Пашков В.П.
к.э.н., в.н.с. Института аграрных проблем РАН, г. Саратов
ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЗЕМЕЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ ДО 2030 ГОДА
Ключевые слова: прогноз, структура земель, земельные доли, количество участков.
Keywords: forecast, structure of land, land shares, the quantity ofplots.
1. Структура и динамика сделок с земельными участками в Российской Федерации
Анализ закономерностей развития земельного рынка России, складывающейся общественно-экономической структуры земель и выполнение долгосрочного прогноза состояния поземельных отношений приводит к неутешительным выводам о результатах земельной реформы, к выводу о необходимости разработки и перехода к другой ее концепции. Об этом говорят происходящие изменения и складывающиеся тенденции в структуре сделок с земельными участками (табл. 1), в агротехнической структуре земель (табл. 2), в общественно-экономической структуре приватизированных земель (табл. 3, а также прогнозы их состояний к 2020 г., 2025 г. и 2030 г. табл. 4).
Таблица 1
Структура и динамика сделок с земельными участками в Российской Федерации (количество сделок в тыс. ед., площадь в тыс. га)
Виды сделок 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Кол-во сделок (площадь) Кол-во сделок (площадь) Кол-во сделок (площадь) Кол-во сделок (площадь)
1. Аренда государственных и муниципальных земель 3514,6 (113081,8) 3403,6 (138576,7) 3254,2 (159420,5) 3424,0 (156923, 8)
1.1. В т.ч. сделки, совершенные в отчетном году 410,7 (26274,9) 463,0 (28738,0) 430,1 (20526,4) 411,6 (14460,7)
2. Продажа прав аренды государственных и муниципальных земель 22,4 (326,43) 27,2 (3044,10) 29,8 (5938,5) 34,7 (6203,0)
3. Продажа государственных и муниципальных земель 350,7 (610,7) 384579 (1124,7) 343811 (882,5) 374903 (931,3)
3.1. В том числе на торгах 41,9 (133,0) 25,2 (79,0) 29,3 (74,2) 34,7 (87,0)
Итого действующих сделок с государственными и муниципальными землями 3887,7 (114018,9) 3815,3 (142745,5) 3627,8 (166241,) 3833,6 (164058,0)
В т.ч., совершенных в отчетном году 783,8 (27212,0) 874,8 (32906,8) 803,7 (27347,4) 821,2 (21595,0)
4. Купля-продажа земли гражданами и юридическими лицами 520,2 (3159,6) 917,4 (4706,8) 908,9 (7787,6) 1130,4 (20886,4)
5. Дарение 117,8 (10583,0) 159,1 (4733,1) 189,0 (4899,1) 218,8 (2260,2)
6. Наследование 314,6 (4116,3) 346,2 (5090,0) 410,1 (10244,0) 460,2 (13747,8)
7. Залог 43,9 (902,7) 83,7 (1786,1) 109,1 (3553,6) 148932 (2447,2)
Итого сделок между гражданами и юридическими лицами 996,5 (18,8) 1,5 (16,3) 1,6 (26,5) 2,0 (39341,6)
Всего сделок с учетом всех действующих договоров аренды 4884,2 (132780,5) 5321,8 (159061,5) 5244,9 (192725,8) 5792,0 (203399,6)
Из них, совершенных за отчетный год 1780,2 (45973,6) 2381,2 (49222,8) 2420,8 (53831,7) 2779,6 (60936,7)
Источник: Рассчитано по данным государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ в 2012 году. - М. Росреестр, 2014. - 252с. Табл. 4, 1, с. 145.
Из анализа таблиц можно сделать вывод, что в России земельный рынок формируется в основном по линии сдачи земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в аренду. Получает широкое распространение продажа прав аренды государственных и муниципальных земель, которая является уже рыночной формой, причем, весьма эффективной.
2. Тенденции в изменениях агротехнической структуры земель и прогноз ее состояния
Автор впервые ввел в использование два противоположных друг другу понятия: агротехническая структура земель и общественно-экономическая структура земель. Первая представляет собой состав угодий, а вторая - состав общественно-экономических форм земель, в первую очередь различных форм земельной собственности.
