов создания платформы для обеспечения коммуникации между тренерским штабом и спортсменами на уровне студенческих спортивных команд. Методика и организация исследования. Теоретический анализ, опрос и обобщение данных научных публикаций. Результаты исследования и их обсуждение. Были рассмотрены современные сервисы предоставления анализа систем данных для профессиональных команд. Были выявлены основные принципы адаптации современных технологий для применения их в качестве коммуникаций между тренерским штабом, административном штабом и спортсменами на примере студенческой футбольной команды.

Выводы. Авторы данной статьи предлагают в качестве решения для вузов технической направленности создание собственной платформы для обеспечения цифровыми коммуникациями в профессиональной спортивной среде с необходимым для студенческого уровня функционалом.

Ключевые слова: спортивные коммуникации, студенческий спорт, футбол, статистический

анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p159-164

ADAPTATION OF MODERN COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS AN ELEMENT OF DIGITALIZATION IN SPORTS ON THE EXAMPLE OF A STUDENT

FOOTBALL TEAM

Ignat Olegovich Epifanov, the assistant, Pavel Evgenyevich Shuvalov, the assistant, Kristina Zung Nguen, the assistant, Valentin Gennadyevich Yurchenko, the assistant, Alina Olegovna Gavrilina, the assistant, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.