В России на 1 января 2015 года площадь сельскохозяйственных угодий во всех семи категориях ее земель составила 220,2 млн. га, или 12,9% всего земельного фонда страны, тогда как на долю несельскохозяйственных угодий пришлось 1489,7 млн. га, или 87,1% фонда. Площадь земель категории сельскохозяйственного назначения в фонде составила 385,5 млн. га, за год она уменьшилась на 1,0 млн. га. В составе данной категории земель площадь сельскохозяйственных угодий составила 196,2 млн. га, а несельскохозяйственных угодий - 189,3 млн. га.
Таблица 2
Прогноз изменения площади сельскохозяйственных угодий по землям всех семи категорий в России (база 1990-2015 годов, в тыс. га, на 1 января соответствующего года)
Год Сельскохозяйственные угодья (с землями личного пользования), Всего в том числе
пашня (с землями личного пользования) сенокосы и пастбища (с землями личного пользования) Залежь
1990 222 409,2 132 304,2 87 899,5 347,2
2000 221 088,8 124 373,8 90 923,4 3927,2
2004 220 729,7 122 146,0 92 023,7 4750,2
2010 220 396,3 121 433,9 92 059,5 5103,3
2014 220 205,8 121 489,9 91 967,0 4922,1
Прогноз до 2020, 2025, 2030, 2115 годов
2020 220395,8 121 545,00 - -
2025 220585,8 121 599,9 - -
2030 220775,8 121 654,9 - -
2115 216,405,8 122 589,9 - -
Источник: Рассчитано по данным государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ в 2014 г. - М. Росреестр. 2015. - 226 с. Табл. 1, 10, с. 36.
Как видно по табл. 2, на протяжении 25 лет проявляется слабая, но устойчивая тенденция к незначительному сокращению площади сельскохозяйственных угодий. Уменьшение составило: 1) за последние 25 лет (1990-2014 гг.) на 2,2 млн. га при среднегодовом в 0,088 млн. га; 2) за последние 15 лет (2000-2014 гг.) на 0,88 млн. га при среднегодовом в 0,058 млн. га; 3) за последние 10 лет (2004-2014 гг.) на 0,52 млн. га при среднегодовом в 0,052 млн. га; 4) за последние 5 лет (2010-2014 гг.) на 0,19 млн. га при среднегодовом в 0,038 млн. га. Если взять за основу расчетов изменения последних 5 лет, то площади сельскохозяйственных угодий сократятся и составят к: 1) 2020 г. на 190 тыс. га, 220 395,8 тыс. га; 2) 2025 г. на 380 тыс. га, 220 585,8 тыс. га; 3) 2030 г. на 570 тыс. га, 220 775,8 тыс. га. А на будущие 100 лет (2015-2115 гг.) площадь сельскохозяйственных угодий России во всех категориях ее земель уменьшится лишь на 3,8 млн. га и составит 216 405,8 тыс. га.
Несколько лучше обстоят дела с пашней. Уменьшение составило: 1) за последние 25 лет (1990-2014 гг.) 10,81 млн. га при среднегодовом снижении в 0,433 млн. га; 2) за последние 15 лет (2000-2014 гг.) на 2,88 млн. га при среднегодовом снижении в 0,192 млн. га; 3) за последние 10 лет (2004-2014 гг.) на 0,656 млн. га при среднегодовом снижении в 0,066 млн. га. А за последние 5 лет (2010-2014 гг.) наблюдается уже противоположное явление, возникновение слабой тенденции к росту площади пашни на 0,056 млн. га при среднегодовом увеличении в 11 тыс. га.
Если взять за основу расчетов изменения последних 5 лет, то площади пашни во всех семи категориях земель увеличатся и составят к: 1) 2020 на 56 тыс. га, 121 545,0 тыс. га; 2) 2025 на 11 тыс. га, 121 599,9 тыс. га; 3) 2030 на 165 тыс. га, 121 654,9 тыс. га. А на будущие 100 лет (2015-2115 гг.) площадь пашни России во всех семи категориях ее земель может увеличиться лишь на 1,1 млн. га и составит 122 589,9 тыс. га.
3. Общественную структуру форм частной земельной собственности в России на 1 января 2015 г. можно представить следующим образом (табл. 4). В частной собственности граждан и юридических лиц находилось 132,6 млн. га, что составило 7,8% всего земельного фонда страны. Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составила 115,4 млн. га, или 6,8%, в собственности юридических лиц находилось 17,2 млн. га, или 1,0% земельного фонда. Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составила 1577,3 млн. га, или 92,2% от площади земельного фонда страны.
Земельные доли граждан (включая право в общей совместной собственности) в земельном фонде страны, т.е. во всех семи категориях земель составили 5,2% (89,3 млн. га), или 67,3% земель, находящихся в частной собственности в целом по стране.
Площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения составила 127,6 млн. га. Из них земли частной собственности граждан составили 111,2 млн. га (87,1%), а земли частной собственности юридических лиц -16,4 (12,9%).
В стране в течение семнадцати лет в счет земельных долей или за счет лишь одних земельных долей выделено (сформировано земельных участков) и зарегистрировано в частной, государственной или муниципальной собственности 26,1 млн. га земель (табл. 3). Это менее четверти площади всех долей. Однако сколько или какое количество земельных участков выделено (сформировано) не сообщается. По нашим расчетам в счет земельных долей выделено (сформировано) лишь 360 тыс. земельных участков. Темпы образования новых земельных участков низкие. Одновременно возник процесс объединения нескольких мелких участков в более крупные. В результате возникла тенденция сокращения общего количества земельных участков возникающих в счет площади земельных долей. К 2020 году воз-
можно их сокращение до 310 тыс. единиц. Но тенденция может измениться, тогда возможно образование миллионов новых земельных участков.
Таблица 3
Прогноз изменения площади земельных долей и количества земельных участков по землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в частной собственности граждан (базы 1998-2012 гг. и 2009-2015 гг., на 1 января соответствующего года)
№ п/п Наименование 1998 г. 2015 г. 1998 г. к 2014 г. Среднегодовые Прогноз до 2020 г. Прогноз до 2025 г. Прогноз до 2030 г.
1 Земли реорганизованных сельскохозяйственных предприятий, переданные гражданам с правом собственности на земельную долю:
1.1 - общая площадь земельных долей (млн. га) 115,4 89,3 -26,1 -1,74 80,4 71,9 63,2
1.2 - количество граждан - собственников земельных долей (млн.) 11,8 8,5 -3,3 -0,22 7,4 6,3 5,2
2 Средняя площадь земельной доли, приходящаяся на 1 собственника в га 9,8 10,5 +0,7 +0,05 10,75 11,0 11,25
3 Из них земельные участки общей долевой собственности, сформированные и зарегистрированные после вступления в силу ФЗ от 24.07.2007 № 101-ФЗ: - общая площадь (млн. га) - количество (млн. участков) 2009 г. 19,1 0,4 2015 г. 19,1 0,36 - 0,0 -0,01 19,1 0,31 19,1 0,26 19,1 0.21
4 Средняя площадь земельного участка в га - 53,1 - - 61,6 73,5 91,0
Источник: Рассчитано по данным государственных (национальных) докладов о состоянии и использовании земель в РФ в 2009 и 2014 годах. Росреестр РФ. - М., 2015. - 226 с. Табл. 1.14, с. 50.
4. Прогноз изменения общественно-экономической структуры приватизированных земель сельскохозяйственного назначения в РФ до 2030 года
Выполненный прогноз изменения общественно-экономической структуры приватизированных земель сельскохозяйственного назначения к 2020 году говорит о незначительных долгосрочных положительных изменениях в ней. Земельные доли, которые завели земельную реформу в тупик, сокращаются медленно. Так за три последних года, когда сельскому хозяйству со стороны государства оказывалась наибольшая финансовая и материальная помощь и когда казалось, что земельная реформа заработает, случилось обратное. А именно: частная земельная собственность граждан стала сокращаться со среднегодовыми темпами в 1,66 млн. га в год. К 2020 в стране еще может остаться в частной собственности граждан свыше 100 млн. га земли. Однако в них 73 млн. га будут насчитывать земельные доли. Структура останется по-прежнему крайне нежелательной, поскольку земельные доли портят земельный фонд страны.
Таблица 4
Прогноз изменения общественно-экономической структуры приватизированных земель сельскохозяйственного назначения в РФ до 2030 года (в млн. га и в %, на 1 января года)
Наименование На 01.01.2010 г., в млн. га и в % На 01.01.2015 г., в млн. га и в % Среднегод. изменение за 5 лет, в млн. га Прогноз на 5 лет до 2020 г. в млн. га Прогноз на 10 лет до 2020 г. в млн. га Прогноз на 15 лет до 2030г. в млн. га
1. Всего приватизированных земель по всем частным собственникам 129,3 (100,0) 127,6 (100,0) -0,34 125,9 124,2 122,5
1.1. Земли в частной собственности граждан 119,5 (92,4) 111,2 ( 87,1) -1,66 102,9 94,6 86,3
1.1.1. Из них: земли в общей (долевой и совместной) (земельные доли) граждан 104,2 (86,9) 88,7 (79,8) -3,1 73,2 57,7 42,2
1.1.1.1. Из них: земли в общей долевой собственности граждан 103,4 (99,2) 88,6 (99,8) -3,1 73,8 57,6 42,1
1.1.1.1.1. Из них: невостребованные земельные доли граждан 24,3 (23,5) 18,0 (20,3) -1,26 11,7 17,4 11,1
1.1.1.2. Из них: земли в общей совместной собственности граждан 0,8 (0,8) 0,6 (3,3) -0,04 0,4 0,2 0,0
1.1.2. Крестьянские (фермерские) хозяйства 4,7 (3,9) 5,4 (4,6) +0,14 6,1 6,8 7,5
1.1.3. Личные подсобные хозяйства граждан 2,4 (2,0) 2,8 (2,5) +0,08 3,2 3,6 4,0
1.1.4. Садоводство граждан 0,6 (0,5) 0,6 (3,3) 0,0 0,0 0 0
1.1.5. Индивидуальное жилищное строительство граждан 0,02 (0,02) 0,04 (0,04) + 0,004 0,06 0,08 0,1
1.1.6. Граждане собственники земельных участков 7,1 (5,9) 10,3 (9,3) + 0,64 13,5 16,7 19,9
1.1.7. Огородничество граждан 0,5 (00,4) 0,9 (0,8) + 0,08 1,3 1,7 2,1
1.1.8. Другие цели граждан_| 0,07 (0,1) | 0,2 (0,18) | + 0,03 | 0,35 | 0,5 | 0,65
1.2. Земли в частной собственности юридич. лиц 9,8 (7,6) 16,4 (12,9) + 1,35 23,0 29,5 36,2
1.2.1. Из них: земельные доли в собственности юридич. лиц 0,52 (5,3) 0,47 (2,87) - 0,01 0,42 0,37 0.32
Источник: Рассчитано по данным государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ в 2014 г. - М.: Росреестр, 2015. - 226 с. Табл. 1.13, с. 49.
По проведенным расчетам прогноз на 2020 год будет следующим. Земельные доли составят 73 млн. га из остающихся 102 млн. га земли частной собственности граждан. Темпы сокращения количества собственников земельных долей останутся также крайне низкими, так к 2020 году их останется 6,5 млн. человек. Средняя площадь земельных участков возрастет с 53,1 га в 2015 г. до 61,6 га в 2020г. Так, если к 2015 году, в счет земельных долей было выделено (сформировано) около 400 тыс. мелких земельных участков на площади в 19,1 млн. га, то к 2020 году их количество уменьшится до 310 тыс. на площади в 19,1 млн. га. Сохранятся риски дальнейшей порчи земельного фонда страны, риски перехода к использованию преимущественно маломощной техники взамен мощной современной.
Общий вывод. В России частная собственность на землю, на земельные участки пришла в крайнее противоречие с общественными интересами развития страны, она должна быть выведена из юрисдикции частного права и заменена на государственную.
Перевод земельной реформы на путь преимущественно арендных форм экономической реализации государственной и муниципальной земельной собственности может стать главным направлением коррекции земельной реформы, одним из условий обеспечения национальной продовольственной безопасности, прямо связанной с общей безопасностью России. Это будет работать на снижение рисков дестабилизации и в сфере федерализма страны, на укрепление его экономических и политических основ.
2. Методические рекомендации по развитию института аренды сельскохозяйственных угодий России
1. Государственная Дума Российской Федерации работает над упрощением процесса сдачи и получения земли в аренду и предоставлением в собственность земли. В настоящее время арендаторам земель для продолжения пользования участком или приобретения его в собственность без торгов необходимо доказать, что он использовал этот участок надлежащим образом и предоставить соответствующие документы в уполномоченный орган. Однако установить для всех субъектов РФ единый перечень документов, подтверждающих надлежащее использование участка, не представляется возможным. В результате арендаторы вынуждены подтверждать право на переоформление договоров аренды исключительно в судебном порядке.
Необходимо ввести норму с определением того, кто или что есть «надлежащий пользователь». Таковым является арендатор, в отношении которого отсутствует информация о выявленных и не устраненных нарушениях земельного законодательства при использовании соответствующего земельного участка.
2. Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа», вступивший в силу с 1 июня 2016 года, предполагает, что каждый гражданин страны, любой ее области или республики вправе бесплатно получить на Дальнем Востоке 1 га земли находящейся в государственной или муниципальной собственности.
В основу Закона о дальневосточном гектаре положили либеральные принципы: желающий может получить участок размером не более 1 га для любой цели, независимо от категории земли. Закон разрабатывался с идеей, что он даст толчок развитию Дальнего Востока. Однако позже выяснилось следующее: 1. Необходимо провести разграничение государственной собственности на землю, внести права третьих лиц в Единый государственный реестр прав (ЕГРП), создать схему земель с отметками того, что на них находится, например, защитные леса, водоохранные или рекреационные зоны, зоны, определенные для несельскохозяйственной деятельности, границы территорий, на которых проживают малочисленные народы и др. 2. Необходимо на каждый га определить государственные средства. 3. Предоставление участков должно учитывать и вид деятельности. Ведь сельским хозяйством можно заниматься по-разному, и для разных целей нужны разные участки. Для создания более или менее нормального мелкого хозяйства, например, для крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) одного га недостаточно. Здесь сразу можно пойти на риски выдачи земли в 3-5 га. Земельный участок в 1 га подойдет для создания личного подсобного хозяйства (ЛПХ).
Однако до сих пор неясно будущее сектора личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Доля ЛПХ в ВВП отрасли неуклонно из года в год снижается. Две трети продукции ЛПХ идет в натуральное потребление. Многие считают, что вкладывать деньги в развитие ЛПХ не имеет смысла, так как они лет через 10-15 вымрут. Развитие этого сектора сельских территорий маловероятно из-за их слабой эффективности. Сельские жители практически все без исключения имеют ЛПХ, но их положение ухудшается, они со своими ЛПХ оказались брошенными на произвол судьбы. Многие молодые люди бросают ЛПХ на селе и устремляются в город.
Другой возможный вариант освоения земель Дальнего Востока это создание за счет государства сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов из определенного состава участников. Определяется количество паев, которые передаются в пользование или в аренду с правом обязательного выкупа в течение 15 лет.
Выкуп паев можно осуществлять и коллективно путем поставки продукции кооператива государству или муниципалитету. Это будет наиболее эффективный и самый быстрый вариант хозяйственного освоения земель Дальнего Востока.
С учетом всего вышесказанного необходимо радикально обновить идею «Дальневосточного гектара». Целенаправленно выделить в ней три основных направления землепользования, бесплатной выдачи земли: 1. Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) с земельным участком площадью в 1 га. 2. Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) с земельным участком площадью в 3-5 га. 3. Производственный, Потребительский или иной кооператив из определенного состава участников с земельными участками площадью от 50 до 200 га.
3. В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. была поставлена задача: «Нужно ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают...». Минсельхоз РФ в декабре 2015 г. представил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Президент в Послании говорит о пашне (такой земли в России 121 млн. га), а в проекте закона речь идет уже о землях сельскохозяйственного назначения (таких земель - около 386 млн. га). Однако признаки неиспользования земель актуальны лишь для одной части таких земель, а именно лишь для сельскохозяйственных угодий (для пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений), а для остальной части, т.е. сельскохозяйственных неугодий (болот, оврагов и т.д.) проблемы использования не актуальны.
Поэтому проблему использования и неиспользования земель целесообразнее рассматривать применительно к сельскохозяйственным угодьям, а не только к пашне, но не к землям сельскохозяйственного назначения.
Необходимо всем регионам страны приступить: 1) к формированию участков неиспользуемых государственных и негосударственных сельскохозяйственных угодий; 2) к созданию общественных (публичных) каталогов неиспользуемых земель; 3) к подготовке неиспользуемых государственных и муниципальных земель к сдаче в аренду или продаже в собственность.
4. В России имеется много земель, использование которых экономически неэффективно. Если государство считает все-таки целесообразным их использование, то оно, прежде чем наказывать юридических пользователей за экономическое недобросовестное, или частичное использование, или полное неиспользование таких земель, должно разработать и предложить меры государственной поддержки освоения и использования таких земель, а в отдельных случаях сдавать их даже в бесплатное пользование или в аренду с символической платой.
5. Проект Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения обязывает власти субъектов Российской Федерации в течение месяца приобрести непроданный в частную собственность неиспользуемый земельный участок в свою собственность по цене в 50% от его кадастровой стоимости. Однако этот вариант очень выгоден новым собственникам земли, особенно крупным. При существующей высокой кадастровой цене в 60 тыс. руб. за гектар собственник земли в 100 тыс. га, может получить от субъекта федерации 3 млрд. руб. А таких земель в отдельных регионах насчитывается много, от сотен тысяч до миллиона га. Однако в стране не много регионов с бюджетами, позволяющими решаться на такие сделки. Поэтому необходимо позволить регионам выкупать неиспользуемые земли по низким и даже символическим ценам.
6. Неиспользуемые земельные участки являются по большей части мелкими, не представляют единого крупного земельного массива, и разбросаны по сторонам от центров, по малоудобным, удаленным от них местам. Крупный капитал мелкие участки не интересуют, их использование больше подходит лишь для мелких землепользователей, например, для КФХ, ЛПХ. Это должно найти отражение в государственной земельной политике и это необходимо отразить в земельном законодательстве страны.
7. В пункте 2 статьи 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» записано следующее. «Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица устанавливается ... равным не менее чем 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории. Содержание статьи нацелено на создание сверхкрупной частной земельной собственности. Предлагается содержание пункта статьи заменить на следующее: «Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в пользовании на правах аренды у одного гражданина и (или) одного юридического лица устанавливается ... равным не более чем 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий района».
Список литературы
1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2014 г. - М.: Росреестр, 2015. - 226 с.
2. Продовольственная безопасность России и стратегии импортозамещения в условиях глобальных вызовов /А.А. Анфиногентова, Т.В. Блинова, И.Л. Воротников и др.; Под общ. ред. И.Л. Воротникова. - Саратов: Саратовский источник, 2015. - 444 с.
3. Шагайда Н. Хватит ли одного гектара для заселения Дальнего Востока? - http://www.agronews.ru/news/kommentarij-xvatit-li-odnogo-gektara-dlya-zaseleniya-dalnego-vostoka.html
4. http://www.agronews.ru/news/gosduma-uprostit-arendu-i-predostavlenie-v-sobstvennost-selxozzemel.html